Литература средневековой руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

​Искусство словесности Древней Руси для современного человека настолько своеобразно и трудно для восприятия, что для полного его понимания требуется много знаний по истории и религии. А также понимание быта и особенностей культурных представлений людей того времени.

Появление первых книг

​Древнерусская литература зародилась в Средние века. Период ее становления исчисляется концом Х и началом ХI века.

​Первые книги были написаны на церковно-славянском языке и несли в себе повествование происходивших событий, а также церковные знания. Началом появления первых книг послужило принятие православия как религии Древнерусского государства. Оно пришло к нам из Византии через южные земли славян, в первую очередь через Болгарию. Люди приобщались к общеславянской и греческой письменности и культуре.

Основы литературы

​Восприятия мира, в основе которого Бог — Творец всего сущего, послужило главным мотивом церковно-славянских произведений. Все книги основывались на религиозных представлениях людей.

​Все повествования того времени полны высокого духовного начала. Всё внешнее уходит на задний план, а впереди остаются лишь душа человека, его воспитание, нравственность жизни и главные человеческие качества — скромность, милосердие и бескорыстие. Это сравнимо с иконой, где лик и глаза выделены ярче, отражая внутренний мир и душевный свет.

​Даже описания исторических событий — походов и битв князей за престол, сражений с печенегами и половцами — были наполнены проявлением воли Божьей.

Характер литературы

​Писатель того времени описывает события масштаба государственной величины, в его летописях участвуют князья, священнослужители высокого сана, бояре — там нет места обычным людям, с их мирскими делами и заботами. Причем описывая реальные исторические события, автор открыто выражает свою политическую и нравственную точку зрения.

Летописцы избегали всего случайного и непривычного, поэтому в книгах того времени так много цитат, что является свидетельством высокой культуры и образованности.

Литературные жанры

​Все жанры древнерусской литературы были тесно связаны с жизнью и областью деятельности человека. Для государства было важно иметь свою историю, запечатлённую на бумаге.

​Для отправления церковных служб и обрядов создавались богослужебные книги. Такие как Апостол и Часослов. Жизнь святых и князей была описана в жанре житие. ​Путешествия запечатлялись в хождениях, а подвиги ратных воинов — в повестях о них.

​Данная иерархия включала в себя следующие виды летописей:

  • эпические (сказание, повесть);
  • лирические (слово, поучение);
  • лиро-эпические (житие).

​В XVII веке появились стихотворные формы написания, сатира и драма. В это же время житие святых становится повестью бытового или мемуарно-биографического характера.

Периоды древнерусской литературы

​Около семи веков занял путь развития древнерусской литературы.

​Выделяют шесть периодов её развития.

​Первый период (XI – первая часть XII века)

Главное отличие этого периода — единство литературы. Его также характеризуют как период ученичества. Центрами Древней Руси являются Киев и Новгород.

Преобладающая тема в литературе — тема победы христианской религии над язычеством.

​Второй период (вторая треть XII – первая треть XIII века)

​Третий период (вторая треть XIII – конец XIV века)

Тяжелый период нашествий на Русь и борьбы с монголо-татарами. Все темы литературы основаны на героических подвигах и на вере в национальное возрождение.

​Четвёртый период (конец XIV – XV век)

Время создания Епифанием Премудрым жития святых, где отражается мысль формирования нравственного идеала. Возникает идея собирания земель, обоснованная подъемом национального самосознания.

​Пятый период (конец XV – XVI век)

​Шестой период (XVII век)

​В период формирования древнерусской литературы произошло слияние двух языков — старославянского и русского. Также через переводы византийских и южнославянских произведений, литература Древней Руси объединила лучшие их достижения и стала европейской.

​В итоге она представляла собой развитую систему, которая дала начало этапу развития литературы нового века — светской и художественной.

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Рукописность:- это литература - 11-17 вв. В этот период она была только рукописной литературой, до начала 18 века.

Особый тип историзма - в основе любого древнерусского произведеня лежит реальная история. Даеже фантсатический элемент воспринимался как реально существующий

Дидактичность, поучительность или совершенно определенная цель - зафиксировать историческое событие. Развлекательной функции, занимательной функции не было вообще!

Др.Р книжность не допускала художественного вымысла!

Была высокая книжность (Божественная, литургическая) и историческая.

Древнерусский текст создавался особым язкоз церковно славянского )древ-не болгарснокго и разговорного древнерусского. К 17 веку язык церковно славянский станоится языком церковных служб,

Древнерусская книжность на превый взгялд имеет яроко выраженную религиодность но это только на превый взгляд. (Лихачев) Школа Лихачева доказала, что древнерусская литература менее религиозна, чем западноевропейская) В тексте соединялось мировоззрение языческое и христианское. Двоеверие (двоемирие)

13-16 век Ренессанс (попытка вернуть язычество)

Древнерусская книжность формировалась в Новгороде, Владимире и Киеве. И в связи с этим тоже отличался. К 10 веку Древняя Русь называлась землей Гордорики (земля городов). Киевская и Новгородская Русь казалась загадочной страной. Иноземцы называли Русь страной дикарей.

Своеобразие древнерусской литературы. Проблемы периодизации.




ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

1. Литература XI - начала XII века. Это период становления литературы Киевской Руси и её относительного единства.

2. Литература XII - начала XIII века. Она отражает начавшийся процесс феодальной раздробленности и ознаменована усилением светского гуманистического начала.

3. Литература XIII - середины XIV века, периода монголо-татарского нашествия. Характеризуется развитием традиций домонгольской литературы.

5. Литература середины XV - первой половины XVI века. Её характерная особенность - возникновение элементов Возрождения.

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Рукописность:- это литература - 11-17 вв. В этот период она была только рукописной литературой, до начала 18 века.

Особый тип историзма - в основе любого древнерусского произведеня лежит реальная история. Даеже фантсатический элемент воспринимался как реально существующий

Дидактичность, поучительность или совершенно определенная цель - зафиксировать историческое событие. Развлекательной функции, занимательной функции не было вообще!

Др.Р книжность не допускала художественного вымысла!

Была высокая книжность (Божественная, литургическая) и историческая.

Древнерусский текст создавался особым язкоз церковно славянского )древ-не болгарснокго и разговорного древнерусского. К 17 веку язык церковно славянский станоится языком церковных служб,

Древнерусская книжность на превый взгялд имеет яроко выраженную религиодность но это только на превый взгляд. (Лихачев) Школа Лихачева доказала, что древнерусская литература менее религиозна, чем западноевропейская) В тексте соединялось мировоззрение языческое и христианское. Двоеверие (двоемирие)

13-16 век Ренессанс (попытка вернуть язычество)

Древнерусская книжность формировалась в Новгороде, Владимире и Киеве. И в связи с этим тоже отличался. К 10 веку Древняя Русь называлась землей Гордорики (земля городов). Киевская и Новгородская Русь казалась загадочной страной. Иноземцы называли Русь страной дикарей.

Своеобразие древнерусской литературы. Проблемы периодизации.

Иначе говоря, ни одно определение само по себе не способно передать величия жертвы, кото­рую принесли князья-мученики, а значит, надо найти таких опреде­лений как можно больше — вдруг, как станут говорить много позже, количе­ство перей­дет в качество и на пересечении множества смысловых полей все-таки про­явится отдаленно похожее на описываемый объект?

Закономерно спросить: как стремление говорить сложным языком о сложных материях сочеталось с одним из ключевых постулатов христианской веры — с убеждением в слабости и греховности человека? Как вообще слабый и греш­ный человек может писать о божественных истинах? Очевидное противоречие снималось за счет того, что сложные обороты и многоплановые образы древне­русской книжности редко когда были оригинальным изобретением местных сочинителей.

Затем сообщается, что Русь, хоть и была страной язычников, теперь тоже приобщилась к благодати христиан­ства. Это дает повод для нового ряда противопоставлений:

До нас дошли далеко не все произведения древнерусской словесности XI–XIII ве­ков. Книги сочиняли, переписывали, читали и хранили прежде всего в горо­дах, а города строились в основном из дерева, часто горели, и в пламени этих пожаров гибли библиотеки. Кроме того, крупные города и богатые мона­стыри были привлекательной целью для захватчиков — именно поэтому силь­ным ударом по словесности стало ордынское нашествие середины XIII века. Однако многое сохранилось, и не в последнюю очередь благодаря усердию следую­щих поколений. С точки зрения книжников XIV–XVII веков, сло­вес­ность до­монгольской поры, следовавшая византийским образцам, сама превратилась в освященный временем пример для подражания, а написанное великими пред­шественниками следовало хранить и распространять. И хотя оригиналы большинства произведений XI–XIII веков до нас не дошли, благо­даря копиям, сделанным с них в последующие столетия, современные иссле­дователи имеют весьма детальное представление о том, как начиналась древне­русская литера­тура.

​Искусство словесности Древней Руси для современного человека настолько своеобразно и трудно для восприятия, что для полного его понимания требуется много знаний по истории и религии. А также понимание быта и особенностей культурных представлений людей того времени.

Появление первых книг

​Древнерусская литература зародилась в Средние века. Период ее становления исчисляется концом Х и началом ХI века.

​Первые книги были написаны на церковно-славянском языке и несли в себе повествование происходивших событий, а также церковные знания. Началом появления первых книг послужило принятие православия как религии Древнерусского государства. Оно пришло к нам из Византии через южные земли славян, в первую очередь через Болгарию. Люди приобщались к общеславянской и греческой письменности и культуре.

Основы литературы

​Восприятия мира, в основе которого Бог — Творец всего сущего, послужило главным мотивом церковно-славянских произведений. Все книги основывались на религиозных представлениях людей.

​Все повествования того времени полны высокого духовного начала. Всё внешнее уходит на задний план, а впереди остаются лишь душа человека, его воспитание, нравственность жизни и главные человеческие качества — скромность, милосердие и бескорыстие. Это сравнимо с иконой, где лик и глаза выделены ярче, отражая внутренний мир и душевный свет.

​Даже описания исторических событий — походов и битв князей за престол, сражений с печенегами и половцами — были наполнены проявлением воли Божьей.

Характер литературы

​Писатель того времени описывает события масштаба государственной величины, в его летописях участвуют князья, священнослужители высокого сана, бояре — там нет места обычным людям, с их мирскими делами и заботами. Причем описывая реальные исторические события, автор открыто выражает свою политическую и нравственную точку зрения.

Летописцы избегали всего случайного и непривычного, поэтому в книгах того времени так много цитат, что является свидетельством высокой культуры и образованности.

Литературные жанры

​Все жанры древнерусской литературы были тесно связаны с жизнью и областью деятельности человека. Для государства было важно иметь свою историю, запечатлённую на бумаге.

​Для отправления церковных служб и обрядов создавались богослужебные книги. Такие как Апостол и Часослов. Жизнь святых и князей была описана в жанре житие. ​Путешествия запечатлялись в хождениях, а подвиги ратных воинов — в повестях о них.

​Данная иерархия включала в себя следующие виды летописей:

  • эпические (сказание, повесть);
  • лирические (слово, поучение);
  • лиро-эпические (житие).

​В XVII веке появились стихотворные формы написания, сатира и драма. В это же время житие святых становится повестью бытового или мемуарно-биографического характера.

Периоды древнерусской литературы

​Около семи веков занял путь развития древнерусской литературы.

​Выделяют шесть периодов её развития.

​Первый период (XI – первая часть XII века)

Главное отличие этого периода — единство литературы. Его также характеризуют как период ученичества. Центрами Древней Руси являются Киев и Новгород.

Преобладающая тема в литературе — тема победы христианской религии над язычеством.

​Второй период (вторая треть XII – первая треть XIII века)

​Третий период (вторая треть XIII – конец XIV века)

Тяжелый период нашествий на Русь и борьбы с монголо-татарами. Все темы литературы основаны на героических подвигах и на вере в национальное возрождение.

​Четвёртый период (конец XIV – XV век)

Время создания Епифанием Премудрым жития святых, где отражается мысль формирования нравственного идеала. Возникает идея собирания земель, обоснованная подъемом национального самосознания.

​Пятый период (конец XV – XVI век)

​Шестой период (XVII век)

​В период формирования древнерусской литературы произошло слияние двух языков — старославянского и русского. Также через переводы византийских и южнославянских произведений, литература Древней Руси объединила лучшие их достижения и стала европейской.

​В итоге она представляла собой развитую систему, которая дала начало этапу развития литературы нового века — светской и художественной.

Читайте также: