Ломоносов при елизавете петровне кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце 1730 года от­пра­вил­ся в Мо­ск­ву, где по­сту­пил в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию. В но­яб­ре 1735 года в чис­ле луч­ших уча­щих­ся был на­прав­лен в Санкт-Пе­тер­бург, в университет при Пе­тербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его от­пра­вили в университет Мар­бур­га, где Ломоносов под руководством Х. фон Воль­фа изу­чал ес­тественные нау­ки и са­мо­стоя­тель­но зна­ко­мил­ся с тео­рия­ми сти­хо­сло­же­ния, бы­тую­щи­ми в Гер­ма­нии. В 1739-1740 годах Ломоносов обу­чал­ся гор­но­му де­лу, ме­тал­лур­гии и хи­мии в городе Фрай­берг (Сак­со­ния)

В 1757 году Ломоносов по­стро­ил соб­ст­вен­ный дом, ря­дом с ко­то­рым на­хо­ди­лись его до­маш­няя об­сер­ва­то­рия и ещё два не­боль­ших до­ма: для на­бо­ра мо­за­ич­ных кар­тин и про­жи­ва­ния ра­бот­ни­ков. Во фли­ге­ле до­ма Ломоносов обо­ру­до­вал до­маш­нюю хи­мическую ла­бо­ра­то­рию, в ко­то­рой впо­след­ст­вии вёл опы­ты по из­го­тов­ле­нию со­ста­вов для по­лу­че­ния зер­каль­ной по­верх­но­сти соз­да­вае­мых им от­ра­жа­тель­ных ас­тро­но­мических труб.

В 1760 году Ломоносова из­бра­ли почетным членом Шведской ко­ро­лев­ской академии наук, за­тем - почетный член Академии наук Бо­лон­ско­го института.

В апреле 1765 года Ломоносов скон­чал­ся у се­бя до­ма на Мой­ке. По­хо­ро­нен на Ла­за­рев­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры.

На­учное твор­че­ст­во Ломоносова и его жиз­нен­ный путь - пред­мет ис­сле­до­ва­ний многих отечественных и за­ру­беж­ных учё­ных. Ве­ду­щее уч­ре­ж­де­ние Рос­сии, в ко­то­ром с 1949 года ве­дёт­ся та­кая ра­бо­та, - Му­зей Ломоносова в Санкт-Пе­тер­бур­ге. В 1956 году Академия наук СССР уч­ре­ди­ла Боль­шую зо­ло­тую ме­даль им. Ло­мо­но­со­ва, при­суж­дае­мую за вы­даю­щие­ся дос­ти­же­ния в об­лас­ти ес­тественных и гу­ма­ни­тар­ных на­ук. Имя Ломоносова но­сят МГУ и Московская государственная ака­де­мия тон­кой хи­мической тех­но­ло­гии. Име­нем Ломоносаова на­зва­ны го­род в Ле­нин­град­ской области, под­вод­ный хре­бет в Северном Ле­до­ви­том океане, воз­вы­шен­ность на острове Западный Шпиц­бер­ген, кра­тер на об­рат­ной сто­ро­не Лу­ны и др.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ес­те­ст­вен­ных на­ук

Ес­тественно-на­учное ми­ро­воз­зре­ние Ломоносова сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем Х. фон Воль­фа, ко­то­рый, в свою оче­редь, был по­сле­до­ва­те­лем Р. Де­кар­та и Г.В. Лейб­ни­ца. Ломоносов счи­тал, что Бог-Тво­рец соз­дал мель­чай­шие ма­те­ри­аль­ные час­ти­цы, ко­то­рые при­вёл в дви­же­ние, пре­до­пре­де­лив за­ко­ны их взаи­мо­дей­ст­вия и пре­дос­та­вив ко­неч­но­му чис­лу час­тиц груп­пи­ро­вать­ся без его вме­ша­тель­ст­ва так, что в ре­зуль­та­те об­ра­зо­ва­лась Все­лен­ная со мно­же­ст­вом ми­ров. Од­ним из этих ми­ров, при­чём не са­мым боль­шим, ста­ла Зем­ля. Ко­ли­че­ст­во дви­же­ния, со­об­щён­но­го час­ти­цам Бо­гом-Пер­во­дви­га­те­лем, так­же бы­ло ог­ра­ни­че­но, по­это­му в ми­ре дей­ст­ву­ет за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии и дви­же­ния, а его на­ру­ше­ние яв­ля­ет­ся чу­дом. Ломоносов внёс в тео­рию час­тиц (кор­пус­кул) пред­став­ле­ние о том, что они со­сто­ят из аб­со­лют­но твёр­дой не­раз­ру­шае­мой ма­те­рии и име­ют ша­ро­об­раз­ную фор­му различного диа­мет­ра. Эти час­ти­цы мо­гут со­вер­шать три ви­да дви­же­ния - вра­ща­тель­ное, ко­ле­ба­тель­ное и по­сту­па­тель­ное. Взаи­мо­дей­ст­вие час­тиц осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в ви­де уда­ра, толч­ка или, при вра­ще­нии час­тиц, вза­им­но­го за­це­п­ле­ния вы­сту­пов и впа­дин, ре­гу­ляр­но рас­пре­де­лён­ных по их по­верх­но­сти. Пус­то­ты в ми­ре нет: ми­ро­вое про­стран­ст­во за­пол­не­но эфи­ром, час­ти­цам ко­то­ро­го Ломоносов так­же при­пи­сал ша­ро­об­раз­ную фор­му и три воз­мож­ных раз­ме­ра.

Ломоносов внёс в нау­ку ма­те­риа­ли­стический под­ход к изу­че­нию яв­ле­ний при­ро­ды, до­верие к экс­пе­ри­мен­ту как выс­ше­му кри­те­рию ис­ти­ны, ра­цио­на­лизм мыш­ле­ния и многое другое. Его про­све­ти­тель­ская, по­пу­ля­ри­за­тор­ская дея­тель­ность вы­зва­ла в об­ще­ст­ве но­вое от­но­ше­ние к нау­ке, не толь­ко как к по­лез­но­му для раз­ви­тия хо­зяй­ст­ва и промышленности яв­ле­нию, но и как к ду­хов­ной цен­но­сти.

Ра­бо­ты в об­лас­ти ли­те­ра­ту­ры, фи­ло­ло­гии и ис­кус­ст­ва

Сочинения:

Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;

Избранные про­из­ве­де­ния. М., 1986. Т. 1-2.

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов. Порт­рет ра­бо­ты не­из­вест­но­го ху­дож­ни­ка;

3. Фото А.В. Андреева. Па­мят­ник М.В. Ло­мо­но­со­ву пе­ред зда­ни­ем Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та на Во­робь­ё­вых го­рах. Скульп­тор Н.В. Том­ский;

4. По­рт­рет им­пе­ра­то­ра Пет­ра I. Мо­заи­ка. 1754. Эр­ми­таж (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

Ломоносов Михаил Васильевич (рожд. 8 (19) ноября 1711 г. – смерть 4 (15) апреля 1765 г.) – первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, поэт, мыслитель. Один из основоположников физической химии.

Бывают тайны до такой степени удивительные, что их разгадками вообще не принято заниматься. К примеру, все официальные биографы с настойчивостью говорили о крестьянском происхождении великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Однако в народе всегда ходили странные слухи: будто Ломоносов ни много ни мало сын самого Петра I.

Удивительные странности

Версия в действительности кажется невероятной. Но разве не кажется странным, что в далеком 1730 г. никому не известный и уже довольно великовозрастный крестьянский сын сам тайно прибыл в Москву, был принят безо всякой протекции в лучшее учебное заведение? И – не стоит забывать – все происходило во времена, когда российская жизнь была строго ранжирована, без приказания сверху не делалось и малости. А тут ни с того ни с сего сам глава Синода Феофан Прокопович начал принимать деятельное участие в судьбе абсолютно неизвестного ему крестьянина из далеких северных Холмогор. Да какое дело было этому знаменитому ученому и философу до малообразованного крестьянского недоросля?

А вот на это – как посмотреть. Ведь именно Феофан Прокопович как глава Синода присутствовал у смертного одра государя Петра 1. Конечно же, тайна исповеди… Однако сохранилось предание, что Петр 1 перед смертью поведал Прокоповичу о некоем отроке Михайле, своем незаконном сыне, и велел обучить его и приобщить или к сану священника, или к государственной службе – на что он окажется способным. И действительно, кому бы мог поручить государь свое незаконное детище, как не самому ученейшему человеку того времени?

Но откуда бы взяться незаконному сыну Петра 1?! И, если сделать предположение, что великий государь – отец, кто же мать? И где Петр мог с ней встретиться? Это же – чистейший лабиринт выдумок, мозаика воображения.

Приоткрывая завесу тайны

Ломоносов сын Петра Первого (1)

Дальше – больше. По возвращении из Петербурга староста Лука срочно выдал Елену замуж за своего родственника Василия Ломоносова. В ноябре 1711 г. появился на свет их сын Михайло, а на имя старосты начала приходить помощь из государевой казны. Когда же Елена скончалась и Василий привел Михайле мачеху, архиерейская служба отправила в Николо-Корельский монастырь паспорт на имя Михайлы Васильевича Ломоносова с тем, чтобы обоз, который регулярно ходил из монастыря в Москву, забрал сего отрока в Сийском монастыре, при котором он учился, и привез в Москву. Любопытно, были ли другие крестьянские отроки, о которых озаботился бы архиерейский приказ, да еще и так, чтобы заранее оформить паспорт – бумагу в то время невероятно важную, которую крестьянам могли выдать в редчайших случаях?

Невероятное покровительство

Так что выходит нечто абсолютно необычное: юный Михайло, как выясняется, прибыл в 1730 г. в Первопрестольную не сам по себе – тайком от отца, а по указу сверху. И тут же ни с кем не знакомый в Москве молодой человек поступил в школу Заиконо-Спасского монастыря на государственный кошт. При этом настоятель Герман Копцевич, зачисливший Ломоносова без лишних вопросов, в скором времени получил от Синода (возглавляемого Прокоповичем) повышение сана и… отправку в провинцию. Вероятно, чтобы ненароком не взболтнул чего лишнего.

После того как Синод перебрался в Петербург, Прокопович велел перевезти в Петербургскую академию 12 лучших студентов, в том числе и Ломоносова. Но он хорошо понимал, что в том случае если всплывет тайна рождения Ломоносова – тому не жить. Время ведь было нелегкое. И далеко не всем недавний переход российского престола к императрице Анне Иоанновне казался законным. Поэтому Прокопович добился того, чтобы Ломоносова включили в число тех, кого академия отправила учиться за границу.

Некоторые из историков считают, что, перед смертью, глава Синода рассказал о происхождении Ломоносова царевне Елизавете Петровне. Он был уверен, что дочь Петра, с одной стороны, сохранит тайну своего великого отца, а с другой – постарается защитить хоть и талантливого, но несведущего в хитросплетениях власти брата.

От чего умер Ломоносов?

Некоторые из современников считали, что Екатерина II проведала о происхождении Ломоносова. Чем еще объяснить, что эта императрица, всегда ратовавшая за российскую науку и русских ученых, невзлюбила Михаила Васильевича? И нелюбовь эта была до такой степени сильной и всем заметной, что, когда Ломоносов неожиданно и резко занемог, по двору начали расходиться мрачные слухи, что Екатерина, решив избавиться от потенциального соперника, велела его отравить. Этим страшным слухам способствовало еще и странное начало болезни. Ломоносов и его жена были приглашены Екатериной на поминки по бывшей императрице Елизавете Петровне. По возвращении, они оба занемогли. Михаил проболел год не вставая. Он скончался, не оставив наследников мужского пола, 4 апреля 1765 г. Никакого прямого свидетельства (кроме наговоров) о том, что великий ученый скончался от медленного яда, до наших дней не дошло.

Ломоносов сын Петра Первого (2)

Еще доказательства

Но самое большое доказательство выше упомянутый журналист Василий Корельский усмотрел в портретном сходстве Петра I и Ломоносова. В действительности, оба были высоченными, но с маленькими ступнями и кистями рук. А посмертные маски обоих, сделанные с них скульпторами, и вовсе удивительно похожи.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Старое здание Московского университета

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

И.И. Шувалов

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны , и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были воспитанниками Петербургского академического университета.

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Нагрудный знак выпускника императорского Российского университета

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученицы Татиана. Икона

Святая мученица Татиана. Икона

Святая мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Старое здание Московского университета

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

И.И. Шувалов

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны , и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Указ императрицы Елизаветы Петровны

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были воспитанниками Петербургского академического университета.

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Нагрудный знак выпускника императорского Российского университета

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученицы Татиана. Икона

Святая мученица Татиана. Икона

Святая мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова

Читайте также: