Эсхил отец трагедии прометей прикованный кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эсхил придерживается старинного представления о наследственной родовой ответственности: вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, и он усиленно выдвигает момент личной ответственности человека за свободно выбранное им поведение. В связи с этим традиционные религиозные представления модернизируются. Развивая мысли, намеченные уже у Солона, Эсхил рисует, как божественное возмездие внедряется в естественный ход вещей. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания. Материалом для Эсхила по его собственному признанию служат героические сказания (например, Гомера). Судьбу героя или героического рода Эсхил чаще всего изображает в трех последовательных трагедиях, составляющих сюжетно и идейно целостную трилогию; за ней следует драма сатиров на сюжет из того же мифологического цикла, к которому относилась трилогия. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой. В свете этой проблематики становится понятным и направление драматургических новшеств Эсхила.

Эсхил. Прометей прикованный

Герой трагедии всегда благородный человек, даже идеальный (короли и цари)

Зритель может сопереживать только герою, такому же, как он сам. А в глубине души, каждый считает себя точкой отсчета. И каким бы несовершенным был человек, он все равно считает себя правым. И если у него выходит что-то не правильно, то это враги, мешающие совершить ему правильное намерение. Тут реализовывается простая детская психология. Ребенок, рассматривая книжку с картинками, выбирает самых красивых и лучших и говорит - вот это я. Взрослый мыслит так же. И что бы зритель страдал, нужно чтоб на сцене находился идеальный человек, с которым смог бы отождествить себя зритель.

Прометей – это титан (титаны и титаниты порождение докосмического устройства, такие как Гея(земля), Океан, Уран, Хронус). Зевс – порождение титанов. Он условно племянник Прометея. Прометей украл с Олимпа божественный огонь, огонь знания. В греческой мифологии именно Прометей сделал человека человеком. До этого человек жил, как животное. Прометей научил его приготовлению пищи на огне, врачеванию, строительству, земледелию, разведению скота. Все знания, что получил человек, он получил от Прометея. Прометей является и носителем и воплощением знания, которое он даровал человеку.




Герой трагедии совершает некое действо, которое призвано улучшить состояние дел в мире. Это действие может быть только благородным, но оно имеет свои отрицательные, даже преступные стороны. В этом парадоксальность и двойственность действия, совершаемого героем трагедии. Он одновременно и герой и преступник. Но если бы это был обычный человек, то отождествления у зрителя с ним не произошло бы и история оказалась бы мелкой. Мир очень гармоничен и даже Боги полную гармонию мира не осознают. В греческой мифологии есть 3 богини- Мойры (одна сучит нить, другая вплетает ее в ткань, а третья обрезает эту нить). Эта нить и есть человеческая жизнь. И если нить в какой то момент окажется гнилая, то ткань начинает рваться.

Человеку никогда не дана полнота картины мира, ему кажется, что он знает. И основываясь на это знание, он совершает поступок. Но человек есть часть мира и ему не дано в полной мере просчитать последствие своего действия. Поэтому преступником он становится поневоле.

Что касается Прометея, то его знание полное, потому что он носитель знания. И поэтому его опасается Зевс. Он приказывает приковать Прометея к скале и насылает на него проклятье. Каждый день к нему прилетает орел, который выклевывает печень Прометея, за ночь она вырастает заново и все повторяется.

Греки считали, печень это самый загадочный орган. Зачем он нужен? Неслучайно всякие гадания жрецами осуществлялись по печени. У жертвенного животного вынималась печень, и делалось предсказание. Они считали, что это средоточие жизненных сил. А у Прометея сосредотачивается в печени знание, которое он носит. Поэтому наказание очень точное. А орел это один из образов самого Зевса. Зевс не знает того, что знает Прометей.

Герой трагедии всегда человек свободный и действия, которые он совершает, он совершает свободно. Это для героя не безвыходная, тупиковая ситуация. Это уже тогда не трагедия, а несчастный случай. Трагедия существует, если только человек действует самостоятельно. В этом и заключается смысл трагического. Выбор пути герой трагедии делает свободно. Он очень умный и с мощным интеллектом. И совершая поступок, он понимает какие могут быть последствия и принимает за них на себя ответственность.

Прометей – носитель знания. Ему известно будущее. Он знает что он совершит и какое наказание за этим последует. Знает он и о том, что придет человек- герой, который освободит его. Но он идет на этот поступок, потому что понимает необходимость его.

В результате собственного страдания, герой трагедии получает новое знание о мире. Переходит на новую ступень восприятия мира и это вызывает в человеке - зрителе катарсис, удовольствие. В этом смысле у трагедии всегда хороший финал. Во-первых, не всегда трагедия заканчивается гибелью героя. Но самое главное, что в конце всегда зритель получает катарсис.

Прометей на собственной шкуре понимает цену мирозданию и порядку Зевса.

Это страдание есть результат его конфликта с Богом.

Герой трагедии всегда вступает в конфликт с Богом.

Герой драмы вступает в конфликт с человеком.

Что бы вступить в конфликт с Богом в него надо верить. Поэтому трагедия появляется в 5 в. до н.э. и в 17 веке уже европейской культуры.

Сегодня трагедию не ставят или она превращена в драму. Она уже не трагедия.

Сегодня катарсиса не бывает у зрителей. Иногда даже нет взаимодействия зрителя и спектакля (это есть еще у Фоменок в какой-то степени). Катарсис это чувство соучастия, сопричастности, сострадания.

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл — ещё не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

История создания

История создания пьесы Эсхила окутана тайнами. Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э., но о первой постановке ничего не известно.

Творчество Эсхила. Прометей прикованный: проблематика, сюжеты, образы.

Эсхил (525-456) — отец трагедии. Родился в семье землевладельца в предместье Афин. Аристократического происхождения, одобрял демократию — певец становления демократии. Участвовал в персидской войне. Победу принесло единство духовное – эллинский дух. Эсхил славит дух в произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил – утро эллинского демократизма, единственный трагик, пьесы которого ставили после смерти.

Персонажи Эсхила монументальны, нет будничности. Ввёл 2го актёра. Для ранних пьес (Просительницы, Персы) характерны преобладание хоровых партий, малое использование второго актера, слабо развит диалог. Средний период — появляется центральный образ героя, охарактеризованный основными чертами; развитие диалога, прологи; четкими становятся образы эпизодических фигур. Третий этап представлен Орестеей, с более сложной композицией, нарастанием драматизма, второстепенными образами и использованием 3х актеров.

1й период: трагедия Просительницы (Умоляющие) основана на мифах о 50 данаидах –осваивает проблему брака и семьи. Славит законы греческого полиса. 50 Египтиадов хотят 50 Данаид. Данаиды вместе с отцом – в Аргос скрываются у царя Пеласга. Данаиды – хор. Пеласг – 1й трагический герой, проблема – помочь Данаидам — война с Египтиадами, бесчеловечно. Пеласг поступает как правитель – советуется с народом. Пролога нет, пьеса открывается выходом хора в орхестру. 2й актер использован слабо; диалог развертывается между одним из актеров и корифеем В конце Просительниц к хору Данаид присоединяется хор прислужниц, которые воспевают власть Афродиты. След 2 части Просительниц восстанавливаются из мифа. Данаида Гиперместра, спасает её Афродита.

Персы — основанна на реальных событиях (Соломинская победа 480г). Сочувствует персам, обвиняет императора Ксеркса, пошел против установленного миропорядка – осушил море, сковал Геллеспонта. Боги выбрали греков для возмездия. Хор — персидские старейшины. Матери Ксеркса Атоссе сниться, что Ксеркс запряг в колесницу 2х женщин – Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа Дария, он предвещает поражение персов. Эсхил хочет показать: демократия греков – причина победы, склонность Ксеркса к насилию – плохо.

Семеро против Фив — борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Партии актера преобладают над хоровой частью, яркий образ героя. Других образов в пьесе нет; 2й актер использован для роли вестника. Началом трагедии служит актерская сцена, пролог.

3-й период: Орестея — 458г до н.э. Трилогия дра. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. 1я трагедия – Агамемнон — возвращение из-под Трои, после окончания войны возвращается в Аргос, дома его ждет Клитемнестра. Между действиями в 1й и 2й трагедии – 7 лет. 2я – Хоэфоры — женщины, приносящие надгробные жертвы. 3я– Эвмениды — суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают.

Особенности творчества: герои появляются в момент душевного напряжения, личность сама по себе не интересна, торжественный возвышенный стиль (значение конфликта), богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов.

Анализ трагедии Прометей прикованный — подвиг титана Прометея, подарившего огонь людям и за это наказанного. Ист основой трагедии могла послужить эволюция первобытного общества, переход к цивилизации. Эсхил убеждает в необходимости борьбы с тиранией и деспотией. В трагедии рисует образ борца, морального победителя. Дух чел нельзя побороть. Повесть о борьбе против верховного божества Зевса (деспот, предатель, трус, хитрец). Произведение поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Драматургия слаба, жанр декламации. Характеры монолитны и статичны. В героях нет противоречий, выступают каждый с одной чертой. Действия нет, трагедия состоит из монологов и диалогов (художественны, но не драматичны). По стилю — монументально-патетическая (действующие лица боги, патетизм ослаблен—длинные разговоры, философское содержание, спокойный характер). Тональность восхвалительно-риторическая декламация в адрес единственного героя Прометея. Все возвышает Прометея.

Развитием действия является нагнетание трагизма личности Прометея и нарастание монументально-патетического стиля трагедии. Характеры Прикованного Прометея напоминают характеры ранних трагедий Эсхила. В образ Прометея вложен глубокий смысл.

Произведение Эсхила основано на распространённом античном мифе о восставшем титане, который захотел помочь людям. Как известно, Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь. Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища. Кроме того, он надоумил их начать писать и считать. Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Невежество и рабская зависимость были основой власти царя Олимпа.

Верховный бог решил наказать дерзкого титана, приковав его к скале. Прометей был прикован в Скифии. Для Эсхила, как и для других великих древнегреческих трагиков, то, о чем он поведал, служит лишь условным средством, с помощью которого он раскрывает глубокие философские темы и проблемы.

Краткое содержание

Пролог

Эписодий первый

Океаниды принялись петь скорбную песнь, а вместе с ними оплакивали незавидную судьбу Прометея и все люди.

Эписодий второй

Эписодий третий

К скале, на которой был распят Прометей, подбежала Ио. Когда-то она была красивой девушкой, возлюбленной самого Зевса. Однако ревнивая супруга вседержителя – богиня Гера – превратила девушку в телку, сохранив при этом человеческий разум. С тех пор Ио скиталась по свету, преследуемая оводом, чьи болезненные укусы доставляли ей невыносимые страдания.

Тайна судьбы вседержителя была хорошо известна Прометею, и Зевс, испугавшись за свое будущее, подослал к нему Гермеса выведать ее. Прикованный к скале титан с презрением выслушал гонца, и не ответил ни на один его вопрос. Гермес пытался выведать судьбу своего хозяина и хитростью, и угрозами, но у него ничего не вышло.

Тогда Зевс обрушил на упрямца все подвластные ему стихии: загрохотал гром, засверкали молнии, поднялся сильный ветер. В скалу, к которой был прикован Прометей, ударила молния, и титан провалился под землю.

Главные герои и их характеристика

Прометей прикованный

Продолжение после рекламы:

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл — ещё не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Брифли существует благодаря рекламе:

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Проблематика

Центральный конфликт в пьесе Эсхила — это столкновение между двумя поколениями богов: титанами, к которым принадлежит Прометей, и обитателями Олимпа во главе с Зевсом. Когда-то титаны пали жертвой своего же отца, Кроноса, который поглотил их из страха перед возможным заговором. Их мать горько жалела об утрате, поэтому сохранила жизнь своему очередному отпрыску – Зевсу, он и освободил всех остальных из чрева родителя. Тогда между титанами и богами завязалась война, в которой победила команда громовержца. Немногие титаны остались в живых, и те с условием, что принимают власть победившего родственника. Таким образом, конфликт этих древних и своенравных существ очень древний и восходит еще к временам, когда этот мир только создавался. Именно поэтому гнев небожителя можно оправдать, ведь он по старинной семейной традиции боялся бунта людей и своего свержения. Противостояние героев можно рассмотреть на социально-политическом и на философском уровнях.

На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) в развитии общества, в государственном устройстве, над архаикой и деспотизмом (Зевс).

В чем смысл трагедии?

Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила — в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

Автор: Северьян Цагарейшвили
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сюжет произведения

В основании мифа – история о том, как Прометей похитил у Зевса огонь, спрятал в тростнике, который издревле рос вдоль Гирканского побережья, и передал его в дар людям. Прометей научил людей всем наукам и ремеслам, которые знал сам:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Прометей прикованный, краткий анализ 450 руб.
  • Реферат Прометей прикованный, краткий анализ 240 руб.
  • Контрольная работа Прометей прикованный, краткий анализ 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • он дал людям знания, научил чтению, счету, письму;
  • он познакомил человека с металлами, научил добывать их из недр земли, обрабатывать;
  • он усмирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди смогли обрабатывать землю;
  • он первым построил корабль и оснастил его;
  • он же познакомил людей с первыми лекарствами, научил лечить болезни.

За похищение огня Зевс жестоко покарал Прометея. Желая его сломить, Зевс изначально вверг мятежного титана в Тартар, в непроглядную тьму, где, по представлениям древних греков, скатаются души умерших, затем поднял на поверхность земли, приковав к скале алмазным клином, вбитым в грудь Прометея. Но и этого мстительному Зевсу показалось мало, и он наслал на Прометея огромного орла, которой каждое утро прилетал к титану для того, чтобы терзать его печень. К утру рана затягивалась, и орел прилетал вновь. Все пытки Прометей сносил молча.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Его мать Фемида и отец Иалет приходили к страдальцу и предлагали смириться, подчиниться своему всемогущему брату, Зевсу, но титан отказался. Нимфы-океаниды испытывали жалость к Прометею, умоляли его смириться и открыть Зевсу тайну. О том же просили Прометея и его братья – титаны. Но Прометей отвечал отказом, говоря, что признается Зевсу лишь в том случае, если он признает, что расправился с ним зря. Незнание, непонимание сущности поступка Прометея мучило Зевса, и он решил освободить Прометея.

Геракл и сын Кроноса, кентавр Хирон, освободили Прометея. Титан открыл тайну Зевсу, последний, вняв предостережению мойр и эриний, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. В этом браке был рожден Ахилл – внук Зевса и будущий герой Троянской войны.

Прометей был забыт, а Зевс занял свое место владыки богов и людей, покровителя героев и дарователя всех благ. Народ, ради которого Прометей пошел на жертвы, промолчал.

Книги, включающие творения поэта, до сих пор востребованы читателями, его пьесы с успехом демонстрируются на театральных площадках всего мира.

Судьба

Эсхил родился около 525 года до н. э. в греческом городе Элевсин (Элефсис), находившемся в 20 км от Афин, в плодородных долинах западной Аттики. По мнению историков, его отец Евфорион принадлежал к классу аристократов – эвпатридов, а семья была знатной и богатой.

В юности Эсхил работал на виноградниках. По преданию, однажды ему приснился бог виноделия Дионис, который велел отроку обратить внимание на зарождавшееся искусство трагедии. Проснувшись, поэт создал свое первое произведение, с которым выступил в 499 году до н. э. А в 484 году до н. э. он одержал 1-ю победу в состязании драматургов на празднестве Дионисии.

Городе Элевсин (Элефсис), где родился Эсхил

Город Элевсин (Элефсис), где родился Эсхил

Эсхил входил в число избранных греков, посвященных в тайны культа Деметры, которые было запрещено разглашать под страхом смерти. Поэт участвовал в Элевсинских мистериях, ритуалах, отражающих связь между жизнью и смертью, подразумевающих физическое и духовное очищение.

Поэт и драматург Эсхил

Поэт и драматург Эсхил

Аристотель и другие потомки Эсхила утверждают, что драматург не сумел сохранить тайну священного культа и показал некоторые элементы ритуалов на сцене в своих постановках. За это зрители закидали автора камнями и отдали под суд, на котором он признал свое невежество. Эсхила оправдали, учитывая его военные подвиги, а также приняв во внимание заступничество младшего брата Аминиаса, героя греко-персидских войн.

После смерти трагика Фриниха, который был главным соперником Эсхила на празднествах Дионисии, примерно с 473 года до н. э., драматург стал единоличным лидером состязаний поэтов.

Театр Диониса, где исполнялись пьесы Эсхила

Театр Диониса, где исполнялись пьесы Эсхила

Греческие монеты с изображением Эсхила

Греческие монеты с изображением Эсхила

В биографии Эсхила много белых пятен, однако есть сведения, что поэт в 470-х годах до н. э. дважды посетил остров Сицилия по приглашению местного тирана Гиерона I.

Во время 3-го визита в 456-м или 455-м году до н. э. великий драматург умер. Точная причина смерти Эсхила неизвестна. Биографы утверждают, что поэта убила черепаха, сброшенная ему на голову орлом или стервятником. Хищная птица приняла лысину за камень, о который собиралась расколоть панцирь рептилии.

Драматургия

Еврипид и Эсхил

Еврипид и Эсхил

Драматург выработал собственный литературный стиль и приемы. Он вывел на сцену 2-го актера и создал трагический диалог между двумя персонажами, изобрел жанр трилогии и тетралогии, в которых объединил драматические и сатирические произведения, отказался от дельфийской поэзии, заменив ее традиционным гомеровским эпосом и современными историческими сюжетами.

Эсхил получал первый приз на празднествах Дионисии 13 раз, известно, что все сохранившиеся произведения были удостоены высшей награды.

Трагедия начинается с известия о поражении персов в морском сражении, которое посланник передал Атоссе, матери царя Ксеркса. Женщина отправляется к гробнице своего мужа Дария, где призрак правителя предсказывает новые страдания родному народу и объясняет, что причиной гибели армии стала самоуверенность и высокомерие Ксеркса, вызвавшего гнев богов. Виновник поражения персов появляется в конце пьесы, которая заканчивается плачем хора и поверженного царя.

Бюст и портрет Эсхила

Бюст и портрет Эсхила

Пьеса рассказывает историю братьев Этеокла и Полиника, наследников фиванского царя Эдипа, заключивших договор царствовать по очереди, но не поделивших престол и убивающих друг друга. Оригинальная концовка пьесы состояла из причитаний хора о гибели правителей, но через 50 лет после первого показа она изменилась. В новой версии дочь Эдипа, Антигона, исполняет плач, а затем восстает против указа о запрете захоронения братоубийцы.

В основе сюжета лежит бегство 50 Данаид, дочерей основателя Аргоса, от принудительного брака со своими двоюродными братьями Египтиадами. Они просят убежища у местного правителя Пелагса, который не может принять решение, не посоветовавшись с народом. В конце пьесы люди соглашаются помочь просительницам и дают им приют в городе.

В первой трагедии трилогии описано возвращение микенского царя Агамемнона после победы в Троянской войне. Его жена Клитемнестра разгневана тем, что правитель ради славы принес богам в жертву собственную дочь Ифигению и держал в наложницах Кассандру. Пророчица предсказывает убийство Агамемнона и свою смерть от рук оскорбленной супруги. В конце пьесы появляется сын царя, Орест, считающий своим долгом отомстить за убийство отца.

Читайте также: