Логика гегеля кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

Три формы филсофского мышления

Логическое мышление у Гегеля выступает в трех формах: рассудочной, диалектической и спекулятивной, каждая из которых выражает одну из сторон мышления: первая — абстрактное мышление в конечных категориях рассудка, вторая — диалектическое мышление, обнаруживающее противоречивость категорий рассудка и отрицающее их ограниченность, и, наконец, третья — спекулятивное мышление, удваивающее отрицание и производящее в мышлении некий положительный результат. Движение в науке логики, как и в феноменологии духа, происходит через двойное отрицание, или Aufhebung, как называет этот процесс Гегель, т. е. преодоление одной формы другой, вырастающей из отрицания первой.

Бытие

Сущность - истина бытия

Понятие


Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

Однако при всех своих достоинствах, он довольно плохо умел объяснять свои идеи простым смертным. Его труды написаны тяжёлым научным языком и в них легко запутаться даже тем, кто давно изучает философию.

В этой статье мы более доступно разберём основные аспекты его философии и рассмотрим его пресловутые законы диалектики.

↑ Основные положения гегелевской философии

Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

  • Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  • Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  • Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Диалектика Гегеля – кратко

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Система философии Гегеля – кратко

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя (идея, природа, дух). Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме (идее), вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная и логическая (поэтому философию Гегеля часто именуют панлогизмом). Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Этот закон характеризуют 4 термина:

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.

Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.

В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.

Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

  • Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
  • Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
  • Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:

Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.

Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.

Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли. Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Но это, утверждает Гегель – логика рассудка. Это рассудок схватывает мир как стабильную систему; это рассудок боится противоречий, они для него – смерть. А для разума противоречия – питательная почва, движущая сила.

Разум всегда находится в движении и, разумеется, он движет сам себя. Каждое понятие, сформулированное нашим мышлением, содержит в себе противоречие, преодолевая которое, разум создает новое понятие, и оно так же неизбежно содержит в себе противоречие (которое послужит новым источником движения мысли).

Гегель выделяет три момента диалектического движения. Сам он предпочитает пользоваться более сложной терминологией, но в упрощенном виде мы можем обозначить их как тезис, антитезис и синтез:

Пример такого диалектического движения: 1) невинность, 2) познание зла, 3) добродетель (добродетель предполагает познание зла, но сохранение на ином уровне невинности).




[3] Закон исключенного третьего: для каждого А и Б верно, что или А есть Б, или А не есть Б.

Панлогизм гегелевской философии.

Мысля, познавая мир, мы повторяем ту последовательность шагов, которую проделал Абсолютный дух, создавая его (поскольку каждый из нас, каждый эмпирический субъект, - момент существования этого духа, этого Абсолютного разума). Можно сказать, что мир, по Гегелю, - это одно единое гигантское умозаключение, производимое Абсолютным духом.

Гегелевская концепция, конечно, теологична (гегелевский Абсолют достаточно сильно похож на Бога религии, творящего мир). Знание о таком Абсолюте не почерпнешь из опыта. Это знание является, так или иначе, произвольно введенным и принятым на веру положением.

Но можно проинтерпретировать гегелевский тезис о разумности всего действительного и действительности всего разумного и иначе (и это будет все еще по гегельянски):

Какая-нибудь былинка, неведомо никому растущая в поле, неисследованное явление природы, что-то, что еще не попало на глаза человеку, никто не спорит, что они есть. Но в то же время заметно, что их бытию чего-то не хватает, и к нему что-то прибавится, когда их увидят, поймут и оценят. А уж если заговаривать о вещи, которую никто никогда не увидит, о вещи, недоступной пониманию, - то в каком смысле она есть?

Но это, утверждает Гегель – логика рассудка. Это рассудок схватывает мир как стабильную систему; это рассудок боится противоречий, они для него – смерть. А для разума противоречия – питательная почва, движущая сила.

Разум всегда находится в движении и, разумеется, он движет сам себя. Каждое понятие, сформулированное нашим мышлением, содержит в себе противоречие, преодолевая которое, разум создает новое понятие, и оно так же неизбежно содержит в себе противоречие (которое послужит новым источником движения мысли).

Гегель выделяет три момента диалектического движения. Сам он предпочитает пользоваться более сложной терминологией, но в упрощенном виде мы можем обозначить их как тезис, антитезис и синтез:

Пример такого диалектического движения: 1) невинность, 2) познание зла, 3) добродетель (добродетель предполагает познание зла, но сохранение на ином уровне невинности).

[3] Закон исключенного третьего: для каждого А и Б верно, что или А есть Б, или А не есть Б.

Панлогизм гегелевской философии.

Мысля, познавая мир, мы повторяем ту последовательность шагов, которую проделал Абсолютный дух, создавая его (поскольку каждый из нас, каждый эмпирический субъект, - момент существования этого духа, этого Абсолютного разума). Можно сказать, что мир, по Гегелю, - это одно единое гигантское умозаключение, производимое Абсолютным духом.

Гегелевская концепция, конечно, теологична (гегелевский Абсолют достаточно сильно похож на Бога религии, творящего мир). Знание о таком Абсолюте не почерпнешь из опыта. Это знание является, так или иначе, произвольно введенным и принятым на веру положением.

Но можно проинтерпретировать гегелевский тезис о разумности всего действительного и действительности всего разумного и иначе (и это будет все еще по гегельянски):

Какая-нибудь былинка, неведомо никому растущая в поле, неисследованное явление природы, что-то, что еще не попало на глаза человеку, никто не спорит, что они есть. Но в то же время заметно, что их бытию чего-то не хватает, и к нему что-то прибавится, когда их увидят, поймут и оценят. А уж если заговаривать о вещи, которую никто никогда не увидит, о вещи, недоступной пониманию, - то в каком смысле она есть?

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Здесь, в моем блоге, публикую переведенное мной.

Введение

Общее понятие логики у Гегеля

Согласно Гегелю, логика - это форма, которую принимает наука о мышлении, когда мышление обобщают до максимально возможного общего вида. Он полагал, что в том виде, в каком наука о мышлении существовала до появления "Науки логики", эта наука о мышлении требовала полного и радикального пересмотра с "более высокой точки зрения". Он утверждал, что цель "Науки логики" была в том, чтобы преодолеть то, что он считал общим недостатком, имеющимся у всех других логических систем, - а именно, что все они постулировали полное разделение между содержанием познания (миром объектов, который считался полностью независимым в своем существовании от мысли) и формой познания (мыслями об этих объектах, которые являются гибкими, неопределенными и истинность которых полностью зависит от того, насколько верно они соответствуют миру объектов). Этот неустранимый разрыв (между содержанием познания и формой познания), существовавший в науке о мышлении до появления "Науки логики", был, по мнению Гегеля, остатком повседневного, феноменологического (основанного на мире феноменов - ясных, четких, повседневных вещей) и нефилософского мышления [2] .

Гегель верил, что он уже решил проблему того, как устранить разрыв между содержанием познания и формой познания, в его работе "Феноменология духа" (1807), когда он ввел понятие Абсолютной Идеи: "Абсолютная Идея есть истина для каждого способа мышления, . потому что только в Абсолютной Идее разделение междуобъектом и определенностью-самой-по-себе полностью устранено; истинность теперь приравнивается к определенности, а определенность - к истинности" [3] . После того, как наука о мышлении таким способом освобождается от дуальности (разделения между объектом и определенностью-самой-по-себе), она больше не нуждается в объекте или в материи, находящейся вне нее, и служащей основой для истинности, но вместо этого наука о мышлении принимает форму, когда она сама себя развивает, опираясь на саму себя, и в результате приходит к форме, когда она содержит все способы рационального мышления. "Таким образом, можно сказать", - пишет Гегель, - "что содержание, которое создается наукой о мышлении в ходе такого развертывания самой себя, есть демонстрация Б-га в его вечной сущности до того, как он создал природу и ограниченный ум" [4] [5] . Немецкое слово, которое Гегель использовал для описания этой формы мышления, которая освободилась от дуальности (между объектом и определенностью-самой-по-себе), было Begriff (обычно переводимое как Понятие или Идея).

Читайте также: