Лига наций и сша кратко

Обновлено: 02.07.2024

История одной страны не переплеталась так тесно с иммиграцией, как история Соединенных Штатов. Только в течение первых пятнадцати лет XX в. в США прибыло более 13000000 человек. Многие из них последовали за остров Эллис в Нью-Йоркской гавани, где 1892 находился федеральный иммиграционный центр. И хотя сам центр давно уже не действует, В 1992г. Остров Эллис открыто снова – уже как памятник тем миллионам, преступивших здесь впервые порог Америки.

Согласно первым официальным переписи в 1790p., В стране насчитывалось С 929214 американцев. Примерно половину населения первобытных 13 штатов составляли англичане, остальные – шотландцы, ирландцы, немцы, голландцы, французы, шведы, валлийцы и финны. Белые европейцы были в основном протестантами. Часть населения составляли рабы-африканцы.

Сначала американцы рассматривали иммигрантов как источник дешевой рабочей силы, потому до 1920 иммиграция в США почти не испытывала официальных ограничений. Однако безудержный наплыв иммигрантов вызвал беспокойство в некоторых американцев, которые боялись, что это будет угрожать их культуре.

Отцы-основатели, прежде Томас Джефферсон, не имели единого мнения относительно того, стоит ли Соединенным Штатам приветствовать пришельцев со всех уголков земного шара. Джефферсон, автор Декларации Независимости, задумывался над тем, не повредит развитию демократии пребывания власти в руках выходцев из тех стран, где уважают монархию или заменивших королевскую власть властью толпы. Однако страна крайне нуждалась рабочих рук, потому желающих закрывать ворота перед прибывшими смельчаками оказалось мало.

Иммиграция ослабла в конце XVIII – начале XIX в., Когда войны затормозили трансатлантическую торговлю и европейские правительства сдерживали эмиграцию, чтобы не терять ребят, годных для военной службы. После 1750 смертность в Европе уменьшилась в связи с развитием медицины и санитарии. Нарастало выпуск сельскохозяйственной продукции в результате внедрения севооборотов и улучшенного увлажнения почв. Однако резко сократились размеры земельных участков в подавляющей части населения этих стран, так что семьи еле выживали. К тому же, домашние ремесла стали приходить в упадок в условиях промышленной революции, механизировали производство. Тысячи ремесленников, которые не хотели искать или не могли найти работу на фабриках, остались безработными.

В середине 1840-х pp. миллионы иммигрантов отправились в Америку из-за распространения эпидемии на картофель в Ирландии и длительную революцию в Германии. На западное побережье Америки просачивались китайцы – в основном из обнищавшего юго-востока Китая.

В период с 1890 по 1921 pp. в Соединенные Штаты прибыли почти 19000000 человек. Ими оказались преимущественно выходцы из Италии, России, Польши, Греции и балканских стран. Приезжали также неевропейцы, в частности, на Запад – из Японии, на Север – из Канады, на Юг – из Мексики.

Но в начале 1920-х pp. профсоюзы, боролись более высокое жалованье, объединились с теми, кто ратовал за ограничение иммиграции из расовых или религиозных мотивов, например Ку-клукс-клан и Лига ограничения иммиграции. Закон Джонсона-Рида об иммиграции от 1924 регулярно уменьшал поток пришельцев квотами, определенными для каждой страны.

Резко замедлила иммиграцию Великий кризис 1930-х pp. Общественное мнение было так настроена против иммигрантов (даже из числа преследуемых европейских меньшинств), что лишь единичные беженцы находили убежище в США после прихода в 1933 гг. До власти Гитлера.

В течение послевоенных десятилетий Соединенные Штаты и в дальнейшем продолжали придерживаться квот для развивающихся стран. Сторонники закона Маккаррена-Уолтера от 1952 доказывали, что любая либерализация квот заполонит Соединенные Штаты марксистскими подрывными элементами из Восточной Европы.

В 1965 Конгресс вместо национальных ввел квоты для Восточной и Западного полушария. Преимущественное право получили родственники американских граждан и иммигранты с дефицитным в США специальности. 1978г. квоты для полушарий было заменено одной глобальной квоты – не более 290 000; после одобрения Закона о беженцах 1960 этот лимит был усечен до 270000.

С середины 1970-хpp. в Соединенные Штаты хлынула свежая волна иммиграции из Азии и Латинской Америки, видоизменила состав населения по всей стране. По текущим подсчетам, в США только на законных основаниях прибывает ежегодно почти 600 000 человек.

За неимением квот для иммигрантов и беженцев, большую проблему Соединенным Штатам наносит нелегальная иммиграция. Юго-западные границы США в поисках работы, высокой оплаты, лучшего образования и медицинского обслуживания ежедневно пересекают мексиканцы и другие латиноамериканцы. Интенсивный поток нелегальных мигрантов поступает также из Ирландии, Китая и стран Азии. Точные данные отсутствуют, но некоторые предполагают, что в США ежегодно нелегально прибывает почти 600 000 иммигрантов.

Древняя иммигрантская присказка такая:

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим. "

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва, 8 т., 2004 г.)

18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.

Кристина Тучина

I don't know, if the world is still sick, isn't it logical that international organisations have the sniffles?




Первоначальное предложение президента США не получило однозначного одобрения стран-союзниц на конференции в Париже. Появилась точка зрения, что на самом деле данная организация послужит оружием США по экспансии и утверждению нового мирового порядка. Вильсон предлагал допустить в Лигу Германию и союзные ей страны, рассчитывая на то, что они попадут в экономическую зависимость от Штатов.

В итоге, одобренный устав организации представлял собой компромисс между английским проектом, являвшимся лишь моделью арбитража между сильными державами, и американским планом. Страны германского блока так и не получили допуск в Лигу, всего же Устав подписали 45 государств.


Однако идея Лиги Наций не получила одобрения у населения Соединенных Штатов. Летом 1919 года Вудро Вильсон напрямую обратился к американцам, утверждая необходимость создания Лиги и участия США в этой крупной международной организации. Месяц президент провел в разъездах по стране, объясняя, что Лига Наций является единственной надеждой на мир во всем мире и предотвращение новой мировой войны. Поездка негативно сказалась на здоровье президента: в Канзасе у него даже случился микроинсульт. Однако все его действия были напрасны: Сенат США в 1919 году отказался ратифицировать Версальский договор, частью которого был Устав Лиги Наций. Многие сенаторы опасались того, что США утратит часть своей свободы и независимости, присоединившись к договору. Вильсон призывал членов Демократической партии продолжить дискуссию и дебаты по поводу Лиги Наций, однако он не был готов идти на компромиссы, и в итоговом голосовании Сената договор недобрал 7 голосов. Таким образом, США не попала в число участников этой международной организации.


Как получилось так, что Сенат отказался ратифицировать договор? Во-первых, многие сенаторы были обеспокоены тем, что участие в Лиге наций поставит под угрозу суверенитет США. Так, в статье X Устава Лиги говорится о том, что если одна страна-участница напала на другую, Лига наций обязана разрешить конфликт, несмотря на желание и даже возможности.

Сенаторы предложили поправки к договору, чтобы сделать акцент на том, что США не обязаны будут участвовать в войне, если Сенат США не одобрит решение. Были предложены также и другие оговорки. Однако, как уже говорилось ранее, Вильсон не смог пойти на компромисс со своими оппонентами.

Версальский договор не был утвержден, соответственно, США находились еще в состоянии войны с Германией, однако в 1921 году во время президентства Уоррена Хардинга был подписан отдельный договор, который дал Соединенным Штатам все преимущества и привилегии, что были бы по Версальскому договору, однако при этом США не были вынуждены участвовать в боевых операциях.


Возможно, именно отсутствие такой значимой державы, как США, отрицательно повлияло на деятельность Лиги Наций. По сути, она не была эффективной: она не смогла поддержать мир и равновесие, было провалено множество шансов миротворчества. Вероятно, ООН переняла черты Лиги Наций, однако является более успешной организацией. Несмотря на это, как и при принятии Устава Лиги Наций, у участия США в Организации Объединенных Наций есть немало противников. И, наверное, их аргументы не всегда пустой звук. Но это уже совсем другая история.

Организация независимых государств, созданная в рамках Версальской системы для урегулирования международных споров мирным правовым путем.

Создать Лигу уже в ходе Первой мировой войны предложил президент США В. Вильсон. Он считал, что Лига может гарантировать “политическую независимость и территориальную целостность равно большим и малым государствам”. Пакт Лиги стал составной частью Версальского договора 1919 г. и вступил в силу в 1920 г. Устав Лиги был основан на нормах международного права, предусматривал отказ от войны и наказание агрессора. Государства, нарушившие нормы международного права, могли подвергнуться санкциям со стороны всех стран Лиги, включая эмбарго на торговлю и даже вооруженное вторжение. Ежегодно созывалась Ассамблея Лиги наций, которая обсуждала все международные вопросы, постоянно работал Совет Лиги и комиссии (в частности – по делам беженцев). Большинство независимых стран постепенно вошло в Лигу наций (всего 63 государства). Но большинство народов не входили в Лигу, так как находились в колониальной зависимости. Германские колонии были переданы от имени Лиги наций (в соответствии с ее мандатом) в управление европейцам и японцам. США, не желая нести ответственность за европейские дела, не вошли в Лигу.

27 марта 1933 г., в ответ на протесты Лиги против агрессивных действий Японии в Китае она вышла из этой организации. 19 октября Германия покинула Лигу, так как А. Гитлер считал необходимым разрушить Версальскую систему. Но в ответ на очищение Лиги наций от государств-агрессоров 18 сентября 1934 г. в нее вошел СССР.

Исторические источники:

Документы внешней политики СССР. Т. 17-23. М., 1971-1992;

Читайте также: