Литература духовно нравственного содержания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. Процесс познания духовности связан с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: и в науке, и в философии, и в образовании, и в религиях, и в искусстве. Более того, принципы открытости, честности, свободы, равенства, коллективизма, являются основой, средой для создания и сохранения духовности. Духовность есть единство истины, добра и красоты. Духовность есть то, что способствует развитию человека и человечества.

Говорят, что Россия – это душа мира, а литература Руси отражает тот внутренний потенциал, который есть у русского народа. Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского.

Древнерусская литература несёт в себе очень большую нравственную силу. Добро и зло, любовь к Родине, способность пожертвовать всем во имя благого дела, семейные ценности – основные идеи древнерусской литературы. Древнерусская литература является средоточием русской духовности и нравственности. Кроме того, одним из основных лейтмотивов этих произведений является вера в Бога, которая поддерживает героев во всех испытаниях.

Произведения древнерусской литературы раскрывают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, дают возможность получить опыт нравственной оценки событий и явлений окружающего нас мира. Это особенно актуально в наше время, когда Россия переживает глубокие преобразования, сопровождающиеся серьезными духовными потерями. Возрождение духовности и воспитание духовностью – это то, что необходимо нам сегодня.

Многие советские и русские учёные рассматривали произведения древнерусской литературы в контексте воспитания духовно-нравственных ценностей. Современному человеку непросто понять произведения древнерусской литературы, поэтому в школьную программу включены для изучения произведения древнерусской литературы: Повесть временных лет (фрагменты), Слово о полку Игореве, слово о разорении Рязани Батыем (фрагменты), Житие Бориса и Глеба, Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Петре и Февронии Муромских, Преподобный Сергий Радонежский, Житие протопопа Аввакума.

Духовные и нравственные ценности в произведениях древнерусской литературы являются лейтмотивом и основой сюжета, а потому сегодня необходимо обращаться к этим произведениям в процессе обучения и воспитания и в семье, и в школе в силу их непреходящего значения.

Появление древнерусской литературы связано с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества. Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Поэтому в ней были представлены следующие жанры: 1) Житие: жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать; 2) Древнерусское красноречие: этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства; 3) Поучение: это разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина; 4) Слово: является разновидностью жанра древнерусского красноречия. В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов, ощущается явное влияние сказки, былины; 5) Повесть: это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях; 6) Летопись: повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, она не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.

Таким образом, рассматривая специфику различных жанров, необходимо отметить, что, несмотря на своеобразие каждого жанра древнерусской литературы, все они имеют в своей основе духовно-нравственные истоки – праведность, мораль, патриотизм.

Не зри внешняя моя, зри внутренняя моя.

Из моления Даниила Заточника

Справедливость превыше всего, но милосердие превыше справедливости.

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

Антуан де Сент-Экзюпери

Одним из самых высших культурных достижений Древней Руси явился идеал человека, созданный в живописных произведениях Андрея Рублева и художников его круга, и академик Лихачёв сравнивает Февронию с тихими ангелам Рублева. Но она готова на подвиг [6].

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день. Скончались они в один день и час (25 июня (по новому стилю – 8 июля) 1228 года).

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

Александр Невский – второй сын переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1240 году 15 июня в битве со шведскими рыцарями с небольшой дружиной князь Александр одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский. До настоящего времени имя Александра Невского является символом единения, частью общей национальной идеи.

Принято считать, что написано произведение не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. Автором повести был, вероятно, как считают исследователи, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году.

Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра – картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов – героев. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

Представим сравнительную таблицу, отражающую общее и особенное в трёх произведениях:

Петр и Феврония

Вера в Бога, семья как христианская ценность, утверждение любви как великого всепобеждающего чувства; семейные традиции, духовно – нравственное воспитание, преданность, самоотверженность и доверие в супружестве, доброта, самоотречение во имя любви, милосердие, преданность, духовно – нравственное воспитание

Вера в Бога, патриотизм, чувство долга перед Родиной, героизм, самоотверженность, стойкость, доброта, доброделание, милосердие

Таким образом, можно подвести итог: данные произведения, несмотря на своеобразие различных жанров и литературные особенности, связаны между собой темами, раскрывающими душевную красоту и нравственную силу героя, то есть, общность их содержания заключается в следующем: вера в Бога, патриотизм и чувство долга перед Родиной; сила духа и милосердие, самотверженность и любовь, доброта и доброделание.

В данных произведениях древнерусской литературы выделяются общие ценности для всех трёх произведений: 1) вера в Бога; 2) патриотизм и чувство долга перед Родиной; 3) сила духа и милосердие; 3) семейные ценности; 4) доброта и доброделание; 5) самоотверженность и любовь.

В заключение хочется отметить, что древнерусская литература даёт шанс осмысления жизненных ценностей в современном мире и сопоставление их с приоритетами людей времен Древней Руси. Это позволяет сделать вывод о том, что произведения древнерусской литературы являются истоком духовно-нравственного развития для любого человека и, более того, для человечества в целом, поскольку они основаны: на высоких нравственных идеалах, на вере в человека в возможностях его безграничного нравственного совершенствования, на вере в силу слова и его способности преобразовать внутренний мир человека. Поэтому их идеалы остаются актуальными и в наши дни.

Список используемой литературы:

1. Еремин И.П. Житие Александра Невского / И.П. Еремин. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – С. 141-143. [Web-версия].

5. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы. М., 1975.

8. Поучение Владимира Мономаха (перевод Д. Лихачёва)/ Древнерусская литература/Сост., предисл. и коммент. М.П. Одесского. – М.: СЛОВО/ Slovo, 2004. – С. 213-223.

Считаете, что классика – это нечто скучное, набившее оскомину ещё со школьных времён? Бывает и такое. Но не в этой книжной подборке. Здесь собраны классические произведения русской литературы самого разного плана – фантастика, приключения, романтика, философия, драма, сатира, бытописание.

Читая классические произведения

  • у вас будут предпосылки для духовно-нравственного развития, почва для размышлений;
  • вы будете в курсе, откуда та или иная цитата, какой смысловой пласт стоит за отдельным словом или выражением.


Фантастическая юмористическая повесть о младшем научном сотруднике Александре Привалове. Однажды он попадает в некий Соловец, где его определяют на ночёвку в музей местного института Изнакурнож (Избушку на курьих ножках) . Здесь и ворчливая Баба-Яга, и Щука, и Лукоморье с Котом, и Неразменный пятак, и даже диван-транслятор. Всё это очень интригует, но дальше больше – Александра приглашают на работу в НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства). Он тут же соглашается, ведь ему уже безумно интересно всё происходящее.

Эта книга – советская утопия 1960-х годов, в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.


Девочка по имени Ассоль рано лишилась матери и с тех пор живёт со своим отцом, нелюдимым моряком. После отставки он стал делать на продажу искусные игрушки – модели парусников и пароходов.

Ассоль росла в мире фантазий и грёз, чему отец совершенно не препятствовал. Однажды незнакомец предсказал девочке, что когда она станет взрослой, за ней приплывёт принц на корабле под алыми парусами и увезёт её в далёкую страну.

Повесть-феерия о непоколебимой вере и о всемогущей мечте, которая в силах сотворить чудо для близкого человека.

Книга была неоднократно экранизирована. Сюжет её использовался в театральных постановках, в скульптурных композициях, в музыке.


Князь Мышкин, главный герой и центральный персонаж книги, не такой как все – искренний, невинный, он ярко и непосредственно несёт людям проповедь сострадания, милосердия и прощения. Трагические страсти связали его с отчаявшейся Настасьей Филипповной и купцом Парфёном Рогожиным.

Нравственно-философский роман рассказывает о месте беспомощного “ идиота ” в мире корысти и зла, о том, что сострадание, возможно, единственный закон человеческого бытия.

Эта история была много раз экранизирована и поставлена на сцене.


Главный герой романа, Саня Григорьев, п роходит через испытания беспризорности, взросления и войны, чтобы в конце концов завоевать сердце любимой девушки и разгадать загадку, с которой оказывается тесно связана их судьба. Саню подстерегали опасности, он с честью принимал поражения, но никогда не опускал руки и не сдавался.

Книга была экранизирована.


Сборник рассказов о любви, написанный выдающимся поэтом и писателем, лауреатом Нобелевской премии.

Здесь воспевается любовь к женщине, к Родине, к природе – любовь-страсть, любовь-рок, любовь-трансформация. Эти чувства – н едостижимая вершина, к которой стремится человек, мечтая о понимании, единстве с другой личностью, с миром, но никогда не обретая его навсегда.
Рассказы из сборника были э кранизированы, представлены в театральных и радиопостановках.


В книге яркие бытописания советской эпохи начала XX века, много посвящено любви, мистификациям, месте гения в современном мире, непростому выбору между добром и злом, предательством и самопожертвованием.

Роман разошёлся на цитаты, неоднократно был экранизирован, поставлен на сцене.


Написанный в первой половине XIX в., этот роман в стихах и по сей день – одно из значительных явлений русской поэзии. Здесь и бытописание той эпохи, и прекрасный стихотворный слог, и многослойность затрагиваемых проблем.

Молодой Онегин, главный герой романа, получил хорошее, но поверхностное воспитание, типичное для того времени. Жизнь его в Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но со временем ему всё наскучило.

Противоречивость образа, глубина любовной линии, многомерность духовно-нравственных смыслов романа и неожиданный финал вот уже третье столетие привлекают всё новых и новых читателей.

Книга оказала огромное влияние на литературу, музыку, кинематограф.


Приключенческая повесть о жизни беспризорных детей в Школе Социально-Трудового Воспитания им. Достоевского (ШКИД).

История о том, как самые обычные хулиганы, лжецы и карманные воришки превращаются в настоящих людей. Н и голод, ни бедность, ни уголовное прошлое не могли помешать ребятам мечтать, творить и стремиться к хорошему.
Книга – практически автобиографическая – рассказывает о дружбе и предательстве, о педагогических тонкостях общения с беспризорниками, о первой любви.

Повесть была экранизирована.


Роман оказал большое влияние на искусство, был неоднократно экранизирован.


Печорин – неординарная, спорная, противоречивая личность, поистине отражающая непростую постдекабристскую эпоху.

Роман был неоднократно экранизирован, оказал большое влияние на искусство в целом.


Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью.

Д. С. Лихачев [3, с. 62]

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Воспитательная роль литературы — вопрос достаточно сложный. То, что литература формирует систему нравственных ценностей читателя, ни у кого не вызывает сомнений. Однако мера, с которой нужно подчеркивать воспитательные особенности литературы при изучении того или иного произведения, — по-прежнему остается актуальной.

Интерес к детской душе, чистой и наивной, анализ психологических особенностей ребенка является отличительной чертой творчества А. П. Чехова. Мир взрослых погряз в ссорах, баталиях, лукавстве, нечистоплотности по отношению к себе и окружающим. Как далеки мы от наивности, беззаботности, чистоты и кротости! Поэтому нужно быть очень внимательным к душе ребенка, чтобы разглядеть в ней истинное исповедание православной религии.

Чеховский ребенок доверчив, дети усердно молятся и с благоговейной радостью ходят в церковь, где живет Бог. Если в храме их все-таки не покидают шаловливые и грешные мысли, то они искупают свою вину самым искренним раскаянием.

Думается, что главная мысль первой части рассказа сводится к осознанию главным героем именно собственной греховности, тому чувству отчаяния, когда невозможно изменить себя и других.

Таким образом, первая часть рассказа — это описание тревоги, которая будоражит чувства мальчика, и греховности окружающих. Автор передает читателям смутные, мрачные ощущения ребенка от начала произведения до Таинства Покаяния. А это значит, что исповедь предстает перед нами как свобода, очищение от греховной сущности человека.

Знаком свершившегося покаяния является чувство освобождения, чистоты и неизъяснимой легкости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была радость.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы постарались доказать, что русская литература играет важную роль в духовно-нравственном развитии ученика. Но должна ли литература воспитывать≤ Данный вопрос можно принять за риторический. Будучи школьным предметом, литература неизбежно включается в осуществление воспитательного воздействия общества на подрастающее поколение.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках литературы всегда волновало учителей-словесников. Восприятие школьником литературного произведения — достаточно сложный творческий процесс, который опосредован эстетическим, жизненным, читательским и эмоциональным опытом ребенка.

Такие категории, как патриотизм, гражданственность, семья, уважение к окружающим, трудолюбие, стремление к познанию и др., необходимы подрастающему поколению. Мы убеждены, что многие нравственные и духовные ценности, которые были важны в прошлом, востребованы и в наши дни.

Одним из важнейших источников духовности и нравственности русских людей является литература. Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей.

Духовно-нравственное и патриотическое значение литературы не определяется непосредственной проповедью в ней нравственных и патриотических идей, подобно тому как ее этическое значение не определяется какими-либо заключающимися в литературных произведениях моральными истинами. Многие смотрят на духовно-нравственное и патриотическое значение литературы именно с такой точки зрения, что в ее содержании есть и духовно-нравственная и патриотическая идеи.

С точки зрения развития в школе народных ценностей важно, чтобы представления ученика об идейной жизни родины не ограничивались современностью или недавним прошлым, но простирались и в глубь прошедшего, потому что знание последнего возводит представления об отечестве на ступень большей конкретности, образности, определенности, присоединяя к представлениям об отечестве яркие черты прошлого.

Литература обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателями. Какая бы из этих проблем нас не волновала, мы всегда сможем открыть произведение и найти опору, поддержку, совет. Только надо нам, учителям, постараться помочь читателям-ученикам в этом разобраться.

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Библейское общество, 1993.

3. Лихачев Д. С. Раздумья о России. — СПб.,1999.

Основные термины (генерируются автоматически): русский народ, Чехов, литература, страстная неделя, часть рассказа, III, исповедь, патриотическое значение литературы, подрастающее поколение, русская литература.

(на примере новых поступлений в Российскую государственную библиотеку)

Ольга Калашникова. Послушница (за чтением Псалтири)
Ольга Калашникова. Послушница (за чтением Псалтири)
В последнее время все большую актуальность приобретает концепция информационной безопасности общества, а в связи с этим повышается роль национального репертуара печатной продукции (контрольного экземпляра изданий).

Время экономических перемен внесло в нашу духовную жизнь новые проблемы. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров, резкое снижение уровня культуры, проникновение в сознание людей сомнительных ценностей. Главенствующая роль в распространении и навязывании детям и молодежи ложных идеалов (культа денег, насилия, секса) принадлежит, увы, СМИ, и в первую очередь ТВ.

Обратимся к художественной литературе, которая, казалось бы, призвана сохранять и множить лучшие традиции русской классики. Мы наблюдаем рост количества названий художественной литературы с 7 тысяч в 1990-е годы до 15–17 тысяч в 2006–2007 годы. Однако проблематика и тематика репертуара художественной литературы удручает и, увы, подчас способствует нравственному разложению общества, и прежде всего молодежи.

В лучших литературных произведениях духовно-просветительского характера непременно проявляются национальные традиции русского народа: святость, жертвенность, любовь к Родине и ближнему, милосердие, сострадание, терпение. Такие литературные произведения могут быть представлены почти всем спектром видовой характеристики изданий. Приведу примеры.

– Православная культура в России: прошлое и настоящее (по материалам II Свято-Филаретовских чтений) (М.: Пашков дом, 2007).

Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа (М.: ЭКСМО, 2007).

Христов Т.Д. Религиозный туризм: Учебное пособие для вузов (М.: Академия, 2007).

Анисов Л.М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007).

Издания для детей и юношества:

– Жемчужины русской духовной поэзии: В 2-х т. (Сост. Ю.В. Гришин. СПб.: Библия для всех, 2007);

Лиханов А. Мальчик, которому не больно: Не сказка для взрослых (М.: Детство. Отрочество. Юность, 2009).

– Православные монастыри и храмы Москвы: Библиографический указатель. 1988–2007 (М.: ГПИБ, 2008);

Нетужилов К.Е. Церковная периодическая печать в России XIX столетия (СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008);

Кобак А.В. Исторические кладбища Санкт-Петербурга (М.: Центрполиграф, 2009).

Издания для широкого круга читателей:

– Обычаи и обряды русского народа: от крестин до поминок (Авт.-сост. И.А. Панкеев. М.: Олимп, 2008);

Девятова С. Великие старцы XX столетия (М.: Артос-Медиа, 2007);

Максимчук Л.В. Три ангела: Духовная поэзия (М.: Петит, 2009).

Все перечисленные издания служат делу нравственного просвещения и воспитания общества, способствуют духовному возрождению общества, и прежде всего подрастающего поколения.

Православная литература, в том числе православно-художественная литература, – это тот живительный родник среди средств массовой культуры, без которого невозможна настоящая жизнь не только православного христианина или впервые приходящего к вере человека, но и каждого мыслящего современника, пытающего увидеть ход времени, желающего ближе познакомиться с национальной духовной культурой, с ее истоками и корнями, познать святость древней, да и настоящей Руси.

А теперь коснусь тех вопросов, решение которых зависит от православных библиотекарей.

Влиять на репертуар книгоиздателей – дело сложное, трудное, но необходимое. И осуществлять влияние, видимо, возможно путем поставленных активных, целенаправленных выступлений в средствах массовой информации с обзором лучших изданий и перечисленных тем, от воздействия которых следует оградить общество, и прежде всего молодежь. При этом следует отметить, что православные СМИ одни из первых подняли вопрос о создании общественного совета на ТВ и СМИ по охране нравственности детей и подростков от пропаганды насилия, сексуальной распущенности, расизма и жестокости в печати и СМИ. Видимо, библиотекам и библиотекарям следует активнее требовать от законодателей скорейшего принятия необходимого в этом плане закона. А одновременно в законе следует предусмотреть существенные налоговые льготы тем издательствам, которые выпускают духовно-просветительскую литературу.

Кроме того, как это было в прошлые годы, целесообразно было бы восстановить выпуск аннотированных рекомендательных библиографических списков и указателей литературы для массовых библиотек и для читателей по различной тематике, и прежде всего изданий патриотического и духовно-нравственного содержания. В потоке контрольного экземпляра в последние годы такие издания, к сожалению, отсутствуют. Хотя ряд библиотек, например Центральная республиканская детская библиотека, издает и распространяет подобные издания для своих читателей.

И в завершение еще несколько слов о работе православных библиотек и православных библиотекарей.

Рекомендовать читателю репертуар православной литературы, составляющий в последние годы свыше 3000 названий в год, призваны православные библиотекари, профессионалы своего дела, работающие в православных библиотеках, способные раскрывать свой фонд и готовые помочь разобраться в нем читателю.

В качестве первоочередных задач православных библиотекарей еще раз назову влияние на репертуар издательской продукции с целью недопущения выхода бездуховных изданий, отрицательно воздействующих на формирование мировоззрения молодого читателя, с одной стороны. С другой стороны, постоянное содействие духовному возрождению общества путем его нравственного просвещения и воспитания, возвращения православных традиций, воспитания у читателя отторжения бездуховной литературы.

К сожалению, у православных библиотекарей нет своего печатного органа, а светские профессиональные журналы не всегда и без охоты (изредка) печатают наши статьи.

Большую работу по развитию православных библиотек и православного библиотечного дела, помимо С.П. Фунтиковой и С.В. Андрюшиной, проводит библиотекарь храма Гребневской иконы Божией Матери Гарбузова В.Ф.

Читайте также: