Лотман о семиосфере кратко

Обновлено: 02.07.2024

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .

Полезное

Смотреть что такое "СЕМИОСФЕРА" в других словарях:

СЕМИОСФЕРА — (англ. semiosphere) обобщенное наименование знаковых систем (Лотман Ю. М., 1984). В это понятие можно включить и сферу знаний, выраженных и существующих на разных языках. Син. когитосфера. Поиски путей сжатия, схематизации, «оформления знаний в… … Большая психологическая энциклопедия

ЛОТМАН — Юрий Михайлович (1922 1993) литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско московской структурно семиотич. школы гуманитарных исследований. Отец известный адвокат, в к. 20 х гг. отказавшийся от практики в связи с… … Энциклопедия культурологии

ЛОТМАН Юрий Михайлович — (28.02.1922, Петроград 28.10.1993, Тарту) специалист в области теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии. Д р филологических наук, проф., член корр. Британской Академии, академик Норвежской,… … Русская Философия. Энциклопедия

Семиотика искусства — (от греч. semeion знак) пограничная, междисциплинарная теоретическая сфера, объединяющая аналитические возможности семиотики, эстетики, искусствознания в исследованиях знаковой природы искусства, а также корпуса коммуникативных проблем,… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ЛОТМАН, Юрии Михаилович — (1922 1993) культуролог семиотик, искусствовёд, литературовед. Окончил филологический факультет Ленинградского университета. Преподавал в Тартусском университете, позднее заведовал в нем кафедрой русской литературы. Защитил кандидатскую… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Лотман, Юрий Михайлович — (28.02.1922 28.10.1993) спец. в обл. теории литературы и эстетики, истории рус. литературы и культуры, семиотики и культурологии; д р филол. наук, проф. Род. в Петрограде. В 1939 поступил на филол. ф т ЛГУ. С 1940 в Сов. армии. Участник Великой… … Большая биографическая энциклопедия

ЛОТМАН — Юрий Михайлович (1922 1993) русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 студент филологического факультета Ленинградского университета; с 1940 в Советской армии, участник войны. В 1950 1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 в… … Новейший философский словарь

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ — условное название направления в науке о культуре, по преимуществу занимающегося ценностно смысловыми, “человековедч.” аспектами. Г.к. принципиально близка другим гуманитарным дисциплинам, смежным с нею, искусствознанию и лит ведению,… … Энциклопедия культурологии

СЕМИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — понятие, сформировавшееся в процессе активизации исследоват. внимания к символич. организации культуры, характеризующее культуру с т. зр. ее знаковости, специфич. характеристик процессов означения и понимания (интерпретации) культурно… … Энциклопедия культурологии

Семиосфера (семиотическое пространство) – это термин в семиотике, введённый Ю. М. Лотманом и обозначающий пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления коммуникаций, а также существования и функционирования языков.

Модель культуры - это способ организации культурных знаний и форм поведения, которые отличают одну культуру от другой.

Монада – это многозначный термин, используемый в различных философских системах Нового времени и современности, а также в психологии и эзотерике.

По мнению Лотмана, культуру и текст можно отождествлять, ученый объясняет это тем, что текстовая структура схожа с культурной семиотической системой. По Лотману культура представлена осознанными и неосознанными формами деятельности, а также различными видами человеческих взаимоотношений с окружающей действительностью. В задачу семиотики входит изучение каким образом язык способен передавать модели мира и каким образом человек понимает прочитанный текст. Семиотика культуры выражается не только в том, что культура представляет собой систему знаков, а также в том, что весь мир по своей сути является знаковой системой.

Готовые работы на аналогичную тему

Свою теорию Лотман иллюстрирует следующим образом. Великие империи чаще всего существовали в окружении кочевников и варваров, делалось это специально, для того чтобы эти варвары могли охранять границы этой империи. Благодаря этому формировались области, в которых царило двуязычие и происходило взаимодействие между культурами. Характерной чертой семиосферы является ее подвижность. Внутри семиосфер всегда присутствует напряжение, модель семиосферы представлена ядром и периферией.

Термин "монада" наделен полемической составляющей. Лотман не соглашался с идей о том, что текст представляет собой самодостаточную и загерметизированную сущность. По его мнению, как раз вне текста существуют приспособления, способные на декодирование явления.

Монады должны дополнять друг друга, это позволит работать семиотическому механизму. В качестве примера можно привести однопорядковые структуры, такие как языки, мифы, литература. По Лотману, взаимодействие разных культурных типов — это взаимодействие структур. Когда они начинают работать вместе, то появляется смысл, который порождает новую информацию и помогает появиться новому культурному типу.

История состоит из закономерного и случайного, цикличного и спонтанного, предсказуемого и непредсказуемого, все эти элементы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Для Лотмана также был открыт вопрос этимологизации культур. Культура представляет собой открытую систему. Изучение одной культуры требует привлечение элементов другой культуры. Развитие культур предстаёт перед нами как творческий процесс.

Процесс взаимоотношений культур представлен в виде диалога. Культурный код осуществляется по определенным этапам:

  • усвоение новых слов
  • овладение чужим языком и его использование

Лотман интерпретирует теорию асимметричности следующим образом: ядро культурного типа – это доминирующая сторона, рождение новой культуры происходит на периферии. Типы культур представлены огромным разнообразием.

Для русской культуры характерными являются два диалога:

Заключение

Вся концепция Ю.М. Лотмана может быть представлена в следующих постулатах:

Среди самых интересных мыслителей, живших в Советском Союзе, Юрий Михайлович Лотман, пожалуй, наиболее известен обычным людям, а не только специалистам. В годы перестройки по телевизору показывали его лекции по русской культуре, которые завороженно слушали даже те, от кого это трудно было бы ожидать. Кстати, решительно всем рекомендую послушать эти лекции, записи есть в интернете.

Лотман обладал удивительной способностью создавать вокруг себя атмосферу высокой духовности и интеллектуальности. Оказавшись в этом поле, каждый человек поневоле ощущал себя лучше, умнее, чище. Подобной аурой обладал, кстати, и Дмитрий Сергеевич Лихачев. Такая способность отличает человека высочайшей культуры, ума и интеллигентности.

Наследие Лотмана очень богатое, недаром в Таллине ежегодно проходят конференции, посвященные ему, а семиотическая школа, созданная им в Тартусском университете, существует по сей день.

Основополагающей идеей Лотмана была идея культуры как знаковой системы. Он использовал понятие "семиосфера". Культура имеет внутри себя механизм, который настроен на сохранение и передачу информации. Без этого она просто умирает. Эта информация передается благодаря различным знаковым системам.

Расшифровка знаков возможна только в контексте определенной культуры, где они имеют смысл. Например, человек, никогда не видевший светофора, не поймет, почему в нем меняются цвета. Или - если вы не знаете китайской письменности, иероглифы кажутся вам просто затейливыми рисунками, а для китайца они полны другого смысла.

Лотман считал наиболее важными для культуры знаковые системы естественного языка и искусства, хотя и другие системы очень значимы. Он исходил из того, что культура - своего рода текст, раскрывающий свой смысл в контексте. Культура постоянно фонтанирует разными текстами, создавая семиосферу, внутри которой живет человек.

Эти тексты (повторю, что под этим словом Лотман подразумевал любую систему знаков) циркулируют внутри культуры, передаваясь от человека к человеку. При этом мыслитель настаивал на том, что тексты уникальны и принципиально не переводимы с абсолютной точностью. Чтобы по-настоящему понять знаки какой-то культуры, надо стать ее частью, проникнуть в ее контексты. В противном случае интерпретация текста будет неполной - либо ущербной, либо вообще ошибочной.

В этом смысле могу привести такой пример: многие видели, думаю, ролики про то, как, например, итальянцы смотрят и комментируют русские культовые фильмы, скажем, "Кавказскую пленницу" или "Иронию судьбы". Явственно ощущается непонимание многих сущностных моментов, которые русский человек расшифровывает влет, потому что знает их контекст.

Вот картина группы "Митьки". Вам понятно, о чем она?

Картина называется "Митёк спасает Пушкина во время дуэли". Ну что, смеетесь? Улыбнулись? Но в глубине души защемило? Значит, вы воспитаны в кодах русской культурной семиосферы.

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Юрий Лотман: семиотика
Семиосфера

Семиосфра — (семиотическое пространство) термин в семиотике, введенный Ю. М. Лотманом; пространство, представляющее собой условие, необходимую предпосылку для осуществления коммуникаций и существования языков и их работы. Язык же в этом контексте рассматривается как функция, сгусток семиотического пространства. Речь идет о пространстве, в которое изначально погружены все участники коммуникации и которое обеспечивает работу устройства, состоящего из адресата, адресанта и связывающего их канала. Только в этом пространстве возможен семиозис.

Вторая линия основывается на тезисах Соссюра. Тут основой выступает бинарность языка и речи, где язык рассматривается как социальный институт, общность, составленная из различных кодов, а речь — индивидуальное воплощение языка.

Понятием семиосферы Лотман хотел отойти от атомарности подхода и рассмотреть семиотику не как набор элементарных символов или актов, но как полноценную систему.

Семиосфера и биосфера

Лотман, опираясь именно на это определение живого вещества, указывает на первичность биосферы по отношению к отдельному организму в понимании Вернадского.

Семиотическое и внесемиотическое пространство

Ядро и периферия семиосферы

Неравномерность семиосферы на одном уровне дополняется смешением уровней, иерархия которых, как правило, нарушается. Взаимодействие между уровнями и порождает динамические процессы внутри семиотического пространства. Иными словами, именно неоднородность семиотического пространства дает толчок для динамических процессов и создания новой информации.

Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры.

Статьи по семиотике культуры и искусства

Книга Ю. М. Лотмана, выдающегося филолога и культуролога, основателя Тартуско-московской семиотической школы, включает статьи, в которой иллюстрируется концепция культуры как текста, принесшая ученому всемирную известность. Конкретные объекты, такие как искусство, общество, индивидуальное и коллективное поведение рассматриваются здесь как тексты, действующие внутри сложного семиотического организма — культуры.

Искусствометрия. Методы точных наук и семиотики

Комплексный характер материала сборника делает его в равной степени интересным как для специалистов в области точных наук — математиков, кибернетиков и инженеров, занимающихся вопросами моделирования психологических и социально-культурных явлений, так и для представителей гуманитарных наук — социологов, психологов, философов, искусствоведов и лингвистов.

Диалог с экраном

Избранные статьи в трёх томах

Книга составлена из статей, писавшихся в промежутке между 1966 и 1987 гг. Но поскольку общий план работы сложился у автора давно, можно надеяться, что разновременность написания отдельных глав не разрушает единства книги в целом. Опубликование отдельных частей в виде статей в периодической печати поневоле приводило к необходимости повторения некоторых исходных положений. В настоящем издании автор старался эти повторы снять, что, к сожалению, оказывалось не всегда возможным, в частности, в тех случаях, когда в разных статьях выявлялись разные грани исходных принципов. В остальном текст печатается без изменений.

Во второй том вошли статьи по истории литературы, в третий — по теории и истории искусств: театра, драма­тургии, кино, живописи и архитектуры.

Читайте также: