Лирика некрасова 1870 х годов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лирика Некрасова последнего периода – одно из высших художественных достижений его поэзии. В период спада общественного движения поэт считал необходимым обратиться к молодежи, воодушевить ее на продолжение освободительной борьбы. Откровенный и прямой разговор определил тональность ряда лирических стихотворений Некрасова. Так, “Элегия” (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – “страдания

“Железная дорога” (1864) также прямо адресована молодежи.

Первоначально произведение было опубликовано с подзаголовком: “Посвящается детям”. По форме – это монолог автора, обращенный к мальчику Ване, который упоминается уже в эпиграфе. Эпиграф этот необычен.

Он подобран по принципу не соответствия, а контраста к последующему изложению. Нечто подобное уже было в некрасовской “Псовой охоте”. Папаша, одетый в “пальто на красной подкладке” (генеральская форма), демонстративно наряжает сына Ванюшу в кучерский

армячок, желая тем самым подчеркнуть свое народолюбие. (Вспомните, как у Тургенева в “Отцах и детях” Павел Петрович Кирсанов держал на столе серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя.) По существу, все стихотворение построено как полемика с генералом. Оно утверждает подлинную роль народа в строительстве железной дороги и истории вообще.

Идет борьба за Ваню, за молодое поколение, которое, прежде всего, нуждается в правде.

Оптимистическая вера в великое будущее народа сочетается в стихотворении с пламенным желанием пробудить у него сознательное отношение к жизни. Рисуя горькую сцену народной темноты и забитости в финале “Железной дороги”, поэт утверждает мысль о необходимости активной борьбы за свободу, о том, что счастливое будущее не придет само, его нужно завоевать, грудью проложить дорогу к нему.

Лирика Некрасова последнего периода - одно из высших художественных достижений его поэзии. Так, “Элегия” (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:

Пуска нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая “страдания народа”

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

К этому времени Некрасов вполне сложился как поэт -- поэт русской революционной демократии и великий новатор, сумевший создать поэзию демократическую и народную не только по содержанию, но и по форме. Верностью традициям 1860-х гг., которую Некрасов сохранил до конца своих дней, объясняется одна из самых характерных черт его поэтического облика -- неразрывная связь с современным русским общественным движением, чуткая отзывчивость на его запросы.

В некоторых его стихотворениях ощущаются прямые отзвуки революционных событий. Так, в "Путешественнике" отразились впечатления от процесса долгушинцев, "Пророк" посвящен Чернышевскому, "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие. " писались под впечатлением событий, связанных с Парижской Коммуной.

Но таких стихотворений немного: у писателя, печатающегося на страницах легального журнала, возможности непосредственного отклика на революционные события крайне ограниченны, касаться их можно было лишь изредка и в сугубо зашифрованной форме.

Особенно показательны в этом отношении стихотворения, создававшиеся в годы подъема народнического движения. К 1874 г.-- году, когда "хождение в народ" приобрело наибольший размах,-- относится, кроме четырех только что названных, ряд замечательных произведений о судьбах народных -- поэма "Уныние", "волжская быль" "Горе старого Наума", знаменитая "Элегия (А. Н. Е ву)", а также стихотворения "Отъезжающему", "Ночлеги", "На покосе", "Поэту".

В 1876--1877 гг. народничество переживает острый кризис после неудач "хождения в народ", обсуждаются вопросы о путях и методах дальнейшей революционной пропаганды, начинается новый период революционной борьбы, период "Земли и воли". В это время также появляются стихотворения Некрасова, связанные с событиями и запросами народнического движения, настроениями революционной молодежи тех лет: "Сеятелям", "Молодые лошади", "Праздному юноше", "Отрывок", "Ты не забыта. ", "Что нового?", "Молебен", "Есть и Руси чем гордиться. ". В одном ряду с ними должны восприниматься и "Пир на весь мир", последняя часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и замечательные незавершенные замыслы последнего года жизни поэта (поэмы "Мать", "Ершов-лекарь", "Имени и роду. ").




Завершается том шедевром некрасовской лирики -- "Последними песнями", циклом, создававшимся на смертном одре, своего рода лирическим дневником умирающего поэта и его поэтическим завещанием. "Последние песни" -- высший образец того органического сочетания личного, интимного с общественным, гражданским, которое всегда было характерно для Некрасова. Ни физические, ни нравственные страдания не могли заглушить в нем думы о России и ее народе, о русском освободительном движении, о судьбе его собственной поэзии.

Историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к “Дедушке” (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя несломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом, подчеркивает его органическую связь с родной природой.

“Русские женщины” (1872-1873), воспевавшие подвиг жен декабристов, состоят из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической (“Княгине Волконская”). В“Княгине Трубецкой” повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно: настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В “Княгине Волконской”темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа“Декабристки”, но в процессе работы Некрасов дал ей другое название: “Русские женщины”,придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Сатирическая поэма “Современники” (1875) тесно примыкает к двум другим поэмам, над которыми Некрасов работал почти одновременно: “Русские женщины” и “Кому на Руси жить хорошо”. Возникает своего ода трилогия, подводящая итог всему художественному творчеству поэта. “Современники” построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи).

Лирика Некрасова последнего периода - одно из высших художественных достижений его поэзии. Так, “Элегия” (1874), являющаяся одним из важнейших эстетических манифестов поэта, начинается с открытого обращения к молодому поколению:

Пуска нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая “страдания народа”

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она.

К этому времени Некрасов вполне сложился как поэт -- поэт русской революционной демократии и великий новатор, сумевший создать поэзию демократическую и народную не только по содержанию, но и по форме. Верностью традициям 1860-х гг., которую Некрасов сохранил до конца своих дней, объясняется одна из самых характерных черт его поэтического облика -- неразрывная связь с современным русским общественным движением, чуткая отзывчивость на его запросы.

В некоторых его стихотворениях ощущаются прямые отзвуки революционных событий. Так, в "Путешественнике" отразились впечатления от процесса долгушинцев, "Пророк" посвящен Чернышевскому, "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие. " писались под впечатлением событий, связанных с Парижской Коммуной.

Но таких стихотворений немного: у писателя, печатающегося на страницах легального журнала, возможности непосредственного отклика на революционные события крайне ограниченны, касаться их можно было лишь изредка и в сугубо зашифрованной форме.

Особенно показательны в этом отношении стихотворения, создававшиеся в годы подъема народнического движения. К 1874 г.-- году, когда "хождение в народ" приобрело наибольший размах,-- относится, кроме четырех только что названных, ряд замечательных произведений о судьбах народных -- поэма "Уныние", "волжская быль" "Горе старого Наума", знаменитая "Элегия (А. Н. Е ву)", а также стихотворения "Отъезжающему", "Ночлеги", "На покосе", "Поэту".

В 1876--1877 гг. народничество переживает острый кризис после неудач "хождения в народ", обсуждаются вопросы о путях и методах дальнейшей революционной пропаганды, начинается новый период революционной борьбы, период "Земли и воли". В это время также появляются стихотворения Некрасова, связанные с событиями и запросами народнического движения, настроениями революционной молодежи тех лет: "Сеятелям", "Молодые лошади", "Праздному юноше", "Отрывок", "Ты не забыта. ", "Что нового?", "Молебен", "Есть и Руси чем гордиться. ". В одном ряду с ними должны восприниматься и "Пир на весь мир", последняя часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и замечательные незавершенные замыслы последнего года жизни поэта (поэмы "Мать", "Ершов-лекарь", "Имени и роду. ").

Завершается том шедевром некрасовской лирики -- "Последними песнями", циклом, создававшимся на смертном одре, своего рода лирическим дневником умирающего поэта и его поэтическим завещанием. "Последние песни" -- высший образец того органического сочетания личного, интимного с общественным, гражданским, которое всегда было характерно для Некрасова. Ни физические, ни нравственные страдания не могли заглушить в нем думы о России и ее народе, о русском освободительном движении, о судьбе его собственной поэзии.

Историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к “Дедушке” (1870): поэма была построена как беседа возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя несломленным ни морально, ни физически. Поэт откровенно любуется бывшим декабристом, подчеркивает его органическую связь с родной природой.

“Русские женщины” (1872-1873), воспевавшие подвиг жен декабристов, состоят из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической (“Княгине Волконская”). В“Княгине Трубецкой” повествование строится не по линейному принципу, а фрагментарно: настоящее перемешивается с прошедшим, действительность со снами. В “Княгине Волконской”темп более спокойный, даже несколько замедленный. Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Марии Волконской. Подробнее в поэме рассказывалось о разрыве Волконской со своей средой, с отцом. Сначала поэма была названа“Декабристки”, но в процессе работы Некрасов дал ей другое название: “Русские женщины”,придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Сатирическая поэма “Современники” (1875) тесно примыкает к двум другим поэмам, над которыми Некрасов работал почти одновременно: “Русские женщины” и “Кому на Руси жить хорошо”. Возникает своего ода трилогия, подводящая итог всему художественному творчеству поэта. “Современники” построены как портретная галерея (такой подзаголовок был в рукописи).

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Онтонио Веселко




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь ещё: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мёрзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Трудничество[15] 15
Трудничество – направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию).

Повели ты в лето жаркое
Мне пахать пески сыпучие,
Повели ты в зиму лютую
Вырубать леса дремучие, —
Только треск стоял бы до неба,
Как деревья бы валилися;
Вместо шапки, белым инеем
Волоса бы серебрилися!

Оказывается, что батрака соблазняет не столько жирная похлебка у хозяина, сколько труд сам по себе, причём именно труд тяжёлый, напоминающий богатырское деяние.

Его сама природа осудила
На грубый труд, неблагодарный бой
И от отчаянья разумно оградила
Невежества спасительной бронёй.

Кому бросаются в глаза
В труде одни мозоли,
Тот глуп, не смыслит ни аза!
Страдает праздность боле.

Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал!

Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Всегда у них тёплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Лирика Некрасова 1870-х годов

Я примирился с судьбой неизбежною,
Нет ни охоты, ни силы терпеть
Невыносимую муку кромешную!
Жадно желаю скорей умереть.

Вам же – не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути…

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поёт,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он – и не даёт ответа…

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл, мучительно переживаемый поздним Некрасовым вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесёт ли его поэзия перемены в народную жизнь? Авторитет Пушкина взывает к терпению и не гасит надежды.

Историко-героические поэмы

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил…

Апостольские черты выступают и во внешнем облике Дедушки:

Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро борода;
Строен, высокого роста,
Но как младенец глядит,
Как-то апостольски-просто,
Ровно всегда говорит…

Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел…
Видел – имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей…

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошёл —
Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…

В основе сюжета двух этих поэм – любимая Некрасовым тема дороги. Характеры героинь формируются и крепнут в ходе встреч и знакомств, сближений и столкновений с людьми во время их долгого пути в Сибирь. Напряжённого драматизма полон мужественный поединок княгини Трубецкой с иркутским губернатором. В дороге растёт самосознание княгини Волконской. В начале пути её толкает на подвиг супружеский долг. Но встречи с народом, знакомство с жизнью российской провинции, разговоры с простыми людьми о муже и его друзьях, молитва с народом в сельском храме ведут героиню к осознанию святости тех идеалов, за которые пострадал её муж.

Читайте также: