Лоббизм в правотворчестве кратко

Обновлено: 01.06.2024

Цель - раскрыть понятие, содержание и особенности института лоббизма в правотворчестве.

В результате изучения темы студент должен

ЗНАТЬ: теоретические подходы к понятию и общей характери­стике лоббизма; нормативное определение гражданского и профес­сионального лоббизма; субъекты лоббистской деятельности; виды лоббизма; формы и методы лоббистской деятельности (ОК-1, ПК-1, ПК-7, ПК-8);

УМЕТЬ: анализировать и выявлять проблемы правового регу­лирования лоббизма в Российской Федерации, проблемы норма­тивного определения гражданского и профессионального лоббиз­ма, проблемы регулирования иностранного лоббизма (ОК-2; ПК-1, ПК-7, ПК-11).

Институт лоббизма появляется и функци­онирует при наличии двух условий: дифференциации интересов у различных социальных групп; реального доступа населения к рыча­гам государственной власти в условиях политического плюрализма.

Лоббизм имеет сложную многоступенчатую структуру, которую венчает государственный деятель либо группа государственных де­ятелей, предлагающие и реализующие соответствующие решения. В середине располагаются многочисленные эксперты и консультан­ты - профессиональные юристы, социологи и т. д. Основой лоббиз­ма являются те или иные социальные группы или движения: поли­тические, этнические и т. п.

Лоббизм в современных, цивилизованных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государственной власти.

Лоббизм в России в последние два десятилетия стал предметом многочисленных научных исследований; однако до настоящего вре­мени существует ряд проблем: не определены четкие подходы к по­нятию лоббистской деятельности, не сформировано единое отно­шение к лоббизму как политико-правовому феномену и, что самое главное, отсутствует необходимое правовое регулирование.

В этих определениях можно заметить некую повторяющуюся концепцию, которая позволяет нам вывести следующее определе­ние рассматриваемого понятия: лоббизм - это деятельность опре­

деленных заинтересованных групп, заключающаяся в воздействии на органы государственной власти, с целью отстаивания, продви­жения и реализации собственных интересов.

Отсюда закономерно стремление определенных заинтересо­ванных групп оказывать давление на власть, заставлять принимать нужные и выгодные им политические решения.

Исходя из опыта правового регулирования тех немногих стран, в которых приняты законы о лоббизме (США, Канада, Литва и др.), его можно охарактеризовать как специализированную процедуру продвижения интересов коммерческих и некоммерческих органи­заций в деятельности органов власти, определяющую статус упол­номоченных должностных лиц и профессиональных посредников между властью и обществом: лоббистов и лоббистских компаний. Основу регулирования составляют следующие механизмы: реги­страция лоббистов, отчеты об их контактах, раскрытие информа­ции органами государственной власти, а также ответственность нарушителей за предписания закона.

Легализованный лоббизм представляет собой обычную прак­тику адвокатской деятельности. Например, опыт Канады.

2) внутренний лоббист корпорации;

3) внутренний лоббист организации.

Не случайно во Франции, Италии, Германии вообще нет зако­нодательства о лоббизме. В Индии лоббизм преследуется по закону как одна из разновидностей коррупции.

Как отмечает А. В. Жирнов, в качестве положительных качеств лоббизма выделяются следующие.

- во-первых, лоббизм выступает инструментом самоорганиза­ции гражданского общества, способным оказывать реальное влия­ние на политику;

- во-вторых, он создает возможности для обеспечения интере­сов оппозиционного меньшинства;

- в-третьих, лоббизм выступает как способ примирения между собой интересов различных слоев населения - классов;.

- в-четвертых, он способствует развитию демократических ин­ститутов и реализации права граждан на участие в управлении де­лами государства;

- в-пятых, наличие легального института лоббизма способству­ет стабильности в обществе за счет возможности осуществления демократичного влияния на органы власти;

- в-шестых, он имеет большое значение для обеспечения глас­ности правотворчества и преодоления социальной и политической анонимности нормативных правовых актов.

Вместе с тем лоббизм имеет отрицательные черты, которые в определенных условиях способны превратить его даже в крими­нальное явление.

В настоящее время урегулированный лоббизм рассматривается российской властью как один из способов противодействия кор­рупции.

Таким образом, при изучении данной темы студентам необхо­димо рассмотреть различные подходы теоретиков права и практи­ков к понятию и общей характеристики лоббизма как социального явления.

Виды лоббизма. Лоббирование интересов в органах исполни­тельной власти. Лоббизм в отношении органов судебной власти.

Гражданский лоббизм. Профессиональный лоббизм. Основное внимание должно быть уделено парламентскому лоббизму как цен­трального вида лоббизма.

Немаловажным представляется рассмотрение дискуссионного вопроса о перспективах развития вопросов законодательного урегу­лирования лоббистской деятельности. Целесообразно рассмотреть проект федерального закона о регулировании профессионального лоббизма в федеральных органах государственной власти.

Поскольку проблема лоббизма все еще требует пристального внимания формирующегося в нашей стране гражданского обще­ства, целесообразно познакомиться с различными мнениями рос­сийских и зарубежных теоретиков и практиков по проблемным во­просам лоббистской деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и общая характеристика лоббизма. Субъекты лоб­бистской деятельности.

2. Виды лоббизма.

3. Формы и методы лоббистской деятельности.

4. Проблемы правового регулирования лоббизма в Российской Федерации.

5. Проблемы нормативного определения гражданского и про­фессионального лоббизма.

6. Проблемы регулирования иностранного лоббизма.

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. При каких условиях функционирует институт лоббизма?

2. Кто выступает в качестве субъектов лоббистской деятельности?

3. Какие формы лоббистской деятельности существуют в практике?

4. В чем различие гражданского и профессионального лоббизма?

5. Как регулируются вопросы лоббизма в зарубежных странах?

6. Какие нормативные положения Конституции Российской Фе­дерации являются основанием для признания лоббизма в России?

М.В. Бятец. Лоббизм в правотворческой деятельности.

Бятец, М. В.
Лоббизм в правотворческой деятельности.
//Правоведение. -1998. — № 1. — С. 46 — 52

СОДЕРЖ.: Лоббизм как институт политической системы —
Формы лоббистской деятельности — Объекты лоббистской
деятельности — Субъекты лоббистской деятельности — Виды
лоббистской деятельности — Специальные лоббистские
структуры — Позитивные и негативные стороны лоббизма —
Правовое регулирование лоббизма — Конституционные основы
и перспективы правового регулирования лоббизма в России.
Библиогр. и прим. приведены в подстрочных ссылках. На с
. 50 : Таблица. Позитивные и негативные стороны лоббизма.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО —
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — ЛОББИЗМ — ОБЩЕСТВО —
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ — ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
— ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ — ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА —
ДЕПУТАТЫ — ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО — ПРАВОТВОРЧЕСТВО —
КОНСТИТУЦИОННОСТЬ — КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Материал(ы):

Институт лоббизма появляется и функционирует при наличии двух условий:

    дифференциации интересов у различных социальных групп;

Лоббизм имеет сложную многоступенчатую структуру, которую венчает государственный деятель либо группа государственных деятелей, предлагающие и реализующие соответствующие решения. В середине располагаются многочисленные эксперты и консультанты — профессиональные юристы, социологи и т. д. Основой лоббизма являются те или иные социальные группы или движения: политические, этнические и т. п.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т. д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

В результате обеспечивается более тесная связь между обществом и государством, которое гибче реагирует на импульсы, исходящие от влиятельных экономических и общественных структур.

Формы лоббистской деятельности. Цели, которые преследует лоббизм, достигаются различными средствами и методами. Их выбор зависит от политико-правовой практики в данной стране, потенциальных возможностей субъекта и особенностей объекта лоббирования. В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма.

1. Выступления в профильных комитетах законодательного органа. В работе комитетов допускается участие как депутатов, так и заинтересованных лоббистов и экспертов. Например, в соответствии с регламентом германского Бундестага парламентским комитетам предоставляется право проведения общественных слушаний с участием компетентных лиц и представителей групп интересов для получения от них соответствующей информации.

2. Составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента, что практикуется как самими лоббистами, так и органами законодательной и исполнительной власти с участием заинтересованных групп.

4. Проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей, уже ставшее повседневной практикой в деятельности российских политических партий и движений.

5. Организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей, что практикуется руководителями регионов и крупных предприятий.

6. Психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные визиты влиятельных деятелей и местных избирателей).

7. Митинги и забастовки, которые наиболее характерны для профсоюзных объединений, отстаивающих социально-экономические интересы работников своей отрасли.

8. Подкуп должностных лиц, с которыми связано во многом отрицательное отношение общества к лоббизму.

Объекты лоббистской деятельности. К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне. 6

Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме лоббистской деятельности, как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей. 7

Однако в ряде случаев подобный подход позволяет конкретным лоббистам оставаться неизвестными. Среди реальных лоббистов можно выделить следующие группы: политические, социальные, экономические, региональные и иностранные. 8

1. Политические лоббисты — это прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.

2. К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы. Их лоббистский потенциал прямо пропорционален экономическому значению отрасли, которую они представляют. Например, нефтяники, шахтеры, авиадиспетчеры, по сравнению с работниками социальной сферы, науки, образования, обладают гораздо большими возможностями лоббировать свои интересы. Влияние профсоюзов способно резко увеличиваться за счет забастовочного потенциала.

К социальным лоббистам можно отнести также ветеранские, женские, молодежные, экологические организации. В России их потенциал ограничен и зачастую зависит от личного авторитета лидера. Однако в развитых странах, где такие группы опираются на разветвленную сеть добровольных организаций, они имеют значительные лоббистские возможности.

3. Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. К этой категории относятся финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые компании, имеющие экспортно-импортную структуру, являющуюся абсолютным монополистом в своем секторе сбыта продукции; собственную финансово-банковскую структуру; средства массовой информации; представителей в верхних исполнительных эшелонах власти; представителей в парламенте или в политических движениях. 9

4. Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. В этом отношении самыми активными являются представители московского лобби. Лоббирование интересов одного региона в ущерб интересам остальных регионов России, да и страны в целом неизбежно приводит к негативным последствиям.

Перечисленные субъекты могут быть взаимосвязаны. В связи с отсутствием четкого разграничения между лоббистскими группами их деление весьма условно.

Виды лоббистской деятельности различаются в зависимости от объекта лоббирования (законодательный, исполнительный и судебный лоббизм); от субъекта лоббирования (политический, экономический, социальный, региональный, иностранный лоббизм); от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования (плюралистский и корпоративный лоббизм); 11 от механизма достижения целей (правотворческий, реализуемый через нормативные акты в законодательных органах власти, и правоприменительный, достигаемый через акты применения права, лоббизм); 12 от времени действия (долгосрочный, т. е. постепенный, и краткосрочный, направленный на принятие одного или нескольких решений лоббизм).

Необходимо учитывать позитивные и негативные стороны лоббизма, выявляя, какие его стороны нуждаются в правовой поддержке и стимулировании, а какие — в правовом ограничении и сдерживании.

Основные аргументы в пользу или против лоббизма можно представить в форме таблицы, в которой содержатся доводы его сторонников и противников.

Противники лоббизма в качестве его негативных сторон зачастую приводят взяточничество, коррупцию, возможность удовлетворения иностранных интересов в ущерб национальным и т. д. Однако подобные аргументы только подчеркивают необходимость и целесообразность правового регулирования лоббизма, так как эти явления существуют независимо от того, признается или нет лоббистская деятельность. Более того, законодательно закрепленный институт лоббизма создает возможности их предотвращения.

Правовое регулирование лоббизма. Несмотря на широкое распространение лоббизма, мировая практика его правового регулирования весьма ограничена. В одних странах он приравнивается к одной из форм коррупции (Индия), в других — не признается вообще или же считается не подлежащим законодательному регулированию (Италия), наконец, в России, Австралии и Бразилии подготовлены законопроекты, касающиеся лоббизма. 14

На основании мирового опыта выделяют три основных подхода к правовому регулированию лоббизма: американский, немецкий и французский.

С 1946г. в США действует федеральный закон о регулировании лоббизма в Конгрессе, согласно которому юридическим и физическим лицам, участвующим в лоббистской деятельности, предоставлено право регистрации при Сенате и Палате Представителей. В законе подробно регламентирована процедура регистрации. В частности, лоббист обязан под присягой представить письменное заявление, в котором приводятся следующие данные: имя и адрес учреждения лоббиста; имя и адрес лица, которое его нанимает; сроки найма; сумма вознаграждения, выплачиваемая лоббисту; цели и сумма выделенных на расходы средств. Лоббисты также обязаны ежеквартально представлять подробные отчеты о полученных и израсходованных на указанные цели средствах; о лицах, которым были выплачены какие-либо суммы; а также названия всех статей с материалами в поддержку или против законопроектов, опубликованных по инициативе лоббиста. Несомненно, что американский закон далеко не совершенен: он регулирует лоббизм лишь в законодательном органе Федерации, и к тому же представленные лоббистом данные очень трудно проконтролировать.

Несмотря на достаточные конституционные основания, в России пока не существует нормативных актов, регламентирующих лоббистскую деятельность. Однако в среде законодателей, профессиональных юристов и политологов выделяются два основных подхода к вопросу о правовом регулировании лоббизма. 17

Первый связан со стремлением придания большей открытости и возможности контроля органов государственной власти со стороны общества в целях ограничения неправового лоббирования. Его главная задача — поставить лоббизм в России под контроль общественных и государственных институтов. Такой подход предусматривает введение строгих запретных мер, необходимых для ограничения нелегального лоббирования.

Очевидно, что будущий российский закон о регламентации лоббизма должен сочетать оба подхода. Необходимы как ограничение неправового лоббизма, так и стимулирование наиболее цивилизованных его форм.

Не менее важно использование мирового опыта правового регулирования лоббизма. Вряд ли следует делать упор на какую-либо одну модель: американскую, немецкую или французскую. Российские реалии не позволяют применять в полной мере практику, характерную для развитых государств. Современная Россия — это формирующееся демократическое государство с высокой степенью коррупции и бюрократизма, где пока отсутствуют профессиональные лоббистские структуры.

Перечисленные негативные факторы не должны препятствовать созданию условий для правового регулирования лоббизма. Как представляется, процессы его зарождения будут способствовать постепенному преодолению таких факторов. Становясь частью правового государства, институт лоббизма сможет внести свой положительный вклад в развитие демократической системы.

* Помощник депутата Государственной Думы РФ.

1 Нещадин A.A. Лоббизм в России: Этапы большого пути. Ч. 1 // Социс: Социологические исследования. 1996. № 3. С. 54.

2 Лобби II Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Аверьянова. М., 1993. С. 159.

3 Малько A.B. Лоббизм II Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 59.

4 Известия. 1997. 30 янв.

5 Шикина М. Лоббизм, свет в конце коридора // Новое время. 1995. № 8. С. 21.

6 Смирнов В., Зотов С. Лоббизм в России: Политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.С. 118.

7 Малько A.B. Лоббизм. С.60.

8 Перегудов С.П., Семененко И.С. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9. С. 32.

9 Ср.: НещадинА.А. Лоббизм в России: Этапы большого пути. Ч. 2. № 4. С. 9.

10 МалькоА.В. Лоббизм. С. 61.

12Малько А.В. Лоббизм. С. 60.

13 ПольскихИ. О лоббировании в Великобритании//Бюллетень ИТАР-ТАСС. 1997. 13 янв.

14 Смирнов В., Зотов С. Лоббизм в России и за рубежом: Политико-правовые проблемы. С. 113.

15 Там же. С. 115.

16 Conseil economique et social // Le dictionnaire de notre temps / Ed. F. Guerard. Paris, 1989. P. 323.



Навигация по сайту:


Контакты:

Свяжитесь с нами:


ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ. ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. ИНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ.

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции).

Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация - консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

КонсультантПлюс

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

На оказание наших услуг даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.

Мы оказываем консультации по следующим видам работ:


"Горячие" документы:


За последние два десятка лет с увеличением гражданско-правовой активности граждан, желания наиболее полно использовать свои права и обязанности, группы давления значительно увеличили опыт и практику участия в правоприменительной деятельности органов государственной власти.

Как известно, применение права характеризуют как форму реализации права, сочетающую в себе черты других ее форм и проявляющейся в деятельности правомочных органов, которая имеет целью содействие претворению в жизнь норм, обращенных к другим субъектам. Применение правовых норм отличается от других форм реализации права по своей цели, по характеру осуществляемой деятельности и форме, в которой она протекает [1, с. 93]. Правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта); г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц. Правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением [2, с. 133]. Во всех перечисленных стадиях правоприменительного процесса могут принимать участие субъекты лоббизма.

Считаем уместным в данном контексте привести пример актуальной проблематики применения права в рамках установления акцизов, а именно - снижения ставки акциза на водку в России.

В 2007 году в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование акцизы также были утверждены на три года. Ставки акцизов на водку были проиндексированы в 2008 году - на 7%, в 2009 году - на 6,5%, в 2010-м - на 6%.

По мнению производителей водки, рост акцизов на их продукцию приводит к расцвету нелегального производства водки, так как нелегальный производитель акцизы не платит вообще, в результате чего бутылка может стоить всего 40 рублей.

Полномочия правоприменения имеют лишь определенные структуры, должностные лица, органы власти, поэтому не доступны для широкого круга заинтересованных лиц. Народ применяет право лишь в исключительных случаях необходимости активно препятствовать противоправному поведению другого лица, например, когда его родному или близкому угрожает опасность, связанная с потерей жизни или нанесением тяжкого вреда здоровью. Из вышесказанного понятно, что лоббистские структуры, исходя из своих целей, в процессе претворения своих целей в жизнь в правоприменительном процессе оказывают влияние практически только на органы государственной власти, задействованные в правоприменительном процессе и уполномоченные принимать соответствующие решения.

Очевидно, что применение права, в данном случае ограничивающее деятельность предприятия общественного питания, не соответствующее какой-либо существующей норме, отразилось на принятии решения органом государственной власти в лице министерства торговли, питания и услуг Свердловской области. В процессе лоббирования нарушение законодательства не усматривается. Здесь, вероятнее всего, задействованы методы информационного воздействия на основе личных связей с членами правительства региона и представителей органов власти, принимающих решения в конкретно данной сфере. Фактически, акт применения права позволил улучшить качество услуг для конечного потребителя, а также ощутить работу механизма рынка.

Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, основанное на правовых нормах. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четко установленной процедурной форме. Последняя предполагает издание соответствующим государственным органом, так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их полномочия органов государственной власти. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы. Лоббизм в правоприменении имеет разностороннюю направленность, соответствуя или противореча целям правотворчества и лоббированию последнего. Это происходит с учетом интересов всех заинтересованных групп, интересов государства и общества в целом.

Отметим, что процессы лоббирования и правоприменения способны оказывать влияние друг на друга.

Право можно охарактеризовать как законное выражение диалектического единства государственных, частных и общественных интересов. Нормы права являются способом их взаимодействия и совместного существования в обществе, оформленном в государство.

Объем интересов общества и его отдельных групп, которые нуждаются в правовом регулировании и непосредственной охране гораздо обширнее нормативной базы, воздействия на общественные отношения.

Зачастую встречаются интересы, которые не получили конкретного отражения, закрепления в нормах права, несмотря на то, что задачи этих интересов соответствуют принципам и смыслу правовых норм.

Структура интересов субъектов права, будь то группа давления или профессиональная лоббистская структура, важнейшим признаком содержит в себе осознанную необходимость субъектов удовлетворить свою потребность определенным благом всеми имеющимися у него в распоряжении законными способами. Для этого, субъекты права оказывают влияние на компетентные, уполномоченные государством для осуществления правоприменения органы с целью защитить нарушенные, оспариваемые и иные интересы и требования в рамках имеющейся нормативно-правовой базы. Данное явление мы отнесем к влиянию лоббизма на правоприменение.

могут сказываться на иных формах реализации права в дальнейшем.

а) в различном понимании правовых взглядов и позиций;

б) в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и в федеративных аспектах;

в) в неправомерных действиях внутри механизма публичной власти, между государственными и иными институтами и органами;

г) в расхождениях между нормами иностранных законодательств;

д) в спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.

В каждом из пяти вышеперечисленных пунктов присутствуют интересы тех или иных субъектов лоббирования. Оказывая влияние на компетентные органы государства, группы давления с помощью имеющейся методологии оказания влияния стремятся протолкнуть необходимое решение, в рамках закона.

Процесс лоббирования в правоприменительном процессе, является средством достижения определенных, пусть даже во многом субъективных интересов. Лоббизм оказывает непосредственное влияние не только на набор правовых средств, с помощью которых удовлетворяются и защищаются интересы субъектов права, но и сам имеет много общего с указанными средствами ввиду своей природы и назначения.

Феномен лоббизма в правоприменительном процессе представляет довольно широкий круг интересов и оказывает, во многих случаях, положительное влияние на само формулирование правил поведения, которые направлены на удовлетворение тех или иных интересов.

1. Решетов Ю.С. Реализация норм советского права: системный анализ. – Казань: Изд-во КГУ. – 1989.

2. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т./ Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2: Теория права. М., 1998.

4. Дмитриев Василий, Бюджет не заметил алкогольного кризиса // Ведомости от 05.02.2007

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма-Инфра, 1999. – с.260.

7. Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. – М.: Юридическая литература, 1993. – с.76.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, правоприменительный процесс, интерес, принятие решения, процесс лоббирования, группа давления, норма, орган, Свердловская область, форма реализации.

Похожие статьи

Юридические особенности лоббирования в России

Процесс легализации лоббирования сопряжен с теоретически преодолимыми трудностями, куда

8) федеративная форма государственного устройства — а) лоббисты действуют на трех

Тем не менее, принятие данного законопроекта могло бы положить начало процессу.

Структура и содержание лоббистского правоотношения

С точки зрения теории заинтересованных групп процесс лоббирования выглядит следующим образом: ГИ→ Л → ОВ, где ГИ — это группа интересов.

[1, с. 15]. Отсюда лоббист — это профессиональный посредник между группой интересов и органом власти, представитель.

Модели регулирования лоббистской деятельности

Вопрос о взаимоотношениях государственных органов с группами интересов изучается в рамках проблематики лоббирования.

Совокупность этих законов вместе с рекомендательными нормами кодексов поведения и этики лоббистов является лоббистским.

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией.

группы или данного индивида решения (лоббизма).

В контексте продвижения частных интересов в органах публичной власти значение имеет только деятельность взяткодателей.

Однако на практике имеет место и лоббирование правоприменительных органов, так что с.

Особенности правового регулирования лоббистской деятельности.

В таких условиях сформировалась двухзвенная модель продвижения интересов: группа давления — законодатель.

Предусматривался институт аккредитации лоббистов в органах власти в уведомительном порядке, нормы о раскрытии информации.

Дискуссии об определении лоббизма в политической теории

Крайним выражением негативного лоббирования является незаконное давление на представителей власти (взяточничество, коррупция) с целью принятия управленческих решений в интересах определенных групп или лиц [4, с. 58].

Регулирование лоббирования в Брюсселе | Статья в сборнике.

Представительство интересов или лоббирование согласно данному документу — «деятельность

Оказание влияния на процесс принятия решений, как признают сами лоббисты, успешнее всего на самых ранних стадиях законодательного процесса.

Читайте также: