Логико эпистемологический подход к исследованию науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Положив философское, логическое, семантическое и т. п. исследования языка в основу своих эпистемологических поисков, неопозитивисты принялись за работу над многими проблемами методологии науки: тут и соотношение уровней познания, принципы выбора теории, определение факта, место логики и математики в познании и т. п. Позволим себе выбрать из этого разнообразия два вопроса.

1. Какие высказывания являются научно приемлемыми?

2. Как высказывания могут быть проверены с точки зрения их истинности или ложности?

Итак, ответ на первый вопрос получен: научно приемлемыми могут быть синтаксически правильные высказывания, построенные из слов, имеющих наглядные эквиваленты или строго логически сводящихся к наглядным эквивалентам.

1. Логическое условие. В высказывании (либо в цепи высказываний) не должно содержаться внутренних противоречий. Если обнаружено хоть одно противоречие, весь текст следует считать ложным.

2. Синтаксическое условие. Для того чтобы убедиться в соответствии верифицируемых высказываний логическому условию, они должны быть построены так, чтобы их можно было перевести в логические формулы.

3. Физическое условие. Любое высказывание не должно противоречить ранее сформулированным и на настоящий момент не опровергнутым фундаментальным принципам устроения той части мира, изучением которой занимается данная наука (нельзя строить физическую теорию, исходя из возможности превышения скорости света, или полагать возможным проведение хирургической операции, после которой ткани живого организма срастаются за несколько секунд, причем даже без шрама).

Процесс проверки (верификации) высказывания проходит, как мы выяснили, два этапа: сначала выясняется, достойно ли вообще высказывание какого‑либо освидельствования (т. е. отвечает оно или нет трем условиям верификации), а затем высказывание сравнивается с информацией, полученной от органов чувств. Результатом является отнесение высказывания либо к классу истинных, либо к классу ложных.

К логико‑эпистемологическим нормативам науки относятся следующие:

♦ описание – выявление совокупности данных о свойствах и отношениях изучаемых типов объектов;

♦ объяснение – выработка понимания сущности возникновения, развития и функционирования исследуемого объекта;

♦ системность – анализ и соотнесение полученных данных по ранее установленным типам и классам объектов, а также по необходимости – введение новых типов и классов объектов;

♦ доказательность и обоснованность – соответствие логическим принципам и законам;

♦ эвристичность – способность предсказывать новые свойства и отношения исследуемой реальности, открытие новых уровней организации мира и новых типов объектов.

К социокультурным нормам науки можно отнести:

♦ прагматическую – определение способов применения полученных знаний в различных сферах жизни общества;

♦ прогностическую – анализ перспектив развития общества и окружающей среды, создание футурологических моделей, а также выработку рекомендаций на будущее;

♦ экспертную – анализ и оценку осуществимости, эффективности и оптимальности различных проектов и программ, создаваемых и реализуемых в различных сферах культуры, в том числе и в самой науке.

При соотнесении науки с другими сферами культуры система идеалов и норм научного познания позволяет определить основные критерии научности, к которым относятся:

♦ теоретичность научного познания, детерминированная самой целью научного познания, т. е. постижением истины ради нее самой, получение знания ради самого знания;

♦ обоснованность научного познания, которая достигается посредством проведения целого ряда логико‑эпистемологических процедур (теоретического и эмпирического характера) при определенных условиях их осуществления;

♦ системность, которая задает определенную форму научного знания, поэтому оно всегда реализуется в виде систем (теория, гипотеза, научная картина мира), в рамках которых компоненты этих образований посредством координационных и субординационных связей образуют одно целое;

♦ рациональность (научная рациональность отличается строгостью, последовательностью, логичностью, инвариантностью) как самой познавательной деятельности, так и результата этой деятельности – научных знаний;

♦ принципиальная проверяемость научных знаний в каждый момент времени и в каждой точке пространства для каждого субъекта познавательной деятельности

Эпистемология – это философское учение, направленное на основания знаний о реальности и логические условия их истинности. Эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы; в отличие от гносеологии, нацеленной на изучение познавательного процесса в целом, эпистемология устремлена к выявлению лишь своего круга проблем. Можно сказать, что она есть строгая гносеология, рассматривающая познавательный процесс с точки зрения получения реальных истинных знаний. С точки зрения стиля эпистемология понимается как разновидность логически последовательного мышления, в котором превалирующими оказываются требования приверженности к обоснованию условий истинности, стремления к поиску фундаментального словаря, объединяющего и ученых, и различные дисциплины. На логико-эпистемологический подход возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа фундаментальные принципы научного познания. Вот почему эпистемология получила свою прочную связку с логикой, без которой все сконцентрированные усилия оказываются безуспешными.

Р.Рорти проводя различение гносеологии и эпистемологии, считал, что гносеология ответственна за поиск того, что вынуждает ум верить в полученные результаты. Эпистемология занимается поиском неизменных структур, внутри которых могут содержаться феномены познания, жизни и культуры, т.е. структур, установленных привилегированными репрезентациями, изучаемыми эпистемологией. Итак, поиски неизменных структур, ответственных за истинное знание, вот что движет логико-эпистемологическими взглядами на любую проблему.

Логико-эпистемологическая проблематика в философии инициируется тем, что в науке существуют отклонения от законов, многозначные варианты одного и того же результата познания, неоднозначность научного доказательства и обоснования, да и сама проблема объективности. В этих условиях возникает необходимость осмысления кардинальных оснований и условий истинности, адекватности познавательного процесса в целом. Логика и эпистемология требуют одновременно реалистического и рационалистического языка. В них важны и живая наглядность, и логически обоснованное понимание. Вектор логико-эпистемологического исследования ведет от рационального к реальному, а не наоборот.




Предметом генетической эпистемологии также является процесс познания, однако здесь он истолковывается как функция онтогенетического развития, обеспечивающая переход от менее продвинутой стадии к более продвинутой. Основным внутренним механизмом развития, на который указывает генетическая эпистемология, выступает конструктивная генерализация и рефлексивная абстракция. Родоначальник генетической эпистемологии Ж.Пиаже выделил четыре основных стадии в когнитивном развитии, для которых характерна строгая последовательность формирования: сенсорная (до 2 лет), интуитивная (до 7 лет), конкретно-операциональная (до 12 лет) и формально-операциональная (до 15 лет).

Натурализованная эпистемология, предложенная У.Куайном, рассматривается как часть эмпирической психологии, т.е. часть естественной науки. Она изучает все естественные явления как физические объекты. Эти объекты могут быть экспериментально контролируемы на входе (при восприятии мира и получении информации) и на выходе, когда субъект сообщает о своем описании трехмерного универсума. Сердцевиной эпистемологической проблемы, по Куайну, оказывается изучение отношений между бедным входом и богатым выходом. Куайн, выступая с программой натурализованной эпистемологии, призывал перенести эпистемологические исследования из кабинетов философов на площадки научных лабораторий.

Описание моделей эпистемологии можно продолжить и далее, где приверженцем историко-эволюционной эпистемологии будет Т.Кун, антропологической - М.Полани с его концепцией личностного знания, тематической - Дж.Холтон. Однако стоит обратить внимание на вывод Э.Агацци, который уверен, что эпистемология XX столетия рисует совсем другой образ науки: важные условия объективности и строгости здесь еще присутствуют, но теперь они сопровождаются сущностной относительностью и опровержимостью научного знания как такового. Такая позиция препятствует полному доверию к абсолютности научных данных. Неабсолютность данных означает, что им нельзя приписывать полную или, скорее, определенную достоверность. Поэтому многие современные эпистемологи исходят из инструментального предназначения науки, а именно сводят научные теории к инструментам, обеспечивающим эффективную координацию наших действий, надежный прогноз и планирование.

Эпистемология – это философское учение, направленное на основания знаний о реальности и логические условия их истинности. Эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы; в отличие от гносеологии, нацеленной на изучение познавательного процесса в целом, эпистемология устремлена к выявлению лишь своего круга проблем. Можно сказать, что она есть строгая гносеология, рассматривающая познавательный процесс с точки зрения получения реальных истинных знаний. С точки зрения стиля эпистемология понимается как разновидность логически последовательного мышления, в котором превалирующими оказываются требования приверженности к обоснованию условий истинности, стремления к поиску фундаментального словаря, объединяющего и ученых, и различные дисциплины. На логико-эпистемологический подход возлагаются обязанности открывать с помощью логического анализа фундаментальные принципы научного познания. Вот почему эпистемология получила свою прочную связку с логикой, без которой все сконцентрированные усилия оказываются безуспешными.

Р.Рорти проводя различение гносеологии и эпистемологии, считал, что гносеология ответственна за поиск того, что вынуждает ум верить в полученные результаты. Эпистемология занимается поиском неизменных структур, внутри которых могут содержаться феномены познания, жизни и культуры, т.е. структур, установленных привилегированными репрезентациями, изучаемыми эпистемологией. Итак, поиски неизменных структур, ответственных за истинное знание, вот что движет логико-эпистемологическими взглядами на любую проблему.

Логико-эпистемологическая проблематика в философии инициируется тем, что в науке существуют отклонения от законов, многозначные варианты одного и того же результата познания, неоднозначность научного доказательства и обоснования, да и сама проблема объективности. В этих условиях возникает необходимость осмысления кардинальных оснований и условий истинности, адекватности познавательного процесса в целом. Логика и эпистемология требуют одновременно реалистического и рационалистического языка. В них важны и живая наглядность, и логически обоснованное понимание. Вектор логико-эпистемологического исследования ведет от рационального к реальному, а не наоборот.

Предметом генетической эпистемологии также является процесс познания, однако здесь он истолковывается как функция онтогенетического развития, обеспечивающая переход от менее продвинутой стадии к более продвинутой. Основным внутренним механизмом развития, на который указывает генетическая эпистемология, выступает конструктивная генерализация и рефлексивная абстракция. Родоначальник генетической эпистемологии Ж.Пиаже выделил четыре основных стадии в когнитивном развитии, для которых характерна строгая последовательность формирования: сенсорная (до 2 лет), интуитивная (до 7 лет), конкретно-операциональная (до 12 лет) и формально-операциональная (до 15 лет).

Натурализованная эпистемология, предложенная У.Куайном, рассматривается как часть эмпирической психологии, т.е. часть естественной науки. Она изучает все естественные явления как физические объекты. Эти объекты могут быть экспериментально контролируемы на входе (при восприятии мира и получении информации) и на выходе, когда субъект сообщает о своем описании трехмерного универсума. Сердцевиной эпистемологической проблемы, по Куайну, оказывается изучение отношений между бедным входом и богатым выходом. Куайн, выступая с программой натурализованной эпистемологии, призывал перенести эпистемологические исследования из кабинетов философов на площадки научных лабораторий.

Описание моделей эпистемологии можно продолжить и далее, где приверженцем историко-эволюционной эпистемологии будет Т.Кун, антропологической - М.Полани с его концепцией личностного знания, тематической - Дж.Холтон. Однако стоит обратить внимание на вывод Э.Агацци, который уверен, что эпистемология XX столетия рисует совсем другой образ науки: важные условия объективности и строгости здесь еще присутствуют, но теперь они сопровождаются сущностной относительностью и опровержимостью научного знания как такового. Такая позиция препятствует полному доверию к абсолютности научных данных. Неабсолютность данных означает, что им нельзя приписывать полную или, скорее, определенную достоверность. Поэтому многие современные эпистемологи исходят из инструментального предназначения науки, а именно сводят научные теории к инструментам, обеспечивающим эффективную координацию наших действий, надежный прогноз и планирование.

Эпистемологические проблемы научного знания стали изучаться в Новое время. Стало ясно, что научный подход к изучению мира принципиально отличается от повседневного познания, основанного на здравом смысле.

В ходе дальнейшего развития науки математические модели начали использоваться для изучения объектов и процессов природы. Такие модели представляли собой научные гипотезы, количественные параметры которых можно было проверять более точно с помощью экспериментов.

С возникновением классической науки в XVII веке формируется и классическая эпистемология, ориентирующаяся преимущественно на исследование проблем получения, разработки и обоснования научного знания. Декарт и Лейбниц анализировали теоретические и дедуктивные методы получения рационального знания, а Бэкон разработал индуктивный метод исследования. Свои методы, принципы и критерии тогдашняя эпистемология обосновывала в ходе критики прежней натурфилософии и средневековой схоластики. Именно на это была направлена деятельность Бэкона, выступившего с инициативой создания новой, индуктивной логики, поскольку прежняя, силлогистическая логика Аристотеля была не пригодна для исследования явлений природы. В еще большей мере этой цели соответствовал экспериментальный метод Галилея, который рассматривает эксперимент как целесообразно организованный процесс исследования, в котором взаимодействуют и дополняют друг друга чувственно-эмпирический способ наблюдения явлений с рациональными методами раскрытия их сущности, в том числе с использованием точных количественных способов измерения изучаемых свойств с помощью математических методов.

Другое направление дискуссий в классической эпистемологии было сосредоточено вокруг проблемы психологизма и антипсихологизма в теории познания вообще и научного познания в особенности. Сторонники психологизма в теории познания пытались перестроить ее на основе понятий, принципов и законов психологической науки. Сторонники психологизма пытались свести законы формальной логики к ассоциации и диссоциации идей, возникающих в индивидуальном сознании. Но с такой точки зрения общечеловеческие законы и правила мышления, проверенные в многовековой практике, превращались в индивидуальные состояния ассоциации и диссоциации мыслей, которые имеют чисто субъективный характер.

Краткий обзор некоторых проблем классической эпистемологии показывает, что ее основные усилия были направлены на обоснование норм, принципов и методов обоснования научного знания. Эта тенденция нашла свое конкретное выражение в приоритете контекста обоснования над контекстом открытия, выдвинутого неопозитивистами и критическими рационалистами.

Современная неклассическая эпистемология начала формироваться после того, как она перешла от обоснования научного знания к исследованию процесса развития этого знания. Первые модели об эволюции науки появились в 60-е гг. прошлого века и опирались на представления об аналогии между эволюцией органического мира и развитием научного знания. Среди них наибольшую популярность приобрела эволюционная эпистемология К. Поппера, согласно которому развитие научного познания представляет собой процесс, весьма похожий на эволюцию живой природы, впервые исследованный Дарвином. Подобно конкуренции и борьбе за существование в природе, в научном познании, заявляет Поппер, происходит конкуренция между различными гипотезами, которые создаются для объяснения определенных фактов. Если в природе отбор наиболее жизнеспособных организмов происходит в результате естественного отбора, то в науке выбор наиболее эффективных гипотез осуществляется путем исключения гипотез, не выдержавших проверки путем непрерывного процесса проб и ошибок. Однако такая аналогия, хотя и обладает определенными достоинствами, не решает главного вопроса: она не раскрывает путей и способов совершенствования научного знания, его приближения к объективной истине. Кроме того, сам метод проб и ошибок, т.е. выдвижения догадок и предположений и исключения ошибок, вряд ли можно рассматривать как вполне научный из-за случайного его характера.

Логико-эпистемиологический подход (классический подход) к исследованию науки-это установка, изучающая науку с точки зрения возможности достижения истины. Философия науки берет начало от эпистомиологии-теории истинности. Основная парадигма-рационалистическая философия. Рационализм: 1.Разум автономен и самодостаточен. 2.Бытие прозрачно для разума.3.Дуализм субъекта и объекта.

Философия науки исследует проблемы возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания. Основные стороны бытия науки:

Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики. В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности. Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике. Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике. Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий. Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой является множество возможных объектов (эмпирических и теоретических). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования. Отличительные свойства: объектная предметность; направленность на творчество; общезначимость; обоснованность; точность полученных результатов; верифицируемость; воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное); объективная истинность-истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действительному соотношению вещей, виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности),формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина; полезность (праксеологичность) - может быть практической и теоретической.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, споровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы м методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Читайте также: