Инстинктивизм в социологии макдугалл кратко

Обновлено: 05.07.2024

ИНСТИНКТИВИЗМ в социологии - направление, пытавшееся объяснять социальные явления и процессы посредством обращения к биологической природе человека. Близкие этому идеи прослеживаются у разных авторов на протяжении истории науки. Концептуально направление оформилось на рубеже 19-20 вв. Его стержнем стала теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла, главная идея к-рой заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее кач-во, объединяющее человека и животных. В противовес бихевиоризму Мак-Дугалл создал "целевую", или "гормическую" (от греч. "гормэ" - стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся, в гормэ - движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов.

Набор инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением - наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутр. выражение - неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Человек обладает следующими осн. парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства - с чувством самосохранения; воспроизведения рода - с ревностью и женской робостью; приобретения - с чувством собственности; строительства - с чувством созидания; стадный инстинкт - с чувством принадлежности и т. д. Из этих инстинктов Мак-Дугалл выводит осн. социальные ин-ты (семья, торговля и др.) и процессы (напр., войны). Haибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства социальных ин-тов. Следствия этого инстинкта - рост городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и т. п. Др. видный представитель И., Лебон, доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ("толп") ими правят бессознательные инстинкты, проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает личность как таковая. Лебон отвергал социализм и идею революционного преобразования об-ва, объявляя и то и др. порождением инстинкта разрушения.

Приверженцы И. по-разному трактуют не только содержание, но число "базовых инстинктов": Мак-Дугалл называл вначале 11, потом 14, затем 18 осн. инстинктов; У. Джеме насчитывал их 38; Фрейд свел их к двум осн. К 1924 г. насчитывалось суммарно 15789 отдельных инстинктов, "укрупнявшихся" до 6131 "базового", что, разумеется, не только снижало объяснительную силу И., но и подрывало доверие к нему. Кроме того, интерпретация социального поведения как врожденного стремления к цели узаконивала роль иррациональных, бессознательных влечений в кач-ве движущих сил не только индивида, но и об-ва в целом, что было чревато опасными выводами политического порядка. В последние годы в зап. науке вновь появились признаки оживления идей И., в частности в рамках "этологических" и "социобиологических" объяснений социального поведения и обществ. жизни.Лит.: 1) Мак-Дугалл В. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916. 2) Ярошев-ский М. Г. История психологии. М., 1976.

Другие записи

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - направление в зап. социологии, возникшее в процессе пересмотра идей и ценностей либерализма и консерватизма и фактически представляющее собой их новый синтез. Подъем Н. в середине 70-х…

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liber-свободный) - термин, обозначающий совр. модификации связанного с именами Локка, Монтескье, Смита, Милля и др. либерализма 17-19 вв., к-рый обосновывал идею свободы и самодостаточности…

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ - направление в зап. социологии, возникшее в процессе пересмотра идей и ценностей либерализма и консерватизма и фактически представляющее собой их новый синтез. Подъем Н. в середине 70-х…

НЕОКАНТИАНСТВО (методология социальных наук) - влиятельное течение филос. и обществ, мысли последней трети 19 - первой трети 20 в., решавшее осн. мировоззренческие проблемы, исходя из односторонне идеалистического…

ДЮРКГЕЙМОВСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (др. название - Французская социологическая школа) - направление во франц. социологии, основанное Дюркгеймом и объединенное вокруг журнала "L'Annee so-ciologique" (I…

Основные представители: У. Мак-Дугалл и Э. Росс.

Основные положения: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления.

Суть инстинктивизма: ключевым фактором, определяющим социальное поведение человека и социальной группы являются инстинкты.

Методология – психологический инстинктивизм, согласно которому бессознательные влечения и инстинкты рассматриваются в качестве главной движущей силы человеческого поведения.

Предмет социологии - изучение неосознанных инстинктов, стремлений и импульсов, движущих социальные поступки.

У. Мак-Дугалл (1871-1938), английский исследователь, считается основателем инстинктивизма.

Основные положения его теории:

Социология – часть психологии, надстраивается над ней.

Личность – ее природа – социально-психологическая. Основным импульсом поведения выступают неосознаваемые инстинкты. Из более 18 базовых инстинктов доминирующую роль в характере человека выполняет инстинкт-ЭГО.

Инстинкты человека связаны с его эмоциями.

Родительский ® с нежностью.

Бегства ® с самосохранением.

Драчливости ® со страхом и гневом.

Любопытства ® с удивлением.

Строительства ® с созиданием.

Репродуктивный ® с сексуальной ревностью.

Инстинкты определяют те или иные социальные процессы и организации.

Так, инстинкт стадности (самый важный) проявляется в различных формах социальной организации и социальных группах: семьи, свободного досуга, образовании толпы, демонстрации, росте городов.

Войны возникают в результате инстинкта драчливости. Религия – следствие любопытства и инстинкта самоуничтожения, а капитализм возник под воздействием инстинктов скупости и стяжательства.

Другой представитель инстинктивизма в социологии – Эдвард Росс (1866-1951). Находился под сильным влиянием Смолла и Уорда. Вошел в историю американской социологии как создатель психологической концепции социального порядка и контроля, в основе которого лежат соответствующие инстинкты.

Что изучает социология? Ее предмет составляет изучение социальных процессов, как результата взаимодействия социальных групп и индивидов, обусловленных инстинктивными импульсами.

Обратной стороной этой потребности является чувство угрозы своему благополучию, неуверенности, требующей социального контроля.

Социальный контроль – это преднамеренное влияние общества на поведение человека с целью стабилизации и воспроизводства господствующей системы. Рычагами социального контроля выступают страх наказания, собственная выгода, общественное благо. Росс разработал цепь социального контроля, состоящую из следующих звеньев:

• Установки индивида, его готовность реагировать на социальные ценности (позитивно, негативно), т.е. ориентация.

• Ценности. Общепринятые в данной социальной системе образцы, как мера оценки. Ориентация личности или группы относительно какой-либо сферы деятельности или поведения в целом.

• Нормы – правила, ожидания и стандарты поведения в сфере взаимодействия людей.

• Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Цепь социального контроля:

Установки → ценности → нормы → санкции.

Суть цепи: установки ориентируют на ценности, которые служат для обоснования норм, нормы основывают санкции.

Типы механизмов контроля:

1. Внутренний – этический, основанный на развитом чувстве ответственности.

2. Внешний – политический, основанный на силе, авторитете. Использует аппараты воздействия: законодательство, образование, суды.

1. Лично-неофициальное повиновение, основанное на согласии, которое возникает в результате личных ценностных ориентаций.




2. Безлично-официальное повиновение, формируется двумя противоборствующими силами: социальной дифференциацией (дезорганизованный порядок и согласие) и контролем (обеспечивает общественный порядок). Ориентировано на большие массы.

Задача социологии состоит в том, чтобы путем изменения содержания и направленности психических процессов, т.е. внутренних установок индивида, содействовать индивидуальному порядку, устанавливать гармонические внутренние и внешние отношения социальных групп и институтов, т.е. способствовать социальному порядку.

7. Значение инстинктивизма в социологии:

Инстинктивизм обратил внимание на человека и такие важные стороны его психики, как: установки, инстинкты, чувства, интересы, привычки – влияющие на его поведение.

Недостатком этого направления является абсолютизация психологических свойств личности и подмена социологического подхода к общественным процессам психологическим инстинктивизмом.

Основные представители: У. Мак-Дугалл и Э. Росс.

Основные положения: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления.

Суть инстинктивизма: ключевым фактором, определяющим социальное поведение человека и социальной группы являются инстинкты.

Методология – психологический инстинктивизм, согласно которому бессознательные влечения и инстинкты рассматриваются в качестве главной движущей силы человеческого поведения.

Предмет социологии - изучение неосознанных инстинктов, стремлений и импульсов, движущих социальные поступки.

У. Мак-Дугалл (1871-1938), английский исследователь, считается основателем инстинктивизма.

Основные положения его теории:

Социология – часть психологии, надстраивается над ней.

Личность – ее природа – социально-психологическая. Основным импульсом поведения выступают неосознаваемые инстинкты. Из более 18 базовых инстинктов доминирующую роль в характере человека выполняет инстинкт-ЭГО.

Инстинкты человека связаны с его эмоциями.

Родительский ® с нежностью.

Бегства ® с самосохранением.

Драчливости ® со страхом и гневом.

Любопытства ® с удивлением.

Строительства ® с созиданием.

Репродуктивный ® с сексуальной ревностью.

Инстинкты определяют те или иные социальные процессы и организации.

Так, инстинкт стадности (самый важный) проявляется в различных формах социальной организации и социальных группах: семьи, свободного досуга, образовании толпы, демонстрации, росте городов.

Войны возникают в результате инстинкта драчливости. Религия – следствие любопытства и инстинкта самоуничтожения, а капитализм возник под воздействием инстинктов скупости и стяжательства.

Другой представитель инстинктивизма в социологии – Эдвард Росс (1866-1951). Находился под сильным влиянием Смолла и Уорда. Вошел в историю американской социологии как создатель психологической концепции социального порядка и контроля, в основе которого лежат соответствующие инстинкты.

Что изучает социология? Ее предмет составляет изучение социальных процессов, как результата взаимодействия социальных групп и индивидов, обусловленных инстинктивными импульсами.

Обратной стороной этой потребности является чувство угрозы своему благополучию, неуверенности, требующей социального контроля.

Социальный контроль – это преднамеренное влияние общества на поведение человека с целью стабилизации и воспроизводства господствующей системы. Рычагами социального контроля выступают страх наказания, собственная выгода, общественное благо. Росс разработал цепь социального контроля, состоящую из следующих звеньев:

• Установки индивида, его готовность реагировать на социальные ценности (позитивно, негативно), т.е. ориентация.

• Ценности. Общепринятые в данной социальной системе образцы, как мера оценки. Ориентация личности или группы относительно какой-либо сферы деятельности или поведения в целом.

• Нормы – правила, ожидания и стандарты поведения в сфере взаимодействия людей.

• Санкции – социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Цепь социального контроля:

Установки → ценности → нормы → санкции.

Суть цепи: установки ориентируют на ценности, которые служат для обоснования норм, нормы основывают санкции.

Типы механизмов контроля:

1. Внутренний – этический, основанный на развитом чувстве ответственности.

2. Внешний – политический, основанный на силе, авторитете. Использует аппараты воздействия: законодательство, образование, суды.

1. Лично-неофициальное повиновение, основанное на согласии, которое возникает в результате личных ценностных ориентаций.

2. Безлично-официальное повиновение, формируется двумя противоборствующими силами: социальной дифференциацией (дезорганизованный порядок и согласие) и контролем (обеспечивает общественный порядок). Ориентировано на большие массы.

Задача социологии состоит в том, чтобы путем изменения содержания и направленности психических процессов, т.е. внутренних установок индивида, содействовать индивидуальному порядку, устанавливать гармонические внутренние и внешние отношения социальных групп и институтов, т.е. способствовать социальному порядку.

7. Значение инстинктивизма в социологии:

Инстинктивизм обратил внимание на человека и такие важные стороны его психики, как: установки, инстинкты, чувства, интересы, привычки – влияющие на его поведение.

Недостатком этого направления является абсолютизация психологических свойств личности и подмена социологического подхода к общественным процессам психологическим инстинктивизмом.

ИНСТИНКТИВИЗМ - в социологии -попытка объяснения соц. явлений и процессов через обращение к биологич. природе человека. В центре этого направления стоит теория инстинктов соц. поведения У. Мак-Дугалла (1871- 1938), англ. психолога, с 1920 г. работавшего в США. Его основной труд - "Введение в социальную психологию" (1908), согласно главной идее к-рого причиной соц. поведения являются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее качество, объединяющее человека и животных. В противовес бихевиоризму Мак-Дугалл создал "целевую", или "гормиче-скую" (от греч. "гормэ" - стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся в гормэ - движущей силе интуитивного характера - и реализующейся в действии инстинктов. Репертуар инстинктов человека связан с психофизич. предрасположением - наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутреннее выражение - неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Наибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства соц. ин-тов. Так, его следствия - рост городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и т. д. Др. видный представитель И. - француз Г. Лебон доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ("толп") ими правят бессознательные инстинкты, проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает личность как таковая. Лит.: Мак-Дугалл В. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. Д.В. Ольшанский.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "ИНСТИНКТИВИЗМ" в других словарях:

ИНСТИНКТИВИЗМ — англ. instinc tivism; нем. Instinktlehre. Ориентация, объясняющая явления и процессы соц. жизни теорией инстинктов (У. Мак Дугалл, Г. Лебон). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ИНСТИНКТИВИЗМ — англ. instinctivism; нем. Instinktlehre. Ориентация, объясняющая явления и процессы соц. жизни теорией инстинктов (У. Мак Дугалл, Г. Лебон) … Толковый словарь по социологии

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

Социальное бытие общества. — кратко Философия человека и его символической действительности подвела нас вплотную к философии общества. Люди живут со вместно, они образуют общество. Философия общества стремит ся к выяснению природы общества, его особенностей. Нет такого… … Малый тезаурус мировой философии

Социология — (франц. sociologie, от лат. socictas общество и греч. lógos слово, учение; буквально учение об обществе) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с… … Большая советская энциклопедия

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — ’АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ’ (‘The anatomy of human destractiveness’, 1973) произведение Фромма, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии ‘доброкачественной’… … История Философии: Энциклопедия

KOHT (CONTE) Огюст — (1798 1857) франц. философ и социолог. По мысли К., соц. мышление становится научн., т. е. социологич. в той мере, в какой проникается позитивным духом , а этот последний заключается прежде всего в обнаружении на основе наблюдения и эксперимента… … Российская социологическая энциклопедия

НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — развивалось в конце XIX нач. XX в., являясь выражением общего для обществоведения того времени интереса к проблемам человеческой мотивации и механизмам поведения социального (см.). Главный принцип Н. в с.п. стремление сводить обществ. явления к… … Российская социологическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ — (лат. societas об во и греч. logos учение, слово) наука об общих и специфич. законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности … Российская социологическая энциклопедия

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ — ( The anatomy of human destructiveness , 1973) произведение Фромма , посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. Фромм вводит разделение агрессии доброкачественной филогенетически заложенного импульса к… … Социология: Энциклопедия

Глава 3: Психологическая социология конца XIX — начала XX в.

1. Психологизм и социология XIX в.

Психология начала XIX в. была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов.

В последней трети XIX в. положение изменилось. С одной сто роны, психологи обнаружили, что высшие психические функции невозможно свести к физиологическим процессам, что здесь требуется учет сложных социальных факторов. С другой стороны, социо логи, не удовлетворенные примитивными биоорганическими анало гиями, проявили растущий интерес к проблемам мотивации и пси хологическим механизмам социального поведения. В результате сли яния этих двух встречных движений и сложилось то, что мы условно называем психологическим направлением в социологии.

2. Психологический эволюционизм

3. Инстинктивизм

Биология, вскрывая механизмы инстинктивной деятельности животных, казалось, давала этой тенденции естественно-научное обоснование. Экспериментальные исследования человеческой пси хики также показали наличие в ней мощных неосознаваемых про цессов и структур. Теодюль Рибо положил начало эксперимен тальному исследованию эмоций. Психологи Вюрцбургской школы (Карл Марбе, Иоганнес Орт) ввели в научный оборот понятие установки — неопределенного и плохо поддающегося анализу сос тояния сознания, которое регулирует отбор и динамику умствен ных операций и впечатлений. Исследования гипнотических состояний и психопатологии также сталкивали ученых с проблемой бес сознательного.

Распространяя свою психологическую теорию на общество, Мак- Дугалл под каждое общественное явление подводит определенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняются пред расположенностью людей к драчливости, а накопление обществен ного богатства — склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинация инстинктов любопытства, само уничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное зна чение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удер живает людей вместе и лежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявление стадного инстинкта — рост городов, коллективный характер человеческого досуга, массовые сборища и т. д.

Инстинктивизм оказал определенное влияние на науку о че ловеке тем, что привлек внимание к неосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом. Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой.

Не удивительно, что по мере развития социологии и психологии влияние инстинктивистских теорий быстро сходит на нет. Исключение в этом отношении составляет фрейдизм, но его влияние
на социологию приходится на более позднее время, поэтому мы не будем его здесь рассматривать.

5. Групповая психология и теория подражания

Эта ориентация черпала вдохновение в весьма разнородных источниках, включая экспериментальные исследования гипноза, наблюдения за подражательной деятельностью детей, этнологи ческие исследования и наблюдения за такими явлениями массо вой психологии, как мода или паника. Первые исследования этого рода не отличались ни методологической, ни концептуальной строгостью. Одни авторы (Николай Константинович Михайловский) склонны были считать фундаментальным процессом, обеспечивающим единообразие социального поведения людей и их объе динения в группы, психическое заражение; другие (Владимир Михайлович Бехтерев, Гюстав Лебон) отводят эту роль внушению; третьи (Габриэль Тард, Дж. Болдуин) отдают предпочтение подражанию. Соотношение этих процессов также определялось по-разному. Если А. Вигуру и П. Жукелье [3] считали психическое заражение одной из форм подражания, то Лебон, наоборот, видел в подражании частный случай психического заражения. Однако во всех случаях предметом исследования были групповые процессы, которым приписывался специфический методологический и онтологический статус.

Общие законы социологии, охватывающие все три базисных социальных процесса (адаптации, повторения и оппозиции), Тард делит на логические и внелогические. Логические законы объясня ют, почему одни инновации распространяются, а другие — нет, насколько назрела потребность в данном новшестве, совместимо ли оно с уже существующими знаниями и представлениями (логический союз) или же вступает с ними в конфликт (логическую ду эль). Внелогические законы показывают, как протекает процесс под ражания: например, что он идет от центра к периферии, от выс ших к низшим, от целей к средствам и т. д.

Подходя к проблеме одновременно аналитически и историче ски, Тард прослеживает этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предыстория публики — в салонах и клубах XVIII в., но настоящая ее история начинается с появления газет. Е сли в толпе личность нивелируется, то в публике она, напротив, п олучает возможность самовыражения. Поэтому совершенствование средств общения способствует также усложнению и обогащению личности, тем более что в обществе имеется не один, а не сколько различных видов публики.

Теория подражания выходит за рамки интрапсихических про цессов, делая предметом и единицей социологического исследова ния не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаи модействия. Но, как мы только что видели, это взаимодействие она понимает еще более внешним и механическим образом.

6. Зарождение интеракционизма

Попыткой преодолеть эту слабость путем соединения психологизма с органицизмом была зародившаяся в США интеракцио нистская ориентация. В центре ее внимания стоит процесс взаи модействия индивидов (отсюда и название). Но сама личность, вы ступающая субъектом этого взаимодействия, понимается при этом не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принад лежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли. Противопоставление индивида и общества уступает место идее их взаимопроникновения.

Общие принципы Болдуина очень близки к теории Тарда, но если социолог Тард идет от групповых процессов к личности, то психолог Болдуин идет от личности к обществу. С точки зрения психологии, писал он, социальная организация совпадает с органи зацией человеческой личности и ее самосознания. Структура лич ности и ее самосознания, по мнению Болдуина, не просто отражает организацию общества, но тождественна с ней.

Свою концепцию Кули противопоставляет инстинктивист ским и механистическим интерпретациям. По его мнению, нель зя придавать инстинктам значения универсальных мотивов по ведения. Многообразные факты общественной жизни доказывают изменчивость мотивов поведения человека, отсутствие еди ного закона, который управлял бы его поступками. Человече ская природа пластична и подвижна, ее можно заставить работать практически в любом направлении, если правильно понять ее законы.

Однако социология Кули имеет те же недостатки, что и прочие разновидности психологизма.

Даже учетом ее последующего развития в трудах Мида и его последователей интеракционистская ориентация, плодотворная в рамках социально-психологического исследования непосредствен ных межличностных отношений, оказывается недостаточной для описания и объяснения макросоциальных процессов, классовых отношений, природы политической власти и т. д. [9, р. 12]. В этом — принципиальная ограниченность психологического подхода к со циальным явлениям.

7. Психологическая социология в исторической перспективе

Каковы же были главные итоги психологической социологии рубежа?

Но изучение процессов группового взаимодействия, будучи необходимым, отнюдь не исчерпывает сферы социального и не оправдывает сведения социологии к социальной психологии, что как нельзя более типично для всей рассматриваемой школы. Для Тарда социальная, общественная, или интерментальная, психоло гия, по сути дела, синоним социологии: значимых различий между ними он не проводит. Лебон, Болдуин, Мак-Дугалл и Кули попеременно называют свой подход то социально-психологическим, то социологическим. Идею слияния социологии и социальной пси хологии активно пропагандирует американский социолог Чарлз Эллвуд (1873—1948) [29]. Другой влиятельный американский социолог, автор популярного учебника социальной психологии Эд вард Олсуорт Росс (1866—1951) считает социальную психологию частью социологии, подразделяя последнюю на социальную психо логию, предметом которой являются психологические процессы, возникающие в ассоциации людей, и социальную морфологию, т. е. науку о социальных формах [361].

Читайте также: