Ломоносов при елизавете петровне кратко
Обновлено: 05.07.2024
В конце 1730 года отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ноябре 1735 года в числе лучших учащихся был направлен в Санкт-Петербург, в университет при Петербурской Академии наук. В сентябре 1736 года его отправили в университет Марбурга, где Ломоносов под руководством Х. фон Вольфа изучал естественные науки и самостоятельно знакомился с теориями стихосложения, бытующими в Германии. В 1739-1740 годах Ломоносов обучался горному делу, металлургии и химии в городе Фрайберг (Саксония)
В 1757 году Ломоносов построил собственный дом, рядом с которым находились его домашняя обсерватория и ещё два небольших дома: для набора мозаичных картин и проживания работников. Во флигеле дома Ломоносов оборудовал домашнюю химическую лабораторию, в которой впоследствии вёл опыты по изготовлению составов для получения зеркальной поверхности создаваемых им отражательных астрономических труб.
В 1760 году Ломоносова избрали почетным членом Шведской королевской академии наук, затем - почетный член Академии наук Болонского института.
В апреле 1765 года Ломоносов скончался у себя дома на Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Научное творчество Ломоносова и его жизненный путь - предмет исследований многих отечественных и зарубежных учёных. Ведущее учреждение России, в котором с 1949 года ведётся такая работа, - Музей Ломоносова в Санкт-Петербурге. В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Имя Ломоносова носят МГУ и Московская государственная академия тонкой химической технологии. Именем Ломоносаова названы город в Ленинградской области, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.
Работы в области естественных наук
Естественно-научное мировоззрение Ломоносова сформировалось под влиянием Х. фон Вольфа, который, в свою очередь, был последователем Р. Декарта и Г.В. Лейбница. Ломоносов считал, что Бог-Творец создал мельчайшие материальные частицы, которые привёл в движение, предопределив законы их взаимодействия и предоставив конечному числу частиц группироваться без его вмешательства так, что в результате образовалась Вселенная со множеством миров. Одним из этих миров, причём не самым большим, стала Земля. Количество движения, сообщённого частицам Богом-Перводвигателем, также было ограничено, поэтому в мире действует закон сохранения материи и движения, а его нарушение является чудом. Ломоносов внёс в теорию частиц (корпускул) представление о том, что они состоят из абсолютно твёрдой неразрушаемой материи и имеют шарообразную форму различного диаметра. Эти частицы могут совершать три вида движения - вращательное, колебательное и поступательное. Взаимодействие частиц осуществляется в виде удара, толчка или, при вращении частиц, взаимного зацепления выступов и впадин, регулярно распределённых по их поверхности. Пустоты в мире нет: мировое пространство заполнено эфиром, частицам которого Ломоносов также приписал шарообразную форму и три возможных размера.
Ломоносов внёс в науку материалистический подход к изучению явлений природы, доверие к эксперименту как высшему критерию истины, рационализм мышления и многое другое. Его просветительская, популяризаторская деятельность вызвала в обществе новое отношение к науке, не только как к полезному для развития хозяйства и промышленности явлению, но и как к духовной ценности.
Работы в области литературы, филологии и искусства
Сочинения:
Полное собрание сочинений. М.; Л., 1950-1983. Т. 1-11;
Избранные произведения. М., 1986. Т. 1-2.
Иллюстрации:
1. Архив БРЭ. Михаил Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника;
3. Фото А.В. Андреева. Памятник М.В. Ломоносову перед зданием Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Скульптор Н.В. Томский;
4. Портрет императора Петра I. Мозаика. 1754. Эрмитаж (Санкт-Петербург). Архив БРЭ;
Ломоносов Михаил Васильевич (рожд. 8 (19) ноября 1711 г. – смерть 4 (15) апреля 1765 г.) – первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, поэт, мыслитель. Один из основоположников физической химии.
Бывают тайны до такой степени удивительные, что их разгадками вообще не принято заниматься. К примеру, все официальные биографы с настойчивостью говорили о крестьянском происхождении великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Однако в народе всегда ходили странные слухи: будто Ломоносов ни много ни мало сын самого Петра I.
Удивительные странности
Версия в действительности кажется невероятной. Но разве не кажется странным, что в далеком 1730 г. никому не известный и уже довольно великовозрастный крестьянский сын сам тайно прибыл в Москву, был принят безо всякой протекции в лучшее учебное заведение? И – не стоит забывать – все происходило во времена, когда российская жизнь была строго ранжирована, без приказания сверху не делалось и малости. А тут ни с того ни с сего сам глава Синода Феофан Прокопович начал принимать деятельное участие в судьбе абсолютно неизвестного ему крестьянина из далеких северных Холмогор. Да какое дело было этому знаменитому ученому и философу до малообразованного крестьянского недоросля?
А вот на это – как посмотреть. Ведь именно Феофан Прокопович как глава Синода присутствовал у смертного одра государя Петра 1. Конечно же, тайна исповеди… Однако сохранилось предание, что Петр 1 перед смертью поведал Прокоповичу о некоем отроке Михайле, своем незаконном сыне, и велел обучить его и приобщить или к сану священника, или к государственной службе – на что он окажется способным. И действительно, кому бы мог поручить государь свое незаконное детище, как не самому ученейшему человеку того времени?
Но откуда бы взяться незаконному сыну Петра 1?! И, если сделать предположение, что великий государь – отец, кто же мать? И где Петр мог с ней встретиться? Это же – чистейший лабиринт выдумок, мозаика воображения.
Приоткрывая завесу тайны
Дальше – больше. По возвращении из Петербурга староста Лука срочно выдал Елену замуж за своего родственника Василия Ломоносова. В ноябре 1711 г. появился на свет их сын Михайло, а на имя старосты начала приходить помощь из государевой казны. Когда же Елена скончалась и Василий привел Михайле мачеху, архиерейская служба отправила в Николо-Корельский монастырь паспорт на имя Михайлы Васильевича Ломоносова с тем, чтобы обоз, который регулярно ходил из монастыря в Москву, забрал сего отрока в Сийском монастыре, при котором он учился, и привез в Москву. Любопытно, были ли другие крестьянские отроки, о которых озаботился бы архиерейский приказ, да еще и так, чтобы заранее оформить паспорт – бумагу в то время невероятно важную, которую крестьянам могли выдать в редчайших случаях?
Невероятное покровительство
Так что выходит нечто абсолютно необычное: юный Михайло, как выясняется, прибыл в 1730 г. в Первопрестольную не сам по себе – тайком от отца, а по указу сверху. И тут же ни с кем не знакомый в Москве молодой человек поступил в школу Заиконо-Спасского монастыря на государственный кошт. При этом настоятель Герман Копцевич, зачисливший Ломоносова без лишних вопросов, в скором времени получил от Синода (возглавляемого Прокоповичем) повышение сана и… отправку в провинцию. Вероятно, чтобы ненароком не взболтнул чего лишнего.
После того как Синод перебрался в Петербург, Прокопович велел перевезти в Петербургскую академию 12 лучших студентов, в том числе и Ломоносова. Но он хорошо понимал, что в том случае если всплывет тайна рождения Ломоносова – тому не жить. Время ведь было нелегкое. И далеко не всем недавний переход российского престола к императрице Анне Иоанновне казался законным. Поэтому Прокопович добился того, чтобы Ломоносова включили в число тех, кого академия отправила учиться за границу.
Некоторые из историков считают, что, перед смертью, глава Синода рассказал о происхождении Ломоносова царевне Елизавете Петровне. Он был уверен, что дочь Петра, с одной стороны, сохранит тайну своего великого отца, а с другой – постарается защитить хоть и талантливого, но несведущего в хитросплетениях власти брата.
От чего умер Ломоносов?
Некоторые из современников считали, что Екатерина II проведала о происхождении Ломоносова. Чем еще объяснить, что эта императрица, всегда ратовавшая за российскую науку и русских ученых, невзлюбила Михаила Васильевича? И нелюбовь эта была до такой степени сильной и всем заметной, что, когда Ломоносов неожиданно и резко занемог, по двору начали расходиться мрачные слухи, что Екатерина, решив избавиться от потенциального соперника, велела его отравить. Этим страшным слухам способствовало еще и странное начало болезни. Ломоносов и его жена были приглашены Екатериной на поминки по бывшей императрице Елизавете Петровне. По возвращении, они оба занемогли. Михаил проболел год не вставая. Он скончался, не оставив наследников мужского пола, 4 апреля 1765 г. Никакого прямого свидетельства (кроме наговоров) о том, что великий ученый скончался от медленного яда, до наших дней не дошло.
Еще доказательства
Но самое большое доказательство выше упомянутый журналист Василий Корельский усмотрел в портретном сходстве Петра I и Ломоносова. В действительности, оба были высоченными, но с маленькими ступнями и кистями рук. А посмертные маски обоих, сделанные с них скульпторами, и вовсе удивительно похожи.
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Старое здание Московского университета
В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.
Необходимость создания университета
Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.
Иван Иванович Шувалов
Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.
Михаил Васильевич Ломоносов
Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.
Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны , и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.
12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.
Указ императрицы Елизаветы Петровны
Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были воспитанниками Петербургского академического университета.
В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.
Организация учебного процесса
Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).
Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.
Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета
Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).
С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.
Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.
Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
Татьянин день
Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.
Святая мученица Татиана. Икона
Святая мученица Татиана
Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.
С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.
После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.
После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.
Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Старое здание Московского университета
В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета — гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.
Необходимость создания университета
Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.
Иван Иванович Шувалов
Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.
Михаил Васильевич Ломоносов
Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.
Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны , и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.
12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором — A.M. Аргамаков.
Указ императрицы Елизаветы Петровны
Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский — они были воспитанниками Петербургского академического университета.
В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.
Организация учебного процесса
Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).
Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.
Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета
Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).
С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.
Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.
Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
Татьянин день
Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.
Святая мученица Татиана. Икона
Святая мученица Татиана
Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.
С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.
После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.
После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.
Современное здание Московского государственного университета им. Ломоносова
Читайте также: