Лингвистическая концепция гумбольдта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Идеи александрийцев достаточно быстро проникли и в Рим. В I веке до нашей эры там появляется первый крупный грамматист Марк Теренций Варрон (116—27 годы до нашей эры).

Варрон и другие римские ученые достаточно легко и лишь с минимальными изменениями приспособили греческие схемы описания к латинскому языку. Окончательно античная традиция была зафиксирована в двух позднеантичных латинских грамматиках: грамматике Доната (III–IV века) и многотомной грамматике Присциана (первая половина VI века). На протяжении всего Средневековья две грамматики служили образцами.

Как отмечает В.М. Алпатов: «После распада Римской империи европейская традиция окончательно распалась на два варианта: восточный, греческий, и западный, латинский, которые уже развивались вне всякой связи друг с другом. В течение нескольких веков средневековая лингвистика как на Востоке, так и на Западе мало внесла нового в науку о языке. Новый этап развития западноевропейской лингвистики начался с появлением в ХН-ХШ веках философских грамматик, стремившихся не описывать, а объяснять те или иные языковые явления. Сложилась школа модистов, работавшая с начала XIII века по начало XIV века; самый знаменитый из модистов — Томас Эрфуртский, написавший свой труд в первом десятилетии XIV века. Модисты интересовались не столько фактами латинского языка (где они в основном следовали Присциану), сколько общими свойствами языка и его отношениями к внешнему миру и к миру мыслей. Модисты впервые пытались установить связь между грамматическими категориями языка и глубинными свойствами вещей. Модисты внесли также вклад в изучение синтаксиса, недостаточно разработанного в античной науке…

В XVI веке после некоторого перерыва теория языка вновь начинает развиваться. Так французский ученый Пьер де ла Раме (Рамус) (1515–1672) завершил создание понятийного аппарата и терминологии синтаксиса, начатое ранее модистами. Надо отметить, что именно ему принадлежит дожившая до наших дней система членов предложения. Испанец Ф. Санчес (Санкциус) (1550–1610) в конце шестнадцатого столетия создает теоретическую грамматику, написанную еще на латыни, но уже учитывающую материал различных языков. У Санчеса впервые появляются и некоторые идеи, потом отразившиеся в грамматике Пор-Рояля.

Языкознание XVII века в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным и индуктивным. Самым известным и популярным образцом индуктивного подхода, связанного с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков, стала так называемая грамматика Пор-Рояля. Она была впервые издана в 1660 году. Характерно, что имена ее авторов Антуана Арно (1612–1694) и Клода Лансло (1615–1695) не были указаны.

Наконец, достаточно разработанную теорию происхождения и развития языка для тех лет предложил Э. Кондильяк. По его мнению, язык на ранних этапах развивался от бессознательных криков к сознательному их использованию. Получив контроль над звуками, человек смог контролировать и свои умственные операции.

Французский философ развил и концепцию о едином пути развития языков. Но при этом языки проходят этот путь с разной скоростью а, потому одни языки совершеннее других.

«В. фон Гумбольдт был многосторонним человеком с разнообразными интересами, — пишет В.М. Алпатов. — Он был прусским государственным деятелем и дипломатом, занимал министерские посты, играл значительную роль на Венском конгрессе, определившем устройство Европы после разгрома Наполеона. Он основал Берлинский университет, ныне носящий имена его и его брата, знаменитого естествоиспытателя и путешественника А. фон Гумбольдта. Ему принадлежат труды по философии, эстетике и литературоведению, юридическим наукам и др. Его работы по лингвистике не столь уж велики по объему, однако в историю науки он вошел в первую очередь как языковед-теоретик…

При этом он считает, что язык есть творение не отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу. Позднейшие поколения получают его от поколений минувших.

Эль-Ниньо и течение Гумбольдта

Эль-Ниньо и течение Гумбольдта (Тихий океан) Два течения в Тихом океане особенно интересны. Одно из них, открытое и описанное великим ученым, имя которого оно носит, необычайно по обилию жизни, сопровождающей его поток. Уже не один миллион лет несет это течение свои

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОССЮРА

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОССЮРА С семидесятых годов XIX века развитие языкознания вступает в новый этап. Период глобальных философских систем и стремлений к широким обобщениям окончательно уходит в прошлое. Преобладающей доктриной в науке становится позитивизм.В

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА

9. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУБИНШТЕЙНА-ЛЕОНТЬЕВА Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности

Социальнокогнитивная теория (теория социального научения)

Социальнокогнитивная теория (теория социального научения) научная и экспериментальная методология в рамках бихевиористского подхода, раскрывающая зависимость поведения человека от целого ряда внутренних процессов (например, влечений, побуждений, потребностей),

Теория – практика – теория

Теория – практика – теория Мы не можем здесь пересказать сложную историю реформизма в городском планировании в полном ее объеме, поэтому ограничимся лишь несколькими, наиболее яркими фактами, очевидным образом соотносимыми с российскими реалиями наших дней, спустя

Маршруты Александра Гумбольдта

Маршруты Александра Гумбольдта Вторая половина XVIII века отмечена бурным развитием естествознания. Появились книги об увлекательных путешествиях испанцев в Новом Свете, о кругосветных плаваниях англичан и французов. Все они были прочитаны юным Александром Гумбольдтом,

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ГУМБОЛЬДТА (HUMBOLDT-UNIVERSITAT)

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ГУМБОЛЬДТА (HUMBOLDT-UNIVERSITAT) Наискосок, напротив роскошного памятника Фридриху Великому, можно заметить еще две скульптуры – впрочем, не верхом, а сидящих в креслах в задумчивой позе – Вильгельма и Александра Гумбольдтов. В 1810 году по инициативе старшего из

Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта

Именно работы немецкого философа, филолога, языковеда, дипломата и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта стали основой общего и теоретического языкознания. С именем этого человека, в котором сочеталось так много разных талантов, связано становление философии языка, а сама его лингвистическая теория просто невероятно всеобъемлюща, что, наверное, и служит причиной тому, что её воздействие сказывается в языкознании даже в наше время.

И сегодня мы хотим поговорить на тему философских основ лингвистической концепции Гумбольдта, ведь эта она очень важна и должна быть изучена любым лингвистом и человеком, чья деятельность связана с языкознанием.

Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта

Взгляды Гумбольдта на лингвистику тесно переплетены с его историко-философскими воззрениями, и служат отражением классической немецкой философии. Наиболее хорошо философские основы его лингвистической системы были преподнесены Николаем Гавриловичем Чернышевским – русским философом-материалистом, который говорил, что Гумбольдт, несмотря на своё глубокое изучение философии и смежных с ней наук, не имел возможности создать самостоятельный образ мыслей на тему тех вопросов, которые отдельно изучают философы. На идеи Гумбольдта оказало влияние метафизическое направление философии, которое в те годы господствовало в Германии, а сам он соглашался с идеями Иммануила Канта, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Иоганна Готлиба Фихте.

Гумбольдт и идеи Канта

Кант уверен, что знание является синтезом ощущений и понятий, где высшее условие синтеза содержится в априорном единстве самосознания, другими словами, в том единстве, которое предшествует возможности любого соединения сенсорных созерцаний. И это единство формально, т.к. находится вне зависимости от какого-то конкретного содержания самих сенсорных созерцаний.

Гумбольдт, наравне с Кантом, предпринимает попытки понять, как посредством априорных форм разума происходит образование языка и достижение единства отдельных знаков. Он представляет порождение языка синтетическим процессом в прямом смысле, ведь синтез рождает то, чего доселе не было ни в одной из совокупных частей языка.

Гумбольдт же, проводя свой лингвистический анализ, указывает на то, что язык служит разделителем природы всего органического, когда одно проявляется в другом, частное служит отражением общего, а сила единого целого проникает везде и всюду. Гумбольдт часто даёт противоречивые определения языка, тем самым пытаясь прийти к пониманию диалектической природы языка и определить выражающие его сущность противоречия.

Гумбольдт и идеи Фихте, Гегеля и Шеллинга

Гумбольдт говорит, что язык, выступая субъективным по отношению к познаваемому, по отношению к человеку становится объективным. А субъективность всего человечества вообще становится для языка объективностью. Объективное всегда будет чем-то собственным и его необходимо постигнуть, и кода человек посредством субъективного пути языковой индивидуальности становится ближе к объективному, ему необходимо приложить новые усилия для разделения субъективного и вычленения из него объекта.

Интересно то, что Гегель отдельно рассматривает язык, исследуя диалектический характер исторического процесса. Он говорит, что язык – это творение теоретического ума, т.к. является его внешним выражением. В развитии языка он выделяет две стадии: во-первых, языки, присущие всем неразвитым народам, позднее достигали высокой ступени развития, и, во-вторых, по мере развития цивилизации в социуме и государстве, язык беднеет и становится не таким расчленённым. Эта теория Гегеля о двух стадиях существования языка также сильнейшим образом воздействовала на лингвистическую концепцию Гумбольдта.

Создавая всю свою лингвистическую концепцию, Вильгельм фон Гумбольдт, помимо того, что впитал базовые предпосылки немецких философов, унаследовал также и достижения языковедов прошлого времени.

Франц Крюгер - Портрет В. фон Гумбольдта (литография), предположительно ранее 1835 г.

Его жизнь совпала с тем периодом литературы и философии в Германии, который принято называть классическим, его творчество стало плотью от плоти немецкой классики.

Выдающийся философ, филолог, государственный деятель и дипломат, Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) родился в старинной дворянской семье в Потсдаме. В 1787 году он поступает в университет во Франкфурте-на-Одере, где изучает юриспруденцию, а в следующем году переходит в Гёттингенский университет, в котором лекции по филологии, истории литературы и древностей читал Г. Гейне. В Гёттингене Гумбольдт знакомится с великим немецким поэтом Ф. Шиллером, исследования которого по эстетике оказали на него большое влияние. Интерес к проблемам эстетики заставил Гумбольдта обратиться к философии И. Канта и Ф. Шеллинга. Затем внимание Гумбольдта привлекли вопросы языкознания. В 1799 году он указывает, что философски обоснованное сравнение нескольких языков составит задачу его будущих исследований. Он был современником величайших представителей своего народа, языка 2 .

В. Гумбольдт был и крупным государственным деятелем: выполнял дипломатическую миссию в Ватикане, Вене, Праге, Лондоне, Париже; являлся Почётным членом Петербургской и Берлинской академий наук; стал основателем Берлинского университета (1810).

Примечания

1 Гумбольдт В. Язык и философия культуры / общ.ред. А. В. Гулыга, Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. С. 7.

2 Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем./ общ. Ред. Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 2000. 400 с.

3 Гумбольдт В. Указ.соч. С. 161.

4 Дамбаева В. Д., Затеев В. И., Янгутов Р. С. История философии и социологии / отв. ред. В. И. Затеев, И. И. Осинский. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999. 285 с.

5 Гумбольдт В. Указ. соч. С. 370.

6 Лобанова Л. П. Языковая картина мира и её описание в философии языка В. ф. Гумбольдта // Филологические науки. № 1, 2010. С. 64–74.

7 Липгарт А. А. Основы лингвопоэтики: Учебное пособие. М.: Комкнига, 2007. 168 с.

8 Гумбольдт В. Указ. соч. С. 276.

9 Яковлев Е. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. 464 с.

10 Там же. С. 168.

11 Humboldt W. Gesammelte Schriften, hrsg. von A. Leitzmann, Bd 1–17, Berlin, 1903– 36; Berlin, 1968; С . 584.

12 Гумбольдт В. Указ.соч. С. 171.

13 Там же. С. 172.

14 Там же. С. 180.

15 Лотман Ю. М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Вып. 463, Тарту, 1978. С. 33.

16 Humboldt W. С. 389.

19 Гумбольдт В. Указ. соч. С. 80.

20 Рассел Б. История западной философии. New York: chalidze publication, 1981, 855 с. Русский перевод печатается / науч. ред. В. Ф. Асмус. М.: Bзд-во иностранной литературы, 1959.

Статья публиковалась: Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года) / Ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. — В 15 т. — Т. 6. — СПб.: МАПРЯЛ, 2015 - Стр. 637-641

Философия языка Гумбольдта – это совокупность философских идей известного немецкого языковеда относительно языка как особого явления.

Гумбольдтианство как лингвофилософское направление исследований сформировалось благодаря трудам немецкого мыслителя и языковеда конца XVIII - начала XIX в. Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835 гг.).

Рисунок 1. В. фон Гумбольдт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Трудов В. фон Гумбольдта по проблемам языкознания немного, однако в историю науки он вошел, прежде всего, как языковед-теоретик. Именно его считают основателем теоретического языкознания. Ученый обосновал формирование общего языкознания как отдельной дисциплины.

Гумбольдт был первым исследователем во XIX ст., который предпринял попытку осмысления всего языковедческого материала и сформировал фундаментальные положения метода и философии языка.

Круг лингвистических интересов В. фон Гумбольдта был широким и охватывал:

  1. европейские языки;
  2. баскский язык;
  3. санскрит;
  4. китайский язык;
  5. маланезийско-полинезийские языки
  6. индейские языки Северной Америки.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретико-методологической основой концепции философии языка Гумбольдта является антропологический подход к языку, согласно которому изучение языка следует осуществлять в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью.

В. фон Гумбольдт рассматривал сознание как особую первооснову, которая не зависит от материи и развивается по своим законам. Применяя это положение к определению сущности языка, он пишет о том, что язык есть душа во всей ее совокупности. Она развивается по законам духа. В то же время дух народа можно узнать только благодаря языку. Язык отражает своеобразные и тончайшие признаки народного духа.

Значительное влияние на лингвофилософскую концепцию В. фон Гумбольдта имело учение Канта о противоречиях (антиномии) чистого разума. Языковед показывает, что попытка разума дать ответ на вопрос о том, что такое язык, приводит к проявлению антиномий, которые, характеризуя язык с различных, иногда противоположных сторон, раскрывают самую сущность языка в сложном переплетении её признаков.

Опираясь на идеи тождества духа и природы, её постоянного развития, концепцию абсолютного разума Ф.-В, Шеллинга, а также положение Г.-В.-Ф. Гегеля о мышлении как независимой от человека объективной сущности, основе всего сущего, о первоначальном тождестве мышления и бытия, Гумбольдт говорит о языке как деятельности духа и мышления. Дух содержит отпечаток материи; язык - материальное воплощение духа.

Теоретико-методологические особенности концепции философского осмысления языка в работах В. фон Гумбольдта

Способ исследования немецким мыслителем самых разных аспектов языка, глубина и сила его аргументации утверждают, что он выработал метод, с помощью которого можно подойти к первоначальному единству языка, мышления и феноменов культуры, заложив тем самым лингвистические основы для объединения наук о культуре.

Современная российская лингвистка В. Постовалова выделяет следующие признаки философской концепции языка В. фон Гумбольдта:

  • синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык определяется им как организм духа и как его самодеятельность;
  • видение объекта как внутренне противоречивого, антиномичной природы языка (диалектический подход);
  • онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически допускается определенный аналитизм (системно-целостный взгляд на язык);
  • приоритет динамического, процессуального подхода над структурно-статическим; приоритет описания живой речи над структурой языка;
  • понимание языка как организма, который сам порождает себя;
  • приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык;
  • сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языка как общего достояния человечества;
  • сопоставление языка с другими видами духовной деятельности человека, прежде всего с искусством;
  • сочетание философско-абстрактного взгляда на язык с детально-научным подходом к ее изучению.

В целом метод Гумбольдта можно квалифицировать как лингвофилософскую антропологию. Ученый, опираясь на данные языка, культуры, истории и других науках, мечтал о создании сравнительной антропологии. Он был убежден, что с помощью языка можно узнать всём богатстве мира в его единстве.

Важно указать на то, что в концепции Гумбольдта речь неотделима от культуры. Она тесно связана с духовным развитием человечества, отражает развитие культуры.

Учение Гумбольдта о языке как мировоззрении народа тесно связано с положением о его творческом характере и энергической сущности. Язык, по Гумбольдту, – живая деятельность человеческого духа, единственная энергия народа, которая происходит из глубин человеческого естества и пронизывает всё его бытие.

Понимание языка как энергии было качественно новым в науке о языке и в лингвофилософии. Формой существования языка в таком аспекте рассмотрения становится развитие.

Если язык – это энергия, то его можно рассматривать как организм, который вечно себя порождает.

Опираясь на положения о тождестве языка и духа народа, Гумбольдт формулирует важный тезис о том, что язык – это мировоззрение народа и, соответственно, каждого из его членов. Именно это положение стало основой гумбольдтианства XIX в. и было возрождено в концепциях неогумбольдтианства в XX в.

Итак, В. фон Гумбольдту принадлежит особое место в истории языкознания и философии языка. Немецкий ученый выдвинул оригинальную концепцию сущности и природы языка, работал над многими фундаментальными проблемами, которые и сейчас находятся в центре научных дискуссий. Его деятельность высоко ценили выдающиеся языковеды и философы, поскольку способ рассмотрения ученым языка в широком контексте соответствует как требованиям науки о языке, так и философии. Гумбольдт первым в истории лингвофилософской мысли успешно осуществил попытку синтеза лингвистического и философского подходов к явлениям языка.

Читайте также: