Магнитофонная революция в ссср в 60 х 80 х гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Долгое время магнитофоны были слишком дороги для обычного советского обывателя, и приобретались в основном студиями и Домами культуры. В 1960-х особо популярны были магнитофонные приставки, которые работали, используя двигатель и усилитель радиолы (позже — только усилитель). Постепенно аппараты совершенствовались и дешевели. Во второй половине 1970-х стереофонические бобинники стали обязательной принадлежностью каждого уважающего себя меломана, хотя и оставались дороговатыми. Но мой отец был шахтером и мог себе это позволить. Поэтому мое непосредственное знакомство с бобинником состоялось еще в раннем детском возрасте.

Ритуал общения с бобинным магнитофоном для нынешней молодежи выглядит не меньшей экзотикой, чем общение наших бабушек с граммофоном. На один штырек одевалась катушка с лентой, на второй — пустая катушка. Мы брали ракорду (начало ленты без магнитного слоя) и наматывали ее на пустую катушку, предварительно пропуская ленту через систему валиков и головок (тут был необходим навык). Ручка вжималась, поворачивалась, приводя ленту в движение. Сигнал, пройдя усилитель и достигнув колонок, превращался в желанный голос Высоцкого или Меркьюри. Головки и лентопротяжный валик надо было периодически протирать от налета и пыли, на что вполне годились спирт, водка или тройной одеколон.

Советским рок-группам, в отличие от бардов, пришлось значительно сложнее. Звучание электроинструментов и ударных в домашних условиях качественно не запишешь — для этого необходимы были хоть какое-то подобие студии и более серьезная звукозаписывающая аппаратура. Эти требования практически похоронили творческое наследие большинства рок-групп 1970-х, о котором помнят лишь посетители их концертов. К тому же, многие самодеятельные коллективы не оставляли надежды легализоваться и записывать настоящие пластинки.

Вскоре запись и распространение записей самодеятельных коллективов кроме морального удовлетворения стали приносить еще и прибыль. Спрос на любительские коллективы породил на свет целую подпольную индустрию. Если раньше исполнитель, звукорежиссер и распространитель зачастую объединялись в одном лице, то теперь возникла специализация: одни записывали, вторые переписывали, третьи распространяли.

Например, одной из распространенных практик было доведение умельцами скорости записывающего магнитофона до 39 см/сек, в результате чего качество записи возрастало и во время процесса наложения (проще говоря, перезаписи с одного аппарата на другой) не ухудшалось. Ниже мы приведем еще несколько примеров из богатой истории звукорежиссерских извращений.

Вывод из вышесказанного, возможно, прозвучит помпезно, но это правда: советская рок-музыка выжила, состоялась и даже приобрела свои неповторимые черты благодаря магнитофонной культуре в отдельно взятой стране.

Магнитофонная революция - это не только последствие научно-технического прогресса. Изначально, это бунт,протест против официальной политики, идеологии, культуры.

Наметилось некоторое раскрепощение в области общественных наук: начались дескуссии, борьба мнений, пробуждение. Притом борьба мнений, не навязанная сверху (как это обычно происходило раньше, при Сталине, когда давалась команда кого-то травить), а настоящая рожденная различием взглядов и позиций, столкновение нового со старым.

В целом период второй половины 50-х - 60-х годов был отличен большими достижениями науки и техники, системы образования. По ряду позиций СССР вышел на первое место в мире. Создавались новые творческие союзы: Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР и т.д

Главным противоречием между властью и обществом сложившимся в эти годы оставалось противоречие между существующей политической системой и новыми потребностями и запросами стремительно выросшего в интеллектуальном отношении населения страны.

Таким образом в СССР с середины 60-х годов шла борьба демократической и тоталитарной тенденций, и в художественной культуре также выделилось 2 направления– официальное и неофициальное.

Авторская песня

В качестве альтернативы «советской массовой песне-жанру тоталитарного искусства,создавшемуся композиторами, поэтами и певцами, возникла авторская песня.

Один человек сочетает в себе , как правило, автора мелодий, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора- вот признак авторской песни, как культурного феномена.Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму.

Авторскую песню вытеснили из радио и телеэфира,поэтому она была вынуждена перейти на полулегальное положение.

Поющих поэтов слушали миллионы людей по всей планете.

Владимир Высоцкий (25 января 1938 – 25 июля 1980).


Владимир Дерксен (31 октября 1973-. )


Дерксен Владимир Петрович родился 31 октября 1973 года в Рязани. В настоящее время живет в Перми.

Дуэт в составе Владимира Дерксена и Светланы Абрамовой существует с 1988 г. За это время завоевал прочную популярность среди пермских любителей АП.

Тонкие вокальные аранжировки, великолепная артистичность, прекрасное чувство юмора и нежный лиризм. Песни пишут вместе, авторство за редким исключением не разделяют.

Готовы выставить авторскую программу не менее чем на полтора часа. В настоящий момент находятся в прекрасной концертной форме и готовят к выпуску второй диск.

Булат Окуджава (9 мая 1924 – 12 июня 1997)

Юрий Визбор ( 20 июня 1934 - 17 сентября 1984)

Исполнители бардовской музыки

Заключение

Несмотря на гонение и уничтожение людей,талантливых в любой области, осуществляемые в годы тоталитаризма,часть их,в том числе и музыканты,продолжали творить.Их музыка угнетённых и обделённых,давала им надежду на завтра.

Источники

За исключением случаев, когда указано иное, содержимое этой вики предоставляется на условиях следующей лицензии:CC Attribution-Noncommercial-Share Alike 3.0 Unported

Наметилось некоторое раскрепощение в области
общественных наук: начались дискуссии, борьба мнений,
пробуждение. Притом борьба мнений, не навязанная сверху
(как это обычно происходило раньше, при Сталине, когда
давалась команда кого-то травить), а настоящая рожденная
различием взглядов и позиций, столкновение нового со
старым.

По ряду позиций СССР вышел на первое место в
мире. Создавались новые творческие союзы:
• Союз работников
кинематографии СССР,
• Союз писателей РСФСР,
• Союз художников РСФСР и т.д

Таким образом в СССР с середины 60-х
годов шла борьба демократической и
тоталитарной тенденций, и в
художественной культуре также
выделилось 2 направления–
официальное и неофициальное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Духовная жизнь в СССР середины 1960х – середины 1980х гг. «Магнитофонная рево.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная жизнь в СССР середины 1960х – середины 1980х гг. «Магнитофонная рево.

Магнитофонная революция - это не только последствие научно-технического прог.

Магнитофонная революция - это не только последствие научно-технического прогресса. Изначально, это бунт, протест против официальной политики, идеологии, культуры.

БУЛАТ ОКУДЖАВА

АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

ЮРИЙ ВИЗБОР и ЮЛИЙ КИМ БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ Юрий Визбор Юлий Ким

ЮРИЙ ВИЗБОР и ЮЛИЙ КИМ БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ Юрий Визбор Юлий Ким

Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в.

Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней — образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему, что было до него. Евгений Евтушенко

Краткое описание документа:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общественная жизнь СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов"



Она включала в себя следующие положения:

относительная однородность советского общества;

окончательное решение национального вопроса;

отсутствие противоречий внутри общества.

Исходя из этого, предполагалось, что устранены основные конфликты, и дальнейшее развитие общества будет благоприятным. Руководство партии воспринимало действительность с позитивной стороны и насаждало этот взгляд окружающим. Никто не должен был усомниться в правильности выбранного курса. И чем сложнее была экономическая ситуация, тем больше появлялось рапортов о различных достижениях и трудовых успехах.


Теория обострения борьбы социалистической и капиталистической систем объясняла преследования инакомыслящих граждан СССР. Это была борьба с подрывным влиянием Запада.

Узнаем, какие противоречия возникали в культуре Советского Союза.



Продолжал развиваться такой жанр литературы, как производственный роман, в котором восхвалялся доблестный труд рабочих. В таких произведениях все конфликты могли разрешить только партийные работники.


Несмотря на это многие литераторы и режиссёры продолжали отстаивать своё мнение.


Среди них были представители деревенской прозы, которые описывали последствия коллективизации – Фёдор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин.

Не боялись анализировать жизнь общества режиссёры Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Марк Захаров, Олег Ефремов, Галина Волчек.

В СССР существовала практика государственного заказа на написание книг, постановку спектаклей, производство фильмов. Заранее обсуждался сюжет, утверждались актёры на главные роли. Это в значительной степени тормозило развитие культуры и вело её к застою.


Усиливался контроль над средствами информации и учреждениями культуры. На страну вновь опустился железный занавес, лишивший советских людей возможности читать литературу, смотреть фильмы зарубежного производства. Ведь зачастую там видели критику советского режима.

Одним из проявлений магнитофонной революции стала авторская песня. Она была альтернативой массовой советской песне. Барды часто пели о насущных проблемах, не боясь демонстрировать иронию по отношению к советской действительности.



Движение диссидентов возникло в середине 1960-х годов, объединив правозащитные, национально-освободительные и религиозные организации.

Диссидент – это человек, который отстаивает взгляды, несовпадающие с общепринятыми.

Основными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения к руководству партии и в судебные инстанции.

Они выступали за свободу творчества, критиковали систему. Одним из первых диссидентов стал генерал-майор Пётр Григоренко. В 1961 году он выступил с речью на партийной конференции, где заявил о недостаточной критике культа личности, осудил советскую бюрократию. Григоренко уволили из Академии Генштаба и отправили на Дальний Восток. В 1964 году он был арестован. Позже Григоренко признали невменяемым.

5 декабря 1965 года в Москве на Пушкинской площади прошла демонстрация, люди вышли с правозащитными лозунгами.


В 1968 году на Красной площади состоялась демонстрация против ввода войск в Чехословакию. После разгона демонстрации, многих её участников приговорили к разным срокам заключения.

Создавались различные общественные ассоциации. В 1969 году появилась первая из них – Инициативная группа защиты прав человека. Её лидером был академик Андрей Сахаров.


Случались и вооружённые выступления против власти. 22 января 1969 года было совершено покушение на Брежнева. В 1970 году произошла попытка захвата самолёта для вылета в Израиль.


Диссидентское движение было отражением конфликта между руководством страны и обществом.

Важной составляющей жизни советского общества стал спорт. Здесь были достигнуты новые мировые успехи.

В 1972 году на олимпиаде в Мюнхене борец Александр Медведь в третий раз стал чемпионом мира. А сборная СССР по баскетболу одержала победу над соперниками из США.

Всемирную известность получила сборная по хоккею после двух суперсерий со сборной Канады, прошли они в 1972 и 1974 годах. Вся страна знала имена хоккейных тренеров Всеволода Боброва и Анатолия Тарасова. Вратаря Владислава Третьяка. Хоккеистов – Валерия Харламова, Александра Мальцева, Бориса Михайлова, Александра Рагулина, Александра Якушева, Вячеслава Старшинова.


В это время формировалась знаменитая советская школа фигурного катания. Чемпионами в парном катании стали Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Ирина Роднина и Александр Зайцев, Людмила Пахомова и Александр Горшков.


Все эти события создали базу для массового занятия спортом в СССР.

Давайте подведём итоги.

Множество противоречий возникало в литературе и кинематографе.

Читайте также: