Булгаков в воспоминаниях современников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Писатели большей судьбы знают о себе что-то, что мы о них до сих пор не знаем или не решаемся сказать. На этом перекрестке возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Возникают неизбежные в таких случаях вопросы: почему мы так мало знали о нем, почему с каждым годом он все более интересен. Все это можно с полным правом адресовать к творческой судьбе и литературному наследию выдающегося русского писателя и драматурга XX века, признанного классика отечественной словесности Михаила Афанасьевича Булгакова.

Возможно, вы, так же как и мы, всматриваясь в фотографии мастера, видели его великолепные бабочки, декадентский монокль и залихватски зажатую в углу рта папироску. Здесь мы расскажем, что повлияло на формирование булгаковского вкуса и как к его образам относились современники.

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 1)

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 2)

Гимназист в гимнастерке

Булгаков рос типичным мальчиком из интеллигентной семьи. Его отец Афанасий Булгаков был профессором Киевской духовной академии, мать — учительницей в гимназии. В 10 лет будущий писатель был зачислен в самую престижную школу города — Первую киевскую мужскую гимназию и в повседневной жизни стал носить суконную гимнастерку с вертикальной застежкой на серебряных пуговицах, а также фуражку с эмблемой: две посеребренные лавровые ветви, между которыми размещались инициал города и номер гимназии. На одной из самых ранних фотографий он изображен бритым наголо, и не случайно: по правилам не только форменная одежда гимназистов, но и их внешний вид должен был напоминать армейский, поэтому первоклассников перед началом учебного года стригли как новобранцев.

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 3)

Булгаков в 1900-е

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 4)

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 5)

Врач в костюме-тройке

Его стиль был весьма типичен для 1910-х годов позапрошлого века: костюм-тройка (этот предмет гардероба Булгаков будет носить всю жизнь, несмотря на то что в СССР он будет считаться излишне буржуазным), рубашка с отложным съемным воротничком, который крепился с помощью специальных крючков, узкий галстук в горох или с геометрическим узором. Образ дополнял платок.

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 6)

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 7)

Даже в условиях начавшейся Первой мировой войны, а затем и революционных событий Булгаков не сильно изменял стилю. Будучи земским врачом в Смоленской губернии, в повседневной жизни он продолжал носить двубортные костюмы и галстуки, а когда правительство направило его во Владикавказ, важным атрибутом его образа, помимо белого халата, стал галстук-бабочка.

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 8)

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 9)

Юморист с моноклем и в шубе

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 10)

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 11)

С. Топленинов, Н. Лямин, Л. Белозерская, М. Булгаков, 1926

С охапкой дров, зато в монокле: Михаил Булгаков как икона декадентского стиля (фото 12)

Практически все романы писателя о нём самом. О его тяжёлой юности, проведённой в стане почти вражеской для дворянина Красной Армии в качестве военного врача. Ужасы солдатских ранений и стремительно разваливающегося государственного строя. Невозможность побега за границу (помешала болезнь) и в последствии постоянный страх за свою жизнь и судьбу своих книжных детищ. Наркозависимость от морфия, вызванная тифозной инфекцией и последующие видения, переносящие в сказочный мир, где Воландова свита уже заселяется в нехорошую квартиру по улице Садовой, а Иешуа Га-Ноцри готовиться предстать перед судом, возглавляемым бездушным прокуратором Понтием Пилатом.

Стоит заметить, что и в личной жизни писателя очень много мятущегося поведения. Все его три жены были очень разными женщинами. И от каждой Михаил Афанасьевич сумел получить бесценный жизненный опыт и конечно же любовь.

Первая супруга, юношеская любовь, Татьян Лаппа прошла с ним все ужасы гражданской войны, вся тяготы жены наркозависимого, от чего впоследствии именно она избавила писателя, постепенно заменяя морфий обычной водой. Можно считать Булгакова излишне жестоким за то, как он в результате обошелся с Татьяной. Заставлял её делать аборты, не мог простить, что не вывезла его, больного, за границу, ушёл от неё к другой. Но, поистине, первая жена обладала неведомой властью над писателем до конца его дней. Именно о ней в последних словах поминал писатель, когда лежал на смертном одре, именно за ней он посылал. И Татьяна, прожив большую и тяжелую жизнь, никогда не забывала своего великого мужа и сумела сохранить все те светлые чувства к нему, которые связали их когда-то. В её случае, практически навсегда.

Вторая супруга Булгакова - Любовь Белозёрская была полной противоположностью первой. Светская замужняя дама, яркая и эффектная, она повстречалась Михаилу Афанасьевичу на одном из редакционных вечеров. Сложно назвать этот брак союзом двух горячо влюблённых. Скорее партнёрские отношения. Белозерская часто выполняла роль секретаря, записывая главы из романов мужа под его диктовку. Возможно, женщина по имени Любовь так бы и осталась последней любовью писателя. Но Мастер неожиданно встретил свою Маргариту.

Будущей Маргаритой литературного Мастера оказалась Елена Шиловская . К моменту встречи они оба были несвободны. Муж Елены - командир Красной Армии, на руках двое маленьких сыновей, прекрасная устроенная светская жизнь. Но внезапная любовь к Булгакову перечёркивает всё. Встретившись однажды, они уже никогда не смогут расстаться. И лишь смерть писателя закончит эту горячую страсть.

Весь остаток жизни Елена посвятит изданию "Мастера и Маргариты" и сохранения памяти о легендарном муже. Она "укроет его гоголевской шинелью" (Булгаков всегда почитал Николая Васильевича Гоголя и считал его своим литературным кумиром. После смерти Михаила Афанасьевича встав вопрос о памятнике и Елена решила использовать в этом качестве надгробный камень с могилы Гоголя).

В конечном счёте, супруги упокоились вместе, спустя 30 лет.

Михаил Афанасьевич во многом считался предсказателем. Неоднократно его слова по поводу собственной судьбы становились пророческими. Так, например, он был уверен, что будет женат именно трижды. К тому же, уважаемый им Алексей Толстой так же был женат три раза и считал этот факт напрямую связанным с писательским успехом.

В день смерти Михаила Афанасьевича Булгакова мы уже писали о нём. Прочитать можно, перейдя по ссылке

Анекдоты и мемы о Булгакове:

- Что делаешь?
- Я читаю Булгакова.
- Это тот, который написал про Волан-де-Морта?
- Хорошо, что ты красивая.

Ты спросишь, кого я люблю больше, тебя или Булгакова, а отвечу ,что Булгакова, и ты уйдешь, так и не узнав, что Аннушка уже разлила масло.

Михаил Афанасьевич Булгаков по профессии был врачом, а прославился как писатель . — Вот что получается, когда у врача разборчивый почерк.

Читаю английский перевод "Собачьего сердца". Есть в этой повести такая сцена. Шариков сообщает, что устроился в службу очистки города от бродячих животных. Профессор спрашивает, что потом будут делать с убитыми котами. У Булгакова Шариков отвечает: "На польта пойдут. Будем бЕлок из них делать на рабочий кредит". То есть кошачьи шкурки будут изображать беличьи меха.
Но переводчик не понял ключевого слова "польта". И поэтому в английской версии Шариков говорит: "Будем делать из них белОк (protein) для питания рабочих". Nuff said.

Преподаватель на экзамене: - Как Лев Толстой повлиял на творчество Михаила Булгакова? - Я могу только предположить. - Попробуйте. - Ну, например, Анна Каренина в реальной жизни не бросилась под поезд. Чуть тронувшаяся умом, забытая всеми, она пережила все войны и революции, и тихо доживала свой век в коммунальной квартире недалеко от Патриарших. Однажды она купила масло, и разлила его. - Постойте, я только валидол под язык положу.

История из жизни

В гостевой зашёл разговор про "Мастера и Маргариту". Вспомнилась история, рассказанная знакомой.
Во время учёбы на филфаке увлеклась она творчеством Михаила Булгакова. Прямо влюбилась в "Мастера. " Но семья, заботы, учеба, экзамены (стационар, маленький ребёнок, подрабатывала, начало 90-х) - литература отошла в сторону.
Прошли годы.
Однажды подросшая дочь, деятельная особа, член нескольких литературных клубов, обратилась к маме за советом по реферату на тему "Мастера. "
И её понесло. Вспыхнула старая любовь. Она погрузилась в новые исследования, ведь возможностей для этого стало несравненно больше. Написала для дочери работу, которая была встречена с восторгом и даже с Гран-при на каком-то конкурсе.
Но она не остановилась. Погрузившись в Булгаковский мир, она начала им жить. Все персонажи стали родными и близкими.
Одним вечером, когда она читала, уже лёжа в постели, в комнату зашли две странные фигуры: один - высокий и худой, другой - низенький и толстый. Старомодно одетые. Оба полупрозрачные. Оцепенела.
Личности сели за ее рабочий стол и завели неторопливый разговор. От испуга она потеряла сознание, очнулась утром.
И рванула к психиатру. Но врач успокоил, сказал, что всё ей приснилось. Она психически здорова.
Через время это повторилось. Но на этот раз парочка ссорилась, размахивали руками, чуть не подрались. Она опять обратилась к спецам, но уже более высокого уровня. Помог одноклассник, удачно ставший местным светилой в психиатрии. Обследования, анализы, МРТ, консилиумы - вердикт: на редкость здорова. И от одноклассника "Не морочь нам голову! Не сочиняй. И попей валерьянки. Или выписать тебе чего посерьёзнее? Так привыкнешь, оно тебе надо?"
Она плюнула на врачей и продолжала свои Булгаковские чтения.
Начала вслушиваться в разговоры этих двоих, и оказалось, что это весьма любопытно. Призрачные гости уже не пугали, а вызывали интерес.
Философские сентенции уровня Гейдара Джемаля и Александра Дугина, критика последних произведений современных писателей и художников. На неё визитёры не обращали внимания.
Особенно врезался в её память спор о каких-то картинах албанских художников. Это было что-то новенькое.
Одно посещение было особо бурным. В порыве спора толстый подошел ближе и прыгнул ей на спину. Она с ужасом узнала кота Бегемота. Теряя сознание от навалившегося удушья, признала второго - Фагот.
На утро её пожилая мама спросила, что за странные личности приходили вчера к ней. Описала обоих в деталях - клетчатый пиджак, котелок.
Говорят, что не бывает абсолютно одинаковых галлюцинаций у двух разных людей.
В общей сложности это продолжалось два года.
То, что с "Мастером и Маргаритой" надо расставаться, она прекрасно понимала.
После прекращения исследований визиты прозрачных гостей тоже прекратились. Без лекарств.
Р.S.
Во время её рассказа неприятный холодок пробежал по моей спине.
С мистикой надо бы поосторожнее.

Диагностическое предположение

НЕНУЖНЫЙ МОНОКЛЬ

Последним штрихом к портрету является ненужный ему монокль. Пожалуй, только этот нюанс можно условно расценить как проявление патологической манерности, столь характерной для больных шизофренией. Но сам по себе он никак не определяет достоверность предполагаемого диагноза. В конце концов, у великих свои причуды.

ПРОСЬБА ОБ ИЗГНАНИИ

ЛУЧШЕ ОТРЕЖЬТЕ МНЕ НОГУ!

ПРАКТИЧНЫЙ МИСТИК

МАСТЕРСКИЕ ФОБИИ

Какие бы трудности ни выпадали на творческом пути Булгакова, он не пропал бесследно, как Мандельштам, не подвергался пыткам и не был расстрелян, как Бабель. Сталин относился к нему весьма благосклонно, пусть это и была благосклонность садиста, разрешившего удостоить писателя могилой на Новодевичьем кладбище. А в жизни гениального мистификатора и великого писателя спасительным кругом было творчество.

Читайте также: