Арабская наука в средние века кратко

Обновлено: 17.05.2024

На Востоке наука также подверглась влиянию религии, но значительно меньше. Арабская средневековая наука была также обогащена наследием Запада - арабы не уничтожали памятники античности. В науке арабские ученые опирались на труды античных мыслителей и современных им западноевропейских ученых. В отличие от схоластов, которые привлекали аппарат античной философии для обоснования положений христианского вероучения, арабские философы - альтернативная линия интерпретации античных мыслителей и, прежде всего, Аристотеля. При этом на них влияли исламская культура и позитивно-научное знание – арабские ученые были и естествоиспытателями. Они достигли значительных успехов в математике, астрономии, медицине, истории, географии. Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов. Два основных этапа АФ: VII — IX вв — период зарождения АФ; IX — XV вв. – усвоение древнегреческой философии, превращение АФ в арабо-греческую. В период зарождения в АФ было три основных направления. Школа мутакаллимов: сторонников радикального ислама. Философски обосновывали религиозные догмы. Мутазилиты: также были религиозными философами, но частично и материалистами: •отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить эти проблемы с позиций рационализма и материализма; •отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик), отождествляли Бога и Вселенную; • верили в силу и разум человека; • считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума. Суфисты: считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. Для второго периода были характерны: • усиление материалистических идей (в результате открытий в области медицины и естественных наук); • заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, формирование арабо-греческой философии. Наибольший вклад в её становление внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс). Аль-Кинди (800 — 879) сделал первый шаг по европеизации АФ. Открыл древнегреческую философию для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в АФ пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия — время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях: материи; форме; движении; пространстве; времени. Выдвинул революционную идею о познаваемости мира разумом (что отвергали мутакаллимы) и выделил три ступени научного познания на пути к истинному знанию: логическо-математическую; естественно-научную; метафизическую (философскую). Для Аль-Кинди только разум может быть источником и эталоном познания. Его философия значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам. Аль-Фарби (870 — 950) систематизировал и пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны). Авиценна (980 - 1037) вывел арабскую философию на новый уровень. Главные труды: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания". Идеи: • высмеивал косность и догматизм теологов; • пытался отделить философию от религии (довольно революционно); • видел в философии отдельную науку, которая должна обобщать достижения человеческого разума; • основывал многие философские идеи на достижениях естественных наук (например, собственных медицинских открытиях); • не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли; • считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы; • причину возникновения мира видел в "эманации" — истекании мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости; • выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи; • считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир); • наделял душу особыми свойствами — идеальностью (существованием наряду с материей) и вечностью; • считал вечным Бога и окружающий мир. В средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126- 1198). Работал в арабской Испании, был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма, получившая широкое распространение в Европе и противостоящая католицизму и схоластике. Она была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. Основные положения: • отвергалась идея творения (мир вечен, несотворим и неуничтожим); • допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась первичность по отношению к материи; • у Богом весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной — придать материи форму; • отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение; • доказывалось, что движение — самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой; • выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе); • отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум — разум всего человечества, частью которого является душа отдельного человека, — бессмертен); • была выдвинута идея о "двойственной истине" - философские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса оказала большое влияние на европейскую философию. Аверроизм получил широкое распространение, преподавался в университетах, был духовным центром учений, противостоящих схоластике. Критиком аверроизма был Фома Аквинский: у него есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".

Содержание

Введение
Дом мудрости
Математика
Астрономия и география
Химия
Медицина и минералогия
Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

арабская наука.docx

Математика стран ислама оказала исключительное влияние на развитие математики как на Востоке, так и на Западе. С начала XI в. в течение около ста лет распространение сведений, полученных с Востока, имело в развитии математики в Европе решающее значение. В районы Испании, освобождающиеся от власти мавров, ученые многих стран Европы приезжали знакомиться с математикой и естественными науками. С начала XIV в. основным путем влияния ученых стран ислама на Европу становится Византия. В этот период многие сочинения переводятся с арабского сначала на греческий, а затем с греческого на латынь и живые европейские языки. О влиянии науки стран ислама на науку Европы говорят такие наши термины, как "арабские цифры", "алгебра", "алгоритм", "цифра", "корень", "синус". [6]

Астрономия и география

Большая часть астрономических работ не касалась вопросов теории, а уделяла все внимание астрономическим таблицам, объединенным названием "зидж". Наборов таких таблиц было много, они вели начало из индийских, персидских и греческих источников. Несоответствия между ними побуждали арабов производить более точные наблюдения за светилами. Особой точностью отличались таблицы, составленные около 900 г. аль-Баттани (Albategnius). Его скурпулезные наблюдения затмений использовались в сравнительных целях еще в 1749 г.

Зиджи были основой астрологических практик исламских астрологов. Во многих из них заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI - XV столетий был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 - 1274), учёный-энциклопедист, которого считают прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов (сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 года - после разрушения государства ассасинов монголами - перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником. В 1258 году ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вёл переговоры с халифом о капитуляции.

В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII веке арабская астрология стала клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских богословов. Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела.


Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X - XIV столетиях многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире. Кроме того, с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII века проникли во многие регионы Азии, в т.ч. в Индию и Китай.[7]

В арабском халифате также развивалась и химия. В VІІІ-ІХ веках появились первые арабские химики. Ученые мусульманских стран творчески переделали и дополнили эмпирическим материалом старые теории древних цивилизаций Востока и Греции. Согласно источникам арабы были хорошо ознакомлены с техникой лабораторных исследований при работе с лекарствами, солями и драгоценными металлами. Вони работали на основе традиций и практики ученых Египта, Вавилона, Китая и Индии.

На арабский язык били переведены все работы ученых, которые хранились в Александрийской академии. В начале века арабские ученые уже начинают издавать свои собственные работы. Поскольку результаты исследований арабов обобщались, то можно считать их основателями химии. Во многих школах халифата химия преподавалась в многочисленных образовательных школах.

Термин алхимия в общении между учеными введен именно арабами. К греко-египетском названию химия они добавили приставку "ал". В их толковании это выражалось как комплекс химических знаний, накопленный за все периоды. В европейской литературе название алхимия употреблялось вплоть до самого начала XVIII века. Начиная с XIII в. под этим названием в Европе и в арабском мире стали понимать искусство о металлах, их получении и очистке, металлические сплавы и трансмутации металлов, превращения неблагородных металлов в золото и серебро с помощью философского камня.

Первым арабским алхимиком называют Азид Ибн Калида (660-704 гг.) Он является первым автором трудов по алхимии. Вокруг себя Азид сплотил философов со всего Египта. С ними он проводил операции по трансмутации металлов и изготовлению искусственного золота. Об этих операциях он оставил записи в своих произведениях алхимического характера.

Выдающимся арабским алхимиком считается Джабир Ибн Гайян. Его деятельность приходится на конец IX - начало Х веков Он является автором нескольких научных трудов. Выступал как сторонник и последователь учения Аристотеля о четырех элементах-стихиях и о происхождении в земле металлов и минералов. Однако Джабир не во всем соглашался с Аристотелем. В центре его внимания было семь металлов: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и вместо ртути до металлов он добавлял стекло. (Число 7 в древние времени и в средневековье считалось священных и олицетворяло число дней в неделе, число металлов, чудес света). Джабир видел, что для полной характеристики качеств металлов, а именно, плавкости, ковкости, металлического блеска, недостаточно четырех аристотелевских стихий-свойств. В своих трудах Джабир использовал положения, которые до него встречаются в сочинениях индийских, китайских, александрийских ученых о составных элементах металлов - серы и ртуть. Сера у него - это элемент горения, ртуть придает свойств металлов. Джабир считал, что ртуть является душой металла.

В произведениях Джабира мы находим наименование многих других веществ. Среди них: алнушадир (нашатырь), барак (луг), купорос, алькоголь, или алькофоль (серной сурьма), металлическая сурьма и другие. Для процесса очистки химических веществ ученый-алхимик использовал кристаллизацию и фильтрования. Джабир сделал описание изготовления серной и азотной кислот, царской водки. Он указал на способность последней растворять золото. Сам изготовил нитрат серебра, сулему, нашатырь и белый мышьяк (мышьяковистую кислоту). В работах Джабира есть много мест, где говорится о важности для алхимика творческой практической деятельности и проведения опытов.

Не менее интересной личностью предстает перед нами другой арабский алхимик - Абу ар-Рази (865-925 гг.) Прославился он как выдающийся врач. Главные его сочинения по медицине и алхимии - "Книга тайн" и "Книга тайны тайн". Все вещи, по мнению ученого-алхимика, состоят из неделимых веществ (атомов) и пустого пространства. Эти вещи вечные и неизменны. Свойства веществ, которые состоят из четырех начал Аристотеля, определяются размерами атомов, входящих в состав вещества, и пустотами между ними. Величина пустого пространства между атомами четырех начал и определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время когда огонь и воздуха - вверх.

Деятельность значительного числа арабских химиков продолжается до более позднего периода. Но они мало что могли добавить в комплекс теоретических и практических знаний, изложенных в произведениях Джабира Ибн Гайана и Абу ар-Рази.

Перечень достижений арабской алхимии показывает, что они отражают высокий степень химических знаний, чем химики-философы Античного мира. Арабские алхимики значительно расширили круг химических сведений, ввели в практику и лабораторный обиход много новых веществ и описали их в своих произведениях. В теоретическом плане они сделали большой шаг к углублению учения Аристотеля. Идеи греческого ученого они дополнили теорией состава металлов из ртути и серы. Им принадлежит приоритет в разработке классификации веществ.

Медицина и минералогия

После первого периода переводов, когда основные работы Галена и Гипократа стали доступны арабам, некоторые мусульмане достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских и греческих предшественников. Здесь достаточно назвать двух самых знаменитых: Разеса и Авиценну; третьим был врач, известный в Египте как Хали Аббас. Отметим также, что за промежуток времени в пять веков - от 800 до 1300 г. - получили известность арабские работы по медицине более чем 70 авторов.

Разес, или Абу бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в Рее, близ современного Тегерана и умер там же, или в Багдаде между 923-932 гг. По его совету было выбрано место для строительства больницы в Багдаде и, как сообщают, он был первой ее главой. Он плодотворно работал во всех направлениях науки и философии того времени, но, по общему мнению, особых успехов достиг только в медицине. Сохранилось более 50 его сочинений. Одно из наиболее известных - "Трактат о ветряной оспе и кори ("Dt la variole et delarougeole), который был переведен на латынь, греческий, француз кий и английский. Его величайший труд - аль-Хави ("Всеобъемлющая книга¦) - энциклопедия медицинских знаний того времени - был завершен учениками после его смерти. По каждой болезни он приводит там точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. Сохранившиеся части этого произведения были в конце XIII в. переведены на латынь сицилийским врачом-евреем.

Хотя совершенство ал-Хави ар-Рази признавалось всеми, некоторые находили это сочинение слишком уж длинным, и через полвека Али ибн Аббас ал-Маджуси (ум.994), придворный врач Адуд ад-Даула, написал книгу "Совершенное исскуство медицины (Ал-Куннаш ал-Малаки). Книга эта была одной из первых переведена на латынь и завоевала широкую известность в Европе как "Liber regius".

Вторым выдающимся автором медиком, писавшим по-арабски был Ибн Сина, или Авиценна (ум. 1037). Подобно ар-Рази, он писал на различные темы и обычно считается более великим философом, чем врачом. Тем не менее, его обширный "Канон медицины называют "высшим достижением, шедевром арабской систематики (Майерхоф). Канон был переведен на латынь в XII в. и доминировал в преподавании медицины в Европе, по крайней мере, до конца XVI в. В XV веке он выдержал 16 изданий, в XVI в. - 20 изданий, в XVI в. еще несколько.

Мусульманская Испания не отставала в медицинских исследованиях, хотя больниц таких размеров, как на Востоке там не появлялось до XIV века. Там появились оригинальные труды Абу-л-Касима аз-Захрави (Abulcasis) (ум. после 1009). Его сочинения по хирургии и хирургическим инструментам явились выдающимся вкладом арабов в эту область. Некоторые испанские философы были одновременно сведущими врачами. Кроме Аверроэса, можно назвать Ибн Зухра (Avenzoar) из Севильи (ум. 1161). В XIV в. в Испании все еще были арабские врачи, писавшие о чуме, свидетелями которой они были в Гранаде и Альмерии ; они вполне осознавали инфекционный характер этой болезни.

Эпоха средневековья, длившаяся тысячелетие от падения Западной Римской Империи в 475 году н.э. до начала эпохи возрождения в XV-ом веке, известна феодальностью в Европе и русскими княжествами. Для подавляющего большинства людей средневековье — это тёмные века: эпоха грязи, болезней, невежества и мракобесия, с подавляющим влиянием религии. О средневековье не думают, как о поре великих открытий, а скорее, как о времени застоя вплоть до деградации между просвещённой Античностью и всплеском Эпохи Возрождения. Ни о какой науке и речи быть не могло… или всё же могло?

Ua-lmiZtY2E.jpg

В V-ом веке н.э. из нелюдимых пустынь Аравийского Полуострова вышла новая религия – ислам. Сочетая в себе заимствования из Христианства, Иудаизма и совершенно новые идеи, религия быстро завоевала позицию центральной веры Ближнего Востока, потеснив Христианство и Зороастризм. Арабы – новый народ, объединённый исламом - за несколько десятилетий, изменили карту Ближнего Востока до неузнаваемости: Византия потеряла Египет, Палестину и Сирию, государство Сасанидов, главный соперник Византии и наследник старой Персии, было полностью поглощено государством арабов.

Успех новой культуры был очевиден: то время как в Европе царило время варварства, разрозненности, нищеты, большую часть юга (Испанию, Северную Африку, Ближний Восток, Египет) занимала относительно молодая народность арабов.

Их государство, именуемое Арабским Халифатом, с 661 года н.э. управлялось династией Омейядов. Однако в результате вооружённого переворота 750 года их правление, длившееся на протяжении 89 лет, подошло к концу: она была практически полностью уничтожена и заменена династией Аббасидов. Лишь небольшой осколок династии сбежал в Испанию, став Кордовским Халифатом.

Это было событие чрезвычайной важности для всего арабского мира. Пришла новая аристократия, занимающаяся более торговлей, чем войной и экспансией. Аббасиды прославились наиболее длительным периодом правления: с 750 н.э. по 1258 н.э. и поставили своей целью сохранение арабской культуры и возвращение к традициям ислама. Получилось ровно наоборот.

Новая династия – новая столица: этому правилу последовали первые Аббасидские халифы, сместив центр власти с Сирии на восток, в Ирак. Там в долине реки Тигр, они выстроили новую столицу – Багдад, на перекрёстке многих торговых путей, где родились и исчезли многие империи. Успех города был удивителен по тем временам: уже через несколько десятилетий Багдад стал одним из торговых и культурных центров мира, а население за первый век существования выросло до цифры в миллион человек.

Однако наиболее важным в контексте последующей истории науки стали деяния его сына аль-Мамуна, построившего Дом Мудрости.

jLNwNsZwISQ.jpg

Аль-Мамун покровительствовал мудрецам и учёным и в 830 году построил в центре Багдада Дом Мудрости – место, одновременно и похожее на будущие европейские университеты, но и отличное ит них. Дом Мудрости был чем-то средним между академией и библиотекой. Здесь работали учёные умы того времени, совершая открытия, которые во многом предопределили будущее науки.

Однако в первую очередь это было место столкновения двух культур: западной и восточной. Дом Мудрости, как и сама интеллектуальная элита Арабского Халифата, выполняли очень важную для науки роль – обмен информацией между мудрецами, ранее существовавшими в двух отдельных мирах. С одной стороны, шло наследие Эллинистического Мира, с другой – Индии и Китая.

Первый период развития средневековой арабской науки был подчинён переводам. Ещё в начале правления династии Аббасидов с санскрита на арабский были переведены индийские трактаты по астрономии и по математике. В арабскую культуру проникли индийские цифры – например, при создании алгебры арабский учёный Аль-Хорезми использовал именно индийские цифры. В 1140 году с переводом его учебника на латынь арабские цифры и новая наука проникли в Европу, а затем и по всему миру. Из Индии же в Арабский Халифат, а затем и в остальной мир проникли многие сказочные сюжеты про говорящих животных.

От Античной Греции, однако арабы получили в разы больше. Сирийский врач Хунайн перевёл медицинские и философские труды Галена и Гиппократа, Аристотеля и Платона с греческий на арабский. Звездочёт Сабит ибн Куна (836—901) взял на себя работы Евклида и Птолемея. Благодаря труду арабских переводчиков в распоряжении учёных Халифата оказалось практически всё научное и культурное наследие античности.

Показательно, что многие античные труды, используемые европейскими мыслителями Эпохи Возрождения, были на самом деле арабскими переводами оригинальных текстов. Ислам в это время фактически занял место соединительного звена между Азией и Восточной Европой, впитывая данные и наработки обеих частей света.

Но время переводов заканчивалось. Настало время создать что-то своё.

IMANj_vqYUs.jpg

Одной из наиболее важных наук, изобретённых (а точнее заново изобретённых) арабами была алхимия. Основные цели алхимии были в сущности недостижимы. Таких целей было три. Первой и наиболее знаменитой было создание философского камня – уникального материала, при помощи которого можно было любой объект превращать в золото. Второй, менее известной, но столь же желанной целью было создание эликсира жизни, способного не только омолодить человека, но и даровать ему бессмертие. Третьей, как ни странно, было приобретение счастья.

Ради достижения недостижимого алхимики провели огромное количество экспериментов. Так и не получив желаемого, они смогли тем не менее открыть многие явления, которые впоследствии стали основой химии. Однако, не стоит называть алхимию прямым предком современной химии, поскольку в её основе лежали метафизические учения Аристотеля о четырёх элементах: воде, земле, огне и воздухе.

Самым известным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян, занимавшийся практическими экспериментами. В списке его побочных достижений, чью значимость оценили лишь много лет спустя были открытие кальцинации и редукции, а также улучшение методов плавление и кристаллизации. Все эти процессы ныне занимают центральное место в химии. Иным важнейшим алхимиком был уже знакомый нам ар-Рази, создавший множество химических инструментов и одну из первых теорий классификации химических веществ. Алкоголь, алембик, алкали (щелочь), сурьма – всё это слова, оставленные арабскими алхимиками.

Однако наиболее популярной в арабском мире всё же оставалась паранаука астрология, хотя, порой даже астрологи оставляли после себя научные открытия. Так астролог Абу Машар первым объяснил, почему происходят приливы и отливы.

ERBluYXFx0E.jpg

Сколь бы хороши не были открытия арабского мира в средневековье, важно указать на особенности арабской науки. И самый значимый её аспект – это не наука в современном пониманиb. Тогда научный метод ещё не был до конца развит, это как раз заслуга учёных Нового Времени. Поэтому для арабских мудрецов не было большого различия между астрологией и астрономией, а порой единственным источником была псевдонаука, как это было в случае с алхимией. Это вместе со непререкаемостью таких авторитетов как Аристотель и Птолемей тормозило получение новых знаний и искажало факты.

Однако при всех ограничениях Халифат стал центром средневековой науки, органично интегрируя чужие культуры в свою собственную. Вопреки стереотипу, государство Аббасидов было удивительно толерантным по отношению носителям других религий. В частности, работавший при дворе халифа Хунайн был христианином, а ар-Рази придерживался невиданных в своё время атеистических воззрений. Большей частью же учёных были выходцы из Сирии и Персии. Одновременно, в противоречие этому, исламское общество времён Аббасидов было очень религиозно.

Арабский мир VIII-XII вв. не менее чем на целых 200 лет опередил в научном развитии Европейскую цивилизацию – то, что туда пришло только в Эпоху Возрождения на ближнем Востоке было известно ещё в 9-11 веках. В некотором смысле арабский мир стал мостом между античной Европой и Европой эпохи Возрождения, сохранив и изрядно дополнив античные знания, при этом введя в обиход ряд новых наук, таких как алгебра и алхимия. Многие труды естествознания и философии античного мира дошли к эпохе Возрождения лишь в арабском переводе и усилиями мудрецов ближнего востока, а учёные XV-XVII вв. строили свои открытия отчасти на достижениях арабских учёных.

Свыше тысячи лет отделяют нас от той эпохи, когда жил замечательный представитель самой гуманной на земле профессии – врач Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина. Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-райс – т.е. шейх, глава. Это ученый и поэт, отдавший все силы борьбе за торжество разума и науки.

В этой плеяде блестящих мыслителей и ученых одно из первых мест занимает Ибн-Сина, внесший немалый вклад в различные отрасли науки и культуры. Это подлинный ученый-энциклопедист, автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Он прославился и как хороший педагог и как мудрый государственный деятель. Какую бы область знания ни затрагивал в своей деятельности, он всегда приходил к четким научным выводам и классификации, по своей широте и смелости, оставляющим далеко позади работы современных ему ученых Востока и Запада.

Ибн Сина обладал необыкновенной способностью к сосредоточению – многие свои психологические трактаты он сочинил, сидя верхом на коне, когда сопровождал правителей на поле сражения [1]. И это не самое удивительное в нем. Не часто случается, чтобы природа одарила таким изобилием интеллектуальных и духовных даров одного человека – Авиценна был и государственным деятелем, и философом, и врачом. Он заложил основы средневековой философии и соединил достижения древнегреческой философии со своими убеждениями.

Арабская культура и наука в период средневековья




Из вышесказанного можно сделать вывод, что арабско-мусульманская философия зародилась в среде переводчиков и комментаторов сочинений греческих философов и первоначально являлась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе. Медицина и астрология были практическим применением философских знаний. Философ не был включен в жесткую структуру мусульманского общества, что делало его более чутким к проблемам, связанным с политической и социальными вопросами. Они видели различия во взглядах Платона, Аристотеля и их позднейших интерпретаторов, отдавали предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по иному расставляли акценты. Этим они обнаруживали самостоятельность своей мысли. Позаимствовав из греческой философии общее представление о мире, учение о душе и разуме, о человеке и знаниях, овладев терминологией, которая стала их научным языком, арабо-мусульманские философы попытались синтезировать греческую философскую мудрость в духе мусульманского вероучения.

Жажда науки

Для воссоздания биографии и реального облика Ибн Сины служат его произведения, личные записи, записи его ученика аль-Джузджани, сочинения средневековых авторов-биографов, историков и философов, богословов. По их сочинениям характеризуется эпоха Ибн Сины, особенности жизненного и творческого пути.

Согласно личным записям Ибн Сины в возрасте 21 он написал одну из первых своих книг по заказу своего соседа Абу-ль-Хасана аль-Аруди в которой он описывает все науки, кроме математики. В этой книге Ибн Синой была приведена собственная классификация наук и высказано свое отношение к ним. [11]

«От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Он умер от кишечной колики в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.

Эти биографические сведения об Ибн Сине дают материалы для воссоздания достопримечательных черт его личности. Прежде всего, это был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных для него отраслей знания. Он отличался тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью, и остротой мысли – книги он не читал, а перелистывал, задерживая внимание только на тех страницах, где разбирались наиболее трудные вопросы. Ибн Сина отличался необычайной работоспособностью – писал и читал он и днем и ночью, в любой обстановке – дома, во временном пристанище, скрываясь от врагов, в заточении, в пути и даже в военных походах. Библиография его трудов, составленная Г.Ш. Анавати, насчитывает 276 названий, и это при том, что многие из его трудов безвозвратно утрачены. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.В его творческом наследии мы находим не только естественно научные и философские трактаты, но и стихи [6].

Биография и психологическое наследие Ибн Сины

Выполнила: ст.2 курса

Касьянова Тамара Михайловна

Проверила: Вихарева А.Б.

Якутск 2010

1. Арабская культура и наука в период средневековья. 5

2. Жажда науки. 10

3. Особенности научного мировоззрения. 16

4. Психологические идеи Ибн Сины.. 19

5. Заключение. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

Введение

Свыше тысячи лет отделяют нас от той эпохи, когда жил замечательный представитель самой гуманной на земле профессии – врач Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина. Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-райс – т.е. шейх, глава. Это ученый и поэт, отдавший все силы борьбе за торжество разума и науки.

В этой плеяде блестящих мыслителей и ученых одно из первых мест занимает Ибн-Сина, внесший немалый вклад в различные отрасли науки и культуры. Это подлинный ученый-энциклопедист, автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Он прославился и как хороший педагог и как мудрый государственный деятель. Какую бы область знания ни затрагивал в своей деятельности, он всегда приходил к четким научным выводам и классификации, по своей широте и смелости, оставляющим далеко позади работы современных ему ученых Востока и Запада.

Ибн Сина обладал необыкновенной способностью к сосредоточению – многие свои психологические трактаты он сочинил, сидя верхом на коне, когда сопровождал правителей на поле сражения [1]. И это не самое удивительное в нем. Не часто случается, чтобы природа одарила таким изобилием интеллектуальных и духовных даров одного человека – Авиценна был и государственным деятелем, и философом, и врачом. Он заложил основы средневековой философии и соединил достижения древнегреческой философии со своими убеждениями.

Арабская культура и наука в период средневековья

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арабско-мусульманская философия зародилась в среде переводчиков и комментаторов сочинений греческих философов и первоначально являлась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе. Медицина и астрология были практическим применением философских знаний. Философ не был включен в жесткую структуру мусульманского общества, что делало его более чутким к проблемам, связанным с политической и социальными вопросами. Они видели различия во взглядах Платона, Аристотеля и их позднейших интерпретаторов, отдавали предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по иному расставляли акценты. Этим они обнаруживали самостоятельность своей мысли. Позаимствовав из греческой философии общее представление о мире, учение о душе и разуме, о человеке и знаниях, овладев терминологией, которая стала их научным языком, арабо-мусульманские философы попытались синтезировать греческую философскую мудрость в духе мусульманского вероучения.

Жажда науки

Для воссоздания биографии и реального облика Ибн Сины служат его произведения, личные записи, записи его ученика аль-Джузджани, сочинения средневековых авторов-биографов, историков и философов, богословов. По их сочинениям характеризуется эпоха Ибн Сины, особенности жизненного и творческого пути.

Согласно личным записям Ибн Сины в возрасте 21 он написал одну из первых своих книг по заказу своего соседа Абу-ль-Хасана аль-Аруди в которой он описывает все науки, кроме математики. В этой книге Ибн Синой была приведена собственная классификация наук и высказано свое отношение к ним. [11]

«От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Он умер от кишечной колики в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.

Эти биографические сведения об Ибн Сине дают материалы для воссоздания достопримечательных черт его личности. Прежде всего, это был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных для него отраслей знания. Он отличался тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью, и остротой мысли – книги он не читал, а перелистывал, задерживая внимание только на тех страницах, где разбирались наиболее трудные вопросы. Ибн Сина отличался необычайной работоспособностью – писал и читал он и днем и ночью, в любой обстановке – дома, во временном пристанище, скрываясь от врагов, в заточении, в пути и даже в военных походах. Библиография его трудов, составленная Г.Ш. Анавати, насчитывает 276 названий, и это при том, что многие из его трудов безвозвратно утрачены. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.В его творческом наследии мы находим не только естественно научные и философские трактаты, но и стихи [6].

Читайте также: