Литература при александре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общие условия развития русской культуры. К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.

Катализатором, усилившим свободолюбивые настроения стала Отечественная война 1812 г. Разгром Наполеона воспринимался как общая национальная победа. По воспоминаниям современников, появилось ощущение независимости и силы. Крестьяне, вынесшие на своих плечах основные тяготы войны, крестьяне – победители, побывавшие за границей, увидевшие совсем иную жизнь, вернулись к тому же бесправному состоянию. Они справедливо ожидали перемен, ждали волю.

Александр I пообещал реформы, но они постоянно откладывались, что стало основной причиной выступления декабристов на Сенатской площади. Иллюзии на скорые перемены начали рассеиваться, но их ожидание остается главным в настроениях российского общества, порождает массу споров о будущем России, раскалывает мыслящую интеллигенцию – одни ей предрекают западный путь развития, другие спасение видят в возрождении национальных традиций. В сконцентрированном виде эти идеи получили воплощение в двух течениях – западников и славянофилов.

Таким образом, в России первой половины Х I Х в. столкнулись две непримиримые тенденции – стремление к реформам, свободе, с одной стороны, и не только не желание, но и паническая боязнь каких либо перемен, с другой. Эта противоречивость нашла отражение во всех областях культурной жизни страны.

Образование и просвещение . В конце XVIII – первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система образования. Высшее обра ­ зование было доступно фактически только привилегированным сословиям. В 1827 г., по распоряжению Ни­колая I , был категорически закрыт доступ крепостным в средни е и высшие учебные заведе н ия. Студе нт ы на 60–70% являлись дворянами.

Однако, экономические потребности страны вынуждали прави те льство постепенно увеличивать число учебных заведений. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I особо покровительствовал инженерно-техниче­скому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское тех­ническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений, по-прежнему, играли университеты. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом (здесь учились А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин) и Демидовский в Ярославле.

В 1814 г. в Петербурге начала работать публичная биб­лиотека. В дальнейшем библиотеки появляются во многих про­винциальных городах. Начали открываться общедоступные музеи, в том числе и богатейшие коллекции Эрмитажа. В Петербурге на основе собраний графа Н.П. Румянцева был создан Румянцевский музей, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических материалов. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне – Российская государственная библиотека). Примечательно, что более быстрыми темпами музейное дело развивалось в провинциальных городах.

Однако этот труд вызвал немало негативных откликов. В эпиграмме, автором которой, возможно, являлся Пушкин, говорилось:

Доказывают нам бе з всякого пристрастья

И прелести кнута.

С критикой идей Карамзина выступили Н. Муравьев и другие декабристы.

Замечательные достижения п р инадлежали России в области естественных наук. Астрономической столицей мира, по отзыву иностранных ученых, становится открытая в 1839 г. Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я. Струве . Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Гениальный скачок в будущее математики совершил разработкой неевклидовой геометрии профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский. Не отставала Россия и в области химии и биологии. Н.Н. Зинин впервые получил анилиновую краску из бензола, до открытия это красящее вещество добывали из индиго, растущего в южных странах.

В области физики важные открытия сделали В.В. Петров (исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов), Б.С. Якоби (провел исследования в области создания электрических машин, телеграфа, электро­химии, открыл метод гальванопластики) и Э.X. Ленц (изучил превращение тепловой энергии в электрическую).

Среди технических достижений России следует отметить пер­вый в мире электромагнитный телеграф, разработанный с 1832 г. Шиллингом, а также спущенный в 1839 г. на Неву первый в мире электроход, созданный Б.С. Якоби. Чуть раньше появилась и первая русская железная дорога, построенная крепостными механиками отцом и сыном Чере­пановыми в 1834 г. на одном из уральских заводов. В 1837 г. Петербург был соединен с летней резиденцией царя – Царским Ceлoм железнодорожной линией в 25 км.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г.И. Невельского.

Очень важно, что в первой половине века формируется русский литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Успехи русского балетного театра были связаны во многом с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. Среди русских танцовщиц следует назвать Истомину.

Благородную задачу распространения классической музыки взяло на себя столичное Филармоническое общество. Благодаря его инициативе петербургские ценители музыки могли слушать произведения Гайдна, Моцарта, Баха. Впервые прозвучали в Петербурге некоторые партитуры Бетховена. Громадным успехом пользовались в русской столице композиторы Ф. Лист и Г. Берлиоз.

Вступая на престол, император Александр I объявил, что он будет следовать по стопам своей великой бабки, Екатерины II. Действительно: царствование Александра во многих отношениях представляется продолжением царствования Екатерины, с разными, конечно, изменениями, которые всегда неизбежно приносит с собою прогрессивное движение времени. При Александре созрели и принесли плоды те семена, которые были посеяны при Екатерине. Те же высокие цели и стремления к образованию народа и водворению в России правды и гуманности, которые преследовала во всех своих учреждениях Екатерина, были главными и руководительными идеями и целями при всех реформах Александра. Усвоение просветительных идей философии и литературы XVIII в., задержанное в последние годы царствования Екатерины и при имп. Павле, при Александре продолжалось с новою силою. В литературе на смену уже устаревшего ложноклассического направления развилось новое сантиментальное направление; но в тоже время еще продолжали существовать, хотя в измененном виде, и прежние направления – эпциклопедистическое – с классическим стилем и характером, мистико-масонское и народно-русское.

Просвещение народа, содействие успехам науки, искусств и литературы были главными предметами забот и попечений импер. Екатерины; тоже самое мы встречаем и в деятельности импер. Александра, с первых дней его царствования. Еще при Екатерине несколько раз поднимался вопрос об открытии университетов: об этом рассуждали в Комиссии Уложения, об этом Екатерина рассуждала с Дидро, который, как выше указано, начертал для нее и план университетов; в Комиссии народных училищ Завадовским был составлен план, в котором предположено было открыть три университета – в Пскове, Чернигове и Пензе. Но университетам суждено было явиться только в царствование Александра; в самом начале царствования, с учреждением министерства народного просвещения, были открыты университеты в Казани, Харькове, позднее в Петербурге; преобразованы были университеты московский, виленский и дерптский; основано несколько лицеев: Демидовский в Ярославле, царскосельский, одесский, нежинский; по всей России предположено было открыть гимназии, уездные училища и приходские школы; составлены новые уставы для Академии Наук и Академии Художеств; возвращены средства к существованию Российской Академии, которые были отняты у нее Павлом I 2 .

Учреждая повсюду высшие и низшие училища, импер. Александр постоянно покровительствовал всем ученым и писателям, поощрял их ученую и литературную деятельность, награждая их труды, помогая им издавать их сочинения и даже некоторых приближал к себе и пользовался их советами. Карамзин, первый и лучший писатель александровской эпохи, был самым приближенным человеком и истым другом импер. Александра.

Инициатива просветительной деятельности выходила от самого государя, самая же деятельность сосредоточивалась главным образом в высшем аристократическом обществе. Кроме ближайшего к государю кружка, который составляли несколько известных лиц: Строганов, Новосильцев, Кочубей и Чарторыжский, и в котором зачинались и приводились в исполнение планы всех реформ, ознаменовавших начало царствования, известно много других лиц, которые были также передовыми и знаменитыми деятелями в области просвещения, как-то: Завадовский, первый министр народного просвещения, М. Н. Муравьев, попечитель Московского университета, Мордвинов, Воронцов, Северин-Потоцкий, Каразин, основатель Харьковского университета, граф С. П. Румянцев; известно несколько домов или целых семейств, которые были центрами, притягивавшими к себе всех образованных людей, в которых наука, искусство и литература находили для себя постоянный теплый приют и всегдашнее покровительство. Таковы были семейства Тургеневых, Муравьевых и Олениных.

И. П. Тургенев (1752–1807) принадлежал к масонскому обществу и был одним из деятельнейших членов Новиковского кружка. Его имя прежде всего упоминается в биографии Карамзина, которого он увез из рассеянного светского общества в Симбирске в Москву, убедил заняться литературой и ввел его в общество Новикова. Состоя несколько лет директором Московского университета (1797–1803), он воспитал множество полезных деятелей, которые всю жизнь почитали его как родного отца. У И. П. Тургенева было четыре сына, из коих особенную известность приобрел, как меценат наук и искусств, Александр Иванович Тургенев (род. 1784). Вместе с братом своим Андреем Ивановичем он воспитывался в Геттингенском университете, получил обширное образование и долго путешествовал по Европе, для собирания материалов по истории России в иностранных архивах и библиотеках. Во время своей службы в разных должностях (он служил при статс-секретаре Новосильцеве и в комиссии по составлению законов, был членом и секретарем Библейского общества, а также был членом общества арзамасского), он находился в самых тесных сношениях почти со всеми лучшими писателями первой половины XIX в. и всем им оказывал помощь. Карамзину он помогал при собирании источников для Истории государства российского; Жуковский был много обязан ему в упрочении своего внешнего положения. Участием и покровительством Тургенева пользовались Батюшков, Воейков, Козлов, Милонов и А. С. Пушкин, которого он определил в Царско-сельский лицей и которого потом похоронил в Святогорском монастыре. В близких отношениях к Тургеневу находился еще П. А. Плетнев, который высоко ценил его заслуги по собиранию материалов для истории России.

Не все, конечно, образованные люди конца XVIII и начала XIX в. доходили до таких крайностей космополитизма, но все более или менее были напитаны им, особенно богатые и знатные. Они владели иногда обширными сведениями по разным предметам науки и литературы, но из этих сведений не делали никаких употреблений и приложений не только вообще для России, но и для своей жизни. Они иногда гораздо лучше знали, что было и что делается в Италии, чем в России и даже в их собственных имениях. Замечательный тип таких людей представляет сенатор и библиофил граф Димитрий Петрович Бутурлин (1763–1829), у которого была огромная библиотека и музеум, сгоревшие в 1812 г. Он не выезжал из России, и знал твердо разнообразные местные наречия итальянского языка и французского народонаселения, знал наизусть до малейших подробностей топографию Рима, Неаполя, Парижа. Он удивлял иностранцев своим энциклопедическим всеведением; слушая его, они думали, что он много времени прожил в той или другой местности и едва верили, когда граф признавался им, что еще не выезжал из России 13 .

Па смену ложно-классического направления явилось новое, сантиментальное. В европейских литературах оно было протестом против искусственности и сухости классической школы, против искусственности и испорченности жизни в высших сословиях, протестом природы против неправильно развившейся цивилизации. Впрочем аналогичные явления сказавшемуся в сантиментальном направлении были известны и в древнем мире. Известно, что в Греции, в эпоху александрийскую, когда слишком усилилась роскошь и нравы испортились, явилось желание возвратиться к природе и простой жизни; развилась идиллическая поэзия, Феокрит и его школа начали рисовать сцены из жизни простых людей, пастухов, земледельцев, рыбаков и пр. Подобным образом и в Риме, в эпоху Августа, когда римская аристократия, пресыщенная богатою и роскошною жизнию и ее удовольствиями, томилась от скуки и пресыщения и не знала, что с собою делать, энтузиаст полей и лесов, Виргилий погнал всех римских богачей из города в деревню, на свежий воздух природы, рисуя в своих эклогах и Георгинах разные виды сельского хозяйства и прелести деревенской жизни. Тоже самое повторилось и в Европе во второй половине XVIII в., когда в среде искусственной жизни, как в душной комнате, человек задыхался от множества накопившихся в ней миазмов цивилизации, явилась потребности освежиться чистым воздухом природы и жизни простых людей; явилось обожание природы, мечты о небывалом золотом веке; развилась пастушеская поэзия; явился Руссо с своими пламенными речами против цивилизации. С другой стороны, сантиментальное направление было протестом против односторонности науки и философии энциклопедистов. Философия энциклопедистов заботилась только о развитии ума, обогащая его разными сведениями по разным наукам, но нисколько не старалась о развитии чувства, о воспитании нравственного. характера; выходили люди с образованием, люди знающие, но без сердца, без нравственного чувства. Сантиментальная литература, напротив, все внимание обращала на развитие чувства, развивала чувство гуманности, гуманные отношения ко всем людям, воспитывала в человеке нравственный характер. Но имея такой чистый источник и такие чистые побуждения и намерения, сантиментальное направление само явилось на практике односторонним: преследуя интересы чувства и нравственности, оно совершенно игнорировало интересы ума и образования, и естественно скоро выродилось. Чувство превратилось в ложную чувствительность, не управляемую и не просвещаемую здравым рассудком. Истинная чувствительность обращается к таким предметам, которые достойны сочувствия, выражается в таких чувствах и ощущениях, которые важны и интересны для всех людей; ложная чувствительность обратилась к мелочам, не стоющим никакого внимания; развилась наклонность казаться нежным, добрым и чувствительным, совершенно не имея этих качеств, наклонность рисоваться своим чувством, все преувеличивать, воздыхать или восторгаться по каждому ничтожному случаю.

Карамзин является центральною лпчностию в александровскую эпоху. Всех писателей этой эпохи можно разделить на две стороны; на одной стороне стоял Карамзин и его последователи и защитники его направления; на другой стороне, с Шишковым во главе – противники Карамзина и защитники прежнего направления. Борьба между этими двумя направлениями наполняет собою всю эту эпоху, составляя главное ее содержание, главный ее интерес. Начавшись спором о старом и новом слоге в литературе, возбужденном первыми сочинениями Карамзина, она, вследствие социально-политических обстоятельств, вскоре осложняется, от слога и языка переходит на самое содержание литературы и из области литературной переходит па почву общественную, поднимая множество разных вопросов, которые наконец все сливаются в один коренной вопрос об отношении русской народности к европейской культуре, вопрос, зародившийся вместе с реформой Петра, но до сих пор не решенный и составляющий больное место в русской жизни и литературе.

О характере образования при Александре I смотр.; Материалы для истории образования в России в царствование импер. Александра I. Журн. Мин. Нар. Пр. 1865–1866.–Речь на столетнем юбилее импер. Александра I, академика М. И. Сухомлинова (Спб. 1877-Зап. Ими. Ак. Н. т. XXXI). – Очерк личности я деятельности Карамзина, академика Я. К. Грота (Сборн. 2-го Отд. Ак. Н. т. I. – Общественное движение при Александре I, А. Н. Пыпина. Изд. 2-е, 1885. – Сочинения К. Н. Батюшкова со статьею о жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова, написанною Л. Н. Майковым, и примечаниями, составленными им же и В. И. Саитовым, т. I–III Спб. 1887. – Сочинения и переписка П. А. Плетнева, изд. Я. К. Гротом, ч. 1 – 3. Спб. 1885. – Полное собрание сочинений П. А. Вяземского, изд. гр. Шереметевым. Спб. 1879, т. I–XI.

Известно, что имп. Павел I, вскоре по вступлении своем на престол, президента Российской Академии, княгиню Дашкову, сослал в ссылку и лишил Академию денежных средств, а вслед за тем и помещения ее, передав принадлежавшие ей дома в другое ведомство; Академии предоставлялось содержаться собственными средствами. Имп. Александр повелел снова отпускать на содержание Российской Академии сумму, назначенную ей Екатериной, и дал средства для перестройки здания, в котором помещалась Академия. Дашкова также была возвращена на прежнее место. См. Речь в торжественном собрании Академии Паук по случаю столетнего юбилея Александра I, академика М. И. Сухомлинова. Зап. Ак. П. т. XXXI. 1877 г.

Смотр. письмо академиков Озередковского, Гурьева и Севастьянова, поданное имп. Александру в 1801 г. с просьбою о поддержании академического университета и о преобразовании Академии Наук, в Истории Российской Академии М. Н. Сухомлинова II, 361–367.

Общественное движение а России при Алекс. I., Пыпина.

Перепечатаны в Русск. Архиве 1876, кн. 3. Содержание их изложено в Ист. русск. слов. Галахова, II, 276–282.

Смотр. у Майкова: Сочинения Батюшкова II, 411–417; у Галахова в Вст. русск. словесности II, 276–281.

Смотр. у Майкова: Сочинения Батюшкова I, 48–54.

Взгляд на мою жизнь И. В. Дмитриева 47–51; 78.

Об этом Ромме см. статью в Русском Архиве 1887 г. кн. 1.

См. у Пыпина: Общ. движ. при Александре I, 2-е изд. стр. 75.

См. у Майкова: Сочинения Батюшкова I, 39–40.

Семейная хроника Воронцовых А. Г. Брикнера. Вести. Евр. 1887 , сентябрь.

См. А. Н. Попова – Москва в 1812 г., в Русс. Архиве 1875, кн. II стр. 278– 279.

Сочин. Кн. Вяземского, VIII, 166.

См. А. Н. Попова – Москва в 1812 г., в Русс. Архиве 1875, кн. II стр. 278– 279.

См. Русс. Арх. 1866 г.

Воспоминания о семье И. С. Тургенева. В. П. Житовой. Вести. Евр. 1884 , ноябрь, стр. 86. См. у Майкова. Сочин. Батюшкова, II, 388–389.

См. у Майкова, в Биографии Батюшкова. Сочин. Батюшкова I, 160–161.

Новые мемуары об Александровской эпохе. А. Н. Пыпина. Вести. Евр. 1887 декабрь, стр. 673–674.

Галахова Ист. Русс. Слов. II. 122.

Источник: История русской словесности : Часть 2. Новый период. Отдел III. Литература в царствование Александра I. / составил И. Порфирьев. Казань. - Типография Императорского Университета, 1895. - 251 с.





Казанский собор в Петербурге.

А Воронихин. 1801-1811


Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве.

Скульптор И.П.Мартос. 1814-1818


Здание Биржи в Петербурге.

Архитектор: Ж.Тома де Томон. 1805-1810


Смольный институт в Петербурге.

Проект Д.Кваренги. 1806-1808


Царскосельский лицей.19 октября 1811г.


Исаакиевский собор . Санкт-Петербург.


Михайловский дворец в Петербурге. Архитектор: К.России.

Сейчас - Государственный русский музей.1819-1825.


Главный штаб в Петербурге.


Большой театр в Москве, построен по проекту архитектора О.Бове.1825


Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

О развитии живописи и музыки в данный период готовится отдельная статья. Следите за публикациями.

Александр I Павлович

Александр I родился 12 декабря 1777 года. Его отцом был император Павел I. Рождение пришлось на время правления бабки, Екатерины Великой, у которой были непростые отношения с отцом Александра. Сразу после рождения императрица забрала внука у родителей и приняла решение, что она сама будет воспитывать его и сделает из него идеального императора. Главным наставником юного наследника стал швейцарец Лагарп, который дал ему хорошее образование западного образца.

Первоначально Александр даже уверился в создании идеального, гуманного общества. Благосклонно относился к идеям Французской революции, хотел помочь полякам, лишенным своей государственности, да и к русскому самодержавию относился с высокой долей скепсиса. Однако время все расставило на свои места.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате дворцового переворота был убит Павел I. Александр I стал новым российским императором. Он тяжело переживал гибель отца, и чувство вины терзало его всю жизнь.

Внутренняя политика Александра I

В этот период внутренняя политика носила либеральный характер. В первую очередь получили амнистию все попавшие в опалу при Павле I. Царь разрешил свободно выезжать за границу, была ослаблена цензура, а в стране вновь появилась иностранная пресса.

При Александре I проводится масштабная реформа государственного управления. Он создает Непременный совет – орган, который мог обсуждать и даже отменять указы императора.

Коллегии были заменены министерствами, во главе которых встали ответственные лица. А созданный кабинет министров стал главным административным органом империи.

Не менее важное место в политике Александра I занимал крестьянский вопрос. Давая привилегии дворянству, он предпринимал большие усилия, чтобы облегчить положение русского крестьянства. Указ от 1801 года позволял купцам и мещанам покупать свободные земли для организации хозяйственной деятельности. По сути, этот указ разрушал вековую монополию дворянства на владение землей.

При Александре I разрабатывались и проекты дарования свободы крестьянству, но, как известно, они остались только на бумаге и воплотились в жизнь в 1861 году.

Не была обойдена вниманием и реформа народного образования. Император понимал, что государству катастрофически не хватает квалифицированных кадров. Новая система образования делилась на четыре преемственные между собой ступени.

Во главе каждого учебного округа стояли местные университеты, и уже университет обеспечивал кадрами все уровни образовательных учреждений. При Александре I открылось пять университетов и большое количество гимназий и училищ.

Внешняя политика Александра I

Внешняя политика Александра I прежде всего связана с наполеоновскими войнами. Почти весь период правления Александра Россия воевала с Францией.

20 ноября 1805 года состоялось крупнейшее сражение между объединенными русскими и австрийскими войсками и французскими войсками под Аустерлицем. Наполеон одержал здесь сокрушительную победу. Поражение в этой битве полностью осталось на совести Александра I, который не прислушался к советам опытных русских полководцев, в том числе М. И. Кутузова.

Следующее поражение русских войск под Фридландом привело к заключению Тильзитского мира. Русские и французы разделили господство над европейскими территориями. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде Англии.

В дальнейшем Россия постепенно оправляется от своих поражений. Растет и ее могущество. В войне 1808–1809 годов русские войска отбирают у Швеции Финляндию.

Во время войны против турок русские войска захватывают Молдавию и Валахию, а русский флот под командованием Сенявина громит турецкий флот в Эгейском море.

В 1810 году Наполеон просит руки сестры Александра Павловича – Анны, но получает отказ, что тоже способствует ухудшению отношений между двумя странами.

В июне 1812 года началась Отечественная война. В этой войне непосредственное участие императора в планировании и ведении боевых действий было минимальным. Командующим русской армией был назначен Михаил Кутузов, который с честью выполнил возложенные на него обязанности.

После изгнания Наполеона из России Александр I решил не прекращать борьбу до низложения Бонапарта. Александр видел свою миссию в избавлении Европы от тирании Наполеона.

Принято считать, что Александр I умер в Таганроге в 1825 году. Смерть наступила очень быстро, что породило большое количество слухов. Долгое время в народе ходила легенда, что в Таганроге похоронили совсем другого человека, а сам император продолжил странствовать по стране в образе старца-отшельника.

Читайте также: