Любовь в этике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Полезное

Смотреть что такое "ЛЮБОВЬ" в других словарях:

любовь — Любовь … Словарь синонимов русского языка

ЛЮБОВЬ — это эгоизм вдвоем. Перефразированная Жермена де Сталь Любовь это взаимное святотатство. Кароль Ижиковский Любовь это попытка мужчины удовлетвориться одной единственной женщиной. Поль Жеральди Любовь это краткий промежуток времени, когда лицо… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия

любовь — (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо… … Словарь синонимов

любовь — 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). ; 2) и … Большая психологическая энциклопедия

ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии,… … Толковый словарь Ушакова

Любовь — ови, жен. Слав.Производные: Люба; Любава; Любаня; Любаха; Любаша; Любуся; Люся; Буся; Любуша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. имени Charis. От charis любовь.)Именины: 30 сент. Словарь личных имён. Любовь… … Словарь личных имен

ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного… … Современная энциклопедия

ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного восхождения; … Большой Энциклопедический словарь

ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до… … Толковый словарь Ожегова

Феномен любви как высшей духовной ценности человечества. Этико-философское рассмотрение значения любви, иерархия ее нравственной ценности и характеристика видов. Классификация форм и общие признаки любви. Милосердие и справедливость; личные отношения.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.04.2013
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Этика любви

Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.

Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т.е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка - Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям, мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Любовь - это чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними.

Однако любовь не всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Индивидуальная половая любовь - межличностное единство с другим человеком. Но можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви.

Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:

Илиа - любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

Сторгэ - любовь-нежность, особенно семейная;

Агапэ - жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве - любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

Людус - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

Прагма - рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж.А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля -- эрос, сторгэ и людус, в своих смешениях дают ещё три -- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь - прагму.

Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

Существует несколько видов любви, которые выделяет Эрих Фромм: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. "Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях," - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую целесообразней назвать любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери, по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь - это то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом "любовь", т.е. межличностное единство с другим человеком (половая любовь).

О любви к себе Э. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу он трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви.

Эрих Фромм говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями.

И наконец, абсолютно полная, всеохватная любовь, которая органически включает в себя все эти виды.

Многообразие форм и соответственно философских трактовок любви дает понять нам о многогранности такого понятия как любовь, чтобы иметь более четкое представление, рассмотрим данное понятие через спектр некоторых нравственных основ, которые боле тесно связаны с понятием любовь.

Заповедь милосердной любви

Милосердие - это:

доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;

сочувствие, жалость, сострадание, любовь;

Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забывает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себялюбия. Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь милосердная, инициативная.

Любовь и долг. Любовь - это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгулированию и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг;

любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;

любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевский. Он утверждал, что любовь - это:

метафизическая основа нравственности;

форма деятельного, заботливого отношения к людям;

чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сентиментальное проявление любви).

Любовь, милосердие и справедливость. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм). любовь духовный нравственный милосердие

Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечеловеческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

В.С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мнению Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духовного опыта человека.

Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравственными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вторая - ненависти.

Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно противостоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому человеку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что милосердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основным уровням морали). Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей. Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других.

Милосердие, заповедь любви:

является долгом человека;

не является обязанностью человека, а рекомендуемое требование;

основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интересов других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству.

Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.

Личные отношения: любовь, семья, дружба

Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

единении с другими людьми;

самореализации и др.

Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

Установлению личных отношений способствуют:

сходство убеждений, интересов;

Формы личных отношений: любовь, семья, дружба, знакомство и пр.

Семья - первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей.

В семье человек обретает:

чувство безопасности, комфортности, поддержки;

условия для самосовершенствования;

облегчение житейских забот;

нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). Семейные отношения подразумевают:

ответственность за членов своей семьи;

самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи.

Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д.

межличностные отношения, имеющие нравственную ценность;

отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер;

основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений.

Дружеские отношения могут реализовываться в формах:

комплиментарности (взаимодополняемости) и др.

Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п.

Доминирующие в дружбе нравственные ценности: деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной.

имеющие нравственную ценность;

проявляются в основном в групповых отношениях;

являются оценкой отношений в группе людей (коллективе и пр.);

основаны на равенстве и взаимном уважении;

нивелируют различия социальные, экономические и др.;

основаны на интересах общей деятельности.

Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человеком. Кроме того, дружеские отношения, несмотря на их индивидуальность и конкретность, более унифицированы по формам проявления, нежели отношения любовные. Любовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется.

Удовольствие и любовь

Удовольствие, также можно привязать к любви как положительную (или как отрицательную, в зависимости от обстоятельств) ценность, отвечающую потребностям, интересам человека в его эмпирическом существовании.

Удовольствие (наслаждение) - чувство, которое сопровождает удовлетворение потребности человека. Оно ведет к угасанию физического и психического напряжения, с одной стороны, и стимулирует активность человека, его стремления, жизненные функции организма - с другой Удовольствие означает индивидуально значимую самореализацию (творческую и др.).

представлять для человека ценность;

определять мотивы деятельности человека;

определять иерархию ценностей и образ жизни человека;

являться для человека смыслом жизни

Принцип ориентации на удовольствие лежит в основе личной независимости. В стремлении к удовольствию человек противостоит общественным нормам морали, проявляет индивидуальную волю.

Стремление к наслаждению должно быть ограничено нравственностью. Стремясь к осуществлению своих желаний, человек должен уважать право других людей на реализацию своих желаний.

Человек может свободно и конструктивно выразить себя в творчестве, которому свойственны переживания, схожие с наслаждением.

Подводя итоги и обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод. Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединении и в постоянных контактах с ним.

Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объекта, на который она направлена. Можно выделить:

любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к милосердию (возвышающая любовь);

любовь к отечеству, народу и пр. (лежит в основе мировоззрения);

любовь к родителям, детям, женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека);

любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет).

Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство:

основана на биологическом влечении, но не сводится к нему;

утверждает другого человека как уникальное существо;

означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность;

открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные возможности).

Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются:

забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.);

ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполнение долга);

уважение, отношение к объекту любви как к самоценной личности.

Следует также отделять любовь как высшую духовную ценность, свойство и право человека. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви - тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости.

Следует помнить, что любовь - это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь - это духовная потребность, требующая от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку, самопожертвованию. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.

Подобные документы

Понятие любви в историческом аспекте. Платоновское определение любви. Сущностное содержание дружбы. Христианская концепция любви. Новый образ любви в Евангелии. Трансформации в этике "этического статуса" любви. Христианская любовь как дар святого духа.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 05.03.2011

Любовь в древней Греции. Любовь как демоническая сила. Трагический тон в греческом мировоззрении. Новое осознание любви Платона. Новое понимание любви и эпоха иллинизма. Любовь в наши дни и ее загадочная сущность. Соблазнение как составляющая любви.

контрольная работа [28,1 K], добавлен 09.06.2009

Понятие любви как не просто чувства, а деятельности ума, души и тела. Проблема любви и половых отношений. Любовь как великий фактор продолжения человеческого рода. Любовь: норма, отклонение, патология. Взаимосвязь любви и брака в совремнном мире.

реферат [21,9 K], добавлен 27.09.2010

Понятие милосердия, заповедь милосердной любви, ее соотношение с долгом и требованиями Декалога. Этико-философская мысль Европы Нового времени. Особенности личных отношений, значимость людей друг для друга. Концепция гедонизма, принцип прагматизма.

реферат [24,0 K], добавлен 11.12.2009

Любовь как высшая ценность. Разновидности любви, версии ее возникновения. Основные черты различных теорий любви, ее нравственный, прагматический и метафизический смысл. Определение смысла жизни, основные концепции обоснования осмысленности и цели жизни.

понятие любовь

Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.

Понятие любовь является многогранным и включает в себя любовь к родителям, детям, Родине, объекту противоположного пола, любовь к ближнему. В христианской этике высшим проявлением любви является агапе – что значит любовь к Богу.

Понятие любовь, как нравственное качество формируется в течение жизни человека. На первых порах формируется стремление к объекту любви, а затем формируется само это чувство. Любовь к противоположному полу предусматривает не просто чувственное влечение, а глубокое восприятие всей личности объекта любви. В нравственном отношении этот человек начинает представлять высшую ценность. Его интеллект, эмоциональные и моральные качества – все воспринимается как доброе и прекрасное. В отличие от любви чувственное влечение – это лишь биологический источник ее возникновения.

Любовь основана, прежде всего, на тесной духовной близости. Даже без непосредственного контакта, любящие люди склонны к внутреннему диалогу друг с другом, они сверяют свои желания, помыслы и поступки через систему ценностей объекта своей любви. В любви люди как бы растворяются друг в друге и формируют новые личности с качествами, присущими им обоим. Недаром в христианской Библии записано, что любящие люди прилепятся друг к другу и станут как бы одной плотью.

Если любовь эротическая захватывает всю жизнь человека и подчиняет ее себе, то другие виды любви могут составлять только ее часть, например, любовь к детям. А любовь к своему делу, деньгам, славе – вообще только один из аспектов существования личности. Разные виды любви имеют и разную оценку их восприятия. Так любовь Родине в глазах общества имеет более высокую оценку, чем любовь к славе.

Несмотря на наличие большого количества разных видов любви, все они имеют один объединяющий признак – любовь всегда социальна. Она сама является проявлением социальности человека. Любовь – ведущая потребность человека и главный аспект его существования в человеческом обществе.

Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями.

Файлы: 1 файл

Реферат - этика любви (второй вариант).doc

По дисциплине: Деловая этика

на тему: Этикет любви

Выполнила студентка группы: ЭУП-12

Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.

Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка – Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Любовь – это чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними.

Однако любовь не всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Индивидуальная половая любовь – межличностное единство с другим человеком. Но можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви.

Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:

Илиа - любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

Сторгэ - любовь-нежность, особенно семейная;

Агапэ - жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве - любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

Людус - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

Прагма - рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус, в своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь - прагму.

Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

Существует несколько видов любви, которые выделяет Эрих Фромм: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. "Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях," - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую целесообразней назвать любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери, по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь - это то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом "любовь", т.е. межличностное единство с другим человеком (половая любовь).

О любви к себе Э. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу он трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви.

Эрих Фромм говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями.

И наконец, абсолютно полная, всеохватная любовь, которая органически включает в себя все эти виды.

Многообразие форм и соответственно философских трактовок любви дает понять нам о многогранности такого понятия как любовь, чтобы иметь более четкое представление, рассмотрим данное понятие через спектр некоторых нравственных основ, которые боле тесно связаны с понятием любовь.

Заповедь милосердной любви.

    • доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;
    • сочувствие, жалость, сострадание, любовь;
    • благотворительность.

    Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забывает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себялюбия. Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

    Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь милосердная, инициативная.

    Любовь и долг. Любовь – это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгулированию и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

      • мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг;
      • любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;
      • любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

      Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевский. Он утверждал, что любовь - это:

        • метафизическая основа нравственности;
        • форма деятельного, заботливого отношения к людям;
        • чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сентиментальное проявление любви).

        Любовь, милосердие и справедливость. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

        Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечеловеческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

        Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

        В.С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мнению Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духовного опыта человека.

        Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравственными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вторая – ненависти.

        Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно противостоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому человеку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

        Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что милосердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основным уровням морали). Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей. Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

          • является долгом человека;
          • не является обязанностью человека, а рекомендуемое требование;
          • основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

          Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.

            • Эти действия должны быть направлены на удовлетворение интересов других людей, и основываться на стремлении другого человека к совершенству.

            Толстой утверждал, что милосердие должно начинаться с раскаяния, готовности к самоизменению и совершенствованию.

            Личные отношения: любовь, семья, дружба

            Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в:

              • единении с другими людьми;
              • безопасности;
              • эмоционально-положительных отношениях;
              • самореализации и др.

              Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения.

              Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями.

              Файлы: 1 файл

              Реферат - этика любви (второй вариант).doc

              По дисциплине: Деловая этика

              на тему: Этикет любви

              Выполнила студентка группы: ЭУП-12

              Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.

              Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно. Можно выделить: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка – Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

              Любовь – это чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними.

              Однако любовь не всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей стране. Индивидуальная половая любовь – межличностное единство с другим человеком. Но можно ли любое межличностное единство назвать любовью? Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность любить, отдавая, зависит от развития личности. Любая любовь имеет нравственную ценность в контексте поведения человека. Если из любви к шоколаду человек готов его украсть, то его любовь безнравственна и социально опасна.

              Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности. То есть можно любить украшения, родителей, сбор грибов или поэзию и стремиться получать то, что любишь или делать то, что любишь, наслаждаться близостью с объектом любви.

              Классификация форм любви

              Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке:

              Илиа - любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

              Сторгэ - любовь-нежность, особенно семейная;

              Агапэ - жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве - любовь Бога к человеку.

              Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

              Людус - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

              Прагма - рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

              В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля — эрос, сторгэ и людус, в своих смешениях дают ещё три — агапэ, любовь-манию и рациональную любовь - прагму.

              Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

              Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

              Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

              Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

              Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

              Существует несколько видов любви, которые выделяет Эрих Фромм: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

              Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. "Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях," - пишет Фромм.

              Материнская любовь, которую целесообразней назвать любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери, по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

              Эротическая любовь - это то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом "любовь", т.е. межличностное единство с другим человеком (половая любовь).

              О любви к себе Э. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

              Любовь к Богу он трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви.

              Эрих Фромм говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями.

              И наконец, абсолютно полная, всеохватная любовь, которая органически включает в себя все эти виды.

              Многообразие форм и соответственно философских трактовок любви дает понять нам о многогранности такого понятия как любовь, чтобы иметь более четкое представление, рассмотрим данное понятие через спектр некоторых нравственных основ, которые боле тесно связаны с понятием любовь.

              Заповедь милосердной любви.

                • доброжелательное, сострадательное отношение к другому человеку;
                • сочувствие, жалость, сострадание, любовь;
                • благотворительность.

                Если человек в милосердии сконцентрирован на своих эмоциях, забывает об объекте милосердия, такая любовь является проявлением себялюбия. Заповедь любви может быть реализована на основе долга, склонности и сострадания.

                Любовь к людям основана на идеале любви Бога к людям. Эта любовь милосердная, инициативная.

                Любовь и долг. Любовь – это чувство, субъективное явление, которое не поддается peгулированию и не может быть универсальным принципом нравственного выбора. И. Кант утверждал, что:

                  • мотивом нравственной деятельности является не любовь, а долг;
                  • любовь не всегда может быть согласована с долгом, обязательствами;
                  • любовь не может быть принципом, так как он императивен, а любить можно только по склонности.

                  Вопрос о соотношении любви и долга рассматривал и Ф.М. Достоевский. Он утверждал, что любовь - это:

                    • метафизическая основа нравственности;
                    • форма деятельного, заботливого отношения к людям;
                    • чувство, в котором самореализуется человек в данной ситуации (сентиментальное проявление любви).

                    Любовь, милосердие и справедливость. Заповедь любви является универсальным требованием, содержащим все требования Декалога. Она требует праведности, основанной на движении сердца (а не соблюдении формальных норм).

                    Гоббс толковал заповедь милосердной любви как стандарт общечеловеческих отношений, поскольку она не ограничивает людей и требует от человека позволять другому то, что сам человек хочет, что бы было позволено ему.

                    Гегель утверждал, что закон справедливости Моисея (Декалог) является всеобщим законом, необходимым из-за обособленности людей.

                    В.С. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой "золотого правила морали" ("Не делай другому того, чего не хочешь от других"), а милосердие - с положительной формулировкой. По мнению Соловьева, единство этих правил обусловлено цельностью духовного опыта человека.

                    Соловьев считал справедливость и милосердие основными нравственными добродетелями, поскольку первая противостоит эгоизму, а вторая – ненависти.

                    Чужое страдание влияет на мотивы деятельности человека. Оно противостоит эгоизму, удерживает от причинения страданий другому человеку, вызывает сострадание, побуждает к деятельной помощи.

                    Этико-философская мысль Европы Нового времени утверждала, что милосердие и справедливость являются фундаментальными добродетелями. Они соответствуют разным сферам нравственного опыта (двум основным уровням морали). Требования справедливости снимают противоречия между конкурирующими интересами людей. Заповеди любви задают более высокий уровень нравственности, призывают человека жертвовать своими интересами ради блага других. Милосердие, заповедь любви:

                      • является долгом человека;
                      • не является обязанностью человека, а рекомендуемое требование;
                      • основано на человеческих отношениях, в которых соучастие, сострадание являются инициативой самого человека.

                      Милосердие подразумевает участливое, сострадательное отношение к людям, посредством которого человек воплощает свой идеал. Оно не исчерпывается милосердным отношением, а должно быть реализовано в действиях.