Лоббизм в великобритании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: Предметом исследования является лоббирование в Великобритании. Особое внимание автор уделяет тесной взаимосвязи между продвижением частных интересов высшими чиновниками британского правительства и коррупционными скандалами. Подробно изучаются правовые рамки взаимодействия служащих Короны с представителями крупных корпораций, активно развивающаяся практика "вращающихся дверей". Анализируется Закон о прозрачности лоббирования, делаются выводы о его неспособности увеличить открытость взаимоотношений власти и бизнеса в Соединенном Королевстве. Кроме того, приводится ряд примеров, типичных для неурегулированного лоббизма. В исследовании использовались как общенаучные, так и специальные методы: исторический, аналитический, статистический, формально- и технико-юридический и др. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: лоббирование в Великобритании очень тесно связано с коррупционными проявлениями, британские СМИ пестрят заголовками о сомнительных действиях то одного, то другого крупного политика; действующие правовые рамки взаимодействия лоббистов с чиновниками не могут обеспечить хоть сколько-нибудь ощутимого ограничения произвола солидных экономических субъектов; основной закон, регулирующий лоббирование в Соединенном Королевстве, нуждается в существенной переработке.


Ключевые слова: история, лоббирование, Великобритания, представительство интересов, парламент, правительство, правовое регулирование, коррупция, прозрачность, пересмотр

Abstract: The subject of this research is the lobbying in Great Britain. A special attention is given to the close connection between the promotion of private interests by the high rank officials of the British governments and the corruption scandals. The author thoroughly examines the legal frameworks of the collaboration on the Royal servants with the representatives of major corporations, a so-called, actively developing practice of “rotating doors”. The law on transparency of lobbying is being analyzed; the conclusion is made about its inability to improve openness of the relationship between the authorities and the business in the United Kingdom. In addition to that, the author demonstrates a number of examples typical for the unbalanced lobbyism. Among the main conclusions are the following: lobbyism in Great Britain is tightly linked to the manifestations of corruption; British mass media is filled with headlines on the controversial actions of one or another politician; the acting legal frameworks of the collaboration between the lobbyist and the officials cannot provide any notable restrictions on the lawlessness of the reputable economic constituents; the fundamental law regulating lobbying in the United Kingdom requires significant changes.

history, lobbying, Great Britain, interest representation, Parliament, Government, regulation, corruption, transparency, review

Лоббирование в Великобритании играет значительную роль в формировании законодательства и деятельности различных организаций и групп, действующих на национальном, региональном и местном уровнях.

Индустрия профессионального лоббирования в Великобритании стала быстро развиваться с середины 1990-х гг. В 2007 г. на лоббистскую деятельность было потрачено 1,9 млрд. фунтов стерлингов, в процесс было вовлечено 14000 человек, отдельные депутаты встречались с лоббистами более 100 раз в неделю [2] .

В 1800-х гг. популярным способом постановки вопросов перед парламентом являлись петиции. В частности, в 1839 г. в Парламент было подано 13657 петиций по 90 различным вопросам с 4,5 млн. подписей [3] .

В 1923 г. У. Черчилль действовал в качестве высокооплачиваемого лоббиста Burmah Oil (в настоящее время – British Petroleum), убедив британское правительство передать Burmah исключительные права на персидские (иракские) ресурсы [6] .

Запрос о предоставлении информации, направленный в июле 2007 г., показал, что руководители British Airports Authority (в настоящее время – Heathrow Airport Holdings) встречались с министерством транспорта 117 раз в 2002-2007 гг., в 24 случаях при этом присутствовал государственный секретарь Великобритании [13] .

В феврале 2010 г. произошло несколько значимых для британского лоббирования событий:

1. В отношении министерства транспорта Управлением комиссара по информации было проведено расследование, выявившее факты удаления и сокрытия записей, подлежащих раскрытию в соответствии с Законом о свободе информации. Расследование проводилось по жалобе депутата-консерватора Ж. Грининг [19] .

2. “Э. Маккэй, депутат-консерватор, бывший старший советник Кэмерона, сообщил о своей намерении работать в лоббистской фирме Burson-Marsteller после следующих выборов (ему была обещана заработная плата в размере 100 тыс. фунтов стерлингов). Его жена, Д. Киркбрайд, сообщила о поиске аналогичной работы. Оба покинули свои посты на следующих общих выборах после скандала, связанного с расходами депутатов, в результате которого на них был наложен штраф в размере 60 тыс. фунтов стерлингов [20] .

В октябре 2009 г. правительство отвергло идею создания обязательного реестра лоббистских групп. Вместо этого предлагалось следующее: 1) все департаменты должны будут размещать на своих официальных сайтах квартальные отчеты о встречах министров с группами интересов, а также о денежных средствах, полученных министрами и их помощниками в ходе таких встреч. При этом не вводилось требования о раскрытии подробностей данных встреч; 2) будет расширен список государственных служащих, которые обязаны сообщать о своих доходах и расходах; 3) индустрия лоббирования должна уделять больше внимания саморегулированию (при этом не было дано каких-либо рекомендаций относительно времени, в течение которого должен быть решен этот вопрос) [29] .

До 2014 г. лоббистский сектор в Великобритании функционировал на основе саморегулирования через Совет по связям с общественностью. Он был образован Ассоциацией профессиональных политических консультантов, Ассоциацией консультантов по связям с общественностью и Королевским институтом по связям с общественностью и провел свое первое заседание в июле 2010 г. под руководством Э. Франс. Первый реестр индивидуальных лоббистов был опубликован 1 марта 2011 г. За время своего существования реестр неоднократно подвергался критике за свою неэффективность, отмечалось, что многие сведения, содержащиеся в нем, являются неполными или неточными. В частности, в 2011 г. Альянс за прозрачность лоббирования заявлял, что до 90% британских лоббистов просто игнорируют факт существования реестра [30] . В настоящее время работа реестра приостановлена в связи с формированием новой системы раскрытия лоббистской информации.

Сам Кодекс среди основных принципов поведения членов Парламента называет следующие: самоотверженность – решения должны приниматься исключительно в интересах общества, независимость от третьих лиц или организаций, объективность – выбор по заслугам, подотчетность – ответственность перед обществом, открытость – ограничение доступа к информации возможно только в интересах общества, честность – недопустимость конфликта интересов.

До 2014 г. взаимоотношения чиновников и лоббистов косвенно регулировались множеством законов и кодексов (основным документом являлся Civil Service Code, на его основе каждый государственный орган разрабатывал свой Management Code). Акцент ставился на поведении и финансовых интересах членов Парламента, а не групп давления. Контролем за лоббистской деятельностью занимался Комитет по государственным стандартам.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие игроки лоббистского поля публично заявляли о намерении игнорировать требования закона до его переработки [33] .

Lobbying: Access and Influence in White Hall. Hose of Commons. Public Administration Select Committee, 2009. 80 p.

The Code of Conduct together with The Guide to the Rules relating to the Conduct of Members. London: The Stationery Office Limited, 2015. 58 p.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Читайте также: