Идеи толерантности в полиэтническом обществе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Толерантность – это терпимость к чужим обычаям, чужому образу жизни, действиям и поведению.

Также толерантность выражается в терпимости к чувствам и идеям, мыслям и общему состоянию. Реализация толерантности осуществляется на микроуровне. Например, в частной жизни толерантными считаются индивиды, которые относятся друг к другу с пониманием. Это семейные отношения, приятельские и профессиональные отношения. Субъектами толерантности на макроуровне выступают сообщества, государства и обширные социальные группы.

Что касается этнической толерантности, то это также способность индивида проявлять терпимое отношение к незнакомому или малознакомому образу жизни представителей других этнических организаций и общностей. Это терпимое отношение к этническим группам и их поведению, национальным и этническим традициям, чувствам и верованиям, а также принятие их мнения.

Внешне этническая толерантность может выражаться в:

  • выдержке;
  • самообладании;
  • способности индивида спокойно воспринимать непривычную ему культуру, чуждый образ жизни и мышления.

Одновременно с этим адаптивные способности индивида не снижаются, он старается самостоятельно минимизировать свой стресс и относиться с пониманием к происходящим процессам и явлениям. Этническая толерантность также проявляется и в критических ситуациях, когда человек оказывается перед внутриличностным или межличностным выбором. Это все сопровождается психологической напряженностью, но обычно касается немногих социальных групп. Обусловлено это тем, что сегодня мир очень подвижен, в нем взаимодействуют представители различных этносов и наций, которые находятся в процессе постоянного культурного обмена. Поэтому для человека этническая толерантность – это не вынужденный выбор, а скорее естественный процесс.

Готовые работы на аналогичную тему

Этническая толерантность в разных странах воспринимается по-разному. Это связано с тем, что в разных государствах свое этнонациональное распределение. Где-то проживают этносы, близкие друг к другу по национальным характеристикам, традициям и обычаям. В некоторых же государствах сосуществуют и взаимодействуют друг с другом представители абсолютно разных этнических категорий. Например, это характерно для России. Поэтому вопрос этнической толерантности в российском обществе стал особоактуальным и значимым.

Этническая толерантность в России

  1. Острые кризисные зоны, где чаще всего вспыхивают конфликты, например, Ингушетия, Северная Осетия;
  2. Потенциально кризисные территории, например, Краснодарский край, в котором основным фактором конфликтогенности являются интенсивные миграционные процессы, приводящие к обострению текущей ситуации;
  3. Зоны активного регионального сепаратизма, например, Татарстан и Башкортостан;
  4. Зоны умеренного регионального сепаратизма, например, Республика Коми.

В России тема этнической толерантности сегодня очень острая, и ее необходимо прорабатывать на нескольких уровнях. Прежде всего – на личностном. Толерантное отношение и терпимость к представителям других этносов и наций – это то, что должно воспитываться с раннего детства, что должно быть одной из характеристик личности. Если человек сможет самостоятельно это осознавать, то эту ценность в дальнейшем он будет транслировать уже в общество. В России, многонациональном государстве с культурным разнообразием, проблематика этнической толерантности набирает обороты. Государство и общество доказало, что некоторым негативным явлениям можно противостоять, но на индивидуальном уровне следует еще больше внимания обращать на терпимость и воспитание.


Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в поликультурных и полиэтнических обществах для формирования высокой толерантности.

С начала XXI в. в России выполнялись федеральная и региональные программы, исследовательские проекты Академии образования по изучению и внедрению воспитания толерантности в поликультурной и полиэтнической школе. Обостренное внимание государства и педагогического сообщества к проблеме толерантности вполне объяснимо, поскольку ее решение для многонациональной школы выступает одним из системообразующих в поликультурном воспитании. Толерантность рассматривается центральным компонентом поликультурализма и отражает общечеловеческое через особые отличия людей [7, с. 155].

Начальные методики воспитания толерантности сравнительно несложны. Для поощрения толерантности учителю порой надо совсем немного — дать ученикам совет: молчи, не обращай внимания, терпи, не пререкайся, мысленно скомандуй себе: не волнуйся, переведи беседу на другую тему. Однако для систематического воспитания толерантности такие эпизодические приемы не достаточны. Необходим кропотливый и постоянный тренинг этнокультурной толерантности.

Учеными выявлены определенные тендерные различия среди школьников при проявлении толерантности: наибольшую склонность к ней проявляют школьницы-подростки. Отмечена также возрастная динамика движения подростков к приятию толерантности.

Для поликультурного воспитания неприемлема идея абсолютной толерантности. Эта идея не только невозможна, но и социально опасна, поскольку предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Между тем, у подростков надо воспитывать активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.

Основным показателем успешности поликультурного воспитания является открытость личности иным этнокультурным ценностям, что означает, в первую очередь, уважительное отношение к людям другого образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источник общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.

равные возможности обучения;

осведомленность о многообразии культур;

поликультурность программ обучения;

В мировой науке проведены перспективные исследования по определению критериев эффективности поликультурного воспитания. Можно сослаться в этой связи на сформулированные американским ученым К. Грантом уровни приобретаемой в результате образования поликультурной воспитанности (компетенции).

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Осведомлённость и понимание

Оценка и согласие

Убеждённость и защита

Осведомлённость о собственных этногруппе, расе и пр.

Содействие социальной справедливости

Проектирование, реализация и оценка поликультурного опыта

Понимание общественного неравенства

Содействие развитию чувств единения

Реалистичное и критическое отношение к социальной действительности

Осведомлённость о способах закрепления социальными институтами дискриминации и предубеждений

Действия для положительных социальных изменений. Готовность к решению расово-социальных проблем

Приобретение знаний об иных культурных группах, их вкладе в общество, историю, идеалы, верования. Накопление соответствующего опыта решения проблем

Освобождение от стереотипов. Приобретение поликультурного образования. Интергупповое межкультурное обучение

Использование личного опыта при анализе культурной дискриминации. Активное включение в демократическое решение социокультурных проблем

первый этап — опросы, анкетирование, рейтинговые оценки, наблюдения;

второй этап — тестирование, проигрывание проблемных ситуаций;

третий этап — самооценка, анализ деятельности;

Любопытный эксперимент по апробации показателей, уровней и оценки результатов поликультурного воспитания провёл В. А. Ершов [3]. Показателями педагогической эффективности служили знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям поликультурного социума, поведение в нем. Были сформулированы три уровня поликультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий, а также способы измерения этих уровней. Например, на высоком уровне знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры исходить из рационального, критического подхода, нормы поведения базироваться на ценностях взаимного уважения. На низком уровне знания о поликультурном мире отсутствуют, наличествует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции.

Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. Введение в проблему [Текст] / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: МПСИ; МОДЭК, 2011. — 240 с.

Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 106 с.

Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 2000. — 185 с.

Зорин В. Ю. Национальная политика в России: история, проблемы, перспективы [Текст] / В. Ю. Зорин. — М.: ИСПИ, 2002. — 284 с.

Собкин В. С. Толерантность в подростковой и молодёжной среде. Труды по социологии образования [Текст] / В. С. Собкин. — М.: Центр социологии и образования РАО, 2004. — 223 с.

Banks J. Multiethnic Education: Theory and Practice. — Boston , 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное воспитание, поликультурная среда, толерантность, уровень, воспитание толерантности, готовность, поликультурная воспитанность, Россия.

Похожие статьи

Формирование толерантности через поликультурное.

Поликультурное воспитание дошкольника — это воспитание на основе толерантности к культуре народов того региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Формирование толерантности студента в поликультурной.

Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде. Автор: Бидова Бэла Бертовна. Рубрика: Воспитание в высшей школе.

Поликультурная образовательная среда как элемент.

Библиографическое описание: Ярычев Н. У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности.

Формирование толерантности и межнационального.

Формирование толерантности студента в поликультурной. поликультурная образовательная среда, толерантное поведение, культурное пространство становления личности, этап формирования толерантности, когнитивный компонент.

Воспитание толерантности средствами изучения фольклора.

Ключевые слова: концепции модернизации российского образования, толерантность,интеграция. Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия-страна многонациональная, многокультурная, многоязычная.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи

Формирование толерантности студента в поликультурной.

Поликультурная образовательная среда как элемент.

В социально-культурном аспекте толерантность определяет уровень зрелости общества, готовность к общему поиску путей бесконфликтного.

Формирование поликультурной компетентности воспитанников.

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании.

Поэтому воспитание толерантности в поликультурной среде должно происходить не только посредством бесед учителей и родителей, но и конкретными примерами. И такие примеры в улусе есть: это праздники, посвященные единству народов.

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной.

. и воспитательного пространства в условиях поликультурной среды и формирование полилингвальной и толерантной личности.

Проблема воспитания толерантной (лат. tolerantia — терпение, терпимость к чужим мнениям и верованиям) личности была актуальной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Единство, межнациональное

согласие и политическая стабильность –

главное, чего хочет наш народ.

Назарбаев Н.А.

Во все времена главной проблемой остается проблема мира на планете Земля. Мир и согласие на земле – вот самое главное для каждого человека. Необходимым условием мира является толерантность людей.

В Декларации принципов толерантности, утвержденной генеральной конференцией ЮНЕСКО, говорится, что толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире.

1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

2. Толерантность – это гармония в многообразии.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Этническая толерантность – признание согласия между религиями и народами.

Критериями толерантности являются

1. Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

2. Взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);

3. Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

4. Сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

5. Охват событиями общественного характера , праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

6. Возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

7. Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

8. Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

В настоящее время толерантность у разных народов не имеет однозначного трактования, однако в ее определении много общего.

В народной мудрости Казахстана толерантность понимается, с одной стороны как ненасилие по отношению к другим, а с другой – как бы насилие над собой. Поскольку умение сдерживать себя, подавлять раздражение и гнев требует иногда проявления сильной воли. Такого человека называют терпеливым, степенным, умеющим прощать.

Мировое сообщество признает уникальность этнополитики нашего президента и государства, в котором в мире и согласии проживают представители более 140 этнических общностей. Традиционно в ежегодных Посланиях народу Казахстана он пишет о ее важности, значительности, при этом убежден, что народ нашей страны его поймет, в трудностях будет терпелив, ибо верит, что согласие и мир обеспечат в будущем достойную жизнь. Сегодня ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе Президента страны переросла в институт дружбы народов. Наша полиэтническая Родина Казахстан живет в мире и согласии. Стремление к согласию характерно для всех народов мира, но как показала история, оно особенно развито у казахстанцев.

История нашей страны запечатлела замечательные примеры человеколюбия, милосердия, которые особенно ярко проявились у народа Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Родители детей, эвакуированных в Алмаатинскую область из Москвы, в ответ на их письма выражали алмаатинцам глубокую благодарность за предоставленные детям лучшие помещения для размещения, за бесперебойное питание, в то время как сами недоедали; снабжение детей теплой одеждой, которая не была у них лишней, за создание обстановки, в которой дети, оторванные от родной семьи, почувствовали любовь и заботу жителей всего города, а не только педагогов. В годы ВОВ весь мир стал свидетелем дружбы народов.

Освоение целинных и залежных земель – еще одна героическая страница нашей истории. Этот подвиг действительно имел успех, и героизм проявили не только те, кто бросил работу, свою обжитую маленькую родину и ехал осваивать бескрайние степи, чтобы накормить весь народ и улучшить его жизнь, но и те, кто смог принять как родных этих отважных людей. Времена были нелегкие, не хватало вагончиков, палаток, и много, много самого необходимого.

Освоение целины – это бесценный опыт не только трудолюбия, мужества, но и дружбы и человеколюбия. Поэт О. Жанайдаров писал:

«Хлеб – не просто зерен масса,

Освоение целинных и залежных земель еще одно подтверждение мысли О.Сулейменова, что история любого народа по сути своей интернациональна.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях.

Толерантная образовательная среда в отдельно взятом классе является основой толерантной образовательной системы школы в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости.

ВложениеРазмер
formirovanie_tolerantnosti_v_polietnicheskoy_obrazovatelnoy_srede.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантности в полиэтнической образовательной среде

Одной из важнейших задач современной школы – формирование человека-носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях.

Толерантная образовательная среда в отдельно взятом классе является основой толерантной образовательной системы школы в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости.

Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учетом, как минимум, трех составляющих:

  1. готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям, внедряющим в культуру школы педагогики толерантности;
  2. толерантности учителей как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми);
  3. восприятия учащимися образовательной среды как системы толерантной.

Практические стратегии и механизмы формирования толерантного сознания пока не разработаны и не могут быть универсальными. Поэтому целесообразно обращать внимание на формирование навыков толерантной коммуникации. Для этого необходимы:

✓ учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;

✓ уважительное отношение к личности всех субъектов образовательного процесса.

Уважая и принимая мнения учащегося (не обязательно соглашаясь с ними) и при необходимости корректируя их, учитель показывает ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир;

✓ опора на положительные качества учащихся: позитивный социальный опыт, развитые (пусть даже в небольшой степени) конструктивные умения взаимодействия с людьми.

Для решения проблемы воспитания толерантности необходимо формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

В нашей школе реализуется работа по формированию данных качеств на всех ступенях образовательной системы.

На начальной стадии формирования детского коллектива учитель обеспечивает эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрирует навыки бесконфликтного общения и ведет работу по привитию их школьникам, развивает эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству, самоконтролю. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Самого серьезного внимания сегодня требуют высокий уровень конфликтности в подростковой среде между представителями различных национальностей, частое проявление ксенофобии и экстремизма. Это обусловлено отсутствием в образовательном учреждении гуманистической среды как основы взаимодействия между субъектами образовательного процесса, отсутствием примеров толерантности, неприятием толерантности как базовой гражданской ценности в среде педагогов и родителей. Нередко встречаются родители, которые в случае конфликта между детьми, не разбираясь в его сути и причине, открыто и не задумываясь выступают против детей других национальностей.

Процесс формирования толерантного взаимодействия между учителем и учеником должен осуществляться как на уроках, так и вне класса.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Совет отцов ГОУ СОШ № 153 (далее Совет отцов) является общественным родительским органом и создается в целях организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди учащихся школы и для организации профилактической работы с семьями.

Основная цель Совета отцов - содействие в планировании и организации профилактической работы с семьями и учащимися, обобщение и распространении опыта успешных семей, способствующих функционированию и развитию учебного заведения.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современного общества ведущую роль играет образование. Обращенность в будущее как одна из основных черт современного общества означает, что образование становится основным способом его формирования. Выработка путей долгосрочного и последовательного разрешения социальных проблем современности невозможно исключительно на уровне политических решений. Они могут быть сняты посредством формирования социальной компетенции личности, что составляет одну из основных задач образования в условиях поликультурного общества.

Образование относится к числу высших ценностей для человека и общества, поскольку оно выступает предпосылкой их существования и развития. Именно в сфере образования последовательно формируются способности и жизненные устремления всего населения, определяющие судьбы любой страны на многие десятилетия вперед.

На современном этапе развития общества особую актуальность приобретают проблемы совершенствования системы образования как важного фактора сохранения единства и целостности многонационального государства.

Рассуждения о толерантности в системе образования следует начать с обоснования причин роста актуальности данной проблемы именно в образовательной сфере. Во-первых, происходящие в обществе процессы требуют поиска нового подхода к воспитанию как к форме социализации, которая обеспечивает жизнеспособность общества и его воспроизводство.

Во-вторых, образовательная сфера, являясь частью общества, не может не реагировать на все более набирающие силу процессы интеграции и глобализации. Можно утверждать, что сегодня человеку доступны любые знания, информация, языки, культура, а различия в образе жизни, привычках, предпочтениях людей разных общностей постепенно нивелируются.

В этих условиях на сферу образования ложится большая ответственность, превращая современные образовательные учреждения всвоего рода буфер, призванный смягчить удар межкультурного столкновения.

В системе образования толерантность выполняет целый комплекс задач. С одной стороны, она есть условие эффективности образовательного процесса, в котором определяющее значение имеют межсубъектные связи его участников. С другой, играя в обществе служебную роль, сфера образования выполняет определенный социальный заказ. Сегодня общество заинтересовано не только в гармонично развитой личности, но и в безопасности человека, способном и готовом к творческому поиску мирного, бесконфликтного взаимодействия с окружающим миром. В этом проявлении толерантность уже входит в целевой комплекс процесса формирования личности. Следовательно, задачей теории образования становится определение путей и способов формирования толерантности как особого позитивного профессионально-личностного качества. Подобная задача является трудной, но не невыполнимой. Ее реализация возможна следующими путями:

включение в учебные планы образовательных учреждений особого курса, направленного на формирование толерантности;

введение задачи формирования толерантности в учебные программы традиционных учебных дисциплин гуманитарного цикла.

Совершенствование системы образования должно быть направлено на развитие, удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, создание благоприятных условий для выявления ее творческого потенциала. Развитие образовательной системы возможно лишь с приведением в действие всех политических, социально-экономических рычагов общества. Наиболее важными факторами в этом направлении, по мнению Г.И. Магомедова, М.И. Шурпаева, являются:

развитие научно-технического прогресса;

повышение требований к образовательно-воспитательному уровню молодых людей, вступающих в жизнь;

- широкая демократизация общества [1].

Как известно, по инициативе Президента РФ. В.В. Путина в стране разработаны и уже претворяются в жизнь четыре приоритетных национальных проекта по системной модернизации сфер здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса и сооружения доступного жилья. Именно эти сферы, как подчеркнул глава России, определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества.

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:

- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Формирование толерантности как позитивного качества личности должно стать задачей средней школы, а также системы профессионального образования.

Школа и вуз – являются средой жизнедеятельности молодежи в настоящее время, средой поиска самого себя, самореализации в конкретной познавательной, творческой и досуговой деятельности. В период обучения в школе и вузе происходит не только физическое, но и гражданское, патриотическое, нравственное становление и возмужание молодых людей. Именно в это время в значительной мере завершается формирование духовного мира молодежи, ее знаний, взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и т. п. Воспитание и образование являются традиционными ценностями любого цивилизованного общества, необходимым для достижения жизненного успеха.

Результаты эмпирических исследований позволяют зафиксировать достаточно высокую значимость образования как социальной ценности [5].

влияют положительно, выбрали 57,2% опрошенных;

не оказывают никакого влияния, выбрали 22,2%;

влияют отрицательно, выбрали 3,8%;

затруднились ответить – 11,4%.

Проблемы формирования толерантного сознания в таком полиэтническом регионе как Северный Кавказ актуальны тем, что он является наиболее густо и разнородно населенных регионов планеты.

В цивилизованном обществе уважение к носителю другой культуры – важное условие развития общества. Созидательное начало в мире основывается на уважении и признании. Залогом равномерных межличностных межнациональных отношений, достижений в области экономики, политики, образования и многого другого является взаимоуважение и взаимодействие представителей различных народов, культур, языков. Поэтому одной из важнейших задач системы образования в многоэтничных обществах должно быть воспитание толерантности с малых лет и на протяжении всей жизни. Современная социально-политическая ситуация в России и в ее регионах свидетельствует о насущной потребности формирования новых мировоззренческих приоритетов, которые позволили бы переломить ситуацию усугубляющегося цивилизационного конфликта. В числе задач, которые ставятся перед образованием, – воспитание толерантной личности, готовой к терпимому отношению и взаимопониманию между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной или религиозной идентичностью. Подписанная 16 ноября 1995 г. странами-членами ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности предполагает, что сфера образования представляет собой одну из приоритетных сфер, обеспечивающих формирование толерантного мышления и образа действий. В современном Дагестане острота проблемы толерантности усиливается в связи с ростом социального расслоения, этническими и религиозными противоречиями, которые приобретают характер латентных и открытых конфликтов.

Одним из путей толерантного восприятия мира, находящихся в компетенции образования, может быть поликультурное образование, смысл которого заключается в формировании толерантного мышления через осознание собственной принадлежности, во-первых, к нации, во-вторых, к государству, в-третьих – к международному сообществу.

В содержании поликультурного образования следует выделять и поликультурное воспитание, что связывает социально-педагогический аспект проблемы с народно-педагогическими сторонами (К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков и др.). Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций и этнических меньшинств и предусматривает: а) взаимодействие между людьми с разными традициями; б) ориентацию на диалог культур; в) отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов; г) адаптацию человека к различным ценностям существования множества разнородных культур [6]. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение Дагестана, становится очевидной необходимостью разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Быть этнокультурно компетентным – это, значит, признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность [8]. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию.

В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в  веке.

Список использованной литературы:

1. Магомедов Г.И., Шурпаева М.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан: теория и практика. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003. С. 3-4.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. С. 5.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

4. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации (1992-2002): мифы и реальность. Социологический анализ. М.: РОССПЭН, 2003.

5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. С. 57.

6. Толерантность как практическая философия педагогики: Коллективная монография / Отв. ред. А.В. Перцев. – Вып. 14. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

Читайте также: