Ликвидация последствий чс кратко

Обновлено: 04.07.2024

проведение силами РСЧС аварийно-спасательных и др. неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Л.п.чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на тер. к-рых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. К ликвидации чрезвычайных ситуациймогут привлекаться подразделения Минобороны России, войска ГО, др. войска и воинские формирования.

EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ — аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Юридическая энциклопедия

Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций — комплекс организационных, лечебно эвакуационных, санитарно гигиенических и противоэпидемических мероприятий по медицинской защите населения и личного состава, участвующего в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых в очаге, зоне,… … Словарь черезвычайных ситуаций

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ — ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ … Юридическая энциклопедия

Ликвидация последствий аварий на электроэнергетических объектах — Ликвидация последствий аварий, восстановление работоспособности электроэнергетических объектов аварийно спасательные, восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при непосредственной угрозе или при возникновении аварий и других… … Официальная терминология

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИх ОБЪЕКТОВ — аварийно спасательные, восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при непосредственной угрозе или при возникновении аварий и других чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, функционирование … Российская энциклопедия по охране труда

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ — Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

СП 11-107-98: Порядок разработки и состава раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства — Терминология СП 11 107 98: Порядок разработки и состава раздела "Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства: Авария опасное техногенное происшествие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СП 11-113-2002: Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений — Терминология СП 11 113 2002: Порядок учета инженерно технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

МДС 11-16.2002: Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций) — Терминология МДС 11 16.2002: Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций — (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками[1]. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направлены на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Проводимые мероприятия

Ликвидация чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

Ликвидация чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает проведение в зоне ЧС и в прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ , а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава сил ликвидации ЧС.

Организация ликвидации ЧС зависит от ее характера и масштабов, а также от последствий. Основным организатором ликвидации ЧС является комиссия по чрезвычайным ситуациям - функциональная структура органа исполнительной власти и органа управления объектом экономики.

Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), являясь структурным органом исполнительной власти, предназначен для повседневного управления и контроля (в пределах своей компетенции) за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовности к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Используя прогностические данные о возможных ЧС в определенном подведомственном районе (на объекте), их характере и масштабах, отдел ГОЧС составляет план ликвидации ЧС, который может предусматривать:

  • краткую характеристику зоны бедствия (очага поражения);
  • силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС;
  • очередность работ;
  • порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС;
  • специальные мероприятия с учетом специфики района (территории, объекта);
  • меры медицинского обеспечения;
  • обеспечение безопасности;
  • организацию управления;
  • вопросы материально-технического обеспечения и др.

Эффективность ликвидации ЧС во многом зависит от экстренности реагирования на ЧС. Это заключается в осуществлении взаимосвязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации ЧС.

Получив информацию о возникновении ЧС (в г. Москве о радиационной обстановке через автоматическую систему контроля радиационной обстановки (АСКРО), в Красноярском крае о пожарах, паводках, атмосферных изменениях, изменениях растительности через Красноярский региональный геоинформационный центр СО РАН и т. д.), отдел ГОЧС по аппаратуре оповещения населения в ЧС АО-3 организует оперативное оповещение населения города (поселка) о возникновении ЧС.

Председатель комиссии по ЧС, используя прогностические и первоначальные данные о характере и масштабах ЧС, принимает решение, в котором как минимум указывает основные задачи, состав сил и средств, указания о защите личного состава формирований и порядке спасения людей.

Для получения достоверной информации в зоне бедствия (это часть зоны ЧС, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации ЧС) организуется комплексная разведка с привлечением специалистов-химиков, инженеров, пожарных и медиков.

Звено радиационной и химической разведки определяет наличие радиоактивного загрязнения (мощности дозы в различных точках, динамику их увеличения или спада) и химического заражения (тип опасного химического вещества, направление и скорость ветра, температуру воздуха и почвы, требуемые средства индивидуальной защиты при производстве работ ).

Звено инженерной разведки устанавливает характер и степень разрушения дорог, сооружений, коммунально-энергетических сетей, вид завалов, определяет ориентировочный объем работ и необходимую инженерную технику.

Звено разведки команды пожаротушения выявляет пожарную обстановку - участки сплошных и отдельных пожаров , рубежи локализации и способы тушения пожаров, положение водоисточников и примерную потребность в противопожарных силах.

Звено медицинской разведки оценивает санитарно-гигиеническую обстановку, выявляет места нахождения пораженных, их примерное количество и виды поражения, устанавливает необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи. При необходимости в звено включают специалистов-эпидемиологов, которые отбирают пробы воздуха и почвы для лабораторного определения вида возбудителей инфекции. Для разведки на объектах сельскохозяйственного производства привлекаются специалисты фитосанитарного надзора и ветеринары.

На основе данных, полученных из различных органов и от специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ЧС в комплексе оценивает обстановку и принимает решение.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в т. ч. и ГО).

Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ , создание условий для последующего проведения восстановительных работ .

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений , оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.

Содержание аварийно-спасательных работ :

  • ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
  • розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
  • оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
  • санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в районе аварии, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними - легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи - оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечения работоспособности объекта.

Содержание других неотложных работ :

  • прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
  • локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;
  • укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
  • ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и катастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ , особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ , а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ .

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяется исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ ) по решению председателя комиссии ГОЧС района создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут . Основу ООД составляет сводный отряд ( команда ), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

  • своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;
  • быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;
  • высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;
  • знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;
  • заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (ОХВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;
  • непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с ОХВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, определяющем химическую обстановку в районе аварии.

Опыт практических действий в такой обстановке показывает, что подспорьем при решении задач АСДНР могут являться аварийные карточки. В них отражаются следующие вопросы: наименование вещества, номер Организации Объединенных Наций, степень токсичности, основные свойства, вид опасности (взрыво- и пожароопасность, опасность для человека), средства индивидуальной защиты, необходимые действия (общего характера, при утечке и разливе, при нейтрализации, при пожаре, при возгорании), меры первой помощи (доврачебной и первой врачебной).

Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается наряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГОЧС объекта.

Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать примерно следующие вопросы:

  • ответственное лицо за выполнение работы;
  • место, время (начало, окончание), характер работы (тип ОХВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т. п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);
  • обязательные СИЗ;
  • список личного состава с распиской об ознакомлении с требованиями безопасности;
  • основные требования безопасности;
  • фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и эксплуатацию СИЗ.

Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.

8.1.Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения. Состав спасательных работ. Состав неотложных работ.

Проведение АС и ДНР при ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач МЧС РФ.

Ликвидация ЧС – это проведение в зоне ЧС и прилегающих к ней районах всех видов разведки и неотложных работ силами и средствами ликвидации ЧС, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

Организация ликвидации ЧС зависит от их характера и масштаба, а также от последствий.

а) аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально-возможного уровня воздей­ствия характерных для них опасных и вредных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

б) другие неотложные работы при ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

в) аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и
средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации
ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют
аварийно-спасательные формирования;

г) аварийно-спасательные формирования - самостоятельная или входящая в
состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведе­ния аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения
спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением,
инструментами и материалами;

д) статус спасателей - совокупность прав и обязанностей, установленных
законодательством РФ и гарантированных государством спасателям.

Аварийно-спасательные средства - техническая, научно-техническая и ин­теллектуальная продукция, в том числе, специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы меди­цинские, видео-, кино- фотоматериалы по технологии АСиДНР.

Спасательные работы в очагах поражения и зонах затопления включают:

- разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ;

-локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках
(объектах) работ;

-извлечение из-под завалов пострадавших и оказание им помощи;

-вскрытие ЗС и спасение находящихся в них людей;

-подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

-оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженными эвакуацию их в лечебные учреждения;

-вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезак­тивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание тер­ритории, сооружений, продовольствия, пищевого сырья, фуража и воды.

Другие неотложные работы включают:

- прокладывание колонных путей и устройство проездов (проходов) в зава­лах и зонах заражения;

- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных и технологических сетях;

- укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спа­сательных работ;

- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и
коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

- обнаружение, обезвреживание или уничтожение не взорвавшихся боепри­пасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укры­тия от возможных повторных ударов противника.

АСиДНР характеризуются большим объемом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил всего личного состава. Они будут проводиться в условиях разрушений, пожаров, зара­жения атмосферы и местности.

Основными видами аварийно-спасательных работ являются:

- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;

- ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.

8.2. Основы управления АСДНР. Степени готовности сил, проводящих АСДНР.

Для организации АС и ДНР по ликвидации последствий аварий (А), катастроф (К) и стихийных бедствий (СБ) создаются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), которые являются функциональными структурами органов исполнительной власти и органа управления объектом экономики (ОЭ) . КЧС образованы: на федеральном уровне; на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – КЧС органа исполнительной власти субъекта РФ; на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования); на объектовом уровне. КЧС возглавляются руководителями указанных органов исполнительной власти и организаций или их заместителями. Членами комиссии являются ведущие специалисты соответствующих органов исполнительной власти и организаций по вопросам обеспечения жизнедеятельности населения.

КЧС в мирное время предназначены для повседневного управления и контроля в пределах своей компетенции за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Решения КЧС, принимаемые в ЧС и находящиеся в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всеми предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Рабочими органами этих комиссий являются штабы (отделы, управления) ГО ЧС.

Заблаговременно, до наступления ЧС, используя данные наблюдения (мониторинга) и контроля, прогнозы о возможных ЧС в определенном подведомственном районе, ОЭ, их характере и возможных масштабах, председатель КЧС составляет план ликвидации ЧС, который должен предусматривать: краткую характеристику возможной зоны ЧС; силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС; очередность работ; порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС; меры медицинского обеспечения; обеспечение безопасности; организацию управления; вопросы материально-технического обеспечения; специальные мероприятия с учетом специфики района (или ОЭ) и др.

Председатель КЧС, используя данные прогноза и мониторинга и первоначальные данные о характере и масштабах ЧС, вместе с комиссией (коллегиально) принимает решение по ликвидации ЧС. В решении указываются основные задачи, состав сил и средств, указания о защите личного состава формирования и порядке спасения людей.

Для получения достоверной информации в зоне бедствия организуется комплексная разведка, которая включает группу специалистов – химиков, дозиметристов, инженеров, пожарных и медиков.

На основе данных, полученных от различных органов и специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ГО ЧС (КЧС) в комплексе оценивает обстановку и принимает окончательное решение на ведение АС и ДНР.

8.3. Особенности организации и проведения АСиДНР при авариях на АЭС, ХОО, при землетрясениях, затоплениях и снежных заносах. Борьба с пожарами.

Особенностью организации и проведения АС и ДНР при авариях на АЭС и химически опасных объектах является то, что в районах возникновения ЧС возникают очаги комбинированного поражения (сложные очаги).

Очаги комбинированного поражения образуются в результате разрушения АЭС обычными средствами поражения или в результате стихийных бедствий, аварий на химически опасных объектах народного хозяйства, вызвавших утечку большого количества АХОВ или химических веществ при землетрясениях, а также при применении противником нескольких видов оружия массового пора­жения или при других чрезвычайных ситуациях, когда требуется оказание меди­цинской помощи и санитарной обработки населения, а территории и оборудова­ния - проведение специальной обработки.

Комбинированные очаги, независимо от происхождения, характеризуются следующими особенностями:

-необходимостью проведения больших по объему и различных по характе­ру мероприятий;

- необходимостью одновременного или последовательного привлечения к работам различных по предназначению формирований, способных проводить АСиДНР в этих условиях;

- обязательным использованием личным составом СИЗ, как органов дыхания, так и кожи;

-необходимостью срочного проведения эвакуации населения, размещения его на незараженной территории в пределах зоны карантина и проведения экс­тренной и срочной профилактики.

При организации и проведении работ в ОКП предусматривается:

- непрерывное использование личным составом, ведущим работы, СИЗ ор­ганов дыхания и кожи, а также обеспечение пораженных противогазами;

- проведение режимных мероприятий, направленных на изоляцию очага
поражения районов, введение ограничительных мер по пребыванию на зараженной территории, установление карантина в районах расположения формирований после выхода их из очага поражения;

- проведение экстренной профилактики личного состава формирований и пораженных;

- срочная эвакуация пораженных и всего населения из зон химического и радиоактивного заражения на незаряженную территорию;

-выделение сил и средств для проведения дегазации, а при необходимости,
и дезактивация путей эвакуации, отдельных участков территории, сооружений, транспорта и техники;

-проведение санитарной обработки с учетом вероятного одновременного заражения людей радиоактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами, а также наличия у них травм и ожогов.

Читайте также: