Дьяковская археологическая культура кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ранее нам пришлось коснуться изучения ранней истории славян, географически расположенных на территории верховьев бассейна Волги к Северо-Западу от Москвы (местность, прилегающая к д. Попелково). Здесь выявлен ряд городищ, которые, судя по датировкам, принадлежат к двум разным археологическим культурам: позднюю определяют как славянскую, а раннюю как дьяковскую. Следовательно, чтобы более полно представить себе картину ушедшей эпохи, нам следует обратить внимание на тех предшественников, которые жили на данной территории задолго до прихода славян и исчезли к моменту их появления. Обратимся к истории раннего железного века и узнаем, кто же такие дьяковцы.

Речь в данной статье пойдет о финно-угорском наследии нашей страны, конкретно о Дьяковской культуре. В этой статье представим общие сведения о ней. Последующие статьи будут посвящены отдельным проблемам: строительной традиции Дьяковских городищ и селищ, специфике погребального обряда, ювелирному производству, внешним контактам и т. д.

Первое, о чем нам здесь следует порассуждать, это вопрос выбора тематики статьи, и зачем нам вообще следует поднимать тему финно-угорского наследия на нашей территории? Второе, это сама археологическая культура, конкретно:

— История открытия и начало исследований. Датировка.

— Периодизация Дьяковской культуры по Е. И. Горюновой.

— Проблема этнической принадлежности.

— Хозяйственная деятельность и социальные отношения.

— Материальная и духовная культуры.

— Проблема верхней датировки памятников.

Степень влияния позднедьяковской культуры на соседей в VII–VIII вв. (в данном случае нас интересуют славяне).

Верхняя датировка финно-угорских археологических памятников. Можем ли мы говорить о дьяковцах в IX?

Одна проблема выходит из другой. Если мы можем говорить позднедьяковских памятниках VIII—IXвв., то логично, что в один короткий временной промежуток дьяковцы жили параллельно со славянами и можно говорить о более глубоком взаимном влиянии двух культур. Но об этом позже. Главное, данная тема актуальна для нас, поскольку касается местности у д. Попелково.



Карта финно-угорских, балтских и славянских археологических культур III—IV вв., соседних племён и государств.

Поселения дьяковской культуры на территории междуречья по хронологическому признаку могут быть разбиты на три группы.

К первой группе относятся дьяковские поселения, возникшие в середине или конце I тысячелетия (VII–VIII вв. до н.э.). Общей чертой их является преобладание так называемой текстильной керамики, причем некоторая часть посуды имеет орнамент, нанесенный зубчатым штампом. Среди находок имеется большое количество костяных изделий ранних типов, иногда украшенных несложным резным орнаментом. Имеются и вотивные костяные фигурки, изображающие животных (лошадь, кабан). Среди железных предметов характерны горбатые ножи, которые, впрочем, бытуют и позднее. Время существования поселений первой группы определяется благодаря находкам на некоторых городищах характерных комплексов пьяноборских украшений.

Большая часть этих поселений продолжает существовать и в последующие века 1 тысячелетия н.э. К этой, условно определенной нами второй группе поселений, многие из которых начали свое существование в предыдущий период, прибавляется большое количество других, основанных в начале 1 тысячелетия н.э.

Третья группа охватывает памятники, которые доживают до конца 1 тысячелетия н.э. и позволяют более четко охарактеризовать культуру и быт их населения этого периода.

« Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым.

Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.

Считают, что на городище жило от 50 до 200 человек, следовательно, это никак не могла быть патриархальная семья, даже сильно разросшаяся. Это был род. Совокупность населения нескольких городищ составляла племя. Инвентарь каждого жилища беден, имущественного расслоения, считает Д. А. Авдусин, еще не было.

Специфичны для дьяковской культуры глиняные грузики неясного назначения. Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основание всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, свастиками, рисунками и т. д. Существует множество гипотез об их предназначении; иногда в них видят культовые предметы (вплоть до вместилищ душ умерших). Но наиболее распространенная и обоснованная трактовка гласит, что это пряслица или грузики для вертикального ткацкого станка.

С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.

Возвращаясь к археологическим памятникам на берегах реки Лутосня и Сестра, можно предположить, что два городища, которые указаны на карте в работе Е.И. Горюновой, датированных VI–IXвв., принадлежат дьяковской культуре. Этот факт полностью входит в общепринятую концепцию постепенного затухания дьяковских городищ по причине вытеснения их славянами. Е. И. Горюнова относит их к III группе памятников, которые доживают до конца 1 тысячелетия н.э. и позволяют более четко охарактеризовать культуру и быт их населения этого периода.

Подводя итог, следует сказать о том, что обе концепции подтверждают идею о тесных взаимных культурных связях, пусть в них и приводятся немного разные промежутки времени, славян и дьяковцев, а также снимется вопрос совместного сосуществования двух народов на одной территории на протяжении небольшого отрезка времени. Более развернутые ответы на эти вопросы дает материальная культура позднедьяковских городищ, на основе которых и возникает идея взаимной ассимиляции славян и финно-угров.

Аре­ал дис­кус­сио­нен, ны­не очер­чи­ва­ет­ся от пра­во­бе­ре­жья ка­шир­ско­го те­че­ния Оки на юге до Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти, рек Ча­го­да и Су­да (ле­вые при­то­ки Вол­ги) на северо-за­па­де и се­ве­ре, при­мер­но по ли­нии Яро­славль - Ко­лом­на на вос­то­ке. Да­ти­ру­ет­ся по на­ход­кам: VIII-VII веков до н. э. - VII века н. э.; име­ет­ся бо­лее 200 ра­дио­уг­ле­род­ных да­ти­ро­вок в ин­тер­ва­ле 550 года до н. э. - 400 года н. э.

Хо­зяй­ст­во ос­но­ва­но на охо­те, ры­бо­лов­ст­ве, жи­вот­но­вод­ст­ве, а так­же на зем­ле­де­лии (по­лу­чи­ло раз­ви­тие в на­ча­ле н. э.). На­се­ле­ние ран­ней Дьяковской культуры счи­та­ют фин­но-угор­ским, позд­недь­я­ков­ское - сме­шан­ным бал­то-фин­но-угор­ским. Пре­ем­ст­вен­ность по­се­ле­ний Дьяковской культуры, жизнь на ко­то­рых пре­кра­ти­лась в V-VII веках, и славянских па­мят­ни­ков, из­вест­ных в ре­гио­не с X-XI веков, не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Иллюстрации:

Ран­няя дья­ков­ская куль­ту­ра. Ро­го­вая пла­сти­на с из­об­ра­же­ния­ми. Го­ро­ди­ще Бор­ше­ва. Ис­то­ри­че­ский му­зей (Москва). Фото Н. А. Кренке.

ДЬЯКО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра ран­не­го же­лез­но­го ве­ка в Вол­го-Ок­ском ме­ж­ду­ре­чье. Аре­ал дис­кус­сио­нен, ны­не очер­чи­ва­ет­ся от пра­во­бе­ре­жья ка­шир­ско­го те­че­ния Оки на юге до Вал­дай­ской воз­вы­шен­но­сти, рек Ча­го­да и Су­да (ле­вые при­то­ки Вол­ги) на сев.-за­па­де и се­ве­ре, при­мер­но по ли­нии Яро­славль – Ко­лом­на на вос­то­ке. Да­ти­ру­ет­ся по на­ход­кам: 8/7 вв. до н. э. – 7 в. н. э.; име­ет­ся бо­лее 200 ра­дио­уг­ле­род­ных да­ти­ро­вок в ин­тер­ва­ле 550 до н. э. – 400 н. э.

Хотя для профессиональных археологов и историков это не секрет, многие не знают, что Коломенское скрывает в себе городища, селища и капища финно-угорских народов, живших на территории Москвы задолго до прихода сюда славян. В раннем железном веке все Подмосковье было занято племенами дьяковской культуры, которых считают предками финно-угорского племени меря, известного из древнерусских летописей. Культура их собственных предков была названа по древнему селу Дьяково, располагавшемуся на территории современного парка Коломенское. А сами финно-угры скорее всего были ассимилированы славянами и вошли в состав русского народа,

Бронзовые украшения с эмалью III-IV веков н.э. из раскопок на Дьяковом городище в 1981-87 годах. (Рисунок – Н.А. Кренке).

Бронзовые украшения с эмалью III-IV веков н.э. из раскопок на Дьяковом городище в 1981-87 годах. (Рисунок – Н.А. Кренке).

Впоследствии была выделена целая культура железного века, которой городище в Коломенском дало свое название. Дьяковская культура существовала в верховьях Волги и Оки со второй половины I тыс. до н.э. до V-VI веков н.э. Ее представители занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыбалкой, выплавкой металла и пр. Археологами найдены в основном городища и селища дьяковцев, в меньшем количестве – их могильники. Хорошо исследованными считаются такие городища, как Щербинское, само Дьяковское (или Дьяково), Троицкое. Городища обычно расположены на возвышенных мысах коренного берега и высоких террас, а с напольной стороны защищены рвами и валами.

Носители дьяковской культуры вместе с представителями городецкой культуры, которых считают предками муромы, мещеры и мордвы, происходили от племен позднего бронзового века культуры сетчатой керамики Окского междуречья и Верхней Волги. (Ранее последние мигрировали на территорию Центральной России со стороны Уральских гор). Интересно, что если население ранней дьяковской культуры считают чисто финно-угорским, то позднедьяковское – смешанным балто-финно-угорским. Если проводить аналогии с современностью, это были своего рода древние латыши (этот народ также в значительной мере представляет собой смесь балтов и финно-угров), только жившие очень далеко от моря.

Дьяково городище на фрагменте карты памятников железного века на территории Москвы. Оранжевыми оттенками выделена территория интенсивного освоения людьми к этому периоду. (Карта – Н.А. Кренке).

Дьяково городище на фрагменте карты памятников железного века на территории Москвы. Оранжевыми оттенками выделена территория интенсивного освоения людьми к этому периоду. (Карта – Н.А. Кренке).

Помимо Московской области, дьяковская культура в период примерно с VII века до н. э. до V века н.э. охватывала соседние области: Тверскую, Владимирскую, Ивановскую, Ярославскую, Смоленскую. Считается, что дьяковцы вошли в конфликт и вытеснили ранее проживавшие здесь племена фатьяновцев – индоевропейцев, рано отколовшихся от массива племен, из которых позже выделились балты, славяне, германцы и пр. Но не исключено, что дьяковцы смешались с фатьяновцами, также иногда считающимися протобалтами (предками восточных балтов). В более дальней перспективе можно сказать, что самыми первыми жителями Московской области не были ни дьяковцы, ни фатьяновцы: например, на территории современного парка Коломенское люди селились еще с мезолита.

Вид с Дьякова городища на Москва-реку и центральную часть парка Коломенское, где ранее существовало одноименное село, также возникшее на основе дьяковских поселений. (Фото автора).

Вид с Дьякова городища на Москва-реку и центральную часть парка Коломенское, где ранее существовало одноименное село, также возникшее на основе дьяковских поселений. (Фото автора).

В более позднее время местные славянские жители воспринимали финно-угорские городища как обиталище языческих духов, откуда и появлялись характерные названия вроде Чертова городка (о нем см. ниже). Так, по свидетельству одного из основателей Исторического музея И.Е. Забелина, еще на рубеже XIX-XX веков весной в Коломенском местные селяне собирались на Дьяковом городище для хороводов и прочих обрядов.

Дьяковский ручей протекает в глубоком овраге, защищающем городище, как и откос со стороны берега Москва-реки. (Фото автора).

Дьяковский ручей протекает в глубоком овраге, защищающем городище, как и откос со стороны берега Москва-реки. (Фото автора).

Дьяковцы обычно строили небольшие городища площадью 1000-3000 кв. м в местах, где в крупную реку впадает небольшая речка или ручей, образуя треугольный мыс: такое городище было и на месте Московского Кремля. Сначала городища укреплялись только рвом и частоколом с напольной (открытой) стороны. С IV века до н.э., когда большее распространение получило железо и участились военные столкновения с целью грабежа, городища обносятся новыми валами, а с напольной стороны - двумя рядами валов со рвом между ними. На территории современного Кунцево было найдено дьяковское городище, окруженное тройной линией валов и частоколов. В одном городище могло жить 50-200 человек.

Вид на остатки вала Дьякова городища с проходом к Москва-реке. Здесь выгоняли наружу скот для выпаса в речной пойме, где существовало селище, названное археологами Дьяково-пойма, а также проходили к лодкам на реке и бывшему дьяковскому селищу, известному у местных жителей как Чертов городок.

Вид на остатки вала Дьякова городища с проходом к Москва-реке. Здесь выгоняли наружу скот для выпаса в речной пойме, где существовало селище, названное археологами Дьяково-пойма, а также проходили к лодкам на реке и бывшему дьяковскому селищу, известному у местных жителей как Чертов городок.

Для дьяковских поселений характерны находки бронзовых украшений, а также глиняных грузиков, пряслиц, шариков. На Дьяковом городище были обнаружены глиняные литейные формы для гладких браслетов и булавки с двуспиральным навершием. Булавки этого типа имеют аналоги в древностях конца II тыс. до н.э. – VII века до н.э. Восточной Европы и Северного Кавказа.

Ранние дьяковцы жили в полуземлянках, отчасти напоминающих саамские домики или жилища вятичей. Затем у них появились углубленные в землю длинные дома площадью 50-70 кв. м, очень похожие на те, что были характерны для германских народов. Так, на Дьяковом городище были обнаружены следы дома длиной 15 м и шириной 3,5 м, вмещавшего большую семью. В последние века существования дьяковской культуры на смену длинным домам пришли небольшие (площадью около 20 кв. м.) квадратные в плане постройки из бревен на опорных столбах, напоминающие современные финские лааву (лабазы).

Реконструкция финно-угорского жилища в Дарвиновском музее в Москве. Вспоминается шутка: - А правда, что у вас медведи по дорогам ходят? – Неправда, нет у нас никаких дорог!

Реконструкция финно-угорского жилища в Дарвиновском музее в Москве. Вспоминается шутка: - А правда, что у вас медведи по дорогам ходят? – Неправда, нет у нас никаких дорог!

Иначе как вятичи могли бы перенять у финно-угров обычай употребления в пищу конины? Более того, антропологический тип вятичей был весьма близок к финно-угорскому, так что многие палеоантропологи считают, что эти два типа племен постепенно сливались в один народ. (Хотя некоторые современные сторонники ДНК-генеалогии и стараются всячески приуменьшить финно-угорский субстрат в русской нации).

Н.А. Кренке полагает, что Дьяково городище, Царицыно-1 и соседние городища и селища дьяковцев составляли единую поселенческую структуру. (На селище Чертов Городок возле Дьякова городища была обнаружена текстильная керамика возрастом около 3000 лет, совпадающая по манере исполнения и датировке с аналогичной керамикой из селения Царицыно-1, а также из находок на Верхней Волге и в Мещере).

Кому интересно: в рамках фестиваля "Золотая осень" (Москва, 4-13 октября) на Святоозерской улице в Косино будет представлена реконструкция финно-угорского городища дьяковской культуры. Информация здесь .

О курганах вятичей на территории московского парка Царицыно читайте здесь .

О культуре бронзового века Вилланова и ее носителях - загадочном народе этрусков на территории современной Италии читайте здесь .

Читайте также: