Ломоносов и мозаика кратко и понятно

Обновлено: 17.06.2024

Но было у учёного одно необычное увлечение - мозаика

Портрет Ломоносова. Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г. К. И. фон Преннера. 1755 г. На портрете учёный изображён в дворянском костюме красного цвета, который состоит из камзола, кафтана и кюлотов — штанов до колен. Кафтан и камзол декорированы золотным шитьём — вышивкой золотой нитью. Этот роскошный вид отделки в XVIII веке присутствовал на женских и мужских нарядах: официальных придворных костюмах и военных мундирах. На придворных костюмах золотное шитьё подчёркивало дороговизну костюма, а соответственно и высокое положение владельца - Ломоносов был действительным членом Академии наук в Петербурге, а также членом нескольких европейских академий.

Портрет Ломоносова. Неизвестный художник. Копия с несохранившегося оригинала Г. К. И. фон Преннера. 1755 г. На портрете учёный изображён в дворянском костюме красного цвета, который состоит из камзола, кафтана и кюлотов — штанов до колен. Кафтан и камзол декорированы золотным шитьём — вышивкой золотой нитью. Этот роскошный вид отделки в XVIII веке присутствовал на женских и мужских нарядах: официальных придворных костюмах и военных мундирах. На придворных костюмах золотное шитьё подчёркивало дороговизну костюма, а соответственно и высокое положение владельца - Ломоносов был действительным членом Академии наук в Петербурге, а также членом нескольких европейских академий.

Но давайте сначала познакомимся с Михаилом Васильевичем. При жизни с Ломоносова был написал всего лишь один портрет, и он перед вами. Именно благодаря этой картине мы имеем представление о том, как выглядел учёный. Скорее всего, если бы он жил в наше время, то не любил бы фотографироваться.

В композиции картины заслуживает внимания одна особая деталь. В правом нижнем углу под столом художник изобразил ящик, отдельные отсеки которого заполнены небольшими тонкими кусочками красного, жёлтого, зелёного цветов и других оттенков. Это образцы смальты — цветного непрозрачного стекла .

Открытие способа получения смальты и изготовление мозаичных произведений является одним из важнейших достижений Михаила Васильевича Ломоносова

Казалось бы, производство смальты известно ещё со времён Древнего Рима, что тут открывать? Но случилось так, что рецептура изготовления была утрачена , так как после падения Византийской империи все стекольные мастерские, а вместе с ними и мастера переместились в Италию, где искусство мозаики постепенно и заглохло.

Только в середине XVIII века Ломоносов предпринял попытку возродить это прекрасное и сложное искусство, которое лежало в основе всей русской православной культуры

Вдохновлённый долговечностью и насыщенностью цвета смальты, Михаил Васильевич активно приступил к химическим опытам. В мастерской Академии наук Ломоносов нашёл способ производства смальты ярких красных и зелёных цветов. В 1753 году императрица Елизавета Петровна пожаловала учёному в собственность село Усть-Рудица (недалеко от Ораниенбаума):

Кстати, считает, что изображённая на картине постройка слева и есть та самая фабрика.

Ломоносову удалось возродить искусство средневековой мозаики и создать более тысячи оттенков цветных смальт

Уже спустя год после закладки фабрика выпустила первую продукцию. Однако Ломоносов не собирался ограничиваться изготовлением галантереи из цветного стекла. Михаилу Васильевичу удалось не только возродить искусство мозаики, которое существовало в Киевской Руси в XI–XII вв., и средневековый способ получения ярко-красного прозрачного стекла, но и самостоятельно разработать рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт.

Благодаря этим открытиям Ломоносов приступил к созданию первых небольших мозаичных картин из тессеров — кубиков смальты .

Но Ломоносов был намерен продолжать работать и совершенствовать мастерство.

Вот, что из этого получилось. Эту мозаику собрали его последователи.

Открытие Ломоносовым способа производства цветного стекла произвело немалое впечатление не только на Санкт-петербургскую Академию художеств, но и на европейских учёных, а о мозаичных произведениях учёного писали в зарубежных журналах.

В апреле 1765 года Ломоносов скончался. Со смертью Михаила Васильевича прекратила свою деятельность и основанная им Усть-Рудицкая фабрика. Искусство мозаики вновь было позабыто в России почти на целое столетие.

( фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам ) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты , керамических плиток и других материалов.

МОЗАИКИ ЛОМОНОСОВА


Мозаики М.В. Ломоносова - часть деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле и потребностей (мебель и т.д)

Мозаичная мастерская и фабрика.

Организация мозаичной мастерской и фабрики шла много успешней, чем - строительство первой лаборатории.

В специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками - художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М.В.Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

М.В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.


В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.

Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла

В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году.

Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

«Пою перед Тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.

В 1752 году он писал:

«Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

1.jpg

Весь мир знает Михаила Ломоносова как гениального ученого-изобретателя в различных отраслях науки, талантливого писателя и поэта. И очень сложно перечислить все таланты и заслуги перед отечеством этого "универсального человека". Его творческие успехи в области искусства мозаики были поразительны, ибо все, к чему прикасалась рука гения, носило характер глубокого основательный и профессиональный.

Необычайная работоспособность, железный характер и сила воли, творческая одаренность и разносторонняя гениальность ума Михаила Ломоносова (1711-1765) потрясали современников и немало удивляют потомков. И вот уже три века неизменным остается вопрос: "Как сын простого рыбака смог столь многого добиться на научном поприще, в области литературы и живописи?"


В изобразительном искусстве Михаил Васильевич предпочел мозаику, возродив древнерусские ее корни и став основоположником этого жанра в современной интерпретации. Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России.



2.jpg

Л.С.Миропольский - Портрет М.В.Ломоносова - 1787



В средине 1750-х, бывая частым гостем в доме графа Воронцова, Михаил Васильевич как-то заинтересовался несколькими мозаичными картинами, которые тот привез для своей коллекции из Италии. Одна из работ, собранная неизвестным автором из оригинала картины Гвидо Рени, выделялась среди других поразительно богатой красочной палитрой. Ломоносов был заинтригован искусным творением итальянского мастера, доведшего свою смальтовую палитру до неимоверного количества оттенков. Это позволило итальянцу мастерски скопировать масляную живопись.

Ученый тут же загорелся идеей создать нечто подобное и возродить в России жанр, весьма популярный еще во времена Киевской Руси. И при том не только возродить, а и создать для этого новый материал. И так как технология изготовления смальты хранилась итальянскими мастерами в строжайшей тайне, Ломоносов во что бы то ни стало решил разгадать этот секрет.



3.jpg

Мозаичная икона работы Михаила Васильевича Ломоносова



Три года понадобилось ученому, чтобы создать смальту, не уступающую по качеству и цветовой палитре итальянской, - самых разных цветов и оттенков. Для этого ему пришлось разработать собственную теорию "Трех цветов", опираясь на физическую природу света. Именно он доказал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и синего, смешивая которые и получаем весь спектр радуги.



4.jpg

Михаил Васильевич Ломоносов - Мозаика "Портрет Петра I" - 1754 - Эрмитаж



Первым крупномасштабным мозаичным произведением в истории искусства России считается "Полтавская баталия", созданная Михаилом Васильевичем, которая сохранилось до наших дней и украшает Главное здание Академии наук в Санкт-Петербурге.

Грандиознейшая мозаика (309,764 квадратных метра), воплощенная в декоративном стиле, собрана из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, толщиной до 6 миллиметров и длиной 5 сантиметров. Создавал ее Ломоносов с семью помощниками на протяжении почти двух лет.

По окончании работы над мозаикой Ломоносов задумал еще одно мозаичное панно "Покорение Азова в 1696 году", однако из-за болезни ног, он так и не смог приступить к работе. А спустя пол года весной 1765 гения не стало.



5.jpg

Мозаичные работы Михаила Васильевича Ломоносова



За свою жизнь Михаил Васильевич создал около сорока мозаичных картин, большая часть из которых составляют портреты. До нашего времени дошло двадцать три его работы. Любопытства ради можно даже сравнить нелепые первоначальные произведения Ломоносова со зрелыми его работами. Колоссальный прогресс. Не правда ли? А еще сложнее поверить в то, что время их создания разделяет всего четыре года.



6.jpg

Михаил Васильевич Ломоносов - Фрагмент мозаики "Портрет Г.Г.Орлова"



Все это лишний раз является свидетельством того, что человеческий талант, как правило, всегда разносторонний, и развивать его можно во все направления, было бы желание и цель.

Многогранным был и талант русского поэта Михаила Лермонтова, который оставил после себя не только бессмертное литературное наследие, а и немало живописных и графических произведений.

Мозаика Ломоносова. Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.


Нерукотворный спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Начало 1750–х.

Первые работы Ломоносова

Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине . Ломоносов решает сам заняться производством смальты.

Еще в 1742 г. он начинает хлопотать о создании химической лаборатории; к 1746 г. получает положительное решение Сената об ее строительстве и уже к 1750 г. были получены первые российские смальты.

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской


Петр I. Мозаика ломоносовской мастерской. 1752–1753.

Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова.

Портреты Петра Первого

Сам Ломоносов был таким в еще большей степени: его явление было ответом петровским начинаниям, поэтому не удивительно то, что мозаичное дело Ломоносова было посвящено главным образом утверждению и увековечению национального дела Петра.

Уже в 1752–53 гг. под его руководством М. Васильевым и Е. Мельниковым был набран овальный портрет Петра I. К 1754 г. относится парадный погрудный портрет Петра, выполненный Ломоносовым собственноручно по эскизу Таннауэра, подаренный императрице Елизавете.

Мастерской Ломоносова принадлежит ряд мозаичных портретов его современников: Елизаветы Петровны (1758–60), П. И. Шувалова (1758), Екатерины II (1763). Образцами для мозаик часто служили живописные работы еще молодого тогда Ф. С. Рокотова.

Мозаика Ломоносова. Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова


Петр I. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. Фрагмент. 1754.

Мозаичные панно в Петропавловском соборе

Мозаика – несомненно, самый лучший материал для создания парадного портрета: ее яркость, декоративность не сравнимы ни с чем, ее свежесть вечна.

Осуществлением мечты Ломоносова – увековечения памяти Петра I в мозаике – должно было послужить воплощение проекта его надгробного памятника и серии мозаичных панно для усыпальницы императора в Петропавловском соборе. Подобную идею Ломоносов высказывает еще в 1757 г., однако, только в 1761 г. он получает финансирование.

Мозаика Ломоносова. Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.


Александр Невский. Мозаика ломоносовской мастерской.

Однако, работа состоялась и была закончена к январю 1765 г. В ней принимали участие семь помощников Ломоносова. Площадь мозаичного панно составила почти 30 м2 (4,81 х 6,44м), были использованы смальты пяти размеров общим количеством около 1300000 шт.

Скоро были забыты открытые им законы химии и физики, работы в области геологии. Была разорена и закрыта Усть-Рудицкая стекольная фабрика. Его ученики пытаются продолжить мозаичное дело: еще в 1769 г. они создают ряд станковых картин, интерьерных и прикладных работ, однако впоследствии мастерская, лишенная таланта ее создателя, прекращает свою деятельность.

Мозаика Ломоносова. Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской


Полтавская баталия. Мозаика ломоносовской мастерской. Фрагмент. 1765.

Читайте также: