Личность основателя христианства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Христианство — самая распространенная мировая религия, если учитывать все ее направления. Эта вера оказала огромное влияние на ход мировой истории и до сих пор влияет на способ мышления и ценности миллионов людей, даже тех, кто называет себя атеистами. Сегодня постараемся разобраться, как случилось так, что учение одного из пророков в начале нашей эры в Палестине стало верой миллионов людей.

Обстоятельства зарождения христианства

Иудеи верили в то, что вскоре придет Мессия и освободит их от власти Рима. По всей стране звучали антиримские лозунги, поднимались восстания. В итоге они привели к войне Рима и Иудеи с 66 по 73 года нашей эры, в результате чего Иерусалим (а с ним и еврейский Храм) был разрушен во второй раз. В итоге правление Рима на рубеже эр стало катализатором появления новых течений и религиозных движений.

Историческая личность Иисуса

Историки, а с ними и некоторые религиоведы, пытаются дать ответ на логичный вопрос: а существовал ли вообще такой исторический деятель, как Иисус? Ответ ищут в исторических документах I века. Давайте и мы заглянем туда.

Кроме того, Иисус упоминается в работах историка Светония, писателя Лукиана и сохранившейся переписке, в частности императора Траяна с правителем Понта Плинием.

По мнению некоторых историков, на взгляды Иешуа могло повлиять также учение киников — последователей древнегреческого философа Диогена Синопского. Основные его положения: аскетизм, неприятие авторитета догматов веры, отстраненность от культуры и общества. Один из центров киников был в Палестине и, возможно, соединение положений иудаизма с идеями древнегреческой философии и сформировали взгляды Христа.

ИИСУС ХРИСТОС – основатель одной из величайших мировых религий – христианства, центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.

ИИСУС ХРИСТОС И ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ. IGDA/G. Dagli Orti
ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ. Иерусалим
ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ. Голгофа. Место Распятия. Иерусалим.

Слава Иисуса Христа растет не только благодаря проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцелений и даже воскрешений мертвых (сына вдовы в Наине, дочери Иаира в Капернауме, Лазаря в Вифании), это – превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, чудесный лов рыбы и укрощение бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, хождение по воде, насыщение семью хлебами четырех тысяч человек, обнаружение божественной сущности Иисуса во время молитвы на горе Фавор (Преображение Господне) и т.д.

Едва возникнув, учение о Христе (христология) сразу же породило сложнейшие вопросы, главными из которых стали вопрос о характере мессианского подвига Иисуса Христа (сверхъестественная власть и крестные муки) и вопрос о природе Иисуса Христа (божественное и человеческое).

В большинстве новозаветных текстов Иисус Христос предстает как мессия – долгожданный спаситель народа Израиля и всего мира, посланец Бога, творящий чудеса с помощью Духа Святого, эсхатологический пророк и учитель, божественный муж. Сама по себе идея мессии имеет несомненно ветхозаветное происхождение, однако в христианстве она приобрела особый смысл. Раннехристианское сознание оказалось перед сложной дилеммой – как согласовать ветхозаветный образ мессии как теократического царя и евангельское представление о мессианском могуществе Иисуса Христа как сына Бога с фактом его смерти на кресте (образ страдающего мессии)? Отчасти это противоречие снималось за счет идеи воскресения Иисуса и идеи его грядущего Второго Пришествия, во время которого он явится во всей своей силе и славе и установит тысячелетнее царство Истины. Тем самым христианство, предлагая концепцию двух Пришествий, значительно отступало от Ветхого Завета, обещавшего только одно Пришествие. Однако перед ранними христианами вставал вопрос – если мессии суждено прийти к людям в могуществе и славе, зачем он приходил к людям в унижении? Зачем нужен страдающий мессия? И в чем тогда смысл Первого Пришествия?

Однако признание божественной природы Иисуса Христа могло поставить под сомнение монотеистический характер христианства (единобожие): говоря о божественности Спасителя, христиане рисковали прийти к признанию существования двух богов, т.е. к языческому политеизму (многобожию). Все последующее развитие учения об Иисусе Христе пошло по линии разрешения этой коллизии: одни теологи склонялись к ап. Павлу, строго различавшему Бога и его Сына, другие ориентировались на концепцию ап. Иоанна, тесно связывавшего Бога и Иисуса Христа как его Слово. Соответственно одни отрицали сущностное единство Бога и Иисуса Христа и подчеркивали подчиненное положение второго по отношению к первому (модалисты-динамисты, субординационисты, ариане, несторианцы), другие же утверждали, что человеческая природа Иисуса Христа была полностью поглощена природой божественной (аполлинаристы, монофизиты), и даже находились те, кто видел в нем простое проявление Бога-отца (монархиане-модалисты). Официальная церковь избрала средний путь между этими направлениями, соединив обе противоположные позиции в одну: Иисус Христос одновременно и бог, и человек, но не низший бог, не полубог, и не получеловек; он есть одно из трех лиц единого Бога (догмат о Троице), равный двум остальным лицам (Богу-Отцу и Святому Духу); он не безначален, как Бог-Отец, но и не сотворен, как все в этом мире; он рожден от Отца прежде всех веков, как истинный Бог от истинного Бога. Воплощение Сына означало подлинное соединение божественной природы с человеческой (у Иисуса Христа было две природы и две воли). Эта форма христологии утвердилась после ожесточенной борьбы церковных партий в IV–V вв. и была зафиксирована в решениях первых вселенских соборов (Никейского 325, Константинопольского 381, Эфесского 431 и Халкидонского 451).

Такова христианская, безусловно апологетическая, точка зрения на Иисуса Христа. В ее основе лежит евангельский рассказ о жизни и деятельности Иисуса Христа, который для христиан не подлежит сомнению. Существуют ли, однако, независимые от христианской традиции документы, способные подтвердить или опровергнуть его историческую достоверность?

Целостная иудаистская версия жизни и деятельности Иисуса Христа представлена в знаменитом Тольдоте Иешу (V в.) – настоящем иудейском анти-евангелии: здесь последовательно дискредитируются все основные события евангельского рассказа.

Таким образом, в иудаистской традиции Иисус Христос – не бог, не мессия, а самозванец и колдун, творивший чудеса с помощью магии. Его рождение и его смерть не носили сверхъестественного характера, но, наоборот, были сопряжены с грехом и позором. Тот, кого христиане почитают как Сына Бога, не просто обыкновенный человек, но худший из людей.

Совершенно иной предстает мусульманская (кораническая) трактовка жизни и деятельности Иисуса (Исы). Она занимает промежуточное положение между христианской и иудаистской версиями. С одной стороны, Коран отказывает Иисусу Христу в божественности; он – не бог и не сын бога; с другой, он никоим образом не колдун и не шарлатан. Иса – человек, посланник и пророк Аллаха, подобный другим пророкам, миссия которого обращена исключительно к иудеям. Он выступает как проповедник, чудотворец и религиозный реформатор, утверждающий единобожие, призывающий людей поклоняться Аллаху и меняющий некоторые религиозные предписания.

Иисус Христос как объект христианского культа принадлежит теологии. И это – вопрос веры, который исключает какое-либо сомнение и не требует исследования. Тем не менее попытки проникнуть в дух Евангелий, понять истинную сущность Иисуса Христа никогда не прекращались. Вся история христианской Церкви полна ожесточенных схваток за право обладания истиной об Иисусе Христе, о чем свидетельствуют и вселенские соборы, и выделение еретических сект, и разделение католической и православной Церквей, и Реформация. Но, помимо чисто богословских споров, фигура Иисуса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать прежде всего две проблемы: 1). вопрос о реальном содержании евангельской истории, т.е. был ли Иисус Христос исторической личностью; 2). вопрос об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков смысл этого образа и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направлений, возникших еще в XVIII в., – мифологического и исторического.

Ввиду отсутствия принципиально новых документов и при информативной ограниченности археологического материала пока трудно ожидать какого-либо существенного прорыва в решении проблемы исторического Иисуса Христа.

Для того, чтобы удовлетворить духовные потребности занятых людей, у которых нет возможности уделять много времени чтению, будут публиковаться избранные фрагменты, драгоценные жемчужины Мудрости, помогающие возвысить своё сознание, вспомнить о вечном среди суеты дня.


25 декабря отмечается Рождество по католическому стилю, 7 января отмечают этот праздник в Православной традиции. Однако независимо от того к какой религии или Вере принадлежит человек, и причисляет ли он вообще себя к верующим людям, все чувствуют особую неповторимую атмосферу в это время. И дело тут не только в смене года.

Вот уже более 2000 лет отделяют нас от времени Рождения Великого Учителя – Иисуса Христа. Христианство является самой распространённой религией на Земле. Практически каждый человек на нашей планете теперь знает Его имя. Но тогда, 2000 лет назад в пустынной Иудее, мало кто догадывался какой трудный путь и какая великая слава выпадут на долю младенца, родившегося близ города Вифлеем в пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот.

Великий Учитель. Основатель христианства

Место и время рождения. Семья. Ранние годы

Родители Иисуса, Мария и Иосиф-плотник, жили в Галилее, в маленьком горном селении Назарет. Оба они были из рода Давидова и, поскольку в то время проводилась перепись населения, обязаны были прибыть в Иудею по месту рода своего. Здесь, в Иудее, в Вифлееме, что южнее Иерусалима, родился Иисус1 .

Дата рождения , казалось бы, очевидна: ведь с рождения Христа началась новая эра. Однако эта дата была предложена монахом Дионисием 600 лет спустя. Она была принята, несмотря на очевидное несоответствие: ведь во время рождения Иисуса был жив ещё царь Ирод.

Магами издавна было предсказано, что при особом сочетании планет Сатурна и Юпитера должно совершиться рождение Божественного Воплощения. Это сочетание планет и было Звездой, которая вела магов. Оно появилось в созвездии Рыб, которое, как известно астрологам, управляет Иудеей. Потому маги направились в Иудею, и были в пути около года.

Иисус Христос. Основатель Христианства. Ранние годы

Назарет, где жила семья Иисуса, лежал на пути многих караванов. Ребёнка привлекали путешественники, побывавшие в разных странах, особенно те, которые владели знанием. Он беседовал со странниками, проникался их учениями и часто удивлял их своим глубоким восприятием тайных познаний. Некоторые оставались в Назарете дольше, чтобы пополнить знания этого необычного ребёнка.

Есть указание и на то, что Христос вернулся в Иудею и приступил к Великому Служению после 30 лет странствий, уже в зрелом возрасте.

Иисус Христос. Великий Учитель, основатель христианства.

Иисус Христос. Великий Учитель. Воскрешение Лазаря.

«…каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами… Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида – люди приходили за исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зёрна добра.

Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но всё-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно – сильнейшее средство для вибрации гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению.

Среди учеников было много горя и житейских бедствий. Учитель Помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание было мертво – так врач и Творец совершал свой Путь…

Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял много внимания незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришёл к людям, а не для одной секты. Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали облик Великого Путника ещё человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его потерял бы своё значение. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкосновения с разными беспорядочными излучениями.

В дни третьей Пасхи Иисус вместе с учениками торжественно въезжал в Иерусалим, приветствуемый народом, а синедрион4 уже готовил Ему расправу. Иисуса по доносу Иуды арестовали и привели на суд синедриона. Судилище, созванное ночью, в неполном составе и в нарушение принятых им правил суда, признало Иисуса опасным бунтовщиком. Священники, требуя смертной казни пророка, повели Иисуса к Пилату5 затем к Ироду Антипе6 и снова к Пилату. Пилат, не видя вины Иисуса, пытался заменить смертную казнь освобождением узника ради праздника, подвергнув его безжалостному бичеванию, но священники и подстрекаемый ими народ требовали распятия. Иисус был распят рядом с двумя разбойниками.

Иисус Христос. Великий Учитель. Молитва Христа

Сокровенное Учение Христа

Иисус Христос. Великий Учитель. Нагорная проповедь

Иисус Христос. Великий Учитель. Обращение самарянки

Предсказав приближение Мира Огненного, Великий Провидец указал, как нужно готовиться к Его Приходу. Как драгоценные жемчужины остались в Евангелиях Его Заповеди Любви и духовного совершенствования.

Наибольшая Заповедь Христа – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая подобная ей заповедь – возлюбить ближнего, как самого себя.

Любите Бога и любите ближнего.

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Возвещайте Волю Божию.

Исполняйте Божественные Законы.

Не собирайте себе сокровищ на Земле, но собирайте на Небе.

Не судите, да не судимы будете.

Прощайте людям согрешения их.

Любите врагов своих.

Радуйтесь. Не будьте унылы.

Единственный Путь к Богу – познать Законы Бога и начать творить Совершенство во имя общего блага и братства на Земле.

История христианства

Религия, создавшая цивилизацию Европы, определившая культурное своеобразие России, своего рода вершина, когда о человеке, его спасении сказано уже все возможное. Таково христианство – мировая религия, первая среди других по числу последователей. В статье очень кратко и популярно изложена вся история христианства от зарождения до наших дней.

Где, когда и почему возникло христианство

Знаменательно: христианство появилось именно тогда, когда еврейское государство, потерявшее независимость, стало частью Римской империи. Охватывавшая почти весь тогдашний цивилизованный мир, она стала той средой, где учение, возникшее в Иудее, стало мировым.

А к концу Апостольского века с христианство вышло на сопредельные империи территории, где жили славяне, скифы, готы…

Время начала существования христианской церкви приблизительно возводят к 33 г. по Рождестве Иисуса Христа, когда по Воскресении, Вознесении Спасителя община Его учеников получила дар Святого Духа, пребывающего в ней до наших дней.

Появление христианства завершает долгий духовный путь не только еврейского народа, но всего человечества, начавшийся по грехопадении Адама, изгнании из Рая, когда человек потерял связь со своим Создателем. Но говорит Господь словами пророка Исайи:

Исполняя это обещание, Господь приходит на землю, дабы спасти каждого, кто готов довериться Ему. Мир ждал – но лишь евреи, знавшие обетование о Спасителе, данное Богом первым людям еще по изгнании из Рая, знали, чего именно. Вернее сказать, Кого.

Адам и Ева Гюстав Доре

Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре

Основатель

Слова пророков начали исполняться:

Впрочем, на все эти подробности сбывшихся пророчеств обратили внимание много позднее. Совершившееся событие далеко не сразу было осознано: ожидавшие великого правителя царского достоинства, люди не могли подумать, что:

Распятие и Воскресение

Случившееся дальше было не только неожиданно, но — непонятно. На третий день Тело Христово не нашли в запечатанной пещере, служившей Ему гробом. А потом многие видели Его учеников — некогда боязливых, ныне — смелых проповедников, еще недавно печальных, унылых — теперь же несущим странную, небывалую весть: Христос воскрес! Эти слова стали знаменем юной Церкви, ее, может быть, первым Символом Веры. Ими, как говорят, приветствовала самого Римского императора св. Мария Магдалина, первой лично видевшая Воскресшего.

И все же даже после чуда Воскресения Спасителя, признания Его Божественности, даже перед самым Вознесением Господа на небо, Его все еще спрашивают:

Основные этапы развития

В истории Церкви обычно выделяют:

  • ранний период; здесь выделяют так называемый Апостольский век, когда еще пребывали на этой земле ученики Христовы; затем начинается этап гонений от Римских властей; он заканчивается в первые годы IVв. с прекращением преследования верующих при Константине Великом;
  • эпоху роста, распространения Церкви; христианскими становится множество стран; это время часто именуют также эпохой Вселенских Соборов; она длится до конца IXв.; это годы, когда христианами становится множество людей, не переживших гонения, нее знавших опыта мученичества, исповедничества, но при этом пытливо желавших уразуметь тайны веры, познаваемые лишь опытно; первым из догматов, установленных Церковью стало утверждение о Единосущии Отца и Сына Божия, последним — об иконопочитании (787 г.)
  • новая эпоха начинается после раскола единой Церкви с 1054 г. на Западную и Восточную; с этого момента каждая из ветвей некогда единой Церкви идет своим путем.


Второй Вселенский собор. Дионисий. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы

Раннее христианство

  • новая религия, начавшись как, по сути, ветвь иудаизма, становится достоянием не одних евреев;
  • создаются Евангелия — тексты, содержащие основы веры;
  • Церковь проходит испытание гонениями; из них она выходит победителем, с IVв. христианство окончательно становится мировой религией, распространяясь даже за пределы Римской империи.

Роль апостолов

И вот однажды во время молитвы первоверховному Апостолу, Петру, было видение: некое полотно, наполненное нечистыми по Закону Моисея животными, птицами, даже гадами. И глас:

Видение повторилось трижды. А когда Апостол пришел в себя – услышал, как в двери дома, где он жил, гостя у друга, стучат неизвестные люди из язычников, ища Петра. Ибо по прямому Божию повелению, данному чрез Ангела благочестивому сотнику одного из Римских легионов, Корнилию, Петру надлежало идти с проповедью в его дом. Так Петр стал первым, кто проповедовал Христа среди язычников.

История христианства, Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Среди других Апостолов, чья деятельность, писания принесли величайшую пользу Церкви:

Все Апостолы кроме св. Иоанна Богослова приняли мученическую кончину, погибнув от рук язычников.

Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.

Ликует Рим в языческом веселье.

Заполнены трибуны неспроста.

Служителей распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,

Не тыкали в страдающих перстами,

Достойно опускали пальцы вниз…

И вновь ведут на новые мученья

Того, кто стар и кто кричаще юн.

И всех, приговорённых на съеденье,

По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок, сам идя на муки,

Перекрестился, слыша грозный рык,

Прижал к груди крестообразно руки,

На небо поднял просветлённый лик.

И царь зверей, подняв завесу пыли,

Раскинулся, рыча, у детских ног.

И точно гром, трибуны возгласили:

– Велик и славен христианский Бог.

Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец

Ныне на богослужениях среди множества угодников Божиих воспевают:

    , блестящего воина, во всеуслышание объявившего себя христианином, вынесшего нечеловеческие мучения;
  • вмч. Пантелеймона, милосердного юношу-врача, исцелившего сотни, если не тысячи людей, принявшего смерть за веру;
  • мчч. Киприана и Иустину – первый был языческим волхвом, но, пораженный силой веры девицы Иустины, которую пытался околдовать, совершенно изменился, принял Крещение, позже – был убит за Господа, как и сама Иустина;
  • сотни других оставшихся неизвестными людям христиан, бестрепетно шедших на страдания ради любимого ими Господа.

Лактанций, один из ранних христианских писателей IV в., выделяет 10 периодов гонений на Церковь. Первое начал с 64 г. император Нерон. Последнее приходится на правление Диоклетиана, затем – Галерия. Это преследование верных продолжалось 10 лет, с 303 по 313 г., после чего великая империя признала бессмысленность репрессий: они лишь умножали славу Церкви, количество ее последователей.

Распространение

Какая вера была до принятия христианства

Первые страны, принявшие христианство

Хотя религия родилась, начала распространяться именно на территории империи, первая страна, принявшая ее как официальную, причем единственную – вплоть до запрета язычества – точно не Рим.

Эдесса

Некоторые церковные историки полагают, что первым христианским государством была Эдесса – тот самый город, куда, по преданию, Сам Господь послал Нерукотворный Образ Своего Лика, чудесно отпечатавшийся на плате. От него получил облегчение болезни царь Авгарь. По Воскресении Христовом он был крещен ап. Фаддеем, основавшим здесь христианскую общину еще с 44 г. н.э.

Когда Армения приняла христианство

Это случилось с 301 г., когда царь Тиридат, убежденный чудесами милости Божий, явленными через свт. Григория, епископа Армении, принимает Крещение вместе со своими подданными.

Официальное утверждение христианства в Римской империи

Однако первым императором, твердо уверовавшим во Христа, стал Константин Великий. При нем:

Рубенс. Видение императору Константину

Рубенс. Видение императору Константину

Легендарный король франков, принявший христианство

Однако, король медлил, опасаясь реакции своих воинов-язычников, народа. Но после того, как он рассказал им о чудесной победе, народ воскликнул:

Поэтому Крещение от руки епископа Реймса Ремигия принял не только король, но по крайней мере 3000 его воинов, множество народа.

Крещение укрепило власть Хлодвига, духовно объединив некогда разрозненных франков. Поэтому король считается создателем франкского государства.

Принятие христианства славянскими народами

Оно совершается с IX в. благодаря миссии свв. Кирилла (Константина) и Мефодия, получивших благословение на свою деятельность от Патриарха Константинопольского. Кроме обращения славянских племен, их заслугой стало:

Историческое значение принятия христианства на Руси

Спустя чуть более, чем 100 лет после болгар, моравов, хорватов, совершившегося благодаря деятельности свв. Кирилла и Мефодия, а также их учеников, христианство пришло на Русь:

  • около 957 г. приняла Крещение княгиня Ольга;
  • с 988 г. стал христианином ее внук, князь Владимир.

Долгий, сложный процесс Крещения занял несколько столетий. Они вместили духовные взлеты, подвиги святых иноков, даже князей – и страшные падения, междоусобицы, борьбу амбиций.

Автокефалия на Украине

Прп. Силуан Афонский говорил:

Появление монахов

  • первым ушел на пустынное подвижничество монах Павел; его именую Фивейским, по пустыне близ Египетского города Фивы, где он прожил до глубокой старости один;
  • между тем, самого св. Антония считают основателем общежительного монашества; его житие написано свт. Афанасием Великим.

Вселенские соборы

В течение более чем пяти столетий Церковь делала трудную работу, переводя то, что сердцем знали опытные подвижники, на язык точных терминов, логически непротиворечивых утверждений.

Раскол христианской церкви на православие и католицизм

Западная Церковь много столетий совсем не страдала от ересей, с недоумением глядя на жаркие дебаты восточных христиан. Римский первосвященник был озабочен несколько иными проблемами – прежде всего, непрерывными междоусобицами варварских королей, которые уничтожили Западную Римскую империю, а затем схватились за власть между собой. По сути, существовал единственный вариант прекращения братоубийственных войн: духовное объединение.

Анафема

Раскол церквей 1054 года. Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

К XI в. догматические, даже культурные расхождения между Западом и Востоком становятся препятствием к молитвенному общению. С 1054 г. происходит раскол, продолжающийся до настоящего времени.

Западное христианство и его развитие

Части некогда единой Церкви пошли каждая свои путем. На этой дороге западных христиан ожидало еще не одно потрясение.

Средневековье

Мировоззрение

Для католиков, погруженных в стихии мира, сама природа, каждое событие человеческой жизни – Божие послание. Расшифровать его, понять волю Божию – то, над чем бьется мысль всякого католика того времени. Так появляется:

Ереси

С еретиками Западная Церковь боролась хорошо известным ей способом – отлучениями, а затем – прямыми репрессиями. Что, конечно, вызывало еще больший протест.

Обновление христианства в Европе (начало Реформации и Контреформация (1517 г.)

История христианства

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

А еще протестанты отказываются от большинства таинств, не признают священства, отвергают тысячелетний опыт св. отцов – Предание. Парадоксально, что выступая против сухого, рационального богословия, они приходят… к еще большему рационализму, отходу от духа раннего христианства до полной его утраты.

Эпоха Ренессанса

Видя себя со-творцом Бога, человек, носитель Его образа, претендует создавать собственные миры, видение Священной истории, образов святых. У художников Ренессанса они натуралистичны, эстетически прекрасны и… являются ли плодом молитвенного труда художника? Действительно изображают духовный мир, или все же здешний, материальный?

Философия религии в трудах ученых XIX–XX вв.

Рационализм католических схоластов, протестантских богословов имеет, конечно, не одни отрицательные черты. Велик их вклад не только в становление светской науки, но также развитие философии религии – как на Западе, так на Востоке:

  • например, трудами протестантского пастора Фридриха Шлейермахера с конца XIX в. возникла герменевтика – не только как истолкование Библии, но как искусство понимания вообще текстов прошлого; ныне она широко используется историками, философами;
  • уникальны работы русских философов; они соединяют богословие святых отцов, опыт православия, с философией, продолжая святоотеческую традицию, помогая прийти к вере множеству образованных людей даже до наших дней; это работы С.Л. Франка, о. Сергия Булгакова, Е.П.Трубецкого, В.Лосского, И.А. Ильина, и, конечно, П.Л.Флоренского.

В первый послереволюционный год о. Павел Флоренский положил начало новому направлению философии религии – философии культа. Его лекции, прочитанные уже в революционной Москве 1918 г., бережно записанные, сохраненные слушателями, были опубликованы только в 2005 г. трудами игумена Андроника (Трубачева).

Православие в Византии после XI в.

После раскола сложности начались также у христиан Востока – но поначалу скорее внешние. Византия пережила:

  • военную экспансию мусульман, для борьбы с которой обратилась к Папе Римскому; несколько крестовых походов вернули христианам Иерусалим, Эдессу, но привели к образованию на территории Византий государств крестоносцев;
  • образование так называемой Латинской империи, когда во время 4 крестового похода западные рыцари 12 апреля 1204 г. захватили уже Константинополь.

Она не была принята полнотой Церкви, верующими, позже стала основанием для фактической автокефалии (самостоятельности) Русской Церкви (1448 г.), также отвергшей беззаконие. Все это не помешало публично провозгласить унию. А через полгода, в 1453 г., турки захватили Константинополь.

Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий).

Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий). Вид храма до реконструкции конца XIX века

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли. Постройка времен Андрея Боголюбского. Исторический памятник датируют 1165- 1166 годами

Современное состояние христианства Востока

Читайте также: