Ликвидация ханской власти в казахстане кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как известно, после смерти хана Аблая в 1781 г., ханом Среднего жуза был провозглашен его старший сын Уали. Царское правительство в стремлении ослабить его власть поддержало сепаратистские выступления многих султанов. В 1815 г. царской администрации удалось спровоцировать выборы второго хана, Букея, потомка Барака. После смерти Букей хана в 1817 году и Уали-хана в 1819 году новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда. Но даже при решении менее важных дел решения суда биев могли быть обжалованы в окружных приказах.

Казахские ханы Младшего Жуза еще во второй половине XVIII века стали назначаться царскими властями, их деятельность была поставлена под контроль царских чиновников, народное собрание было фактически ликвидировано . Назначенные царским правительством ханы не обладали достаточным авторитетом, неоднократно провоцировали народные восстания, подрывавшие производственные силы края и способствовали падению престижа ханской власти. После убийства хана Джанторе (1805- 1809) правительство признало его преемником Ширгазы, сына Айчуака, самого бездарного из потомков Абулхаира. Народное же собрание Младшего жуза избирает очень деятельного султана Арынгазы. Последний за несколько лет правления добился определенной централизации власти в жузе. Но. царское правительство, заинтересованное в ослаблении и ликвидации ханской власти, в 1821 году задержало султана Арынгазы в Петербурге и сослало в Калугу. Это решение было продиктовано стремлением избавиться от влиятельного хана, чтобы потом отменить ханскую власть в Младшем жузе.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

С 1831 года начинается организация участков- дистанций, внутри дистанции создаются более мелкие единицы, управления старшинства. Всего к середине XIX было открыто 54 дистанции (в Западной части - 8, в Средней -20, в Восточной -28). Дистанционная система не распространялась на южную часть Жуза, то есть на Приаралье, Каракуму, Сырдарью, Мангышлак, в общем, на всю территорию южнее Ново- Александровского укрепления.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались оренбургским генерал- губернатором по рекомендации пограничйой комиссии. Здесь не было выборной системы. Введение "Устава" подорвало авторитет народного судопроизводства, установлена возможность огосударствления его. Устав подорвал основы традиционной власти, но тем самым перестало существовать уважение кочевников во всякой ее форме.

В связи с принятием Устава по Северной границе Казахстана форсировалось строительство утепленных линий.Отдельные аванпосты появлялись и в глубине степи. Одновременно, сни насыщались военными гарнизонами, для чего иногда и крестьян-переселенцев насильно обращали в казаков.

К 20-м годам XIX столетия российское правительство пришло к выводу, что настало время для отмены ханской власти в Казахстане. На это были веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало правительству Российской империи начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединение южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большей части степного населения. Назначаемых царем правителей народ воспринимал как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале XIX века участились случаи активного выступления части чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией Россия обладала достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов – института ханской власти.

Устав о сибирских Киргизах.

Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века.

Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям: 1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений. 2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов. 3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введение налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.).

Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане.

В состав округа входили от 15-20 волостей. Каждый округ имел строго ограниченную территорию. Жители одного округа не имели право переходить на территории других округов без специального разрешения местного начальника. Всякий самовольный переход жестоко карался.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда (измена родине, убийство, разбой, барымта, захват русских пленных, антиправительственные выступления - разбирали царские суды).

Также Устав включал в себя "часть медицинскую", в которой предписывалось в каждом округе определить по два лекаря, неподвижные больницы (стационарные). "Установление духовные и по части народного просвещения" касались образования.

Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи.

Процесс ликвидации государственной независимости в ходе российской колонизации края проявился в целенаправленном реформировании системы управления в Казахстане. Уже в 80-е годы XVIII века губернатором Оренбургской губерний О. Игельстромом были предприняты попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, известные как "реформы Игельстрома". Но в XIX веке эта политика стала более последовательной и вылилась в конкретные результаты.

С 1822 году оренбургским генерал-губернатором был разработан проект Устава для Младшего жуза и утвержден Азиатским комитетом в 1824 году. По этому Уставу была отменена ханская власть в Младшем жузе.

По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны - правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела.

В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов.

Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Какая цель преследовалась? Введение дистанционной системы преследовала цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль.

Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствие, которое могло возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитывать в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи.

Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов младшего и среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, по подсчетам военного топографа Какулина, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Еще один пример, земли, расположенные к западу от новой линии (между крепостями Оркской и Троицкой), более 10000 кв. км. изымались из пользования казахов. Казахские аулы подлежали выселению из этого района.

Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ.

Таким образом, земельные захваты, основание приказов, постройка военных линий, крепостей, форпостов и т.д. затронули жизненные интересы казахских масс, которые не могли добровольно расстаться со своими кочевьями и лишиться былой независимости. В результате народ восстал против колониальной политики царизма.

Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Все это, т.е. ликвидация ханской власти и введение нового порядка управления были произведены в интересах царизма.

Основным занятием казахского населения оставалось кочевое скотоводство. В первой половине XIX в. начинает развиваться местная промышленность и промыслы. Казахи из Прииртышья и Урала, Прикаспия, Арала и Зайсана превратили ловлю рыбы в постоянный промы­сел. Из соленых озер в Западном и Северо-Восточном Казахстане, стали добывать соль на продажу.

В восточных и центральных районах Казахстана начали осваиваться месторождения цветных металлов и каменного угля. В середине XIX в. в Казахстане были построены водяные и ветряные мельницы, кузницы, рудоплавильные, салотопенные и кожевенные заводы, дававшие продукции на 70 000 руб. Казахи стали работать на предприя­тиях горнодобывающей промышленности. На Уральской линии число отходников (сезонных работ­ников) увеличилось с 6 тыс. человек в 1820 г . до 8 тыс. в 1824 г .

Первая половина XIX в. - время оживления торговых связей Казахстана со среднеазиат­скими ханствами, Сибирью и Китаем. В целях обеспечения безопасности караванов через правитель­ство России в мае 1803 г . разрешило купцам содер­жать вооруженные отряды.

В Западном Казахстане крупным торговым центром стала Ханская ставка. В 1855 г . в Семипала­тинске были учреждены две городские ярмарки.

В торговле со Средней Азией не было равных Петропавловску. Сырдарьинские города были тесно связаны со среднеазиатскими центрами торговли.

Расширяющаяся казахско-русская торгов­ля наряду с возрастанием политической зависимости от России, открывала путь для приспособления хозяйства Казахстана к нуждам экономического развития России.

Усиливая политическое дробление Среднего жуза, царское правительство назначило в 1815 г . второго хана Букея (Бокея). После смерти хана Букея в 1817 г . и хана Вали (Уали) в 1819 г . новые ханы в Среднем жузе не были утверждены. Сложившееся положение было использовано для ликвидации ханской власти и введения новой системы управления Средним жузом.

Позже управление сибирскими казахами было возло­жено на Пограничное управление. Практически неограничен­ные полномочия приобретал пограничный начальник. Генерал-губернатор ут­верждал старшего султана с его одобрения. Погранич­ный начальник единолично утверждал казахских заседа­телей окружного приказа и волостных управителей, вел переговоры по пограничным делам с соседними владете­лями; управлял казахами.

Область делилась на внешние и внутренние округа. Казахские кочевья отошли к внешним округам, создаваемым на правобережье Иртыша. Округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы. Формальное руководство округом передавалось старше­му султану. Старший султан избирался султанами, его приравнивали к чину майора российской службы, а через 9 лет службы (3 срока) он мог рассчитывать на дворянское звание. Старшего султана, как раньше хана, подни­мали на белом войлоке. Старшие султаны избирались на 3 года с правом дальнейшего переизбрания.

Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался, его власть переходила по наследству, но обязательно утверждало в должности областное правление. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса. Султаны, не избранные на должности, сохраняли свое наследственное звание, но не имели права вмешиваться в управление.

Аульные старшины избирались каж­дые 3 года, запрещалось переиз­бираться на последующие сроки. Аульный старшина утверждался в должности окружным приказом.

Реформа в Младшем жузе. Длительное вре­мя оппозицию в Младшем жузе возглавлял султан Каратай Нуралиев. Большинство казахов в нижнем тече­нии Сырдарьи признавали ханом Арынгазы Абылгазыулы.

Ханская власть сохранялась до 1845 г . лишь во Внутренней орде (Букеевское ханство), образованной в 1801 г . в междуречье Волги и Яика.

В первой половине XIX века в экономической, по­литической и общественной жизни Казахстана произошли глубокие изменения. Основным занятием населения оставалось кочевое скотоводство, но в это время уже развиваются местная промышленность и крепнут промыслы (лов рыбы, добыча соли).

В восточных и центральных районах Казахстана стали осваиваться месторождения цветных металлов и каменногоугля. В середине XIX века в Казахстане было построено 57 водяных и ветряных мельниц, 34 кузницы, 11 рудоплавильных, салотопенных и кожевенных заводов.

Рас­ширялась торговля с Россией, Китаем. Для обеспечения безопас­ности торговых караванов правительство в мае 1803 г. разре­шило купцам содержать вооруженные отряды. Особое значение для развития казахско-русской торговли имели: Петропавловск (Кызылжар), Акмолинск (Акмола), Уральск (Теке), Семипалатинск (Семей), Бух­тарма (Буктырма), 0ренбург (Орынбор), Омск (Омбы). В 1822 г. в Урде (ханс­кой ставке) была открыта первая официальная ярмарка. В 1855 г. в Семипалатинске открылись две городские ярмарки. В торговле со Средней Азией из городов, контролиру­емых Россией, не было равныхПетропавловску.

Учас­тие казахов в крестьянской войне Е. Пугачева, восстание Сырыма Датова показали слабость ханской власти. С 1781 по 1819 в Среднем жузе правил хан Вали (Уали), прави­тельство назначило в 1815 году второго хана – Букея (Бокей). После смерти Букея в 1817 г. и Вали в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.

Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался. Волостные султаны передавали власть по наследству, но обязательно утверждались в должности областным правлением. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса. Аульные старшины избирались каж­дые три года, но могли переизби­раться на последующие сроки. В должности аульный старшина утверждался окружным приказом. Аульные старшины подчинялись волостным султанам.

Судебные дела делились на три катего­рии: уголовные, исковые, жалобы на управление. Уголовные дела рассматривали окружные приказы по законам империи. Предварительное следствие проводилось казахским бием с участием российского чи­новника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов. Но ок­ружной приказ имел право пересмотра решений биев.




Большинство казахов нижнего течения Сырдарьи, относившихся к Младшему жузу, в 1816-1821 годах признавали ханом Арынгазы Абылгазы-улы. В 1821 году Арынгазы был вызван в Петербург, пленен и сослан в Калугу. Умер в ссылке в 1833 году.

До 1845 года лишь во Внутренней Орде или Букеев­ском ханстве в междуречье Волги и Яика сохранялась ханская власть.

В первой половине XIX века в экономической, по­литической и общественной жизни Казахстана произошли глубокие изменения. Основным занятием населения оставалось кочевое скотоводство, но в это время уже развиваются местная промышленность и крепнут промыслы (лов рыбы, добыча соли).

В восточных и центральных районах Казахстана стали осваиваться месторождения цветных металлов и каменногоугля. В середине XIX века в Казахстане было построено 57 водяных и ветряных мельниц, 34 кузницы, 11 рудоплавильных, салотопенных и кожевенных заводов.

Рас­ширялась торговля с Россией, Китаем. Для обеспечения безопас­ности торговых караванов правительство в мае 1803 г. разре­шило купцам содержать вооруженные отряды. Особое значение для развития казахско-русской торговли имели: Петропавловск (Кызылжар), Акмолинск (Акмола), Уральск (Теке), Семипалатинск (Семей), Бух­тарма (Буктырма), 0ренбург (Орынбор), Омск (Омбы). В 1822 г. в Урде (ханс­кой ставке) была открыта первая официальная ярмарка. В 1855 г. в Семипалатинске открылись две городские ярмарки. В торговле со Средней Азией из городов, контролиру­емых Россией, не было равныхПетропавловску.

Учас­тие казахов в крестьянской войне Е. Пугачева, восстание Сырыма Датова показали слабость ханской власти. С 1781 по 1819 в Среднем жузе правил хан Вали (Уали), прави­тельство назначило в 1815 году второго хана – Букея (Бокей). После смерти Букея в 1817 г. и Вали в 1819 г. новые ханы в Среднем жузе не были утверждены.

Срок пребывания в должности волостного султана не ограничивался. Волостные султаны передавали власть по наследству, но обязательно утверждались в должности областным правлением. Волостные султаны имели звание чиновников 12-го класса. Аульные старшины избирались каж­дые три года, но могли переизби­раться на последующие сроки. В должности аульный старшина утверждался окружным приказом. Аульные старшины подчинялись волостным султанам.

Судебные дела делились на три катего­рии: уголовные, исковые, жалобы на управление. Уголовные дела рассматривали окружные приказы по законам империи. Предварительное следствие проводилось казахским бием с участием российского чи­новника. По требованию казахов рассматриваемые дела решались на основании местных старых законов. Но ок­ружной приказ имел право пересмотра решений биев.

Большинство казахов нижнего течения Сырдарьи, относившихся к Младшему жузу, в 1816-1821 годах признавали ханом Арынгазы Абылгазы-улы. В 1821 году Арынгазы был вызван в Петербург, пленен и сослан в Калугу. Умер в ссылке в 1833 году.

До 1845 года лишь во Внутренней Орде или Букеев­ском ханстве в междуречье Волги и Яика сохранялась ханская власть.

Читайте также: