Логика научного исследования кратко

Обновлено: 04.07.2024

Однако вся история науки свидетельствует о невозмож­ности создания такой логики открытий, так как каждое из них имеет свои сугубо индивидуальные черты и путь к ним для каждого ученого был строго индивидуален.

Несмотря на сказанное выше, следует все же отметить, что существует определенная логика научного исследования, дающая нам знания об основных логических элементах про­цесса научного познания. Ниже мы кратко рассмотрим эти элементы.

Каждое научное исследование подчиняется некоторым основным логическим закономерностям и в целом может быть представлено в виде следующей схемы.

Исследование начинается с выделения так называемой проблемы, затем следует ее конкретизация и разработка гипотезы, после чего ученый ставит перед собой задачи и ищет методы для их решения. После определения методов исследования осуще­ствляется организацияисследования и его проведение. Ре­зультаты, полученные в исследованиях, подвергают рассмот­ренным нами приемам обработки, включая математическую статистику, а затем на основании результатов исследования осуществляется их интерпретация, делаются выводы и конкретные предложения.

Научная проблема и научный вопрос

Говорят, что посредине, между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема!

Иоганн Вольфганг Гете.

Постановка проблемы является одним из узловых момен­тов в научном исследовании, и этот вопрос требует специ­ального рассмотрения.

В действительности многие научные проблемы нередко формулируются в виде одного вопроса, но, тем не менее, вопрос — понятие более широкое, т. е. проблема — это разновидность вопроса, на который в накопленном знании не содержится ответа, и поэтому ее решение требует соот­ветствующих практических и теоретических действий, отличных от простого информационного поиска. Более того, ответ на такой вопрос подразумевает открытие нового закона, а в прикладных науках, (спортивная физиология, физиология труда) открытие принципиально нового способа применения ранее полученного знания.

Различают научные, практические и смешанные пробле­мы.

Как уже отмечалось ранее, методология представляет собой совокупность системных методов и средств, направленных на решение сложных научных проблем.

Методологию можно разделить на две части:

¾ учение об исходных основах (принципах) познания;

¾ учение о способах и приемах исследования, опирающихся на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть методологии непосредственно связана с философией, с миро-воззрением, а они являются исходными основами и принципами научного исследования.

В учении о способах и приемах исследования рассматриваются общие стороны частных методов познания, составляющих общее направление исследования. К ним можно отнести приемы и способы эмпирического и теоретического исследований, опирающиеся на исходные основы и принципы.

Значение методология научного познания состоит в том, что она позволяет, во-первых, выяснить подлинную философскую основу научного познания, во-вторых, на этой основе систематизировать весь объем научных знаний, в-третьих, создать условия для разработки нового, еще более эффективного направления дальнейшего 'исследования.

Главной задачей методологии научного познания является создание современного синтеза всех накопленных научных знаний, что позволит обеспечить всестороннее использование достижений развития науки в практических целях и дальнейшее развитие методов познания.

Следовательно, методология науки изучает те методы, средства и приемы, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Кроме этого методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания, методы анализа и построения различных систем знания, поэтому в методологии научного исследования выделяются динамический и статический аспекты. Динамический аспект методологии представлен ростом и развитием научного знания, а статический — имеет дело с готовым, имеющимся знанием. Поэтому динамический аспект раскрывает методологию научного исследования, ориентированную на поиск нового знания, а статический — методологию структуры существующего знания.

Проводя классификацию методологии научных исследований, можно выделить их три вида:

• методологию как науку о всеобщем методе исследования (общефилософская);

• методологию как науку об общенаучных методах исследования (общенаучная);

• методологию как науку об общенаучных методах познания (конкретной отрасли науки).

Общефилософскую методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях науки.

Наряду с общефилософской и общенаучной следует сказать и о методологии конкретной отрасли науки как третьей разновидности методологии.

Каждая отрасль знания накапливает собственный арсенал средств научного познания научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли науки.

Таким образом, методология научного исследования — это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования, включая его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии в научном исследовании:

• построение предмета исследования;

• создание научной теории;

• проверка истинности теории путем обращения к практике;

• использование данной теории для создания других теорий;

• интерпретация полученных результатов.

Методологию научного познания иногда отождествляют с логикой научного исследования. Такое отождествление нельзя считать правильным. Содержание методологии научного познания шире, чем содержание логики научного исследования. Вместе с тем логика научного познания является наряду с методологией основным элементом процесса познания.

Под логикой научного исследования понимается определенный порядок движения научного поиска. Исследование требует определенной логической последовательности, основу которой составляет рациональное мышление, которое является отражением закономерностей реальной действительности. Для того, чтобы мышление было таковым, оно должно отвечать трем требованиям:

¾ быть определенным, т.е. быть точным, свободным от всякой сбивчивости;

¾ быть последовательным, т.е. быть свободным от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы;

¾ быть обоснованным, т.е. не просто формулировать истину, но и указывать на те основания, по которым она с необходимо¬стью должна быть признана истинной.

Логика (греч. logos — речь, мысль, разум) — наука о законах, формах и приемах правильного построения мысли, т.е. мышления, направленного на познание объективной действительности. Основные задачи логики научных исследований:

• выявление условий достижения истинных знаний;

• изучение внутренней структуры мыслительного процесса;

• выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Следовательно, она закономерно выражает устойчивые черты всякого правильного мышления.

Выделяют следующие типы мышления:

¾ интуитивное — характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

¾ логическое (аналитическое) — связано с анализом действий;

¾ практическое — связано с постановкой целей, выработкой планов и проектов;

¾ теоретическое — направлено на открытие законов, свойств объекта.

Рациональное мышление повинуется определенным законам. Закон мышления — это необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между мыслями. Строение мыслей облекается конкретной логической формой. Поэтому соблюдение законов логики является необходимым, непременным условием достижения истины в процессе конкретного познания.

Логические законы действуют независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительности связей и отношений вещей. Поэтому они универсальны и необходимы. Универсальность их вытекает из самого существа мышления. Это следующие законы:

Логика научного исследования (нем. Logik der Forschung ) — эпистемологический трактат англо-австрийского философа еврейского происхождения Карла Поппера, впервые написанный по-немецки в 1934. Основная проблема — проблема демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсификации научного знания, интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.

Содержание

Структура

Часть 1. Введение в логику науки

Поппер начинает с утверждения, что "деятельность ученого заключается в выдвижении и проверке теорий" (50), а "логика научного исследования" занимается исследованием этого процесса. Анализируется проблема индукции, суть которой состоит в невозможности полного обобщения единичного опыта, сформулированного в частных или "сингулярных высказываниях" ("протокольных предложениях"). Например, утверждение "все лебеди белые" не может быть выведено из обобщения частных высказываний о том, что некоторое множество лебедей действительно имеет белый цвет. Таким образом, индуктивный метод в науке несовершенен. Ему противостоит "дедуктивный метод проверки", согласно которому гипотеза проверяется эмпирически уже после её формулирования. Существует четыре критерии, по которым можно проверить научную теорию (53):

  1. "Внутренняя непротиворечивость системы"
  2. Исключение тавтологии.
  3. Новизна "несет ли новая теория вклад в научный прогресс".
  4. Эмпирическая проверка логических следствий.

Если проверка пройдена, то теория может считаться приемлемой или верифицируемой, а если нет, то фальсифицируемой. Однако процедура верификации не свидетельствует об истинности теории. "Теории никогда эмпирически не верифицируемы" (62).

Далее, Поппер переходит к проблеме демаркации или специфики науки. Разделяется мнение позитивистов о "эмпирическом базисе" научного знания, однако подвергается сомнению их критика метафизики за отрицание универсальных высказываний, лежащих в основе научных законов. Предельному эмпирическому догматизму и антиметафизической позиции Поппер противопоставляет конвенциональность, часто имеющую иррациональный характер. Метафизика не только препятствовала прогрессу науки, но и способствовала ему (например, атомизм - 60). Кроме того, устаревшая наука может сама превратиться в метафизику. Тем не менее, Поппер признает, что наука имеет эмпирический фундамент, т.е. исходит из описания мира возможного опыта и допускает "возможность опытной её проверки". Отсюда "не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации" или, другими словами, "эмпирическая система должна допускать опровержение на основании опыта"(63). Но этот критерий не позитивный (как у позитивистов), а негативный. Касаясь проблемы объективности науки, Поппер утверждает, что она "основана на возможности их интерсубъективной проверки" (68). При этом в науке нет места "окончательно установленным высказываниям".

Поппер отождествляет эпистемологию, "логику научного исследования" и "теорию научного метода" (73). Далее, он повторяет, что благодаря опровержениям осуществляется прогресс науки. Однако он подчеркивает, что речь идет исключительно о антидогматической, критической установке ученого, так как "окончательного опровержения теории вообще нельзя провести, так как всегда возможно заявить, что экспериментальные результаты ненадежны" (74).

Часть 2. Некоторые структурные компоненты эмпирической теории

Поппер определяет логику научного знания как "теорию теорий" . В целом "теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем миром" (82), тогда как научные теории (в т.ч. законы природы) - это "универсальные высказывания". Универсальным высказываниям противостоят относительные или экзистенциальные высказывания. В науках универсальные высказывания носят нормативный характер, они утверждают не то, что нечто существует, а то, что нечто не существует. Именно поэтому законы природы фальсифицируемы, а экзистенциальные высказывания нет. Касаясь внеэмпирического содержания науки, Поппер детально останавливается на аксиомах или постулатах - "высказываниях высшего уровня универсальности" (102). Соответственно, "высказываниями низшего уровня универсальности" окажутся гипотезы.

Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.

Написание любого исследования должно проходить постепенно с учетом предъявляемых к нему требований и параметров. Одними из обязательных постулатов при выполнении научного изыскания является соблюдение принципов логичности и последовательности. Давайте разберемся в них, определив место в студенческих работах, их проявление и роль.

Логика исследования: понятие, параметры, и инструменты

Под логикой при выполнении студенческих и научно-исследовательских работ понимают определенную схему действий, каждое из которых взаимосвязано с предыдущим и не имеет противоречий, нестыковок.

Логика исследования основывается на следующих принципах:

  • Упорядоченность, то есть конкретные тенденции и действия, комбинация которых призвана привести к конкретному результату;
  • Обоснованность – каждый шаг исследователь должен делать осознанно, понимая важность и роль, целенаправленность;
  • Структурированность, под которой понимают четкую последовательность действий в рамках выбранной темы и ракурса;
  • Вид исследования: каждое изыскание учитывает особенности научной отрасли и области, специфику задействованного инструментария и пр.

Логика в студенческих и научных работах выступает в качестве основного ориентира (план работы) и конкретных ограничений, способствующих более тотальному погружению в проблематику, тему, достижению изначально намеченной цели.

Логическая основа НИР

Логическая основа НИР

Данный инструмент зарождается в любом исследовании независимо от масштабов деятельности автора, темы, вида работы. Он свойственен как реферату, докладу, эссе, так и полноценным изысканиям (курсовым, дипломным, научным работам). Поэтому логичности уделяется особое место в системе оценок если материал не будет учитывать данный принцип, то он не сможет пройти нормоконтроль.

Логика материала начинается с первых шагов и видения исследователя. Эксперты выделяют три основных этапа разработки и конструирования логики исследования:

Основными инструментами логики исследования выступают следующие компоненты:

Логика исследования позволяет следовать действующим правилам, концепциям, а также актуализировать их с учетом реалий.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность исследования: понятие, правила построения, роль

Логика тесным образом связана со вторым понятием – последовательность, которая подразумевает четкую структурированность и поэтапность изыскания. Фактически последовательность выступает детализацией логики студенческого или научного труда.

Последовательность курсовой, дипломной или научной работы проявляется в следующих аспектах:

  • Структурированность проекта с учетом заданных параметров и требований;
  • Постепенное (поэтапное) погружение в тему от изучения основных терминов, приемов и возможностей до их реализации на практике, оценки на современном этапе научного развития и пр.;
  • Планирование каждого шага: от выбора темы до защиты проекта. Важно понимать, когда и что следует предпринимать, изучать как пользоваться в дальнейшем полученными результатами. Например, после освещения теоретических моментов важно показать и действие, то есть использовать описанные приемы, понятия в практической главе и пр. Отклонения от намеченных планов должны быть строго обоснованными и минимальными, не доставлять неудобства автору и минимизировать погрешности в результатах.

Основные элементы научных исследований

Основные элементы научных исследований

В качестве основных инструментов в ходе утверждения последовательности исследования можно выделить:

    , очерчивающие объем, общую схему проведения исследования, правила реализации и оформления;
  • Интересы автора: здесь важно понять, что хочет показать автор, как он намерен раскрыть тему, какими творческими и профессиональными талантами обладает, видение и представление исследователя;
  • Плавный переход от теории к практике или науке;
  • Обоснованность каждого шага и взаимосвязь с предыдущим действием.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Роль логики и последовательности действий при выполнении НИР

Недооценить весомость указанных категорий в студенческой и научной среде невозможно. С одной стороны, требования по формированию логичного и последовательного текста является обязательными для каждого автора. Отсюда следует, что в случае подготовки несвязного текста, неясных перемещений по категориям и правилам быть не должно. Каждый шаг подлежит тотальному планированию с учетом заявленных требований, возможностей автора и намеченных целей.

Последовательность НИР представлена в виде утвержденного плана работы, то есть формирования глав и подпунктов с конкретизацией мыслей в каждом из них. Отклоняться от заданной траектории не рекомендуется.

Логика и последовательность НИР

Логика и последовательность НИР

Очевидно, что без соблюдения правил логичности и последовательности добиться успехов не удастся ни в одной научной области. Действие одного и того же правила должно быть адаптировано под реалии и возможности автора, поэтому со временем корректировка плана становится неизбежной и необходимой. Например, исследователь не располагает достаточными данными для использования выбранной методики анализа, тогда у него есть несколько вариантов для продолжения изыскания: выбрать другую (подходящую) методику или продолжить поиск недостающих первоисточников. Первый сценарий предполагает вполне обоснованное изменение плана мероприятий с учетом располагаемых ресурсов, а второй – продолжение изначально очерченной последовательности, но с дополнительными этапами (поиск дополнительной информации, достаточной для анализа).

Команда ОЦ Disshelp готова помочь в конструировании логики и последовательности студенческое или научного исследования с учетом действующих стандартов, мотивации и желания автора, гарантируя успех на защите. Оформить заявку можно на сайте или лично посетив офис.

Читайте также: