Суд присяжных в дореволюционной россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существованию современного суда присяжных предшествовала многолетняя история возникновения и преобразования данного института судебной власти.

В России 1860-х годов на смену феодальным пришли буржуазные отношения, юридическое оформление которых потребовало изменения всей судебной системы и введения в империи суда присяжных заседателей. Такая же потребность возникла и в начале 1990-х годов, когда эта форма суда вновь была введена в нашей стране. И это закономерно, поскольку именно в жюри (как называют еще суд присяжных) с наибольшей полнотой воплощены демократические принципы правовой системы государства.

Но в одну реку нельзя войти дважды. Условия деятельности суда присяжных в императорской России и в Российской Федерации несопоставимы. Приведем лишь один пример. Вопрос об участии женщин в суде присяжных в ходе подготовки судебной реформы 1864 года даже не обсуждался. Этот вопрос возник только в 1917 году перед Временным правительством, но и тогда не получил положительного разрешения.
В настоящее же время невозможно представить саму постановку вопроса о каком-либо ограничении участия женщин в работе этого суда.

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено еще Екатерине II русским ученым-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Также выдающийся реформатор и государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году.

Суд присяжных возможен только в условиях устности и гласности. Чтобы убедить присяжных в своей правоте, прокурор и адвокат должны были представлять доказательства, излагать доводы, затрагивающие разум и чувства. Впервые в казенных российских учреждениях громко звучало живое слово.

". Лучшая, благороднейшая, основанная на доверии к народному духу часть этой реформы",- писал юрист А. Ф. Кони о суде присяжных, имея в виду его независимость от чиновничества.

Для Ф.Н. Плевако, известного юриста-практика того времени, суд присяжных являлся не только чем-то, напоминавшем старину, но и исходом для народного духа, призванного проявить себя в вопросах совести и в защите народного мировоззрения, на коренные начала общественного уклада. Его отношение к присяжным было, если можно так выразиться, проникновенным и подчас умиленным. Для него они были указанные судьбою носители народной мудрости и правды.

Н.А. Буцковский Д.А. Равинский С.И. Зарудный

Одной из главных проблем истории института суда присяжных является проблема его социального состава, во многом определяющего характер этого института и его деятельность, а также отношение к нему власти и общества. Главный показатель эффективности работы нового суда — его репрессивность — напрямую зависит от состава жюри.

По закону присяжным заседателем тогда мог быть мужчина из любого сословия, отвечавший трем основным требованиям: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет и проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. К участию в суде не допускались преступники, несостоятельные должники, немые, слепые, глухие, сумасшедшие и не знавшие русского языка.

Специальные комиссии в каждом уезде составляли общие списки тех, кто имел право на избрание в присяжные заседатели. В них вносились почетные мировые судьи, гражданские чиновники не выше 5-го класса, а также лица, занимавшие выборные общественные должности. В последнюю категорию входили и крестьяне, избранные в волостные суды, исполнявшие должности сельских старост, волостных старшин, голов и другие должности по крестьянскому общественному управлению.

Для остальных устанавливался имущественный ценз. Ценз не был высоким, но основная масса населения России не отвечала и этим требованиям.

Юристы-практики, писавшие о суде присяжных (А. М. Бобрищев-Пушкин, А. Ф. Кони, Н. П. Тимофеев), отмечали, что в провинции большинство присяжных были из крестьян, однако никаких конкретных данных не приводили. О масштабе участия в суде присяжных представителей других сословий в литературе нет даже приблизительных сведений.

Несмотря на ряд изъятий и ограничений, в ведении суда присяжных оставалась основная масса — три четверти — уголовных дел, большинство из которых представляли собой дела о наиболее распространенных преступлениях — против собственности и личности: кража, грабеж, разбой и убийство.

Практически все дела решались судом присяжных в условиях гласности; двери закрывались для публики в одном случае из ста.

По своей репрессивности суд присяжных почти втрое превосходил дореформенный суд. Количество осужденных постоянно превышало количество оправданных. О высоком уровне добросовестности присяжных говорит и тот факт, что с 1866 по 1872 год новому составу присяжных заседателей пост.818 Устава уголовного судопроизводства (случай несправедливого обвинения невиновного) было передано всего 56 дел, что составляет около 0,1 процента всех дел, решенных присяжными за это время. Присяжные обвиняли невиновного лишь в одном случае из тысячи.

На общий процент оправдательных приговоров суда присяжных сильно влияли три рода дел, по которым присяжные чаще оправдывали, чем осуждали:
- дела о преступлениях должности,
- против порядка управления (их основную массу составляла дела о сопротивлении властям и нарушении паспортного режима),
- дела о мелких кражах с взломом. Они составляли более трети всех подведомственных суду присяжных дел.

Таким образом, суд присяжных, являясь выразителем общественного правосознания, указывал на вопиющие недостатки уголовного законодательства и на способ их устранения. Систематически оправдывая большинство обвинявшихся в нарушении паспортного режима и в мелких кражах с взломом, присяжные заседатели практически парализовали действие ряда статей устаревшего Уложения о наказаниях и вынудили правительство в законодательном порядке изменить их. Законами 1881 года (18 мая и 27 октября) и 18 декабря 1885 года мера наказания за указанные выше преступления, а также для несовершеннолетних была уменьшена настолько, что дела об этих преступлениях перешли в ведение мирового суда. Эти законы уменьшили компетенцию суда присяжных почти вдвое.

В огромном большинстве случаев приговоры присяжных были просты и справедливы. В них выражалось отношение народа к явлениям российской действительности, они заставили изменить ряд устаревших и жестоких законов, не соответствовавших представлениям общества о соотношении преступления и наказания.

Хотя было достаточно примеров и пристрастия присяжных-крестьян по некоторым категориям уголовных дел: беспощадность к конокрадам и святотатцам, снисходительность к злоупотреблениям должностных лиц и к преступлениям против женской чести. Наблюдалось также увеличение числа оправдательных вердиктов во время поста и перед большими христианскими праздниками.

В самодержавной России суд присяжных не имел реальных гарантий своего существования и его в любой момент могла постигнуть участь мирового суда, практически уничтоженного в 1889 году. Результаты деятельности суда присяжных имели большое общественное и политическое значение. Этот суд представлял собой хорошую школу, где миллионы простых людей получали элементарные юридические знания и понятия о законности и своих правах. Ее прошли около 10миллионов граждан дореволюционной России.

Суд присяжных был самым демократическим из всех институтов, установленных в России в результате буржуазных реформ. Его политический характер проявлялся более отчетливо по сравнению с органами местного самоуправления (земствами и городскими думами): он в широком масштабе обладал правом помилования, являвшимся прежде исключительной прерогативой верховной власти. Жюри олицетворяло волю большинства в осуществлении одной из важнейших частей государственного управления — судебной власти. Эта форма суда несовместима с деспотическими и тоталитарными режимами. Она может существовать только в государствах с определенной степенью демократии.

История суда присяжных в старой дореволюционной России свидетельствует о том, что наш народ и по уровню своего развития и по нравственным своим качествам был достоин иметь этот один из лучших институтов, выработанных человечеством в своем вечном стремлении к справедливости.

В настоящее время суд присяжных в России в основном функционирует на основе Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", который вступил в силу 20 августа 2004 года.
Практика показывает, что существование суда присяжных помогает реализовывать конституционный принцип презумпции невиновности, принцип, являющийся важной гарантией обеспечения прав личности.
Данная форма судопроизводства обозначена очень четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, свобода оценки доказательств.
Таким образом, участие присяжных заседателей содействует качеству предварительного следствия, более тщательной подготовки государственных обвинителей к участию в разбирательстве дел.

Однако суд присяжных нужен не только для реализации конституционных принципов в правосудии, но еще и потому, что он как нельзя лучше оказывает воздействие на формирование правосознания, повышает правовую культуру участников процесса и всего общества, дает возможность гражданам принимать участие в отправлении правосудия.


Theoretical and practical provisions for trial by jury in pre-revolutionary and modern Russia. Identified prerequisites for the revival of the institution of the judiciary at the end of the 20th century. You want to increase the level of legal consciousness of citizens, to eradicate legal nihilism as a phenomenon to democratize the judicial system.

Key words: court, jury trial, Koni, the process, the code of criminal procedure

Прошло более 20 лет со времен введения в современной России суда присяжных заседателей. Суд присяжных за это время достаточно прочно смог утвердился в судебной системе Российской Федерации, стал ее неотъемлемой частью. Широкие дискуссии, которые ведущиеся на данную тему, лишь это подтверждают. Накоплен определенный опыт в области делопроизводства с участием присяжных, и пришёл час подвести некоторые итоги. У суда присяжных появилось множество и сторонников и противников, а аргументы у них не изменились даже за сто лет.

Институт суда присяжных заседателей впервые был утвержден в XIII в. В Англии, придя на замену обвинительному жюри, или ассизе, набрал силу в XV столетии, а к XVII в. получил облик близкий к современному. Там и были выработаны основные принципы участия его в уголовном процессе, на которых строилась работа судов присяжных за рубежом, а позднее и до революции и в России. Его активным сторонником был император Франции Наполеон I, который затратил множество усилий не только для упрочения позиций суда присяжных во Франции, но и для его внедрения в других государствах Европы.

Суд присяжных заседателей был учрежден в Российской Империи 20 ноября 1864 г., именно тогда и были утверждены Новые Судебные уставы, закрепляющие основные буржуазные принципы правосудия. Судебный процесс стал не только гласным, но и состязательным, а самое главное — обвиняемый получил право на защиту — создавалась отечественная адвокатура.

В общем виде суд присяжных представлял в то время следующее. По российскому законодательству, принятому в 1864 году (в том числе Уставу уголовного судопроизводства) суд присяжных образовывался из 2 коллегий. В одну из них входило не менее трех судейских чиновников: члены суда и сам председатель. Этих судей так же называли коронными судьями. [2, с. 37]

Главным аргументом противников введения суда присяжных было наличие специальных знаний для принятия решений по конкретному уголовному делу, а таковых граждан в то время не было. Не секрет, что необходимо не только обладать такими знаниями, но и обдуманно применять их, для этого требуется навык, который приобретается лишь в процессе судебной деятельности.

Сторонники суда присяжных заседателей отмечали, что у профессиональных судей вырабатывается односторонность мышления, заведомо принятое решение о виновности подсудимого.

Для уголовного дела рассматриваемого с участием присяжных, на подготовительном заседании отбиралось по жребию 30 основных и 6 дополнительных присяжных заседателей. Подсудимый имел право мотивированного отвода: трех судей, обвинителей и секретаря судебного заседания. Из 30 присяжных обвинение могло отвести максимум 6, обвиняемый же — чтобы их осталось не меньше 18. Из оставшихся жребием определяли 2 дополнительных присяжных и 12 основных. Заседание вел один из коронных судей. Вопрос о виновности присяжные обсуждали сами, без участия судей. Позже коронные судьи без участия присяжных определяли меру наказания и выносили свой приговор. Вынесенные приговоры суда с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, но могли быть обжалованы в Сенате в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона.

Имущественный ценз, который был необходим для включения в список присяжных, был высок. В заседатели принимались и крестьяне, замещающие должности в самоуправлении: сельские старосты, волостные старшины и т. д.

Ранние процессы, проходившие с участием присяжных заседателей, опровергли самые страшные отрицательные ожидания. В первые несколько лет министерство юстиции собирало у председателей и прокуроров окружных судов данные и статистику о ходе реформы. Отмечалось, что присяжные неплохо справляются с возложенными обязанностями. Полуграмотные жители сел смогли выслушать стороны и принять действительно справедливое решение. Оправдательных вердиктов было даже больше, чем у присяжных за границей: от 25 % до 35 %. Причины такого явления достаточно многогранны, но меньше всего оснований говорить такой черте, как жалостливость к подсудимому, многие просто ставили себя на его место, относились к содеянному с пониманием. В этой связи необходимо упомянуть об одном существенном промахе, который был каким-то образом допущен при составлении Судебных уставов. Согласно закону, присяжные не должны были знать о наказании, которое должен был понести подсудимый. Именно по этой причине иногда у присяжных возникало убеждение, что подсудимого ждет страшное наказание, хотя ничего особо наказуемого согласно Закону не сделал. Тогда, как правило, и выносился оправдательный вердикт.

Декретом Временного рабочего и крестьянского правительства от 24 ноября 1917 г. (он же Декрет о суде № 1) большевики и вступившие с ними в коалицию левые эсеры упразднили суд присяжных заседателей.

Вопрос о его возрождении становился правоведами уже в середине 1950-х годов, уже после смерти Сталина. Но в законодательных актах положение о перерождении суда присяжных появилось лишь в 1989 году, а в 1993 году сформирована правовая база, регулирующая его деятельность. Уже 1 ноября 1993 года суд присяжных начал в России новую жизнь.

Первый процесс с участием присяжных после такого многолетнего перерыва прошел в декабре 1993 года в Саратове. Уже в 1994 суд присяжных начал действовать и в других регионах Федерации: в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской Ульяновской областях.

Сейчас с участием присяжных заседателей суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Судебные ошибки в рассмотрении таких дел должны быть максимально исключены, ведь от присяжных зависит будущее подсудимого.

Суд присяжных является весьма специфичной формой осуществления правосудия, что прослеживается через перечень присущих ему признаков:

  1. сочетание профессионального и народного элементов (соответственно судья и коллегия присяжных заседателей), среди которых функции разделены: уголовный закон применяется профессиональным судьей (то есть именно он решает вопросы права), а вердикт о виновности или невиновности лица, который служит основанием для применения уголовного закона, принимается не профессиональным судьей, а специально призванными для этих целей гражданами;
  2. неоднородность коллегии присяжных заседателей по своему составу, поскольку она может быть представлена гражданами различного социального статуса, имущественного положения, уровня правосознания и правовой культуры, возрастных категорий;
  3. существование особого порядка избрания присяжных заседателей, причем их функции не являются пожизненными или долгосрочными, а реализуются единожды при рассмотрении конкретного уголовного дела;
  4. принятие вердикта присяжными заседателями на основании тех доказательств, которые были исследованы на стадии судебного разбирательства, производимого на основании принципа состязательности, под руководством профессионального судьи;
  5. вынесение вердикта присяжными заседателями без объяснения мотивов принятого решения. [1, с. 7]

Процедура рассмотрения дел с участием присяжных включает несколько этапов: подготовительная часть, формирование коллегии, совещание и т. д., которые подробно изложены в Уголовно — процессуальном кодексе РФ.

В процессе рассмотрения уголовного дела присяжные участвуют в исследовании доказательств: заслушивают свидетельские показания, показания подсудимого, знакомятся с результатами экспертиз. Далее присяжные удаляются на совещание и решают, достаточно ли предъявлено суду доказательств, чтобы признать подсудимого виновным или же не виновным.

Сегодня присяжным заседателем в России может стать гражданин Российской Федерации старше 25 лет, но только если он не работник правоохранительных органов, не священнослужитель и не имеет непогашенной судимости. Ограничений по национальности, вероисповеданию и образованию нет. На сегодняшний день в России каждый гражданин страны может стать присяжным заседателем. Однако, он не может быть священнослужителем или работником системы правоохранительных органов. Будущий присяжный заседатель не должен иметь непогашенную судимость. Существует и возрастной ценз — 25 лет.

Присяжный, члены его семьи и имущество им принадлежащее находятся под охраной ОВД. Органы обеспечивают безопасность их жизней. Также, на присяжного заседателя распространяется гарантия неприкосновенности как и у обычного судьи. Присяжный, члены его семьи и их имущество находятся под государственной защитой. ОВД обеспечивают безопасность присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности их имущества в случае, если от присяжного заседателя поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы их безопасности или сохранности их имущества. На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи. Присяжному заседателю, исполняющему обязанности в суде, выплачиваются судом вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Учитывается также время исполнения им обязанностей в суде. За ним сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников по месту его основной работы. Не допускается увольнение присяжного заседателя или перевод его на менее оплачиваемую работу во время исполнения им обязанностей в суде. На руководителей предприятий учреждений и организаций, других должностных лиц и граждан, препятствующих присяжному заседателю исполнять свои обязанности, может быть возложена административная ответственность.

Списки присяжных заседателей (общие и запасной) составляет ежегодно краевая, областная, районная, городская администрация, действующая на территории, на которую распространяется юрисдикция соответствующего суда. В общие списки присяжных заседателей включаются граждане, постоянно проживающие в районах и городах края, области, в количестве, необходимом для нормальной работы краевого и областного суда, причем их число должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города, края, области. В запасной список присяжных заседателей включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда, причем их число определяется главой краевой, областной администрации в пределах не более одной четвертой части всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки. При этом сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяется главой краевой, областной администрации. Неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя влечет административную ответственность.

Присяжные заседатели не в праве покидать зал судебного заседания в ходе судебного разбирательства; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств уголовного дела; высказывать свое мнение по уголовному делу до обсуждения вопросов при принятии вердикта; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Невыполнение этих правил ведет к отмене приговора.

Сейчас же по каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, согласно ст. 339 УПК РФ, ставится три вопроса:

− доказано ли, что деяние имело место;

− доказано ли, что преступление совершил подсудимый;

У суда присяжных есть и достоинства, и недостатки, можно привести и множество примеров заседаний суда присяжных, вызвавших широкий общественный резонанс по поводу компетентности присяжных заседателей в том или ином деле.

К сожалению, несмотря на перечисленные мною преимущества, авторитет суда присяжных в конце 90-х — начале 00-х стал ослабевать: в 2002 году дел, рассмотренных судом присяжных, стало на 1/3 меньше, чем в 1999.Со временем и желающих быть рассуженным присяжными стало куда меньше.

Скандальным стал и суд над Иваном Хахулиным, который был обвинен в убийстве милиционера. В позапрошлом году в Брянске присяжные оправдали обвиняемого, хотя все наблюдатели, участвовавшие в процессе утверждали о достаточном количестве улик для вынесения противоположного вердикта. После вынесения приговора присяжные признались, что не поняли заданный им вопрос. Но было уже поздно — Хахулин вышел на свободу, однако через какое-то время свел счеты с жизнью.

Именно поэтому вердикты присяжных вызывают непонимание в обществе недопонимание наравне с вердиктами обычных судов. Если же в деле Ульмана оправдали лиц, которые обвинялись в тяжком преступлении, то в деле Мужихоевой критика была направлена на вердикт присяжных в связи с тем, что они не нашли оснований для снисхождения в отношении лица, хотя и участвовавшего в подготовке террористического акта, но отказавшегося от его проведения и активно сотрудничавшего со следствием.

Отсутствие юридического образования — еще одна претензия к присяжным заседателям. Они основываются не на Законе и профессиональном анализе всех обстоятельств дела, а на обывательски эмоциональной оценке театрально построенных выступлений сторон. Является ли в этом случае суд присяжных гарантом справедливости, если результат дела всецело зависит от изворотливости и красноречия той или иной стороны?

Профессиональный судья выполняет в суде присяжных роль стороннего наблюдателя. Он освобожден от обязанности доказывания и активного поиска истины, не несет ответственности за законность и объективность приговора, а призван лишь наблюдать поединок сторон и объявлять победителя. Вердикт присяжных о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего. И если он даже убеждён, что этот вердикт — явно необоснованный, ничего не может сделать, а должен в обязательном порядке вынести оправдательный приговор и немедленно освободить подсудимого из-под стражи.

Не готовы оказались к реформе и прокуроры. Гособвинители часто разговаривают с присяжными, как с профессиональными юристами, в результате обычные люди ничего не понимают. Иногда присяжные просто не могут разобраться в деле. А люди с высшим образованием, высокими умственными способностями и большим жизненным опытом редко оказываются в составе присяжных заседателей. Большая потеря времени при несущественной материальной компенсации заставляет состоятельных людей не реагировать на повестки.

Нужно также отметить, что ошибочным является мнение сторонников суда присяжных о том, что этот суд является показателем цивилизованности страны. Учёные и практики-юристы США и Англии указывают на такие недостатки суда присяжных, как необъективность, чувствительность к риторике и общественным страстям, беспомощность в исследовании доказательств, безответственность председательствующего судьи за результаты рассмотрения дел, обилие необоснованных и незаконных вердиктов, крайняя волокита и дороговизна.

В Европе вместо единоличного судьи-чиновника, бесконтрольного и безответственного, в суде ведущая роль принадлежит профессионалам. Суд состоит из трёх профессиональных судей и присяжных. В некоторых государствах их называют шеффенами. [4, c. 34] Они, как и присяжные, — люди из народа. Но, в отличие от российских присяжных-непрофессионалов, они вопрос о виновности подсудимого решают не независимо от судей, а совместно с ними и под их руководством, допрашивают вместе с ними подсудимого и свидетелей, вместе совещаются относительно вердикта. Это позволяет избежать юридических ошибок и предотвратить вынесение незаконных приговоров.

Но главный положительный момент все же в другом.

Суд присяжных требует высокого качества следствия, доказательства вины должны быть неопровержимы, выступление обвинителя должно быть не менее убедительным, чем речь адвоката. Все это способно задать абсолютно новый тон нашей правоохранительной системе, зримо повысить ее эффективность, а как результат — и доверие к ней общества в целом.

Вероятно, следует признать, что на настоящем этапе коллегия присяжных работает недостаточно эффективно. Но это не повод возвращаться к элементам обвинительного процесса, а лишь сигнал к выработке механизмов оптимизации участия общества и его представителей в принятии решений.

Основные термины (генерируются автоматически): суд присяжных, присяжный, присяжный заседатель, Россия, дело, суд, участие присяжных, Профессиональный судья, Российская Федерация, судебное заседание.

Суд присяжных в России: прошлое, настоящее и будущее

Немного истории

С приходом советской власти эту модель правосудия упразднили. Причины на то были политические, уверен Нефедов. Переход к новому строю, который проходил в том числе насильственным путем, требовал контролируемого судопроизводства.

Формально к суду присяжных вернулись еще на закате СССР. В 1989 году Верховный Совет закрепил право на такой суд за подсудимыми, которым грозила смертная казнь или лишение свободы на срок свыше десяти лет. Но в реальности суд присяжных возобновил свою работу позже – уже после распада СССР. В 1993 году он в порядке эксперимента появился в пяти субъектах: Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае. А уже в 2004 году присяжные заработали во всех регионах, за исключением Чечни – там это случилось только в 2010 году.

Первоначально коллегии собирались только в областных судах и состояли из 12 человек. Но в июне 2018 года вступили в силу поправки, которые сократили число присяжных в областных судах до восьми человек, а также распространили этот институт на районные суды. Последних наделили правом рассматривать дела с участием всего шести заседателей.

В настоящий момент суду присяжных подсудно несколько десятков преступлений, перечисленных в п. 2 и 2.1 ч. 2 ст. 30 УПК. На практике же чаще всего представителям народа приходится разбираться в убийствах, а также в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшим по неосторожности смерть, рассказывает старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 16 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 41 место По выручке Профайл компании × Андрей Гривцов.

При вынесении вердикта заседатели должны стремиться к единодушию, но если его не удается достигнуть в течение трех часов, то решение принимается простым большинством голосов, говорится в ст. 343 УПК. Если же голоса разделятся поровну, то побеждает оправдательный вердикт. Он обязателен для судьи, который после его оглашения должен вынести оправдательный приговор. А вот обвинительный вердикт не мешает судье оправдать подсудимого, следует из ст. 348 УПК.

На вопрос о том, нужен ли в современной России суд присяжных, все опрошенные эксперты без сомнений отвечают утвердительно.


Если вы хотите реальной состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности, права на защиту и влияния защиты в суде, то вам нужен суд присяжных.

Сергей Пашин, федеральный судья в отставке, профессор факультета права НИУ ВШЭ

Присяжные же судят, исходя из оценки доказательств. Они не прощают ошибки предварительного следствия и плохую подготовку гособвинителей, обращает внимание старший партнер АБ Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Руслан Закалюжный. Именно по этой причине число оправдательных приговоров с участием присяжных несоизмеримо больше, чем без них.


После уже упомянутой реформы, которая пустила присяжных в районные суды, а также расширила перечень подсудных им преступлений, количество процессов с участием заседателей выросло вдвое. Но несмотря на положительную динамику, общее число таких разбирательств все еще ничтожно мало.


Почему присяжные в России – это редкость?

По его словам, повлиять на востребованность суда присяжных следственные органы могут изменением состава. Например, убийство переквалифицируют на причинение смерти по неосторожности, которое неподсудно заседателям. Порой правоохранители также прибегают к уговорам, рассказывает Пашин. Они внушают обвиняемому: если осудят присяжные, будет очень строгое наказание, а если оправдают – приговор все равно отменят. Это, по словам судьи в отставке, сильно дезориентирует подсудимых. По данным Судебного департамента, из 1044 человек, кто просил рассмотреть его дело с участием присяжных, 115 (11%) отозвали свои ходатайства.

Вместе с тем угроза отмены оправдательного приговора, на которую периодически ссылаются следователи, более чем реальна. И это еще одна проблема, которая мешает активному распространению суда присяжных. В прошлом году апелляция отменила 62,1% оправдательных приговоров, вынесенных с участием присяжных, подсчитали в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Для сравнения – в США оправдательный приговор присяжных вообще не может быть отменен, рассказывает эксперт.

Не особо заинтересованы в суде присяжных и сами потенциальные заседатели.


Суд вызывает по 300 кандидатов, а приходит всего 20. Как правило, присяжные выбывают из коллегии без объяснения причин и без каких-либо мотивов.

Виктор Момотов, председатель Совета судей (цитата – с заседания Клуба Замятнина)

Чуть более оптимистичную статистику показало исследование Общественной палаты. Согласно ему, только четверть опрошенных заявили, что отказались бы от работы присяжных, еще столько же затруднились ответить.

Что дальше?

Опрошенные юристы единогласно заявляют: развивать суд присяжных нужно. И здесь, по их мнению, следует выделить два основных направления. Это повышение явки кандидатов в присяжные и расширение списка преступлений, которые могут разбирать заседатели.

Увеличить явку можно несколькими способами, считает адвокат МКА Князев и партнеры Князев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × Алексей Сердюк. С одной стороны, нужно установить ответственность для тех, кто решит проигнорировать повестку. С другой – увеличить материальные гарантии для присяжных, что, кстати, сейчас пытается сделать Минюст. Параллельно с этим необходимо активно повышать уровень правовой культуры населения. Без этого институт присяжных не будет развиваться, уверен Сердюк.

Еще через месяц бизнес-омбудсмен Борис Титов направил Лебедеву законопроект, который предусматривает передачу заседателям дел о мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочиями в отношении ИП, учредителей и участников компаний, а также топ-менеджеров и главных бухгалтеров. В октябре сообщалось, что глава ВС поддержал идею Титова, но до Госдумы законопроект так и не дошел.

Одним из важнейших принципов судопроизводства во всех странах мира является демократичность. Именно с утверждением этого принципа начинается история суда присяжных в России. Это способ рассмотрения уголовных правонарушений, который предусматривает участие не специалистов из области юриспруденции, а обычных граждан. Присутствующие имеют право решать, виновен ли человек, заслуживает ли он сурового наказания или помилования и снисхождения.

Суд присяжных в россии

Первые этапы возникновения и становления

Кратко характеризуя суд присяжных, можно отметить, что это особый правовой институт, который рассматривает дела и принимает решения без участия опытных юристов. Впервые о его возникновении и развитии заговорили в Англии в период Средневековья. Однако власти постоянно пытались вводить определенные ограничения, чтобы помешать деятельности суда. Годом создания суда присяжных считается 1864-й.

История суда присяжных в россии

Окончательная институционализация состоялась к концу XIX столетия, подсудимым предоставлялось право иметь защитника, а также с обвиняемыми запретили плохо обращаться. По английскому принципу в том же веке судебный процесс с участием присяжных появился в царской России, а перед этим и в ряде других стран: Германии и Франции, Италии и Австро-Венгрии, Норвегии и Испании.

Введение принципиально новой системы вынесения вердикта обвиняемым по уголовным делам было связано с масштабнейшей реформой. Ее провел в 1864 году Александр II. По его указу присяжным было подсудно намного больше вопросов, чем в других странах, — почти в 3 раза. С момента возникновения и за все время существования это общественное явление показало себя как неотъемлемая часть политической демократии, основа судебной власти, а также способ выражения конституционных прав граждан.

В период проведения реформ уголовное производство было построено таким образом, что оценку доказательной базы доверяли не только должностным, уполномоченным лицам, но и народным представителям. В дореволюционный период, до 1917 года, суд присяжных развивался в качестве важной исторической единицы, являлся подтверждением эволюции от феодального устройства к современной буржуазной системе права.

Присяжные наделялись определенными правами:

Суд присяжных история

  • проводить наравне с судьями осмотр собранных доказательств;
  • оглашать протоколы, составленные при обысках и осмотрах;
  • просить о назначении экспертизы и беседовать с экспертами;
  • требовать от председателя разъяснить какие-либо документы.

Огромная роль была отведена юстиции, которая сменила распространенный в крепостной период помещичий суд.

В российских судебных учреждениях вводятся новые правила. Все уезды с относившимися к ним городами составляли мировой округ, разделенный на участки. В каждом из них назначался почетный и мировой судья. Возраст присяжных ограничивался, к участию допускались лица от 25 до 70 лет.

Изменения в законодательной базе

В нормативно-правовую базу регулярно вносились корректировки и дополнения. В период с 1878 по 1889 год принято свыше 10 законов, которые кардинально изменили деятельность суда присяжных в нескольких направлениях. Во-первых, это его компетенция, во-вторых, состав в зависимости от социального положения, а в-третьих, процедура и ход разбирательства. Около 76% всех уголовных дел в тот период приходилось на долю народного правосудия.

Суд присяжных в россии

Общество постепенно осознало важность и ценность рассмотрения дел при участии присяжных. Временное правительство также признало, что это оптимальная и эффективная форма правосудия.

С 1890 по 1914 год в отношении заседателей принято еще несколько законов. Это было спровоцировано изменениями, внесенными в земское законодательство, а также существенным приростом населения в Москве и Санкт-Петербурге. В это время упрощена процедура принятия присяги, а также ход разъяснения прав и обязанностей. Приезжим присяжным назначались путевые и суточные деньги из казны.

Изменения коснулись также имущественного ценза. В отношении землевладельцев он был снижен со 100 до 20 десятин, а для тех, кто получал жалованье, увеличен с 200 до 400. Каждой из сторон предоставлялось право на отведение присяжных — не более 3-х человек.

К 1890 году роль народного правосудия существенно снижается, а снова повышается с появлением Временного правительства. В СССР присяжные заседатели были не слишком востребованы, они рассматривались как некое чуждое общественно-политическое явление. Правительство настаивало на том, чтобы 50% избирались из офицерского состава, а остальные 50% - из матросов и солдат.

Конституция рф

Деятельность современных народных судов основана на российской Конституции, а также на положениях Уголовно-процессуального кодекса. По всем деяниям, в которых обвиняется подсудимый, допускается рассмотрение вопросов присяжными:

  • есть ли доказательства того, что преступление имело место;
  • доказано ли, что к деянию имеет отношение именно подсудимый;
  • присутствует ли факт вины.

Заседатели вправе исследовать все материалы, относящиеся к делу, участвовать в осмотрах собранных вещественных доказательств. Они ведут собственные записи в ходе процедуры, пользуются заметками в специально отведенной комнате для совещаний.

Современное регулирование

Сравнивая роль суда присяжных в России в истории и в современности, можно отметить повышение его значимости для общества. Функционирование этого правового института является неотъемлемой частью демократического общества. Со времени Российской империи до нашей эпохи он развивался, совершенствовался и смог стать основой реализации конституционных прав личности.

История суда присяжных

В настоящее время на территории РФ действует законодательство, где предусмотрены основные положения в отношении как народных заседателей, так и обвиняемых. 1 июня 2018 года определено, что последние имеют право заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела специальной коллегией, в которую входит 6 или 8 человек. Это относится к тем преступлениям, по которым могут быть назначены смертная казнь или пожизненное тюремное заключение. Кроме того, народный суд допускается к рассмотрению обвинений по следующим статьям:

Создание суда присяжных год

Кроме того, в России принято решение ввести ограничения по возрастному цензу. Присяжному заседателю не может быть менее 25 лет, он не должен иметь судимость. Обязательными являются документы, подтверждающие отсутствие наркологической зависимости или психоневрологические нарушения на дату назначенного слушания.

Чтобы участвовать в народном правосудии, придется доказать владение в совершенствовании русским языком или тем, на котором запланировано заседание.

Согласно статистике, на долю оправдательных вердиктов в России приходится только 1,5%, а при участии присяжных — около 20%. Профессиональные судьи имеют право отменять решения народных заседателей, если присутствуют процессуальные нарушения.

В докладах и рефератах студентам юридических вузов приходится рассматривать не только длительный процесс развития уголовного правосудия, но и постоянные преобразования в существующей системе. Данный институт не следует рассматривать в качестве способа решения сложных вопросов и проблем действующего законодательства. Но при этом дальнейшее совершенствование процедур народного правосудия позволит повысить качество проведения расследований, обеспечить состязательность и объективность процесса, а также укрепить демократический институт.

Читайте также: