Лирический отрывок в литературе это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В этом смысле он выступает для поэта посредником. Таким образом, в нем проявляются чувства, мечты, желания, причины и переживания. Это голос, через который выражаются чувства и мысли писателя. Это может быть персонаж из мифологии, животное или человек, у которого есть собственный голос, но в то же время нет.

Кроме того, некоторые специалисты придают лирическому предмету выразительную способность в лирическом стихотворении. Это заявление, однако, не предназначено для передачи или влияния на мирские факты. Скорее, основное намерение состоит в том, чтобы выразить словами переживание, неотделимое от его высказывания.

Именно это отличает лирический субъект от других субъектов с предложениями, обычно используемыми в языке, которые действительно имеют намерение общаться и влиять на внешний мир.

Эти утверждения могут быть историческими (субъект лично участвует в своем утверждении) или теоретическими (они констатируют факт независимо от его собственного существования).

Характеристики лирического сюжета

Личные темы

Лирическая тема предназначена для развития личных тем или чувств. Необходимость, которая заставляет вас делать это, - это подавленное желание выразить сильные эмоции или определенное настроение. Своим вмешательством он раскрывает внутренний мир поэта и обнаруживает переполняющий его чувствительный заряд.

Эмоции, описываемые лирическим предметом, экстремальны. Среди них можно отметить любовь, смерть или любую утрату, которая касается автора. Иногда также представлены другие эмоции, если они сильны (среди прочего, ностальгия, надежда, печаль, оптимизм и ненависть).

Субъективность

Эта субъективность выражается в использовании абстрактных существительных. Среди них мы можем выделить, среди прочего, тоску, печаль, счастье и радость.

Уход от реальности

Хотя верно, что лирическая поэзия имеет дело с реальностью эмоциональных зарядов автора, она держится подальше от мирских фактов.

По этой причине лирический сюжет не обращается к описаниям окружающей среды. В тех случаях, когда он вынужден это сделать, он делает это только для того, чтобы указать на чувства, которые он передает.

Погода

Лирическая тема всегда выражается от первого лица. Этот вымышленный субъект помещает фокус своего дискурсивного на другое существо, на которое он направляет свой эмоциональный заряд от автора. Внешность влияет на него только для того, чтобы подчеркнуть его лирическую сущность.

Примеры

Баллада о велосипеде с крыльями

«Сегодня мне пятьдесят лет, и у меня есть велосипед.

У многих есть яхта

и многое другое машина

и у многих уже есть самолет.

Когда мне за пятьдесят, у меня только один велосипед.

Я написал и опубликовал бесчисленное количество стихов.

Почти все говорят о море

а также лесов, ангелов и равнин.

Я пел оправданные войны

мир и революции.

Теперь я всего лишь изгой.

И за тысячи миль от моей прекрасной страны,

с изогнутой трубкой в ​​губах,

буклет из белых листов и карандаш

Я еду на велосипеде по городским лесам

по шумным дорогам и мощеным улицам

и я всегда останавливаюсь у реки,

чтобы увидеть, как днем ​​и ночью ложатся спать

первые звезды теряются в воде . "

Анализ лирической темы

В частности, велосипед становится скромным символом того, чего оно достигло в жизни, в отличие от того, что предлагает общество потребления с его огромной мощью (яхты, автомобили, самолеты).

Таким образом, он ссылается на свои стихи, в которых говорится о море (Marinero en tierra, 1925) и ангелах (Sobre los Ángeles, 1929). Точно так же он представляет его изгнанником с родины, вспоминающим ее с тоской.

Эпитафия

Голосом ни тонким, ни толстым,

Старший сын учителя начальных классов

И от закулисной портнихи;

Худышка с рождения

Хотя посвящен хорошей еде;

И довольно обильные уши;

С квадратным лицом

Где глаза еле открываются

И нос мулата боксера

Спуститесь ко рту ацтекского идола

-Все это купалось

Для света между иронией и вероломством -

Ни очень умный, ни глупый

Я был тем, кем был: смесью

Уксус и масло есть

Колбаса ангела и зверя! "

Анализ лирической темы

Иногда лирический субъект перевоплощается в лице поэта, попадая в автобиографические ситуации. Это случай стихотворения Эпитафия чилийского поэта Никанора Парра (1914-2018).

В отрывке отмечается, что лирический сюжет предполагает, что автор представляет автопортрет. Всегда в ироническом тоне, он предлагает юмористическую сторону, которая способствует созданию атмосферы близости, знакомства. Этот тон начинает исчезать по мере развития стихотворения, будучи серьезным и глубоким в последних стихах.

Результатом этого автопортрета являются физические описания автора, многие из которых временами преувеличены. В конце концов, лирический субъект разрешает ситуацию, принимая человеческое состояние поэта.В последних строках он принимает противоречивую двойственность человеческого существа (уксус и масло для еды) и (колбаса ангела и зверя).

И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой.

Итак, понятие фрагмента прочно закрепилось за отрывками тек­стов, составляющих довольно внушительный фонд так называемой литературы древности. В какой-то степени фрагментарен текст Биб­лии, фрагментарны элегии Архилоха, стихотворения Анакреона:

в ночь со скалы Левкадской

И безвольно ношусь В волнах седых, Пьяный от жаркой страсти.

(Пер. В. Вересаева)



Осень. Отвыкли от молний. Идут слепые дожди. Осень. Поезда переполнены — Дайте пройти! — Всё позади.

Выброшенное четверостишие было заменено точками как эквива­лентом утраченного смысла. .Однако впоследствии автор не смог (или не захотел?) восстановить купюры и приведенный текст навсегда стал фрагментом, сохранив свою эстетическую самостоятельность и значи­мость в составе художественного целого книги стихов Б. Пастернака.

С ветки на ветку Тихо сбегают капли. Дождик весенний!

(М. Басе. Хокку. Пер. В.Н. Марковой)

Фрагментарность, состоящая в том, что в произведении соединя­ются элементы реальности, в обычном представлении разительно отдаленные друг от друга, тесно переплетается здесь с монтажным принципом композиции и нередко связана со спонтанностью художе­ственной рефлексии, обращенной на самого субъекта творчества.

Фрагмент —признанный жанр и форма творчества в искусстве слова XX века.


И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой.

Итак, понятие фрагмента прочно закрепилось за отрывками тек­стов, составляющих довольно внушительный фонд так называемой литературы древности. В какой-то степени фрагментарен текст Биб­лии, фрагментарны элегии Архилоха, стихотворения Анакреона:

в ночь со скалы Левкадской

И безвольно ношусь В волнах седых, Пьяный от жаркой страсти.

(Пер. В. Вересаева)

Осень. Отвыкли от молний. Идут слепые дожди. Осень. Поезда переполнены — Дайте пройти! — Всё позади.

Выброшенное четверостишие было заменено точками как эквива­лентом утраченного смысла. .Однако впоследствии автор не смог (или не захотел?) восстановить купюры и приведенный текст навсегда стал фрагментом, сохранив свою эстетическую самостоятельность и значи­мость в составе художественного целого книги стихов Б. Пастернака.

С ветки на ветку Тихо сбегают капли. Дождик весенний!

(М. Басе. Хокку. Пер. В.Н. Марковой)

Фрагментарность, состоящая в том, что в произведении соединя­ются элементы реальности, в обычном представлении разительно отдаленные друг от друга, тесно переплетается здесь с монтажным принципом композиции и нередко связана со спонтанностью художе­ственной рефлексии, обращенной на самого субъекта творчества.

Фрагмент —признанный жанр и форма творчества в искусстве слова XX века.

Роды литературы

Искусство, в том числе и словесное, - это отражение жизни человека, такой многогранной, полной различных событий. Именно поэтому невозможно отразить ее в полной мере, пользуясь лишь одной схемой. Так и возникли литературные роды – эпос, лирика и драма. Да, они схожи в том, что как в зеркале показывают жизнь людей, но и различаются набором определенных черт. Кратко разберем их.

лирическое произведение это

Лирика: определение понятия

Что же такое лирическое произведение? Это такой род литературы, который открывает внутренний мир автора. Причем, он не статичен: мироощущение и связанные с ним чувства могут меняться, так же, как и настроение героя.

Особое место в лирическом произведении занимает лирический герой. Он может отражать как чувства и мысли самого автора, так и спорить с ним.

особенности лирического произведения

Литературные жанры

лирические произведения примеры

Всего муз было девять. Каждая из них имела свой характер и род деятельности. Так благородная и в то же время строгая Полигимния отвечала за торжественные пения (гимны), а Каллиопа, отвечавшая за эпос, наоборот, была весьма деловитой и спокойной.

Читателю также важно знать, произведение какого жанра он берет в руки, ведь таким образом создается особое настроение, определяется тональность произведения.

Лирические произведения, примеры которых рассмотрим далее, также подразделяются на жанры. Создавать они могут как торжественное, воодушевляющее настроение, так и грустное, даже скорбное.

Ода и гимн

Элегия

лирическим произведением является

Эпистола и эпиграмма

Сонет

Особого внимания заслуживает сонет. Этот литературный жанр требует от поэта строгого соблюдения формы. Главное в сонете – 14 строк. Различают английскую версию (три четверостишья и два двустишья) и французскую (два четверостишья и два трехстишья). Последняя прижилась во время эпохи поэтов-символистов. Ей пользовались Блок, Бальмонт, также Брюсов. Классический английский сонет известен миру по творчеству Шекспира.

виды лирических произведений

Содержание сонета также регламентируется. Каждая строфа - тезис к какому-либо умозаключению, о котором читатель узнает в последних строках. Этот жанр лирики еще называют интеллектуально поэтическим.

Лирические произведения с их высоким, исполненным романтизмом и витиеватым слогом, любят многие, но несмотря на это, далеко не все ценители художественных произведений могут рассказать о том, что такое лирика в литературе, дав четкое определение этому жанру. Между тем этот пробел вполне восполним и, кроме того, можно узнать еще и о том, какие виды литературного рода существуют, а также историю их развития в разные эпохи.

Что такое лирика в литературе

Основные понятия о лирике

Сравнительные характеристики

Лирика в литературе

Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.

Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей. Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.

Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.

Лирика

Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.

Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:

Литература

Род/Виды и жанры Народный Авторский
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. Песня Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, рондо, эпиграмма.
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс.
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка).

Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.

Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.

Виды и тематика

Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:

Всё о лирике

Что такое лирика

Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.

Речь идет о следующих видах лирики:

Термин лирика

Сравнительные характеристики

  • Ода. В основе этого жанра всегда стоит торжественное воспевание кого-либо или чего-либо.
  • Песнь. Как правило, такие произведения не лишены сюжетности, нередко комбинированной, когда одна строка имеет все признаки лирического стиля, тогда как другая буквально пропитана эпосом.
  • Элегия, под которой подразумевается романтическая поэзия, причем с грустным налетом, выражающимся в рассуждениях автора о своей судьбе, творчестве или событиях прошлых лет.
  • Послание. Этот жанр может иметь любую тематическую принадлежность, всегда адресуясь к кому-либо (возможен и предмет невоодушевленный).
  • Сонет. В отличие от всех предыдущих видов, этот обязательно должен быть представлен в строгой форме, состоя из 14 строк и имея французскую или английскую принадлежность.
  • Эпиграмма — коротенькое четверостишье, используемое для того, чтобы охарактеризовать какое-то лицо или ситуацию в краткой, но от этого не менее емкой форме.
  • Сатира. По аналогии с эпиграммой может носить хлесткий высмеивающий характер, но, в отличие от нее, не имея жестких ограничений по объему.

Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.

История развития направления

Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций. И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма. Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:

Характеристика лирики

Лирика и всё о ней

  • Античный период. На этапе образования лирические произведения представляли собой музыкальные композиции, исполнявшиеся под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (откуда и название). Огромный вклад в развитие жанра внесла древнегреческая школа, именуемая эолийской. Удивительно, но выходцы этой и других школ, в которых были популярны лирические произведения, воспевали с помощью этого жанра не только любовные и эротические отношения, но и влиятельных на тот момент политиков.
  • Средневековье. Огромное значение имела лирика и в этот продолжительный период со всем свойственным ему колоритом. И если на начальном этапе религиозность в лирическом жанре носила стертый характер, то в со временем она стала основополагающей тематикой. Чуть позже классический жанр максимально приблизился к народному, будучи тесно связанным с песнями и танцами, а со временем трубадурство сменилось рыцарством, для которого была свойственна своя лирика.
  • Эпоха Возрождения. Пик развития романтической лирики пришелся на Италию, постепенно дав свои отголоски и в южной части Франции. Большой вклад в развитие этого литературного искусства был сделан и знатным родом Медичи, заправлявшим в период Ренессанса во Флоренции.
  • XVI-XVIII столетия. Полноценное участие в использовании лирического жанра Франция приняла только в XVI веке. К тому времени свой след в искусство уже успела внести Германия с ее реформаторскими религиозными движениями. Со временем при французском дворе появилась ложноклассическая ода, которая так и не прижилась, уступив место известному по сей день жанру в классическом его понимании. Уже в XVIII веке появляются первые русские оды, авторами которых стали Державин, Ломоносов и другие классики. Были актуальны и народные песни, которые особенно сильно ценились правящей тогда императрицей Екатериной II.

Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.

Читайте также: