Личностный смысл леонтьев кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изучение проблем психологии личности. Понятие личностного смысла в психологических трудах А.Н. Леонтьева. Смысловая установка как единица личности в теории А.Г. Асмолова. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Гипотеза уровневой природы установки.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.04.2015
Размер файла 29,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

вторник, 10 мая 2016 г., 6:37:17

Личностный смысл как единица анализа личности

  • Введение
  • 1. Понятие личностного смысла в теории А.Н. Леонтьева
  • 2. Смысловая установка как единица личности в теории А.Г Асмолова
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии существует множество теоретических и практических исследований, изучающих проблемы психологии личности. Одной из таких проблем является поиск единиц личности - образований, обладающих свойствами целого.

Объект данного исследования - личностный смысл.

Предмет исследования - личностный смысл как единица анализа личности. Целью данной работы является изучение личностного смысла как единицы анализа личности.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

2) Рассмотреть структуру личности с позиции смыслового подхода.

3) Охарактеризовать различные аспекты личностного смысла.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психологической литературы. Теоретической основой исследования выступили труды таких авторов, как В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов и других.

1. Понятие личностного смысла в теории А.Н. Леонтьева

Значение, становясь живым, реально задействованным, переходит в смысл, в значение, выбранное личностью в условиях социально организованной, распределенной человеческой деятельности. Значение, будучи объективным знанием, принадлежащим всему человечеству, достаточно постоянно и меняется по законам познания. Субъективный смысл является более переменчивым, так как появляется и существует в определенной личности и ее деятельности, в изменяющейся жизненной ситуации.

Смысл, путешествуя по системе значений, оказывает на нее определенное психологическое влияние. Значения познаются и усваиваются через смыслы, посредством субъективно значимых обстоятельств.

Понятие личностного смысла в работах А.Н. Леонтьева входит в систему основных понятий теории деятельности [1, c. 156].

Личностный смысл составляет динамическую часть смысловой системы, отражение действительности для определенного индивида, которое выражает отношение личности к объектам ее деятельности. Главная особенность мотивационно-смысловых отношений - это их производность от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, которые задает эта социальная позиция.

Рассматривая смысл в контексте развития личности, можно сказать, что развитие личности является становлением системы личностных смыслов. Личностный смысл при этом не зависит от сознательного контроля, также как и все смысловые, благодаря этой особенности можно отделить понятие смысловых образований от понятия отношение.

Согласно Б.С. Братусю, теория деятельности сформировала специфический образ человека. Человека, который усваивает, осваивает и присваивает в процессе собственной жизни мир культуры. Это человек, функционирующий в окружающем его мире [3, c. 119].

Такое понимание смысла приближенно к теории Выготского о взаимодействии аффекта и интеллекта и об аффективном отношении к действительности как специфической способности человека. Это определение личностного смысла, по теории Леонтьева, согласуется с пониманием смысла как взаимодействия индивидуального и общественного в человеке.

Таким образом, человек самостоятельно создавая картину своего мира, и картины других миров (например, идеального мира), связывает себя как личность с окружающим миром, преодолевает биологическую логику жизни животных и выходит на уровень смысловой регуляции, исходя из собственных смыслов своей жизни или даже находясь выше них.

Внутренний мир человека не является совокупностью безликих значений мира или набором субъективных реальностей, оторванных от действительности. Внутренний мир индивидуума - это измененный и обобщенный внешний мир, окрашенный тем смыслом, который он имеет для человека. Основными составляющими внутреннего мира человека считаются характерные для него и получаемые из его личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов, явлений, которые отражают его отношение к ним [2, c. 193].

А.Н. Леонтьев изучал личностные смыслы, разрабатывал модели личности в период с 30-тых до 70-тых годов, это был первый этап изучения смысла в деятельностном подходе, во время которого теоретическое значение идеи оставалось практически неизменным. К концепции личностного смысла добавились представления о соотношении смысла, мотива, сознания и деятельности.

Для дальнейшего изучения смыслов произошло разделение данного понятия. В работах А.Н. Леонтьева Д.А. Леонтьевым рассмотрение смысла разделено на три аспекта: структурный, генетический и функциональный. Структурный аспект изучает место личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности. Здесь рассматривается личностный смысл уже не как результат деятельности, а в качестве детерминанта сознания, одной из составляющих частей сознания.

Согласно А.Н. Леонтьеву развитие личности - это образование связной системы личностных смыслов. В генетическом анализе показано представление о возникновении, формировании и изменении смысла. Развитие смысла - это следствие развития мотива деятельности, которое определяется реальным отношением человека с миром, обусловленного объективными условиями его жизни.

Функциональный аспект является отражением представлений о месте и роли смысла в деятельности и среди других психических процессов. В функциональном анализе личностного смысла исследовалась зависимость эффективности действий от деятельности, от взаимоотношений между мотивом деятельности и целью деятельности.

Таким образом, личностный смысл согласно А.Н. Леонтьеву представляет собой некоторую неосознаваемую составляющую сознания личности, которая является предметным значением чего-либо. Понятие смысла позволяет соотнести между собой такие важные категории, как личность, мотив, деятельность и общение, которые прежде считались принадлежащими совершенно разным школам и ведущим их теориям [5, c. 131].

Данный подход, реализуемый А.Н. Леонтьевым, не только снял классическую для психологии оппозицию, но и продолжил значимые для науки традиции, с подчеркиванием необходимости выхода за пределы замкнутого индивидуального сознания.

2. Смысловая установка как единица личности в теории А.Г. Асмолова

Субъективный смысл существует всегда, но при этом не всегда осознается личностью. Поиск и выделение смысла - это зачастую напряженная и творческая работа для всей психики и личности. Процесс осознания смысла заключается в его сопоставлении, соотношении с объективным значением.

Разнообразие в жизни, ее объемность и целостность, система отношений между значением и смыслом - это одна из важнейших индивидуальных и личностных особенностей психики человека. При всей схожести, одинаковости знаний у людей, сознание как отношение к знанию всегда является уникальным.

Понятие личностного смысла, вследствие большой теоретической нагруженности и обобщенности, необходимо было дифференцировать. В связи с чем в 70-е годы в деятельностном подходе возникли новые представления о смысловых образованиях личности [6, c. 241].

Понятие смысловой установки было введено А.Г Асмоловым. Анализируя в деятельностном подходе теорию установки Д.Н. Узнадзе, А.Г. Асмолов определил существование разных форм установок, сформулировал положение о связи форм установок и объективных факторов действительности, которые обусловливают различные структурные моменты деятельности, а также вызывают отдельные по своей природе установки.

Асмоловым была предложена гипотеза уровневой природы установки как стабилизационного механизма деятельности.

Используя основные единицы строения деятельности можно выделить следующие уровни установки: смысловой, целевой, операциональный и уровень психофизиологических реализаторов установки. На содержание установки каждого уровня оказывает влияние место в структуре деятельности, занимаемое объективным фактором, который обусловливает эти установки. психология личность смысловая установка

Уровень смысловой установки - это ведущий уровень установочной регуляции. Смысловая установка является своеобразным фильтром по отношению к другим уровням. Мотив деятельности актуализирует смысловую установку, которая является формой выражения личностного смысла, готовностью к совершению определенной деятельности в целом. Согласно Асмолову, личностный смысл проявляет себя в плане сознания, а смысловая установка выражает личностный смысл в плане деятельности. Смысловая установка разделяется на неосознаваемую и осознаваемую.

Как отмечает Е.В Субботский, смысловое образование - это составляющая сознания, связывающая человека с действительностью и образующая объективные функции этой действительности в жизни субъекта.

Показана многомерность смысловых образований, которая находит выражение в различном влиянии на поведение и в определенной степени их осознанности, смысловая задача имеет место только в отношении скрытых мотивов [5, c. 98].

Cмысловым образованием называется психическое образование, которое характеризует личностное развитие и определяет личностно-смысловую сферу мотивации человека. Смысловые образования образуются в ходе жизни человека, вбирая в себя субъективное отношение к объектам реальности.

Группа авторов (Асмолов, Братусь и другие), используя анализ подходов к личности, выделили основные свойства смыслового образования личности как специфической базовой единицы личности - динамическая природа единиц личности, предметность, независимый от сознания характер, взаимосвязь мотивационной и познавательной сфер, целостность.

Для последующего развития представлений о смысловых образованиях личности было выбрано развитие структурной линии анализа смысловых образований. Динамическая смысловая системы была определена А.Г. Асмоловым как единица анализа личности. Для этой системы характерна не только производность от деятельности субъекта и от занимаемой им позиции, но и собственное внутреннее движение, своя динамика, определяемая различными сложными взаимоотношениями между составными частями динамической смысловой системы.

Смысловая установка в какой-то степени тождественна личностному смыслу, так как смысловая установка является выражением личностного смысла в деятельности.

В процессе жизни человека происходят определенные изменения в отношениях значения и смысла в сознании индивидуума. Указанные взаимоотношения и взаимодействия усложняются либо упрощаются, сужаются либо расширяются, исчезают либо появляются, ослабевают либо крепнут - это содержательные, качественные категории.

Можно разделить три зависящие друг от друга источника изменений: за счет значений, смыслов, а также изменения отношений и связей между ними. Для обеспечения указанных изменений требуются различные психологические процессы и механизмы. Система значений расширяется в результате познания, приобретения жизненного опыта, обучения. Создание смысла происходит внутри структуры деятельности человека, в отношениях мотива и цели [3, c. 205].

Субъективный смысл невозможно получить теоретически, его формирование, воспитание в самом индивиде и самим индивидом происходит в результате роста, переустройства потребностно-мотивационной сферы личности, поведения и деятельности, в ходе изменений его психологической структуры. Отношения и связи значения и смысла отличаются взаимностью, многосторонностью.

При этом не все в реальности может быть осознано полностью, исчерпывающе. В мире существуют основные категории (жизнь, смерть, время, пространство, психика, бесконечность и другие) поэтапное осознание и осмысление которых для отдельно рассматриваемой личности и ее жизни будет нескончаемым.

Заключение

Список использованных источников

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2010. - 551с.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Просвещение, 2009. - 487 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 2010. - 528 с.

4. Психология : учеб. для пед. вузов / под ред. Сосновского Б. А. - М.: Юрайт, 2011. - 798 с.

5. Психология: учеб. для вузов/ Столяренко Л.Д. - СПб.: Питер, 2012. - 592 с.

6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 315 с.

Подобные документы

Предыстория смысла как объяснительного понятия в психологии: психодинамические теории личности. Понимание смысла в деятельностном подходе. Смысл жизни как интегральная смысловая ориентация в исследованиях Д.А. Леонтьева. Методы изучения смысла жизни.

курсовая работа [648,9 K], добавлен 23.09.2016

Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

курсовая работа [57,0 K], добавлен 30.12.2011

Биография А.Г. Асмолова - известнейшего российского психолога, доктора наук. Области научных интересов Асмолова, анализ его работ. Среда, наследственность и развитие личности. Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности.

контрольная работа [38,5 K], добавлен 17.02.2011

Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева. Теория личности В.А. Петровского. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

реферат [23,1 K], добавлен 08.10.2008

Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. Эриксон, Корни: теории личности в эго-психологии. Диспозициональное направление.

реферат [60,2 K], добавлен 27.11.2003

Изучение понятий психики, поведения и деятельности. Определение видов (сенсорный, моторный, волевой, мнемический, внешнепредметный, умственный) и компонент (центральные, моторные) действий. Рассмотрение эволюции психики в филогенезе и онтогенезе.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 25.02.2010

Изучение, определение личности. Концепция личности В.Н. Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. психология отношений. Философско-психологическая концепция личности. Эмоциональный компонент. Исследования индивидуального развития человека.

Каковы же следствия этого принципиального положения?

Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.




Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Источник: Аверин В.А. Психология личности

32.КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
(Б.Г.Ананьев)

Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. ПоАнаньеву человеч. эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида , личн. и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознаниеи "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности.

Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личност. свойств.

37.Теории личности Г.Олпортаи Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие "Я" осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное "Я", 2) самоидентификация, 3) самооценка, 4) расширение "Я", 5) образ "Я", 6) "Я", разумно справляющееся с внутренними противоречиями, 7) "Я", утверждающее и развивающее себя, 8) "Я" знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". Олпорт формально определил личность как "присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику его поведения и мышления".

Каковы же следствия этого принципиального положения?

Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Источник: Аверин В.А. Психология личности

32.КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
(Б.Г.Ананьев)

Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. ПоАнаньеву человеч. эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида , личн. и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознаниеи "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности.

Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личност. свойств.

37.Теории личности Г.Олпортаи Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие "Я" осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное "Я", 2) самоидентификация, 3) самооценка, 4) расширение "Я", 5) образ "Я", 6) "Я", разумно справляющееся с внутренними противоречиями, 7) "Я", утверждающее и развивающее себя, 8) "Я" знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". Олпорт формально определил личность как "присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику его поведения и мышления".

Помимо эмоций, другой очень важной формой, в которой мотивы деятельности проявляются в сознании человека, является личностный смысл. Эта категория, лежащая на пересечении когнитивной и аффективной сфер и сознания, на наш взгляд, является важнейшей для объяснения психического механизма полиграфных проверок, и в следующем разделе, целиком посвященном нашей теории, мы не раз будем возвращаться к понятию личностного смысла.

Феномен личностного смысла явственно обнаруживается в те моменты, когда какой-либо нейтральный объект (предмет, действие, человек) с некоторого момента начинает отражаться в человеческом сознании как субъективно значимый.

Например, ничего не значившее ранее для человека число 564, приобретает в ситуации полиграфной проверки в его сознании личностный смысл в том случае, если он (человек), воспользовавшись случайно услышанным кодом доступа (564) в закрытое для него помещение, проник в это помещение, похитил важную документацию и при этом прекрасно осознает те неблагоприятные для него последствия, которые будут иметь место в случае разоблачения.

В теории деятельности подчеркивается, что личностный смысл связан именно с ведущим в данный момент мотивом. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) способны порождать лишь эмоции, но не смыслы. При этом, чем ведущий мотив сильнее, интенсивнее, чем большей побудительной силой он обладает, тем более широкий спектр объектов, имеющих отношение к данному мотиву, обретает в сознании человека личностный смысл.

Для того чтобы глубже понять то, что же имел в виду А.Н.Леонтьев, когда говорил о феномене личностного смысла, целесообразно рассмотреть его трактовку универсальной структуры человеческого сознания.

Согласно А.Н.Леонтьеву, сознание человека имеет с функциональной точки зрения трехуровневую структуру. В нем различают чувственную ткань, поле значений и поле личностных смыслов:

Наконец, третьей (и самой интимной) компонентой сознания человека является личностный смысл, который в отличие от универсальных, в общем-то, для людей (принадлежащих к одной культуре) значений (значений одинаковых для всех), отражает то, что представляет собой предмет, событие и т.д. для конкретного человека лично, т.е. как нечто соотносится с системой его мотивов (преимущественно с иерархией ведущих мотивов).

По сути дела личностный смысл есть отражение мотива в сознании. А.Н.Леонтьев так поясняет этот взгляд:

В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.

Личность как особая реальность

С самого начала Леонтьев вводит в этих записях принципиальное разведение со взглядами большей части современных ему психологов.

Второй тезис: личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.

Третий тезис – личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Развитие личности. Личность и биография

В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. Согласно его воззрениям, наряду с натуральными, естественными функциями есть высшие человеческие функции. Они возникают при жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства в интраличностное пространство (в этом суть процесса интериоризации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.

А.Н.Леонтьев говорит далее о задатках как условиях и предпосылках развития личности, которые влияют на то, что стало, но не предопределяют это. Сами задатки меняются в течении жизни, на основе задатков формируются и способности, но создаются способности по-настоящему только в деятельности, а пока нет деятельности, они остаются задатками. В конце 1950-х — начале 1960-х годов в психологической литературе велась дискуссия по проблеме способностей между Б.М.Тепловым, А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном. Суть дискуссии заключалась в том, что именно называть способностями, к чему относить этот термин: то ли к задаткам, которые еще не проявились, то ли к тому, что проявилось и сформировалось в деятельности. А.Н.Леонтьев утверждал, что задатки еще ничего не определяют, поэтому понятие способностей правильно относить к уже сформировавшимся операциональным умениям. Б.М.Теплов, напротив, считал именно индивидуальные врожденные задатки истинными способностями, в отличие от операциональных навыков. С.Л.Рубинштейн также не соглашался с А.Н.Леонтьевым, считая, что операциональные деятельностные структуры вообще не входят в предмет психологического изучения.

Структура личности

Трактовка характера не как синонима личности, а как ее частной подструктуры получила раскрытие в ряде работ в 1980—1990-е годы (А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.).

Теория А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

Читайте также: