Лирика пушкина 30 х годов кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 20х годах - всегда есть миг частного бытия. Пушкин включает жизненный опыт – объект лирической рефлексии. Внешний и внутренний мир связаны. Есть внутренняя ретроспекция. С этим он входит в 30е годы.

Очень много ярких произведений. Ссылка в Болдино. В начале 1840го года Евгений Баратынский встречается с Жуковским. Они разбирали бумаги Пушкина. Многое не было опубликовано.

Февраль 1840 года – Баратынский пишет своей жене: вчера был у Жуковского, разбирал не опубликованные стихотворения. Все поздние пьесы отличаются глубиной и силой. Все современники не подозревали в нем этого (философская лирика). Хомяков – Общество философской поэзии. Целью общества было создание философской лирики по образце немецкой. Они обвиняли Пушкина в легкомыслии. Единственное, что они приняли – стихотворение Пророк.

Молчание 30х было сознательным. Пушкин пишет о том, какие изменения с ним произошли. Он “творит для себя одного”. Он перерос своего читателя. Пушкин понимает, что эти произведения не поймут. При жизни Пушкина не были опубликованы: “Стихи, сочиненные в ночь во время бессонницы”, “Заклинание”, “Румяный критик мой”.

Тема Иуды, предательство и наказание за него.

ИЗ более поздней лирики, после Болдина многие стихотворения не публиковались.

Белинский: Пушкин царствовал 10 лет, теперь мы не узнаем Пушкина. Он умер или обмер?

Лирика Пушкина обращена к потомкам, поэт пытается преодолеть пустоту. Обращенность к читателю-другу (внутренняя обращенность). Пушкин и Николай I . Личный разговор, Пушкин уходит с надеждой, что сможет говорить истину. “Нет, я не льстец…” Пушкин говорит, что надо быть милостивым к тем, кто твой враг.

В Болдино появляются “Бесы” – в черновике подзаголовок “шалость”. Стихотворение строится на переосмыслении образности баллад. Основная эмоция – тревоги, внутреннее смятение и страх. Страх от того, что ты сталкиваешсья с неизвестным. Трагиеское смятение принимает в финале глобалные размеры. Нет конца этому страху. Много рефренов (мчатся тучи). Стихотворение строилось так, что было много образных символов – образ метели (это сквозной образ у Пушкина), ночь (это темнота), зима и бесовщина. Весь этот круг был связан с темой судьбы, исторического пути. Пушкин изображает свое пложение, когда человек теряет ориентиры в жизни, это состояние духовного тупика России (нравственный тупик).

Переосмыслено то, что скрывается за внешним миром

Лирика приобретает скрытый смысл. При этом лирика созраняет легкочсть, внутренний дуализм, обращенность. Возникает огромное количество вопросов, которые задает себе лирический герой.

“Стихи, сочиненные в ночь во время бессонницы”. Это череда вопросов, который создают некий дуализм. Все вопросы связаны с вопросов смысла жизни. Это изначально тупиковое состояние. Оно обрывается, когда возникал идея внутреннего поиска Страх может быть побежден, смысл может быть найден, стремление к возможному свету.

Мы говорит об открытом финале, внешней незавершенности, Это особенность пушкинской лирики 30х годов. Мысль обрывается на полуслове.

Читателя превращает в соавтора, сотворца. По Пушкину мысль не может быть завершенной, как и сама жизнь. Нет конца. Сама мысль изменчива и подвижна. Идея преемственности поколений.

Стихотворение “Брожу ди я вдоль улиц шумных”. Это же развивает “Вновь я посетил..”, “Моя родословная”, “Памятник”. Для всех стихотворений важной личное прошлое и моего рода. Часто возвращяется к пережитому (нравственная оценка).

“Моя родословная”. Пушкин выражает чувство – связь его индивидуальной судьбы с судьбой его рода. Идея ответственности за род. Чувство рода дает нравственную защиту. Пушкин противопоставляет роду “новую знать”.

“Вновь я посетил” – 35 год.

У Пушкина умерла мать. Пушкин поехал ее хоронить и стал присматривать место себе.

Через 10 оет приехал после ссылки. Он видит, что все по-прежнему. Обращает внимание на то, чего больше нет. 10 лет, которые изменили самого поэта. Множество потерь, которые он вспоминает. Идея быстро промелькнувшей жизни и вместе с этим это срок (10 лет – это много).

35-36 годы Пушкин ощущает себя старым. “Моя жизнь подходит к концу”. Идея: жизнь в памяти (в потомках), жизнь в поэтическом слове. Эта же идея в “Памятнике”, что является достоитнсвом его музы. Идея свободы – это путь к себе.

Перевод Alfieri 1827г: “иду к себе там буду я свободен”. В условиях внешней несвободы можно оставаться совбодным. Обретенное одиночество и есть свобода.

В 30е годы – тем поэта в творчестве. “Осень” 33г. – специфика творческого мира.

Календарный цикл, но все не последовательно. Говорит о непреднамеренности творчества и его рациональности. Творчество есть жизненное преломление самого поэта.

“Каменноостровый цикл” – 36г:

“Из Пиндемонте” – подражание итальянскому.

“Отцы пустынники и жены непорочны”.

Христианско-религиозная символика: сквозной сюжет восходит к событиям страстной недели.

“Отцы” - воспроизводится молитва, читаемая в среду (смятение моего голоса с чужим).

В четверг Иуда предал Христа – “Из Пиндемонте”.

В пятницу Христос был распят – “Мирская власть”

Все христианские образы не являются самоценными. Они погружены в современность. Звучит голос современника, который заново переживает события.

Более существенным становится крестный путь человека, поэта. Абсолютный идеал жизни – свобода. Существовать наперекор человеческим убеждениям, обстоятельствам, историческим событиям. Некоторые исследователи включают в этот цикл стихотворение “Памятник” – человек, который прошел свой тернистый путь.

Вывод: усилена публицистическая струя. Поэт откликается на современность, в таких стихотворениях универсальный подтекст.

“Пир Петра Великого” – 36ой год – стихотворение аллегорично, “дар миловать”.

Имеет ввиду участь декабристов. Это обращение к Николаю. “умеет прощать”.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816), Петербургский период (1817-1820), период Южной ссылки (1820-1824), период ссылки в Михайловское (1824-1826), творчество 2-ой половины 20-х годов (1826-1830), творчество периода Болдинской осени (1830) и творчество 30-х годов ( 1830-1836).


А.С. Пушкин, набросок, 30-е годы

Тридцатые годы .По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов. Тогда же, в 1831 году, Пушкин поднимал вопрос о разрешении издавать политический орган. Разрешение было дано только в июле 1832 года, но Пушкин им не воспользовался.

Я возмужал среди печальных бурь,
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.

Надолго ли. а кажется, прошли
Дни мрачных бурь, дни горьких искушений… (январь-апрель 1834)

О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу,
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Ещё хранятся наслажденья
Для любопытства моего,
Для милых снов воображенья,
Для чувств всего. (1836 год)

Пушкин мало печатает из того, что пишет в последние годы. Современники поэта не знали его зрелого творчества, для них Пушкин как поэт остался в прошлом.

Но кажущееся молчание и оцепенение скрывали напряженную внутреннюю работу, самоанализ, рефлексию.

Мчатся тучи рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Стихотворение насыщено знаковыми для той эпохи образами-символами: дорога, ночь, метель, зима, - ассоциации с темой судьбы, исторического пути.

Поздняя лирика поэта преимущественно философская, насыщена вопросами, сомнениями. Поэт задает вопросы, обозначающие главные направления его духовных поисков.

Подобным приемом поэт открывает простор для мысли, читатель становится сотворцом.

Идея бесконечности жизни, преемственности поколений.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Тема творчества по-преднему актуальна. Поэт размышляет о природе и специфике творчества.

Для гражданской лирики 30-х характерна патриотическая идея.

А.С. Грибоедов – один из ярких дипломатов своей эпохи, талантливый музыкант и драматург. Он вошёл в историю русской литературы как великий комедиограф. Многие годы он провёл в Персии, был участником войны с Наполеоном. Имел необыкновенный ум, фантастическую честность и разнообразность познаний.

Главный герой – Чацкий, по словам Пушкина, человек не умный, но пылкий, добрый, напитавшийся мыслями и остротами самого Грибоедова. Но он не понимает, с кем имеет дело и мечет бисер перед свиньями. Ум героя не завидный ни для него самого, ни для других.

О Чацком и Молчалине Софья и Лиза говорят как о соперниках в любви, но сопоставление меняется. Софья безразлична к Чацкому, иронизирует над ним, а позже проявляет и неприязнь к нему. Чацкий, даже замечая эту перемену отношения, не считает её кардинальной.

Комическое в общении Чацкого и Фамусова проявляются с помощью алогизмов (разговор о женитьбе на Софье). Несовпадение героя и ситуации.

Интрига комедии развивается не в традиционном (любовном) ключе: разговор якобы будущих родственников переходит в столкновение противоположных общественных сил.

Невозможность контакта между Чацким и московским обществом, его объявляют сумасшедшим, фамусовский мир определяет свою дистанцию с ним. Обман в этом обществе – норма, Чацкий должен, по идее, вскрыть ложь.

Игнорирование Чацкого подчёркнуто авторскими ремарками, положениями героя, который часто остаётся в одиночестве, говорит в пустоту. Грибоедов переосмысливает изначальную комическую ситуацию и показывает трагизм Чацкого.

Чацкий – положительный герой, Альтер эго автора, рупор его идей. Парадокс комедии в том, что сатирическое искусство автора отражается не только в колких эпиграммах Чацкого, но больше в добродушных речах Фамусова. Грибоедов использует приём переогласовки одних и тех же идей в исполнении разных героев. Чацкий и Фамусов обсуждают одни и те же стороны русской жизни, но параллелизм их речей выявляет различие установок. Так, например, говоря о французской культуры, Чацкий видит суть: утрату корней, рабство в духовной сфере. Он выступает за сохранение чистоты языка. У Фамусова иная мотивация: французы – губители карманов и сердец, виновники проделок Софьи и вольномыслия Чацкого. По-разному воспринимают герои и результаты просвещения. Фамусов винит книги в падении умов и нравов, Чацкий думает, что это способствовало формированию свободной личности, Способной преобразовать мир и общество. Фамусов считает, что ум и крамола взаимосвязаны, а общество нужно огородить от тех, кто не таясь и не считаясь с авторитетами высказывает свою позицию.

Репетилов выступает сниженным комическим двойником Чацкого, в его речах звучат отголоски мыслей главного героя. Однако, он подстраивается под каждого героя, говоря со Скалозубом о карьере, а с Загорецким – о водевилях.

Диалоги и монологи уравновешены в произведении. Свои проблемы герои озвучивают через монолог.

Совмещение комического и серьёзного в одном персонаже наделяет героев целым комплексом черт (Софья сентиментальна и коварна, в Репетилове Пушкин видел сразу множество характеров).

Драма выступает как выражение философских идей. Конфликт не исчерпан, герой оказывается на пороге новой судьбы. Его судьба и сюжет не исчерпаны, не завершаются. Из-за этого другие писатели (Растопчин, Достоевский) писали продолжения.

Большой художественный смысл: соединяя высокое и смешное, подчиняя значительное и серьёзное мелким, нелепым казусам жизни, Грибоедов воспроизводит правду реальной жизни.

2. Общественно-бытовой роман:

4. Баллада – сон Татьяны:

5. Сатира – в лирических отступлениях

6. Историческое повествование – также в лирических отступлениях:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

В поздней лирике Пушкина стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:

Снова тучи надо мною

Собралися в тишине;

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне…

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

Здесь его поэзия достигает порога, за которым безмолвствует разум и в свои права вступает область веры.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам,

На них основано от века

По воле Бога самого

Залог величия его.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Таким же отчаянием, но только отлитым в мерные ритмы, в четкие формулы беспощадных афоризмов, пронизаны другие стихи:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Митрополит Филарет, прочитав эти стихи Пушкина, в тревоге за душу поэта откликнулся на них собственными стихами:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена…

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт.

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья…

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!…

Поздний Пушкин достигает удивительной духовной просветленности не только в прозе, но и в лирическом творчестве. Исчезает упоение мятежной красотой чувственных страстей, уходят темные тучи и метели суетных земных тревог, появляется умиленное созерцание духовной красоты в природе и в человеке:

Я возмужал среди печальных бурь,

И дней моих поток, так долго мутный,

Теперь утих дремотою минутной

И отразил небесную лазурь.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день…

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

Любовь Пушкина к осени возвышенна и духовна: свободна от всего тяжелого, замутняющего чистые источники. Она не скована бременем чувственных желаний и эгоистических страстей. Такая красота взывает к созерцательной любви-умилению, требует полного забвения себя, полной самоотдачи. Она пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем…

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился… и в то же время

С колесницы пал Дадон -

Охнул раз, – и умер он.

Феномен декабризма в русской культуре 1820-х годов.

Феномен декабризма в русской культуре 1820-х годов. Русская и особенно советская наука предприняла огромные усилия для изучения декабристского движения. Отыскан и опубликован обильный источниковедческий материал, изучены классовые истоки декабризма, обследованы

Любовная лирика Пушкина.

Любовная лирика Пушкина. В. Г. Белинский считал, что любовное чувство Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.

Историческая тема в творчестве Пушкина 1830-х годов.

Историческая тема в творчестве Пушкина 1830-х годов. 18 февраля 1831 года состоялось венчание Пушкина с Н. Н. Гончаровой в Москве, в церкви Большого Вознесения на Никитской. Весну и лето молодая чета провела в Царском Селе, а осенью Пушкины переселились в Петербург. Наступил

Литература второй половины 1820-1830-х годов

Литература второй половины 1820-1830-х годов Социально-политическая обстановка. Восстание 14 декабря 1825 года привело к изоляции от общественно-литературной жизни значительную часть и без того тонкой культурной прослойки русского дворянства. После устранения ее с

Журналистика второй половины 1820-1830-х годов.

Журналистика второй половины 1820-1830-х годов. В обстановке, когда деятельность писательских объединений и литературных обществ была официально прекращена, организаторами литературных сил в России стали журналы. Белинский замечал тогда, что нигде, ни в одной из

Поэзия второй половины 1820-1830-х годов.

Проза второй половины 1820-1830-х годов

Проза второй половины 1820-1830-х годов Проза второй половины 1820-1830-х годов наиболее полно реализует свой творческий потенциал в жанрах повести: исторической (русской), философской (фантастической), светской, кавказской и бытовой. На протяжении 1830-х годов эти жанры проходят

Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год)

Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год) Все творчество Пушкина после рокового 1825 г. было посвящено поискам новых духовных путей. Понять историю, жизнь, окружающий мир для Пушкина означало обнаружить их скрытый смысл. Таково обращение к жизни: Я понять

Эмили Элизабет Дикинсон Emily Elizabeth Dickinson 1830 – 1886 ЛИРИКА POEMS 1890

Эмили Элизабет Дикинсон Emily Elizabeth Dickinson 1830 – 1886 ЛИРИКА POEMS 1890 Русский перевод В. Марковой

ЛИРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА 30-х ГОДОВ

Развитие лирического (в собственном смысле) творчества Пушкина, т. е. поэзии, воплощающей прежде всего личное отношение поэта к окружающему миру, его личные восприятия и суждения о нем, его переживания и раздумья, — еще с начала 20-х годов шло в направлении освобождения от жанровых разграничений к созданию новой поэзии, чуждой всяких условностей, свободной по форме, всеобъемлющей по содержанию, определяющейся лишь тем, что в нее вложены размышления поэта о важнейших вопросах его личной и общественной жизни, в их взаимоотношениях и глубочайших связях. Отсюда следуют постоянные, характерные для Пушкина искания новых форм лирической поэзии, с наибольшей простотой выражающих самое сложное и значительное содержание, и вместе с тем искания новых принципов составления лирических сборников; последнее имеет важное значение для раскрытия содержания лирических

стихотворений и их внутренних связей, подсказывая читателю определенное понимание авторских замыслов.

Изданию сборника предшествовало двукратное составление списков стихотворений, предназначенных для включения в него. Эти списки и представляют для нас особый интерес.

Первый список,5 черновой, был начат не ранее середины апреля

Второй список7 представляет собой беловой текст, переписанный, с некоторыми изменениями, с первого. Составление его относится к первой половине сентября 1831 года — точнее, по весьма убедительному определению Б. В. Томашевского, ко времени между 5 и 14 числами этого месяца.

Хронологическая последовательность отсутствует в том и в другом списках. Но если в первом из них порядок стихотворений почти сплошь случайный, так как список составлялся постепенно и дополнялся по памяти, то второй список намечает некоторые тематические группы, пусть и не очень выдержанные, но всё же определяемые внутренними, идейно-тематическими признаками.

Наблюдаемые в списке тематические группы стихотворений остаются, однако, только намеченными. В самом сборнике 1832 года распределение материала проведено иным образом — в хронологическом порядке, по годам, с исключением некоторых стихотворений списка и добавлением других, в нем не бывших. Нам важно отметить при этом, что, во-первых, расположение стихотворений внутри каждого года отнюдь не хаотично, а строго обдумано и имеет глубокий внутренний смысл; во-вторых, что, как сказано, ряд произведений, вошедших в список, не включен в сборник, и их исключение также, несомненно, мотивировано. Нужно рассмотреть и то и другое.

путника в какой-то мере выражает ощущения человека, поэта, одинокого и захваченного вихрем пустой и мертвящей жизни; здесь не символика (которую видел М. О. Гершензон, но которая вовсе не свойственна Пушкину), но образное воплощение психологического состояния, имеющего глубокие общественные основания.

Таково содержание сборника, на первый взгляд механически расположенное, по существу же — строго обдуманное. Но, как было сказано выше, имеет значение не только то, что и в каком порядке в нем помещено: характерно и то, что в него не вошло из списка, составленного в 1831 году, т. е. то, что исключено и по каким мотивам.

. несет подмышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил.

Таким образом, сборник 1835 года не дает материала для нашей темы — анализа лирических циклов в поэзии Пушкина 30-х годов.

Итак, начиная с 1832 года, когда было закончено собрание стихотворений за все предшествующие годы, с 1815 по 1831, публикация Пушкиным своих лирических (в собственном смысле) стихотворений почти прекращается — настолько, что и читающая публика, и критика (включая Белинского) стали смотреть на него, как на писателя, совершенно отказавшегося от поэзии, в особенности лирической.29

Мне жаль, что нет князей Пожарских,
Что о других пропал и слух,
Что их поносит шут Фиглярин.

Мне жаль.
Что их поносит и Фиглярин.

(Мне жаль.
Что геральдического льва)

Мне жаль, что шайка торгашей
дворянство прежних дней
Лягает в плоских эпиграммах. 40

Приведенные выше варианты а—в дают в последнем чтении текст, где упоминание о журналистике устранено и заменено более общим определением:

Мне жаль.
Что геральдического льва
Демократическим копытом
Лягает ныне и осел:
Дух века вот куда зашел!41

Я сам — хоть в книжках и словесно
Собратья надо мной трунят —
Я мещанин, как вам известно,
И в этом смысле демократ.

. в нашем тереме забытом
Растет пустынная трава.

Мне жаль, что мы, руке наемной
Дозволя грабить свой доход,
С трудом ярем заботы темной
Влачим в столице круглый год,
Что не живем семьею дружной
В довольстве, в тишине досужной,
Старея близ могил родных
В своих поместьях родовых,
Где в нашем тереме забытом
Растет пустынная трава. 42

Беловые (или перебеленные, с поправками) автографы некоторых стихотворений Пушкина, написанных (или, по крайней мере, доработанных и отделанных) летом 1836 года, носят на себе римские цифры, поставленные в качестве заголовков; до последнего времени они не обращали на себя внимания исследователей и не были прокомментированы. В настоящее время известно четыре таких порядковых номера: II, III, IV, VI; I и V — а может быть, и VII и следующие — остаются неизвестными. Располагаются они так:

По смыслу, как будет показано дальше, оба стихотворения вполне подходят к остальным четырем. Если же их отвести, придется искать им замены среди стихотворений других годов, что мало вероятно.

В таких условиях создавались стихотворения, отразившие в себе, с разных сторон и в разных формах, настроения и раздумья поэта и объединенные им, для будущей публикации, в своего рода если не тематический, то смысловой и формально-художественный цикл.

Две тени милые, два данные судьбой
Мне ангела во дни былые —
Но оба с крыльями, и с пламенным мечом,
И стерегут — и мстят мне оба. 53

звучащий в книге мотив покаяния, самообличения и очищения от прошлых грехов, сродный отдельным моментам в его собственной биографии, когда он мучительно задумывался о своей жизни.

Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам.

Несомненно, однако, и то, что идейное содержание этих стихотворений много шире и глубже их прямого смысла.

Или распятие казенная поклажа
И вы боитеся воров или мышей.

Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила
Того, чья казнь весь род Адамов искупила,
И, чтоб не потеснить гуляющих господ,
Пускать не велено сюда простой народ.58

Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя.

Сомневаясь, быть может, в возможности напечатать намеченный цикл целиком, Пушкин составил — вероятно, осенью того же 1836 года — другой список, в который включил два (или три — если верно наше предположение) стихотворения из первого цикла и добавил к ним еще пять

других, взятых из разных годов. Список дает новый намеченный цикл, тематически и формально не единый, но объединенный общими настроениями, вложенными в них. Обратимся к этому списку.

Из Bunyan
Кладбище
Мне не спится
Молитва
Сосны
Осень в деревне
Не дорого ценю
Зачем ты бурный Акв‹илон›
Последняя туча

Список прокомментирован в свое время М. А. Цявловским,65 но в комментарий его нужно внести некоторые поправки и дополнения.

Таким образом, в небольшой этот список вошли только не напечатанные к осени 1836 года стихотворения 1830, 1833 (?), 1835 и 1836 годов; это показывает, что составлен он был не для сборника стихотворений, но именно для журнальной публикации новых, неизданных вещей. Отбор их позволяет сделать некоторые наблюдения.

В список вошло несколько произведений очень важного для Пушкина значения. Разнообразные по тематике, поэтическому стилю и стиховой форме, они объединяются общим характером — своей медитативностью, сочетанием глубоко личного начала с широкими обобщениями философского,

этического, общественно-политического содержания. С формальной точки зрения трудно, конечно, назвать эти восемь стихотворений циклом, но по существу они объединены глубокой внутренней связью, позволяющей видеть в них объединение циклического типа.

Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.

Рационалистическое, характерное для Пушкина заключение становится еще яснее и выразительнее при сопоставлении его с поправкой, внесенной Жуковским в последнюю строку при печатании стихотворения в посмертном издании:

Я понять тебя хочу,
Темный твой язык учу. 71

— признанием мистической темноты бытия, свойственным Жуковскому.

Как видно, небольшой список стихотворений, рассматриваемый нами, очень значителен и разнообразен в смысле тем, образов, мыслей и художественных средств. Осуществление его в печати при жизни Пушкина раскрыло бы ряд чрезвычайно важных, неизвестных читателям и критике моментов его лирического творчества и показало бы всю несостоятельность широко распространенных тогда суждений о том, что Пушкин как поэт-лирик

В самом конце 1836 года (или даже в начале января 1837 года) Пушкин заключил договор с книгопродавцем Плюшаром на издание сборника своих стихотворений.74 В архиве Пушкина сохранилась заготовленная для сборника рукопись в виде писарских копий с печатных текстов, размещенных по отделам в обложках с заголовками, надписанными рукой Пушкина.75 На этой рукописи необходимо остановиться.

Полное суждение о предположенном Пушкиным издании стихотворений затруднительно потому, что рукопись сборника сохранилась не полностью — или составление ее не было закончено Пушкиным; состав и порядок стихотворений в отделах, несомненно, спутан — уже после смерти Пушкина, и тексты сложены случайно, в полном беспорядке, с нарушением нумерации; часть материалов, возможно, использована для посмертного издания 1838—1841 годов.76 То, что сохранилось, представляет следующие особенности.

Сборник разделен на отделы, объединяющие стихотворения по жанровым признакам и частично повторяющие отделы издания 1826 года, с прибавлением новых, соответственно новым жанрам, возникшим в поэзии Пушкина после 1825 года, и отчасти — соответственно практике изданий других поэтов, в особенности четвертого издания стихотворений Жуковского 1835—1836 годов. Мы видим в сборнике обложки следующих отделов, надписанные рукой Пушкина:

Стихотворения лирические, т. е., по-видимому, декламационного, ораторского типа; ср. в издании Жуковского.

Подражания древним. Ср. сборник 1826 года; состав отдела, видимо, сохранился не полностью.

Послания. Ср. сборник 1826 года.

Возможно, что все они должны были войти в другие, не осуществленные отделы; возможно и то, что часть рукописи, содержавшая эти

стихотворения, затеряна или была использована при подготовке посмертного издания.78

Чем же объяснить то странное явление, что Пушкин, с половины 20-х годов отрицавший жанровое деление лирики, стремившийся в 1829 и 1832 годах представить читателю картину своего творчества в его хронологии,

т. е. в его историческом развитии, теперь, подводя итог своей более чем двадцатилетней деятельности, решительно отказывается от историзма и возвращается, хотя и не в полной мере, к устарелой для него и для русской поэзии вообще жанровой классификации? Ответ, как кажется, может быть дан такой.

Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать, —

не только не утратил для поэта своего смысла, но был еще оживлен литературно-журнальной борьбой 1835—1836 годов, и Пушкин сознательно ему следовал. Но для того чтобы скоро реализовать сборник, нужно было и подготовить его быстро, без затраты времени и нового труда, лишь с самой поверхностной правкой,79 обеспечив максимально-безболезненное прохождение его через цензуру. А этого можно было достичь, перенеся в новое издание готовый, процензурованный материал прежних сборников, без добавления чего-либо нового, неизданного, что могло смутить цензуру или требовало творческой художественной отделки. Но сборник не должен был быть и точным повторением прежних, а совсем новым, притом — замкнутым в себе, отдельным изданием. Он не был и подведением итогов всего творческого пути поэта — поскольку в него не входило почти ничего из произведений последних пяти лет (1832—1836). В лучшем случае он мог считаться итогом — да и то неполным — предшествующего периода — от первых шагов Пушкина-лицеиста (1815) до начала 30-х годов (1831). В этих условиях не было оснований сохранять хронологический принцип первых трех сборников: хронологическое размещение стихотворений имело бы смысл лишь в том случае, если бы сборник был пополнен неизданными произведениями последних пяти лет или входил в число других томов собрания сочинений Пушкина. Теперь же погодное расположение материала, заканчивающееся 1831 годом, только подчеркивало бы отсутствие произведений последних лет, т. е. мнимое иссякновение творческих сил поэта-лирика, о чем так много писали в журналах и говорили среди читателей. В этих соображениях, как кажется, нужно искать оснований отказа Пушкина от хронологического принципа в пользу жанрово-тематического.80

Этот отзыв внимательного и дружески настроенного современника дает замечательно верную, проникновенную оценку лирической поэзии Пушкина 30-х годов.

3 Нарушение жанрового распределения вызвало недоуменное замечание П. А. Плетнева в письме к Пушкину от 26 сентября 1825 года (Пушкин, Полное собрание сочинений, т. XIII, Изд. Академии наук СССР, 1937, стр. 234; ссылки на это издание в дальнейшем даются сокращенно: Акад., том, страница). Пушкин не отозвался на это замечание, хотя состав сборника, сообщенный ему Плетневым, был им пересмотрен и кое в чем изменен.

Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений, —

Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

7 ИРЛИ (ПД) № 716 (Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский, ук. соч., стр. 255); опубликован П. О. Морозовым (Пушкин и его современники, вып. XVI, стр. 117); в исправленном виде Б. В. Томашевским в ук. соч., стр. 116, с комментариями; ср.: Рукою Пушкина, стр. 260, № 17, с комментариями на стр. 261—263.

8 Или, точнее, элегическим дистихом, которым написаны все эти пьесы.

12 ПД № 716; см. о нем выше.

13 Пушкин и его современники, вып. XVI, 1913, стр. 117—121.

14 Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения, стр. 115.

15 Рукою Пушкина, стр. 259.

17 Рукопись ПД № 131. См.: Акад., т. III, 2, стр. 844, с факсимиле (между стр. 848—849).

24 В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. II, Изд. Академии наук СССР, М., 1953, стр. 82—84.

28 Распределение материала по этим двум разделам в точности неизвестно. Но можно предположить, что в первый вошли все переложения из античных поэтов и антологические (в собственном смысле) стихотворения, а во второй — мелкие стихотворения, не носящие античного характера. О сборнике 1836 года см. ниже.

39 Акад., т. V, стр. 414.

46 Там же, стр. 553, и репродукция между стр. 548 и 549.

53 Акад., т. III, 2, стр. 654—655.

58 Курсив наш, — Н. И.

61 Пушкин, Сочинения, т. III, изд. П. В. Анненкова, СПб., 1855, стр. 39.

И над землей сошлися новы тучи,
И ураган их.

То, что стихотворение не должно было иметь продолжения, доказывается, как кажется, тем, что и черновой автограф его оборван на том же воспоминании — на последнем полном стихе белового текста:

Над сходились новы тучи

(Акад., т. III, 2, стр. 1045).

65 Рукою Пушкина, стр. 285—286.

69 Ср. выше прим. 67.

70 Акад., т. III, 2, стр. 860—862 и 1220—1221.

71 Том IX, СПб., 1841, стр. 163.

72 Акад., т. III, 2, стр. 996 и 1003—1005.

74 Письма А. А. Плюшара к Пушкину от 23 декабря 1836 года и Пушкина к Плюшару от 29 декабря см.: Акад., т. XVI, стр. 204, № 1316; стр. 206, № 1321. Ср.: Пушкин и его современники, вып. XIII, 1910, стр. 109, 125—127, и ниже заметку Р. Б. Заборовой о подлиннике письма Пушкина к Плюшару (стр. 224—228).

76 Однако же в переплетенный сборник копий (бывш. ЛБ № 2395, теперь ИРЛИ (ПД), ф. 244, оп. 8, № 93), служивших для подготовки посмертного издания, не вошел ни один лист из рукописи бывш. ЛБ № 2393: это ясно по бумаге и почерку переписчиков, различных в той и другой рукописях.

78 К тому же времени — ноябрю—декабрю 1836 года — относится другой план издания стихотворных произведений, очень краткий и суммарный, составленный, по-видимому, ранее или параллельно проекту сборника, рассмотренному выше, как предположение иного распределения материала. План таков:

Лирические стихотворения
Элегии
Сказки (простонародные стихотворения)
Смесь

81 Письмо Пушкина к А. Х. Бенкендорфу от 31 декабря 1835 года. Акад., т. XVI, стр. 69, № 1116.

82 Письмо от 13 марта 1837 года.

83 И бесконечное изящество, соединенное с большим чувством и жаром (франц.).

Читайте также: