М шериф о групповом взаимодействии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических теориях и т. д.

Экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом в американском лагере для подростков. В ходе трудовой деятельности, были замерены изменения межгрупповой враждебности после формирования и разбиения стихийно сложившихся групп, а также в процессе выполнения различной деятельности в условиях соревнования, ходе которой и был зафиксирован рост межгрупповой враждебности.

М. Шериф предложил групповой подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия, однако были утрачены чисто психологические характеристики – когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия.

В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и в негрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматривал причину этих явлений. Он показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствии объективной основы конфликта между группами.

Был сделан вывод о том, что область межгрупповых отношений – это сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.

Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэш-фела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия

ЛЕКЦИЯ № 17. Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Одно из классических определений гипнотического внушения гласит: это использование слов, возвращающих субъекта в прошлое – к воспоминаниям, вызывающим эмоциональное воздействие. В приведенном выше эпизоде мое воздействие поставило

Гипнотические взаимодействия.

Гипнотические взаимодействия. Одно из классических определений гипнотического внушения гласит: это использование слов, возвращающих субъекта в прошлое — к воспоминаниям, вызывающим эмоциональное воздействие. В приведенном выше эпизоде мое воздействие поставило

Выделение спонтанного взаимодействия

Выделение спонтанного взаимодействия Семья Хэнсонов состоит из отца с матерью, Алана, девятнадцати лет, который провел шесть месяцев на излечении в психиатрической больнице, Кейти, семнадцати лет, очень близкой с Аланом, Пег, двадцати одного года, играющей роль

Изменение длительности взаимодействия

Изменение длительности взаимодействия У членов семьи обычно выработана система "нотной записи", управляющая темпом и длительностью их танца. Некоторые такие значки передаются с помощью малозаметных невербальных сигналов, которые сообщают: "Перед нами опасный порог,

Длительность взаимодействия

Длительность взаимодействия Продление процесса взаимодействия является одним из способов усилить его напряженность и может быть использовано и для демаркации подсистем или для их разобщения. В таких ситуациях содержание взаимодействия не столь важно, как сам факт, что

ПОДХОД К НАРУШЕНИЯММЕЖЛИЧНОСТНОГО И МЕЖГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ

ПОДХОД К НАРУШЕНИЯММЕЖЛИЧНОСТНОГО И МЕЖГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ Этот раздел книги был написан раньше остальных. Он был окончен в 1951 году для представления на конференции по общению в Норвестернском университете по случаю его столетия. Доклад был озаглавлен "Общение: его

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Типы взаимодействия

Типы взаимодействия Оглянитесь вокруг, внимательно присмотритесь к людям, которые окружают вас на работе, дома и на улице.В одних и тех же ситуациях почему-то люди ведут себя очень по-разному. В конфликтной ситуации, например на работе, кто-то займет позицию молчаливого

Методы активного взаимодействия

Методы активного взаимодействия Методы активного взаимодействия делятся на две большие группы: дискуссионные методы и методы социально-психологического тренинга.Дискуссионные методы. К дискуссионным методам относятся собственно дискуссия (полемика, диспут) и метод

Измените негативные взаимодействия

Измените негативные взаимодействия Мы все обучаем других, как им следует относиться к нам. Если своими действиями мы демонстрируем, что требуем к себе уважения, а иначе прекратим общение, то людям придется либо вести себя соответственно, либо оставить нас в покое. Если мы

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения)

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС — методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

ЛЕКЦИЯ 3 Психология межгруппового общения

ЛЕКЦИЯ 3 Психология межгруппового общения Характеристика межгрупповых отношений в рамках делового общения.Референтность как характеристика группы.Конформизм и нонконформизм.Социальные стереотипы и их роль в деловом

В рамках этой ориентации были выполнены и эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизмпо отношению к своей группе и внегрупповую враждебностьпо отношению к чужой группе), Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений. По мысли Тэшфела, независимо от объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между группами факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации. Этим и заканчивается в его концепции процесс объяснения определенного типа отношений между группами.



В рамках этой ориентации были выполнены и эксперименты А. Тэшфела, заложившего основы принципиального пересмотра проблематики межгрупповых отношений в социальной психологии. Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизмпо отношению к своей группе и внегрупповую враждебностьпо отношению к чужой группе), Тэшфел показал, что установление позитивного отношения к своей группе выступает как универсальная константа межгрупповых отношений.

Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений. По мысли Тэшфела, независимо от объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между группами факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации. Этим и заканчивается в его концепции процесс объяснения определенного типа отношений между группами.

Примером исследований межгруппового взаимодействия могут служить исследования межгрупповой агрессии в концепции Г. Лебона, негативных установок на другую группу в работе Т. Адорно, враждебности и страха в психоаналитических теориях и т. д.

Экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом в американском лагере для подростков.

Подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения.

Было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу.

На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования, и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью.

М. Шериф предложил групповой подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия, однако были утрачены чисто психологические характеристики — когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие различные аспекты этого взаимодействия.

В рамках этой ориентации и были выполнены эксперименты А. Тэшфела.

Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и в негрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматривал причину этих явлений.

Он показал, что установление позитивного отношения к своей группе наблюдается и в отсутствие объективной основы конфликта между группами.

В эксперименте студентам показали две картины художников и предложили посчитать количество точек на каждой картине.

Это позволило А. Тэшфелу заключить, что причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявлении враждебности к чужой группе.

Был сделан вывод о том, что область межгрупповых отношений — это сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с внешними отношениями группы.

В условиях соревновательной деятельности конфликт интересов провоцирует развитие агрессии, враждебности по отношению к представителям другой группы.

Происходит усиление внутригрупповой солидарности, увеличивается непроницаемость границ группового членства.

Усиливается социальный контроль в группе, уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные изменения в структуре группы, чувствующей себя в опасности.

Ведущим отношением между социальными группами является отношение соперничества.

Важнейший фактор влияния на межгрупповые отношения — характер совместной деятельности, исследованием которого занимался В. Хановес, участник международной экспедиции.

Ее участники отличались друг от друга по национальности, возрасту, культуре, религии, политическим взглядам и т. д.

За время экспедиции группа делилась на подгруппы три раза.

На первом этапе совместной деятельности, когда напряжение было слабым, группа разделилась на две подгруппы по признаку общительности.

Межгрупповые отношения изменились, как только экспедиция стала сталкиваться с трудностями, требующими максимального приложения сил.

Наблюдалось появление трех подгрупп, образование которых было связано с отношением к работе.

Когда экспедиция подходила к концу, межгрупповые отношения вновь изменились: деление на подгруппы по уровню культуры.

Конфликтные отношения возникают между группами, которые имеют существенные основания для сравнения.

Выводы В. Хановеса: совместная деятельность — лучший способ узнать друг друга, особенно если деятельность протекает в экстремальной ситуации. Ни расовые, ни возрастные, ни социальные различия не играют существенной роли в отношениях между людьми.

Исключение — культурный уровень.

В экстремальной ситуации группа делится на микрогруппы несколько раз в зависимости от обстоятельств и личностных особенностей субъектов взаимодействия.

Основными функциями межгрупповых отношений являются сохранение, стабилизация и развитие групп как функциональных единиц общественной жизни.

При взаимодействии с другими группами каждая стремится к устойчивому состоянию посредством сохранения относительного баланса тенденций интеграции и дифференциации.

Если во внешних отношениях группы усиливаются тенденции дифференциации, то внутренние отношения будут характеризоваться усилением тенденции интеграции.

Соперничество, сотрудничество, отношения неучастия — основные стратегии взаимодействия между группами. Доминирующая стратегия — стратегия соперничества.

Читайте еще:

Наша модель помогла нашим пациентам лучше понять себя, стать более открытыми к переменам и легче принимать и лаже ценить свои слабости и неудачи. Именно схемы мешали им наслаждаться жизнью, надеяться, ощущать себя в безопасности, получать от жизни то, что они хотят, и реализовать себя.

Естественно поэтому, что зрительный характер запоминания, который мы уже видели выше, сохранял свое ведущее значение и при запоминании слов.

Сначала я этого стеснялась. Потом привыкла. К тому же обнаружила, что людей, которые боятся воды, не так уж мало. Наверное, так и жила бы себе спокойно со своим дурацким страхом, если бы однажды на пляже не заметила, какое огромное удовольствие получают люди, качаясь на теплых волнах. Нет.

Вторая часть курса направлена на изучение психических процессов: познавательных и эмоционально-волевых. Большое внимание уделяется рассмотрению специфики познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), а также психических процессов (памяти, внимания, воображения).

Приводимые ниже утверждения настолько распространены, что без труда забываешь о том негативном влиянии, которое они оказывают на наше умственное, физическое и финансовое состояние лишая нас возможности добиваться желаемого успеха. Как часто вы слышали или говорили

Будучи расслабленными, вы без труда воспринимаете происходящее вокруг и наслаждаетесь производимыми действиями. Спокойная обстановка благоприятствует объективной оценке ситуации и вашей работы, как следствие, становится возможным принятие новой, более реалистичной стратегии преодоления страхов.

Для них хороши профессии, связанные с созданием красоты: дизайнеры, модельеры, вышивальщицы, кружевницы, рисовальщики и, конечно, художники всех уровней.

— Ваше величество, — ответил Брайяр, — во славу вашего имени мы разгромили, развалили и сожгли все земли ваших врагов к югу от нашего королевства.

У многих подростков наблюдается и неправильная реакция на неудачу. Цель может быть достаточно реалистична и продумана, все основные звенья будущей работы определены, и все-таки это не гарантирует от неудач. А подросток, как правило, не готов к тому, что у него что-то сорвется. Неудачу — даже не.

Позитивный или негативный образ своей группы формируется в зависимости от того, какое место она занимает в обществе. Критерии же этого зависят от типа общества, поскольку в нем по-разному оцениваются различные социальные группы, в частности, по половому, национальному или религиозному признаку. Сама возможность перехода из одной группы в другую также обусловлена характером общественных отношений: в тоталитарных обществах человек в большей мере привязан к группе, в демократических существует больше возможностей для индивидуальной мобильности. Поэтому социальная идентичность личности есть один из механизмов, связывающих личность и общество.

Концепцией, продолжившей мысли Тэшфела, является взгляд Дж.Тернера (подробнее – вопрос 14). Наиболее известное – мысль о том, что социальная категоризация является необходимым и достаточным условием межгрупповой дискриминации.

Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Изучая межгрупповую дискриминацию (внутригрупповой фаворитизм по отношению к своей группе и в негрупповую враждебность по отношению к чужой группе), А. Тэшфел рассматривал причину этих явлений.

Был сделан вывод о том, что область межгрупповых отношений – это сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию.

Анализ этих процессов и должен, по мнению А. Тэш-фела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений.

М. Шериф предположил, что конфликты между группами людей возникают не из-за самого наличия групп, а из-за ограниченного доступа к общим ресурсам. Для эксперимента были отобраны мальчики 11—12 лет, психологически устойчивые, с высоким интеллектом из однородной социальной среды. Исследование проводилось в летнем лагере, до приезда туда мальчики не были знакомы друг с другом, и в течение эксперимента не догадывались, что являются испытуемыми.

1 фаза. Длилась неделю и была посвящена формированию групповой сплочённости. Две группы не знали о существовании друг друга. Мальчики играли, проходили испытания, в группах распределились роли, появились прозвища, жаргон, выявился лидер. Фаза закончилась появлением самоназвания, что означало формирование групповой сплочённости и идентичности.

2 фаза. На этом этапе группы впервые встретились. Они участвовали в различных соревнованиях с призами. И если, поначалу они нормально взаимодействовали, то к концу этапа сформировалась внегрупповая враждебность. Своих одногруппников мальчики называли смелыми и ловкими, а участников другого отряда "трусами" и "вонючками". Они стали совершать набеги на жилища друг друга, искали поводы для столкновений.

3 фаза. Заключительная. Во время этой фазы, исследователи попытались снизить напряжённость, возникшую в результате группового противостояния. Они отвели мальчиков в кино, но вражда продолжала расти. Они отвели их в кафе и посадили так, что бы соседом оказался мальчик из другой группы, что привело к драке.

Эксперимент стал классикой межгрупповых исследований. И хоть его результаты не были ошеломительно новыми, это дало большее понимание того, что в психологии групп индивидуальные мотивации не так важны, как особенности межгруппового взаимодействия (соперничество или общее дело). И к группе нужно относиться именно как к отдельному организму.

Читайте также: