Психоаналитический подход в культурологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

психоаналитическая концепция культуры стремится установить новый, нетрадиционный подход к пониманию важнейшего феномена человеческого существования — культуры. Автором этой концепции является известный австрийский психиатр и философ З. Фрейд. Идеи Фрейда были продолжены интересными культурологическими идеями его ученика, швейцарского психиатра К.Г. Юнга, который развил идею о наличии в культуре бессознательных механизмов, общих для всех людей и возникающих в самом человеке.

В целом, суть психоаналитической концепции можно сформулировать как понимание культуры через человека, а точнее, через его психику. Вся культурная реальность может быть объяснена через внутреннюю душевную жизнь человека — его желания, стремления, потребности и в целом его способ существования.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, венский профессор психиатрии, основатель теории бессознательного и создатель психоанализа. Начав с представлений о бессознательном как особом уровне человеческой психики, Фрейд рассматривает весь процесс психического развития человека, возникновение и функционирование культуры, в целом противопоставление природного и культурно-социального начала в человеке.

Психоаналитическая концепция культуры - Функциональная теория культуры

Функциональная теория культуры

Логическим продолжением и дальнейшим развитием социологической школы в культурологии стал функционализм, который стал рассматривать культуру как целостную единицу, состоящую из элементов и частей. В этом случае каждый отдельный элемент не просто выполняет свою собственную роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать.

Малиновский рассматривал культуру как единое целое, как совокупность самых разнообразных проявлений человеческой деятельности в сфере материального и духовного производства. Согласно этому подходу, в основе культуры лежат различные биологические потребности. Культура, по мнению Малиновского, возникает в ответ на основные биологические потребности человека — в пище, одежде, крове, деторождении. Удовлетворяя эти потребности, человек добывает пищу, топливо, строит дома, шьет одежду и т.д. В процессе работы он преобразует окружающий мир и создает культуру. Для него общество — это биологический организм особого рода, естественная адаптивная система, в которой согласованы условия существования самого общества и потребности его членов. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Таким образом, для Малиновского культура — это материальная и духовная система, с помощью которой человек обеспечивает свое существование и решает свои проблемы.

Помимо основных (первичных) потребностей, Малиновский выделял вторичные (производные) потребности, которые порождаются не природой, а культурной средой. Он называет такие потребности социальными императивами. Это потребности в экономическом обмене, социальном контроле, системе образования и т.д. Результат удовлетворения этих потребностей также является частью культуры.

Средство удовлетворения базовых и производных потребностей — культура — представляет собой системное целое, состоящее из единиц, которые Малиновский называет институтами. Каждый институт — это набор способов и средств удовлетворения тех или иных потребностей. Вместе эти институты образуют структуру культуры. Таким образом, по мнению Малиновского, современная цивилизация предстает как сложная органическая система социальных институтов, то есть исторически сложившихся форм организации и регулирования социальной жизни, каждая из которых выполняет определенную функцию в удовлетворении первичных и вторичных потребностей людей. Одной из основных функций культуры является закрепление, развитие и передача потомкам вторичных потребностей, которые в совокупности составляют социальный опыт.

Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры

Основные идеи, которые Фрейд обсуждает в этой работе, можно кратко сформулировать следующим образом: Родство — это не биологический, а культурный феномен. Культура понимается здесь как обуздание своих эмоций, коллективная разработка стратегий для работы с самыми сильными эмоциональными привязанностями и влечениями, требующими немедленного удовлетворения. Именно эти переживания являются источником внутреннего конфликта и приводят к первому осложнению душевной жизни — возникновению амбивалентности чувств, то есть ситуации, в которой и нежность, и враждебность одновременно определяют восприятие близкого человека. Нежность является прямым выражением любви и привязанности, в то время как враждебность выражает страх зависимости от любимого объекта, его непредсказуемости или возможной потери, и в конечном итоге страх перед собственными чувствами. Но из-за психологических защитных механизмов (отрицания) этот страх не может быть признан собственным чувством, поэтому он переносится (проецируется) на сам объект любви и проявляется как его определенные (пугающие) характеристики. Основным инструментом защиты от таких воображаемых объектов является институт табу — немотивированных и необсуждаемых запретов, которые должны неукоснительно соблюдаться. Фрейд характеризовал этот феномен архаических культур как механизм, подобный неврозу навязчивых состояний, при котором повседневная жизнь человека тщательно ритуализируется и наполняется множеством субъективных, даже абсурдных запретов, чтобы защититься от своих противоречивых чувств.

Следует отметить, что именно идеи Фрейда положили начало антропологическому проекту Клода Леви-Стросса, а также социологическим теориям Жоржа Батая. В рамках этих концепций представление Фрейда о коммуникативном и культурном характере эротических связей и родственных отношений было существенно дополнено. Так, К. Леви-Стросс указывал, что элементарная структура родства не совпадает с нуклеарной семьей (мужчина, женщина, ребенок), но всегда включает четвертую фигуру (в модели Леви-Стросса — брат женщины).

Значение культуры в жизни индивида

Обобщая концепцию Фрейда о человеке и значении культуры в жизни индивида, можно сказать, что долгая жизнь в обществе способствовала тому, что потребность удовлетворять природные инстинкты и одновременно требования общества стала у человека своего рода инстинктом. Став обязательными благодаря практике и наследственности на протяжении тысячелетий, культурные требования глубоко укоренились в психике человека. Без общества человек немыслим; он обладает инстинктами не только как сексуальный, но и как культурный человек.

Карл Густав Юнг был швейцарским психиатром (1875-1961), известным учеником Зи. Фрейд. Юнг предпринимает критическое переосмысление идей Фрейда о психоанализе, к которому его привела собственная клиническая практика. При лечении шизофрении Юнг сталкивался с такими случаями расщепления человеческой психики, которые не могли быть объяснены исключительно детским сексуальным опытом индивида и, следовательно, не соответствовали представлениям Фрейда о сексуальной детерминации человеческого поведения. Юнг, утверждая, что теория сексуальности чрезвычайно важна, тем не менее, отрицал, что она является единственным выражением психической целостности личности, и приводил многочисленные примеры неврозов, в которых проблема сексуальности играла лишь незначительную роль. Другие факторы — например, проблема социальной адаптации, давление трагических жизненных обстоятельств, соображения престижа и т.д. — стоял на переднем плане.

Юнговская концепция бессознательного значительно отличается от интерпретации Фрейда. Она также характеризует все психические процессы, которые либо бессознательны, т.е. не являются объектом сознания, либо воспринимаются сознанием как подавленные. Однако содержание бессознательного заметно различается в интерпретациях Юнга и Фрейда.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

В начале XX века продолжением психологического направления в изучении культуры стала психоаналитическая концепция культуры. Эта концепция испытывала и рассвет, и относительный упадок, однако до сих пор распространена в качестве эффективного теоретического инструмента объяснения культуры в целом и самого широкого спектра её проявлений.

Ёе влияние обнаруживается в содержании многих других направлений современного социально-культурологического знания.

Более того, психоаналитические сюжеты стали характерными для современной постмодернистской культуры, они широко используются в художественной литературе, живописи, кинематографе.

К основоположникам психоаналитического исследования культуры относят, прежде всего, З. Фрейда (1856 – 1939). Именно в его работах сформулированы важнейшие методологические подходы, отличающие это направление исследования культуры от других культурно-антропологических концепций.

Теория культуру развитая самим Фрейдом и его научной школы, оказало существенное воздействие на всю духовную атмосферу Европы, привела к изменению методологических принципов гуманитарных наук, философии, нашла выражение в искусстве. Культурологическая концепция Фрейда неразрывно связана с его психологическими концепциями, которые выступают в качестве её методологического основания.

В XIX веке психологи исследовали преимущественно изолированные явления. Фрейд в своих работах стремится выявить специфику целых комплексов психологических явлений. Стимулом для разработки особой психологической концепции Фрейда послужили опыты Ж. Шарко и Берхейма по гипнотическому лечению неврозов и наблюдению венского врача Йозефа Брейера. С именами этих учёных связано психиатрическое изучение бессознательного.

Исследователи выделяют известную ограниченность культурологической концепции Фрейда. Прежде всего, недопустимо сводить все многообразие культуры к психологическим особенностям индивида, в первую очередь, патологическим.

Венгерский психоаналитик и антрополог Геза Рохейм ( 1891-1953) . Он применял принципы психоанализа, разработанные Фрейдом, к обобщению и объяснению конкретного этнографического и культурологического материала.

Стремясь объяснить специфику мифологии аборигенов, особенности их ритуалов, Рохейм в качестве основного объяснительного принципа использует фрейдистскую теорию о великом доисторическом конфликте отцов и сыновей. Теоретическая концепция Г. Рохейма представляет собой пример тотального психоанализа культуры.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

· Существуют три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное.

· Культура ограничивает антисоциальные влечения людей и предоставляет вытесненным влечениям некоторые выходы на основе сублимации.

· Все основные механизмы – средства компенсации человеческой ущербности, результат отказа человека от удовлетворения природных влечений.

· Для объяснения происхождения культуры используется биологический закон: индивидуальное развитие организма повторяет главные этапы развития всего вида.

К.Юнг (1876 – 1961). Главное расхождение между обоими учёными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем сексуальную энергию, а Юнг творческую жизненную энергию, которая может способствовать личностному росту индивидуума. Подлинной задачей культуры, по мнению Юнга, является индивидуация, т.е. определённое уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.

Таким образом, аналитическая концепция культуры К. Юнга является оригинальной теорией культур, не во всём принятой сторонниками ортодоксальной науки. Во многом она служит поиском универсального смысла истории во взаимодействии культур. Вопросы для самоконтроля

1. Каковы отличия в психоанализе культуры З.Фрейда и К. Юнга?

2. Что нового внёс психоанализ в познание культур? Литература

1. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К. Юнга // Архетип и символ. М., 1991

2. К. Юнг Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995 г.

3. Культура: теории и проблемы. М., 1995 г.

4. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. Учебное пособие для вузов. М., 2003 г.

5. Новая философская энциклопедия: В 4-х томах /Институт философии РАН, т. 1.

совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психол. обусловленность культурного творчества. При всем многообразии подходов для П.к. в целом характерна ориентация на усвоение и переосмысление психоаналитич. парадигмы Фрейда — установки на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей.

П.к. исходит из идеи существования единого в смысловом содержании психич. пространства, протянувшегося от первичных психич. реакций древнейшего человека до совр. состояний духовной жизни каждого индивида. Основанием этой идеи является психоаналитич. принцип тождества онто- и филогенеза. Согласно П.к., данное тождество отчетливо проявляется в сходстве смыслов и образов древних мифов, сказок, содержания инфантильных фантазий, снов, невротич. бреда и плодов худож. воображения. В каждом неординарном фрагменте культурного мира человека П.к. видит следы бессознательного, особенно властно заявляющего о себе своими типичными превращенными формами — многозначными универсальными символами, загадочными образами сновидений, навязчивыми сюжетами, раскрывающими запретные для культуры темы.

Осн. психич. детерминанты, определяющие, согласно П.к., культурную жизнь индивида и человечества, были установлены Фрейдом в к. 90-х гг. 19 в., когда он, опираясь на наблюдения детской сексуальности и данные самоанализа, обнаружил инфантильные переживания, названные им отцовским комплексом. Ядро этих переживаний в свете его интерпретации оказалось содержательно близким духовному строю мифа об Эдипе (отсюда иное название отцовского комплекса — Эдипов комплекс) и потаенным смыслам многих других феноменов культуры, что позволило Фрейду возвести Эдипов комплекс в ранг универсальной культурно-психол. константы духовной жизни человечества. Значение Эдипова комплекса, по Фрейду, столь велико потому, что в нем впервые самым впечатляющим образом через влечение ребенка к матери и вражду к отцу как сексуальному сопернику проявляется могучая энергия либидо — полового инстинкта, детские формы к-рого, не получив из-за своей асоциальности прямого осуществления, вытесняются в бессознат. область психики и настойчиво будоражат взрослого человека своим инфантильным содержанием, выступающим, как правило, в символич. облачении. Средством плодотворного разрешения запретных, но неустранимых побуждений либидо и общепринятых норм становится сублимация — процесс подмены запретных целей сексуальной страсти целями более “высокими” и несексуальными, на достижение к-рых расходуется энергия либидо. Сублимация запретных импульсов либидо есть, по Фрейду, источник и тайна культурного творчества. Концепция Фрейда, редуцирующая содержание и мотивацию культурной активности к первичным структурам психики и их эволюции, является для П.к. основополагающей, и даже очень серьезные модификации не отменяют ее гл. схемы. Тема взаимоотношений личности и культурной среды раскрывается П.к. в романтич. ключе противостояния индивида, обуреваемого могучими инстинктами, и культуры, накладывающей на проявление индивидуальных стихийных порывов груз запретов. Поэтому, согласно П.к., прогресс культуры не делает человека “счастливее”, но в возрастающей мере “невротизирует” личность.

Влияние П.к. распространяется не только на область совр. методологии гуманитарных наук, но и — через установление высокой ценности снов, грез, интуитивных актов, свободных ассоциаций — на сферу худож. творчества.

Лит.: Roheim G. The Origin and Function of Culture. N.Y., 1943; Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и совр. зап. философия. М., 1990; Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991; Он же. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Он же. Либидо. М., 1996; Фромм Э. Душа человека. М., 1992; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Мелетинский Е.М. О лит. архетипах. М., 1994.

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

☼ совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психол. обусловленность культурного творчества. При всем многообразии подходов для П.к. в целом характерна ориентация на усвоение и переосмысление психоаналитич. парадигмы Фрейда — установки на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей.

П.к. исходит из идеи существования единого в смысловом содержании психич. пространства, протянувшегося от первичных психич. реакций древнейшего человека до совр. состояний духовной жизни каждого индивида. Основанием этой идеи является психоаналитич. принцип тождества онто- и филогенеза. Согласно П.к., данное тождество отчетливо проявляется в сходстве смыслов и образов древних мифов, сказок, содержания инфантильных фантазий, снов, невротич. бреда и плодов худож. воображения. В каждом неординарном фрагменте культурного мира человека П.к. видит следы бессознательного, особенно властно заявляющего о себе своими типичными превращенными формами — многозначными универсальными Символами, загадочными образами сновидений, навязчивыми сюжетами, раскрывающими запретные для культуры темы.

Осн. психич. детерминанты, определяющие, согласно П.к., культурную жизнь индивида и человечества, были установлены Фрейдом в к. 90-х гг. 19 в., когда он, опираясь на наблюдения детской сексуальности и данные самоанализа, обнаружил инфантильные переживания, названные им отцовским комплексом. Ядро этих переживаний в свете его интерпретации оказалось содержательно близким духовному строю мифа об Эдипе (отсюда иное название отцовского комплекса — Эдипов комплекс) и потаенным смыслам многих других феноменов культуры, что позволило Фрейду возвести Эдипов комплекс в ранг универсальной культурно-психол. константы духовной жизни человечества. Значение Эдипова комплекса, по Фрейду, столь велико потому, что в нем впервые самым впечатляющим образом через влечение ребенка к матери и вражду к отцу как сексуальному сопернику проявляется могучая энергия либидо — полового инстинкта, детские формы к-рого, не получив из-за своей асоциальности прямого осуществления, вытесняются в бессознат. область психики и настойчиво будоражат взрослого человека своим инфантильным содержанием, выступающим, как правило, в символич. облачении. Средством плодотворного разрешения запретных, но неустранимых побуждений либидо и общепринятых норм становится сублимация — процесс подмены запретных целей сексуальной страсти целями более “высокими” и несексуальными, на достижение к-рых расходуется энергия либидо. Сублимация запретных импульсов либидо есть, по Фрейду, источник и тайна культурного творчества. Концепция Фрейда, редуцирующая содержание и мотивацию культурной активности к первичным структурам психики и их эволюции, является для П.к. основополагающей, и даже очень серьезные модификации не отменяют ее гл. схемы. Тема взаимоотношений личности и культурной среды раскрывается П.к. в романтич. ключе противостояния индивида, обуреваемого могучими инстинктами, и культуры, накладывающей на проявление индивидуальных стихийных порывов груз запретов. Поэтому, согласно П.к., прогресс культуры не делает человека “счастливее”, но в возрастающей мере “невротизирует” личность.

Влияние П.к. распространяется не только на область совр. методологии гуманитарных наук, но и — через установление высокой ценности снов, грез, интуитивных актов, свободных ассоциаций — на сферу худож. творчества.

Лит.: Roheim G. The Origin and Function of Culture. N.Y., 1943; Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и совр. зап. философия. М., 1990; Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991; Он же. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Он же. Либидо. М., 1996; Фромм Э. Душа человека. М., 1992; Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Мелетинский Е.М. О лит. архетипах. М., 1994.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

Психоаналитическая концепция культуры – это учение о культуре, сформировавшееся в ходе развития психоанализа как вида медицинской практики и психологической теории.

В работах З. Фрейда и его оппонента и критика Г. Юнга содержатся базовые положения психоанализа. Надо сказать, что изначально З. Фрейд позиционировал психоанализ как оригинальную психиатрическую практику и теорию лечения расстройств нервной системы. Постепенно от анализа индивидуального поведения Фрейд повернул к социальному и психоанализ стал приобретать черты учения. В рамках этого учения ставились и решались проблемы, как глубинной психологии, так и философии человека и культуры.

Базой психоанализа является гипотеза о том, что невроз является следствием невозможности удовлетворить какие-либо скрытые желания, связанные с сексуальной областью, появившиеся в период раннего детства. Свой вывод Фрейд сделал на основании анализа свободных ассоциаций, ошибочных действий и сновидений, причем не только своих собственных, но и пациентов с диагнозом психического нарушения здоровья.

Его вывод говорит о том, что в структуре психики человека феномен неврозов свидетельствует о наличии неконтролируемого сознанием отдельного психического, которое он назвал бессознательное.

Готовые работы на аналогичную тему

Третий горизонт, воспринятый индивидуальной психикой – это комплекс норм, правил поведения, запретов, которые задаются семьей, социальной средой, культурной и религиозной традициями. При взаимодействии трех горизонтов психики, считает Фрейд, Сверх-Я ориентируясь на систему этических ценностей, ступает в конфликт с бессознательными побуждениями человека, подавляет их и контролирует сферу Оно.

Его работа направлена на сексуальные желания, и Фрейд оценивает их в провокационно-положительном ключе. Это врожденный в человеке заряд психической энергии – либидо, витальная жизнеутверждающая сила, которая движет человеком. Противоположностью инстинкту жизни является инстинкт к саморазрушению – танатос (смерть). Оба инстинкта в психике человека переплетаются.

В теории культуры Фрейда есть ещё один аспект, связанный с мифическим учением о врожденном чувстве вины, которая мешает человеку быть счастливым. По его мнению, культура генерирует это чувство в человеке. Корни этого чувства кроются в убийстве вождя племени, который распоряжался всеми женщинами первобытного коллектива. Это чувство вины Фрейд назвал Эдиповым комплексом.

Фрейд, таким образом, культуру трактует как систему запретов, порождающую неврозы и мешающую человеку реализовать свои естественные потребности.

Культура – программа очеловечения человека

Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма.

Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род.

Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.

В совей культурологической концепции Фрейд применил учение о бессознательном, выделив три сферы в психике человека.

Кроме бессознательного он выделял ещё сознание и предсознательное.

Бессознательные желания и идеи, вытесненные из сознания он сосредоточил в бессознательном – оно иррационально и вневременно.

Между сознанием и бессознательным находится предсознательное. Если предсознательное – это память и мышление, то сознание, управляющее поведением – это воспроизведение внешнего мира. Для того, чтобы желания бессознательного осуществились, тем более, что они стремятся к разрядке в виде какого-то действия, им надо сначала попасть в сознание, а это возможно только через предсознательное.

Предсознательное производит цензуру желаний бессознательного.

Фрейд считает, что для психической деятельности бессознательного главным является принцип удовольствия, а для предсознательного – принцип реальности.

Концепция Фрейда, таким образом, явилась основой осмысления им явлений культуры. Она базируется на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует благодаря сублимированной энергии либидо, сексуального инстинкта, развившегося в психическую энергию.

Прогресс культуры, по мнению Фрейда, уменьшает счастье человека и усиливает чувство вины в результате ограничения осуществляемых природных желаний.

Фрейд считает, что культура репрессивна и давит на человека, требуя от него жертв относительно естественных желаний.

Аналитическая концепция культуры К. Г. Юнга

Юнг внес более значительный вклад в изучение культуры в сравнении с другими её психоаналитиками. Юнг занимался анализом особенностей западной и восточной культур, парапсихологическими феноменами, логическими и интуитивными формами познания, психологическими типами мышления. По его мнению, невротическое состояние в какой-то степени является продуктивным, бессознательное имеет способность дополнять сознание и плодотворно с ним сотрудничать.

Крупнейшие произведения искусства рождаются с действием мощных сил, которые дремлют в коллективном бессознательном и проявляют себя через творчество художника. Юнг считает, что на художественное творчество большое влияние оказывает бессознательное начало. Проникновение художника в коллективное бессознательное является важным условием продуктивности художественного творчества.

Приоритет логическому мышлению отдавала западная культурная традиция и решающую роль Юнг отводит схоластике – феномену культуры средневековой Европы, которая подготовила категориальный аппарат науки. Что касается логического мышления в традиционных обществах, то оно развито слабее.

В странах Востока мышление осуществляется в виде потока образов, а не в словесных рассуждениях. Для современной индустриальной культуры интуитивное мышление непродуктивно, но является незаменимым для мифологии и религии.

Аналитическая концепция культуры Юнга, таким образом, является оригинальной теорией культур, которая не во всем была принята сторонниками ортодоксальной науки. Концепция Юнга во многом служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур.

Читайте также: