Литература в 13 17 веках кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕКЦИЯ № 31 § 30. Культура Руси конца XIII —XVII в.

Условия развития культуры . Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремесленники. Следствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Архитектура и искусство XIV — XV вв . В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.

Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.

К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор , построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым . Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор .

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий , выходец из знатного рода. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф. С. Конь . Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленского кремля и др.

Начало книгопечатания . Важнейшим явлением XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина .

Культура России XVII в . Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, приучая даже к иному образу мыслей.

Процесс обмирщения культуры , выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий . Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.

В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, пи­сал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя традиционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым , был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо­татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрождение культуры? В чем это выразилось?

2. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала XVI в.?

4. Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим событием в развитии культуры?

5. Дайте характеристику развития русской архитектуры XVI —XVII вв.

6. В чем состояли особенности развития русской культуры в XVII в.?

7. Сравните русскую культуру конца XIII — XVII в. и средневековую культуру Западной Европы. Что вы видите в них общего ив, чем состояли различия?

•Период начала феодальной раздробленности.
•В литературных текстах проявляются местные
черты и темы.
•Усиливается злободневность и публицистичность
литературы.
•Основная тема литературы – призыв князей к
объединению и тоска по утраченному единству.

•Период татаро-монгольского нашествия.
•Развивается жанр воинской повести. ВОИНСКАЯ
ПОВЕСТЬ – жанр, в основу которого положено
изображение исторического события, связанного с
героической борьбой народа против внешних
врагов.
•Усиливается религиозное начало в объяснении
исторических событий. Нашествие воспринимается
как угроза вере => как угроза культуре и
государству.

•Строительство, формирование
централизованного Московского государства.
•Бурное развитие общественной мысли и
публицистики. Литературе и публицистике
свойственны вера в силу слова и убеждений, в
силу разума.
•Создаются произведения, которые можно
отнести к беллетристике (в основе произведений
повести исторического и бытового характера ).

В развитии русской литературы выделяют несколько определенных периодов. Разные ученые определяют разные периоды в формировании русской литературы. Основными периодами являются:

  • древнерусская литература (11-17 век)
  • литература 18 века
  • литература золотого века (19 век)
  • серебряный век (конец 19 – начало 20 века)
  • русская литература советского периода (1922- 1991)

Древнерусская литература

  • произведения носили религиозный или исторический характер
  • отсутствие авторства, были лишь составители, летописцы
  • свод правил по которым формировались произведения (ход событий, поведение, характеристики героя
  • медленное развитие (связанно с тем, что книги были рукописными, недостаток грамотных людей).

Жанры древнерусской литературы так же были немногочисленными и отличались от современных, к ним относились:

Письменность пришла на Русскую землю вместе с христианством, затем появилась письменная литература. Древнерусская литература подразделяется на два периода:

Литература 18 века

Русская литература 18 века четко и ярко отображала общественную жизнь того времени. В произведениях той эпохи мы видим и влияние реформ Петра I, политику и общество вовремя правления Екатерины II.

Готовые работы на аналогичную тему

В это время происходит пробуждение националистического самосознания, критикуется преклонение перед иностранным, просыпается интерес к русскому народу, его быту и традициям.

В этот период начинают свое формирования литературные направления, основываются литературные школы. За 18 век русская литература догнала по-своему развитию литературы стран Европы.

В этот промежуток времени на русскую литературу оказывали влияние немецкая, французская, английская культуры, но в итоге русская культура смогла сформировать свою собственную национальную литературу.

Еще в конце 17 века начинает формироваться тяга к реализму. Писатели хотят отобразить в своих произведениях как можно больше действительности.

В это время литература встает рядом с другими творческими направлениями, такими как живопись, музыка. Литература стала отвечать требованиям культурной жизни. Литература из церковной превращается в светскую.

Несомненно, европейские взгляды оказали влияние на становление русской литературы 18 века, но дальше наша литература смогла адаптироваться и вырастить на этой европейской почве свои собственные плоды высокоморальных идей.

Золотой век русской литературы

Центральной персоной поэзии Золотого века принято считать А. С. Пушкина, кроме него к великим поэтам этого периода так же относят М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, К. Н. Батюшкова, А.А. Бестужева, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и др.

К ярким представителям русской литературы 19 века относят А. С. Грибоедова, который презирал тщеславные и эгоистичные высшие социальные слои; М. Ю. Лермонтова, который наиболее ярко в своих произведениях акцентировал внимание на философских идеях, он был сторонником идей декабристов, отстаивал права и свободы простых людей, выступал с критикой в адрес императорской власти; А. П. Чехова, который в своих произведениях высмеивал пороки дворянского сословия.

Авторы и произведения золотого века русской литературы несмотря на все гонения смогли занять достойное место в мировом искусстве.

Серебряный век русской литературы

Серебряным веком русской литературы называют период с конца 19 и до начала 20 века, за который было написано больное количество прекрасных произведений. Истоками серебряный век уходит в золотой век русской литературы, так как именно отголоски идей Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Чехова видны в произведениях века серебряного.

Характерными особенностями этого периода являются мистицизм, кризис веры, духовности. В поэзии серебряного века сплелось многое: библейские сказания, мифология, влияние культуры Европы и русского народного творчества.

  • символизм (смысл направления заключается в негативной оценке прогрессивных идей, разочаровании в силе научного познания)
  • акмеизм (представители этого направления делали акцент на материальной стороне, на предметности тем и образов)
  • футуризм (основная идея – разрушение культурных стереотипов)
  • имажинизм (главное в данном направлении – образ, создание метафор, для представителей этого направления характерен эпатаж, анархические мотивы.

Русская литература советского периода

Советский период — это совершенно новый виток в развитии культуры России, само собой это нашло отражение и культуре вообще и в литературе в частности. Русская литература советского периода соединила в себе: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Основное литературное направление этого периода - социальный реализм, доминирующий жанр – роман. Советская литература пропагандирует образ человека как строителя нового мира. В это время формируется большое количество новых жанров и направлений. Яркими представителями литературы советского периода являются М. Горький, Н. Островский, М. Цветаева, В. Аксенов, М. Булгаков и др.

Русская литература до XVII века в своем развитии прошла два важных периода:

1. Долитературный: до X века, то есть до принятия христианства, на Руси не было письменной литературы. Сюжетные и лирические произведения существовали в устной форме и передавались из поколения в поколение. Литература на Руси возникла позднее – в 80-е годы X века, одновременно с принятием христианства (988 г.), когда появляется потребность переписывать и переводить богослужебные книги.

2. Период древнерусской литературы: с XI по XVII века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси.

Культурно-социальные предпосылки

возникновения древнерусской литературы

1. существование высокоразвитых форм устного народного творчества (УНТ);

2. образование раннефеодального государства. Древняя Русь не знала античной стадии культуры, так как миновала рабовладельческий строй. Непосредственно от общинно-патриархального строя восточные славяне перешли к феодализму;

3. развитие торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией (в связи с крещением Руси) и Болгарией (Болгария становится центром распространения славянской письменности);

4. трансформация народности великорусов в нацию (русские, русичи);

6. влияние греко-византийской культуры, полное приобщение к которой произошло после крещения Руси в 988 г.

Особенности поэтики древнерусской литературы:

· историзм :

· этикетность:

· абстрагирование (символизм):

· монументализм:

· ретроспективность:

Постоянная обращенность в прошлое, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее.

· анонимность:

Периодизация древнерусской литературы

Несомненно, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами развития народности и государства. Опираясь на исторический подход, мы можем выделить следующие периоды развития древнерусской литературы:

1. Литература Киевской Руси ( XI в. – 1-я пол. XII в.). Этот период характеризуется относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью двух главных культурных центров государства – Киева и Новгорода. Это период ученичества и перенятия культурно-религиозных традиций Византии и Болгарии. Интенсивно развивается древнерусская письменность. Древняя Русь знакомится с большим количеством памятников переводной, канонической, церковной, апокрифической, дидактической, исторической и повествовательной литературы. Зарождается и развивается оригинальная (непереводная) древнерусская литература.

Формируются важнейшие жанры:

· дидактическая и торжественная проповедь;

· историческая и воинская повесть;

· переводная литература (для нужд богослужения).

Главная тема – положение Руси в семье христианских народов. Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей своей страны, строитель храмов. Ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод – князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения вассала своему сюзерену.

NB : Повествование о добрых и злых деяниях князей опирались на свидетельства очевидцев, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Исторические повести и сказания не допускали вымысла.

3. Литература периода борьбы с иноземными захватчиками объединения северо-восточной Руси (сер. XIII – нач. XIV вв.).

Ярко отражена героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Монументально-исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.

5. Литература периода укрепления централизованного государства ( XVI XVII вв.). В XVI в. происходит процесс слияния областных литератур в одну общую. В литературе прослеживаются 2 тенденции:

* соблюдение канонов письменности, церковного обряда, бытового уклада;

* нарушение этих правил не только в публицистике, но и в агиографии, историческом повествовании.

Читайте также: