Лирическое отступление это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лирическое отступление — это элемент композиции лиро-эпического текста, находящийся внесюжетного повествования, отражает авторскую позицию и является композиционно-стилистическим приёмом.

Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.

Глава 1

Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:

В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества, о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:

Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы:

«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.

Глава 2

Глава 3

Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:

Глава 4

Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :

пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно:

« Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил… «.

Автор возвращается к теме творчества, рассуждая об истинной награде лирика:

Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:

Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.

Глава 5

Глава 6

Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:

Глава 7

Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфах. Большое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзаж, разлука Татьяны с милым краем:

«… за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой,
Или над Летой усыпленный
Поэт, бесчувствием блаженный,
Уж не смущается ничем,
И мир ему закрыт и нем. « .

Глава 8

Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:

Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.

Лирические отступления - это один из стилистических приемов, выражающийся отступлением автора от сюжета произведения. Это авторское размышление, имеющее отношение к написанному, прямое или косвенное. Отступлениями могут быть воспоминания, обращениями писателя к читателям. Чаще всего можно встретить в лирических произведениях.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

лирические отступления это

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

роль лирических отступлений

Отступления в "Евгении Онегине"

Лирическое отступление в романе - это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа "Евгений Онегин". Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема - это одна из важных основ самого романа, а для автора - животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь - неразделимы.
  • Рассуждения о свободе - отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию - свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве - благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина - друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни - это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа - простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества - театральные представления, литература, искусство - это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

лирическое отступление в романе

Лирические отступления в "Мертвых душах"

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма "Мертвые души". В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В "Мертвых душах" их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

темы лирических отступлений

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем - это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

анализ лирического отступления

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В "Мертвых душах" короткие лирические отступления - это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление - это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

Ничего подобного. И в современной литературе есть место для лирических отступлений.

Что это такое

Лирика есть не только в поэзии, но и в прозаических произведениях. А лиризм – это чувствительность, переживательность, мягкое поэтическое настроение, когда, например, хочется рыдать от умиления, глядя на капельку росы на цветке. Однако в литературе это понятие понимается более широко, как отражение личных переживаний, эмоций автора. И повод для этих переживаний может быть самый разный: от лунной дорожки на глади моря до проигрыша любимой партии на выборах.

Поэтому лирическое отступление может быть очень разным, но его особенность в том, что оно не связано с сюжетом. Это внесюжетный элемент книги — рассуждения автора о самых разных, как правило, именно ему интересных, вещах: о политике, о жизни, о гражданском долге, о красоте в том числе и природы.

Виды лирических отступлений

Учитывая разнообразие лирических отступлений, выделяют несколько их видов.

Вероятно, можно найти и другие виды лирических отступлений, например, в научной фантастике это может быть вдохновенный рассказ об устройстве тахионного двигателя, а в любовном романе — описание наряда героини или СПА-процедур.

Таким образом, лирические отступления в современных книгах есть. Возникает вопрос: насколько они нужны?

Зачем в книге лирические отступления

Думаю, вы неоднократно читали (в том числе и у меня), что отступления от основного содержания нежелательны, что любой чих персонажа должен работать на развитие сюжета, и любое дуновение ветерка создавать необходимую для повествования атмосферу. Всё, что к сюжету не относится — в топку, удалить и забыть.

Как же подобные утверждения коррелируют с лирическими отступлениями, ведь они внесюжетные элементы? Это же явное противоречие.

Ну, да. Противоречие. Наша жизнь вообще полна противоречий, а уж литература и тем более. А если серьёзно, то лирические отступления действительно к сюжету отношения не имеют, они не влияют на его развитие, но выполняют ряд функций. И это не только увеличение объёма произведения, хотя, что греха таить, некоторые авторы лирические отступления для этого и используют.

Как ни странно, это может показаться, но хорошая художественная книга — это не только сюжет. Она несёт разнообразную информацию, в том числе и эмоциональную, заставляет читателя задуматься над непростыми вопросами бытия. Да и автору хочется поделиться своими мыслями и чувствами, часто спонтанно возникающими, как ассоциации на происходящее в книге. А то и провести параллели между фантастическим миром своего произведения и реальностью.

Итак, функции лирических отступлений.

Главное – не переборщить

Уходы от сюжета в описания природы или собственных мыслей должны быть не только дозированы, но и к месту. А то иногда читаешь, как герой сражается с толпой врагов и во время очередного замаха мечом, автора пробивает на красочное описание кровавого заката. На целую страницу. Такое меня всегда приводит в недоумение.

Короче, как это часто бывает в жизни: отступления от сюжета делать нельзя, но если очень надо и хочется, то можно. Но осторожно.

- внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

Смотреть что такое ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ в других словарях:

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Л. о. вводит. смотреть

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

лирическое отступление сущ., кол-во синонимов: 1 • уклонение от темы (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

внесюжетный элемент текста, из числа тех, которые могут быть использованы в произведениях эпических (роман) и лироэпических (роман в стихах, поэма). Он. смотреть

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Рубрика: композиция и сюжет Целое: сюжет Прочие ассоциативные связи. смотреть

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

• ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ lit, occas. humor [NP; fixed WO]===== ⇒ a divergence from the theme of a lecture, speech, story etc that allows the speaker o. смотреть

Читайте также: