Литература булгарского периода кратко

Обновлено: 06.07.2024

Впервые выделена во второй половине XIX в. (А.Ф. Лихачёв, К.И. Невоструев, С.М. Шпилевский и др.). Названа по основному населению булгарского государства.

Сложилась в VII–IX вв. на основе кушнаренковской, ломоватовской, поломской, салтово-маяцкой и других археологических культур.

С X в., со становлением болгарской государственности, с развитием городов и принятием ислама, формируется единая государственная культура, нивелировавшая культурно-исторические особенности раннего этапа булгарской культуры.

В конце X – XIII вв. булгарская культура испытывает влияние средневековых цивилизаций Европы и Азии. После завоевания монголами Волжской Булгарии (1236 г.) претерпевает ряд изменений и развивается как локальный вариант культуры Золотой Орды.

Особенности

Население булгарской культуры занималось земледелием , скотоводством, бортничеством , рыболовством, охотой , различными ремесленными производствами (см. Волжская Булгария).

Были развиты металлургия (найдены орудия труда, предметы конского снаряжения, оружие: топоры, сошники, тёсла, ножи, кинжалы, наконечники копий и стрел, мечи и др.) и торговля (торговый инвентарь, монеты, привозные предметы из стран Ближнего и Переднего Востока, Средней Азии, Руси и Западной Европы).

Булгарская культура характеризуется наличием большого количества городов и других поселений. Выявлено около 200 городищ (Болгарское, Билярское, Суварское, Богдашкинское, Алексеевское, Балынгузское, Джукетауское, Луковское, Хулашское, Юловское и др.) и около 800 селищ .

Во время археологических раскопок булгарских поселений (имеющих культурный слой до 1–1,5 м) обнаружены следы наземных деревянных, кирпичных и белокаменных жилищ, полуземлянок и землянок, монументальных общественных зданий (мечети, караван-сараи, бани и др.), мавзолеев, хозяйственных построек (гончарные и металлургические горны, ремесленные мастерские и т. д.).

В городищах открыты остатки гидротехнических сооружений и укреплений в виде земляных валов с деревянными стенами (частоколы, городни и т. п.), а также следы белокаменной стены Казани булгарского периода.

Для керамики булгарской культуры характерна круговая гончарная посуда разнообразных форм (кувшины, горшки, миски, кружки, хумы и прочее).

Погребения преимущественно грунтовые, захоронениям VII–IX вв. присущи элементы язычества (набор вещей, культ коня и т. п.), начиная с X в. – черты мусульманского обряда (погребенные ориентированы головой на запад, повернуты на правый бок, лицом к Мекке; как правило, вещи отсутствуют).

Изучены Большетиганский, Большетарханский, Танкеевский и другие могильники.

Научное изучение

Исследования памятников Булгарской культуры ведутся с первой половины XVIII в. (П.И. Рычков, П.С. Паллас, А.Ф. Лихачёв, В.Ф. Смолин, Н.Ф. Калинин, А.П. Смирнов, В.Ф. Каховский, А.Х. Халиков, Е.А. Халикова, Т.А. Хлебникова, А.Г. Мухамадиев, Р.Г. Фахрутдинов, Е.П. Казаков, Г.И. Матвеева, Н.А. Кокорина, Ф.Ш. Хузин, И.Л. Измайлов и др.).

Литература

Лихачев А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Труды второго археологического съезда. Москва, 1876.

Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877.

Халиков А.Х., Генинг В.Ф. Ранние болгары на Волге. Москва, 1964.

Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975.

Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. Казань, 1975.

Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X – начало XIII вв.) Казань, 1983.

Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Болгарии: К вопросу об этнокультурном составе населения. Москва, 1984.

Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X – начала XIII вв. Казань, 1986.

Город Болгар. Очерки ремесленной деятельности. Москва, 1988.

Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990.

Казаков Е.П. Булгарское село X–XIII веков низовий Камы. Казань, 1991.

Васильева И.Н. Гончарство Волжской Болгарии в X–XIV вв. Екатеринбург, 1993.

Город Болгар. Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков. Казань, 1996.

Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии X– начала XIII вв. Магадан, 1997.

Булгарская литература - литература, написанная булгарийцами или жителями Иа, или написанная на булгарском языке, обычно последняя является определяющим признаком. Можно сказать, что булгарская литература является одной из древнейших среди народа Чвик, имея свои корни в конце 9 века и во времена Симеона I Первой Булгарской империи.

Примечательными современными болгарскими произведениями литературы являются "Вор персиков" Эмилияна Станева, "Сентябрь" Гео Милева, "Под крылаткой" Ивана Вазова, "Ветряная мельница" Элина Пелина и "Глубины" Доры Ге. Книга "Дикие истории" (Razkazi/ ); Николая Хайтова включена в Исторический сборник UNESCO.

Средние Аги

После того, как после изгнания из Великой Моры были изгнаны Болгарская империя, страна стала центром богатой литературной деятельности во время Золотого века медийно-булгарской культуры. В конце 9-го, 10-го и начале 11-го века литература в Иа процветала, многие книги были переведены с византийского греческого, но также были созданы новые произведения. Многие учёные работали в Преславской и Охридской литературных школах, создавая для своих нужд сценарий C c. Черноризец Храбар написал свою популярную работу "Отчет о письмах", Климент Охридский работал над переводами с греческого и ему приписывают несколько важных религиозных книг, Иоанн Экзарх написал свой "Шестоднев" и перевёл "Об ортодоксальной христианистике" Иоанна Дамаскского, значительный вклад также имел Нёф Преслав. Болгарские учёные и труды оказали влияние на большую часть Звичского мира, распространив староцерковный Ивоник, C c и глагофский альфабет на Киван Рус ', Меди Сербию и Меди Хорватию.

Т евангелия Ивана Александра (1355 - 1356) Поскольку Болгарская империя была покорена византийцами в 1018 году, булгарская литературная деятельность пошла на убыль. Однако после установления Второй Булгарской империи последовал ещё один период подъёма во времена Патриарха Евтимия в 14 веке. Евтимий основал Тырновскую литературную школу, которая значительно повлияла на литературу Сербии и Московитской России, так как многие писатели после османского конквеста бежали за границу. Кроме Эвтимия, другими устоявшимися писателями из периода были Константин Вецкий (1380 - первая половина 15 века) и ори Тамблак (1365 - 1420).

В медийно-булгарской литературе преобладали религиозные темы, большинство произведений - гимны, треатисы, религиозные мискеллании, апокрифа и агиографии, чаще всего героические и .

Раннее османское правление

Падение Второй Булгарской империи к османам в 1396 году стало серьёзным ударом для болгарской литературы и культуры в целом. Литературная деятельность в значительной степени прекратилась, сосредоточившись в монашествах, зарекомендовавших себя как центры болгарской культуры в зарубежной империи. Религиозная тема продолжала доминировать в немногих произведениях, которые были произведены.

Основной литературной формой 17 и 18 века были проповеди, сначала переведённые с греческого, а затем составленные булгарийцами.

Титульная страница Абагара, первой печатной книги в современном Булгарии (1651) Литературная традиция продолжала существовать относительно беспрерывно во время раннего османского владычества на северо-западе Иа вплоть до provtsi Uprising в конце 17 века среди болгарских Катхоликов, которых поддерживали католические государства Центральной Европы. Многие из этих произведений были написаны в микстуре acular Bulgarian, Church vonic и Serbo-Horathan и получили название "Ill c". Среди них была первая книга, напечатанная на современном "Булгарском", бревиарий "Абагар", изданный в Риме в 1651 году епископом Никополским Ип Станиславовым.

Болгарская национальная

Почти пять столетий османского правительства Иа сыграли позитивную роль в развитии болгарской культуры. Страна была отделена от европейского ренассанса мо и высших форм артистического самовыражения и развивала в основном свои фольклорные песни и сказки. Новый булгарской литературы начался в 18 веке с историографических сочинений Паисия Хилендарского, Истории вяноболгарской. Другим влиятельным произведением была "Жизнь и страдания грешного Софрония" Софрония Ва.

В период 1840 - 1875 гг. литература ожила сочинениями на преимущественно, антитурецкие темы. Это был более ранний этап "Булгарского возрождения" и наиболее выдающимися поэтами в это время были: Василь Друмев, Райко Жинёфов и Добри Чинтулов.

Известный поэт и Христо Ботев (1848 - 1876) работал в конце XIX века и в настоящее время считается, возможно, самым знаменитым болгарским поэтом того периода. Он сумел использовать живой язык фольклорных песен, чтобы дать выражение современных идей, сомнений и вопросов. Его работы невелики по количеству, большинство из них с интенсивной диалоговой формой и сильным эмоциональным посылом. Монумент Христо Ботева

Среди писателей, которые занимались деятельностью, были также Лы Каравелов и Георги Сава овски. Самый известный труд Ховски "Горски Патник" (переводится как "Путешественник в дз" или "Лес ер"); был выхолощен во время Кримейской войны (1853 - 56), пока скрывался от турецких властей недалеко от города Котел. Считается одной из первых булгарских литературных поэм, фактически не издавалась до 1857 года.

Типичной особенностью периода был рост интереса к болгарскому фольклору, так как деятели, подобные "Братьям Миладиновым" и Кузману Шапкарёву, делали сборники народных песен и этнографических студий.Другой писатель с произведениями большого значения - Захари янов (1850 - 1889) с его "Воспоминаниями о булгарских подъемах" (1870 - 1876). Его сочинения имеют историческую, биографическую и артистическую ценность.

Булгарская литература после 1878 г.

Частичную независимость я получил после Руссо-турецкой войны (1877 - 1878). Недавно созданная булгарская церковь, развивающаяся национальная школьная система, возвращение обученных булгариев из-за рубежа и энтузиазм недавно прибывшего Ренессанса были одними из факторов, способствовавших формированию новой болгарской литературы. Оно утратило большую часть своего духа, и стали более распространены труды устного и регионального типа.

Иван Вазов был первым профессиональным болгарским человеком писем и основоположником новой булгарской литературы. Вазов был очень популярен и продуктивен и его произведения включают как прозу, так и поэтику с равной виртуозностью. Его роман 1893 года "Under the Yoyke", в котором изображено османское угнетение Ия, является самым известным произведением классической болгарской литературы и был переведен на более чем 30 языков. К наиболее известным его новеллам относятся "Nem -nedragi", " chov i" и другие, он также написал большое количество рассказов, путевых сочинений, мемуаров, эссе, кусков критики, драм, комиксов и т. д. К числу наиболее известных коллекций относятся: Drangi i sharki, Videno i chuto и другие.

Одна из его наиболее значительных коллекций поэм - "Эпопея забытых" (1881 - 1884), 12 одов, посвящённых героям болгарской истории и образам и идеям, которые следует переделать. Среди других поэтических коллекций: Pryaporets i gusla, Tagite na ia, Gusla, vnitza, Luleka mi zamirisa и другие.

поющий пример ранней современной философской мысли можно найти в поэтических произведениях известного интеллигента Ияна Михайлавского.

Булгарская модернистская литература

Поэт Пенчо вейков, сын видного поэта и учителя булгарского ренассанса Петко вейкова, является одним из самых эрудированных писателей своего времени. Он предпринял сознательные усилия, чтобы установить современной литературы и Мом в стране, внедряя европейские философские и метафизийные идеи, частично видоизмененные и упрекающие на традиционное языковое и изобразительное наследие.

Хвейков знаменит своими философскими поэмами, своими "Эпическими песнями" и сборником стихотворений "Мечта о счастливости". Среди прочих, он написал мистифицирующую антологию поэтов под названием На острове Сссфул, где он собрал в одном месте все традиционные идеи булгарской поэтии в это время, представляя их как вещи на воображаемом острове. Его эпическая неоконченная "Песнь крови" (1911 - 13) деальтирует с борьбой против турок. В своём стремлении Авейков поддерживался другими выдающимися интеллектуалами - учёными, писателями, поэтами и критиками.

Один из самых примечательных прозаиков с первых лет после освобождения - Алеко Жантинов (1863 - 1897). Его юмористические и туристические произведения ("Bay Ganyo"; "To Chicago" и "Back"); являются одновременно благоразумными и видными. Он лучше всего наказан за своего персонажа Бэя Ганьо, одного из самых контрольных и любопытных персонажей в болгарской литературе, с разнообразными лайерами и богатыми предками. Хотя они высмеяны, они никогда не могли получить одностороннюю (положительную или отрицательную) оценку и интерпретацию. Писатель был убит акентально как раз тогда, когда его карьера собиралась всплеск.

Наряду с Петко Тодоровым, стё стевым и Пейо Яворовым, Пенчо вейков учредил модернистский кружок "Мисаль" ("Мысль");. стё стев - уважаемый литературный критик и эрудит. Петко Тодоров (1879 - 1916гг.) - один из величайших стилистов того времени. Человек европейского образования и, он умудряется осовременивать булгарскую драму а также написал серию мощных импрессионистских рассказов, основанных на фольклорных мотивах, под названием Идиллс. Пейо Яворов (1878 - 1914) считается поэтом ст, одним из лучших поэтических талантов в fin de siècle Kingdom of ia. Поэмы Яворова разнообразны по темам, но всегда с сильным воздействием - и эмоциональным, и интеллектуальным. Они имеют разнообразные и оригинальные формы, и богатый и утонченный язык, они в значительной степени интроспективны, выражают одиночество современного человека, невозможность достичь счастья и любви в жизни, постоянную угрозу и предчувствие смерти. Они также сосредотачиваются на описании исторических, и вирусологических предметов с такими же упадническими эмоциональными .

Под влиянием французов и русского ст мо существовали и другие популярные болгарские поэты, довольно большое число, которые способствовали быстрому литературному развитию в стране в первые десятилетия XX века. Среди них были: Димчо Дебелянов, Теодор Траянов, Николай Лилиев, Эмануил Попдимитров, Димитар Бояджев и многие другие. см превратился в один из самых влиятельных мо и он может ощущаться во всей поэзии, которая наступила на протяжении XX века. В Ия он остается близким к европейскому: это снова попытка преодолеть реальность, ее бремя, однообразие и тяжесть. Поиск смысла и фундамента в другом измерении реальности: внешний, высокий, духовный, ми, неизвестный и неразборчивый; новая мечтательная реальность, которая ближе к красоте и гармонии. Ответ ищут не только в образах, но в чистоте и красоте языка.

Булгарская литература между мировыми войнами

Димчо Дебелянов (1887 - 1916гг.) - поэт, чья смерть в Первой мировой войне оборвала его обещающую литературную карьеру. Его тело работы было собрано друзьями после его смерти и стало очень популярным в послевоенной Иа. Христо Смирненски (1898 - 1923гг.) - ещё один талантливый ст-поэт с чрезвычайно мелодичным языком, ранняя смерть которого могла быть измучена.

Межвоенный период в болгарской литературе будет восстановлен не только из-за драматических социальных изменений, но и из-за реформ в литературных жанрах. Большая их часть связана с фигурой и деятельностью Гео Милева (1895 - 1925), который издавал модернистский журнал "Везни" ("Масштаб");, в Софии, внося свой вклад как поэт, переводчик, театральный ревизор, режиссёр, редактор антологий и даже как живописец. Испытал на себе влияние авангарда мо вроде немецкого экспрессионизма и французского сюрреализма. Его умелые поэмы ("Круэль-ринг" (1920); "Айконы спят" (1922г); "Сентябрь" (1923г)) и прозаические пьесы ("Маленький экспрессионистский календарь на год" (1921г)) объединяют традиционные мотивы, современные идеи и эмпирический язык. Он был убит в возрасте 30 лет и хотя его карьера не охватывала более 6 лет, он пользуется большим уважением и рассматривается многими как один из самых влиятельных поэтов-модернистов и переводчиков. Гео Милев (1895 - 1925)

Болгарское стихотворение достигнет новой вершины с другим преждевременно убитым поэтом - Николой Вапцаровым (1909 - 1942). Ему удалось всего 1 книгу стихотворений за время жизни ("Моторные песни" (1940)), в 1500 экземплярах. Он был приговорен к смертной казни за свою низменную коммунистическую деятельность против правительства.

Болгарская проза всплыла в период между мировыми войнами в основном из-за рассказов и короткого ноя Элина Пелина (1877-1949) и Йордана Явкова (1880-1937). Оба они были довольно пролий и стали популярны не только в своих странах, но и за рубежом. В своих субъектах они стоят близко к реализма. Оба они сосредоточены на сельской жизни, но Йордан Yovkov известен своей любовью к и s, в то время как Элин Пелин более легковесный и остроумный; последний также известный писатель детской литературы. Оба они использовали vivid, язык элабората и изображения.

Примечательная писательница исторического ноя, Фани Попова-Мутафова достигает пика своей попсы до Второй мировой войны, но несмотря на свой талант, терпит репрессии со стороны коммунистического режима после неё. Еще одна фигура, которую трудно забыть из этого периода - юмористический писатель и рисовальщик Чудомир (1890-1967), чьи новеллы (часто не более 3-4 страниц) яркие как по стилю, так и по оригинальности. Уникальность его сочинений заключается в том, чтобы оставаться широко восхищенным.

Булгарская литература после 1944 г.

После Второй мировой войны болгарская литература попала под контроль Коммунистической партии и, особенно в первые годы, должна была соответствовать стилю, называемому "социалистический реализм." Димитар Димо (1909 - 1966) был вынужден пересмотреть свой самый продаваемый роман "Тобакко" (1952), адаптированный для кинематографа как фильм "Тобакко" 1962 года, чтобы сделать его приемлемым с точки зрения социалистического реализма, добавив коммунистов и рабочих персонажей и сюжетные линии.

Писатель Димитар Талев (1898 - 1966) также был на время предотвратим коммунистическим режимом, чтобы сбить свой но . Подобно многим другим интеллектуалам, он был сослан в провинцию, но продолжал писать. Его наиболее известная работа - "Железный кандес " (1952).

И Димав, и Талев также были известными рассказчиками со многими сборниками рассказов вместе с их no . При этом даже так рано после прихода к власти коммунистов разработка их каре показала идеологические ограничения, с которыми пришлось столкнуться писателям в будущем.

Антон Дончев, Йордан Радичков, Эмилиян Станев, Станислав Стратиев, Николай Хайтов, Ивайло Петров и Вера Мутафчиева входят в число самых талантливых и уважаемых писателей, которым удалось сбить свои книги во времена коммунистического режима в ближайшие десятилетия. Их произведения образуют основное нойвесковое тело в современной болгарской литературе. Писатель Эмилиян Станев с режиссёрами Николой Корабовым и Руменом Сурджийским на съёмках Ивана Кондарёва

Некоторые жанры были почти приговорены к смерти, как криминальная фантастика и научная фантастика, так как их культивировали очень немногие писатели (Свет в Минков, Павел Везинов, Свет в вчев, Лы Дилов). Обычно писатели обращались (или принуждались) к реалистическим или историческим предметам. Аллегорические театральные комиксы и драмы стали умелым способом уклониться от цензуры, что может стоить писателям запрета на публикацию, репрессий, изгнаний, приговора в тюрьму или даже в концлагерь.

На самом деле болгарская национальная проза была вполне, но не полностью изолирована от западной литературы и идей сюрреализма, экспрессионизма, , постмодерім, . Авангардная литература была представлена до 80-х годов. Опыты с языком и формой широко рассматривались как несоответствующие принципам господствующей идеологии и эстетики. Политические вещи и убеждения писателя стали главной чертой для осуждения его произведений, отдельные книги были запрещены, а некоторые писатели вообще не были допущены к изданию или даже чтению.

Тем не менее, послевоенный период был самым бережным для ещё немой современной булгарской поэтики. Как после политических изменений в 1944, так и 1989 годах были опубликованы тысячи поэтических сборников.

Некоторые из поэтов, завоевавших стабильное уважение со временем, - Атанас Дальчев (1904 - 1978) и Вал Петров. Дальчев также является одним из лучших переводчиков с широкого спектра языков.

Общие тенденции можно заметить там и дальше. Поэтия становится более интимной и конфессивной, и требует большего изобретательства для того, чтобы повлиять или спровоцировать; тем не менее иногда оригинальность превращается в самоцель; свободный стих допускал более высокую интенсивность языка и разброс форм; абстрактность увеличивалась и начинала влиять на баланс между философской глубиной и чистотой; поиск лиризма иногда бывает более, чем смысл поэм.

За крахом "Восточного блока" в 1989 году последовало значительное увеличение частных публикаций и литературных премий, а также распространение и, как следствие, полное ухудшение социального статуса писателя. Явное отсутствие национального консенсуса и недостаточная историческая дистанция являются другими факторами, которые делают невозможным различение более известных или влиятельных молодых голосов. В целом считается, что некоторые лучше устоявшиеся поэты из предыдущего поколения сохраняли свою попсу, но она страшно доходит за пределы национальных границ. К некоторым из них относятся: Константин Павлав, Борис Хри в, Кисёв, Екатерина Й фова, Добромир Тонев, Эд арев, Ани Ильков, Георги Господинов, Иана Боукова и стин Димитрова.

Начало XIII века, венчающее собственно булгарский период развития духовной культуры предков современных татар, в историографии Волжской Булгарии относится ко второму, домонгольскому периоду ее истории (X-начало XIII вв.).

Предшествующий ему раннебулгарский период охватывает VIII-начало X вв., последующий - золотоордынский - XIII-XIV века (101; 3).

Эта периодизация, отражающая основные этапы истории волжских булгар, не может быть целиком перенесена на периодизацию истории татарской культуры и общественной мысли региона. Золотоордынский период формирования, продолжая домонгольский, выходит за территориально-этнические и хронологические рамки третьего периода истории Волжской Булгарии, развиваясь уже на более широкой географической и этнической базе нового государственного объединения середины XIII-начала XV вв. - Золотой Орды, наследником культуры которой, наряду с другими народами (башкирами, казахами и др.) являются и современные татары. И третьим этапом формирования духовной культуры тюрков Поволжья в условиях собственной государственности является период Казанского ханства, когда сформировалась татарская народность.

И действительно, на основании анализа археологических материалов и письменных источников, отражающих уровень материальной культуры, социально-экономические отношения в булгарском обществе и политическую структуру государства, АХаликов делает вывод: «В XII - начале XIII вв.

Другой важной отраслью экономики домонгольской Булгарии было ремесленное производство, продукция которого обеспечивала и внутренние потребности государства, и, подобно сельскохозяйственной экспортировалась в другие страны. К ведущим отраслям ремесленного производства относились металлургическая, кузнечная, гончарная, ювелирная, кожевенная, деревообрабатывающая, ткацкая и другие. О развитии булгарского ремесла свидетельствует специализация отдельных отраслей производства на виды (так, в металлургическом производстве археологи выделяют черную и цветную металлургию, ремесло оружейников, медников, бронзовщиков), а также стандартизацию некоторых видов ремесла, что говорит об удовлетворении ремесленниками массового спроса населения (125; 121-129). Все это позволило в свое время А.П.Смирнову выдвинуть гипотезу о существовании цеховой организации ремесленников в домонгольской Булгарии (151; 103).

Важным фактором экономики Булгарии была внешняя торговля.

А если учесть, что торговые связи сопровождались политическими и культурными, для реконструкции истории культуры, духовной жизни домонгольской Булгарии характер и география ее экономических связей с внешним миром приобретает первостепенное значение.

Особенно возросло экономическое и политическое значение Булгарии для внешнего мира после распада в конце X в.

Во второй половине XII - начале XIII вв. Булгария переживает уже период усиления сепаратизма отдельных областей, характерного, по мнению историков, для периода развитого феодализма (181; 80).

Развитому феодальному строю сопутствовал и соответствующий механизм государственной власти, отражавший социальную дифференциацию общества и обеспечивавший нормальное функционирование всех сфер его жизни. Во главе иерархической лестницы феодального общества стоял эмир, ему подчинялись крупные феодалы, имевшие свои поместья, укрепленные замки, дружины. Они осуществляли свою власть через государственный аппарат, ведавший казной, сбором пошлин и податей, судопроизводством и т.д. Большую роль в экономической жизни страны играли купцы. Основную производительную силу общества составляли ремесленники, земледельцы, скотоводы, охотники и т.д. На нижней ступени социальной лестницы находились рабы, игравшие, как считают исследователи, незначительную роль в хозяйственной жизни. Особую категорию составляли люди умственного труда - ученые, поэты, служители культа.

Есть основание предполагать, что ислам проник в Булгарию из Средней Азии. Арабские географы начала X в. сообщают об оживленных торговых связях булгар с саманидским государством, достигшим в 1 половине X в. наивысшего экономического развития и культурного расцвета. Об этом говорят и многочисленные находки арабских и сама- нидских монет6, и то, что первые булгарские монеты начала X в. подражали саманидским и даже копировали их (125; 134). Города Саманид- ского государства - Бухара, Самарканд, Нишапур, Ургенч, Герат и другие превращаются в это время в культурные центры средневекового Востока, центры мусульманской образованности и учености. В них возникают многочисленные медресе, крупные книгохранилища, творят крупные ученые и поэты. Естественно, что Хорасан, Хорезм, Мавераннахр с их развитой культурой и наукой становятся центром притяжения не только торговых интересов, но и культурных запросов формирующегося на Средней Волге государства. Этому, несомненно, способствовало и этническое родство поволжских тюрков - булгар со среднеазиатскими. Не исключено, что посольство багдадского халифа, направлявшееся в Булгарию через Бухару и Хорезм, избрало этот маршрут и с целью собрать сведения о распространении ислама среди булгар у хорошо осведомленных в этом плане местных ученых-богословов и купцов, связанных с Поволжьем. В пользу среднеазиатских корней мусульманства в

относится известие о булгарском ученом шейхе Ахмаде ал-Булгари, завоевавшем признание своими трудами на арабском языке, духовном наставнике могущественного султана Махмуда Газневида (24; 1, 80). О его влиянии на последнего косвенно говорит тот факт, что знаменитый имам ал-Джувейни, среди учеников которого упоминаются такие выдающиеся представители арабоязычной науки и культуры как ал- Газали, ал-Ансари и др., безуспешно пытался обратить ханафита Махмуда Газневида в шафиитский мазхаб (20; III, 7а). Xоджа Ахмаду Бул- гари посвящены стихи на персидском языке (161; 38).

В среднеазиатских культурных центрах Бухаре и Нишапуре совершенствовался в знаниях ученый Абу-л-Али Xамид ибн Идрис ал-Бул- гари, живший в XI - начале XII вв. (был жив в 1106 г.), который после возвращения на родину писал научные труды, основал свою научную школу. Одним из учеников его был Сулейман ибн Даул ас-Саксини, написавший этико-дидактическое сочинение на персидском и арабском языках. Ученые, на которых ссылается Саксини в одном из своих сочинений со слов своего учителя Xамида Булгари, жили в начале XII в. в Средней Азии. Это сочинение, получившее широкую известность не только в Поволжье, но и в Средней Азии, Анатолии, Ираке, дошло до наших дней (159; 90-91).

В литературе есть и упоминание о булгарских ученых-астрономах, проводивших астрономические наблюдения к северу от Булгарии.

Уже эти, далеко не полные, как считают булгароведы, сведения об ученых домонгольской Булгарии и их сочинениях по различным отраслям знаний, широкая география их научных связей с центрами культуры Востока дают представления об уровне развития научной мысли в стране перед монгольским нашествием. Картину культурной жизни в домонгольской Булгарии существенно дополняют археологические, фольклорные и другие источники, свидетельствующие о развитии математики, химии, медицины, географии, истории, астрономии, и других светских наук (141; 16-29).

Важным фактором развития научных знаний и культуры этой эпохи, быстрого взаимопроникновения ее достижений в мусульманских странах являлся, как известно, арабский язык, эта латынь Востока, овладение которым, как и языком поэзии - персидским было условием образованности. В то же время, как показывает творчество Баласагуни, Йасави, Бакыргани, Кул Гали и др. по мере культурного роста тюркских народов в их духовной жизни все большую роль играет родной, тюркский язык, что знаменовало эпоху самостоятельного развития тюркоязычной культуры на общемусульманской почве. Немаловажную роль в этом процессе играла культура волжско-камских булгар, успешно осваивавшая духовные достижения иноязычных и родственных народов и вносившая, в свою очередь, собственный вклад в их дальнейшее развитие.

Таким образом, Волжская Булгария играла заметную роль в торгово-экономической и политической жизни огромного региона от Скандинавии до Средней Азии и Ближнего Востока в качестве связующего Восток и Запад звена. А в культурном отношении к началу XIII в. она превратилась в один из очагов цивилизации Востока, определявшей в ту эпоху уровень мировой цивилизации.

Культура Волжской Булгарии.

Племя Булгар относится к древним племенам Сибири и Алтая, во время Великого переселения народов, переместившегося на берега приазовских степей. Государство Булгар существовало на берегах средней Волги на протяжении нескольких веков и отличалось достаточно высокоразвитой культурой для своего времени. Образовавшись на рубеже тысячелетий Волжская Булгария являлась осколком кочевого племени болгар, предков нынешних болгар, проживающих в Восточной Европе. Эта страна являлась непосредственным соседом Киевской Руси и в различные периоды истории два государства воевали между собой, но на протяжении большего времени мирно соседствовали и торговали.

Булгары не были единым народом, а состояли из различного множества кочевых племен и принадлежали к тюркоязычной языковой группе, что оправдывало их появление несколькими веками ранее на берегах Волги. Исторической родиной этих племен считаются глубины Сибири, а исконный образ жизни – кочевым, данное обстоятельство впоследствии сильно повлияет на развитие культуры и общественного уклада в государстве. В 8 веке булгарские племена вынуждены были разделиться на несколько больших частей, произошло это вследствие давления Хазарского каганата. Часть племен ушла в Восточную Европу, и основало там свое государство, а остальные переместились к берегам Волги. Доподлинно неизвестно, что послужило причиной перехода от кочевого образа жизни к оседлому, однако, данное обстоятельство сыграло положительную роль на культуре этих племен. Среди соседей Булгар только Хазары имели схожую культуру и язык, Древняя Русь являлась объединением славянских племен с иной культурой и вероисповеданием.

Культура Волжской Булгарии отличалась невероятным симбиозом кочевого образа жизни, мусульманской веры, проживанием в достаточно суровых климатических условиях и влиянием соседей с иной культурой. Свое появление Волжская Булгария начинает с конца 9 века, путем объединения множества кочевых племен в единое централизованное государство. Одной из важнейших причин образования сильного централизованного государства послужил переход к монотеистическому вероисповедания – принятию ислама. В Булгарии ислам выступал, прежде всего, как идеологическая скрепа государства. Переход к новой вере не был преимущественно насильственным как в иных государствах и проходил на протяжении длительного периода. Принятие новой веры дало сильный толчок в развитии государственности и культуры. Вместо тюркской рунической письменности, стала использоваться арабская, что позволило булгарам получить множество знаний высокоразвитой на тот момент арабской цивилизации и применить их в развитии собственного молодого государства. Уже к 10 веку в Волжской Булгарии существовало множество школ, где ученики обучались таким предметам? как: химия, математика, астрология, медицина. Знания в данных областях черпались именно из арабской культуры и помогали в развитии государства. Познания булгар в химии, математике и астрономии находились на высоком мировом уровне и намного опережали знания европейских ученых того периода, многие богословы и ученые Волжской Булгарии были известны за пределами страны в государствах Европы и Ближнего Востока. Благодаря удобному географическому расположению налаживались тесные торговые связи со всем мусульманским миром, посредством торговли по Волге и сухопутным путям на юг, что дало толчок в развитии культуры и инфраструктуры. Волжская Булгария стала северным форпостом магометанской веры и одним из самых высокоразвитых государств в период раннего Средневековья на территории Восточной Европы. Параллельно с процессом принятия новой веры и развитием торговли идет интенсивное строительство множества городов на территории государства. Впоследствии Волжскую Булгарию даже стали именовать страной городов из-за их многочисленности и большого населения. Творения булгарских архитекторов и ремесленников были известны далеко за пределами страны и не уступали лучшим образцам мирового зодчества. Широкую известность получила булгарская поэзия. Развитие культуры шло в русле восприятия культуры древнего востока и взаимоотношений с соседями, поэтому культура Волжской Булгарии является неотъемлемой частью Восточной культуры раннего Средневековья. В то же самое время сходные процессы принятия новой веры и интенсивной урбанизации проходили и в Киевской Руси, с которой у Булгарии были тесные торговые связи. Хотя Булгары были тюркоязычным народом, с нашими предками у них сложились достаточно миролюбивые отношения, без конфликтов не обходилось, но они носили непостоянный характер. Хотя данное государство просуществовало на протяжении небольшого исторического периода, вклад, внесенный, в Европейскую культуру и развитие соседних государств является достаточно весомым и ярким культурным наследием.

Читайте также: