Луи брайль биография кратко

Обновлено: 14.05.2024

4 января 1809 г. во Франции, в провинциальном Кувре в семье сапожника Симона Брайля родился сын. Его нарекли именем Луи. Судьба готовила его к тяжелым испытаниям, но он их с достоинством выдержал и приобрел всемирную славу.

Несчастный случай

Целыми днями малыш возился с кусочками кожи в мастерской отца. Они служили ему игрушками. В 3 года Луи попытался сделать дырку в одном из кусочков. Но детская ручонка неожиданно соскользнула и острие шила, которое не было идеально чистым от частичек кожи, угодило в глаз.

За два года инфекция распространилась и на другой глаз малыша. В пять лет Луи стал слепым. Какая судьба могла ожидать слепого? Нищета, голод, попрошайничество? Постепенно родители примирились с трагедией, но делали для развития сына все, что было в их силах.

Он научился плести бахрому и шить войлочные туфли. Три раза в неделю в дом приходил учитель и обучал Луи игре на скрипке. Отец сделал доску, куда вбил гвозди, которые повторяли очертания букв, и учил его читать. Мальчика отдали в обычную школу.

Учебное заведение называлось Королевским, но классы располагалось в сырых и душных комнатах. Это было опасно для неокрепшего организма и много ребятишек, в т. ч. и Луи впоследствии пострадали от туберкулеза. Учеников здесь, кроме основных предметов, обучали игре на пианино и органе, умению вязать и ткать.

Главный упор был сделан на развитие тактильности. Такие занятия позволяли ученикам в дальнейшем самим зарабатывать себе на жизнь и не становиться обузой для родственников. А главное, они становились независимыми.

Здесь использовали учебные пособия с рельефно-линейным шрифтом. Но к сожалению, их было недостаточно, а по некоторым дисциплинам их не было. Брайль стал одним из лучших студентов.

В 1828 г. он окончил обучение и ему здесь же была предложена должность младшего учителя. Луи учил детей географии, истории, алгебре и музыке, а по выходным играл на органе в храме Сен-Николя де Шан.

Дырочки располагались в 2 линии по 6 штук, и обозначали разные звуки. Подростку Луи азбука не нравилась. Там было много точек, но не было знаков препинания и нот. В ней нельзя было применить правила правописания. Но сама идея использовать выпуклые отверстия его заинтересовала.

Алфавит Брайля

Он проникся желанием создать новый удобный шрифт и работал над этой идеей все свободное время. Луи постоянно экспериментировал. Даже во время летних каникул, когда он приезжал навестить родных в Кувре, его видели сидящим у дороги. Он прокалывал иглой лист картона.

В 1829 г. Брайль провел презентацию новой азбуки на совете руководства института, но совет посчитал его неудобным для зрячих учителей. Слепые люди добились повторного рассмотрения шрифта. Только после этого он был признан значительно удобнее, чем прежняя система.


13 ноября в мире отмечается Международный день слепых – дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Мы предлагаем сегодня вспомнить о людях, благодаря которым незрячий человек смог читать.

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

Луи Брайль

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Печатная машинка для незрячих

Печатная машинка для незрячих

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.


Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Александровна Адлер

Анна Александровна Адлер

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

16 октября 1885 года:

30 октября 1885 года:

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.


Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Французский тифлопедагог. Создатель шрифта для слепых людей.

Луи Брайль родился 4 января 1809 года в городе Кувр, Франция. Мальчик вырос в семье ремесленника. Когда ему исполнилось три года поранил глаз шилом и начал слепнуть от воспаления глаз. К пяти годам Луи окончательно ослеп.

Отец решил сделать все, чтобы сын жил полноценной жизнью. Родители научили Луи плести бахрому для конской упряжи, шить домашние туфли, пригласили учителя музыки для обучения Луи игре на скрипке. Отец соорудил для него специальные дощечки, по которым учил его грамоте.

В десять лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей в Париже, где мальчик обучился грамоте, игре на пианино и органе. Это занятие позволило ему добывать средства к существованию. А в 1828 году ему, после окончания учебы, предложено остаться работать в институте младшим учителем-репетитором. Затем Луи преподавал географию, алгебру и музыку, и одновременно работал органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Долгое время алфавит Брайля не получал достаточного распространения. Сам автор, к сожалению, не дожил до своего триумфа. Умер Луи Брайль 6 января 1852 года в Париже и похоронен в родном городе. Только через два года после его смерти алфавит для слепых стал широко распространяться во Франции и в других европейских странах. В Россию шрифт Брайля пришел только в 1885 году.

Луи Брайль

Луи Брайль

Имя Луи Брайля известно и почитаемо всеми, кто потерял зрение. Ведь этот человек дал слепым возможность развиваться, читать, играть музыку по нотам.

Луи Брайль (фр. Louis Braille) родился 4 января 1809 года в семье ремесленника, в небольшом французском городке Кувре. Когда ему было 3 года, мальчик поранил глаз шилом и ослеп.

Какая судьба ожидала слепого? Нищета, голод, попрошайничество… Но отец решил сделать все, чтобы сын жил полноценной жизнью. Он соорудил для него специальные дощечки, по которым учил его грамоте, старался развивать в нем слух.

В 10 лет Луи отдали в Королевский институт для слепых детей в Париже, где он обучился грамоте, игре на пианино и органе. Это занятие позволило ему добывать средства к существованию. А в 1828 году ему, после окончания учебы, было предложено остаться работать в институте младшим учителем-репетитором. Затем Луи преподавал географию, алгебру и музыку, и одновременно работал органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

В Россию шрифт Брайля пришел в 1885 году (Фото: Alsu, Shutterstock)

Долгое время алфавит Брайля не получал достаточного распространения, сам автор, к сожалению, не дожил до своего триумфа.

Умер Луи Брайль 6 января 1852 года в Париже и был похоронен в родном городе.

Только через два года после его смерти алфавит для слепых стал широко распространяться во Франции и в других европейских странах. В Россию шрифт Брайля пришел в 1885 году.

Читайте также: