Литейный мост в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как уже понятно из названия статьи, Литейный мост является вторым постоянным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга. Первым был, конечно же, Дворцовый. Его историю можно прочесть здесь .

Литейный же мост был призван соединить Выборгскую сторону с центральными районами города. Так и получилось - от Невского проспекта перпендикулярно мосту берет свое начало Литейный проспект, а если пройдешь по нему, то неизменно окажешься на улице Академика Лебедева, что на Выборгской стороне.

История Литейного моста началась в конце XIX века, когда Выборгская сторона начала активно развиваться благодаря появлению на ней различных заводов и фабрик. Дело в том, что ранее существовавший наплавной мост через Неву полностью перестал справляться со своими обязанностями – такое огромное количество большегрузов по нему проходило. Чтобы не нанести урон работе заводов, было принято срочное решение о строительстве постоянного моста.

Поэтому 22 августа 1869 года городская дума объявила международный конкурс на лучший проект. В нем приняло участие огромное количество иностранных инженеров, но первенство было отдано проекту Аманда Егоровича Струве.

30 августа 1875 года уже начались строительные работы. При возведении будущего моста использовался кессонный метод, который был на тот момент времени диковинкой не только для Санкт-Петербурга, но и для всего мира. Его суть заключается в погружении огромных ящиков на максимальную глубину реки. Как только вода заполняет все пространство, ее полностью откачивают под сильным напором, а уже потом выкапывается грунт и забиваются сваи.

Интересный факт: именно под Литейным мостом находится самое глубокое место Невы. Глубина реки здесь составляет целых 24 метра!

При изготовлении несущих элементов пролетных строений моста впервые была использована сталь, а не чугун, но настоящим прорывом в мостостроении тех лет стала новая конструкция разводного механизма. Первоначально разводка осуществлялась вручную с помощью бригады из 8 человек. Через некоторое время к мосту присоединили водяную турбину из городского водопровода мощностью 35 лошадиных сил. Такая система была единственной в мире, ведь путь для судов был открыт всего лишь за 20 минут!

Чугунные перила моста были отлиты на заводе Кахуна по проекту архитектора Карла Рахау. Рисунок решетки олицетворяет Санкт-Петербург как морскую столицу. В центральной части каждой секции расположен щит с короной, на котором можно увидеть перекрещенные скипетр, речной и морской якоря – герб Санкт-Петербурга. Щит держат в руках русалки, хвосты которых закручены в причудливый орнамент.

Торжественное открытие нового моста состоялось 30 сентября 1879 года. Все рабочие, участвовавшие в его возведении, удостоились различных наград, а Аманд Струве получил чин генерал-майора.

Первоначально мост хотели назвать в честь российского императора Александра II, но название не прижилось, так как для петербуржцев он был Литейным. Такое имя мост получил в честь Литейного двора, находящегося в ту пору на левом берегу Невы.

В период Великой отечественной войны один из пролетов моста пробила авиабомба, но, к счастью, не взорвалась. По окончанию войны мост удалось полностью восстановить.

В 60-х годах XX века Литейный мост был полностью реконструирован. Дело в том, что к этому моменту времени он сильно устарел. Широкие корабли уже не могли проплывать через узкий разводной проем, а разводка около 20 минут была очень долгой.

В настоящее время 3325-тонный Литейный мост имеет шесть пролетов. Его длина составляет 394 м, ширина между перилами - 34 м, из них ширина проезжей части – 28 м и два тротуара - по 3 м. При разводке он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

Разводку моста можно наблюдать в период открытой речной навигации (ежегодно с апреля по ноябрь) с 1:40 до 4:45.


История

Необходимость в переправе на месте современного моста существовала с самых давних времен, потому как именно дорога через это место сокращала путь из России в Швецию.

Позднее мост позволил соединить центр Санкт-Петербурга с Выборгской стороной

От основания до ХХ века

Задолго до основания Петербурга в месте, где оканчивалась Новгородская дорога, была переправа. А через 83 года после возникновения города был построен Воскресенский мост, который в начале правления Александра I был перенесен ближе к Летнему саду и назван Петербургским. На месте старого расположения был выстроен новый наплавной мост – Литейный.

В 1869 году остро встал вопрос о необходимости строительства постоянного моста. В 1871 году был объявлен конкурс проектов, а уже 30 августа 1875 года постройка была заложена. Дума заключила договор на строительство с инженером А. Е. Струве, главным помощником которого являлся инженер-капитан А. А. Вейс.

Литейный мост СПб

ХХ век

Самое страшное событие в истории сооружения произошло в период Великой Отечественной войны. Мост пробила авиабомба. К счастью, в послевоенное время мост был восстановлен.

В шестидесятых годах было принято решение о полной реконструкции. Мост слишком устарел: широкие корабли не могли проплывать через узкий разводной проем, а разводка длилась около двадцати минут.


Под руководством инженера Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы модернизация была окончена в 1967 году. Теперь мост соответствовал всем современным требованиям


Однако к историческому наследию отнеслись уважительно: мост не утратил связи со своим прообразом

Архитектура

На момент возведения мост сочетал в себе все новшества техники. Арки изготавливались из стали, что делало сооружение более прочным. Также мост обладал уникальным разводным механизмом.

Несмотря на фундаментальность и прогрессивность, создатели позаботились и о художественном оформлении.

Архитектор К. К. Рахау был специально приглашен, чтобы украсить внешний вид конструкции. Ему удалось сделать из стального моста настоящий памятник архитектуры


Еще большее великолепие сооружению придавали электрические фонари. Следует заметить, что Литейный мост является первым в мире постоянным мостом с электрическим освещением.

Длина моста – около четырехсот метров, а ширина составляет примерно 35 метров

Развод моста

Лучшее место и время для наблюдения

По мнению туристов, лучше всего смотреть на развод моста с воды, однако это бывает проблематично. Второй беспроигрышный вариант – проезд по набережным.

График разводки

В 2019 году переправа будет разводиться по следующему расписанию: с 1:40 до 4:45

Местоположение

Адрес

Литейный проспект, улица Академика Лебедева

Метро

Как добраться

Прогулка от станции метро займет 10 минут. Чтобы добраться до места необходимо пройти на Арсенальную набережную от станции Площадь Ленина и повернуть направо.

Следует заметить, что парковаться на набережной вблизи моста не стоит даже при отсутствии запрещающих знаков. Набережные правого берега являются оживленными транзитными магистралями. Лучше оставить машину на боковых проездах площади Ленина.

Что находится рядом

Литейный мост находится в окружении многих знаковых достопримечательностей Санкт-Петербурга:

Интересные факты

  • Согласно легенде, в правление Анны Иоанновны, в мост была замурована ведьма, смех которой слышится по ночам
  • Обросла суевериями и печальная история самого строительства. Когда мост только сооружался, происходило множество несчастных случаев, которые влекли человеческие жертвы. К окончанию постройки мост считался приносящим несчастья

Литейный мост вечером

В 1903 году мост назвали в честь Александра II, но в 1917 году название упразднили


Мост приобрел освещение благодаря русскому физику Яблочкину, который изобрел электрическую лампу

Л итейный мост - самый мистический мост Санкт-Петербурга.
Еще до основания Петербурга в этом месте находилась переправа на пути из России в Швецию. На одном берегу Невы заканчивалась Новгородская дорога, а на другом начиналась дорога на Выборг.

Литейный мост

VFL.RU - ваш фотохостинг

Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако, дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом "Вестминстер", авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… - интриги. расследования.

Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.


Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.

Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон.

строительство Литейного моста

Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.

Литейный мост

1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза - стоимость работ по отвергнутому проекту "Вестминстер". обычное для России дело. Мост был разводным, но поворотным!

Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.

Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II). Однако название Александровский при большевиках "не прижилось", и он был переименован в Литейный.

Мост проходит над глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глубокое место не здесь) - глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет - с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Подробнее о призраках которых здесь часто видели читайте под ссылкой ниже. Даже призрак Ленина здесь бродит.

Говорят в ходе революции 1917 года толпа убила здесь юнкеров охранявших мост и сбросила их в воду.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован. Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место


Танки проверяют прочность пролетов моста.

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

Мост лаконичен и изящен.

На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).

Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Мост после разведения. На фото стоит вертикально три тысячи двести тонн. это самый большой и тяжелый пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.

Эти фото мне подарил Дима из Москвы dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память.

Понаехало с Москвы
Протестующих с "Войны"
Так протест тот получился,
Что "Литейный" возбудился. (мАё)

Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.

Даже марки выпустили посвященные этому эпохальному событию (но в Норвегии)))) на фото слева.

На премию народ тут же откликнулся стихами (отрывок из поэмы):

. Я старался, как ребёнок,
Вывел хер - длинной в версту!
Им - четыреста тыщёнок,
Мне - лишь то, что на мосту. (народное)

Нынче у моста развязки и тоннели. имеются широкие спуски к Неве с двух сторон.

Длина современного моста после реконструкций 394 м, ширина моста между перилами 34 м, из них ширина проезжей части 28,0 м и два тротуара по 3,0 м.

Разводка Литейного моста

Литейный мост — это второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге, он соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне (ранее была сооружена Благовещенская переправа). При строительстве были использованы многие инженерные новшества того времени. Так, впервые для освещения его пролетов было использовано электричество, а для несущих конструкций применили сталь вместо чугуна.

История

Еще до основания Санкт-Петербурга на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы, где заканчивалась Новгородская дорога, с правым, где начинался путь на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был устроен наплавной Воскресенский мост. Позже его перенесли ниже по течению, назвав Петербургским (сейчас это Троицкий), а вместо него построили другую наплавную переправу, прослужившую около 50 лет.

После того, как в 1849 году Литейный двор был разобран и проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Постоянная переправа

В апреле 1865 года после бурного ледохода наплавная переправа была сорвана. Специальная экспертная комиссия приняла решение о сооружении постоянной переправы на месте одного из двух существующих наплавных мостов — Литейного или Петербургского. Этот вопрос был вынесен на заседание Городской Думы в 1869 году и в результате голосования большинством голосов было принято решение построить постоянную переправу между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

Проект, разработанный А.Е. Струве с помощником, военным инженером А.А.Вейсом предусматривал сооружение переправы с шестью пролетами и поворотным крылом у левого берега Невы. Не смотря на то, что в России к тому времени производился высококачественнный металл, в контракте было указано о закупке для ферм и верхнего пролетного строения железа из Англии или Германии. В соответствии с контрактом, работы планировалось завершить через четыре года.

Строительство

Весной 1875 года плашкоутный мост был наведен в последний раз, а 30 августа того же года был заложен первый камень сооружения. Строительство длилось четыре года и один месяц и было сопряжено с большими трудностями.

В этом месте Нева имеет самую большую глубину — до 20–24 метров, а дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины.

В качестве фундаментов для опор всех быков Литейного моста были использованы кессоны, причем, их размеры превышали все применявшиеся ранее в России. Например, размер кессона под опору разводного пролета составлял 36,02 на 15,61 метров.

Для справки: Кессо́н (от французского слова caisson, что означает ящик) — это конструкция для создания под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Обычно кессон погружается в грунт под воду за счет собственного веса и веса надкессонного строения по мере выемки грунта.

Во время строительства произошло несколько несчастных случаев с человеческими жертвами. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания почвы в кессон, находившийся на глубине, вошла вода. Из 28 рабочих 18 человек сумели сразу выбраться наружу, пять человек было спасено, а пять рабочих погибло.

Через год произошел взрыв в одном из кессонов, в результате была разрушена его крыша и илистый грунт затопил его. От взрыва погибло 9 человек, а еще 20 рабочих затонуло.

Ликвидация последствий этих аварий увеличила сроки строительства и потребовала привлечения дополнительных средств.

30 сентября 1879 года состоялось торжественное открытие Литейного моста, названного Александровским в честь правящего в то время императора Александра II. Все участники строительства получили награды, а Аманду Струве присвоили чин генерал-майора.

Описание

Разводка крыла производилась при помощи так называемого во́рота, приводимого в действие восьмью рабочими. Позже во́рот заменили на водяную турбину, при этом проход для судов открывался через 20 минут. Это был единственный мост в Санкт-Петербурге с такой системой разводного пролета.

Литейный мост

Дмитрий Булавин" >

Санкт-Петербург — город мостов, их насчитывается 342 в городской черте, 13 из них являются разводными.

Литейный мост — разводной мост в Санкт-Петербурге, является вторым постоянным, после Благовещенского, мостом, сооруженным через реку Неву. Створы Литейного моста соединяют Центральную (Литейный проспект) и Выборгскую (улица Академика Лебедева) части города. Длина моста около 400 м, ширина моста — 34 м, 28 м из них занимает проезжая часть, тротуары — еще 6 м. Литейный мост построен через самое глубоководное место Невы — более 24 м. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года.

Литейный мост

График разводки Литейного моста в 2022 году

Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек. Так как река Нева — судоходная и по ней через центр Петербурга обеспечен проход кораблей из Финского залива Балтийского моря в Ладожское озеро, все мосты в этой части города являются разводными. Полюбоваться величественными мостами днем, конечно же, обязан каждый, посещающий город, но развод мостов ночью — по сути насущная необходимость жизни портового города — является удивительным зрелищем, которое непременно стоит увидеть, будучи в Петербурге.

Мосты города разводят поочередно, с интервалом примерно в несколько минут, подстраиваясь под движение судов. Развод Литейного моста осуществляется ежедневно в период навигации в 01.40 ночи и длится до 04:45 утра. Время разведения Литейного моста — одно из самых продолжительных в Санкт-Петербурге.

Литейный мост

Стоит отметить, что разводным является только один пролет Литейного моста, что, возможно, выглядит менее живописно, чем, например, развод двух пролетов Дворцового моста, но учитывая ширину и торжественную мощь Литейного, зрелище это действительно завораживающее и захватывающее.

История Литейного моста

Задолго до основания Санкт-Петербурга, когда данная территория принадлежала шведам, в районе существующего моста была оборудована переправа. Она являлась частью пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг, бывший тогда шведским городом.

Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост — Воскресенский — был построен в этой части города в 1786 году в створе Воскресенского проспекта (с 1923 года — проспект Чернышевского). После упразднения и сноса Литейного двора в Санкт-Петербурге появилась новая сплошная магистраль, связывающая главный проспект города — Невский с набережной Невы и Выборгской стороной. В связи с этим Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный. Наплавной Литейный мост наводился до 1875 года, когда было принято решение о постройке в створе Литейного проспекта постоянного моста.

Литейный мост

Литейный мост

Мост был заложен 30 августа 1975 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими трагическими событиями, как возведение Литейного моста. С самого начала строители столкнулись с большими трудностями в осуществлении своих замыслов. Место возведения моста оказалось максимально глубоководным — в этом месте глубина Невы достигает 24 метра. Грунты на дне реки оказались илистыми, мягкими и обладающими плохой несущей способностью. Подводные работы были сопряжены с большими трудностям также и потому, что на дне реки были обнаружены огромные валуны.

Технологии, которые применялись при строительстве моста были самыми передовыми на тот момент. Именно на строительстве Литейного моста в России впервые был применен кессон — специальная конструкция для сооружения под водой глубоких массивных фундаментов. Кессон представляет собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь кессона нагнетается воздух, который вымещает воду и позволяет разрабатывать подводный грунт для размещения на нем опор моста.

Литейный мост

Работа земелекопов была не только тяжела, но и опасна. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли 5 рабочих. Через год, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, погибли 9 человек. Строительные работы были возобновлены на этом месте только через год.

Открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост был построен шестипролетным, один из пролетов был разводным, он находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., которая была подключена к городскому водопроводу. Подъем пролета моста для прохождения судов занимал у рабочих около 20 минут.

Перила на мосту были двух типов. Чугунные в неразводной части моста были изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. На разводном пролёте были установлены металлические кованые перила упрощенного рисунка.

Литейный мост

В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако она не взорвалась, а лишь пробила его.

В 1964 году, в связи с расширением Волго-Балтийского пути и изменением условий судоходства по Неве, было принято решение о глобальной реконструкции Литейного моста. Авторами проекта стали инженер Л. А. Вильдгрубе и архитектор Ю. И. Синица. Руководил работами инженер Ю. Р. Кожуховский.

Литейный мост

В результате работ, завершившихся в 1967 году, были заменены металлические конструкции строения моста, пролетное строение оборудовано гидроприводом, поворотное крыло заменено на постоянный пролет, изменился и его внешний облик.

  • Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря этому стало возможно трехрядное движение транспорта по мосту;
  • На подъездах к мосту были построены двухуровневые транспортные развязки, сооружены гранитные спуски к реке и обустроены пешеходные дорожки;
  • Историческая решетка неразводной секции моста была сохранена, а для разводного отсека были отлиты ее копии из легкого сплава. Сегодня решетка Литейного моста является объектом культурного наследия регионального значения;
  • Разводной теперь стала центральная часть моста: она поднимается под углом 67 градусов и со стороны Литейного проспекта выглядит практически как вертикальная стена, что очень впечатляет очевидцев.

Название моста

Первоначальное название моста, которое присвоили ему в 1879 году — мост императора Александра II, совершенно не прижилось. Горожане всегда называли мост Литейным, по названию одноименного проспекта. После революции 1917 года мост официально стал называться Литейным.

Интересное рядом

С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от Литейного моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.

Литейный мост находится в исторической части Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта — главной улицы города. Планируя пешеходную прогулку по центру Петербурга, например, по Невскому проспекту, следует свернуть на Литейный проспект и пройти по нему до моста, никуда не сворачивая, путь составит порядка 2 км. Прогулка по Литейному проспекту сама по себе также будет очень интересна и насыщена интересными местами. По пути следования вы увидите и, возможно, захотите посетить, сквер Дружбы — уголок Китая в Петербурге, памятник и музей А. А. Ахматовой, памятник и музей-квартиру Н. А. Некрасова, музей-квартиру Иосифа Бродского, Спасо-Преображенский собор, помещение Нового Арсенала, знаковое здание Большого Дома на углу Литейного проспекта и Захарьевской улицы.

Литейный мост

Как добраться

На общественном транспорте добраться до Литейного моста очень легко: ближайшая станция метро — Площадь Ленина расположена в пешей доступности от достопримечательности, на расстоянии 800 метров.

Через Литейный мост следуют троллейбусы маршрутов № 3 и № 8, маршрутные такси (очень распространенный вид транспорта в Санкт-Петербурге) № № 90, 107, 177, 212, 258.

Также возможно доехать из любого района города на такси, используя сервисы Uber, Gett, Яндекс такси, Киви такси, такси Максим.

Читайте также: