Ликвидация юридического лица кратко шпаргалка

Обновлено: 02.07.2024

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Ликвидация бизнеса вне зависимости от ее причин и юридической формы организации или физического лица-предпринимателя предполагает прекращение предпринимательской, финансовой и хозяйственной деятельности, а также прекращение действия прав и обязанностей без правопреемства.

Процесс ликвидации бизнеса может быть реализован:

Причин для ликвидации бизнеса много — от убыточности предприятия до невозможности исполнять обязанности по выплате задолженностей кредиторам, контрагентам и пр.

Процедуру банкротства часто используют в качестве причины ликвидации, чтобы не прибегать к добровольной ликвидации. Так предприятия добиваются законного снятия долгов.

Преднамеренное банкротство влечет за собой уголовную ответственность (ст. 196 Уголовного кодекса РФ).

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:

  • убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
  • расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  • прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
  • смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.

Законодательством Российской Федерации для ликвидации индивидуального предпринимателя предусмотрена упрощенная система по сравнению с ликвидацией бизнеса для юридических лиц.

Инструкция по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

1. Погашаем задолженность перед контрагентами и по обязательным выплатам в бюджет (Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС)).

Из Пенсионного фонда можно взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган Пенсионного фонда направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

2. Увольняем сотрудников (при их наличии). Если у индивидуального предпринимателя работают наемные сотрудники, с ними необходимо расторгнуть трудовые договоры, выплатить заработную плату, компенсации, перечислить платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС).

Заявление необходимо заполнить лично в налоговом органе либо на сайте ФНС. В приложении 20 к Приказу ФНС указаны основные требования к оформлению заявления.

При подписании заявления у физического лица обязательно должен быть паспорт гражданина Российской Федерации.

Раздел 3 заявления заполняется должностным лицом регистрирующего органа, принявшим заявление.

Пример заполнения заявления по форме Р26001

выаыав

5. Получаем свидетельство о государственной регистрации прекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя и выписку из ЕГРИП (обычно это пять рабочих дней с момента подачи заявления и оплаченной квитанции в налоговую).

Мы рассмотрели процедуру самостоятельной добровольной ликвидации. Также можно воспользоваться услугами юридических фирм.

Ликвидация юридического лица

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица или исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц определен в ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Инструкция по ликвидации юридического лица

1. На общем собрании принимаем решение о ликвидации и создаем ликвидационную комиссию (или назначаем ликвидатора). К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Она от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде, обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

2. Подаем в налоговую решение о ликвидации и уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации.

Приложения к уведомлению по форме Р15001:

  • лист А, в котором указываются сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора;
  • лист Б, в котором указываются сведения о заявителе.

Пример заполнения уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001

22221

4. Рассчитываем задолженность перед контрагентами, кредиторами и по обязательным выплатам в бюджет (ФНС, ПФР, ФОМС и ФСС).

Из Пенсионного фонда необходимо взять документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР. На сайте ФНС разъяснено, что документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган ПФР направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Обратите внимание!

Если ликвидационная комиссия установит, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. Увольняем сотрудников (при их наличии): расторгаем трудовые договоры, выплачиваем заработную плату, компенсации, вносим платежи в бюджет (ПФР, ФОМС и ФСС), закрываем расчетный счет, уничтожаем печати и пр.

6. Ликвидационная комиссия предоставляет в налоговую:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001;
  • ликвидационный баланс, утвержденный учредителями (участниками);
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (сформировать можно на сайте ФНС);
  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФР (не обязателен).

От момента публикации в СМИ до составления ликвидационного баланса проходит не менее двух месяцев, за это время зачастую проводят налоговую выездную проверку.

К заявлению по форме Р16001 прилагается лист А с полной информацией о заявителе.

Пример заполнения заявления о ликвидации юридического лица по форме Р16001

22

7. Получаем документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица (на шестой рабочий день с даты подачи документов в налоговую) или отказ в ликвидации с пояснением причины отказа.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация в процедуре банкротства

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Основной признак банкротства — неспособность предприятия выполнить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков платежей, которые в совокупности составляют не менее чем 300 тыс. руб.

По истечении трех месяцев кредиторы имеют право обратиться в арбитражный суд для признания предприятия-должника банкротом.

Предпосылки наступления банкротства могут быть внутренними и внешними.

Внутренние факторы — это ошибки руководства или персонала:

  • некомпетентность руководства;
  • ухудшение качества продукции;
  • снижение спроса на продукцию;
  • высокая себестоимость продукции;
  • низкая рентабельность продукции;
  • длительный цикл производства;
  • наращивание долгов и т. д.

Внешние факторы возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния:

  • инфляция;
  • изменение банковских процентных ставок и условий кредитования;
  • изменение налоговых ставок и таможенных пошлин;
  • изменения законодательства и т. д.

На основании заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом (может подать и сам должник) проводятся процедуры банкротства:

1. Наблюдение.

Основные задачи — сохранить имущество и проанализировать финансовое состояние должника.

Эту процедуру проводит арбитражный управляющий.

Работа арбитражного управляющего не заменяет работу руководства предприятия — оно продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью, но уже под контролем временного управляющего, согласовывая с ним все сделки.

Основная задача временного управляющего — поиск источников для восстановления платежеспособности должника.

На основании отчета временного управляющего о проделанной работе арбитражный суд может вынести заключение о признании должника банкротом с дальнейшей процедурой ликвидации или перейти к другим процедурам, которые могут позволить восстановить платежеспособность должника.

2. Финансовое оздоровление.

Цель — восстановить платежеспособность и погасить задолженность в соответствии с утвержденным графиком. Эту процедуру называют еще реабилитационной, так как она способствует сохранению должника.

На данном этапе важно определить источники финансирования и сроки, в течение которых предполагается восстановить платежеспособность.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает решение:

  • о прекращении производства по делу о банкротстве, если нет непогашенной задолженности;
  • о введении внешнего управления, если есть вероятность восстановления платежеспособности;
  • о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу о банкротстве или введения процедуры внешнего управления.

3. Процедура внешнего управления (реабилитационная процедура, направленная на восстановление платежеспособности).

Платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем три месяца.

Задача внешнего управления — найти возможность рассчитаться или реструктурировать обязательства, исполнение которых уже просрочено.

В рамках внешнего управления арбитражным судом назначается внешний управляющий, полномочия руководителя предприятия-должника прекращаются, управление предприятием переходит в руки временного управляющего.

Если процедура не принесла положительного результата, выносится ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

4. Конкурсное производство.

Применяется к должнику, признанному банкротом, ее конечный результат — ликвидация предприятия-должника.

Ликвидация происходит путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Процедура вводится сроком на один год, но может быть еще продлена на шесть месяцев.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов путем продажи активов.

Конкурсный управляющий обязан:

  • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
  • уведомить работников о предстоящем увольнении;
  • проанализировать финансовое состояние;
  • сформировать конкурсную массу (имущество).

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение о прекращении судебных споров и взаимных уступках.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Антикризисное управление

Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.

Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.

Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).

Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:

1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.

2. Коэффициент автономии:

К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.

3. Коэффициент маневренности:

К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.

Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.

4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:

К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.

5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:

К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.

Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.

6. Долг к капитализации:

К6 = (Долгосрочные обязательства / (Собственные средства + Долгосрочные обязательства)) x 100 % = (стр. 1400 ф. 1 / (стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1)) x 100 %.

Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.

7. Коэффициент финансовой стабильности:

К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.

Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.

8. Коэффициент абсолютной ликвидности:

К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.

9. Коэффициент ликвидности:

К9 = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1 + стр. 1230 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.

Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.

10. Коэффициент текущей ликвидности:

К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.

Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.

Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.

Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).

Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.

Пример

Исходные данные для анализа динамики изменения представлены в табл. 1.

Ликвидация юридического лица - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства , поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

  • добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
  • недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Основания ликвидации юридического лица:

  1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);
  2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
    • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом , либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  3. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  4. в иных случаях, предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав - ст. 1253 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

  1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
  2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения:

  • не допускается регистрация изменений в учредительные документы,
  • не допускается регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

  • публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
  • ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);
  • письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;
  • по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;
  • исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;
  • осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности - средствами от продажи его имущества с публичных торгов (об особенности обращения взыскания на имущество учреждений - ст. 123.22 ГК);
  • составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;
  • распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;
  • уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи , юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (п. 9 ст. 63 ГК).

Права кредиторов при ликвидации юридического лица

Ст. 63 ГК РФ устанавливает, что л иквидационная комиссия

  1. принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также
  2. письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) .

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации , в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения:

  1. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  2. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди , за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога , преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Специальное правило для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Принципы последовательности и пропорциональности:

исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

· истечением срока, на которое создано данное юридическое лицо;

· достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

2) По признанию судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, носящих неустранимый характер. По решению суда в следующих случаях:

· Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

· Занятие деятельностью, запрещенной законом.

· Систематическое осуществление благотворительной или религиозной организацией (объединением), благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

· Иные неоднократные и грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено право государственному органу или органу местного самоуправления выдвигать требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд своим решением может возложить на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами данного юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также потребительские кооперативы, благотворительный и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут совместно с кредиторами признать решение об объявлении, о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, который вносит в единый государственный реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации, и назначают по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением порядка и сроков ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

· В органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

· После того, как истек срок для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

· При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества этого юридического лица с публичных торгов в установленном для исполнения судебных решений порядке.

· Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, в следующей очередности:




а) требование граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, посредством капитализации соответствующих повременных платежей;

б) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в т.ч. по контракту), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

г) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

д) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Следует учитывать, что кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если происходит ликвидация банков и других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, то в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся их кредиторами.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим ликвидацию юридического лица.

Следует упомянуть еще о некоторых важных правилах.

Если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно имущества ликвидируемого казенного предприятия или денежных средств учреждения, то кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворения оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Если ликвидационная комиссия отказала кредитору в удовлетворении его требований или уклонилась от их рассмотрения, то он вправе до утверждения ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица обратиться в суд с иском на эту комиссию, по решению которого заявленные требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Если требования кредитора заявлены после истечения установленного ликвидационной комиссией для их предъявления срока, то они выполняются только после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, неудовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых отказано решением суда), считаются погашенными.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица, то оно передается учредителям (участникам), имеющим на него вещные права или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Однако, данное правило может быть изменено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица - это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) По решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с:

· истечением срока, на которое создано данное юридическое лицо;

· достижением цели, ради которой юридическое лицо было создано.

2) По признанию судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов, носящих неустранимый характер. По решению суда в следующих случаях:

· Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

· Занятие деятельностью, запрещенной законом.

· Систематическое осуществление благотворительной или религиозной организацией (объединением), благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей уставным целям.

· Иные неоднократные и грубые нарушения закона и иных правовых актов.

Если законом предоставлено право государственному органу или органу местного самоуправления выдвигать требования о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, то они вправе обратиться по такому вопросу в суд. Следует учитывать, что обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд своим решением может возложить на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный учредительными документами данного юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением казенного предприятия), а также потребительские кооперативы, благотворительный и иной фонд могут быть признаны несостоятельными (банкротами) решением суда в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов. Указанные выше категории юридических лиц могут совместно с кредиторами признать решение об объявлении, о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в письменном виде сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридического лица, который вносит в единый государственный реестр сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации, и назначают по согласованию с последним ликвидационную комиссию (ликвидатора) с установлением порядка и сроков ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, она выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов:

· В органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, ликвидационная комиссия помещает публикацию о его ликвидации, о порядке и сроках приема заявлений кредиторов. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента появления публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

· После того, как истек срок для предъявления кредиторами требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

· При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества этого юридического лица с публичных торгов в установленном для исполнения судебных решений порядке.

· Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, в следующей очередности:

а) требование граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, посредством капитализации соответствующих повременных платежей;

б) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в т.ч. по контракту), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

г) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

д) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Следует учитывать, что кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если происходит ликвидация банков и других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, то в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся их кредиторами.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно, то оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим ликвидацию юридического лица.

Следует упомянуть еще о некоторых важных правилах.

Если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно имущества ликвидируемого казенного предприятия или денежных средств учреждения, то кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворения оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Если ликвидационная комиссия отказала кредитору в удовлетворении его требований или уклонилась от их рассмотрения, то он вправе до утверждения ликвидационного баланса ликвидируемого юридического лица обратиться в суд с иском на эту комиссию, по решению которого заявленные требования могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Если требования кредитора заявлены после истечения установленного ликвидационной комиссией для их предъявления срока, то они выполняются только после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, неудовлетворенные вследствие недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица или не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых отказано решением суда), считаются погашенными.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество юридического лица, то оно передается учредителям (участникам), имеющим на него вещные права или обязательственные права в отношении этого юридического лица. Однако, данное правило может быть изменено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

38. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица.

Юридическое лицо при его создании подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе.

Документом, подтверждающим факт регистрации, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Реорганизацией юридического лица является способ прекращения правового положения юридического лица или образования нового, влекущий отношения правопреемства юридических лиц.

Виды реорганизации юридического лица:

1) при слиянии юридического лица с другим юридическим лицом (другими юридическими лицами) все права и обязанности каждого из них в соответствии с передаточным актом переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния;

2) при присоединении одного юридического лица (нескольких юридических лиц) к другому юридическому лицу к последнему;

3) при реорганизации в форме разделения создаются два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование;

4) реорганизация юридического лица в форме выделения;

5) при реорганизации юридического лица в форме преобразования происходит существенное изменение его статуса.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидации юридического лица осуществляется:

1) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона;

2) по инициативе его учредителей.

Действия по ликвидации юридического лица.

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица и передается в регистрирующий орган.

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

5. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Читайте также: