Макс линдер биография кратко

Обновлено: 19.05.2024

Великий Макс Линде́р был подлинной легендой немого кино.

Именно так произносится его фамилия, но мы привыкли произносить его фамилию с ударением на первый слог. Его подлинное имя было Габриэль- Максимилиан Левьель, а по происхождению он был из семьи зажиточных виноделов. Но родным юноши пришлось расстаться с иллюзиями - продолжать семейные традиции снабжать рестораны вином он отказался. Молодого человека тянуло на сцену, и сцена с радостью приняла его. А там и до экрана было рукой подать.

Юноша был очень милый, но ростом не вышел, его 157 см и субтильность, казалось, на долгие годы приговорили его к ролям подростков, гимназистов и студентов.

Габриэль поступал в Парижскую консерваторию музыки и танца, но трижды провалился. Он снимался в рекламе, брался за любые роли. На сцене его и увидел режиссер знаменитой студии Патэ. Впоследствии знаменитая история посещения гримёрки режиссером обросла фантастическими деталями, якобы режиссер готов был сходу предложить молодому актеру 100000 франков только за движение его глаз. Глаза были действительно хороши, но стоили всего 40 франков за день.

Роли были все те же - юноша в комических ситуациях. Фильм "Дебют конькобежца" стал первой крупной удачей - актер так смешно изображал человека, не умеющего стоять на коньках, что в шале стоял гомерический хохот.

Кумиром публики в начале прошлого века был знаменитый комик Андре Дид. У него было несколько прозвищ - в России его звали Глупышкин, во Франции Буаро, то есть Пьянчуга, для итальянцев он был Кретинетти, надеюсь, перевод не нужен.

Итальянская студия долго колебалась, кого пригласить на съёмки, Дида или Линдера, и выбрала первого.

Образ Кретинетти был груб, физиологичен и излишне прямолинеен. Линдер решил, что его образ будет прямой противоположностью. Где-то к 1907 году окончательное сформировался Макс - утонченный денди в безупречном сюртуке, полосатых брюках, в перчатках цвета свежего масла и в цилиндре. Тонкие усики, белоснежная улыбка, идеальная прическа и восхитительный жест, которым Макс поправлял безупречные манжеты - мечта девушки, женщины, служанки и хозяйки дома, школьницы и ребенка- каждый искал и находил для себя в Линдере свои привлекательные стороны.

Макс Линдер собрал свой псевдоним из имён двух парижских актеров и начал стремительное восхождение к вершинам славы. За несколько лет он снялся в нескольких сотнях фильмов. Фактически, он играл сам себя в предлагаемых обстоятельствах - Макс катается, Макс влюбляется, Макс сражается с быком на корриде, Макс женится. Когда Макс слег с аппендицитом, газеты целую неделю публиковали бюллетени о его состоянии, а Макс снял фильм "Макс выздоравливает".

На Больших бульварах Парижа открылся кинотеатр Макс Линдер, который показывал только фильмы с его участием. Раз в неделю выходила новая лента. В 1916 кино"Макс Линдер" было открыто в Москве на Елоховской.

Император Николай II обожал фильмы Макса. Имя Линдера получали папиросы, прически, галстуки, костюмы. На пике славы Линдер отправляется в турне по Европе. Всюду его сопровождает оглушительный успех. Публика в прямом смысле слова носила его на руках. Знаменитый Дягилев как две капли воды похож на образ Линдера.

Макс не просто выходил на сцену, он написал сценарий шоу и срежиссировал его: Макс опаздывает на поезд и добирается на гастроли на чем только можно, и спускается на сцену по канату. Почти всюду спектакли имели огромный успех. Особо взыскательной публике не хватало крупных планов Макса, его глаз и волшебства трюков, которые на сцене не выглядели так эффектно, как не экране.

Макс не останавливал производство своих фильмов и на гастролях - в Москве был снят ослепительно смешной фильм "Макс и госпожа Прохорова" с Кремлём, царь- колоколом и лихими тройками. Однако обозреватель Леонид Мунштейн назвал фильм "ужимками еврейского гаера на фоне православных святынь". Юрий Олеша восторженно описал Линдер- манию и гордился тем, что видел цилиндр Макса Линдера.

Началась первая мировая война, и непригодный к службе Макс Линдер добровольцем ушел на фронт водителем на собственном авто. Война не была лёгкой прогулкой, Макс Линдер хлебнул ужасов войны, да так, что ему пришлось лечить нервы в санатории. Несколько раз Франция получала известия о гибели своего любимца, Макс попадал и в газовую атаку, и под обстрел. Ходили легенды о его дипломатической миссии в Италии, повлиявшей на исход войны.

С этого момента у актера начались серьезные проблемы с физическим и психическим здоровьем.

В кино Макс вернулся в 1916. В Америке он получил контракт на 12 новых фильмов, но отснял только три. Картины почти провалились в прокате. Макс Линдер уничтожен неудачами, его нервы расшатаны, ему пришлось сделать длительный перерыв в работе и пройти лечение в санатории Шамони.

Возвращение в кино произошло в 1919 году. Франция после войны мало располагала к работе, и Линдер снова отправился в Америку. Там он создал студию, которой дал свое имя. Две его картины были превосходны, но выяснилось, что политика протекционизма в кино поставила фильмы иностранца, снятые на деньги иностранца, в крайне уязвимое положение - картины ограничили в прокате. Выход предложил Дуглас Фербенкс и его студия Юнайтед артистс, созданная им, Мэри Пикфорд и Чарли Чаплиным, боготворившим Макса.

Студия профинансировала фильм Макса Линдера. Результат получился грандиозным - фильм " Три проходимца" вошёл в золотой фонд кинематографа. Шутник Макс снял свою версию "Трёх мушкетёров", но фактически это была пародия на знаменитый фильм Фербенкса, только в исполнении Макса Д'Артаньян был настоящим французом, а не ковбоем со шпагой.

Макс великолепно владел шпагой, недаром он в молодости давал уроки фехтования. Он впервые сменил имидж, вместо сюртука надел камзол, но шпага по-прежнему напоминала тросточку.

Сценарий фильма изобилует шутками: де Тревиль распекает мушкетёров за то, что они убили всего 99 гвардейцев, забыв, что скидка на кремацию начинается от 100!

А Д'Артаньян болтает по телефону.

Фильм имел огромный успех, о котором Линдер узнал уже в Париже из телеграммы Фербенкса.

Счастливый год более чем успешного возвращения в кино омрачился роковым знакомством с Элен Петерс, 17 летней голландкой. После трагического романа с актрисой Габи Десли Макс Линдер жёстко пресекал любые попытки вмешательства в частную жизнь.

И вот репортёры получают грандиозный скандал - Макс Линдер арестован за похищение несовершеннолетней! Историю удалось замять только объявлением о свадьбе.

Проблемы с нервами у Линдера усугублялись постоянным приёмом морфина. После окончания съёмок в Америке Линдер попал в автокатастрофу и мучился болями.

В октябре 1925 года конфликт между супругами вошёл в смертельный штопор: он высказал жене, что считает ее монстром, а жена предложила вместе покончить с собой. Линдер согласился.

Супруги Линдер посетили кинотеатр, где посмотрели фильм с двумя сценами самоубийства, как-то прожили ещё сутки. Вечером 31 октября она надели пижамы, приняли огромную дозу веронала, укололи морфин. Потом Макс вскрыл вены жене и себе.

Тревогу забила мать Элен, по ее требованию вскрыли номер Линдеров и нашли супругов живыми, но в коме. Макс прожил на семь часов дольше. Их не похоронили рядом, к счастью. Попрощаться с ней пришло несколько самых близких. С ним - тысячи безутешных поклонников.

Дочь Линдера Мод бережно разыскивала по всему миру фильмы отца. Фильм "В компании Макса Линдера" до сих пор обожают зрители, это лучший антидепрессант.

Творческое наследие Линдера огромное: его уникальный стиль съёмок фильмов про самого себя и его жизнь за стеклом не удалось превзойти ни Гарольду Ллойду, ни Бастеру Китону .

Габриэль-Максимилиан Лёвьель (фр. Gabriel-Maximilien Leuvielle) более узнаваемый под артистичным псевдонимом Макс Линде́р (фр. Max Linder; 16 декабря 1883 — 31 октября (1 ноября ?) 1925) — французский актёр-комик, сценарист и режиссёр немого кино.

Родился в департаменте Жиронда на западе Франции. Уже в 18 лет принят в труппу театра в Бордо, где был занят в традиционном репертуаре. С 1905 года становится одним из основных актёров, а с 1908 года — ведущим комиком студии Pathé. Понятно более чем о 200 его кинофильмах (хотя, к примеру, доктор искусствоведения Ростислав Юренев насчитывает их более 500), из которых около половины сделал сам как сценарист и режиссёр. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях. Был ранен и, не считая того, испытал глубочайшее психологическое потрясение. В 1916 году уехал в США. Снимал среднеметражные и полнометражные киноленты, но достигнуть фуррора, сравнимого с прежним, не смог. Разрушительные военные мемуары, период творческой невостребованности привели актёра к прогрессирующей депрессии. Вечерком 30 октября 1925 года вкупе с юный супругой Элен Петерс сделал акт самоубийства (физическая погибель наступила только день спустя).

Сделанный им персонаж Макс стал первым в международном синематографе экранным образом, циклическим от кинофильма к кинофильму, просто известным и запоминающимся: стильный костюмчик, цилиндр, трость, тёмные усики, ослепительная ухмылка. Его творчество характеризуется переходом от простого, физиологического комизма пинков и падений к поиску забавного в нраве и психологии персонажа, юмора необычных ситуаций и событий. Их источником являлись то влюблённость, то опьянение, то чрезмерная активность героя Макса Линдера, его самонадеянность и легкомыслие. Преждевременное творчество актёра оказало приметное воздействие на Чарли Чаплина и Бастера Китона.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранешние годы
    • 1.2 Сотрудничество со студией Pathé
    • 1.3 Европейское турне
    • 1.4 В годы Первой мировой войны
    • 1.5 Послевоенные годы
    • 1.6 Личная жизнь

    Биография

    Ранешние годы

    Сотрудничество со студией Pathé

    В этот период Макс Линдер, возможно, достигнул апогея собственной славы. Его известность сравнялась, если не превысила, популярность немки Асты Нильсен и американки Мэри Пикфорд. Посреди 1912 года он просит у основоположника студии Шарля Патэ трёхлетний договор с годичным доходом практически в 300 000 франков и получает согласие. Это принуждает студию повысить сходу в нескольких странах цена билетов на киноленты с ролью Макса на 20 %.

    Европейское турне

    Макс Линдер (справа) в Петербурге. 1913 год.

    Из Москвы Макс Линдер отправился в Киев. На удивление, гастроли в Киеве оказались провальными. Уже 2-ое представление, организованное в цирке, собрало только несколько 10-ов зрителей. Оно было отменено, устроители разъясняли ситуацию очень высочайшими ценами на билеты. Линдер востребовал их понижения, но это не изменило ситуацию. В Одессе, четвёртом городке гастрольного тура, напротив, не считая трёх запланированных представлений, было показано ещё два. Встречу кумира собственной молодости обрисовал российский прозаик Юрий Олеша:

    Тяжело вам передать, как был известен Макс Линдер! Духи, папиросы, галстуки, башмаки, покрой, прически, манеры назывались его именованием. — Макс Линдер! — слышалось на улице. — Макс Линдер! Это был небольшой, роскошный, вертлявый юноша, хорошенький, черноглазый, с тоненькими усиками, которого мы всегда лицезрели одетым с иголочки. Цилиндр Макса Линдера! Как много он занимал внимания тогда. Он был так невелик ростом, что, взобравшись на ограду кафе, я увидел его цилиндр сверху. Совсем правильно, он был совершенно небольшой, крошка, небольшой модник в цилиндре, в темной крылатке, хорошенький, с усиками. Его встречают рукоплесканиями, он заходит меж каких-либо поручней и исчезает для меня навечно. Ну, что ж, во всяком случае, я его лицезрел живого, Макса Линдера.

    Из Одессы актёр едет в Варшаву, где даёт два представления, и в конце января 1914 года ворачивается в Париж.

    В годы Первой мировой войны

    Послевоенные годы

    Здоровье кинематографиста в этот период подвергалось резким колебаниям. Если посреди мая 1917 года газеты докладывали о резком ухудшении самочувствия, заставившем его даже на сто процентов отрешиться от работы, то уже через неделю появилась информация о том, что кризис миновал и Линдер ворачивается к созданию четвёртой картины в рамках договора с Essanay. Тем временем ленты терпят провал одна за другой. Пресса информирует о глубочайшем нервном расстройстве актёра и необходимости многомесячного перерыва для настоящего исцеления. Линдер ворачивается в Европу поверженный. Он не желает ехать в Париж и уединяется в тихом санатории в Шамони.

    Личная жизнь

    Деталей личной жизни Макса Линдера до начала 1920-х годов фактически не понятно. Любопытство со стороны журналистов в этой сфере он пресекал очень жёстко. Только южноамериканское издание намекало в один прекрасный момент на его связь в 1914 году с французской актрисой и танцовщицей Габи Десли.

    В феврале 1924 года Макс и Элен, тогда уже домашняя пара, в гостиничном номере в Вене решают попытку самоубийства. Её детали неопознаны. Прибывший доктор фиксирует значительную передозировку снотворного, принятого неверно, полицейских и судебных дознавателей такая формулировка также устроила.

    Оценки художественного вида

    «Он появился на французском экране — роскошный щёголь в визитке и полосатых штанах, в перчатках цвета свежайшего масла, в цилиндре, с буковой тросточкой и в башмаках на пуговицах и на больших каблучках. Его пробор безукоризнен, ухмылка ослепительна, манеры самоуверенны и грациозны. Исключительно в огромных темных очах можно тотчас поймать разочарование и скуку.

    Время от времени комику ставят в упрёк заигрывание со зрителем, внедрение условных жестов из пантомимы. К примеру, поднесённая к лицу рука, равномерно раскрывающаяся, как будто бутон: символ, что герою только-что приглянулась дама.

    Следует иметь ввиду, что негативная критика комика была малой, подавляющее число рецензий носило экзальтированный колер. Французский режиссёр и теоретик синематографа Луи Деллюк так откликался об актёре:

    Творческое наследство и воздействие на синематограф

    Избранная фильмография

    При составлении фильмографии применена хронология и уникальные наименования, которые отражены в данных Института Макса Линдера под председательством его дочери Мод Линдер. Картинам, которые не упомянуты в обозначенном источнике, год выпуска присвоен по сведениям IMDb.

    Макс Линдер (Max Linder, Gabriel-Maximilien Leuvielle) фотографии

    Макс Линдер — псевдоним Габриэля Максимилиана Левьеля. Будучи начинающим актёром, он позаимствовал имя и фамилию у двух знаменитых артистов варьете Макса Дирли и Марселя Линдера.

    Его не стало в ночь с 30 на 31 октября 1925 года в Париже. Макс Линдер и его супруга Элен покончили жизнь самоубийством в своей квартире на авеню Клебер в Париже.
    Великий французский комик похоронен на своей родине в местечке Сен-Лубе, Жиронда, Франция.

    последнее обновление информации: 08.12.14

    дополнительная информация >>

    Биография Макса Линдера

    Макс Линдер (настоящие имя и фамилия Габриэль Максимилиан Лёвьель, Leuvielle) (16.12.1883 - 30.10.1925) - французский актер. Учился в консерватории в Бордо. Играл в парижских театрах "Амбигю комик" и "Варьете". С 1905 года снимался в фильмах фирмы "Пате" ("Первый выход ученика" и др.). В 1910-1913 годах совершил триумфальное турне по Германии, Испании и России, во время которого его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. Лучшие фильмы этого периода: "Макс - жертва хинина", "Макс-виртуоз", "Макс-тореадор". С 1912 года начал сам ставить фильмы. Искусство Линдера знаменовало переход от элементарного комизма погонь, пинков и падений к поискам комедийной характерности, бытовым и психологическим зарисовкам. Неотъемлемые принадлежности образа, созданного Линдером во многих фильмах - элегантный костюм, трость, темные усики, ослепительная улыбка. Источники комических ситуаций - опьянение, влюбчивость, чрезмерная предприимчивость Макса, его самонадеянность и легкомыслие, жертвой которых он часто становился. Блестяще владея техникой комического, актер весело подтрунивал над слабостями своего героя. Раннее творчество Линдера оказало влияние на Ч. Чаплина. После Первой мировой войны снимался во Франции, США и Австрии, однако его фильмы уже не пользовались прежним успехом. Тяжело переживая неудачи, Линдер заболел нервным расстройством и покончил жизнь самоубийством. Его последний фильм "Король цирка" (1925, сценарий Линдера, режиссер Э. Виоле) поставлен в Австрии. В 1964 году на экраны Франции вышел фильм "В компании Макса Линдера", в который вошли ленты, снятые Линдером в США в 1921-1922 годах ("Будьте моей женой", "Семь лет несчастья" и "Три мушкетера").


    В. И. Божович
    Литература
    1. Юткевич С. И. "Макс Линдер" (Жизнь - работа - смерть), 2-е изд., М.-Л., 1926.
    2. "Комики мирового кино" (сост. В. С. Головской), М., 1966.
    3. Трауберг Л. "Мир наизнанку", М., 1984

    Читайте также: