Лихачев о национальном характере русских кратко

Обновлено: 03.07.2024

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Д. С. ЛИХАЧЕВА О НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ: О ДВУХ МЕНТАЛЬНОСТЯХ

Тема – Лихачев о русском национальном характере – интереснейшая, сложная, и, конечно, я только схематично смогу о ней рассказать. Некоторые идеи Дмитрия Сергеевича я уже развивал в своих работах, кое-что инкрустирую в предлагаемом докладе.

Затем отмечу постоянную тягу Лихачева к родному, это было очень для него важно, он выстраивал целый ряд сходных корней и понятий: род, родина, родник, народ и т. д.

Не могу не сказать о такой важной для Дмитрия Сергеевича категории, как труда. Лихачев не просто старался прославлять труд, но еще и связывал его с красотой, с эстетикой. Это у него постоянно – переход труда в эстетическое. Пахарь не просто пашет поле, а кладет одну борозду за другой, как будто бы волосы причесывает. Так же и бревнышко к бревнышку при строительстве избы, дом к дому при создании деревни. Труд, переходящий в красоту, труд, связанный с красотой.

После 1861 года началось возрождение России, когда крестьянский труд стал свободным, и ведь как до 1914 года Россия поднялась материально! А потом обвал – советская действительность стала отучать от труда, хотя лозунги и призывали трудиться. Не могу забыть, лет 15 назад приезжал из Пекина один китайский профессор консультироваться у меня, он писал книгу об истории русской литературной критики. Я ему сказал в похвалу: как хорошо, что вы после маодзедуновского страшного времени начали возрождаться экономически. Краешки губ у него расплылись в легкой улыбке, и он сформулировал ответ: китайский народ за это время не успели отучить от работы. Не успели отучить – по-моему, замечательно сказано! А Россию? А Россию отучивали не 10 лет, а десятилетия. И тем не менее, еще до 1861 года у нас возникали целые некрепостные регионы, скажем, Северное Поморье, казачьи поселения, Сибирь, старообрядцы в глухих лесах, у которых был почти протестантский культ труда. Любопытно: славянофилы наши, которых сегодня несколько раз упоминали, чрезвычайно много рассуждали о труде и прославляли его. У Хомякова есть великолепная мысль, он сравнил крестьянский благородный труд с молитвой и даже поставил его выше, чем словесная молитва. Так что была в нашей жизни и другая сторона.

«Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, этот вопрос изредка поднимается в Германии, Польше или других ближайших к нам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Эта культура едина.

Русская культура — культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе предана идее свободы личности.

Большинство людей на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем — покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет и нет! Русским свойственно стремление к воле.

Одна черта, замеченная давно, действительно, составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

Петр Великий перенес столицу государства на самый опасный рубеж — к морю. Столица — на самой границе огромной страны — думаю, это единственный случай в мировой истории. А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к студеному морю.

Хорошо это или плохо? Не берусь судить. Но что Россия из-за этой своей черты всегда находилась на грани чрезвычайной опасности — это вне всякого сомнения, как и то, что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать, особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости— скупость (часто неоправданная), доброте — злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе— стремление к деспотизму.

Урок 46. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова

Цели урока: подведение итогов; учет и контроль знаний; развитие аналитических способностей учащихся.

Методика проведения: письменная работа по готовым карточкам с творческими заданиями.

Вариант I

— Кратко передайте сюжет романа.

— Какие главные события лежат в основе каждой из четырех частей романа?

— В чем необычность этого начала?

— Чем обусловлен выбор места действия?

— Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста — лет тридцати двух-трех от роду?

— Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?

3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.

— Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) во II— IV главах первой части романа?

— Чем Обломов выше своих гостей?

— Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?

— Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?

— Каково отношение Захара к своему барину?

— Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?

Вариант II

1. Автор, рисуя детство Обломова лирически любуется жизнью героя, а с другой стороны, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.

— Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по от ношению к Обломовке?

2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V— VI первой части).

— Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?

— Почему Обломов порвал со службой и с обществом?

3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (в виде таблицы). Покажите, что иногда он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.

4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава VIII первой части), другое— к Ольге (глава Х второй части).

— Почему во втором письме — свободная речь, образность, мысль, чувство?

— Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвертой части)? Можно ли согласиться их оценками?

— Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критиком?

— Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизмом?

— Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще?

— Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?

Вариант III

— Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет писатель?

— Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?

— В чем трагедия жизни героя романа?

— Подтвердите фактами эти слова Обломова, указан черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.

— Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше — как общечеловеческий тип?

4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.

— Типичен ли образ Штольца?

— Есть ли в Штольце черты обломовщины. Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?

— Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?

5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?


Национальное бесконечно богато, и нет ничего удивительного в том, что каждый понимает это национальное по-своему. В этих заметках о русском я говорю именно о своем понимании того, что может быть названо русским - русским в характере народа, русским в характере природы, городов, искусства.

Широкое пространство всегда владело сердцами русских . Оно выливалось в понятия, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Воля - это свобода, соединенная с простором. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства . Поэтому так любимо в народе полюшко-поле.

Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, чувствовать над головой небо .

Быстрая езда - это тоже стремление к простору .

А теперь взгляните на картину мира: русская равнина самая большая на свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине потому, что она пришлась им по душе.

Лихачёв Д.С. О национальном характере русских

Агеев А.Д. Сибирь и американский Запад: движение фронтиров

  • формат doc
  • размер 366.21 КБ
  • добавлен 02 июля 2010 г.

- М.: Аспект-Пресс, 2005. - 334 с. Настоящая книга - это опыт анализа грандиозных явлений - движения США на Запад и России на Восток, исторические условия этих движений и их побудительные мотивы, социокультурные основания, а также некоторые результаты этих движений, репрезентативно обозначившихся в характере жизнедеятельности и феноменологии мировосприятия.

Алисов Д.А., Бережнова М.Л. (отв. ред.) Традиционная культура русских Западной Сибири XIX-XX веков

  • формат djvu
  • размер 2.72 МБ
  • добавлен 31 июля 2011 г.

Очерки истории и быта. Омск, 2003. 243 с. В коллективной монографии рассматриваются различные аспекты культуры и быта русских сибиряков, как крестьян, так и горожан. Отдельный раздел книги составляют очерки, посвященные истории изучения культуры и обычаев русских сибиряков отечественными исследователями. В авторский коллектив монографии вошли историки, этнографы и фольклористы Омска, Новосибирска и Тары. Содержание Предисловие Раздел I. Опыт.

Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера

  • формат djvu
  • размер 84.54 МБ
  • добавлен 17 октября 2010 г.

М. , 1988. 240 с., илл. В книге исследуется богатая народная культура русских Европейского Севера на примере Мезенского края: домостроительство, быт, обряды, песни; показаны черты традиционного искусства русских, обусловленные историей заселения края, экономико-культурными связями с соседними народами. Книга иллюстрирована. Воспроизведение рисунков и фотографий в файле хорошего качества. Содержание Глава первая. Фольклор Календарные поэзия и.

Зенько А.П. и др. Народы России. Атлас культур и религий

  • формат pdf
  • размер 71.53 МБ
  • добавлен 28 января 2011 г.

М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография, 2008 г. , 256 с. В предлагаемом вниманию читателя издании содержится современная информация о народах России, их истории, традиционной культуре, религиях. Подробные карты, являющиеся отличительной особенностью атласа, дают представление о характере расселения этнических общностей, масштабах распространения основных конфессий и традиционных верований в России, что позволяет получить разносторонние знания о.

Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья

  • формат pdf
  • размер 60.84 МБ
  • добавлен 01 февраля 2011 г.

Казань: Издательство Казанского университета, 2001. – 704 с.: ил. Историко-этнографическое исследование населения и поселенческой структуры городов российской провинции второй половины XVI – XX начала вв. Монография посвящена историко-культурным и экологическим факторам становления и развития сети русских городских поселений Среднего Поволжья. Рассматриваются изменения в численности, структуре, управлении, занятиях, досуге горожан за 360 лет с мо.

Исхаков Д. Татары: популярная этнография

  • формат djvu
  • размер 2.17 МБ
  • добавлен 06 мая 2009 г.

Татарское книжное издательство 2005 г. 98 стр. Данная работа посвящена этногенезу и этнической истории татар на донациональном и национальном этапах. В книге достаточно детально прослеживается формирование основных этнических компонентов татарского народа и становление средневековых татарских этнических общностей в XIII — XVI вв. Рассматривается также образование этноса волго-уральских татар во второй половине XVI — начале XVIII вв. Во второй час.

Контрольная работа. Народы Европы. Англичане

  • формат doc
  • размер 321.5 КБ
  • добавлен 21 января 2010 г.

Введение. Районы Великобритании. История Англии. История Лондона. Культура и традиции англичан. О национальном характере англичан. Англия – парадоксальная страна.

Мустайоки А., Протасова Е. Мы и они: русские и финны о финнах и русских

  • формат doc
  • размер 11.62 КБ
  • добавлен 04 апреля 2011 г.

Презентация - Цыгане

  • формат pptx
  • размер 1.97 МБ
  • добавлен 03 июля 2011 г.

В данной презентации изложана история происхождения цыган. Но главная цель презентации раскрыть быт, культуру, обычаи и традиции именно РУССКИХ цыган.

Смирнова Т.Б. Лекции Современные этнические процессы в Западной Сибири

  • формат pdf
  • размер 2.2 МБ
  • добавлен 28 февраля 2011 г.

План лекций: 1. Общая характеристика народов Западной Сибири: численность и расселение. 2. Демографические процессы у русских Сибири в XVIII–XX вв. 3. Современное положение русских в Сибири: демографическая ситуация и миграционные процессы.

Читайте также: