Лишение рыцарского достоинства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рыцарство, как явление начинает возникать с 7-го века на территории Франкского государства. Возникнув в результате Великого переселения народов, как союз германских племён, это государство имело основой господствующего слоя общества сарматов и остготов, которые уже тогда понимали силу конного войска и имели на вооружении прототипы рыцарского вооружения: длинный обоюдоострый меч и чешуйчатый доспех. Помимо всего, примерно в это время в Центральной и Западной Европе распространяются стремена, которые позволили всаднику лучше держаться на коне, освобождая руки для битвы. Таким образом, начала возникать прослойка общества из богатых землевладельцев, которые могли себе позволить покупку и оружия с доспехом, и коня, способного нести тяжеловооруженного всадника.

Воспитание рыцаря начиналось с самого детства. Сына знатного человека готовили к физическим нагрузкам, учили обращаться с оружием, управляться с конём. Так продолжалось до 7 – 10-ти лет, когда мальчика отправляли на воспитание к знатному сеньору или опытному рыцарю, чаще другу или родственнику семьи мальчика. Там он получал звание пажа. Его учили стрельбе из лука, метанию копья, камней, занимались с ним бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой. Пажи были слугами: всюду сопровождали своего патрона и его супругу, служили за столом и т. д. Их обучали рыцарскому обхождению, куртуазности и придворным манерам. Изучали богословие и грамоту. В 14 лет паж получал повышение – становился оруженосцем. Оруженосец сопровождал рыцаря в походах и боях. Продолжая обучение, мог принимать участие в битвах и отдельных рыцарских поединках, сражаясь с оруженосцем противника его рыцаря. В 21 год оруженосца ждало посвящение в рыцари. Но не всех. Среди оруженосцев могли быть и простолюдины. В этом случае его должность была пожизненной, и он получал звание сержанта. Конечно, за особые заслуги простолюдин-оруженосец мог получить рыцарское посвящение, но такие случаи были редки.


Если рыцари совершали какой-нибудь проступок, противоречащий уставу, их подвергали разжалованию. Этот процесс сопровождался обрядами, которые наводили ужас даже на постороннего зрителя. Посвящение в рыцари считалось великим событием в жизни средневекового воина. Это был и символический, и правовой акт.

Он обозначал прохождение инициации, приобщение к славным рыцарским традициям и представлениям о моральном долге. Однако помимо церемонии посвящения существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства для уличенных в предательстве, ложной вере или других тяжких и непростительных преступлениях. Эта церемония происходила на эшафоте и сопровождалась пением заупокойных молитв.

Преступившие клятву

В Средние века рыцари были высшим классом среди воинов. Они представляли единственную реальную силу, которая была нужна всем. Королям − чтобы воевать против соседей-монархов и непокорных вассалов. Феодалам помельче − против короля и своих соседей. А крестьянам − против рыцарей, подвластных соседним феодалам.

Ключевым моментом посвящения в рыцари была клятва, устанавливающая морально-этические нормы поведения. Если рыцари совершали какой-нибудь проступок, противоречащий уставу, их подвергали разжалованию. Этот процесс сопровождался обрядами, которые наводили ужас даже на постороннего зрителя.

Если какой-нибудь рыцарь оказывался виновным в измене, коварстве или вероломстве, а также в преступлении, которое влекло за собой изгнание или смертную казнь, провинившегося призывали на рыцарский суд. Созыв рыцарей производил герольдмейстер или герольд. Собравшиеся рыцари совещались, и если обвиняемый был осужден на смерть или изгнание, то перед совершением приговора преступник подвергался разжалованию.

При посвящении в рыцари Церковь благословляла посвящаемого на долг чести и мужества. Она же и предавала рыцаря проклятию, если он оказывался недостойным носить такое высокое и почетное звание.

В Англии для приведения в исполнение такого приговора на площади сооружали два помоста или эшафота. На одном из этих помостов были приготовлены места для рыцарей, оруженосцев и судей вместе с герольдмейстерами, герольдами и их помощниками. На другой помост выводили осужденного рыцаря в полном вооружении. Перед осужденным воздвигали столб, на котором был повешен опрокинутый щит преступника, а сам рыцарь стоял лицом к судьям. По обеим сторонам осужденного сидели 12 священников в полном облачении. На церемониях разжалования рыцарей всегда присутствовало огромное количество зрителей.

Когда все было приготовлено, герольды читали во всеуслышание приговор судей, а после этого священники начинали протяжно и заунывно петь похоронные псалмы. По окончании каждого псалма наступала минута молчания, и на площади воцарялась мертвая тишина. Затем снова раздавался заунывный напев священников. После этого с осужденного снимали один доспех за другим начиная со шлема, пока окончательно не обезоруживали. Щит осужденного раздробляли на три части.

Помощник герольда подавал герольдмейстеру чашу с водой, которую как позорную жидкость выливали на голову осужденного. Судьи переодевались в траурное платье и шли в церковь. Осужденного сводили с эшафота, но не по ступенькам, а по веревке, которую привязывали ему под мышки. Разжалованного рыцаря клали на носилки, окутывали покровом и несли в церковь, где священники отпевали его, как покойника.

Позор, который навлекал на себя разжалованный и проклятый рыцарь, распространялся на несколько поколений его рода.

Из князей в грязи


За менее серьезные преступления рыцарей подвергали наказанию сообразно с важностью совершенного ими проступка. Щит провинившегося рыцаря также привязывали опрокинутым к позорному столбу с обозначением преступления. Потом со щита стирали герб или какие-нибудь его части, рисуя на нем символы бесчестия.

Если рыцарь хвастался своими подвигами, а на самом деле ничего не совершал, его наказывали, укорачивая на его щите правую сторону главы герба. Если рыцарь осмеливался убить военнопленного, за это не только укорачивали главу герба, но и округляли ее снизу.

Рыцаря, который лгал, льстил и делал ложные доносы, чтобы втянуть своего государя в войну, наказывали, покрывая главу герба на его щите красным цветом и стирая бывшие там знаки. Если рыцарь безрассудно пускался в бой с неприятелем и этим причинял большие потери или бесчестье своим соотечественникам, его наказывали, рисуя внизу герба толчею.

Когда рыцарь уличался в лжесвидетельстве или попадался на пьянстве, на обеих сторонах его герба рисовали две черные мошны. Если рыцарь уличался в трусости, его герб замарывали с левой стороны. Кто не держал данного слова, тому в центре герба рисовали четырехугольник.

Если рыцарь был побежден на судебном поединке или же был убит и перед смертью сознался в своем преступлении, его тело клали на черную плетеную решетку или привязывали к хвосту кобылы. После этого тело отдавали палачу, который бросал труп преступного рыцаря в помойную яму.

Рыцаря, приговоренного к смертной казни за совершение тяжкого преступления, например за измену, разбой или поджог, обязывали перед казнью нести на плечах собаку. Это доказывало, что вероломный и преступный рыцарь стоит много ниже домашнего животного, которое отличается привязанностью и верностью к своему хозяину и никогда не изменит ему.

Современные формальности


Подлинное рыцарство исчезло в XV веке.

Подлинное рыцарство исчезло в XV веке. Современные сообщества людей с разным происхождением заимствуют либо терминологию, либо некоторые из ритуалов исчезнувшего сословия. Внешний вид и церемонии могут создать видимость дальнейшего существования этого воинского братства.

В международных братствах, таких как орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского или орден Гроба Господня, еще сохранились религиозная вера и старинные рыцарские обычаи. Но большинство сообществ далеки от настоящего рыцарства. Во французском ордене Почетного легиона церемониал посвящения сведен к простому вручению медали, а что касается клятвы верности, то она уже давно отменена.

В Англии правом лишения почетного статуса рыцаря обладает только монарх. Подобная мера предусматривается в случае, если его обладателя обвиняют в совершении уголовного преступления, за которое срок тюремного заключения составляет три месяца и более, или же он осужден уполномоченными лицами или организациями за определенные действия или бездействие на профессиональном посту.

В современном рыцарстве нет главного, того, что поддерживало великих рыцарей прошлого, − хранить верность данной клятве и быть готовым постоянно совершать подвиги. Именно это чувство и толкало рыцарей в путь, пусть иногда для дурных поступков, но чаще всего для славных дел.

Сегодня отсутствие клятвы и неизбежного наказания за ее нарушение превращает большинство существующих рыцарских орденов и сообществ в отпетых заживо.

File:Pehr Hilleström - Den förtrollade skogen.jpg

File:Gehrts Ivanhoe.jpg

Рыцарские доблести —мужество,верность,щедрость,благора зумие, утончённая общительность, куртуазность,чувство чести,вольность .

Johannes Gehrts (1855–1921) Рыцарь Айвенго.

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро.



Казнь Тамплиеров, фрагмент средневоековой миниатюры 1479.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Рыцарская культура Средневековья. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Обряд посвящения в рыцари В классическом посвящение в рыцари проходило так: Посвящаемый молодой человек должен был принять ванну, одеть чистые и праздничные одежды и всю ночь перед обрядом молится в часовне. Утром, в праздничной атмосфере старший рыцарь опоясывал кандидата поясом с мечом, а другие рыцари подвязывали ему шпоры. Рыцарь проводящий церемонию ударял ладонью по шее (colée) принимаемого в рыцари юношу. При этом знаменитый удар colée должен был быть последний, который новоиспеченный рыцарь может оставить без ответа. Далее молодой рыцарь вставал с колен, это означало, что теперь он стал равным остальным рыцарям. Далее он вспрыгивал в седло не касаясь стремени и демонстрировал свои умения наездника и воина поражая копьем манекен.

Лишение Рыцарского Достоинства Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Рыцарские доблести: Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п. ♦мужество (pronesse) ♦верность (loyaut) ♦щедрость (largesse) ♦благоразумие (le sens) ♦утончённая общительность ♦чувство чести (honneur) ♦вольность (franchisse)

Рыцарские ордены Рыцарские ордена возникли в результате церковной реформы, проводимой папой Григорием VII (1020 — 1085 г). В этот период рыцарство приобрело новую идеологическую основу. Рыцари духовно-рыцарски орденов сильно отличались от своих предшественников, светских рыцарей. Если вторые в сражениях и воинах искали личную славу, богатство или благосклонность короля, то первые – служили Господу, следуя жёстким правилам и посвящали свою жизнь беззаветному служению своему Ордену, полностью отказавшись от личных желаний. .

Тамплиеры Тамплиеры или храмовники – духовно-рыцарский орден, возникший в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Орден Тамплиеров был одним из самых богатых и могущественных. Он имел привилегированное положение в христианском мире и потому быстро приобрел множество последователей. С ростом количества членов общества, росло и влияние ордена. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. В истории за этим орденом закрепилась плохая репутация. Орден был распущен в 1312 году.

Госпитальеры Госпитальеры или иоаниты - основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена миссия о заботе и защите Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами, орден продолжил деятельность на острове Родос, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. Действует в наши дни.

Тевтонский орден Орден братьев немецкого дома Святой Марии в Иерусалиме, который назывался Тевтонским, является католическим религиозным формированием. Он был основан как военный орден в 1190 году, в Акре, городе Иерусалимского королевства. С 1929 года он стал чисто религиозным и до сих пор принимает в свои ряды. Орден был создан для оказания помощи христианам в их паломничестве на Святую Землю и создания больниц. Его члены известны как тевтонские рыцари. В рядах ордена служили как добровольцы, так и наемники. Основной задачей ордена являлась защита христиан на Святой Земле и Прибалтике в эпоху Средневековья.

Читайте также: