Обобщение в географии это кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
urok_-_obobshchenie_1_razdela.docx 31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока. Обобщающий урок.

Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, физическая карта полушарий.

Методы и формы учебной деятельности . Беседа. Подведение итогов.

Основные понятия и термины. Живая природа; не-живая природа; явления природы: физические, биологические; естественные науки; астрономия , физика, химия, география, биология, экология; физическая география; социально-экономическая география; методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.

Основное содержание. Земля — уникальная планета: только на ней существует жизнь. Объекты живой и неживой природы Земли тесно взаимосвязаны, они изменяют и дополняют друг друга. Процессы, происходящие в природе и изменяющие ее, — явления природы — делят на физические и биологические. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает человек.

Науки о природе называют естественными науками. К ним относят астрономию, физику, хи-мию, географию, биологию, геологию, экологию.

Современная география образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раз-дела: физическую и социально-экономическую географию.

Специальными методами географических исследований являются графическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический методы.

Результаты урока. Закрепление ранее сформированных метапредметных и предметных умений.

Вопросы и задания в презентации к уроку:

1. Почему Земля — уникальная планета? Чем она отличается от других планет?

2. Какие свойства отличают живую природу от неживой? Дополните предложение.

Объекты живой природы питаются, ____________ , __________________ Они — живые организмы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Педагогическая наука давно установила "Обучать надо не всех, а каждого". Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений, учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процесс е творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами, цифровыми образовательными ресурсами.

Возникает проблема: как организовать эффективную работу ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений, навыков, как обеспечить коррекцию.

Интуитивно наблюдая за детьми на уроке, понимаешь, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.

Каждый учитель ищет в своей работе средства повышения качества образования. Качество - это тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт образования. Принято считать, что в этой категории воплощается социальный заказ общества к учебно-воспитательной деятельности. Под качеством знаний следует понимать целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников.

Систематизации знаний, усвоению основных географических понятий и повышению качества знаний способствуют уроки обобщающего повторения.

На этих уроках привлекается внимание учащихся к наиболее существенным вопросам темы или раздела, систематизируются знания, раскрывается роль географических закономерностей для практической деятельности человека, показываются пути их использования в различных отраслях народного хозяйства, в деле охраны природы, осуществляется использование теоретических положений для объяснения явлений живой природы, а также формирования научного мировоззрения.

Ценность урока обобщающего повторения состоит, прежде всего, в приобретении дополнительных знаний за счет установления новых причинно-следственных связей, обобщения на более высоком уровне уже известного учебного материала.

Положительно в этом уроке также и то, что на нем широко используются внутри и межпредметные связи, ведущие к рациональному интегрированию учебных дисциплин.

Этот тип урока должен реализоваться под доминантой поисковой, творческой деятельности, обеспечивающей глубокое осознание изученного, понимание сущности процессов и явлений на уровне законов и закономерностей географической науки.

Учитель должен видеть в уроке обобщающего повторения лабораторию формирования умений мыслительной деятельности, где обобщение, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и другие приемы становятся инструментом построения суждений, умозаключений на более высокой ступени познания, нежели первоначальное изучение учебного материала.

Обобщающее повторение должно носить фронтальный или приближенный к нему характер и стимулироваться оценкой индивидуальной или групповой деятельности.

Целесообразно проводить уроки – семинары, уроки- зачеты, уроки – дискуссии, деловые и ролевые игры, топографические диктанты и др., т.е. использовать такие организационные формы урока, которые гарантируют поисковую, творческую работу класса и каждого ученика.

Например, использование топографических диктантов

Общественный смотр знаний

Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются свое­образной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью по­казать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они ов­ладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

Пресс-конференция

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ве­дут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важ­нейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Урок-путешествие

Этот урок - познавательная игра, в ходе которой со­вершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны.

Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

Решение задач

Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установле­нию связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его раз­новидностях, средство создания проблемных ситуаций.


Таким образом, значение уроков обобщающего повторения исключительно велико. Эти уроки связывают воедино основные элементы целой темы, способствуя выработке четкого представления по обширному материалу, развивая кругозор учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете о роли обобщающих уроков в повышении качества знаний по географии.

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливаются причинно-следственные связи, отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности. Обобщающий урок служит также целям проверки знаний и умений учащихся. При этом проверяется и оценивается не столько знания фактов, а также сводится к развитию логических умений анализировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Процесс обобщения знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого материала. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. Воспроизведение и коррекция знаний. Повторение и анализ основных событий, явлений. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. Подведение итогов урока.

Большую роль обобщения знаний играют в реализации задач по повышению качества знаний. Для этого важно так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, чтобы они имели возможность практиковаться в использовании теорий и закономерностей для отстаивания своих взглядов, понуждать к высказыванию своего отношения.

На обобщающем уроке вопросы ставятся с целью обеспечения усвоения учащимися наиболее существенной системы знаний и умений, установлению связей между ними и формулирования наиболее общих выводов, раскрытия практической и мировоззренческой значимости знаний. Усложнение вопросов, более обобщённые ответы.

Увеличивается доля самостоятельности в работе учеников на уроке. Беседа становится более абстрактной, строится на основе широких теоретических обобщений.

Различают индуктивный и дедуктивный подход в повторении и обобщении знаний.

При дедуктивном подходе обобщение осуществляется путём распространения общих понятий или закономерностей на частные случаи. Задача ученика в данном случае состоит в подборе к имеющемуся общему понятию или закономерности фактов или явлений, которые его подтверждали.

Обычно уроки обобщающего повторения включают объяснения учителя, направленное на установление общих признаков, а также постановку им познавательной задачи для последующей самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельные работы учащихся на уроках обобщающего повторения должны обеспечивать повторение главных вопросов курса и быть рассчитаны на использование различных приёмов учебной работы и разнообразных источников знаний .

Обобщение решает следующие задачи:

- обеспечивает прочное и глубокое усвоение знаний, умений и навыков;

-приводит в систему факты и явления, углубляет содержание изучаемых понятий;

-помогает установить более высокий уровень между понятиями, фактами, явлениями;

-формирует навыки самостоятельной работы;

-способствует умственному развитию учащихся.

При проведении данных уроков не следует:

-включать в урок большое количество разнообразных вопросов и большое количество понятий, т.к. качество знаний зависит не от количества;

- при повторении необходимо не просто воспроизводить изученное ранее, а раскрывать причинно-следственные связи между явлениями на более высоком уровне.

В процессе обучения проводят текущее и обобщающее повторение.

Текущее повторение проводится при изучении нового материала.

Обобщающее повторение в зависимости от места в учебном процессе подразделяется на :

Тематическое повторение.

Способствует систематизации и обобщению учебного материала, пройденного на нескольких уроках, и более глубокому пониманию взаимосвязей отдельных фактов и явлений, а также закономерностей.

Тематическому повторению свойственна более высокая степень обобщения, чем текущему.

Уроки тематического повторения.

Данные уроки отличаются друг от друга методикой повторения. На одних может преобладать беседа, на других - самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом и т.д. Они могут проходить в виде обзорной лекции.

Повторение, предшествующее изучению.

Основная задача, которую решает этот вид повторения - восстановление в памяти забытого школьниками учебного материала после длительного перерыва ( каникул), без знания которого дальнейшее усвоение материала вызовет затруднение. Выполнению этой задачи помогает использование в процессе повторения таких эффективных методов, форм и приёмов обучения как самостоятельная работа, индивидуально-дифференцированный подход, решение различных задачи т.д.

Завершающее повторение.

Цель данного повторения - систематизировать и обобщить самое существенное в учебном материале курса изучения больших разделов и всего учебного курса, изучаемого на протяжении всего учебного года.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и по­вышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический ма­териал, приборы.

Заключительное повторение.

Повторение, проводящееся на завершающем этапе изучения основных вопросов курса географии и осуществляемое в логической связи с изучением учебного материала по данному разделу или курсу в целом, будем называть заключительным повторение .

Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен

обогащать и расширять ранее изученные понятия.
"Старое должно подпирать новое, а новое обогащать старое".
Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.
В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы:

Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?

Что повторять? Исходя из высказываний классиков педагогики, можно выдвинуть следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:
Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.
Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.
Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное.

На вопрос, как повторять, необходимо осветить те методы и приемы, которыми должно осуществляться повторение.

Методы и приемы повторения должны находиться в тесной взаимосвязи с видами повторения.
При повторении необходимо применять различные приемы и методы, сделать повторение интересным путём внесения, как в повторяемый материал, так и в методы изучения некоторых элементов новизны. Только разнообразие методов повторения может устранить те противоречие, которое возникает ввиду отсутствия желания у части учащихся повторять то, что ими усвоено однажды.
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала.

Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения, специфики географии, как учебного предмета, её методов.

Третье требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: когда повторять? Оно должно осуществляться по принципу: "Учить новое, повторяя, и повторять, изучая новое" (В. П. Вахтеров).

Характер урока в связи с переходом учащихся из одного класса в другой значительно меняется. В старших классах существенно перестраивается закрепление и повторение учебного материала. Увеличивается объем фактического материалами, выносимого на закрепление и повторение; поурочное закрепление в ряде случаев переходит и тематическое или перерастает в обобщающее повторение, увеличивается доля самостоятельности учащихся при закреплении и повторении.
усвоено однажды.

Структура уроков и используемые на них методические средства, определяются характером изучаемого материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся, а также проблемами и недостатками. На таких уроках в некоторых случаях учитель сам излагает сложный материал, требующий систематизации и обобщения

Обобщающими уроками обычно заканчивается изучение темы, раздела, курсов и всего предмета в целом.

В 6 классе – в заключении курса изучения для установления связей между сферами.

В 7 классе – после изучения материков Южного полушария для установления общих черт в истории развития и строения рельефа, формирования климата и размещения климатических поясов; для закрепления приёмов работы с картой различного содержания. В конце курса - для закрепления понимания деления географической оболочки на природные комплексы; для выявления причин своеобразия природы материков и факторов, определяющих изменение компонентов природного комплекса, для закрепления приёмов работы с картами, климатическими диаграммами.

В 8 классе - после изучения природы России выявления причин взаимодействия географических явлений и процессов, взаимосвязи компонентов природы, для закрепления знаний содержания и последовательности характеристики компонентов природы и ПТК в целом.

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.

Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.

"Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений", — говорил Каменский.

Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.


Овладение обучающимися познавательными универсальными учебными действиями происходит в процессе изучения разных учебных дисциплин и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать предметными и общими умениями.

Содержимое разработки

на заседании научно-методического совета

протокол № 3 от 30 мая 2019 г.

«Развитие логических умений обучающихся на уроках географии

Учитель географии высшей категории

Чернышова Лариса Леонидовна

Овладение обучающимися познавательными универсальными учебными действиями происходит в процессе изучения разных учебных дисциплин и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать предметными и общими умениями. Познавательные универсальные учебные действия, в состав, которых входят в числе других и логические учебные действия, формируются посредством систематических упражнений, использования обобщенных способов освоения предметного содержания, что дает возможность учащимся применять их не только в привычных, но и в измененных условиях. Логические действия играют ведущую роль среди всех видов универсальных учебных действий, т.к. именно они развивают способность познавать окружающий мир, усваивать содержание любой учебной дисциплины, овладевать предметными умениями.

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ с.4

Понятие. Структура понятия_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.4-5

Определение понятия_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.5-6

Обобщение и ограничение понятий_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.7-8

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _с.9-10

Литература_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ с.11

Внедрение и реализация федеральных государственных стандартов вызвала необходимость изменения методики преподавания любого предмета, в том числе и географии. Логические умения, которые входят в группу познавательных УУД, играют ведущую роль, так как они развивают способность познавать окружающий мир, усваивать содержание любой учебной дисциплины, овладевать предметными (специальными) умениями, благодаря развитым логическим универсальным учебным действиям, не затрачивая для этого дополнительное время на запоминание. Развитие логических действий связано с освоением учащимися логических законов, операций и приемов, которыми невозможно овладеть без предметного содержания. Технология способа диалектического обучения, дает возможность, учителю, применяя теорию, разработанную авторами Способа Гончарук А.И. и Зориной В.Л., развивать логические умения. Основными результатами развития у обучающихся логических универсальных учебных действий будут являться сформированные умения:

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-строить логическое рассуждение, умозаключение;

При усвоении предметного содержания первостепенное значение имеют логические умения, т.к. любая учебная дисциплина представляет собой систему понятий (знаний), которые учащиеся должны определять, делить (строить классификации), обобщать, ограничивать, сравнивать.

На протяжении многих лет, я использовала Способ диалектического обучения в своей работе, и убедилась на практике, что задания, разработанные на основе СДО, способствуют лучшему пониманию и усвоению предметного материала. Многие коллеги, используют на своих уроках задания для развития логического мышления, но часто не делают этого в системе, либо нарушают принцип логического построения заданий и поэтому не достигают эффекта в динамике развития логического мышления.

Данное пособие, поможет педагогам сделать первые шаги, лучше понять, как разработать задания, для развития логическое мышление обучающихся.

Понятие. Структура понятия.

Каждый начинающий педагог знаком с основами логики, поэтому я очень кратко остановлюсь на данном аспекте. Логика рассматривается в философии и педагогике в разных аспектах: 1)как наука о законах и формах мышления; 2)как способность правильно мыслить; 3)как внутренняя закономерность. Логические УУД – познавательные умения, развивающие мыслительные способности, т.к. основаны на законах логики и на применении:

логических операций с понятиями (определение, деление, обобщение, ограничение, формулирование проблемных вопросов и умозаключений),

логических приемов (анализ, синтез, сравнение).

Первый шаг в овладении учащимися логическими операциями и приемами – знакомство с сущностью и структурой понятия. Этот шаг часто пропускают учителя, поэтому не могут достичь желаемых результатов. Без усвоения обучающимися материала, о структуре понятия, дальше двигаться не рекомендую.

Понятие - элементарная форма мысли, отражающая предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках.

Существенные признаки – такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятые в совокупности, достаточны для отличия данного понятия от остальных или для обобщения его с однородными понятиями.

Структура понятия

Понятие = Содержание +Объем

Озеро (понятие) = водоем в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой (содержание), бывают соленые, пресные и т.д.(объем)

Структура содержания (определения) понятия


Родовой признак - объединяет


О пределяемое понятие

Видовые признаки – отличают

Такую схему желательно разместить на доске или стенде, чтобы она была постоянно перед глазами учеников. На основе схемы будет строиться дальнейшая работа с понятиями.

Логические операции с понятиями

Определение понятия – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – это значит установить связи между родовым и видовыми признаками, подвести данное (определяемое, видовое) понятие под другое – родовое, более широкое и указать видовые отличия. Желательно для закрепления учащимися данной логической операции, чтобы они выделяли (подчеркивали) родовое понятие и видовые.

Примеры заданий? анализа структуры понятия.

Задание1 .Определить родовой и видовые признаки понятия. Выполняется задание сначала индивидуально, потом проверяется в парах или в малых группах, а уже последний этап у доски.

1.Магматические горные породы - это такие горные породы, которые образуются из магмы при ее остывании и затвердевании.

Ответ. Горные породы – родовой признак, он объединяет, видовые признаки – образуются из магмы при ее остывании и затвердевании.

Задание2. Выделить общие и отличительные признаки. Чей признак ? Соединить стрелками понятия и их признаки.

Условия выполнения для учащихся, как и в первом задании.

Х рящевые рыбы

Х рящевой скелет

(грудные и брюшные)

Развитый головной мозг

К остные рыбы

Задание 3. Выделить существенные и несущественные свойства понятия. Укажите признак, позволяющий отнести черноземы к плодородной почве.

Задание 4. Укажите признак, позволяющий, отнести:

Нефть к горючим полезным ископаемым:

Соль к химическим осадочным полезным ископаемым:

-образовалась на дне древних водоемов;

Такие задания на уроках, позволяют обучающимся не только вспоминать изученный материал, а еще и глубже усваивать новый материал. Видеть и понимать взаимосвязь между различными понятиями, и явлениями. Ученикам уже не нужно будет заучивать наизусть понятия, а достаточно будет усвоить структуру его, и они достаточно легко опираясь на существенные и несущественные признаки могут вывести самостоятельно любое понятие.

Поэтому они позволяют осуществлять проверку и коррекцию усвоения учебного материала, и одновременно развивать логическое мышление.

Следующие логические операции с понятиями обобщение и ограничение понятий. Осуществить логические операции обобщение и ограничение следующих понятий, т.е. подыскать к каждому из них подчиняющее более общее (родовое) понятие и подчиненное более частное (видовое) понятие. Для каждого понятия предлагаются на выбор три понятия, среди которых следует выбрать родовое и видовое.

Примеры заданий на логические операции

обобщение и ограничение понятий

а) свет, б) осветительный прибор, в) телевизор, г) настольная лампа.

Осветительный прибор – лампа – настольная лампа.

а) часть речи, б) синтаксис, в) указательное местоимение, г) междометие.

Часть речи – местоимение – указательное местоимение

а) атмосферное явление, б) прохлада, в) пассаты, г) снег.

Атмосферное явление – ветер - пассаты

Задание 4. Ограничить и обобщить понятия; (найти родовое и видовое понятия)

Ответ 1: Горные породы – топливные ресурсы – нефть (горные породы, будет обобщающим (или родовым понятием), нефть (видовым понятием или ограничением).

Ответ 2: Ученик- ученик 7А – Иванов Саша (ученик будет обобщающим (или родовым понятием), Иванов Саша (видовым понятием или ограничением).

Ответ 3: Учитель – учитель технологии – Петров Иван Иванович (учитель будет обобщающим (или родовым понятием), Петров Иван Иванович ( видовым понятием или ограничением

Деление понятий

Деление понятий (логическое деление) – логическая операция, раскрывающая объем понятия, т.е.позволяющая с помощью избранного основания деления распределить (установить) объем делимого понятия (виды).

Правила логического деления:

Члены деления должны быть противоположны друг другу и взаимоисключать друг друга.

Деление должно быть соразмерным: сумма объемов членов деления должна быть равна объему делимого понятия.

Деление должно быть непрерывным и последовательным.

Примеры заданий на деление понятий

-горные породы: магматические горные породы, метаморфические горные породы, осадочные горные породы (по происхождении);

-горные породы: нефть, газ, уголь , торф (по горючести);

-реки: равнинные, горные (по высоте рельефа русла реки);

-болота: верховые, низинные (по месту образования);

-озера: соленые, пресные (по солености).

Задание 2.Найти виды понятий по указанным критериям.

-горные породы по агрегатному состоянию (ответ учащихся- твердые горные породы, жидкие горные породы, газообразные);

-горные породы по горючести (нефть, газ, уголь, торф)

-осадки по агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные).

Задание 3. Установить соответствие между основаниями деления и видами понятий.

Основания деления

А) звезды, планеты

2. Способность излучать собственный свет

В) близкие планеты, дальние планеты

3.Расположение относительно Солнца

С) естественные спутники Земли, искусственные спутники Земли

Задание 4. Найти лишнее понятие, указав основание деления (обосновав выбор)

Предполагаемый ответ

А) калийные соли; В) мел; С) уголь

Лишнее понятие- калийные соли (А), т.к.по происхождению являются неорганической осадочной породой, а мел и известняк – органические осадочные горные породы.

А) Австралия; В) Африка; С) Гренландия

Лишнее понятие (С) Гренландия, т.к. по размерам это остров, а Африка и Австралия материки.

А) Черное море; В) Карское море; С) Средиземное море

Лишнее понятие - Карское море (С) т.к. по расположению относительно материка является окраинным морем, а Черное море и Средиземное море – внутренние моря.

В заключении хочу посоветовать учителям предметникам, прежде всего не надо бояться внедрять, что-то новое в своей педагогической практике. Вначале, как и всегда, будет трудно, так как готовых упражнений по предметам практически не найти, не спасают и новые учебники, хотя они соответствуют федеральным государственным стандартам и по логике должны иметь задания для развития логических УУД, но на практике мы сталкиваемся с их отсутствием. Начинать разрабатывать задания нужно поэтапно, пока сами не будете уверенны, что данную логическую операцию вы выполняете легко и быстро (т.е. составление заданий уже не вызывает затруднений), после этого можете переходить к заданиям для формирования следующей логической операции. Задания можно использовать в любом типе урока, и на любом этапе. Условия при выполнении обучающимися упражнений на развития логического мышления должны соблюдаться обязательно следующие: сначала индивидуальный труд, затем работа в малых группах, после этого общая проверка, таким образом, материал будет школьниками усваиваться постепенно в разных вариантах работы и это обеспечит прочное усвоение изучаемого материала.

Читайте также: