Детям о предпринимательстве кратко

Обновлено: 03.05.2024


«Все что надо для крутости – это голова на плечах, здравый смысл и умение слушать других людей. Чтобы люди начали чем-то пользоваться – им надо дать что-то, чем они захотят пользоваться. Надо стараться угадать то, что им нужно. Нет, спрашивать их об этом бессмысленно – они сами не знают, чего хотят. Надо именно угадывать – сделать, предложить, посмотреть, а потом переделать и опять предложить. Чем лучше ты начнешь понимать людей, тем короче путь к крутости.

Начинающим Морейнис советует пробовать разные варианты — он сравнивает старт предпринимателя с ездой на велосипеде, которой нужно учиться. Инвестор предупреждает, что по-настоящему хорошие идеи начнут приходить с опытом, когда предприниматель научится понимать людей и их потребности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Воспитание детей - сложный непрерывный процесс. От того, какие качества смогут привить подрастающему поколению родители, зависит успех малышей в будущем. При этом многие педагоги и детские психологи рекомендуют изначально воспитывать в детях будущих предпринимателей. Естественно, в бизнес пойдут далеко не все. Однако многие качества помогут им во взрослой жизни.

Для родителей-предпринимателей

Указанная рекомендация больше всего подходит для родителей, занятых предпринимательской деятельностью. Им нужно посмотреть в свое прошлое и просто разобраться с тем, как сложилась бы жизнь, начни они свою карьеру бизнесмена существенно раньше. Годы становления будущего предпринимателя гораздо легче пройти, опираясь на родительскую поддержку и помощь. Теперь же настал черед разобраться в причинах того, почему в детях необходимо воспитывать дух предпринимательства.

Трудовая этика

Подобное воспитание позволяет привить малышу понятие трудовой этики. В итоге во взрослой жизни они станут более дисциплинированными и педантичными работниками, что окажет положительное воздействие на будущую карьеру. Естественно, воспитание духа предпринимательства научит детей внимательности в отношении с документами.


Уважение к деньгам

Деньги - зло. Эту расхожую поговорку знают многие. Однако она полностью ошибочна. Деньги - принятое обществом мерило ценности человека. Естественно, подобное определение денег возможно только в нормальном и здоровом обществе. Обучение предпринимательству позволит детям понять, что чем больше у них знаний и навыков, и чем более нужными они являются для общества, тем больше денег смогут заработать в конечном счете. Естественно, это заставит малышей больше времени проводить за учебой и совершенствованием собственных навыков.

Креативное мышление

Начать бизнес с нуля и удержаться на плаву самостоятельно без креативного мышления практически невозможно. Обучение предпринимательству научит детей принимать нестандартные и неординарные решения. Естественно, это позитивно отразится и на их дальнейшей жизни. Дети сумеют раскрыть заложенный в них природой творческий потенциал и станут более активными и любознательными.

Коммуникативные навыки

Малое предпринимательство хорошо прежде всего тем, что коммерсант ежедневно общается с десятками новых людей. Естественно, подобная модель поведения со временем передастся и ребенку. Он станет более дипломатичен со сверстниками, научится быстро налаживать контакты и заводить дружеские отношения. Уровень социализации ребенка вырастет в несколько раз.

Планирование целей

В предпринимательстве, как и в самой жизни, без четких целей практически не обойтись. Человек без планов и задач просто распыляет свою энергию впустую. Воспитание у детей духа предпринимательства научит их более скрупулезно и уверенно расставлять приоритеты и двигаться к намеченным целям.


Подводим итоги

Естественно, психологи дают этим советам лишь рекомендательный характер. Подобный вариант воспитания не отличается универсальностью. Он подходит далеко не для всех случаев.

Фото: из личного архива

В России в последние годы предпринимательство для детей и подростков стало популярной темой. Уроки по бизнес-навыкам в школах всерьез обсуждаются в Минпросвещения после соответствующей инициативы президента, Сбербанк активно занимается обучением детей финграмотности.

При этом, вопреки расхожему мнению, предпринимательство существует не только в коммерческой сфере. Более того, отдельно взятый бизнесмен далеко не всегда является предпринимателем, в то время как многие общественные деятели вполне достойны носить это звание.

По сути своей предпринимательство — это инициирование изменений в реальности. Когда человек чувствует внутренний позыв и начинает действовать, он совершает предпринимательский шаг.

Таким образом, предпринимательство — это состояние мышления, в котором человек, испытав потребность менять мир вокруг себя, актуализирует и реализует ее.

Человек может вполне счастливо жить, не имея предпринимательского мышления. Но в этом случае он будет вынужден находиться в процессах, запущенных кем-то другим. При этом он будет не сможет изменить вектор этих процессов. Мы каждый день видим таких людей: они живут по инерции и ничего не меняют, даже если их что-то не устраивает и раздражает. Чтобы избежать подобной модели, необходимо формировать у ребенка предпринимательское мышление.

Но оно не может быть сформировано умозрительно. Было бы очень удобно, если бы можно было просто сказать ребенку, что надо не бояться, а просто брать и делать. Но предпринимательство — это не одноразовый инсайт, а привычка действовать определенным образом изо дня в день, это modus operandi. Причем предпринимательский навык сложнее формировать после 25 лет, поэтому браться за это надо как можно раньше, желательно еще на самых ранних этапах. Итак, как приучить ребенка мыслить и действовать как предприниматель?

Приобщение к труду с детства

С определенного возраста ребенок должен учиться самостоятельно заниматься бытовыми делами — насколько это возможно.

Он должен видеть, что его деятельность имеет значение и позитивно влияет на него и окружающий мир.

Фото:Shutterstock

Воспитание толерантности к ошибкам

Ребенок должен усвоить, что ошибки — это не смертельно.

Иногда родители, увидев, как ребенок роняет пакет с продуктами, отбирают его и больше никогда не разрешают ребенку помогать. Так формируется страх провала, иллюзия его необратимости.

Хуже всего то, что провал — это разочарование родителя, ведь в определенном возрасте взрослый для ребенка — это высшая инстанция и авторитет. Мнение родителя — это фактически приговор. У взрослого человека с подобным комплексом есть страх деятельности, избавиться от которого иногда крайне сложно. То, что без ошибок не бывает эффективного обучения, еще в 2011 году доказал в своем исследовании психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер. Он изучал нейронные сигналы в мозге, которые отвечают за реакцию на провал. Мозер доказал, что если избегать ошибки или воспринимать их в качестве показателя отсутствия способностей к предмету, то эффективность обучения заметно снижается. Если у ребенка нет страха, то он активнее фокусируется и выдает правильный ответ быстрее.

Фото:ASDF_MEDIA / Shutterstock

Развитие упрямства

Родителей часто раздражает, когда ребенок упирается в своем решении, которое кажется им неверным.

Но упорные попытки совершить задуманное, несмотря на провалы, отличают успешных людей.


Поощрение любознательности

Любой ребенок любопытен от природы. Взрослому это может приносить серьезные неудобства. Но любое серьезное изменение в мире происходит в результате тяги к исследованию.

Потому что изменение — это шаг в неизвестность. Совершать его всегда страшно, но дети делают это, потому что любопытство одерживает верх.

Привитие ответственности за решения

Страх перед принятием решений знаком всем. Но у некоторых людей он принимает фатальные формы. Как и у большинства страхов, его корни тянутся из детства. С определенного возраста человек начинает делать осознанный выбор, и на этом этапе он либо усваивает, что это классно и удобно, либо фиксирует, что это рискованное предприятие, которое не вознаграждается.

Ваш ребенок должен решать сам и брать полную ответственность за результат. Ему будет страшно, поэтому вам нужно будет его поддерживать.

Постепенно это превратится в modus operandi. Многие современные родители сетуют на безответственность детей и на их неуверенность в себе. Но им стоит подумать: дают ли они ребенку решать за себя или просто перехватывают инициативу?

Помощь в развитии лидерских навыков

Фото:alpinabook.ru

Воспитание финансовой грамотности

Отношение к деньгам — больная тема для многих взрослых в нашей стране. Люди боятся зарабатывать, не верят, что хороший достаток вообще возможен, стесняются денег, не любят состоятельность или же помешаны на деньгах. Все это берется из детства. Очень важно, чтобы ребенок имел адекватное отношение к средствам.

Есть три направления обучения в данной сфере:

  1. как зарабатывать,
  2. как тратить,
  3. как относиться.

В каждом направлении важен баланс.

Заработок не должен быть слишком простым, но и ассоциироваться с чем-то мучительным тоже не должен. Дайте ребенку возможность помочь по дому. Причем это должны быть не его классические обязанности, вроде уборки своей комнаты, а дополнительные задачи, которые несут ценность для семьи. Постепенно ребенок сможет заработать собственной инициативой. Многие дети продают простые изделия собственного производства или выгуливают собак. Так ребенок учится зарабатывать не только деньги родителей, но и у своего окружения.


Работа с проблемами

Подавляющая часть бизнес-литературы посвящена тому, как найти проблему потребителя, определить ее решение и донести информацию до клиента. Однако мало где написано, что это умение формируется в детстве.

Родительская привычка ограждать от проблем и решать их за ребенка часто приводит к тому, что умение идентифицировать проблему и подсознательно искать ее решение атрофируется.

Если вы хотите воспитать предпринимателя, не делайте все за ребенка, а предложите ему помощь. Еще лучше, если для решения проблемы ребенку необходимо организовать небольшой проект, типа уборки двора или починки забора на даче.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Кнарик Арабян, сооснователь детской бизнес-школы KinderMBA . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госуправления и публичной политики РАНХиГС, аудитор, автор четырёх учебников и более 60 публикаций на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Бизнес-школа KinderMBA основана в 2013 году для развития у школьников навыков предпринимательской грамотности, лидерского потенциала и креативного мышления. Основатели проекта – Кнарик Арабян и Карина Медведева.

Кнарик Арабян

Всех родителей объединяет желание помочь своим детям стать счастливыми, успешными и гармоничными личностями. Один из моментов, в котором дети, как правило, обращаются за советом к родителям - это выбор профессии. Но мир динамичен и стремительно меняется. Поэтому невозможно с уверенностью сказать, какие именно профессии будут востребованы через пять или десять лет.

Современным детям нужно быть готовыми непрерывно учиться в течение всей жизни и, возможно, не раз поменять профессиональный профиль. Мы переходим в компетентностно-ориентированную образовательную парадигму, в которой практика неотделима от теории, а участники образовательного процесса учатся друг у друга и решают в процессе обучения конкретные прикладные задачи.

Несмотря на неопределённость в отношении будущих профессий, можно выделить базовые компетенции и навыки, которые необходимо развивать у школьников. Они не зависят от выбранного профессионального пути. Вот лишь некоторые из них: навыки общения, умение слышать и слушать, ставить цели и формулировать свою точку зрения, ораторское мастерство, работа в команде, умение брать на себя ответственность.

Мы считаем, что именно проектная деятельность в области предпринимательства позволяет развить у школьников навыки и компетенции, которые пригодятся им в профессиональной жизни. Предприниматель - всегда новатор. Он должен мыслить креативно, уметь брать на себя ответственность, рисковать и, конечно, вдохновлять команду и окружающих. Мы уверены, что можно и нужно развивать предпринимательское мышление у школьников через проектную деятельность.

В нашей бизнес-школе KinderMBA ученики в процессе обучения реализуют два типа проектов, связанных с бизнесом:

Участники работают над кейсом, который предоставляет компания. Учащиеся понимают, что есть конкретная цель, которую нужно достичь, решая задачи за ограниченный период времени. Это, безусловно, бесценный опыт для школьников. Пример такого кейса я приведу чуть ниже.

Проектная деятельность с конкретными бизнес-кейсами имеет ряд существенных преимуществ.

Обучение, максимально приближенное к реальной жизни. Часто обучение в школе и даже в университете – это только теория, которую сложно применить на практике. Учащиеся не понимают, для чего выполняют те или задачи, что является результатом реализации проекта, как полученные знания будут применяться в жизни. Поэтому они теряют интерес к процессу обучения. В случаях, когда проект основан на реальном кейсе, ученики воодушевлённо погружаются в соответствующую предметную область.

Мотивация. Это ключевой фактор для достижения целей. По мере того, как теряется интерес к обучению, снижается и уровень мотивации. Детям (да и взрослым) делать что-то качественно без мотивации очень сложно. К сожалению, со временем это становится привычкой. Чтобы ученик был мотивирован на обучение и на качественный результат, он должен получать в процессе реализации проекта обратную связь от экспертов и педагогов, проверять гипотезы, тестировать прототип, то есть проводить Customer development. Такой подход к обучению развивает любознательность и любовь к учёбе.

KinderMBA

Целеполагание. Умение ставить цели - важнейший навык XXI века. Любое действие начинается с постановки цели. В этом смысле проектная деятельность позволяет чётко определить цель и задачи, которые необходимо достичь. Мы учим ставить цели по технологии SMART - это значит, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Такой подход позволяет исключить абстрактные и не очень конкретные цели.

Командная работа. Успех проекта во многом зависит от того, насколько слаженной является работа участников в команде. Умение работать в команде - жизненно необходимый навык для любой сферы. Недостаточно быть профессионалом в своей предметной области, нужно уметь правильно распределять роли внутри команды, взаимодействовать с другими участниками проекта. В нашей бизнес-школе роль лидера в проекте регулярно меняется, поэтому каждый участник может попробовать себя и в роли исполнителя, и в роли лидера.

Умение планировать и эффективно распределять ресурсы. Несмотря на то, что мы живём в эпоху глобальных возможностей, наши ресурсы ограничены, в особенности время. В этом смысле важно научить детей рационально распределять своё время, уметь расставлять приоритеты.

Обратная связь и работа над ошибками. Так как у проекта есть конкретные заказчики из бизнеса, наши ученики знают, что они должны представить и защитить свой проект к опредёленному сроку. В процессе защиты проекта дети отвечают на вопросы экспертов и жюри, могут проанализировать эффективность своих действий, получить рекомендации об улучшении своего проекта.

Ответственность. Проектная деятельность в команде способствует формированию чувства ответственности за конечный результат и личный вклад каждого участника проекта.

Осознанность. В результате реализации проектов у детей развивается осознанность в принятии решений. Это поможет им при принятии решений как в отношении каких-то текущих ситуаций, так и в дальнейшем – при выборе будущей профессии, вуза, карьерного трека.

Возможность совершать ошибки. Так как все проекты создаются под реальные задачи, то ошибки неизбежны. Поэтому мы всегда говорим нашим ученикам, что любые ошибки - это важная часть полученного опыта. Объясняем, что их правильный анализ позволит переоценить многие действия в будущем. Да, будут появляться новые ошибки, но это естественный процесс роста и развития. У нас в школе KinderMBA нет оценок, но есть аналитика в процессе реализации и детальная обратная связь по результатам.

Система ценностей. Безусловно, ценности формируются в семье. Но в процессе обучения очень важную роль играет личный пример преподавателя, наставника или ментора. Мы говорим о ценностно-ориентированном предпринимательстве, рассказываем детям истории российских предпринимателей-меценатов, которые очень много полезного сделали и делают для нашей страны.

В этом году мы совместно с digital-агентством iProspect Russia запустили уникальный модуль по Digital Perfomance Marketing для школьников. В рамках курса ученики знакомятся с эко-системой perfomance-маркетинга, изучают основы контекстной рекламы, таргетированной рекламы в социальных сетях, занимаются медиапланированием и web-аналитикой. Кроме этого они узнают изнутри, чем занимаются digital-маркетологи, и какие навыки требуются для работы в этой сфере.

Развитие предпринимательского мышления позволит ребёнку найти своё призвание, подходить творчески к решению любых возникающих задач, осознанно выбрать профессию. А когда человек любит свою профессию и занимается любимым делом, он обязательно достигает успеха.

Читайте также: