Литература древней месопотамии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как узнали:

Литература:

© Мифы.

Когда вверху. (Энум-Элиш)

(Вавилонский миф о сотворении мира и людей)

Таков в общих чертах вавилонский миф о творении, в котором легко проследить лежащие в его основе шумерские элементы. Но в Энума элиш разбросанные во многих шумерских мифах мотивы соединены и спаяны в единое целое.

(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 34-37)

© О молитвах

(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 157-158 + Кузищин)

© Философия

Разговор господина с рабом

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

— Запряги поскорей колесницу, чтоб мне ехать к царю во дворец! — приказал

господин, и раб поклонился ему:

— Поезжай поскорей! Там ты сможешь снискать особую милость! Но покачал головой господин:

— Раб, не спеши! Не хочу я ехать к царю!

И откликнулся раб:

Да, зачем тебе ехать! Может царь поручить опасный поход, и будешь ты в

тяжком походе страдать днем и ночью.

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

— Задумал я, раб, жениться. Наследниками пора обзавестись! — сообщил

господин, и раб поддержал:

— Что ж, хорошее дело! Тот, кто имеет детей, может быть спокоен о том, что

когда помрет, найдется человек, приносящий жертву!

— Нет, раб! Вздор я говорю — с какой стати мне жениться? — засомневался

— А и верно! — поддержал господина раб. — Жениться — это что голову в

петлю сунуть. Да и дети — то родятся бог весть какие — кривые да хромые! Не

женись, мой господин — дом свой в целости сохранишь, ей-богу!

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

— Задумал твой господин учинить разбой! Что скажешь?

— Что ж, дело неплохое! — отвечал господину раб. — Разбоем добудешь ты

— Нет, раб, я передумал — не пойду я на разбой! — изменил свое решение

— А и не ходи, мой господин, не ходи! Чего доброго убьют тебя, с живого

снимут шкуру, в темницу бросят! Не учинишь разбоя — жить долго будешь!

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

— Решил я свершить для отчизны великое доброе дело!

И так ему раб отвечал:

— Что ж, господин, сверши задуманное — ты и у царя в почете будешь, да и

боги тебя не забудут.

— Нет, раб, не хочу я делать добрые дела для моей отчизны! — И господин

решительно взмахнул рукой.

— А и правда, господин, что проку в них? Пойди на кладбище да погляди на

кости — разве угадаешь ты, кто из умерших был усерден к благу государства, а кто

(Разговор господина с рабом. С. 102-104)

© Государство и право

© О законах Хаммурапи

. В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности:

(Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. С.94-95)

© Из законов Хаммурапи

195. Если сын ударил своего отца, то ему отрежут руки.

196. Если кто-нибудь повредил глаз у сына мужа (т.е. свободного человека), то

повредят глаз ему [самому].

197. Если он сломал кость у сына мужа, то сломают кость ему.

199. Если он повредил глаз у чьего-нибудь раба или сломал кость у чьего-

нибудь раба, то он уплатит половину его стоимости.

202. Если кто-нибудь ударил по щеке лицо высшего положения, то его на суде

ударят шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если сын мужа ударил по щеке сына мужа одинакового положения, то

уплатит мину серебра.

216. Если врач сделал кому-нибудь тяжелый разрез бронзовым ножом и

излечил [этого] человека или же снял с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым ножом

и вылечил глаз [этого] человека, то он получает десять сиклей серебра.

218. Если врач сделал кому-нибудь тяжелый разрез бронзовым ножом и

причинил смерть [этому] человеку или же снял с чьего-нибудь глаза бельмо

бронзовым ножом и повредил глаз [этого] человека, то ему отсекут руки.

229. Если строитель построил кому-нибудь дом и сделал свою работу

непрочно, так что построенный им дом обвалился и причинил смерть домохозяину,

то строитель предается смерти.

230. Если он причинил смерть сыну домохозяина, то предадут смерти сына

231. Если он причинил смерть рабу домохозяина, то отдает домохозяину раба

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. Древнемесопотамская (шумеро-аккадская) литература – это единая, несмотря на двуязычие, словесность народов, населявших междуречье Ефрата и Тигра в III–I тыс. до н.э., – шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев.

На рубеже IV–III тыс. до н.э. в шумерских городах Южного Двуречья появились первые глиняные таблички с образцами архаической письменности, возникшей на основе системы трехмерных глиняных символов-фишек, которыми пользовались для учета в храмовых хозяйствах Шумера. Вместе с такими хозяйственными документами появились списки знаков и слов: вероятно, по ним обучались будущие чиновники и писцы.

Писцы не только переписывали старые, но и сочиняли новые нравоучительные тексты. В эддубе возник и такой жанр месопотамской литературы, как диалог-спор. Ранние сочинения этого жанра (Зима и лето, Пальма и тамариск, Плуг и мотыга) представляли собой в основном состязания в самовосхвалении; в более поздних поэмах-диалогах (Вавилонская теодицея, Разговор господина с рабом) содержались мотивы, ставшие предвосхищением библейских Книги Иова и Екклесиаста. Как дидактическое можно рассматривать сочинение Писец и его непутевый сын, шумерский текст IX в. до н.э. об ученике и его учителе, дающий представление о нравах в эдуббе. Интересна также сказка Ниппурский бедняк о проделках хитреца, который смог отомстить своему могущественному обидчику. Сохранилось также сочинение в форме предсказаний Советы государю о насущной политике, в частности о необходимости сохранения привилегий городов Вавилона, Ниппура, Сиппара. Древнейшие образцы месопотамской лирики – плачи, гимны богам и героям, свадебные славословия (в записях XXI–XIX вв. до н.э.). Известен поздний ассирийский каталог, в котором содержались первые строки нескольких десятков любовных стихотворений в форме диалогов влюбленных, описывающих любовные чувства и воспевающих красоту возлюбленной. Некоторые из них сохранились в отрывках или полностью. Исследователи отмечают, что они по стилистике и духу близки к библейской Песни песней. Во II тыс. до н.э. появилось множество сочинений в виде псалмов, покаяний, личных молитв к богам, пронизанных искренним религиозным чувством. От покаянных псалмов ведут свое происхождение сочинения о невинных страдальцах. В списках начала II тыс. до н.э. сохранилось около полутора десятка шумерских поэм мифологического содержания: Энлиль и Нинлиль, Бог Энки и Нинхурсаг, Энки и Шумер и др., в которых содержится рассказ о возникновения Вселенной, сотворении первого человека и начале существования Шумера. Одна из табличек донесла до исследователей отрывок шумерской повести о всемирном потопе. Более подробное описание этого события содержится в старовавилонской поэме об Артахасисе, прототипе библейского Ноя. В древневавилонском космогоническом эпосе Энума Элиш (Когда вверху; начальные слова произведения служили его названием) представлена еще одна версия сотворения мира из хаоса, победы Мардука, главного бога города Вавилона, над богиней первичных мировых вод Тиамат. Мардук из тела богини Тиамат создал землю и небо, человек же создан для служения богам. Чтение этой поэмы являлось необходимым элементом встречи нового года в храме Мардука.

К более поздним этапам становления эпической поэзии относится знаменитый Эпос о Гильгамеше. Героями этого эпоса являются близкие друзья: Гильгамеш – полубог-получеловек и Энкиду, созданный богами как своего рода alter ego Гильгамеша, и который умирает вместо Гильгамеша после многих совместных деяний. Его смерть вынуждает Гильгамеша отправляется на край света, чтобы узнать у пережившего потоп Утнапишти секрет обретения вечной жизни.

Как узнает герой, вечная жизнь смертным недоступна, – однако Гильгамеш добывает цветок вечной юности, впоследствии похищенный змеей.

Лирическая поэзия Древнего Востока. М., Наука, 1984
Литература Шумера и Вавилонии. – В кн. Поэзия и проза Древнего Востока М., 1973
Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981
Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
СПб, Азбука, М., Терра, 1997

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Наряду с мифами о богах от народов Древней Месопотамии дошёл созданный при помощи её письменности литературный эпос, который воспевает подвиги героев, обладавших исключительной силой и мудростью, но отличавшихся от бессмертных богов тем, что рано или поздно они должны были подвергнуться участи всех людей и покинуть землю. В этих эпических произведениях скрещиваются различные элементы. Устное народное творчество осложняется добавлениями и толкованиями обрабатывавших его писцов. Воспоминания о реальных исторических событиях и деятелях перерабатываются в литературе Древней Месопотамии с явными преувеличениями и снабжаются сказочными подробностями.

Письменность Древней Месопотамии

Глиняная табличка из Шуруппака с образцом клинописи, при помощи которой создавалась литература Древней Месопотамии

Наиболее характерным следует признать эпический цикл, посвященный величайшему герою Древнего Двуречья – Гильгамешу. Разрозненные эпизоды этого цикла сохранились на шумерском языке. Окончательной систематизации и литературной переделке они подверглись уже после того, как были заимствованы аккадцами, которые создали на своем языке единую поэму о Гильгамеше в 12 частях.

В настоящее время выяснено, что Гильгамеш был исторической личностью. Именно при Гильгамеше город Урук, где он правил, стал главным центром Древней Месопотамии

Религия Древней Месопотамии (шумеро-аккадская). Иллюстрированная аудиокнига

В аккадской поэме Гильгамеш выступает как своенравный и капризный властитель, заставляющий мужчин строить городские стены, а девушек забирающий в свой гарем. Вместе со своим другом Энкиду он совершает ряд подвигов (например, убивает великана Хумбабу, живущего в кедровом лесу). Сама богиня Иштар, пораженная силой и мудростью Гильгамеша, предлагает ему стать ее супругом, но предусмотрительный герой отвергает ее искания. Он напоминает ей, что она коварно погубила всех своих прежних любимцев.

По просьбе оскорбленной дерзким отказом богини отец ее Ану насылает на Урук небесного быка, который выпивает воды Евфрата и раскалывает своим дыханием землю. Однако Гильгамеш и Энкиду убивают чудовище.

Гильгамеш

Гильгамеш. Величайший герой эпической литературы Древней Месопотамии

В конце концов борьба с богами оказывается Гильгамешу не под силу. Умирает его друг Энкиду. Мысль о неизбежности смерти угнетает этого величайшего героя литературы Древней Месопотамии, и он отправляется в далекое путешествие с целью обрести тайну бессмертия. Он переплывает океан и добирается до острова, где живет его предок Утнапиштим, который спасся от всемирного потопа и по воле богов обрел бессмертие вместе со своей женой. По их совету Гильгамеш опускается на морское дно и извлекает оттуда волшебный куст, превращающий старца в юношу, но появляется змея и похищает у него это растение.

Основная мысль поэмы сводится к тому, что даже величайший герой не может добиться вечной жизни и должен смириться перед богами.

Наряду с эпическими произведениями литературы Древней Месопотамии до нас дошла шумерская и аккадская лирика.

В честь богов составлялись гимны. В одном из них воспевается солнечный бог Шамаш, карающий преступников, охраняющий всех находящихся вне дома.

В Древней Месопотамии используется также своеобразная литературная форма диалога, которая (как позднее в греко-римской античности) служит для выражения глубоких раздумий о смысле жизни.

В этом диалоге выражена мысль, что вельможа так же бессилен перед царем, как раб бессилен перед вельможей.

Своеобразным литературным жанром Древней Месопотамии, сильнее всего сохранившим черты народного творчества, является басня. До нас дошли рассказы из жизни животных (об орле и змее, о трусливой и хвастливой лисе, о великодушном льве и т. д.).

Уходящая корнями в глубь тысячелетий, традиция устного и письменного творчества народов Месопотамии представлена таким литературными памятниками, как например, вавилонская "Поэма творения" . Подвергавшаяся за многие века своего существования неоднократной переработке, поэма рассказывает об истоках мироздания, когда не было ни неба, ни земли, а только бушевал первоначальный океан - огромная водная стихия, из которой вышло несколько поколений богов. Человек, созданный для служения богам, был сделан из глины, замешенной на крови падшего бога. После смерти "он спускается в царство, откуда нет возврата, в жилище, входящие в которое лишаются света", туда, где питаются лишь пылью, да глиной. Так мыслители древнего Вавилона объясняли происхождение Земли, жизнь и смерть человека.

Самым замечательным произведением Месопотамии является "Сказание о Гильгамеше" .

Его герой, превратившийся в легенду, - один из древнейших царей Урука . Начало "Сказанию" было положено короткими устными рассказами, составившими затем цикл легенд на шумерском языке. Ассирийцы переработали их в эпическую поэму из двенадцати песен, в которой осмысливается проблема страха, испытываемого человеком перед лицом смерти, и его стремление к бессмертию. Вместе с Энкиду - дикарем, который становится его другом, - Гильгамеш совершает великие подвиги: одолевает небесного быка, посланного богиней Иштар, чтобы убить его; побеждает великана Хумбабу - чудовище, поставленное сторожить кедровый лес. Но Энкиду погибает и безутешный Гильгамеш отправляется на поиски "травы бессмертия" по ту сторону реки смерти.

По дороге он встречает мудрого Утнапиштима, явившегося прообразом библейского Ноя - единственного, кто спасся во время Потопа. Мудрец поведал Гильгамешу о том, как он спасся, и о том, как стал бессмертным. Получив "траву бессмертия", Гильгамеш не сумел сохранить её и вынужден был разделить судьбу всех смертных.

Ассирийский богатырь, усмиряющий льва - барельеф из дворца Саргона в Хорсабаде. Здесь изображен не какой-то конкретный персонаж, а обобщенный образ нескольких сказочных героев, таких, как Мудрецы, или Гильгамеш - царь - городе Урука, правивший в очень давние времена и ставший легендарным за свои подвиги. Однажды отправился на край света на поиски бессмертия. После всех приключений и странствий Гильгамеш начинает понимать, что жить сегодняшним днем гораздо важнее, чем искать несбыточную мечту.

Ассирийский богатырь, усмиряющий льва - барельеф из дворца Саргона в Хорсабаде. Здесь изображен не какой-то конкретный персонаж, а обобщенный образ нескольких сказочных героев, таких, как Мудрецы, или Гильгамеш - царь - городе Урука, правивший в очень давние времена и ставший легендарным за свои подвиги. Однажды отправился на край света на поиски бессмертия. После всех приключений и странствий Гильгамеш начинает понимать, что жить сегодняшним днем гораздо важнее, чем искать несбыточную мечту.

Библия , а через нее и западная цивилизация в целом имеют своими истоками именно эту литературу с её вечными проблемами, литературу, в которой делалась попытка объяснить происхождение мира и тайны природы с помощью таких жанров, как предание, сатира, пословицы.

Если Вам понравилась статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал , чтобы ничего не пропустить;)

Точность наблюдений вавилонских астрономов была весьма высока, и нам остается только удивляться тому, как они могли добиваться ее, не имея современных оптических приборов. Сейчас мы пользуемся месопотамскими названиями планет в античном переводе: например, вторая планета Солнца именуется Венерой (Венера – римская богиня любви) только потому, что римляне перевели таким образом вавилонское название этой планеты – Иштар (богиня любви в Вавилонии). Месопотамцы ввели также деление неба на 12 зодиакальных созвездий и их названия (Овен, Телец, Близнецы и т. д.). Счет времени по шестидесятиричной системе (секунды, минуты, часы) тоже заимствован у шумеров.

Медицина в Вавилонии развивалась в двух основных направлениях – разработка целительной магии и диагностических гаданий и развитие настоящих, практических фармацевтических знаний и врачебных приемов. Характерной особенностью Месопотамии было то, что эти сферы оказались обособленными: в первой действовали заклинатели-ашипу, во второй – лекари-асу. Последние, конечно, тоже пользовались ритуалами, но нечасто и только как вспомогательными средствами, а лечили в основном травами и различными лекарствами.

Постепенно настоящее лекарское искусство исчезло, уступив место знахарству, использовавшему заклинания. В результате в I тыс. до н. э. престиж врачей стоял так невысоко, что, по обычаю, больного выносили на площадь, чтобы проходящие могли поделиться с ним опытом и дать ему медицинский совет – от врачей более полезного совета все равно не ждали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

РЕЛИГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

РЕЛИГИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Одновременно с древнеегипетской формировалась другая великая ближневосточная цивилизация — в Междуречье Тигра и Евфрата. Месопотамская (т. е. шумеро-аккадско-вавилоно-ассирийская) религия, основы которой заложили шумеры,

Просвещение, наука, литература и искусство

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, отмеченное бурной деятельностью в области внешних и внутренних дел, было также временем интенсивного развития в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда

Боги, судьба и люди в Древней Месопотамии

Боги, судьба и люди в Древней Месопотамии Мировоззрение месопотамцев было типичным порождением ближневосточной языческой древности. Абсолютных начал для месопотамцев не существовало, как и противопоставления разных уровней бытия: естественного –

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства…

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали еще конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы

Культурная политика Дутова (образование, наука, литература, искусство)

Культурная политика Дутова (образование, наука, литература, искусство) С сожалением приходится обращаться к разделу о культурной политике Дутова. Сожаление это обусловлено тем, что, если бы оренбургский атаман не уделял в годы Гражданской войны столь значительного

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии

Культура Древней Месопотамии

Культура Древней Месопотамии Грамота и школы Как мы уже упоминали, грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась. В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие о

Наука, искусство и литература

Наука, искусство и литература При Екатерине наука и искусство сильно подвинулись вперед.Был изобретен самовар.По изобретении его немцы пожелали перенять устройство самовара, но никак не могли дойти до этого.Напрасно иностранные правительства приказывали своим послам в

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии

§ 4.1. Государственность в древней Месопотамии Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. — с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена

Просвещение, наука, литература и искусство

Просвещение, наука, литература и искусство Время Македонской династии, как известно, отличалось напряженной культурной работой в области науки, литературы и просвещения. Деятельность таких лиц, как Фотий в IX веке, Константин Багрянородный в X веке и Михаил Пселл в XI веке с

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов

Просвещение, литература, наука и искусство в эпоху Палеологов В то время как империя Палеологов в политическом и экономическом отношении переживала критические времена, уступая шаг за шагом перед османскими турками, уменьшаясь постепенно в размерах и будучи, наконец,

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Читайте также: