Личностные ресурсы в реализации лидерской позиции кратко

Обновлено: 19.05.2024

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Энергетика Личностные ресурсы в реализации лидерской позиции

Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции

ТЕМА 4

Взаимодействия базовых форм власти

Все вышеописанные формы власти не являются независимыми. Тот лидер организации, кто хочет получить всœе, что можно от ее сотрудников, не может позволить себе применять в отношении с ними какую-либо одну форму власти. Он должен научиться пользоваться всœеми формами власти, стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Устойчивость и состав этих сочетаний форм власти определяется эволюцией организационной культуры и конкретными ситуациями.

Лидеру организации крайне важно контролировать воздействие различных форм власти на мотивацию членов организации, возможные реакции которых не столь однозначны. Члены организации могут сопротивляться инициативе ключевых лиц (в тех случаях, когда они злоупотребляют различными формами принуждения). Οʜᴎ могут уступить требованиям ключевых лиц, соответствуя им в минимальной степени (реакция на применение законной власти и обещания о вознаграждении, если последнее не связано напрямую с потребностями членов организации и не очень существенно). Наиболее эффективная реакция членов организации - ϶ᴛᴏ принятие на себя обязательств, направление ими энергии и талантов на выполнение требований лидера (харизматическая и экспертная формы власти).

С учетом обстоятельств можно эффективно использовать всœе формы власти в различных сочетаниях.

Лидерству нельзя научить — ему можно только научиться.

Как люди становятся лидерами? С опытом, с возрастом, с образованием или истинный лидер уже рождается таковым? Как использовать личностные ресурсы в реализации лидерской позиции? Каковы лидерские компетенции (знания, навыки, умения)? Как их развить?

Давайте представим содержание личностного ресурса и основные компетенции лидерской позиции.

Прежде, чем проанализировать каждый из них, определим два принципа такого анализа.

Принцип первый: наличие или отсутствие проявлений каждого компонента не предполагает и не исключает возможности реализации лидерской позиции. Личностный ресурс обладает компенсаторными и адаптационными возможностями. По этой причине отсутствие или недостаточный уровень сформированности какого-то из компонентов не означает, что вы не станете лидером. Его можно компенсировать за счет других.

Принцип второй: при регулярном поддержании личностного ресурса можно прогнозировать его развитие, а при отсутствии – ожидать значительного снижения.

Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции ТЕМА 4 Взаимодействия основных форм власти Все вышеописанные формы власти не являются независимыми. Тот лидер организации, кто хочет получить все, что можно от ее. [читать подробенее]

© Copyright 2022 - Open Library - открытая библиотека учебной информации | Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0

У большинства лидеров есть то общее, что можно и нужно перенять, чему у лучших лидеров можно научиться: лидерские ресурсы. В первую очередь это:

    , его мощный внутренний мотор. лидера - его фирменная упаковка, красивый стиль и внушающие уважение манеры.
  • умение формировать среду вокруг себя так, что эта среда работает на лидера. В частности, это умение управлять такими факторами внешнего окружения, как , , , , . : умение простраивать отношения с нужными людьми и группой так, что он оказывается нужен, а его соперники — по-другому…

3. Индивидуально-типологические особенности лидерства в современном российском обществе.

4. Женщины в науке.

5. Женщины в образовании.

6. Женщины в управлении.

7. Лидерство, власть и управление в современном обществе.

8. Лидерство и аутсайдерство.

9. Влияние социальных трансформаций на формирование лидерства.

10.Типичное и специфичное в лидерстве.

11.Взаимодействие в группе и коллективе: проблема организационного поведения лидера.

12.Коммуникативная компетентность лидера: характеристики и основные проявления.

13.Мотивационные особенности формирования лидерской позиции.

14.Мотиваторы и демотиваторы формирования лидерской позиции.

15.Социальное лидерство и гендерные особенности.

16.Понятие о реальной команде и ее базовых признаках.

17.Жизненный цикл команды.

18.Причины возникновения социальных конфликтов в организации.[ЗМ1]

19.Технология преодоления социальных конфликтов.

20.Методы управления конфликтами в организации.

Задание 2

Темы для докладов с презентациями

(1 доклад с презентацией каждому)

1. Лидерство как социальная характеристика современной личности.

2. Понятие лидерства в теориях менеджмента.

3. Социальные характеристики черт и проявлений лидеров.

4. Типология лидерства.

5. Понятие о стилях лидерства: основные классификации.

6. Лидерство и управление в современном обществе.

7. Общие подходы к типологизации лидерства.

8. Объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование стиля и типа лидерства.

9. Теории лидерства.

10.Взаимодействие в группе и коллективе: проблема организационного поведения лидера.

11.Понятие ситуационного и адаптивного лидерства: специфика современного содержания.

12.Профессионализм и личностные характеристики лидера.

13. Лидерство и власть: общее и специфичное.

14. Личностный ресурс современного лидера.

15.Гендерный аспект социального лидерства.

16.Проблема формирования лидерства в государственных, общественных и коммерческих структурах.

17.Пол, возраст, темперамент, характер, профессионализм, жизненный опыт – специфика влияния на формирование лидерства в современной организации.

18.Основные типы компетенций лидера.

19.Этика лидера: особенности формирования и реализации.

20.Понятие о современной технологии лидерства.

21.Команда как особый тип организации: характеристики и условия формирования.

22.Особенности командообразования в современной социальной организации.

23.Теории формирования команд.

24.Диалектика взаимоотношений лидера и команды.

25.Понятие социального конфликта, его виды.

26.Роль лидера в управлении социальными конфликтами.

27.Объективная и субъективная составляющие социального конфликта в организации.

28.Стратегии поведения личности в социальном конфликте.

29.Социология управления о роли лидера в современной организации.

30.Социальная психология о лидерстве и лидерах.

Задание 3

Темы для подготовки конспектов

(полный конспект по всем темам каждому)

Тема 1. Сущность социального лидерства как базового элемента групповой организации

Тема 2. Ролевые функции и типологические характеристики лидерства

Понятие власти, руководства и лидерства и их соотношение.

Теории лидерства. Теория черт, поведенческий подход, ситуационный подход, теория адаптивного руководства.

Суть ситуационного и адаптивного стилей руководства и лидерства в условиях социальных трансформаций.

Тема 3. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции

Компоненты личностного ресурса лидерской позиции: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, эмоциональный, коммуникативно-поведенческий.

Модели компетенций. Основные типы компетенций. Лидерские компетенции. Мотивация к достижению. Внутреннее стремление к саморазвитию. Креативность. Работоспособность. Умение вдохновлять, заражать идеями. Эмоциональная компетентность. Управленческая компетенция. Понятие о социальной ответственности лидера.

Современная технология лидерства: понятие, особенности и детерминанты. 7


Меня зовут Екатерина Дементьева, я директор по персоналу компании-разработчика российского ПО МойОфис. Во многих жизненных сферах, в том числе в профессиональной, нужно постоянно учиться. Чтобы преуспеть и добиться желаемого, важно непрерывно развиваться. В этой статье я расскажу, как можно самостоятельно развить в себе такие лидерские качества, как:

Умение нести ответственность и делить ее с командой

Пост будет полезен не только текущим и будущим тимлидам, но и тем, кто не стремится формально руководить командой.

Чем отличается лидер от руководителя?

Компании очень ценят лидеров, потому что они — часто про инновации. Они оригинальны, поддерживают изменения и думают на перспективу. Именно лидеры могут сделать работу команды максимально эффективной и дать компании импульс к развитию, что иногда критически важно для выживания бизнеса. Взращивайте в себе лидерские качества, и вы будете на вес золота.

Какие бывают лидерские качества

Если перечислять все лидерские качества, их получится около 70. Это немало, но здесь, как и во многом другом, в силу вступает закон Парето: развитие даже 20% качеств на 80% сформирует вас как лидера. Так что более эффективным будет фокус на том, к чему вы больше всего предрасположены. Все навыки можно разделить на три большие группы: системные, коммуникативные и внутренние (личностные). В этой статье я расскажу о том, как развивать именно системные навыки.

1. Перспективное видение


Как прокачать перспективное видение

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Подумайте, ваша идеальная работа — какая она? Что она в себя включает?

Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений — подойдет просто список с примерными датами.

Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как изменился мир?

Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться — своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.

2. Целеполагание

Как прокачать целеполагание

Плейлист из пяти выступлений TED Talks “Tips to help you set and reach your goals” (у каждого видео есть перевод на русский)

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Какие цели вы достигли за последний год? А что не удалось реализовать?

Попытайтесь понять природу прошлых целей — это были ваши внутренние желания или внешние импульсы?

Определите, какие цели вы хотите достигнуть за год. Планируйте каждый месяц, сверяясь, что они влияют на достижение годовых целей.

Изучите целеполагание по SMART и поставьте себе цели, придерживаясь этой методологии.

Записывайте не только успехи, но и неудачи. Если что-то не получилось выполнить — попробуйте письменно объяснить себе, почему.

Определите свое исходное положение по отношению к цели. Это ваша точка отсчета, которая поможет спланировать первые шаги.

3. Настойчивость


Да, это качество тоже можно развить! Важно понять, что преграды и трудности будут всегда, такова наша жизнь. Именно настойчивость поможет не опустить руки, отнестись к поражению как к обратной связи и продолжить работу. “Do what you can, with what you have, where you are” — помните эту фразу Теодора Рузвельта?

Как прокачать настойчивость

БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:

Skillsoft: “Resilience & Perseverance” (курс на английском языке. Платный, но есть пробный период 14 дней — можно успеть пройти. Также включены 10 книг по теме).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Вспомните одно из своих значимых достижений и выпишите, с какими трудностями вы столкнулись, пока шли к реализации. Как вы нашли выход в каждом случае? Насколько значительными эти проблемы кажутся сейчас?

Подумайте, что вас вдохновляет и мотивирует? Составьте список того, что создает правильный настрой: музыка, фильмы и не только. Обращайтесь к этим вещам, когда чувствуете упадок сил.

Тренируйте самодисциплину: специально ставьте перед собой сложные задачи, вписывайтесь в челленджи, начните бегать :) Даже простое расхламление, когда вы решаете, что из вещей пора выбросить, тренирует силу воли.

Подумайте, кто из близких сможет вас поддержать и стать вашим единомышленником? Рассказывайте этим людям о своих успехах, не стесняйтесь хвалить себя.

Попробуйте сервис для достижения целей Smart Progress: там вы сможете потренироваться ставить и достигать цели, а еще понаблюдать, как другие люди решают похожие задачи, и найти единомышленников.

4. Гибкость

Как прокачать гибкость

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его.

Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве. С возрастом человек утрачивает гибкость — и речь не только про физические способности.

Представьте, что на вашем месте оказался другой человек — вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?

5. Умение нести ответственность и делить ее с командой


Как прокачать ответственность

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Доверяете ли себе? Подумайте, в каких сферах вы не спрашиваете чужих советов, а какие сферы заставляют чувствовать себя неуверенно и сомневаться. Пробуйте делать выбор в таких сферах самостоятельно и наблюдать за последствиями, двигаясь в сторону уверенности.

Вспомните свои крупные неудачи, когда вы понесли ответственность. Как вы пережили последствия? Насколько они кажутся страшными сейчас? Подумайте, что лучше всего помогает вам пережить неудачу.

Спросите себя: что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что прямо сейчас зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.

Как компании управляют лидерством


Понятно, что нанять сильного лидера в свою компанию — это затратно и по ресурсам, и по времени, поэтому многие организации стремятся воспитать собственных лидеров. Это отличная возможность и для сотрудника, потому что при поддержке со стороны компании профессиональный рост будет быстрее — таким образом, выиграют все.

Приведу пример управления лидерством в нашей компании. Вот как мы развиваем сотрудников МойОфис:

Выявляем лидеров. Прежде всего мы находим среди новых и текущих сотрудников тех, кто имеет склонности к лидерству и, что немаловажно, сам хочет расти. Иногда достаточно просто послушать коллег и обратить внимание на имена, которые они неоднократно произносят в положительном контексте, на ситуации, где тот или иной сотрудник вызвал уважение при решении задачи или поиске выхода из сложной ситуации. Скорее всего именно этот человек будет по факту лидером, которого и стоит развивать.

Налаживаем коммуникацию с коллегами. Еще один важный этап — получение отзывов и обратной связи от сотрудников, в чем их потребности, мотивация, пожелания. Мы не только наблюдаем, но и используем разные инструменты: опросы, интервью с экспертами, встречи 1-to-1 с руководителями, а также проводим ревью. И уже на основе обратной связи можем увидеть, кто готов помогать и вдохновлять коллег, что хотелось бы развивать и в чем коллеги сильны.

Даем возможность получить дополнительное образование. Для сотрудников, которые могут и хотят расти, мы разрабатываем индивидуальный план развития, в который включены курсы и события, нацеленные на ключевые компетенции роста. Обязательным шагом для старта программы является готовность учиться. Прежде чем идти дальше, сотрудник должен пройти внутреннюю сертификацию на знание наших процессов и продуктов.

Как видите, людей с лидерским потенциалом мы холим и лелеем :) Если вам интересно развитие и работа в МойОфис, посмотрите наши открытые вакансии — будем рады обсудить сотрудничество.

Главное — делать!

Читайте также: