Праздники и развлечения на руси 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Старые писатели заметили, что тогдашние россияне гораздо меньше, нежели другие европейские народы, как то: немцы, французы и англичане любили телесные упражнения и забавы, и что, следовательно, в этом случае были они подобны больше азиатцам, нежели европейцам. В дре­вности наш простолюдин, с этой сторо­ны, наслаждался большими удовольствиями, нежели люди высокогo достоинства, равно как мужчины большими в сравнении с женским полом. Дальним предкам нашим не были известны основанные на правилах ни танцеванье, ни верховая езда, ни фехтованье, ни состоящие из обоего пола общества и беседы, равно как и самые проходки или прогулки. Они искусны были ездить верхом и стрелять из лука, но этому никогда не обучались по правилам. Поскольку они и приятелей своих посещали не иначе, как приезжая к ним на конях, то ходить пешком у них, как и у всех восточных народов, считалось как бы постыдным; а потому удивлялись и смеялись они иностранцам, когда те или для препровождения времени, или для поправления своего здоровья, прохаживались. Обыкновение не позволять женам и дочерям быть вместе со сторонними мужчинами было причи­ной того, что предки наши не могли тогда иметь обществ, которые бы состояли из людей обоего пола, ни танцев, ни балов. Знатные люди никогда не танцевали. Самые простолюдины плясали весьма редко и то почти только на свадьбах; но эта свадебная пляска их была не иное что, как любострастные изображения того, что происходило, или уже случилось на брачном ложе, что в малых городах и селениях еще и ныне отчасти продолжается.

Какие увеселения знали на Руси?

Самым благороднейшим увеселением не только простых дворян и бояр, но даже и наших Государей в древности была звериная и птичья охота, и первая особливо, как можно заключать из Духовной великого князя Владимира Мономаха, составля­ла главное или даже единственное упражнение наших князей и бояр, то есть в такое время, когда они были свободны от войны, так, что искуснейший в ней признавался за удальца и приобретал от своих сверст­ников похвалу и отличное уважение. Звериная ловля в то время прино­сила юношеству, готовившемуся к войне и обучавшемуся ратоборным подвигам, великую пользу; так как такого рода звериная ловля, какую описал в Духовной своей Владимир, есть не иное что; как образ войны, заставляющая переносить голод, жажду, зной и холод, подвергающая необходимо многим трудам, а часто и опасностям, не меньшим, как и война.


Также любимую забаву наших предков составляла шахматная игра, о которой того времени иностранцы говорят, что весь народ, или по крайней мере в лучших городах мужчины от самого знатнейшего вельможи до последнего поденщика, от украшенного сединами старца до мальчика, все без исключения, особливо в столице, занимались ею. Даже самые Государи наши в этой игре находили особенное для себя удовольствие, как то можно видеть из истории царя Иоанна Ва­сильевича. Употребление ее у наших предков должно быть весьма древнее, и она по всей вероят­ности заимствована ими от персов или индейцев.

К числу самых, можно сказать, обыкновенных забав в древности, а особливо между простым народом, принадлежали борьба и кулачный бой, из коих последний составлял род забавы во­енной, приучая молодых людей к неустрашимости против неприятелей. О нем в древних летописцах наших упоминается в самом начале XIII века, при случае войны великого князя Киевского Мстислава III. вместе с союзниками его против великого князя Юрия Всево­лодовича. Здесь, когда Мстислав и Владимир князь Псковский поощряли своих новгородцев и смолян к храброму сопротивлению неприятелю, предоста­вляя им на выбор, на конях или пеши хотят они сражаться, то новгородцы отвечали с бодростью: «Мы не хотим на конях, но по примеру предков наших пеши и на кулаках биться, а в древних летописях сказано: на кулачек и пеши. Из этого видно, что кулачный бой употребителен был и в самых сражениях с неприятелями; по времени составил одну только забаву простого народа.

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке


Кроме сих к древним забавам Русских принадлежат известные и ныне: качели, кости или зерн, жмурки, свайка, бабки, карты и премногие другие.

Качели, которые у нас есть разных видов, как то: вислые, горизонтальные и круглые, упо­требительны были в России еще до времен великого князя Владимира I. и назывались колыски, на которых люди забавлялись во дни Святых Апостол Петра и Пала в Св. Иоанна Крестителя. О древности их Георгий в описании Санкт-Петербурга между прочим говорит: все эти роды качелей весьма употребительны также в Персии и других восточных странах, и может быть оттуда употребление их заняли и наши предки.

Азартные игры на Руси

Кости и зерн — род азартной игры, бывшей в великом употреблении у греков и римлян. К нам принесена она, как весьма вероятно, иностранцами, но когда именно — определить трудно. По времени игра эта сделалась для многих столь разорительною, что царь Алексей Михайлович принужден был строжайше запретить оную, как то видно из Уложенья его гл. 21. ст. 15. Что касается до жмурок, свайки и бабок, то они, по всей вероятности, заимствованы от греков, и первые суть тоже, что у них была игра chytrinda называемая; свайку же и бабки сочинитель книги, dissertations sur les antiquites de Russie, почитает за Греческую имиллу, а последние за их астрагалы.

Карты, изобретенные, по мнению одних, в Италии, а по уверению других — во Франции в XIV столетии по Рождестве Христовом, к нам принесены также иностранцами, приезжавшими как в службу, так и для торговли и других промыслов в последней половине XVI или в начале XVII века. Царь Алексей Михайлович, по силе 15 статьи 21 главы Уложенья, игру в карты запретил. Петр I карточною игрою сам никогда не занимался, и при Дворе его была она весьма мало употребительна. В армии и во флоте, хотя не была совсем запрещена, однако же и не дозволялось проигрывать больше рубля.

Пение и музыка

Немаловажную забаву для древних россиян обоего пола составляло пение, как светских песен, как то: свадебных, хороводных, святочных, плясовых и пр., так и церковных стихов, которые пели как мужчины, так и женщины. Вкус и правильность в пении предков наших начал образовываться с самого введения Христианской веры. Ибо по свидетельству епископа Новгородского Иоакима, прибывший в Киев из Константинополя первый Российский Митрополит Михаил, в числе многих духовных особ, привез с собою и демественников, то есть певчих из славян. В царствование Ярослава I в 1053 году, прибывший также из Царьграда Митрополит Георгий, привез с собою трех человек певчих с их семействами, которые учили в России петь на восемь голосов, отличая церковное пение от мирских песен, употребляемых к увеселению. Вскоре потом существовали уже у нас и заведения, в которых искусству этому обучался даже и женский пол, как то видно из истории княжны Анны, дочери великого князя Всеволода I; а потому и весьма вероятно известие одного иностранного писателя, что в XVII столетии главнейшее увеселение женского пола состояло в пении тем паче, что пол сей, по тогдашнему обыкновению, оставался наиболее дома, не могши участвовать в таких собраниях, где находились мужчины. Немаловажную также забаву сего пола, а особливо среднего и низкого званий, составляло и скакать на досках, как описывает Олеарий и другие.


Поскольку же с самого введения в Россию Христианской веры не была Церковью нашею принята в употребление при отправлении богослужения инструментальная музыка, то предки наши и не имели к ней не только уважения и привязанности, но даже большой охоты, и долго не знали никаких музыкальных инструментов, кроме, может быть, и то немногих, военных. Когда в 1151 году великий князь Киевский Изяслав I Мстиславич, получив в третий раз Великокняжеский престол при помощи венгров, вошедши в Киев, делал великий пир для венгерских и киевских вельможей, причем играли вeнгepcкиe музыканты, тогда множество киeвлян, приходя, с удивлением смотрели игры и слушали скомонии венгерские. Из этого князь Щербатов заключает, что будто бы россияне не знали тогда никаких даже военных музыкальных инструментов и не имели в них нужды по причи­не хорошего воинского порядка, хотя из многих мест истории видно обратное тому, как сказано будет в своем месте.

Впоследствии времени находим у предков наших в употреблении известные и доныне в простом народе следующие музыкальные инструменты:

  1. Гудок, подобный скрипке, — инструмент о трех струнах, на котором играют так же, как и на скрипке, посредством смычка, держа самый инструмент ручкою вверх. Инструмент этот — один из древнейших в России; о нем упоми­нается в некоторых весьма старинных песнях, сочиненных в честь языческих божеств.[2]
  2. Волынка — мусикийское орудие, состоящее из кожаного пузыря, надуваемого чрез прикрепленную сверху трубочку; в нижнем же конце привязыва­ются две разной величины и различного отверстия деревянные трубки, чрез которые выходящий воздух составляет басистые голоса, а третья неболь­шая дудочка с отверстиями, которые, затворяя перстами и отворяя, игрок дает разные напряжения голосам. Она употребительна в некоторых местах России, а особливо между малороссиянами.

Сочинитель хронологического словаря в статье Cornemusc приписывает этому инструменту отдаленнейшую древность; касательно же россиян, многие утверждают, что они заимствовали от финских, или лучше предков их сарматских народов, и что он древностию своею не уступает другим, исстари употребляемым в России инструментам.

  1. Балалайка — также мусикийское орудие с ладами по большой части о двух струнах. Когда и кем изобретена — неизвестно. Сочинители новейшей французской энциклопедии называют ее русским инструментом; но Российская Академия в своем словаре название балалайка производит от татарского языка; следовательно, должно думать, что балалайка изобретена или самыми россиянами во вре­мя татарского владычества, или по крайней мере заимствована от татар. При всем том она равно как гудок и другие почитается в числе древнейших российских музыкальных инструментов.
  2. Гусли. Этот инструмент употребителен в Poccии с давних времен, и по крайней мере с тех пор, как россияне начали иметь частое обращение с греками, от которых, без сомнения, его и заимствовали.
  3. Варган — малое железное мусикийское орудие, на котором играют, приложа его к зубам. Он особливо употребителен в Малороссии, куда принесен, по-видимому, из Польши, получившей его из Германии, где, как и в некоторых других Европейских государствах, употребителен он с давних времен. В великой России, ежели не знали его прежде, то по крайней мере известен он был в самом начале XVIII столетия; ибо под 1715 годом в дополнениях к деяниям Петра Великого о нем упоминается.

Kpoме этих музыкальных инструментов, употреблялись также и сегодня между черни известные: свирель, дудка, жилейки, рожок, и некоторые другие, которым сочинитель Dissertations sur les antiquites de Russie приписывает также отдаленную древность; в недостатке же и тех и других место их заступали тазы и сковороды.

Потешные дворцы

Из сего явствует, что забавы предков наших были весьма малочисленны, наиболее же со­стояли в приятельских собраниях, на которых они, по общему обыкновению тогдашнего времени, занимались дружескими разговорами и попойкою. Им долгое время нe были известны ни балы, ни театры, ни маскарады; ибо у нас даже начало придворных балов должно полагать не прежде, как со времен царствования Лжедимитрия, смертью которого и обыкновение это, опять окончившееся, возобновлено по крайней мере при Дворе в иcxоде XVII столетия, после чего стали давать балы и частные люди.


Маскарады и карусели

Маскарады, то есть собрания наря­дившихся в маски особ для танцевания и других увеселений, несмотря на их древность в прочих европейских государствах, у нас долго не были употребительны. Слово маскарад происходит от итальянского Mascarata, a оно заимствовано от арабского москара, что значит шутка. Гранацци был изобретателем маскарадов, на которых представлялись иронические и другие важные деяния. Первым в этом случае предметом послужил ему триумф Павла Эмилия. Гранацци был воспитанник Мишеля Анже и умер в 1543 году. Надевать маски, по старинному названию рожи, почиталось у нас за смертный грех, и маскарады вошли в употребление не прежде, как со вре­мени Государя Императора Петра Великого, при котором, по случаю заключения со Швециею мира в 1721 году, продолжались оные целую неделю сряду.

К числу благородных увеселений, бывающих иногда и в нынешние времена, принадлежат карусели, игры, состоящие в бегании на колесницах или на лошадях верхами. Слово сие происходит от итальянского Carrosello, уменьшительного от Саrrо, означающего колесницу. Тертуллиан изобретение каруселей приписывает Церере, установившей их в честь солнца, которого она, по мнению стихотворцев, была дочь.

В России первый Карусель представлен был в царствование Императрицы Екатерины II Июня 16 дня 1766 года, в присутствии Ее Величества в Санкт-Петербурге, перед Зимним Императорским Дворцом. Он состоял из четырех кадрилей, из которых первая была славянская, вторая римская, третья индейская и четвертая турецкая, и каждой из оных кавалеры и дамы одеты и украшены были весьма великолепно по вкусу тех народов, которых они представляли. В другой раз на том же месте был Карусель Июля 11 дня того же го­да. Подробное описание этих Каруселей смотри в прибавлениях к Санкт-Петербургским ведомостям 1766 года No. 51. и 58.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Ни один праздник в нашей стране не обходится без народных гуляний. Мы обожаем встречаться на площадях, общаться, пробовать разные блюда, участвовать в соревнованиях. Это и весело, и задорно, и интересно.

Так повелось ещё издревле: народные гулянья на Руси проводились уже в VI-VIII веках. Как же предпочитали развлекаться наши предки? Игр и забав было очень много и вот самые популярные из них:

Кулачные бои. Кто не слышал о русских кулачных боях? Нам кажется, что это была обычная хмельная драка, хотя на самом деле у этого развлечения существовало много правил: не бить лежачего, не прятать в кулаке железо, не испытывать злобы к противнику, не хватать за одежду, не делать подножек.

Бились и друг с другом, и стенка на стенку. В последнем случае в забаве принимали участие все присутствующие на гуляниях мужчины. Начинали бои обычно подростки, а затем подключались и взрослые.

Бабки. Старинная игра, для которой нужны говяжьи или свиные косточки и тяжёлая бита, изнутри залитая свинцом. Правил у этой игры много, но самое главное — сбить бабки битой каким-либо особенным образом, о котором договариваются заранее.

Городки. Здесь, как и в бабках, нужна бита, только вместо косточек берут деревянные чурки, которые укладывают друг на друга замысловатыми фигурами — городками. Задача игроки — сбить городки битой с некоторого расстояния.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развлечения знати в западноевропейских странах и на руси

Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна, на столы стелили скатерти, на лавки — полавочники. Столы ставили

К. Е. Маковский Боярский свадебный пир (1883)

hello_html_3ddb47f8.jpg

А. И. Вишняков. Крестьянская пирушка . XVIII в.

На Руси в средние века любили заниматься Соколиной охотой.

Соколиная охота — разновидность охоты с использованием приручённых хищных птиц преимущественно из отряда Соколообразные (семейств соколиных и ястребиных ) для ловли добычи. Охотников, занимающихся соколиной охотой, называют сокольниками.

hello_html_m519af994.jpg

Соколиная охота – незабываемое зрелище. Грациозные птицы способны совершать без отдыха до 70 ставок, развивая при нападении на жертву скорость до 100 метров в секунду.

Театральные представления hello_html_m77d45a44.jpg

В средних веках стали популярными театральные выступления людей.

Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы.

В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов.

Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых.

О таких мероприятиях сообщали заранее и на воротах вешали огромные афиши о предстоящем театральном действии. Бродячие артисты также не были исключением и люди часто могли присутствовать на интересных действиях, где артисты зарабатывали деньги и развлекали народ.

hello_html_m69cd165f.jpg

Прослушивание стихов и музыки. Танцы.

Русские люди очень любили слушать игру разных музыкальных инструментов. Часто люди собирались на площадях и играли разные песни, пели хором и пританцовывали. Выглядело все это очень душевно и интересно.

hello_html_1d836588.jpg

В некоторых городах такие мероприятия даже финансировались, также устраивались соревнования в поэзии, а также в актерском мастерстве. Вручали даже призы, которые очень мотивировали людей на дальнейшее участие.

Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

hello_html_m301c3995.jpg

Это излюбленное развлечение всех народов и русские также очень любили ярмарки.

Их устраивали несколько раз в год, обычно в честь Пасхи, троицы и Масленицы.

hello_html_m590a532e.jpg

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникшие между участниками ярмарки.

Каждую неделю к услугам горожан были, также, мелкие городские рынки.

Рыцарский турнир

Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь.

Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

hello_html_61f58c31.jpg

Миниатюра из цюрихского песенника

Участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, северо итальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи.

Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста.

hello_html_m71c129d6.jpg

Настольные игры

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Карты. Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.

Посмотреть казнь

Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом.

Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам. Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению.

Тела преступников было запрещено хоронить на кладбище, и трупы их оставались на виселице по многу лет до полного разложения, служа назиданием для гуляющей вокруг публики.

hello_html_m4d6a91cd.jpg

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами.

Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами.


Наши предки очень любили повеселиться, поэтому без народных гуляний и забав не обходился ни один праздник. Причем иногда досуг отличался у мужчин и женщин, у знатных особ и простолюдин, но развлекаться любили абсолютно все. Были также запрещенные увеселения, которые от этого еще больше манили людей. Так как же развлекались на Руси?

Различия в забавах

В старые времена забавы русского народа сильно отличались от европейских, где больше любили подвижные развлечения. Что примечательно, больше развлечений было у мужчин, чем у женщин, ровным счетом, как и знатные особы были лишены доброй половины увеселений, в отличие от простых работяг.

Интересно, что в давние годы люди не заморачивались с правилами игр или видов спорта. Они танцевали, но у них не было каких-то видов танцев или определенных движений, они катались верхом и стреляли из лука, но делали это кто как умел, не обучаясь общим правилам.

Гуляния на Руси достаточно сильно отличались от европейских развлечений

Гуляния на Руси достаточно сильно отличались от европейских развлечений

Если в Европе уже тогда были правила танцев, фехтования, верховой езды, то для наших предков все это было чуждо. Также они не понимали, что интересного в беседах между мужчинами и женщинами, поэтому в древней Руси жены, дочери и другие женщины не допускались в компанию мужчин, особенно, если там есть незнакомцы. То же касалось и танцев, где было неприемлемым собираться людям разного пола. А знатным особам вообще не пристало пускаться в пляс, даже если очень этого хотелось. По тем временам это было, можно сказать, неприличным.

Чуждыми еще были для наших предков пешие прогулки, в то время как в Европе это было одним из развлечений. Наш народ, как и на востоке, считал постыдным долго ходить пешком. Даже в гости старались ездить на конях, ведь зачем утруждать себя ходьбой, если можно прокатиться верхом.

Любимые увеселения для знати

Благородные особы были лишены многих развлечений, но несколько забав у них все же имелось. Причем мужчинам повезло больше, так как в основном это все были не женские развлечения. В старые времена самое главное увеселение бояр, дворян и даже Государей была охота. Особенно в почете была охота на зверей, нежели на птиц.

Это было не просто развлечение, а больше подготовка к грядущей войне, либо же поддержание формы на случай войны. Эта забава не только для азарта и добычи еды, но и стратегическая подготовка. Охота учит стрелять, незаметно подкрадываться, переносить холод либо жару, голод и жажду.

В шахматы любили играть все, даже сам Император

В шахматы любили играть все, даже сам Император

Более безопасной, но не менее любимой, у знати была игра в шахматы. Даже Государи считали эту игру одной из самых интересных и увлекательных. Появилась эта забава очень давно, по информации многих источников, заимствовали ее у персов или индейцев. Со временем в нее начали играть и обычные люди, но в основном в крупных городах, а не деревнях.

Борьба и кулачные бои у простого народа

Чтобы быть всегда готовыми к войне и не боятся противника, обычное, работящее население не ходило на охоту, а принимало участие в кулачных боях и борьбе. Причем это была настоящая борьба без правил. Обычно все происходило в праздничные дни на площадях, где собирались юноши и взрослые мужчины. Они делились на две команды, начинающие по сигналу, свисту, атаковать противоположную толпу мужчин. Такие забавы всегда собирали много зрителей, хотя и были весьма ужасными и кровопролитными.

Кулачные бои были настоящими боями без правил

Кулачные бои были настоящими боями без правил

Здесь нет правил и запрещенных ударов, бьют, как и куда хотят, руками, ногами и головой в любые части тела противника. Победитель должен дольше всех выстоять в битве и сразить большее количество противников. Также учитывались травмы, перенесенные самим победителем. Самое ужасное было в этих боях то, что нередкими были случаи летального исхода участников. К счастью, со временем эти бои запретили.

Какие были азартные игры на Руси

Игра в карты появилась еще в XIV веке, правда до сих пор ведутся споры, где именно — во Франции или Италии. На просторы Руси эту забаву привезли иностранцы, прибывшие сюда на службу или различные промыслы в конце XVI или в начале XVII столетия. Игра эта быстро пришлась по нраву многим людям, но вот Государь Алексей Михайлович не очень жаловал эту игру, поэтому решил ее запретить. При дворе старались не играть в карты, либо прятались от чужих глаз, особенно царя. А вот в армии и на флоте было некое снисхождение к карточной игре. Единственным запретом для них было проигрывать более, чем один рубль.

Игра в карты полюбилась народу, но была запрещена

Игра в карты полюбилась народу, но была запрещена

К азартным играм относились также зерн и кости, которые были придуманы римлянами и греками. На территорию Руси данные игры также попали вместе с прибывшими сюда иностранцами, однако, когда именно, история умалчивает. Поначалу эта игра была дозволена и одобрена царем, но вскоре эти забавы стали разорительными для населения, и Алексей Михайлович был вынужден запретить и их.

Песни и музыкальные инструменты

Пение появилось на Руси с момента принятия Христианства, быстро став одной из любимых забав, причем как у мужчин, так и у женщин. Песни были двух видов: церковные и светские. Вторые, в свою очередь, делились на святочные, свадебные, хороводные, плясовые и другие. В 1053 году князь Ярослав Мудрый привез с собой несколько певчих человек вместе с семьей, чтобы те помогли научить петь на восемь голосов церковные песни, чтобы их легко можно было отличить от светских увеселительных песен.

Со временем были созданы специальные заведения, где обучали пению. Кстати, там было разрешено обучаться и женскому полу. Там же и обучалась дочь великого князя Всеволода Ярославича, княжна Анна. После этого многие знатные особы хотели обучиться этому искусству. Так пение стало самой любимой забавой женского пола, хотя запрет на участие в песнопениях с мужчинами все равно еще действовал.

Пение пришлось по душе не только женщинам, но и мужчинам

Пение пришлось по душе не только женщинам, но и мужчинам

Так как пение, пришедшее к нам с христианской верой, было акапельным, то и не было особой надобности в обучении владения аккомпанирования. Наши древние предки не испытывали уважения, любви, да и надобности музыкальных инструментов. Единственным исключением были военные музыкальные инструменты.

Но однажды в 1151 году великий князь Киевский Изяслав I Мстиславич устроил великий пир для киевских и венгерских знатных особ. Всех присутствующих больше всего впечатлили на этом пиру венгерские музыканты, искусно владеющие инструментами. С тех пор интерес к этому виду искусств начал заметно расти. Так у наших предков появилось много инструментов, которые используются и по сей день либо же имеют схожие конструкции или звучание.

Одним из древнейших музыкальных инструментов на Руси был гудок, который состоял из трех струн и был похож на скрипку. Играли на нем при помощи смычка. Также полюбились на Руси такие инструменты, как: балалайка, варган, волынка, гусли, дудка, свирель, рожок и другие.

Игры на свежем воздухе

Так как у наших предков развлечений было не особо много, они любили собираться на небольшие приятельские встречи, где за едой и чаркой обсуждали различные темы. В основном, конечно, так собирались мужчины. Это уже со временем развлекательная программа начала расширяться, появились балы, театральные представления, маскарады и другие увеселения для людей. Ну, а в старые времена довольствовались некоторыми из следующих забав.

Таким образом создают длинный проход под сводом рук. По этому проходу идет игрок, забирая к себе кого-то в пару. Тот человек, который остался без пары, идет к началу прохода, истоку ручейка, выискивая себе новую пару. И вновь игра повторяет свое действие.

Ручеек всегда был одной из любимых забав, но с разрешением собираться гулять парням с девушками, игра стала еще более популярной

Ручеек всегда был одной из любимых забав, но с разрешением собираться гулять парням с девушками, игра стала еще более популярной

Читайте также: