Охрана труда составителя поездов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Казалось бы, висит человек на вагоне, катается, говорит там чего-то в радиостанцию. А на самом деле составитель поездов – это ответственный работник, человек который отвечает за все. За подвижной состав, с которым работает и который находится рядом, за закрепление подвижного состава. За сохранность перевозимых грузов и багажа, даже за людей, и не только за тех, кто непосредственно работает на маневрах, но и за тех, посторонних и никому больше не интересных, которые передвигаются, ходят по путям.

Первое, то с чем составитель сталкивается ежесекундно, это охрана труда. Охрана труда, это святое, для составителя, человека непосредственно работающего с подвижным составом, она особенно актуальна. Свою инструкцию по ОТ я перечитал вчера, освежил в памяти.

Второе, то за что спрашивают все и всегда, это закрепление. Правила закрепления. Какими тормозными башмаками где и как пользоваться. Где можно, а самое главное, где нельзя укладывать тормозные башмаки. Под какие вагоны и по чьей команде.

Третье, у сколько было комментариев, когда я написал небольшую статью про пути и стыки. Да Составитель поездов – это глаза и уши руководителя, именно составитель чаще всех бывает на всех подъездных путях, на точках и фронтах погрузки и выгрузки. А значит, именно составитель должен с первого взгляда определить, можно вообще ехать по этому пути или нет. И не только стрелочные переводы, неисправности которых составитель должен знать, как свои пять пальцев, но и общее содержание пути. Стыки, зазоры, накладки, габариты, предельные столбики и даже высоту подвески проводов над путями. Составитель поездов в своей работе должен видеть все, а чтобы видеть, что что-то не правильно, все это нужно знать.

Четвертое, подвижной состав. Раз уж составитель отвечает за его сохранность, то и знать должен, как выглядит и как он работает в исправном состоянии. Составитель знает, как работают тормоза, где и какая наносится разметка. Как определить, был ли вагон в сходе и еще массу параметров, по которым определяется. Можно ли вообще работать с этим вагоном. Например, при уборке вагонов с подъездного пути за его исправность отвечает именно составитель поездов. Выявил, не стал забирать, молодец. А если забрал, значит, сам виноват. Честных людей на подъездных путях не бывает! Они сразу все сольются и отмажутся и составитель останется крайним.

Что еще должен знать составитель? Конечно, библию железной дороги – ПТЭ, и все его приложения, касающиеся работы составителя поездов. Хотя спросить могут все, и даже правила составления ТРА станции. Хотя составитель и не составляет его.

Кстати, про ТРА, его составитель должен знать очень хорошо. Составитель должен уметь на станции все, но есть работы, которые закреплены за другими работниками. А работники эти, люди хитрые. Так и норовят спихнуть свою работу на составителя. Вот, чтобы не делать чужую работу, ее нужно знать, что она чужая, не твоя.

А еще ведомости подъездных путей. И много чего еще. И это только знания, а ведь есть еще и умения, которыми тоже должен владеть составитель поездов.

Вы же знаете разницу между знаниями и умениями. Например, можно знать, как собирать рукава тормозной магистрали, а можно уметь это делать. И поверьте, это две большие разницы. И так во всех случаях.

Составитель умеет, осматривать, включать, выключать тормоза. Составитель умеет найти те неисправности стрелочного перевода, о которых теоретики только слышали и читали. Что еще? Даже то, что делать нельзя, или можно только в крайнем случае, например, как сойти на ходу с подножки вагона.

Нет, не так, как правильно сойти с подножки вагона во время движения. Сейчас этому не учат, потому что нельзя. В то же время, в случае потери связи составитель должен сойти с подножки, выйти в зону прямой видимости и подавать ручные сигналы остановки… Поэтому составитель должен уметь это делать.

Составитель должен уметь производить маневры по расстановке и перестановке вагонов. Например, на подъездных путях. Да и не только на подъездных. Есть станции, где нет маневрового диспетчера, где составитель поездов сам планирует и выполняет всю маневровую работу.

А ведь есть еще и специальные составители, горочные, которые работают на сортировочных горках, те помимо всего прочего должны еще и горку знать и как она работает.

Вот видите, у меня только на перечень всех знаний и умений составителя поездов целых три листа текста вышло. А если их все собрать, переписать и выложить, так это целая книга получится. Большая, толстая, в хорошем переплете и с картинками.

Да, согласен, мы не в полной мере изучаем те же вагоны. Все допуски и посадки в работе составителя не пригодятся, только основное. Про содержание путей тоже самое, не пойдет составитель мерять рулеткой ширину междупутья, но знать должен.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по организации и проведению безопасной работы составителя поездов при проведении маневровых работ на железнодорожных путях.

1.2. К самостоятельной работе в качестве составителя поездов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

- профессиональное обучение и имеющие соответствующее удостоверение по профессии;

- предварительный медицинский осмотр и получившие заключение о пригодности к данной профессии;

- вводный инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи пострадавшему;

- первичный инструктаж на рабочем месте и обученные безопасным методам и приемам выполнения работ.

1.3. Составитель поездов, занятый на работе, где организацией труда предусматривается совмещение производственных профессий, должен пройти обучение по всем видам работ, сдать экзамены и получить допуск.

1.4. Составитель поездов обязан проходить:

- периодические медицинские осмотры - ежегодно;

- повторный инструктаж по безопасности труда - не реже одного раза в квартал;

- обучение безопасным методам и приемам работ и проверку их знаний в объеме программы, утвержденной администрацией предприятия, - один раз в год;

- внеплановый и целевой инструктаж по безопасности труда - по мере необходимости.

1.5. Составитель поездов с признаками явного недомогания, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения к работе не допускается.

1.6. Составитель поездов обязан: соблюдать правила внутреннего распорядка и дисциплину труда; своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; бережно относиться к имуществу предприятия; соблюдать порядок передвижения по территории предприятия; знать значения применяемых на предприятии знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, быть внимательным к подаваемым сигналам и выполнять их требования.

1.7. В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, необходимо немедленно обратиться к работнику, ответственному за безопасное производство работ (мастеру или начальнику смены).

1.8. В течение всей рабочей смены следует соблюдать установленный администрацией режим труда и отдыха.

1.9. Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.10. Для питья следует использовать воду только из сатураторов, питьевых фонтанчиков, питьевых бачков. Использовать другие, случайные источники не допускается.

1.11. Прием пищи следует производить только в специально оборудованных помещениях (местах).

1.12. При составлении поездов имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума; общая вибрация; высокое значение напряжения в контактной сети, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.13. Администрация предприятия должна обеспечивать составителя поездов средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

- плащ непромокаемый - 1 шт. на 3 года;

- комбинезон хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой - 1 шт. на год;

- рукавицы брезентовые - 6 пар на год;

- ботинки кожаные - 1 пара на год;

- жилет сигнальный - до износа;

- респиратор - до износа.

- куртка на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;

- брюки на утепляющей прокладке - 1 шт. на 2 года;

- валенки - 1 пара на 2,5 года.

1.14. Составитель поездов без полагающихся по условиям производства спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и предохранительных приспособлений к выполнению работ не допускается.

1.1. К выполнению работы по профессии составитель поездов допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. Составитель поездов должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Составитель поездов должен пройти инструктаж и получить группу I по электробезопасности.
1.4. После первичного инструктажа перед допуском к самостоятельной работе составитель поездов должен пройти стажировку под наблюдением опытного составителя поездов.
1.5. Составитель поездов, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований охраны труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.6. Составитель поездов, допущенный к самостоятельной работе, должен знать и соблюдать меры безопасности при производстве маневровой работы, правила пользования тормозными башмаками, установленные способы сигнализации и правила пользования сигнальными принадлежностями, правила закрепления стоящих на путях вагонов.
1.7. Составитель поездов, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда при выполнении своих обязанностей к самостоятельной работе не допускается.
1.8. Составитель поездов, направленный для участия в выполнении несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.9. Составителю поездов запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения.
1.10. Во время работы на составителя поездов могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся вагоны, тепловоз, транспортные средства;
— незащищенные подвижные элементы вагонов, тепловоза;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности вагонов, рельсов, тормозных башмаков;
— неудовлетворительные погодные условия (температура, влажность и подвижность воздуха);
— повышенное скольжение (вследствие замасливания, обледенения, увлажнения поверхностей, по которым перемещается составитель поездов);
— физические перегрузки.
1.11. Для предупреждения неблагоприятного воздействия опасных и вредных производственных факторов, составитель поездов во время работы должен пользоваться выданной ему специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю работ и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.13. Составитель поездов, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.14. Составитель поездов обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара составитель поездов должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний составителю поездов следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.18. Составитель поездов, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, подвергает опасности как себя, так и окружающих, поэтому может рассматриваться как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы составитель поездов должен надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.2. Перед началом работы составитель поездов должен принять дежурство, получить от сдающего смену всю необходимую для работы информацию – о наличии, расположении вагонов, под какими операциями они находятся, получить от непосредственного руководителя план предстоящей работы.
2.3. Составитель поездов должен знать о том, что без распоряжения непосредственного руководителя нельзя приступать к выполнению маневровой работы.
2.4. Перед началом работы составитель поездов должен убедиться в наличии и исправности сигнальных принадлежностей; приступать к работе без сигнальных принадлежностей или с неисправными сигналами нельзя.
2.5. Перед началом работы составитель поездов должен осмотреть рабочую зону, проверить состояние железнодорожных путей, стрелочных переводов, переездов, убедиться в том, что нет препятствий для маневровой работы.
2.6. Перед началом маневровых работ составитель поездов должен предупредить работников, производящих погрузочно-разгрузочные работы, ремонт пути о предстоящих маневрах.
2.7. Составителю поездов следует убедиться в том, что ничего не мешает безопасному выполнению работы и оценить достаточность освещения рабочей зоны.
2.8. Перед началом работы составитель поездов должен убедиться в наличии и исправности необходимых средств индивидуальной защиты.
2.9. Обо всех неисправностях и неполадках составитель поездов должен сообщить непосредственному руководителю и не приступать к работе до их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Составитель поездов во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.2. Во время работы составителю поездов не разрешается оставлять свою рабочую зону; это допускается только в исключительных случаях с разрешения непосредственного руководителя.
3.3. Составитель поездов должен не допускать посторонних людей в зону выполнения маневровых работ.
3.4. Составитель поездов должен выполнять маневровую работу под наблюдением и контролем непосредственного руководителя.
3.5. Приступая к маневровой работе составитель поездов должен убедиться в том, что тепловоз находится за пределами района предстоящей маневровой работы.
3.6. Составитель поездов должен своевременно подготовить стрелки для маневровых передвижений и по маршруту следования тепловоза.
3.7. При переводе стрелки составитель поездов должен проверить плотно ли прилег остряк к рамному рельсу и обязательно положить закладку.
3.8. После подготовки маршрута составитель поездов должен подать соответствующий сигнал машинисту тепловоза.
3.9. Составитель поездов обязан требовать от машиниста тепловоза своевременного выполнения поданных сигналов и установленных скоростей движения при маневрах.
3.10. Скорость подхода тепловоза к вагонам при прицепке должна быть не более 3 км/ч.
3.11. Отцепку или прицепку вагонов можно производить только после полной остановки вагонов.
3.12. При расцепке вагонов с автосцепкой нужно приподнять рычаг вверх, чтобы он вышел из гнезда и подтянуть на себя; после расцепки необходимо поставить рычаг обратно в гнездо.
3.13. Для закрепления вагонов составитель поездов должен пользоваться исправными тормозными башмаками.
3.14. Запрещается использовать тормозные башмаки, имеющие следующие неисправности:
— лопнувшая головка;
— отсутствие опорной пластинки;
— изогнутая подошва;
— лопнувший, расплющенный, изогнутый носок подошвы;
— изношена или лопнула подошва или борт;
— отсутствие ручки башмака.
3.15. Составитель поездов должен знать о том, что запрещается вместо тормозных башмаков и вагонных подкладок применение любых других, не предназначенных для этих целей предметов.
3.16. При пользовании тормозными башмаками составителю поездов запрещается следующее:
— укладывать башмаки под вторые и последующие колесные пары без специального приспособления;
— поднимать башмак, который выбит из-под колеса, до прохода вагонов.
3.17. При подаче вагонов на погрузочно-разгрузочную площадку составитель поездов обязан идти впереди вагонов на расстоянии видимости его машинистом, по междупутью или обочине полотна, предупреждая работников о движущихся вагонах.
3.18. Составителю поездов запрещается во время движения вагонов находиться на головке автосцепки, на бортах платформ, у раскрытых дверей вагонов.
3.19. Перед заездом на пути составитель поездов обязан дополнительно проверить правильность маршрута и убедиться в отсутствии препятствий для движения.
3.20. Составитель поездов при переводе стрелок обязан убедиться в исправности стрелочного перевода, установить стрелочную закладку, а после окончания маневровой работы стрелку поставить в нормальное положение и запереть на замок или закладку.
3.21. Составителю поездов запрещается:
— перебегать пути перед движущимся тепловозом;
— подлезать под вагоны для перехода занятого пути;
— проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 5 м;
— стоять или сидеть на рельсах;
— производить сцепление или расцепление вагонов без рукавиц;
— производить расцепление вагонов в пределах стрелочного перевода, настила переезда;
— входить во время движения маневрового состава в пространство между вагонами для осмотра сцепного устройства и правильности соединения и разъединения головок автосцепки;
— подавать сигнал машинисту для движения, не убедившись в правильности приготовленного маршрута.
3.22. Составителю поездов следует проявлять осторожность при передвижении по путям.
3.23. При хождении по путям составителю поездов необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
— ходить вдоль путей разрешается только по обочине пути или середине междупутья, обращая внимание на передвижение подвижного состава по смежным путям;
— следует внимательно смотреть под ноги, так как на междупутьях могут быть расположены канавы, тумбочки для тормозных башмаков, стрелочные тяги и другие устройства;
— переходить пути следует под прямым углом, чтобы была хорошая видимость в обе стороны, что позволяет остановиться на междупутье, если по соседнему пути движутся вагоны или тепловоз;
— нельзя наступать на рельсы, ставить ногу между рамным рельсом и остряком или рельсом и крестовиной;
— нельзя на ходу подниматься на подножки вагона или тепловоза и прыгать с них.
3.24. Если на пути следования имеются какие-либо препятствия, составителю поездов следует обойти эти препятствия.
3.25. При передвижении составителю поездов следует обращать внимание на неровности на поверхности и скользкие места, остерегаться падения из-за поскальзывания.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, составитель поездов должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.
4.5. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы составителю поездов следует сдать смену в установленном порядке.
5.2. По окончании работы следует снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты и убрать их в установленное место хранения, при необходимости – сдать в стирку, чистку.
5.3. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом, по возможности принять душ.
5.4. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях применяемого инструмента и оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

Составитель поездов - это очень важная и сложная профессия. Обо всех тонкостях и особенностях этой работы будет рассказано в данной статье.

Кто такой составитель поездов?

Как можно вкратце охарактеризовать профессию? Если брать официальную формулировку, то составитель поездов - это человек, который занимается расформированием и формированием подвижного состава. То есть вся работа рассматриваемого специалиста заключается в перестановке вагонов поездов, обязательно в определенном порядке. Конечно же, заниматься этим можно только при наличии знаний и после проведения инструктажа.

составитель поездов

О профессиональных обязанностях

Необходимо упомянуть и обязанности составителя поездов. Функций у этого специалиста действительно много: фактически именно от него зависит эффективность движения поездов. Вот лишь некоторые основные обязанности представителя рассматриваемой профессии:

  • Работы по переводу стрелок, которые являются нецентрализованными.
  • Своевременное ограждение вагонов поезда тормозными башмаками.
  • Обеспечение сохранности и безопасности составов.
  • Отцепление и прицепка вагонов.
  • Работы при изменении состава поездов - руководство маневров локомотива.

Конечно же, есть у составителя поездов и множество других обязанностей и функций. Однако зависеть их количество будет только от места работы, а именно от самой станции и региона, где она находится.

Рабочий день: принятие и сдача дежурства

Сухое перечисление основных профессиональных обязанностей если и даст представление о работе, то самое минимальное. Именно поэтому стоит описать непосредственно сам рабочий день специалиста, то, как он выглядит, как распланирован.

Итак, составитель поездов начинает свой рабочий день с получения инструктажа по безопасности. Происходит это на специальной планерке. После этого каждый работник принимает так называемый "инвентарь строгого учета" и определенное расположение вагонов. Начинается планирование всей дальнейшей рабочей деятельности с дежурным по станции. Она включает в себя, как правило, проверку вагонов, их обслуживание, сцепку, отцепку и т.д.

обязанности составителя поездов

Стоит также учесть, что каждое свое действие составитель поездов согласует по рации с дежурным. Работы действительно много, и заскучать представителю рассматриваемой профессии уж точно не удастся. А помимо обслуживания вагонов, необходимо подготавливать составы, грамотно заполнять журнал учета, проверять принимаемые вагоны - и обязательно лично! Таким образом, дел у работника станции действительно много.

Должностная инструкция составителя поездов прописывает, что принятие дежурства всегда устанавливает и фиксирует начальник станции в соответствии со всеми условиями и нормами. По принятии дежурства работник обязан проверить состояние всех вагонов, их расположение, наличие инвентаря и специальных пломб на аппаратах. Сдача же дежурства осуществляется только после проверки составов, расстановки вагонов по местам и обеспечения безопасности согласно установленным нормам.

Какими качествами должен обладать составитель поездов?

Как и любой другой работник, составитель поездов должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но какими именно? В первую очередь это, конечно же, добросовестность и внимательность. Только эти два качества будут составляющими высокого профессионализма. Однако не стоит забывать и про коммуникабельность, стрессоустойчивость и бесконфликтность. Дело в том, что работать приходится с живыми людьми. Зачастую необходимо и управлять работниками квалификацией ниже: это могут быть специалисты с более низким разрядом или помощник составителя поездов.

инструкция составителя поездов

Конечно же, каждый может ошибиться. И сильно нервничать из-за этого ни в коем случае не стоит - это только усугубит ситуацию. Как раз такое качество, как стрессоустойчивость, поможет добиться взаимопонимания с коллегами. Быть спокойным и невозмутимым в рассматриваемой профессии очень важно. Нужно быть даже хладнокровным. Чтобы работа была слаженной, эффективной и четко организованной, следует работать, в первую очередь, над собой, над своим характером.

Где можно обучиться профессии?

Профессия "составитель поездов" требует обязательного образования. А какого именно? Об этом и будет рассказано далее. Дабы поступить в колледж или техникум, не обязательно оканчивать все одиннадцать классов школы. Девять лет будет являться оптимальной базой для поступления в железнодорожный колледж. В учебных заведениях, готовящих составителей поездов, дают следующие основные знания:

  • техника безопасности движения;
  • применение специальных звуковых и ручных сигналов;
  • руководство движением локомотива;
  • использование тормозных башмаков;
  • применение переносных радиостанций;
  • грамотное закрепление составов на рельсах;
  • обеспечение сохранности грузов, их разгрузка.

помощник составителя поездов

Стоит также указать примерный перечень предметов, по которым будет прочитан курс лекций:

  • Курс железных дорог.
  • Охрана труда.
  • ОБЖ или БЖД.
  • Устройство грузовых вагонов и их обслуживание.

О разрядах в профессии

Как и во многих других профессиях, в работе составителя поездов существуют определенные разряды. Всего их четыре:

  • 3 разряд. Представитель самого низкого разряда ведет свою рабочую деятельность в небольших районах движения транспорта на железных дорогах, имеющих при этом не общее пользование. Таким образом, сфера деятельности работника с третьим разрядом в некоторой степени ограничена.
  • 4 разряд характеризуется тем, что его носители должны работать с железнодорожным транспортом не общего пользования, но уже в напряженных районах. Соответственно, из-за этого сложность работы в сравнении с третьим разрядом заметно повышается.
  • 5 разряд. Специалисты работают с железнодорожным транспортом уже общего пользования. Однако работа ведется в малодеятельных районах, то есть там, где работают специалисты с третьим разрядом.
  • 6 разряд. Обладатели этого разряда, последнего и самого сложного, работают в напряженных районах с железнодорожным транспортом общего пользования.

охрана труда составителя поездов

Таким образом, обязанности составителя поездов самые различные. К тому же данная классификация по разрядам позволяет выстраивать систему взаимоотношений начальников и подчиненных. Представителям высокого разряда начальство может выдать под руководство рабочих с более низкой квалификацией. Однако зависит это, опять-таки, от станции и региона, где эта станция расположена.

О правах составителя поездов

Инструкция представителей рассматриваемой профессии закрепляет за работниками определенные права. Далее будут названы лишь некоторые, самые основные права составителя поездов. Итак, работник имеет право запрашивать у начальства необходимое для работы оснащение, а именно:

  • специальную рабочую форму;
  • сигнальный фонарь;
  • желтый флажок;
  • рацию и носимую радиостанцию, а также иные принадлежности.

профессия составитель поездов

Работник имеет право подавать жалобу, если ему не были выданы принадлежности в виде спецодежды, спецобуви, сигнальных элементов и т.д. Охрана труда составителя поездов полностью базируется на правах последнего. Стоит отметить, что работник станции имеет еще и такое немаловажное право, как прием и окончание дежурства с минимальными затратами времени и с оптимальным ритмом работы всей станции. Проще говоря, начало и окончание работы должны быть своевременными, а рабочие часы специалиста не должны превышать норму.

Недостатки профессии

Есть в профессии составителя поездов некоторые недостатки. Конечно, их не так уж и много, однако указать о них стоит:

  • Высокая ответственность. Работа составителя поездов является довольно непростой, к тому же очень важной. Стоит понимать, какая ответственность лежит на представителях профессии. Естественно, чем выше разряд, тем выше и ответственность: однако опыт дает о себе знать. Со временем профессия не будет казаться такой уж изнурительной и сложной.
  • Физический труд. Рассматриваемая профессия очень тяжелая и по-настоящему мужская. Именно поэтому трудиться зачастую приходится руками. Не стоит забывать и о наличии ночных смен, которые могут выматывать довольно сильно.

Конечно же, есть в работе составителя поездов и много других недостатков. Но большинство из них будут субъективными, поэтому указывать их не стоит.

Достоинства профессии

Профессия составителя поездов имеет и множество плюсов. К основным достоинствам работы можно отнести:

    Хороший доход.Заработная плата у рассматриваемого специалиста действительно достойная. Однако точные цифры указать не получится: все зависит от региона, самой стации, а также имеющегося разряда. Многие составители поездов утверждают, что их заработная плата достаточно высока, чтобы они продолжали работать.

Читайте также: