От культуры и спорта к здоровому образу жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совместная проектная работа с ученицей 7 класса Шамсиевой Яной. Проект несет социальную практическую направленность-мастер класс на тему " от культуры и спорта к здоровому образу жизни".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тема проекта:

учитель физической культуры

Беззубова Марина Александровна

Шамсиева Яна Фаиловна

I. Обзор литературы

1.1. Здоровый образ жизни в России.

1.2. Воспитание формирования здорового образа жизни в семье.

1.3. Основные компоненты здорового образа жизни.

II. Методы организации проекта

2.1. Провести опросы, мониторинг среди 4-х классов.

2.2. Проанализировать результаты исследований.

2.3. Определить возможные варианты устранения выявленных недостатков.

2.4. Провести семейный совет, для ознакомления с проектом, результатами исследований и дальнейшей работой по плану.

2.5. Организовать показательный мастер-класс по здоровому образу жизни через занятия спортивным туризмом.

Список использованной литературы

Актуальность.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем или добра или крепкого здоровья, так как это залог и основное условие полноценной и счастливой жизни. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей и взрослых. Спорт - это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей! Это отдельный мир. Все неурядицы и проблемы остаются за тренировочным залом! Более того, спортивная тренировка очень хороший способ избавиться от стресса! Хочется отметить то факт, что спорт очень тесно связан с нашим здоровьем!

Низкий уровень стремления учащихся к ведению здорового образа жизни, в следствии не сформированности у них понятия ценности здоровья. Наличие у воспитанников вредных привычек

Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:

Учитывать возрастные особенности детей;

Создать условия для формирования здорового образа жизни;

Совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.

Цели проекта.

Формирование культуры здоровья детей, а также осознанного отношения к своему здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной ценности.

Задачи проекта:

1.Создать образовательную среду, способствующую положительной мотивации педагогов, родителей и детей к здоровому образу жизни;

2.Содействовать воспитанию у молодого поколения культуры здоровья;

3.Организовать спортивно-оздоровительную работу в школе.

Предмет исследования

Предмет исследовательской работы: процесс формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления.

Объект исследования

Объектом нашего исследования является потребность в здоровом образе жизни.

I. Обзор литературы

1.1. Здоровый образ жизни в России.

Человек в суете своей повседневной жизни часто забывает о себе и своем здоровье. Он с головой погружен в решение насущных проблем. К сожалению, в современном мире забота о здоровье начинается только тогда, когда мы чувствуем, что этого самого здоровья становится всё меньше - болезнь валит с ног или начинают развиваться какие-либо возрастные болезни. Вот тогда у нас и появляется ещё одна насущная проблема - наше здоровье. Хотя забота о нём как раз не должна быть проблемой, она должна быть образом жизни - здоровым образом жизни! Актуальность темы здорового образа жизни остается на данный момент одной из самой актуальной в России. На мой взгляд, нашей стране просто необходимо здоровое поколение. К тому же, на данный момент данное направление получает все большее распространение. Само понятие здорового образа жизни можно определить как некую концепцию, согласно которой человек занимается некой спортивной деятельностью, отказавшись от вредных привычек и правильно питается. Немаловажное значение имеет тот факт, что здоровый образ жизни влияет на то, насколько человек счастлив. Ведь именно занятия физкультурой, да и любые другие действия, связанные с физическим трудом, способствуют выработке гормона счастья. А на данный момент нередко можно встретить синдром депрессии, даже среди молодежи, т.к. она стала менее устойчива к проявлениям внешней среды

1.2. Воспитание формирования здорового образа жизни в семье.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле здоровый дух". Психологи и педагоги давно установили, то самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших, — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Ничто так не влияет на обстановку в семье, как подготовка к семейным праздникам. Совместное приготовление подарков (в тайне от виновника торжества) сближает старших и младших членов семьи. Когда же отшумят праздники, интересно почитать и обсудить с мамой и папой книги.

1.3. Основные компоненты здорового образа жизни.

Повседневная жизнь любого человека состоит из множества компонентов, которые являются уже нормой. Это общение с социальной сферой, обеспечение благоприятных условий существования, постоянное влияние факторов окружающей среды и еще много все, что встречается человеку каждый день. Но для того, чтобы комфортно существовать, человеку необходимо здоровье. Сохранение здоровья - одно из важных условий благоприятного существования человека в окружающем мире.

В свою очередь, процесс сохранения здоровья - это кропотливый труд, ежедневная работа над собой, сочетание физического, психологического, социального и репродуктивного здоровья. И чтобы держать свой организм в должной форме следует постоянно следить за собой, выполнять различного рода правила и наставления.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя множество компонентов: рациональное питание, регулярная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, личная гигиена, отсутствие или полный отказ от вредных привычек, закаливание организма, физическое, психическое и репродуктивное здоровье.

Здоровье - бесценное достояние не только отдельного человека, но и общества в целом. И в современном мире сохранение здоровья является актуальной проблемой. Эта проблема вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

II. Методы организации проекта

2.1. Провести опрос, анкетирование.

Мониторинг знаний учащихся о здоровом образе жизни с целью определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни проводится в два этапа: первый – учащиеся 5-х классов заполняют анкеты для определения их отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни; заключительный этап – определение уровня организации просветительско-воспитательной работы с учащимися в образовательном учреждении. Первый этап мониторинга был проведен в начале II четверти, второй – в начале III четверти.

Цель анкетирования: определение уровня осведомленности о влиянии вредных привычек, отношения к вредным привычкам, соблюдение ЗОЖ .

2.2. Проанализировать результаты исследований.

В результате проведённого исследования мы выделили наиболее значимые формы физкультурной деятельности, влияющие на формирование потребности школьников в здоровом образе жизни: занятия физической культурой, любимым видом спорта, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, самостоятельные занятия, проведение физкультминуток, физкультпауз.

Учитывая, что формирование культуры здоровья и здорового образа жизни – это педагогический процесс, направленный на достижение осознанных, положительно мотивированных занятий школьников физическими упражнениями, гигиеническими и закаливающими процедурами, на формирование у них активного интереса к физической культуре, под которым понимается интерес к организованным и самостоятельным занятиям ею. Вовлекая учащихся в процесс физического воспитания можно влиять на развитие культуры здоровья и здорового образа жизни, выработать потребность, интерес к физической культуре.

В результате анкетирования (приложение1), в котором приняли участие 67 учеников 4-х классов СОШ №12 выяснилось, что 100% респондентов знают о вреде курения. Соблюдают режим дня 92%, занимаются физической культурой и спортом 54%, владеют информацией о ЗОЖ 63%.

Учащиеся выделяют следующие негативные последствия, наносимые курением организму человека:

-в целом вред здоровью;

-курение приближает смерть;

-станѐт трудно дышать;

-вред почкам, печени;

2.3. Определить возможные варианты устранения выявленных недостатков.

Закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике.

Предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодежной среде.

Ответственность детей перед законом.

Умение противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения.

Умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения;

Ответственное отношение к своему здоровью.

Разрешение конфликтов без насилия.

Раскрытие новых способностей среди учеников.

Умение дискутировать, выступать, высказывать свое мнение в обществе.

Задуматься о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.

2.4. Провести семейный совет, для ознакомления с проектом, результатами исследований и дальнейшей работой по плану.

Проведя данное исследование, мы выявили отношение учащихся к режиму труда и отдыха, к занятиям физкультурой и спортом. Объективно рассуждая, можно сделать вывод, что отношение к режиму труда и отдыха довольно негативное. Учащиеся неравномерно распределяют нагрузку в течении четверти, недели и дня, тем самым создавая чрезмерную нагрузку. В целом отношение к занятиям физкультурой и спортом и собственно к своему здоровью стоит на довольно высоком уровне. Что же можно сказать в общем обо всех учащихся, то они почти все ведут активный образ жизни. Физической культуре и спорту большинство испытуемых уделяет большое значение, так как они понимают, что единственный способ вести красивую и полноценную жизнь, быть сильным, здоровым, успешным и, конечно же, счастливым.

2.5. Провести показательный мастер-класс по здоровому образу жизни.

Пригласить учащихся на мастер-класс по туризму в спортивный зал школы №12. Своим личным примером заинтересовать и приобщить к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.

Реализация проекта

В процессе реализации моего проекта я проанализировала большое количество специальной литературы. Моя исследовательская работа показала, что что учащиеся определяют грань между вредными привычками и здоровым образом жизни. Я сама занимаюсь спортом, веду культурный и здоровый образ жизни, не имею вредных привычек. Поэтому я бы хотела реализовать свой проект через мастер класс по туризму, которым я занимаюсь несколько лет и имею спортивные достижения. Результатом моего проекта будет показательный мастер-класс или видеоролик по спортивному туризму с моим участием. Видеоролик служит агитацией к здоровому образу жизни.

За время реализации моего проекта моей семье реально удалось приобщиться к ЗОЖ. Теперь мы регулярно делаем зарядку, больше времени проводим на свежем воздухе, периодически выбираемся на природу, придерживаемся режима дня и правил здорового питания, меньше времени проводим в социальных сетях и у экрана телевизора.

Совместная работа над проектом еще больше сблизила нашу семью. Мы стали больше времени проводить вместе. У нас появились новые традиции: прогулки перед сном или вечерние посиделки, во время которых мы делимся впечатлениями от прожитого дня и планами на предстоящий день; совместная зарядка и закаливающие процедуры.

Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсутствие стабильного целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья.

Разумеется, обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека, однако основы здорового образа жизни образования человек должен получить, без сомнения, в школьные годы. Работа над данной темой научила нас первоначальным навыкам проведения исследовательской работы.

В школе и в семье необходимо формировать культуру здоровья, активное отношение к своему здоровью, сознания, что здоровье самая большая ценность человека. В рамках работы на классных часах, на внешкольных мероприятиях на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии и родительских собраниях следуя полученным результатам исследования, проводить лекции, практические занятия для учащихся, учителей и родителей об основах здорового образа жизни.

Список литературы

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г.

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

Физкультура и ЗОЖ

Физкультура и ЗОЖ

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

Принципы физической культуры

Дети и ЗОЖ

Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

  • всестороннего и гармоничного личностного развития;
  • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
  • оздоровительного действия.

Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

О здоровом образе жизни

Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

Базовые элементы

Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

  • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
  • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
  • исключение вредных привычек;
  • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
  • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
  • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
  • регулярное закаливание;
  • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

Наиболее важными элементами принято считать рациональное питание, процесс закаливания, а также регулярные физические упражнения.

Питание

Правильное питание

Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.

  1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
  2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.

Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

  • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
  • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
  • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
  • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

Полезный режим питания имеет 4 ступени:

  1. первый завтрак составляет 25% рациона;
  2. второй завтрак составляет 15%;
  3. обед образует 40%;
  4. ужин – 20%.

Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

Закаливание

Закаливание

Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.

Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

  • закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
  • при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.

Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

Тренировки

Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

  • увеличение уровня силового критерия;
  • развитие выносливости и быстроты;
  • работа над улучшением ловкости;
  • работа над гибкостью человеческого тела.

Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

О физической нагрузке

Физические нагрузки и ЗОЖ

Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

  • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
  • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
  • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

Гигиена спорта

Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

  1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
  2. В условиях пониженных температур:
    • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
    • происходит понижение чувствительности к низким температурам;
    • проводится профилактика простудных заболеваний.

Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

Гимнастика

Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

Существует несколько разновидностей гимнастики:

  • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
  • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
  • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
  • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
  • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
  • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
  • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
  • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

Базовые упражнения

Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

Ходьба в течение минуты

Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

Разминание мышц шеи

Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

Разминание рук

Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

  • вверх;
  • за область головы;
  • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

Разминание предплечья

Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

  • к левой нижней конечности;
  • вперед;
  • к правой нижней конечности.

Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

Упражнение на пресс
Приседания

Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

Прыжки

Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

Отжимания

Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.

6345636.jpg

Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).

Главные составляющие здорового образа жизни.

• умеренное и сбалансированное питание

• достаточная двигательная активность

• отказ от вредных привычек

• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов

• умение управлять своими эмоциями

• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,

предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.

Умеренное и сбалансированное питание

Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.

Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.

Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.

Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.

Достаточная двигательная активность и закаливание организма

Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.

Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.

Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.

Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.

Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.

Личная гигиена

Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.

К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:

- психическую и эмоциональную устойчивость;
- безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.

Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.


Для достижения вышеуказанных целей нам необходимо решить следующие задачи:

Охарактеризовать основные параметры, определяющие здоровье человека.

Рассмотреть наиболее яркие направления здорового образа жизни.

Определить концепции ведения здорового образа жизни, а так же проанализировать социальные факторы, которые влияют на ведение населением данного типа культуры.

Подробно рассмотреть каким образом оказывают свое влияние различные факторы на здоровье человека, чего стоит избегать в повседневной жизни.

1. Отсутствие болезней.

3. Это сумма морфологических, психических, эмоциональных, социальных и экономических постоянных в жизни типичного человека.

На сегодняшний день одним из основных подходов к определению здоровья является функциональный подход, изучающий способности человека осуществлять естественные биологические и присущие социальные функции, а конкретнее, способность выполнять полезную для самого себя и для всего общества деятельность.

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ самоорганизации, а также организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой жизненный потенциал.

Здоровье – это первая и, по-моему, важнейшая потребность человека, здоровье предрасполагает человека к труду и обеспечивает гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию и изучению окружающего мира, к самореализации и, в целом, счастью человека. Долгая, сознательная и активная жизнь – это, по-моему, главный слагаемый фактор каждого человека.

Здоровый образ жизни – это не только физическая основа, но еще и особое мышление, несколько иной взгляд на повседневные вещи. Он основан на принципах нравственности, рациональной организованности, активной жизненной позиции. Крепкое здоровье – закалка, защищающая от самых разрушительных для нашего здоровья воздействий окружающей среды, позволяющая до глубокой старости сохранить светлый ум и гибкое тело.

Каждый родитель должен приучать своего ребенка с раннего детства вести активный образ жизни, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями истинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни зависит от условий общества, социально-экономических факторов, форм жизнедеятельности, позволяющих вести и осуществлять здоровый образ жизни в привычных сферах того или иного человека, а также системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в правильное русло.

Если мыслить широко, можно говорить о трех разновидностях здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (моральном). Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. В дополнение к определению могу сказать еще, что физическое здоровье - это состояние повышенного тонуса на протяжении всего дня, здоровый сон и отлаженная работа всех биологических функций человека. Психическое здоровьезависит от состояния головного мозга и центральной нервной системы. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитым вниманием и памятью, степенью эмоциональной устойчивости к стрессам и расстройствам, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется тем устоявшимся моральным принципам общества, которые являются основой благополучной жизни человека в социуме. В основе нравственного здоровья человека стоят принципы, определяющие, прежде всего, доброжелательное отношение к труду, уважение ко всему окружающему, не асоциальное поведение в обществе, неприятие нравов и привычек, противоречащих естественному и нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно отсталым, если он пренебрегает нормами морали, поэтому нравственное здоровье – это неотъемлемая часть нормального человека. Нравственно здоровым людям присущи общечеловеческие качества, лежащие в основе здорового общества и здоровой семьи.

Одно из существенных условий здорового человека – это отношение к себе и окружающему его обществу, к своему организму и духу. Как человек относится к себе, такие результаты он и получает. Обычно отношение к собственному здоровью зависит от некоторых факторов. Среди них: правильное воспитание в детстве и подростковом возрасте, знания, полученные в образовательных учреждениях и мотивы человека, его эмоциональное и моральное состояние. Собственно, отношение к собственному здоровью может быть два. Это адекватное, или, как его еще называют, разумное отношение и неадекватное, соответственно, беспечное. Исследования Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что лица с положительной самооценкой собственного здоровья в случае болезни обращаются к врачу чаще (44,2%), чем с пониженной (28,6%). А, вот, лица с удовлетворительной оценкой здоровья, как ни странно, не прибегают к помощи врачей в 33% случаев, зато чаще используют лекарственные средства (22,3%), в то время как лица с положительной оценкой куда реже – всего 13,7%.

Здоровый образ жизни как система определяется тремя основными элементами, которые взаимозаменяют и взаимодополяют друг друга. Это:

Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции.

Культура движения. Оздоровительным эффектом обладают аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

По Э.Н. Вайнеру структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование 2 .

Формирование здорового образа жизни - это исключительно длительный и трудоемкий процесс и может продолжаться на протяжении всей жизни. Эффект от наступающих в организме изменений в течении постоянного поддерживания здорового образа жизни виден не сразу, положительный эффект перехода на правильный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, ко всему сожалению, чаще всего люди лишь "пробуют" сам переход, но, не получив должного результата, возвращаются к прежнему образу жизни. Так как здоровый образ жизни подразумевает отказ от многих пагубных привычек, ставшими уже приятной обыденностью (к примеру, фаст-фуд, курение, прием алкоголя), очень часто постоянные и регулярные тяжелые нагрузки для неподготовленного к ним человека приводят к психологическим нагрузкам и стрессам, и, вскоре, быстрому возврату к раннему образу жизнедеятельности. Поэтому в первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить необходимой информацией и указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья.

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Как было сказано ранее, организм современного человека подвержен постоянному натиску недоброжелательных факторов для здоровья. Со всех сторон чувствуется давление на общее физическое состояние человека и на подавление нормальных психических реакций и функций. Давайте рассмотрим поближе, что же мешает человеку уделять должное внимание своему организму, а что, наоборот, способствует здоровью человека. Итак, основные факторы, влияющие на здоровье:

Условия и образ жизни. Определяющий и самый главный фактор. Именно от него наполовину зависит здоровье человека. Большинство болезней исходят именно от образа жизни человека, потребляемая пища, физическое, психическое и нравственное здоровье тоже находится под зависимостью условий и образа жизни.

Наследственность и генетические факторы. Эти два фактора могут также как и положительно, так и отрицательно влиять на здоровье человека. Гены человека с самого рождения говорят о многом: о предрасположенности к спорту, к науке, или же человеку с рождения передается талант в искусстве. Определяющую роль наследство играет на протяжении первых 5-8 лет жизни (в процентном соотношении примерно на 65-70% в сумме). Далее, по мере формирования организма, наследственность менее влияет на темпы роста физических и умственных показателей, потому как здоровье, в целом, динамическая структура и может меняться под влиянием образа жизни человека, его воспитания и качества образования. Ученые отметили также, что неправильный образ жизни и вредные привычки только стимулируют рост и возобновление болезней наследственного типа, даже если они вылечены.

Медицинское обеспечение. На этот фактор большинство людей возлагают свои надежды на здоровую и долгую жизнь. В Большой Медицинской Энциклопедии имеется следующее определение медицины: "Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека". В шаг и ростом цивилизации растут и количество заболеваний. Каждый год медицинские центры регистрируют все новые и новые разновидности вирусов и болезней и способы их лечения. Медицина на сегодняшний день дает нам возможность целостной диагностики организма на определение заболеваний и дальнейшего лечения или профилактики.

Здоровый образ жизни как составляющая культуры современного человека

Из самых частых употребляемых недостатков, определяющих связь состояния низкого уровня культуры здорового образа жизни обычно выделяют недостаточное внимание педагогического персонала к ребенку в начальных этапах обучения и родительского контроля за соблюдением гигиены, режима дня и физических нагрузок детей школьного возраста. Как правило, отношение к собственному здоровью формируется, в среднем, с 10 до 20 лет. В этот промежуток времени подросток сильно зависит от мнения со стороны, ввиду его еще несформировавшегося жизненного опыта и жизненных знаний. У большей части людей вредные привычки формируются именно в этом возрасте. По статистике, 93% детей, обучающихся в школе, к 11 классу пробовали сигареты и алкоголь, 20% - легкие наркотики. Правильное воспитание родителей и четкий контроль педагогического состава школы может уберечь подрастающее поколение от пагубных привычек и первого опыта употребления спиртного и курения. Правильно сформированный круг интересов и потребностей у ребенка и подростка определит его отношение к вредным привычкам. Родителю важно установить и сформировать ценности молодого человека, потребности, мотивации, круг устойчивых интересов и важность физического и умственного развития, установить приоритеты в жизни и показать на примерах к чему нужно стремиться.

Мотивом к приобщению курения и распитию алкоголя подростков в большинстве случаев играет любопытство, подражание взрослым, мода, представление об этих привычках как средство стимуляции нервной и физической деятельности, традиционным средством общения. Для детей важней всего не просто пример взрослых людей, а близких и уважаемых ими лиц. Поэтому, для них очень важно, употребляют алкоголь и курят родители или нет, и, как правило, в семьях, где хотя бы один из родителей имеет вредную привычку, курящие и пьющие дети встречаются на порядок чаще и их сложнее убедить в ужасных последствиях их нового ноу-хау. Вред табачного дыма и алкоголя для молодого организма чрезвычайно велик - чем раньше ребенок начинает пить и курить, тем чувствительнее его организм к ядам, содержащихся в употребляемых им веществах, и тем больше у него шансов заболеть. Курение и употребление алкоголя в возрасте до 20 лет приводит к наиболее частым заболеваниям верхних дыхательных путей, сердца, торможения деятельности мозга и центральной нервной системы и способствует возникновению аллергических заболеваний.

Хочется отметить еще один аспект правильного воспитания – это приучение к культуре питания. Правильное питание растущего организма – это сбалансированный физический рост и рост умственных показателей. В дошкольном и школьном возрасте, опять же, из-за любопытства ребенок потребляет большое количество вредной пищи и напитков, по типу газированных напитков из разряда Кока-Колы, еды из Макдоналдса и другого фаст-фуда, чипсов и прочих продуктов. Из-за вкусовых показателей продуктов, они потребляются в больших и очень больших количествах, что плохо сказывается на пищеварительной системе ребенка. Очень часто у детей даже не окончивших школу находятся такие заболевания как гастрит, ожирение, авитаминоз и т.д. и т.п. Неправильное питание в детстве является одной из главных причин возникновения в более зрелом возрасте сердечнососудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Разновидности систем питания

"Если отец болезни не всегда известен, то всегда мать ее - пища"

Сохранение здоровья – 78%

Этические причины – 69%

Экологические соображения – 35%

Эстетические основания – 28%

В вегетарианской системе питания выделяют два направления. Первое – старовегетарианское, запрещающее все продукты, которые прямо или косвенно имеют животное происхождение, и даже мед. К ним относятся сыроеды (растительная пища без кулинарии) и веганы или строгие вегетарианцы (только растительная пища). Второе направление – младовегетарианское, безубойное, менее суровое, разрешающее наряду с растительными продуктами употребление меда, молока и молочных продуктов. К ним относятся: нестрогое вегетарианство (допущение продуктов животного происхождения, кроме мяса животных), лактовегетарианцы (допускают молоко и молочные продукты) и лактоововегетарианцы (кроме молока и продуктов из него допускают еще и яйца).

обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей, и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;

удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах;

соблюдение режима питания.

При планировании и выборе системы питания и рациона следует отдавать предпочтение продуктам, выращенным в своем регионе. Предпосылкой такой рекомендации является то, что растения обычно вырабатывают те вещества, которые помогают им противодействовать неблагоприятным местным условиям, - естественно, что потребляющий эти продукты человек, сам являющийся биочастицей данного региона, повышает свои адаптационные возможности. Не меньшее значение имеет и соответствие характера питания сезонам годичного цикла. Так, при внешней жаре летом воспроизводство тепла организм уменьшает, а теплопотерю увеличивает употребление сырых растительных продуктов, имеющих значительное содержание влаги, низкую калорийность. Зимой же предпочтительнее употребление натуральных продуктов, имеющих не только высокий энергопотенциал (жиры, каши, орехи), но и стимулирующих теплообразование (мясо, птица), и содержащих в концентрированном виде обилие биологически активных веществ (например, сухофрукты). В основе построения рационального режима питания должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер жизнедеятельности, привычки и профессия, семейное положение и двигательная активность 8 .

Сомнения нет, что основной рацион человека является одним из важнейших факторов его жизнедеятельности. Правильный выбор системы питания позволяет поддерживать и укреплять здоровье. Но, к сожалению, в современном мире чаще всего и бывает нарушение, а оно ведет к возникновению многих заболеваний.

Режим дня, труда и отдыха. Здоровый режим сна

Разные подходы к культуре здорового образа жизни

Ранее мы упомянули о вегетарианстве как о системе питания, но сам образ жизни и способ мышления вегетарианства можно определить и как одну из разновидностей культур здорового образа жизни. Ведь вегетарианство – это не только отказ от потребления пищи животного происхождения, но и особая философия, где не только говориться, что человек и животное одно целое. Вегетарианство – это очищение всего организма через пищу, которую принимают. За очищением организма следует очищение души или кармы.

В его учении йога состоит из восьми частей:

1. Яма - определенные ограничения в отношениях с людьми и с природой;

2. Нияма - особый образ жизни;

3. Асана - позы и положения тела;

4. Пранаяма - дыхательные упражнения, набор энергии;

5. Пратьяхара - психическая релаксация;

6. Дхарана - концентрация мысли;

7. Дхьяна - медитация, влияющая на поток сознания;

8. Самадхи - измененное состояние сознания.

На сегодняшний день существуют различные направления йоги:

- хатха-йога направлена в основном на развитие и совершенствование тела;

- раджа-йога рассматривает развитие высших психических функций человека;

- карма-йога связана с гармонией межличностных отношений;

- бхакти-йога - совершенствование эмоциональной сферы, любовь во всех ее проявлениях;

- джнани-йога связана с развитием мышления человека.

Итак, мы рассмотрели разные стороны культуры здорового образа жизни. Очевидно, что здоровье человека – это важнейшая составляющая культурного пространства современности. Здоровье – это вещь, которая дается нам в начале жизни в единичном экземпляре и только в наших руках решение о том, как им распорядиться. Количество людей, ведущих здоровый образ жизни с каждым днем растет, что не может не радовать. И я свято верю, что в жизни каждого человека возникнет момент, когда он осознает необходимость вести здоровый образ жизни.

Список литературы.

Воробьев В. И. Слагаемые здоровья // Физкультура и спорт. – М. 2002. С.13.

Каратаев Антон Сергеевич

Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова

Факультет менеджмент, I курс

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23

Культура здорового образа жизни

200 руб., 2464558229, 11.02.2013

6  Психология здорового образа жизни. – Обнинск, 2011.

Читайте также: