Магомед толбоев биография кратко самое важное

Обновлено: 07.07.2024

В летной книжке Героя России ровно дюжина записей об авариях в небе. Целых 12 раз он мог погибнуть, но оставался живым.

Мечта летала в небе

Толбоев родился в небольшом горном ауле Согратль в Дагестане. В семье шофера и колхозницы было девять детей. Магомед - старший, помощник и опора родителей.

Жили трудно, бедно. С марта по ноябрь Магомед ходил босым, а одежду донашивал с чужого плеча - за братьями матери и отца. Впервые новые вещи он получил только в Советской армии.

Дорог в горах было мало, и в 1960-е на Северном Кавказе начали активно развивать местные воздушные линии, стали строить аэродромы. Тогда Магомед впервые увидел самолет.

Ан-2 - это, большей частью, дерево и перкаль, который можно проткнуть пальцем. А для него самолет стал мечтой.

Мечта летала в небе, куда захотел подняться и босоногий мальчишка из маленького горного аула.

Летал без устали

После школы он поступил в Высшее военное авиационное училище в Ейске. По окончании получил диплом с отличием. Служил в авиачастях в Одесском военном округе и в Группе советских войск в Германии, освоил несколько типов самолетов.

Такие, как направленный на летно-испытательную работу военный летчик Толбоев.

Взлетев на сверхзвуковом Су-7Б, летчик Магомед Толбоев стал набирать высоту, и вдруг, при переходе на сверхзвук, случился помпаж - срыв работы турбореактивного двигателя. Падение тяги, мощная вибрация. Пилот мог прыгнуть с парашютом, но жалко ведь самолет.

Толбоев удержал управление, выпустил шасси и стал искать поле для посадки. Нашел, где не было людей и сельхозтехники, и пропахал его вместо трактора самолетом.

Истребитель был спасен, и после ремонта вновь взлетел. Толбоев сломал при жесткой посадке нос и позвоночник.

После компрессионного перелома позвоночника врачи долго ставили Магомеда на ноги. Он встал - и на крыло: снова взлетел. Но два года спустя, во время демонстрационного катапультирования, на самолете Толбоева не сработала автоматика. До земли было около 600 метров. Парашют раскрылся в 20 метрах от поверхности - удар был сильнейший!

. Любого другого после таких травм списали бы с летной работы. Но Магомед недаром пробегал все детство босиком - его организм оказался на редкость крепким.

Посадка без киля

Сегодня считается: более надежной машины не найти. Но так было не всегда. Первые Су-27 стали поступать в войска в начале 1980-х, но на вооружение машину приняли лишь в 1990-м. Все эти годы шли отладка и бесконечные испытания, унесшие жизни двух асов Летно-испытательного института. И едва не погубившие Магомеда Толбоева.

Толбоев почувствовал удар, понял: что-то не так. Но двигатели работали нормально, и летчик резко набрал высоту, выскочив на 6.000 метров, чтобы иметь пространство для маневра, запас для катапультирования и возможность осмотреться. Тогда на Су-27 еще не было приборов, позволявших видеть машину целиком, поэтому, не заметив явных повреждений, Магомед развернулся и спокойно сел.

А на земле выяснилось: вновь пролетел на волосок от смерти.

МиГ-25 взмыл на высоту 11-12 километров и стал парить кругами. Самолет должен был встретить космический челнок, входивший в атмосферу на огромной скорости, максимально близко к нему подойти и сопровождать до приземления, передавая в ЦУП изображение и визуальный отчет, от которых зависело принятие всех оперативных решений.

Толбоев подвел свой МиГ-25 настолько близко, что даже разглядел небольшую дырочку в обшивке крыла челнока.

Когда Магомеда предупредили из ЦУП, что следует быть готовым к уничтожению неуправляемого корабля, летчик запротестовал.

Российская Федерация – это страна, богатая не только разнообразными природными ресурсами, но и людьми, способными совершать трудовые и военные подвиги. В этой статье пойдет речь о Герое России, который смог внести весьма существенный вклад в развитие авиации государства, а также побывать политиком и общественным деятелем. Этого человека зовут Магомед Толбоев. Его судьбу мы и рассмотрим максимально подробно.

магомед толбоев

Немного общей информации

Толбоев Магомед Омарович, биография которого приведена ниже, появился на свет в Губинском районе Республики Дагестан, селе Согратль. Дата рождения этого уважаемого человека – 20 января 1951 года. Родители будущего летчика-испытателя были простыми рабочими. Отец, Омар Магомедович, всю свою жизнь трудился водителем, а мама – Джавгарат Алиевна – посвятила себя работе в колхозе. Есть у героя статьи и родной брат Тайгиб, который также является Героем Российской Федерации.

магомед толбоев биография

Обучение

С самого детства Магомед Толбоев буквально бредил небом, потому неудивительно, что он выбрал для себя обучение в стенах Ейского высшего военного училища летчиков. Из этого вуза он выпустился в 1973 году. После чего в 1984 году он стал обладателем диплома Московского авиационного института, где получил квалификацию инженера-системотехника. Также в своей жизни военный прошел обучение в Центре подготовки космонавтов, а также в аспирантуре РУДН имени Лумумбы. Дагестанец является кандидатом технических наук. Также он окончил школу партийных работников в Германии. А в 1996 году успешно защитил диссертацию по теме, в которой были отражены проблемы отношений между народами Северного Кавказа, благодаря чему стал кандидатом исторических наук.

Карьера

Магомед Толбоев – летчик с многолетним стажем. В 1973 году он стал старшим пилотом в 642 гвардейском Братиславском Краснознаменном авиационном полку. Кроме этого, был руководителем парашютно-десантной подготовки полка истребителей в Группе войск СССР (Германия).

толбоев магомед омарович биография

Тонкости профессии

Герой России Магомед Толбоев за период службы в качестве летчика-испытателя полетал на десятках новейших по тем временам самолетов, которые были различными по своим модификациям. Само собой, что не всегда все было гладко. За плечами дагестанца два аварийных приземления самолетов с вышедшей из строя силовой установкой и одна посадка Су-27, у которого было разрушено хвостовое оперение. В 1976 году пилот пережил катапультирование из обломавшегося МиГ-15УТИ.

Политическая работа

В 1990 году Магомед Толбоев, биография которого содержит много любопытных моментов, выдвигал себя в народные депутаты РСФСР, однако не получил необходимого количества голосов, в парламент так и не прошёл. Через год он оказался в рядах тех, кто оборонял Белый дом. В какой-то момент лётчик даже едва не стал руководителем Дагестана, принимая участие в избирательной гонке, но занял лишь второе место.

В период с 1993 по 1995 год Магомед Омарович был народным избранником Государственной Думы первого созыва, где занимался решением вопросов, связанных с промышленностью, энергетикой и транспортом в профильном комитете.

В 1996 году дагестанец стал секретарем Совета безопасности своей малой родины. На этой должности пробыл два года. Был автором одной из концепций завершения боевых действий в Чеченской республике, неоднократно вступал в переговоры с командирами боевиков с целью найти общий язык и прийти к решению чеченской проблемы.

магомед толбоев летчик

В 1999 году оказался в рядах внутренних войск МВД РФ, где ему был доверен пост руководителя авиации военного округа московского региона. Этой работой он занимался на протяжении одного года.

День сегодняшний

Семейное положение

Магомед Толбоев является женатым человеком. Вместе с супругой, которую зовут Любовь Васильевна, воспитал троих детей. Дочка Марина училась в столице Великобритании. Сын Руслан занимает пост генерального директора сразу в двух компаниях и является акционером нескольких предприятий. Еще одна дочь – Наталья – работает модельером.

Со своей законной половиной Магомед Омарович познакомился еще во времена учебы в летном училище, когда практиковался в Таганроге.

герой россии магомед толбоев

Несостоявшийся проект

Мнение об авиакатастрофе в Египте

31 октября 2015 года над Синайским полуостровом произошла трагедия: разбился российский самолет с несколькими сотнями пассажиров на борту. Толбоев в своем интервью журналистам указал на то, что поскольку авиационное судно было исправно, а экипаж не мог допустить аварии в этой ситуации, то он как специалист склоняется к версии о стороннем вмешательстве в полет самолета, в связи с чем и произошла непоправимая трагедия.

Родился 20 января 1951 года в селе Согратль Гунибского района Дагестанской АССР, РСФСР.

Образование и научные звания:

В 1969 году окончил Гунибскую среднюю школу.

В 1979 году окончил Высшую партийную школу в Группе советских войск в Германии.

В 1981 году поступил на вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (МАИ), окончил его в 1984 году со специальностью инженера-системотехника.

В 1994 - 1996 годах учился в аспирантуре Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы по специальности "История России". В 1996 году защитил диссертацию на тему "Межнациональные проблемы на Северном Кавказе и перспективы их развития".

В 1995 году защитил диссертацию на тему "Межнациональные отношения на Северном Кавказе, в Республике Дагестан в период 1985-1995 годов и перспектива их развития", и получил степень кандидата исторических наук (ВАК №009990 от 21.07.95 г.).

В 2006 году защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора исторических наук (ВАК №06002-21 от 25.01.06 г.).

Профессиональная деятельность:

В 1987 году создал проект Международного Авиационно-Космического Салона МАКС. Проект реализован в 1992 году (авторское право №4276 от 10.07.00 г.).

В 1999 - 2000 годах работал начальником авиации Московского округа Внутренних войск и главным инспектором МВД России.

В 2002 году был одним из соучредителей фирмы "Конверсионные технологии космоса" ("КТК").

С 1997 года и по настоящее время - Почетный Президент МАКС.

Военное образование:

В 1973 году окончил с отличием командный факультет Ейского высшего военного авиационного училища летчиков (ЕВВАУЛ) им. В.М. Комарова.

Воинская служба:

На службе в Советской Армии с 1969 года.

До 1973 года - курсант Ейского ВВАУЛ.

С 1973 года служил военным летчиком и начальником парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка (ИАП) ВВС в Одесском военном округе (Украинская ССР) и в Группе советских войск в Германии.

В 1980 году вышел в запас.

Воинское звание:

Капитан запаса (с февраля 1980 года)

Майор запаса (с 1988 года).

Полковник запаса (приказ МО РФ №536 от 15.07.98 г.).

Классность:

Военный летчик 1-го класса (1973).

Летчик-испытатель 3-го класса (1981).

Летчик-испытатель 1-го класса (1985).

Испытательная работа:

В 1981 году окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).

С 1981 года работал летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. Проводил испытания самолета МиГ-23М на расширение допустимых областей применения, отработку техники воздушного боя на самолетах Су-27 и МиГ-29. Проводил летные испытания Су-24 с двигателем АЛ21Ф-3 на больших углах атаки, МиГ-29 с двигателем РД-33 - на максимальные скорости у земли и на практическом потолке; МиГ-31 - на максимальные нагрузки конструкции; на самолете МиГ-25РУ проводил отработку автоматической системы стыковки с танкерами Ил-78, АН- 12 и Су-24 для дозаправки в воздухе. Исследовал воздействие на МиГ-25 грозовых электрических полей; отрабатывал на МиГ-25РБК бездвигательные посадки с больших высот; отрабатывал систему автоматического захода на посадку на Ту-134, Ту-154 и Ил-62; отрабатывал бездвигательную посадку на Ту-154 с системой управления самолета Су-35, а также на Су-7У, МиГ-21У МиГ-23УБ, Су-24, МиГ-25, МиГ-31, ТУ-22М, Ил-62, Ту-134.

Кроме того, испытывал на прочность самолет МАИ-89; выполнил первый подъем в воздух сверхлегких самолетов "Эльф", МАИ, М-15, "Стаер". Всего испытал 56 типов самолетов и "Калибри".

Испытывал самолеты Су-27 и Су-30 при выполнении фигур высшего пилотажа на высотах 50-1000 м. Совершил аварийную посадку с неработающим двигателем на самолете Су-7. В 1989 выполнил аварийную посадку на запасной аэродром на самолете МиГ-29. Во время одного из полетов ему удалось посадить Су-27, когда во время испытания его на прочность на максимальной скорости и минимальной высоте разрушилось вертикальное хвостовое оперение. Выполнил учебное катапультирование с самолета МиГ-15 УТИ в 1976 году перед личным составом 5-ой Воздушной армии Одесского Военного Округа.

Космическая подготовка:

В 1977 году принимал участие в 7-м наборе ВВС. Прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ, однако из-за обнаруженной у него деформации позвонков в отряд зачислен не был.

В июне 1982 года был отобран в ЛИИ для работ по программе 11Ф35 ("Буран"). В сентябре 1982 года был направлен на углубленные медицинские обследования в Институт медико-биологических проблем (ИМБП). 29 декабря 1982 года прошел врачебно-экспертную комиссию (ВЭК), а 25 января 1983 года получил окончательное заключение ГМК о годности к спецподготовке и приказом МАП №213 от 25 апреля 1983 года был зачислен кандидатом в отряд космонавтов-испытателей.

С 13 ноября 1985 года по 22 мая 1987 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. После сдачи зачетов 5 июня 1987 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

С 1987 года проходил подготовку по программе "Буран", в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления "Бурана", и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК "Буран".

15 ноября 1988 года во время возвращения "Бурана" из орбитального полета пилотировал самолет МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения (СОТН), созданный для передачи в ЦУП информации о внешнем состоянии МТКК "Буран" во время посадки.

С 1988 года планировался в МАП в качестве второго пилота основного экипажа "Бурана" для первого полета.

12 января 1994 года ушел из отряда космонавтов и уволился из ЛИИ в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации.

Спортивные достижения:

Являлся участником проекта "Потолок Мира", в соответствии с которым специально изготовленная высотная аэростатная лаборатория "Авгуръ-40000" должна была подняться на высоту 35000 метров, откуда Магомед Толбоев должен был совершить затяжной прыжок с парашютом, преодолев на высоте около 31000 метров скорость звука. Проект был заморожен из-за отсутствия финансирования.

Занимается вольной борьбой, кандидат в мастера спорта.

Почетные звания:

Герой Российской Федерации (17.11.1992).

Заслуженный летчик-испытатель РФ (19.10.1996).

Почётный работник транспорта России (21.01.2011).

Общественно-политическая деятельность:

19 - 21 августа 1991 года во время путча ГКЧП участвовал в защите Дома Советов РСФСР ("Белого Дома") в группе А. Руцкого.

В июле 1994 года, в ходе Конституционного Собрания РД, был выдвинут кандидатом на должность главы республики - Председателя Госсовета - и набрал солидную (36,8 %) долю голосов 442 участников КС, заняв второе место.

В декабре 1995 года был кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ 2-го созыва, но проиграл выборы.

С июля 1996 по 1998 год был секретарем Совета безопасности Республики Дагестан.

С 1997 года является почетным Президентом Международного аэрокосмического салона МАКС.

Награды:

Награжден медалью "Золотая Звезда" Героя РФ (№ 009, 1992) за испытательную работу, орденом Трудового Красного Знамени (1989) за работы по программе "Буран", юбилейными медалями, орденом "За заслуги перед Республикой Дагестан" (17.01.2011).

Семейное положение:

Отец - Толбоев Омар Магомедович, 1925 г.р., тракторист, механизатор, слесарь в колхозе.

Мать - Толбоева Джавгарат Алиевна. (1927-??), колхозница.

Брат - Толбоев Али Омарович, 1952 г.р., сотрудник Министерства безопасности Дагестана.

Брат - Толбоев Тайгиб Омарович, 1955 г.р., военный летчик-испытатель авиационного завода в г. Улан-Удэ, Герой России.

Сестра - Абдужалилова (Толбоева) Хадижат Омаровна, 1957 г.р., агроном, преподаватель в школе.

Брат - Толбоев Шейхмагомед Омарович, 1959 г.р., начальник гаража в колхозе.

Брат - Толбоев Ахмед Омарович, 1968 г.р., бизнесмен.

Жена - Толбоева (Кондратенко) Любовь Васильевна, 1946 г.р., директор магазина.

Дочь - Толбоева Наталья Магомедовна, 1967 г.р., модельер.

Сын - Толбоев Руслан Магомедович, 1974 г.р., бизнесмен.

Дочь - Толбоева Марина Магомедовна, 1986 г.р.

Увлечения:

Волейбол, велоспорт, футбол, теннис, театр, горные лыжи, парашютные прыжки в горах (1186 прыжков), пилотаж и парапланеризм.

Магомед Толбоев - человек, который внес существенный вклад в развитие российской авиации. За особые заслуги ему было присвоено почетное звание Героя Российской Федерации.

Содержание статьи

Магомед Толбоев: биография, творчество, карьера, личная жизнь

  • Магомед Толбоев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Ахмед Магомедов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Зиявудин Магомедов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Детство, юность и образование

Толбоев Магомед Омарович родился 20 января 1951 года. Место его рождения - село Согратль Губинского района республики Дагестан. Будущий летчик-испытатель рос в самой обычной и не богатой семье. Его отец - Омар Магометович работал простым водителем. Мама трудилась в колхозе. Магомед - не единственный ребенок у своих родителей. У него есть брат Тайгиб, который тоже стал популярным и заслужил высокое звание.

Магомед Толбоев в школьные годы особо не выделялся среди одноклассников, но уже тогда определился с будущей профессией и мечтал о полетах в небо. После окончания школы будущий герой поступил в летное училище, но на полученном образовании не остановился. Магомед Омарович прошел обучение в следующих заведениях:

  • Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (закончил в 1974 году);
  • Московский авиационный институт (закончил в 1984 году);
  • Российский университет дружбы народов.

Толбоев получил степень кандидата технических наук. Но Магомед Омарович всегда отличался не только любовью к авиации, технике, но и оставался при этом разносторонне развитым человеком. Он много читал, вел активный образ жизни. Это стало сподвигло его на изучение и других наук. В Германии он закончил школу, созданную для обучения партийных работников. В 1996 году он написал диссертацию, которая была посвящена проблемам в отношениях между народами Северного Кавказа. За свою работу он получил звание кандидата исторических наук.

Карьера

Карьера Магомеда Толбоева началась в 1973 году. В это время он начал летать в Братиславском Краснознаменном авиационном полку в качестве старшего пилота. В группе войск СССР он руководил парашютно-десантной подготовкой, а затем будущий герой был направлен в командировку в Германию.

В 1977 году Толбоев был задействован в летно-испытательной работе, но через некоторое время был вынужден уволиться в запас. В 1984 году Магомеда Омаровича назначили космонавтом-испытателем космического корабля "Буран". Впоследствии его карьера развивалась в этом направлении и он дорос до должности командира испытательного отряда. С 2002 года он является соучредителем ООО "Конверсионные технологии космоса".

За свои заслуги не раз Толбоев был удостоен орденов и медалей. Магомеду Омаровичу было присвоено несколько наград:

  • Герой Российской Федерации (1992 год);
  • орден Трудового Красного Знамени (1989 год);
  • орден "За заслуги перед Республикой Дагестан" (2011 год).


В карьере летчика-испытателя всегда все было гладко. У Толбоева было несколько аварийных посадок и одна из них была очень тяжелой. Если бы не высокий профессионализм летчика, все могло бы закончиться трагически. Но в таких критических ситуациях Магомед Омарович показал свое мастерство.

Участие в политической жизни

Заслуженный летчик-испытатель активно участвует и в политической жизни страны. В 1990 году он выдвигал свою кандидатуру в народные депутаты РСФСР. Но тогда он не смог набрать нужного количества голосов. Чуть позже он оказался в числе тех, кто защищал Белый дом во время путча.

Магомед Толбоев участвовал в предвыборной гонке и хотел стать главой Республики Дагестан, но его поддержали только 40 % избирателей и он оказался на втором месте. В периоды с 1996 по 1998 годы летчик-испытатель работал в должности секретаря в совете безопасности Республики Дагестан. На этом посту им было сделано многое для того, чтобы предотвратить военные действия в Дагестане. В 1996 году Толбоев предложил свою концепцию решения военного конфликта в Чечне.

Этот человек сделал очень много для развития родной республики. В Дагестане его ценят высоко. Такая активная жизненная позиция заслуживает уважения. Толбоев выступает в качестве эксперта при разборе внештатных ситуаций, связанных с авиацией, с космосом. Он не раз давал профессиональную оценку действиям пилотов во время крушения российских и иностранных самолетов. Магомед Омарович выступал с инициативой о том, что на российских самолетах-истребителях должны летать только отечественные летчики. К его мнению прислушивались и прислушиваются люди, занимающие самые высокие посты.

Начиная с 2012 года Толбоев является доверенным лицом при президенте РФ. Он живет и работает в городе Жуковский. Магомед Омарович занят в военной, научной, политической и спортивной отраслях. Этот уникальный человек - летчик с мировым именем, но при этом успевает реализовать себя и в других областях. Он является руководителем корпорации "Авиация". Толбоев был выбран Президентом Федерации ушу сань-да в Москве.


Личная жизнь

Магомед Толбоев - человек достаточно закрытый и серьезный, как и положено быть летчику и общественному деятелю такого уровня. О его личной жизни известно мало и его имя никогда не упоминалось в громких скандалах. Со своей будущей женой Любовью Васильевной он познакомился еще во времена обучения в летном училище. С тех пор они не расставались. Супруги воспитали троих детей, каждый из которых уже состоялся в жизни. Дочь Марина живет в Великобритании. Еще одна дочь Наталья работает модельером. Сын Руслан - учредитель нескольких компаний. Он также является акционером крупных корпораций.

Читайте также: