Мавзолей хусейн бека кратко

Обновлено: 01.06.2024

Близ поселка Чишмы находятся два интересных древних архитектурных памятника башкирской культуры – мавзолеи.

Мавзолей Хусейн-бека

По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:

Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.

Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил здесь археологическое исследование. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку.

Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. GPS-координаты мавзолея Хусейн-бека: N 54° 34.862´; E 55° 25.018´.

Мавзолей Тура-хана

Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит.

Внутри археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.

Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Если предыдущий мавзолей стоит на кладбище, то этот – в чистом поле, что усиливает впечатление. Благодаря рельефу, его видно издалека. GPS-координаты мавзолея Тура-хана: N 54° 36.301´; E 55° 13.099´. Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения.

Благодарю за внимание!

Павел Распопов

Друзья, подписывайтесь на канал проекта "Ураловед" в Дзене, жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях. Спасибо большое!

Близ поселка Чишмы находятся два интересных древних архитектурных памятника башкирской культуры – мавзолеи (башкиры называют их кэшэнэ).

Мавзолей Хусейн-бека

Мавзолей Хусейн-бека в Чишмах

Могильные камни в мавзолее Хусейн-бека

По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:

Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.

В мавзолее Хусейн-бека

По описанию В.В. Вельяминова-Зернова середины XIX века, мавзолей представлял белокаменное квадратное здание размером 8х8 м и с толщиной стен 1,5 м. Высота стен составляла 4 м. В помещение вел дверной проем высотой 2,5 м и шириной около 1 м. В северной, восточной и западной стенах имелись сводчатые окна.

Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.

Мавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского

Мавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

Надгробный камень Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского

Надгробный камень Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил археологическое исследование мавзолея. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. Все они размещались в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг – в Мекку. В одном из детских погребений найдены зубы лошади. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку. Материалы памятника хранятся в Музее археологии и этнографии в Уфе.

Реконструкция облика Хусейн-бека

В 2016 году останки Хусейн-бека были перезахоронены после изъятия их в 1980-е годы для изучения. Мавзолей является почитаемой мусульманской святыней.

Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. Отсюда и начиналось древнее мусульманское кладбище, со временем оказавшееся в черте поселка Чишмы.

Старые могилы на священном кладбище в Чишмах

Мавзолей Тура-хана

Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Описан в 1845 году В.С. Юматовым, исследован в 1976 году Е.Л. Хворостовой и в 1988 году Г.Н. Гарустовичем.

Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит. Размеры квадратного основания 6,6х6 м, толщина стен более 1 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Высота – 5,4 м. Имеет небольшой прямоугольный пристрой, который служил входом. Высота входа 2,5 м, ширина 1,5 м. По описанию В.С. Юматова 1845 года, в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня. В западной и южной стенах имеются арочные оконные проемы.

Мавзолей Тура-хана

В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. Документальных сведений о его личности не сохранилось, что дает богатую пищу для домыслов – вплоть до того, что он был потомком Чингисхана. Тура-хан был убит вместе с братом Басманом своим соперником – ногаем Алтакаром.

Мавзолей Тура-хана. Фото барона де Бая, 1897 г.

Мавзолей Тура-хана. Фото барона де Бая, 1897 г.

Археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Также найдены кости животных. Захоронение относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.

В наши дни мавзолей обнесли металлической решеткой. Обычно и вход в ограду, и сам мавзолей закрыты на замки.

Мавзолей Тура-хана

Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Если предыдущий мавзолей стоит на кладбище, то этот – в чистом поле, что усиливает впечатление. Благодаря рельефу, его видно издалека.

Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения. Еще один известный мавзолей есть в Челябинской области – это мавзолей Кисяне в окрестностях Варны. Также известно кэшэнэ Бэндэбикэ в Максютово и мавзолей в Оренбургской области.

Окно в мавзолее Тура-хана

Поселок Чишмы

Чишмы – крупный поселок городского типа. По данным Википедии, находится на 15 месте в России по численности населения среди поселков городского типа. В нем проживает более 22 тысяч человек – больше, чем во многих уральских городах! Основан в 1888 году в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги. 15 августа 1914 года в Чишмах были соединены Самаро-Златоустовская и Волго-Бугульминская железные дороги. В наши дни здесь действует крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. Сам поселок мало чем примечателен. Главная достопримечательность – мавзолеи. Но также могут представлять интерес историко-краеведческий музей и памятник В.И. Чапаеву.

Окрестности

Если ехать из Уфы в Чишму по исторической Старочишминской дороге (она шла в направлении Самары), то можно завернуть в еще одно интересное место. Для этого нужно ехать по трассе в сторону аэропорта, повернуть в направлении Зубово, а вскоре – на Березовку. Здесь сохранилась одна из старейших церквей Башкортостана. Церковь Рождества Христова была построена помещиком Федором Третьяковым в 1780 году.

Церковь в Березовке

Если поехать дальше Чишмов, то в 22 км в селе Дурасово на берегу реки Демы можно найти водяную мельницу братьев Бушмариных. Дурасово было основано в конце XVIII века, получило название по фамилии владельцев. Впоследствии перешло к дворянам Блударёвым. До революции сюда приезжали на лечение кумысом.

В Уфе у Бушмариных были лавки и дома. Мельница находится между рекой Демой и деревней, от которой ее отделяет озеро-старица. Это деревянное трехэтажное строение в готическом стиле. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается.

Как добраться до Чишминских мавзолеев?

Чтобы попасть к мавзолеям, нужно выехать на трассу М5 и ехать в сторону Москвы, повернув по указателю на Чишмы. Кладбище с мавзолеем Хусейн-бека расположено к югу от этого поселка. Попав к кладбищу, нужно двигаться дальше по дороге до второго входа. Оттуда до мавзолея 200 метров. Расстояние от Уфы – 60 км. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

До Чишмов можно легко доехать на электричке или автобусе из Уфы. В Чишме останавливается большинство поездов, идущих по этой железной дороге.

GPS-координаты мавзолея Хусейн-бека: N 54° 34.862´; E 55° 25.018´ (или 54.581033°, 55.416967°).

От Чишмов до мавзолея Тура-хана примерно 12 км. Он расположен между деревнями Нижние и Верхние Термы на холме справа от дороги (есть указатель).

GPS-координаты мавзолея Тура-хана: N 54° 36.301´; E 55° 13.099´ (или 54.605017°, 55.218317°).

Одним из самых ранних надмогильных монументальных архитектурных сооружений на Южном Урале является мавзолей Хусейн-бека близ Уфы, находящийся на действующем кладбище.

Одним из самых ранних надмогильных монументальных архитектурных сооружений на Южном Урале является мавзолей Хусейн-бека близ Уфы, находящийся на действующем кладбище.

Координаты для GPS-навигатора

Мавзолей Хусейн-бека на карте

Об обстоятельствах происхождения этого памятника сохранилось следующее предание. В нем говорится, что в начале XIV века башкирский хан Борак обратился к правительству Туркестана Ахмеду Ясави с просьбой прислать им человека, который смог бы проповедовать ислам среди башкир. Ахмед Ясави-Хан незамедлительно послал в Башкортостан своего ученика Хусейн-бека. Важное духовное лицо, он устроился при ставке хана.

В 1985 году башкирский археолог Г.Н. Гарустович произвел археологический раскопки внутри мавзолея Хусейн-бека и обнаружил девять захоронений: трех взрослых и шесть детских. Как полагают, центральное погребение принадлежало Хусейн-беку: он, как и остальные, лежал в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг, Мекку.

Скелет Хусейн-бека был подвергнут тщательному обследованию. Оно показало, что он был ростом около 160 см, без следов заболеваний, могущих вызвать изменения костной системы. На основе хорошо сохранившегося черепа был восстановлен портрет Хусейн-бека: он был человеком с европейским лицом.

Сохранилась фотография немного разрушенного мавзолея Хусейн-бека, сделанная известным археологом 60-80 гг. XIX века Р.Г. Игнатьевым, судя по которой мавзолей имел прямоугольное основание с высоким восьмигранным куполом. В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М.Султанова этот мавзолей был заново отстроен. В ходе реконструкции мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

Теперь нынешний вид мавзолея не отражает его первоначальную форму: судя по фотографиям, он полностью повторял форму хорошо сохранившегося мавзолея Тура-хана.

Доехать до мавзолея Хусейн-бека нетрудно: он находится в 2 км от поселка Чишмы, близ Уфы. Мавзолей расположен на территории действующего кладбища (к которому ведет грунтовка), в одном километре от асфальтовой дороги – то есть летом добраться до него не представляет трудности, а зимой придется запастись лыжами.

При посещении мавзолея посетителям стоит уважительно отнестись к похороненным на кладбище, да и к самой святыне тоже. Помимо мавзолея интерес для туристов представляют и древние надгробные плиты батыров, похороненных недалеко от мавзолея.


Координаты


Редакция


Автор

Мавзолей Хусейн-бека является одним из нескольких сохранившихся средневековых построек, имеющих статус мусульманской святыни (см. мавзолей Тура-хана и мавзолей Кесене). Мавзолей Хусейн-бека - это место погребения первого имама, проповедовавшего Ислам среди башкирского населения. Гробница расположена на территории кладбища Акзират - древнейшего мусульманского кладбища, менее чем в 1 км от поселка Чишмы и в 50 км от города Уфы.

История и легенды

Из биографии Хусейн-бека известно, что родился он в начале XIV века в Туркестане. В юности окончил медресе и вступил в бродячее братство проповедников-суфиев Ясавия. В более зрелом возрасте совершил паломничество в священный для мусульман город - Мекку. На башкирские земли Хусейн-бек был направлен по просьбе здешнего хана Борака о необходимости проповедования религии Ислам среди населения местного. На башкирской земле Хусейн-бек получил титул кади (верховный судья по шариату). Он успешно выполнял свои обязанности, распространял Ислам среди местных жителей - был первым имамом башкирских земель. Скончался Хусейн-Бек в 1366 году в возрасте 76 лет. Его тело было похоронено на возвышенности недалеко от озера Акзейрат (сейчас здесь кладбище).

В конце XIV века, около 1393-1394 годах на земли башкирии вместе со своей ордой пришел хан Тамерлан, преследовавший Тохтамыша - хана Золотой Орды. По одним из легенд Тамерлан лично дал распоряжение построить на месте погребения имама Хусейн-бека большой мавзолей. Гробница была выстроена из грубо отесанных известняковых глыб. Это была квадратная постройка с толщиной стен 1,5 метра. Вершину строения украшал купол. Общая высота мавзолея Хусейн-бека составляла 4,2 метра. Надгробная плита для захоронения была изготовлена на родине имама - в Туркестане. К месту постройки мавзолея она была привезена на 12 волах ханом Темир-Ленгом. Надпись на на ней гласила:

Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн-беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные

На сегодняшний день надгробной плиты нет на мавзолее, она хранится в краеведческом музее города Уфы. Тамерлан вместе со своей ордой остался зимовать на месте построенной для имама гробницы. По невыясненным обстоятельствам, часть войнов могучего хана не смогла переживать зиму. Погибшие соратники были захоронены здесь же, недалеко от гробницы Хусейн-Бека.

В начале XVIII века гробница Хусейн-бека оказалась полностью разрушенной. Восстановительные работы начались только в XX веке, после 1911 года по инициативе муфтия города Уфы. В 1985 году археологической экспедицией под руководством Г.Н. Гарустовича произведены раскопки внутри мавзолея. Обнаружены 9 погребений, три из которых принадлежали взрослым и шесть - детям. Все обнаруженные останки были захоронены лицом в сторону священного города Мекка. В результате проведенных экспертиз было выявлено, что одно из захоронений вероятнее всего принадлежит имаму Хаджи-Хусейн-беку. Учеными был восстановлен его образ - это был низкорослый человек, рост которого составлял не более 160 см, с выраженными чертами лица европейца. Он не страдал ни от каких болезней, не имел травм или переломов. Это подтверждает то, что умер Хусейн-бек своей смертью в старости.

Мавзолей Хусейн-бека является мусульманской святыней, памятником археологии и культуры. Каждый год гробницу посещают множество паломников и туристов.

Недалеко от железнодорожной станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират находится квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом. По преданию, здесь покоится прах Хусейнбека.

Камень для надгробия прислал бухарский хан.

До своего разрушения мавзолей Хусейнбека был довольно заметным архитектурным сооружением. Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. На этом же месте Тамерлан, по преданию, похоронил шестерых своих князей. Их могилы и положили начало кладбищу Акзират.

Не менее интригующие легенды связаны также с другим каменным сооружением, расположенным недалеко от кэшэнэ Хусейнбека, - мавзолеем Тура-хана. По преданию, здание являлось "домом суда", где судили виновных, там же их казнили и хоронили. Сам Тура-хан, по одной из версий, был потомком Чингисхана и перекочевал сюда со своими подданными с берегов Тобола.


Историческая наука рассматривает эти памятники как усыпальницы эпохи Средневековья. Мусульманские мавзолеи Хусейнбека и Тура-хана в Чишминском районе и оригинальный кирпичный мавзолей Бэндибикэ в Кугарчинском районе Башкортостана принято датировать XIV - XV вв. Это было время активной деятельности мусульманских миссионеров среди башкир.

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.

Нам остается только догадываться, какие коллизии и столкновения происходили между адептами ислама и языческими родовыми жрецами, стремившимися сохранить контроль над религиозным сознанием народа. Ученый И. И. Лепехин в своих записках говорит о существовании в XVIII в. языческих жрецов. По его наблюдениям, при некоторых заболеваниях башкиры обращались за помощью к людям, которых они называли "шайтан курязя", что в переводе означает "чертовидец". Экстаз пляшущего "курязя" напоминал им шаманские радения. Таким образом, пласт домусульманских религиозных представлений сохранялся вплоть до позднего времени.

Кого похоронили вместе с миссионером?

Уфимский археолог Г.Н. Гарустович тщательно исследовал мавзолей и выявил девять погребений. В трех простых могильных ямах были похоронены взрослые люди: сам Хусейнбек, женщина и мужчина. Все остальные погребения детские. В одном их них находился подросток.

Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Кроме зубов лошади, найденных в одной детской могиле, никаких других вещей в захоронениях не было.

Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.

Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Могила мужчины отмечена простой гипсовой плитой прямоугольной формы. Останки погребенного находились в деревянном гробовище оригинальной формы. Прямоугольный ящик был сколочен железными коваными гвоздями и имел крышку в форме призмы. Гроб украшали железные пластинчатые оковки в форме трилистника.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.

На одной стороне надмогильной плиты, некогда стоявшей в изголовье могилы Хусейнбека, высечена арабская эпитафия. К сожалению, некоторые строчки нельзя разобрать (это невозможно было сделать уже в XIX веке).

Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека - 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии - хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.

Другую сторону камня занимает надпись в стихах на языке тюрки. Приблизительный перевод этого стихотворного текста означает: "Всяк родившийся умирает, еще родятся, и они умрут. Смерть скоро ко всем приходит, мы видим, что никто на этом свете не останется жить". Данная стихотворная формула считается обычной для среднеазиатского суфизма.

Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо?

Но возможно ли по черепу восстановить канувшие в Лету черты лица? Научный метод, позволяющий это сделать, был разработан советским ученым М. Герасимовым. Он изучил рентгеновские снимки живых людей, работал в морге, исследуя толщину мягких тканей, и предложил метод, благодаря которому мы можем видеть лица, скрытые завесой времени.

Российская школа пластической антропологической реконструкции продолжает совершенствовать метод восстановления лица по черепу. В стенах лаборатории пластической антропологической реконструкции ведутся исследования под руководством ученицы М. Герасимова Г. Лебединской, расширяющие наши знания о соотношении между черепом человека и покрывающими его мягкими тканями лица.

Значительный вклад в развитие метода вносят судебные медики, которым приходится очень часто решать проблему отождествления личности по костным останкам. Московское бюро судебно-медицинской экспертизы является центром, в практике которого часто используется реконструкция лица по черепу как вид судебно-медицинской экспертизы. Именно здесь под руководством эксперта-криминалиста С.А. Никитина, на счету которого не одна сотня экспертиз, автор этих строк приобщался к тонкостям метода антропологической реконструкции.

Череп человека индивидуален настолько, насколько неповторимо его лицо. Именно своеобразие черепа обеспечивает портретное воспроизведение внешнего облика человека. Каждая новая реконструкция, работаешь ли ты над восстановлением образа безымянного человека эпохи бронзы, железного века или же над восстановлением облика известной исторической личности, - это еще одна возможность как можно глубже научиться "читать" череп, то есть изучить его настолько, чтобы максимально "снять" с него всю информацию об индивидуальных особенностях лица.

Череп Хусейнбека хорошо сохранился, что позволило нам приступить к восстановлению облика мусульманского миссионера. На фотографиях, сопровождающих публикацию, представлены три этапа процесса реконструкции: череп с восстановленными жевательными и височными мышцами, определяющими форму лица, половина восстановленного лица, окончательный вариант реконструкции.

В целом череп Хусейнбека, возраст которого определяется нами в пределах 25-30 лет, представляет гармоничное сочетание мозговой и лицевой частей. Его даже можно назвать выразительным. Особенностью является высокий лоб. Надбровный рельеф выражен слабо. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, или, как говорят ученые, "тип Среднеазиатского междуречья", характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.

Трудно представить себе внешний облик человека без такого, как говорят антропологи, интегрального показателя, каким является длина тела. Особенно, когда это касается исторических личностей, чьи останки находятся в руках у антропологов.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Никаких следов патологии или заболеваний, вызывающих изменение костной системы, обнаружено не было (исследование проводилось с участием эксперта-криминалиста СМЭ МЗ РБ К.А. Горшкова). Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений. Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.

Читайте также: