Общественная мысль 18 века в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Восторг, с которым было принято известие о воцарении Александра I, был ответной и запоздалой реакцией на павловский произвол. Дворянское общество не простило покойному императору безнаказанного своеволия, с которым он унижал дворян, нарушал их привилегии, подвергал телесным наказаниям и ссылке в Сибирь.

Дворянский конституционализм. Конституционные проекты, которые разрабатывали видные представители аристократии П. А. Зубов, А. Р. Воронцов, П. В. Завадовский, Г. Р. Державин и другие, были прежде всего средством давления на императора. Они не имели сколько-нибудь широкого распространения за пределами узкого круга сановной знати. В этих политических проектах речь шла о соблюдении законности, о реорганизации Сената. Авторы проектов полагали, что российское дворянство способно долго сохранять ведущую политическую роль и монарх должен разделить с ним власть. Вместе с тем политические идеи, лежавшие в основе этих проектов — разделение властей, расширение прав дворянства, конституционные гарантии против самовластия, — получили широкое хождение в дворянском обществе. Дворянству импонировало, что конституционно-правовые представления идеологов аристократии не подразумевали ни равенства граждан перед законом, ни ограничения сословных привилегий.

В 1812 г. Шишков, после отставки Сперанского, занял пост государственного секретаря. Он был автором патриотических манифестов, с которыми царь обращался к армии и народу. Эти манифесты читались с большим вниманием, они оказывали заметное влияние на национальное сознание, пронизывая его идеями преданности престолу и Отечеству.

Патриотизм и европеизм. После Аустерлица наблюдался подъем патриотического чувства, пробуждение интереса к национальной истории и культуре. Особое внимание привлекали события Смутного времени, герои которого — Минин, Пожарский, патриарх Гермоген, Прокопий Ляпунов — становятся символами верного служения Отечеству. В 1807 г. немалый общественный интерес вызвал конкурс на памятник Минину и Пожарскому в Москве.

После окончания войны, когда Александр I даровал конституционное устройство Польше и был главным инициатором выработки конституционной хартии, которую подписал французский король Людовик XVIII, возобновились разговоры о конституции. Большая часть дворянского общества склонялась к мысли, что введение конституции в России, за которым неизбежно должна была последовать отмена крепостного права, опасно. Конституционное правление признавалось несоответствующим русским нравам и коренным установлениям. Часты были ссылки на авторитет Екатерины II, которая полагала, что по огромности своих пространств Россия не может иметь иной формы правления, кроме самодержавной.

Уваров и Куницын убедили немногих. Аракчеевские времена были неблагоприятны для тех, кого в обществе называли ли-бералистами, и неудивительно, что вскоре Куницын оказался в числе гонимых петербургских профессоров, а Уваров должен был подать в отставку с поста попечителя Петербургского учебного округа.

Глубокие внутренние противоречия были характерны и для отдельных деятелей. Адмирал Н. С. Мордвинов, известный независимостью суждений, в своих экономических сочинениях отстаивал права частной собственности и гражданские свободы, понимаемые в английском духе. Вместе с тем право собственности он трактовал как гарантию сохранения крепостных отношений.

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль. Театр

4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был

3. Литература и общественная мысль

3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

4. Литература и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев

4. Общественная мысль. Уровень жизни

2. Наука, литература и общественная мысль

2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает

Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения, приверженцы которых отдавали предпочтение медленному эволюционному процессу, стреми­лись с помощью новых законов сформировать новое гуманное об­щество.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н. И. Но­виков. Он выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Но одновременно стремился противостоять упрощенному пониманию французского Просве­щения (вольтерианства), считая необходимым сочетать образо­ванность с развитием нравственного чувства.

Справочник по истории

1-й Всероссийский съезд Советов. Июньский кризис (406)

3 июня в Петрограде открылся 1-й съезд Сове­тов, на который съехались более 800 делегатов. Значительное большинство принадлежало эсерам и меньшевикам. Большеви­ки получили лишь 105 мандатов. В избранном съездом ЦИКе (Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Сове­тов рабочих и солдатских депутатов) было по четыре меньшеви­ка и эсера и.

2 съезд РСДРП (380)

2-й Всероссийский съезд Советов (379)

Вечером 25 октября, когда Петроград уже нахо­дился в руках восставших и готовился штурм Зимнего дворца, в Смольном институте открылся 2-й съезд Советов. Среди 642 де­легатов было 390 большевиков и около 100 левых эсеров (партия эсеров к тому времени фактически раскололась, ее левая часть поддерживала большевиков). После того как съезд отказался.

20 съезд КПСС (620)

XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Он принял директивы шестого пятилетнего плана на 1956—1960 гг., наметив широкие социальные мероприятия: сокращение рабоче­го дня с восьми до семи часов, повышение пенсий и зарплат низко­оплачиваемых рабочих и служащих, жилищное строительство. В отчетный доклад ЦК КПСС были включены принципиаль­но новые положения.

20 съезд КПСС и Восточная Европа. Вторжение в Венгрию (382)

После XX съезда КПСС в странах Восточной Ев­ропы резко усилилось стремление к десталинизации. В июне 1956 г. произошли волнения в польском городе Познани. Демон­странты, требовавшие свободы, ликвидации коммунистического политического режима и удаления советских войск из Польши, были разогнаны польскими войсками и силами безопасности. В Польше.

3 съезд РСДРП (373)

В апреле 1905 г. в Лондоне состоялся III съезд РСДРП. В его работе принимала участие только большевистская часть партии, так как меньшевики признали созываемый съезд незаконным и провели свою конференцию в Женеве. Социал-демократы считали начавшуюся революцию буржуазно-демократической. Меньшевики в связи с этим полагали, что главной движущей.

3-й Всероссийский съезд Советов. Становление власти партии (409)

10 (23) января 1918 г. открылся 3-й Всероссий­ский съезд Советов. Подавляющее большинство мест как на съезде, так и в избранном им ВЦИКе принадлежало большеви­кам и левым эсерам. Съезд утвердил декреты Совнаркома, при­нял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и объявил Россию Советской Федеративной Социалистической Ре­спубликой.

В 1686 г. во время правления царевны Софьи был заключен так называемый Вечный мир с Польшей. Россия окончательно получила Левобережную Украину и Киев, а также вступила в антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Ве­нецией. В составе коалиции России отводилась вспомогательная роль — борьба против Крымского ханства. В 1687 и 1689 г. фаво­рит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В поэме порочные цари, злоупотреблявшие властью, попадают в ад. Там они вынуждены постоянно смотреться в зеркало, в котором отражается их истинная сущность в виде чудовищных псов.


Подробнее о политической литературе, публицистике и общественной мысли в России в XVIII веке вы узнаете далее.

Вопросы занятия: влияние идей Просвещения на общественную мысль России; особенности развития отечественной художественной культуры; развитие русской художественной литературы; произведения политической литературы и публицистики; роль прессы в политической борьбе.

Эпоха Просвещения стала логичным продолжением научной революции, начавшейся в Европе в конце XVII века. Впервые человечество задумалось о том, что достижения науки можно использовать в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание среди широких масс. Просветители считали, что оно должно быть доступно всем, а не только привилегированному сословию, и иметь практическую пользу.


Это время великих мыслителей. Не зря эпоху Просвещения называют ещё и их именами: во Франции – веком Вольтера, в Германии – веком Канта, в России – веком Ломоносова и Радищева.

Открытия, сделанные в естественных науках, заставляли переосмысливать существующую картину мира. Они показали, что мир развивается не по Божественным законам. Поэтому в эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания. Разум стал единственным критерием познания человека.

Философы и учёные начали изучать современное им общество. Они не принимали традиционные взгляды церкви на общественные порядки. Томас Гоббс, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Дени Дидро в своих трудах заговорили о правах человека, которые даны ему природой. Они были уверены, что необходимо менять существующие общественные порядки в своих странах.

Джон Локк полагал, что человек обладает естественным правом на полную свободу и равенство, которые ему должно гарантировать государство. Он был сторонником конституционной монархии и разработал концепцию трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и федеративной. Однако в представлениях Локка монарх не должен был посягать на естественное право личности.

Нашли свой отклик идеи Просвещения и среди представителей власти. Абсолютные монархи Пруссии и Швеции, Дании и Австрии, Испании и России состояли в переписке с мыслителями Просвещения.

В российском обществе возрос интерес к художественной культуре: чтение литературных произведений стало популярным среди учителей, чиновников и самих литераторов; в просвещённом российском обществе периодически стали проводиться музыкальные вечера и постановки различных спектаклей; признаком хорошего тона считалось коллекционирование книг, картин, фарфора.

Художественное творчество в России в XVIII веке развивалось в двух стилистических направлениях: барокко (1740–1750-е годы) и классицизм (вторая половина XVIII века).

В стиле классицизма начинает своё развитие новая русская литература, в которой воплощаются идеи Просвещения. Литературные произведения XVIII века были представлены различными жанрами: ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Писатели обращались к античным сюжетам, но имели большой интерес к отечественной истории и народному творчеству. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права.

Родоначальником сатирического направления в русском классицизме стал Антиох Дмитриевич Кантемир. Он написал первые произведения светской российской поэзии.

Одним из выдающихся деятелей всей русской культуры XVIII века и родоначальником новой литературы был Михаил Васильевич Ломоносов.

Ломоносовым совместно с Василием Кирилловичем Тредиаковским были сформированы основы новой системы стихосложения. Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Однако особой популярностью при дворе Елизаветы Петровны пользовались его оды.


В завершение эпохи Просвещения на смену классицизму в литературе приходит сентиментализм. В таких произведениях сохраняются просветительские идеи, но на первый план в них выходит не разум, а чувство. Главными героями здесь становятся не цари и дворяне, а простые люди.

Ярким представителем сентиментализма в русской литературе является Николай Михайлович Карамзин. Вслед за Ломоносовым он выступил реформатором русского языка.

Наряду с художественными произведениями популярными в XVIII веке были политическая литература и публицистика.

Записка Василия Никитича Татищева, которую он подал Сенату в 1730 году, считается одним из первых памятников политической литературы. В записке Татищев обосновывал монархическое управление в России, но при этом предлагал учредить парламент, чтобы помочь императрице.


Новым явлением в российской публицистике XVIII века стало издание мемуаров политиков, духовенства, дипломатов, философов.

Мемуары – это литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор.


Общественная мысль и социальные движения. "Просвещенный абсолютизм".

Общественная мысль второй половины XVIII в. была представлена уже достаточно широким спектром социально-политических концепций. Ее основные направления составляли: официально-охранительная теория, консервативно-аристократическая идеология, либерально-дворянское направление, умеренное и революционное просветительство.

Первое направление получило разработку в трудах самой Екатерины II. В сочинении "Антитод" утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II и не собирается менять порядки в государстве , ибо все в России обстоит благополучно.

Аристократическо-консервативное направление представляли воззрения М. М. Щербатова (1733-1790). Историк и публицист, в 1767-1768 гг. он активно защищал дворянские привилегии в Уложенной комиссии, в последующее время трудился в Комиссии о коммерции, заведовал секретным делопроизводством в Военном совете, был придворным историографом. Фактически его не устраивало ни одно из правлений в XVIII в. Не отрицая пользы и необходимости реформ первой четверти XVIII в., Щербатов тем не менее возлагал на Петра I вину за подрыв социально-политической роли родового дворянства и "повреждение общественных нравов". Он был сторонником такого образа правления, при котором дворянство в целом как корпорация резко отделено своими привилегиями от прочих сословий и пользуется решающим влиянием в государстве. Наконец, Щербатов был убежденным крепостником, искренне верующим в благодетельность крепостного права для крестьян и в заботливое отеческое отношение к ним помещиков.

Представители дворянского либерализма выдвигали проекты смягчения крепостного права и даже его постепенной отмены в будущем, однако при условии сохранения дворянской собственности на землю. Одновременно их предложения касались урегулирования политических отношений верховной власти с господствующими сословиями. Не посягая на саму идею монархии, дворянский либерализм стремился к устранению произвола верховной власти и ее конституционному ограничению.

Просветительство второй половины XVIII в. - широкое и многообразное направление - продолжало наступление на идеологию феодального общества с позиций теорий "естественного права" и "общественного договора". Совершенным государственным устройством для большинства просветителей являлась просвещенная конституционная монархия, в которой на практике осуществлялся идеал общественного блага, подразумевавший прежде всего правовое обеспечение "вольности и собственности". Крупнейшим деятелем Просвещения был Н. И. Новиков (1744 - 1818), журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев "крещеной собственности".

Другой просветитель, Д. И. Фонвизин (1744-1792), автор сатирической басни "Лисица-кознодей", перевода сочинения французского просветителя Тома "Похвальное слово Марку Аврелию", самобытных комедий "Недоросль" и "Бригадир" смело изобличал дворянское злонравие. Фонвизин не останавливался перед осуждением политики Екатерины II, установившей деспотический образ правления и попустительствовавшей помещикам-тиранам.

Во второй половине 60-х годов XVIII в. с серией писем, в которых излагался план решения крестьянского вопроса, выступил Д. А. Голицын. Он прямо указывал на крепостное право как на главный тормоз в развитии страны, который следовало устранить путем реформы общегосударственного масштаба. Но при этом Голицын исходил из того, что земельная собственность должна оставаться в руках помещика, который мог бы ее сдавать на выгодных условиях в аренду. Таким образом, получая личную свободу, крестьянин волей-неволей должен был превратиться в арендатора помещичьей земли, наиболее состоятельные из крестьян могли приобретать землю в собственность, скупая ее по рыночной цене у помещика. Несмотря на ограниченность проекта Голицына, его претворение в жизнь содействовало бы преобразованию феодально-помещичьих латифундий в капиталистическо-фермерские хозяйства и появлению вольнонаемных сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XVIII в. в рамках просветительства оформилась революционная традиция, связанная с деятельностью А. Н. Радищева (1749-1801). В его сочинениях (ода "Вольность", "Путешествие из Петербурга в Москву", "Письмо другу, жительствующему в Тобольске" и др.) распространенные просветительские теории естественного права и общественного договора даны под углом зрения радикального вывода о праве народа свергать недостойных или не выполняющих своего долга перед подданными правителей. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью борьбы провозглашалось установление народоправства в форме буржуазной республики.

Вторая половина XVIII в. была связана с заметной активизацией социальных движений. В год вступления Екатерины II на престол волновалось около 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян. Главная причина крестьянских выступлений коренилась в усилении режима феодальной эксплуатации в условиях разложения крепостнической системы и прокрепостнической политике правительства. Предвестниками крестьянской войны стали крупные народные движения конца 60-х-начала 70-х годов. В 1768 г. восстание, получившее название "колиивщины" (по главному оружию, которым были наделены восставшие, - колу), распространилось на Украине.

В 1771 г. в Москве вспыхнул "чумной бунт", население, охваченное паникой из-за эпидемии чумы, закрытия мануфактур, увольнения рабочих, расправилось с архиепископом Амвросием, повелевшим увезти от Варварских ворот, где скапливались люди, чудотворную икону Богородицы. Взрывоопасная обстановка возникла и среди казачества Урала: введение государственной монополии на рыбную ловлю и соль, стеснение автономии яицкого казачества, привлечение казаков к службе в войсках на Северном Кавказе и других местах уже в 1772 г. спровоцировало восстание на Яике, в ходе которого были убиты генерал, войсковой атаман и ряд представителей казачьей старшины. После подавления восстания казачий круг был запрещен, а в Яицкий городок назначен комендант.

Читайте также: